Первые танки в мире
Содержание:
- Содержание
- “Mother”, the production prototype
- Английские танки современные
- Боевое применение
- Боевые действия
- Ссылки
- История танка Mark IV
- Хранение травматического оружия
- Галерея
- Изображения
- Боевое применение
- Production
- Т-28
- Ссылки
- Рекомендации
- Модификации
- Совместимое оборудование
- ТТХ
- Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)
Содержание
“Mother”, the production prototype
In December 1915, the final prototype was ready for the first trials, which took place in April 1916. It was named officially “His Majesty’s Land Ship Centipede”, but was know colloquially as “Mother” or “Big Willie”, as a joke directed towards the German Kaiser and the crown prince, both named Wilhelm. In the meantime, the “Tank Supply Committee” succeeded the Landship Committee, under the chairmanship of Albert Stern. Other members included Ernest Swinton, the head of the committee, General Haig, who acted as a liaison officer, Hugh Elles who would later become the commander of the tank force in France. The trials were held up in an impressive reconstruction of no-man’s land with trenches, parapets, craters and barbed wire, and impressed all officers except the Secretary of War, Lord Kitchener. Despite of this, an order was secured for 150 tanks in two batches, with one order being issued 0n 12 February 1916 and another on April 23.
Английские танки современные
Анализируя технику военного периода, британцы видели, что не по одному из своих параметров их машины не смогли сравниться с лидерами этой отрасли и в первую очередь – по вооружению и бронированию. Было принято решение заменить все типы одним, как позже назовут «основным боевым». Применяя тогдашнюю британскую терминологию, выбор пал на средний пушечный танк «Центурион». Он, претерпевая ряд модификации (17), простоял на вооружении больше 40 лет.
После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».
Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».
Кроме того, Британия ряд бронемашин конструирует и производит исключительно на экспорт. Среди них: Виккерси Мк1 «Виджаянта», Мк2, Мк3,Мк4 «Вэлиэнт», Мк5, Мк7; на базе «Чифтена» Шир-1«Халид» и Шир-2 «Чифтен-900».
Боевое применение
В Великобритании судьба Mk.B оказалась слишком короткой. Армия приняла на вооружение 45 машин, используя их только в метрополии. Единственным «иностранным», подразделением а заодно и последним, которое эксплуатировало Mk.B, стал 17-й танковый батальон. В 1919 году он был отправлен в Ирландию для подавления мятежа и оставался там до 1922 года, пока эта страна не получила независимость.
Mk.B в Королевском Танковом Корпусе, начало 1920-х годов
Из оставшегося количества 57 танков находились на складах в ожидании дальнейшей участи. Часть из них частично разобрали и отправили на артиллерийский полигон для использования в качестве мишеней. Другие было просто разбронированы или разделаны на металл. Официально танки Mk.B оставались на вооружении британской армии до 1925 г.
Более активно сложилась карьера «экспедиционных» танков. В июле 1919 года три средних Mk.B три тяжелых Mk.V были доставлены в Архангельск в составе танкового отряда под командованием Льюис-Брауна. Сведения о действиях этого подразделения весьма отрывочны. По одним данным командование британского экспедиционного корпуса рассчитывало применить их в ходе планировавшегося наступления на Петрозаводск, по другой версии танки могли быть переданы армии А.Колчака, если та смогла соединиться с армией генерала Е.Миллера. В любом случае, танковый отряд до сентября 1919 года находился в Архангельске, когда началась эвакуация британских сил. Несмотря на разрешение оставить Белой Армии все имеющиеся машины четыре из них англичане забрали с собой. В Северной области осталось по одному Mk.B (бортовой номер 1613) и Mk.V, которые 20 февраля 1920 года белогвардейцы погрузили на баржу и утопили в Двине, чтобы танки не достались «красным» при захвате города. Несмотря на это, по приказу инспектора броневых частей 6-й армии (РККА) Прибыткова, обе машины были подняты и отремонтированы. В конце 1920 года их отправили в Москву и включили в распоряжение Запасной автоброневой бригады. Интересно, что по советским документам Mk.B числился как “танк с мотором Кросслей”. Использование этой машины в составе РККА продолжалось вплоть до середины 1920-х гг., при этом единственный советский Mk.B нёс весьма оригинальный трехцветный камуфляж. Дальнейшая судьба этого танка остаётся неизвестной.
