Летающая мощь вмф: чем вооружена морская авиация россии

Содержание

АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей

Морской патрульный самолет (СССР)

На фото видны поднятые над двигателями щитки реверса тяги, которые служат для сокращения пробега при посадке

В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.

Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.

На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.

Ан-72П обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками — пробег при посадке составляет всего 350 м

Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.

Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.

Подобное расположение двигателей создает дополнительную подъемную силу за счет «прилипания» к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел

История

К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания.

В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».

Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.

В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи», закрепивший организационное включение флотской авиации в состав службы связи флотов Империи.

В составе РИФ ВС России находилось двенадцать авианесущих кораблей (АВК), семь из них принимали участие в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации.

В конце 1916 года введено в действие — «Положения о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота» и были сформированы на флотах РИФ воздушные дивизии, бригады и дивизионы.

За годы Первой мировой войны, в Русском флоте, был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания (в интересах флота применялись гидросамолёты, самолёты, дирижабли, аэростаты и воздушные шары).

В 1918 — 1919 годах морская авиация организационно состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской флотилии, авиаотряда Каспийско-Астраханской флотилии, авиаотряда Онежской флотилии и насчитывала в своём составе 76 самолётов. С 1920 по 1938 годы морская авиация входила в ВВС РККА, её самолётный парк составлял 36 самолётов. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, состав которых непрерывно увеличивался количественно. К началу Великой отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали 2906 самолётов (торпедоносцы — 10 %, бомбардировщики — 14 %, истребители — 45 %, гидросамолёты-разведчики — 25 % и другие) но, преимущественно, старых образцов.

В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».

В 1953 году морская авиация стала называться авиацией ВМФ, а ВВС флотов — авиацией флотов. С 1980 года авиацию флотов вновь стали называть ВВС флотов.

«Наш базовый самолёт»

В беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко отметил, что морская авиация приобрела огромное значение в связи с многократным ростом разведывательной активности стран — членов НАТО вблизи российских границ. По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, чаще всего самолёты и корабли альянса появляются на Балтике и в Черноморском регионе.

Также по теме

«Принять самолёты любого класса»: как Россия модернизирует аэродром Бельбек в Крыму

Минобороны России завершило строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП) на аэродромном комплексе Бельбек длиной 3450 м,…

Из слов Игоря Кожина следует, что Минобороны делает акцент на перевооружение истребительных полков за счёт всепогодного сверхманёвренного Су-30СМ, который выпускает ПАО «Корпорация «Иркут». Этот двухместный самолёт доказал свою эффективность, выполняя боевые задачи в Сирии.

Су-30СМ заметно превосходит по характеристикам своего предшественника Су-27. Машина оснащена активной фазированной антенной решеткой (АФАР), передним горизонтальным оперением и турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Поставка этих машин Минобороны началась в декабре 2012 года.

Су-30СМ относится к поколению 4++, обладая некоторыми элементами малозаметности. На машинах установлены комплексы радиоэлектронной борьбы (ПЭБ) «Сорбция» и «Хибины», способные поставить помехи бортовым радиоэлектронным станциям (РЛС) и некоторым типам наземных радаров.

В арсенал Су-30СМ входят 30-мм пушка, управляемые и неуправляемые бомбы, различные типы ракетного вооружения. По словам Кожина, детище ОКБ Сухого — «это наш базовый самолёт, поэтому идёт плановая замена им практически всего парка оперативно-тактической авиации».

  • Су-30СМ взлетает с аэродрома

Ещё одной новинкой, которая в следующем году начнёт поступать в подразделения МА, является разведывательно-ударный вертолёт палубного базирования Ка-52К «Катран». Эти машины производятся Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина.

Ка-52К разрабатывался на основе знаменитого «Аллигатора» для двух кораблей типа «Мистраль», которые по результатам российско-французских переговоров были переданы Египту. Ожидается, что в ближайшее время около трёх десятков «Катранов» получит Каир.

В то же время, как полагают в Минобороны РФ, Ка-52К найдётся применение и на родине — в морской авиации. В частности, вертолёты могут быть размещены в ангарах больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 и перспективных универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой».

«Катран» унаследовал все преимущества «Аллигатора» — поразительная манёвренность, надёжность, скоростные качества (до 300 км/ч), высокая боевая нагрузка (2 т) и большой радиус применения (460 км). Вертолёт оснащён самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО).