Эвакуированные из России танки на родину не вернулись – британцы приняли решение передать два Mk.B дружественной Латвии, которая вела трудные оборонительные бои как против немцев, так и против РККА. В составе латвийской армии они получили названия «Latgalietis» и «Vidzemnieks» и служили вплоть до начала 1930-х гг., пока их не заменили легкие танки Vickers 4-ton M1936.
Боевые действия
Мк.А. начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были посланы на разведку в Колинкам. А свой первый бой «Борзые» приняли под Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10 км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев, готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за успех оказалась большой — из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели (один танк подбил A7V № 525 «Зигфрид»; еще три Мк.А. уничтожили артиллеристы).
Танки «Whippet» приняли самое активное участие во всех сражениях конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96 средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким тылам. В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на сколько Мk.А. «Whippet» мог быть грозным оружием, можно судить по действия танка с довольно странным прозвищем «Музыкальный ящик» лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. «Whippet», оторвавшись от своей залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок и уничтожил более 200 солдат противника. Только два попадания, воспламенившие бензин, вытекший из укрепленных на крыше запасных канистр, вывели танк из строя. Следует заметить, что канистры были закреплены в нарушение инструкции (их полагалось крепить сзади).
В 1918 году в битве под Амьеном в сражении приняли участие 96 танков Mk A. Они впервые в истории танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв — оторвавшись от пехоты и сопровождаемые конницей, они провели рейд по тылам немецких войск.
Гражданская война в России
Mk A состояли на вооружении Кавказской добровольческой армии. Танковый батальон Добровольческой армии принимал участие во взятии Царицына летом 1919 года.
Другое
Трофейные танки использовались в Германии и Красной Армии. В СССР они использовались до начала 1930-х годов под названием «Тейлор» (по маркировке двигателя, единственной найденной на захваченных образцах машин при отсутствии документации). В начале 1920-х гг. несколько машин доставили в Японию.
В Великобритании Medium Mk A Whippet служил до конца ПМВ, после чего танки этой модели заменили на Mk B и Mk C.
Ссылки
История танка Mark IV
В 1916 году, во время сражения на Сомме, произошел первый опыт применения танков в бою. Это показало, что танки Mk I обладают целым рядом существенных недостатков, которые следует немедленно исправить. Практически сразу были выпущены танки Mk II и Mk III, однако изменения, внесенные в конструкцию, были незначительными – военные понимали, что нужны более серьезные улучшения, которые в конце концов и воплотились в танке Mk IV.
Заказ на танки Mk IV поступил уже в 1916 году. К производству танк был готов в феврале 1917, а поставлять эти машины начали уже в марте. Планировалось выпустить около 1200 танков, однако выпустили всего 1015: 595 самок и 420 самцов. В итоге Mk IV стал самым массовым танком во всей Первой мировой войне. Для сравнения, с 1916 по 1918 году было построено всего 2370 тяжелых танков (от от Mk I до Mk IX), примерно 250 средних и всего 35 специальных танков. Так что Mk IV составил примерно треть от всех танков Первой мировой войны.
Хранение травматического оружия
Галерея
Марк C развернуты в Глазго в 1919 году, после битвы на площади Джорджа.
Модель танка Mark C Самец.