Важное преимущество Ка-52К заключается в возможности наносить удары противокорабельной крылатой ракетой Х-35В дальностью до 260 км. В стандартный арсенал машины входят 30-мм пушка 2А42, противотанковый комплекс «Штурм-ВУ» или комплекс «Атака», управляемые ракеты «Игла-В» класса «воздух — воздух», неуправляемые ракеты С-8 или С-13

Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.

Управление начальника МА ВМФ — г. Москва.

  • 444-й ЦБП и ПЛС, 240-й гв. ОСАП (ИИ), 46-й ОТАП (бывш. 399-я ОТАЭ);[]
  • МА БФ;
  • МА ЧФ;
  • МА СФ;
  • МА ТОФ.
  1. Следует отметить, что попытка вернуться к подобной системе была сделана в середине 1990-х гг. Тогда, в условиях тотального дефицита запчастей и топлива, командование Авиации ВМФ было вынуждено делить лётный состав авиационных частей на три категории, соответствующие их уровню подготовки. Личному составу «оргядра» планировался максимальный налёт, а остальные две группы летали по остаточному принципу. []
  2. Передача МРА и ИА в ВВС и ПВО, по ряду причин, затянулась, и уже во вновь сформированных авиабазах МА ВМФ пришлось весной 2010 г. срочно вводить штаты на ракетоносцы и истребители. Однако к этой теме вернулись весной 2011 г. []
  3. На этом процесс формирования новых структур в 2010 г. не был завершён. Руководство Министерства обороны РФ держит курс на сокращение количества гарнизонов и военных городков. Так, уже расформирована 7059-я АвБ на аэр. Кневичи (она вошла в состав 7062-й АвБ гарнизона Николаевка). Подобные преобразования в 2011 г. проходят на всех флотах, где намереваются оставить по одной авиабазе, имеющей несколько аэродромов. []
  4. на базе расформированного 444-го ЦБП и ПЛС в Ейске был сформирован новый 859-й ЦБП и ПЛС, а полки ЦП с 1 декабря 2009 г. были переформированы в 7055-ю гв. АвБ на аэр. Остафьево. []

А-40 «АЛЬБАТРОС» — уникальный самолет-амфибия

Морской патрульный самолет (СССР)

А-40 может находиться на воде даже при волне в 3,5м

Разрешение на работу над А-40 «Альбатросом», преемником Бе-12, Таганрогский завод получил только в 1976 году. Главной задачей новой машины являлась борьба с подводными лодками. Для этого самолет оснащался поисково-прицельной системой, в состав которой входили радиолокатор, магнитомер и другие средства.

Под большим белым обтекателем размещена антенна поисковой и навигационной радиолокационных систем

Машина впервые поднялась в воздух 7 декабря 1986 года. В апреле будущего года состоялся второй полет. Летом приступили к испытаниям на воде, продолжавшимся до весны 1988 года. Только в августе 1989 года самолет представили широкой публике на авиационном празднике в Тушино.

В сентябре того же года «Альбатрос» установил 14 мировых рекордов среди машин своего класса. В 1991 году он был показан на авиационном салоне в ЛеБурже. С самолета сняли специальное оборудование и представили его как спасатель.

Летно-технические характеристики машины оценивались очень высоко. В 1993 году его демонстрировали на первом авиационно-космическом салоне в Жуковском. Самолет до сих пор остается самой большой амфибией в мире. К 2012 году им установлено 148 мировых рекордов.

В самом конце фюзеляжа установлен небольшой руль для управления самолетом на воде

Поздравления с Днем авиации ВМФ России

***
И в небе вам счастье, и море — не горе,
Ведь ваша стихия — и небо, и море.
И День авиации — праздник для вас,
И День ВМФ — отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова —
День авиации флота морского!

***
Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несет.

Много в истории славных страниц,
По защите наших российских границ.
Морские орлы, мы вас поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

***
Морской авиации шлю я привет,
Каждый из вас, несомненно, герой!
Не знайте вовеки печалей и бед,
Желаю удачи вам в жизни большой!

Будьте здоровы, живите вы в счастье,
Всех благ от души вам хочу пожелать,
И главное — мира, спокойствия, братцы,
Чтоб не пришлось никогда воевать!

1 Организация запрещена на территории РФ.