Добавить фото в галерею
Бронетехника Великобритании периода Первой мировой войны |
|
---|---|
Лёгкие танки: | Mark A Whippet |
Средние танки: | Number 1 Lincoln Machine • Little Willie • Mark B • Mark C • Mark D |
Тяжёлые танки: | Big Wheel Landship (Вариант I) • Big Wheel Landship (Вариант II) • Flying Elephant • Pedrail Landship Mk I • Pedrail Landship Mk II • Pedrail Landship Mk III • Big Willie • Mark I (Male) • Mark I (Female) • Mark II • Mark III • Mark IV • Mark IV Tadpole • Mark V • Mark VII • Mark VIII • Mark IX |
Пулемётные бронеавтомобили: | |
Пушечные бронеавтомобили: | Seabrook |
Колониальные и импровизированные бронеавтомобили: | |
ЗСУ: | Peerless 3-inch 20-cwt Anti-Aircraft Gun • Peerless Anti-Aircraft |
Другие разработки: | |
Изображения
Боевое применение
Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный. Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке.
Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк «Мятный ликер» завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки «Марк I» не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.
Подбитый британский танк Mark I Female. Вторая битва при Газа, 1917 год
После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте — три взвода.
Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк «Марк I», убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились «Марк II» и «Марк III», очень походившие на первую модель.
Production
No less than 150 Mk.Is were built at William Foster & Co. of the Lincoln Metropolitan Carriage and Metropolitan Carriage, Wagon & Finance Co. at Wednesbury. The first order of 100 was increased to 150 in April 1916, acting as a pre-series for further mass-productions. The Foster deliveries concerned 37 males, while Metropolitan Carriage, Wagon, and Finance Company, of Birmingham, delivered 113 Tanks, including 38 “males” and 75 “females”. Later on, two rails were mounted over the hull to handle a wooden beam, used for unditching. The first were ready in a hurry and deployed in August, just in time for the Somme Offensive. From the end of 1917 and until 1918, some of the surviving ones were converted as signal tanks with a large antenna at the base of the driver’s cab, participating in the battle of Cambrai. Others were converted as supply tanks.
Т-28
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Cruiser Mk. I
- В сети Интернет
Mk I // Википедия
Техника Великобритании
Лёгкие танки | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Средние танки | I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel • V Cavalier • V Valiant • V Sherman III • V Matilda Black Prince • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental • VI Cromwell B • VI Sherman VC Firefly • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202 • VIII Chieftain/T95 • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC • VIII Chimera • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X |
Тяжёлые танки | V Churchill I • V Excelsior • VI Churchill VII • VI A43 BP prototype • VI TOG II* • VII Black Prince • VII FV201 (A45) • VIII Caernarvon • VIII Caernarvon Action X • IX Conqueror • X FV215b • X Super Conqueror • X T95/FV4201 Chieftain |
ПТ-САУ | II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur • VII Challenger • VII AT 15A • VII AT 7 • VIII GSOR 1008 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183) • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger |
САУ | II Loyd Gun Carriage • III Sexton II • III Sexton I • IV Birch Gun • V Bishop • VI FV304 • VII Crusader 5.5-in. SP • VIII FV207 • IX FV3805 • X Conqueror Gun Carriage |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
Рекомендации
Цитаты
Библиография
- Аксенов, А .; Буллок, Д. (2006), Бронетанковые части гражданской войны в России: Красная Армия , Оспри, ISBN 1-84176-545-7
- Доулинг, Тимоти (2005), личные перспективы: Первая мировая война , Harper Perennial, ISBN 978-1-85109-565-0
- Эллис, Крис; Чемберлен, Питер (1969), № 3: Tank Marks I to V , AFV Profile, Profile Publishing
- Флетчер, Дэвид (2004), британский танк Mark I 1916 , New Vanguard, Osprey Publishing
- Флетчер, Дэвид (2007), британский танк Mark IV , Osprey Publishing, ISBN 978-1-84603-082-6
- Флетчер, Дэвид (2013). Великий военный танк Mark IV . Хейнс. ISBN 978-0-85733-242-4 .
- Льюис, Джон Э. (1999), Истинные истории о Первой мировой войне , издательство Robinson Publishing, ISBN 1-84119-095-0
- Сорок, Джордж; Ливси, Джек (2012), Полное руководство по танкам и боевым бронированным машинам , Southwater, ISBN 978-1780191645
- Гланфилд, Дж. (2001), Колесницы дьявола: рождение и секретные битвы первых танков , Sutton Publishing, ISBN 0-7509-2706-2
Модификации
3 марта 1917 года, в местечке Олдбери, близ Бирмингема, провели сравнительные испытания различных схем танков.Шесть танков являли собою модификацию Mark II без спонсонов, с новыми системами трансмиссии (3 механические, 2 электрические, 1 гидравлическая). Фактически это было первое в истории танкостроения конкурсное испытание боевых машин.
- Mark II с механической трансмиссией – стал прототипом для серийного танка Mark IV, запущенного в производство весной 1917 г.
- Mark II «Wilson Epicyclic Tank» – прототип с механической трансмиссией и планетарными механизмами поворота.
- Mark II «Wilkins Multiple Clutch Tank» – прототип с механической трансмиссией без главной коробки передач, но с двумя 3-скоростными бортовыми коробками передач с постоянным зацеплением шестерен.
- Mark II «Foster-Daimler Petroil Electric Tank» – данный прототип был построен под влиянием французского опыта и оснащался электрической трансмиссией. Двигатель оснащался электрогенератором, который питал два тяговых электродвигателя с последовательным возбуждением, которые через червячные пары соединялись с бортовыми передачами.
- Mark II «Westinghouse Petroil Electric» – прототип с электрической трансмиссией. На этом танке двигатель был смещен к корме и вращал два электрогенератора, последовательно установленные на одном валу. Генераторы вращали бортовые двигатели, а скорость (варьировавшаяся от 0 до 6,4 км/ч) регулировалась при помощи реостата. Чтобы включить заднюю передачу требовался особых ключ.
- Mark II «William-Jenney Hydraulic» – прототип с гидравлической трансмиссией, доработанный вариант которой был использован на танке Mark VII.
Совместимое оборудование
ТТХ
Общая информация:
- Классификация – Тяжелый танк/пехотный танк;
- Боевая масса – 28,45 т самец, 27,43 т самка;
- Компоновочная схема – ромбовидный танк;
- Экипаж – 8 человек;
- Год производства – 1916;
- Годы эксплуатации – 1916-1918;
- Выпуск – 75 Самцов и 75 Самок;
Размеры:
- Длина корпуса – 8060 мм без хвоста и 9910 мм с хвостом;
- Ширина корпуса – 4200 мм «самец» и 4380 мм «самка»;
- Высота – 2450 мм;
- Клиренс – 420 мм;
Бронирование:
- Тип брони – стальная катаная;
- Лоб корпуса – 10-12 мм/град.;
- Борт корпуса – 10-12 мм/град.;
- Корма корпуса – 10 мм/град.;
- Днище – 5-6 мм;
- Крыша корпуса – 5-6 мм;
Вооружение:
- Калибр и марка пушки – 2х57-мм «Гочкис» L/40 («самец»);
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 40 калибров;
- Боекомплект пушки – 332;
- Дальность стрельбы – 1,8 километров;
- Прицелы – оптический;
- Пулеметы – 4х8-мм «Гочкис» на «самце», 4х7,7-мм «Виккерс» и 1х8-мм «Гочкис» на «самке».
Подвижность:
- Тип двигателя – «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
- Мощность двигателя – 105 л.с (при 1000 об./мин);
- Скорость по шоссе – 6,4 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 38 км;
- Тип подвески – жесткая;
- Удельное давление на грунт – 1,2 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 22 град.;
- Преодолеваемая стенка – 1 м;
- Преодолеваемый ров – 3,5 м;
- Преодолеваемый брод – 0,45 м.
Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)
Танк Mk. V
Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА. Эти машины под названием «Ricardo» принимали участие в боях в период Гражданской войны в России. Небольшое их количество использовалось в Красной Армии вплоть до 1930 г.
Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.
На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире
Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk
IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.
Атака пары британских танков Mk. V. В Первую мировую войну не существовало специализированной противотанковой артиллерии, которая эффективно противостояла бы танкам. Поэтому танки часто ходили в атаку, что называется, «стадами»
Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».
Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.
Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль
Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.
Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.