Тринадцать лишних дней

Настоящая дата воздушного боя, ставшего поводом для назначения профессионального праздника морских летчиков России, — 21 июня 1916 года по старому стилю, или 4 июля по новому стилю. 21 июня четыре русских гидроплана М-9 вступили в воздушный бой с тремя германскими гидросамолетами «Фридрихсхафен» FF.33 и летающей лодкой «Бранденбург» FB. Первым на перехват вражеских самолетов вылетел подпоручик Александр Извеков — и погиб, когда его гидроплан загорелся после попадания в бензобак и рухнул в море. Три других русских летчика — мичманы Геннадий Карцов и Борис Щепотьев и лейтенант Сергей Петров — навязали немцам встречный воздушный бой и в итоге подбили два германских гидроплана, а один сбили. Он упал в воду поблизости от русских кораблей, которые подобрали его членов экипажа: летчика лейтенанта цур зее фон Зибурга и наблюдателя обермата Майера; сняли с него пулемет и приборы, а потом затопили. Именно дата 21 июня 1916 года фигурирует в архивных материалах и исследованиях, посвященных истории отечественной морской авиации. А ошибка в приказе главкома, судя по всему, появилась потому, что готовившие документы офицеры приняли уже рассчитанную по новому стилю дату боя — 4 июля 1916 года — за дату по старому стилю и по привычке прибавили к ней тринадцать дней.

Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года

АН-12ПС — спасающий жизни

Поисково-спасательный самолет (СССР)

На месте кормовой кабины стрелка у Ан-12ПС организован отсек для двух спасательных плотов

Этот самолет создавался для выполнения спасательных операций на больших расстояниях и поиска в море пропавших судов. За основу был взят военно-транспортный самолет Ан-12. Оснащенный специальной аппаратурой, способной услышать издали передаваемый сигнал бедствия, а также катером, находящимся в большой грузовой кабине, он был назван Ан-12Б и начал использоваться в спасательных операциях еще в 1963 году.

Четыре года спустя вышло постановление советского правительства о создании на его основе специальной машины. Самолет под названием Ан-12ПС был готов к государственным испытаниям в 1970 году. В его задачи входил поиск опускающихся на воду космических кораблей и их экипажей.

Для прицельного сброса спасательного катера и других грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7

В состав авиационно-морского поисково-спасательного комплекса входил катер «Ерш», сбрасываемый на парашютах с высоты от 600 до 1500 м прямо с экипажем из трех человек. «Ерш» был способен выполнить свою задачу при качке, достигавшей четырех баллов, и мог принять на борт до восьми человек.

Катер развивал скорость 11 км/ч и самостоятельно преодолевал до 720 км. Он имел на борту все необходимое для оказания первой медицинской помощи и несколько спасательных плотов, готовых принять еще 60 человек. Весь этот караван судно могло тащить на буксире. Сброс катера с экипажем был делом новым, и первые испытания проводились без людей на борту. Только 12 апреля 1976 года, как раз в День космонавтики, Ан-12ПС прошел полноценные испытания. После них самолет с катером на борту начал поступать на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов.

В 1970-х годах в поисково-спасательные машины были переоборудованы несколько военно-транспортных самолетов. В 2000 году Ан-12ПС участвовал в международных учениях поисково-спасательных сил «Сэрекс-Альфа-2000».

В 1983 году при испытаниях на Чёрном море системой спасения был неожиданно обнаружен экипаж потерпевшего аварию канадского самолета

Ан-12ПС оснащен ориентировочными морскими авиационными бомбами, с помощью которых на воде образуется видимое издалека пятно для визуальной маркировки места поиска

Амфибии спешат на помощь

Взамен противолодочных самолетов советской разработки Ил-38 и Ту-142 морская авиация в ближайшие годы получит новый патрульный комплекс на базе Ту-204. Он будет действовать в едином информационном пространстве ВС России, сможет управлять беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными катерами, а также бороться с любыми надводными и подводными объектами.

Первый построенный для Министерства обороны РФ самолет-амфибия Бе-200ЧС / Фото: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

В феврале этого года в Таганроге совершил свой первый полет флотский Бе-200ЧС. ВМФ РФ уже более века эксплуатирует самолеты-амфибии. Если вспомнить, морская авиация России и была создана на базе гидросамолетов. Однако в настоящее время летает несколько Бе-12 почти полувекового возраста.

Амфибии крайне удобны в поисково-спасательных операциях. В годы Второй мировой войны американские гидросамолеты «Каталины» спасли несколько сотен сбитых летчиков. Теперь же можно наблюдать возрождение российской военной гидроавиации. Первые флотские Бе-200 будут служить на Каспийском море, и местная флотилия получит свою собственную морскую авиацию, которой у нее не было со времен Великой Отечественной войны.

Новые возможности МиГ-31

В составе морской авиации также есть две эскадрильи, вооруженные истребителями МиГ-31. Одна дислоцируется на Кольском полуострове, другая — на Камчатке. Последняя активно перевооружается на модернизированные МиГ-31БМ. И ее можно считать драйвером освоения новых методов использования воздушных кораблей.

Камчатские «МиГи» совершают полеты в район Северного полюса, учатся работать в стратосфере, прикрывают наши стратегические бомбардировщики во время патрулирования у берегов Аляски. Сейчас в России создаются противоспутниковые ракеты воздушного базирования. После их принятия на вооружение флотские МиГ-31 смогут вести звездные войны.

Авиация_2

Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ во время учебно-тренировочных полетов

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Но это еще не всё. В ближайшие годы эскадрильи МиГ-31БМ будут развернуты в полки и вооружены гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». По сути, произойдет возрождение знаменитой советской морской ракетоносной авиации.

В годы холодной войны одной из основных сил советского ВМФ были полки с ракетоносцами Ту-22М. Эффектная атака такими самолетами американского авианосца и его поражение ракетами Х-22 показана в фильме «Все страхи мира».

Вместе с тем прорыв противовоздушной обороны корабельных соединений стран НАТО и выход самолетов Ту-22М на рубеж атаки оставляли мало шансов уцелеть пилотам этих машин. Теперь же полки «МиГов» с «Кинжалами» на борту и ударные беспилотники дальнего радиуса действия станут глобальной ударной силой и смогут поражать корабельные группировки противника на любых расстояниях.

Авиация_3

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» во время летно-тактических учений

Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ

Но самое главное, при этом не придется рисковать жизнями экипажей. Потенциал, заложенный в истребители МиГ-31 при их создании 40 лет тому назад, начал полностью раскрываться только в последнее время.

Гонка вооружений и противостоянии с США

Боевой опыт, преимущества советского оружия,  военной техники и их недостатки были учтены и стали основой дальнейшего развития всех родов Вооруженных сил СССР. Забыв об общих целях в дни борьбы с фашизмом, Соединенные Штаты Америки развязали гонку вооружений. Для демонстрации силы и шантажа Советского Союза в Хиросиме и Нагасаки было применено ядерное оружие. Более активно строился авианосный флот, который стал оказывать давление на непокорные страны по всему миру. Создавались новые все более разрушительные ракеты с ядерными боеголовками, которые размещались на мощных подводных лодках с атомными реакторами.

Перед флотами встали вопросы эффективного противодействия угрозам, исходящим из глубин океана. В последующие годы морская авиация пополнялась новыми самолетами, которые оснащались радиолокационными средствами, крылатыми ракетами способными уничтожать плавсредства противника. Прорывом стало формирование дальней морской авиацией, в функции которой входила разведка, поиск подводных судов, ракетные, минные, торпедные удары и патрулирование мирового океана на дальних подступах. В состав ВМФ РФ входили авианосные группы, а так же крейсера с палубной авиацией, в виде современных военных вертолетов. Кроме того укреплялись базы ВМФ в Североморске, Кронштадте, Балтийске, Севастополе, на Камчатке и Тихом океане.

На момент развала страны в авиацию ВМФ СССР входили авиаполки, включающие 1702 самолет и вертолет. Необратимые процессы распада Союза разорвали на части единые многонациональные Вооруженные силы, а новые власти не сделали ничего, чтобы поддержать боеспособность сохранившихся войсковых подразделений.

Состав Авиации Российского Императорского флота в декабре 1916 г.

— 1-я бригада — г. Ревель (1-й, 2-й, 3-й дивизионы, 54 самолёта);

— 2-я бригада — г. Гельсингфорс (4-й, 5-й, 6-й дивизионы, 48 самолётов);

отряд корабельной авиации (гидроавиатранспорт «Орлица», 4 самолёта);

Отдел морской авиации при службе связи Черноморского флота — Севастополь (до декабря 1916 г.).

Воздушная дивизия Чёрного моря (в стадии формирования):

— 1-я бригада — г. Севастополь (1-й, 2-й дивизионы, 36 самолётов);

— 2-я бригада — г. Батум (3-й, 4-й, 5-й дивизионы, 54 самолёта) ;

дивизион корабельной авиации (гидроавиатранспорты «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз», «Румыния», «Король Карл», «Дакия», «Император Траян», 6 авиаотрядов, 33 самолёта);

  • Чудской гидроавиационный отряд;
  • Ванский гидроавиационный отряд.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector