Крейсер «москва» вновь вышел в море после трехлетнего перерыва
Содержание:
- Возвращение «Атланта»
- Командиры корабля
- «Убийца авианосцев»
- Ракетный крейсер «Москва» — видео
- Модернизация, боевое применение
- «На провокации никто не решался»
- Примечания
- История создания
- Конструкторские испытания и проблемы
- Основные тактические характеристики «Москвы»
- Фото крейсера Москва
- Особенности корпуса
- Примечания
- Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее
- Зенитное вооружение крейсера
- Конструкция
- Общая оценка всех кораблей проекта
Возвращение «Атланта»
Гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» по плану должен был совершить свой первый выход в море после ремонта в середине мая, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. Но, по их словам, ожидается, что корабль вернется в строй уже к Дню Победы — 9 мая.
В ремонтных доках флагман находится с 2018-го. В июне прошлого года он ненадолго выходил в море для комплексного тестирования механизмов. Сейчас на корабле завершается наладка главной энергетической установки и ведутся работы по полному восстановлению походной готовности.
«Москва» является самым мощным кораблем в составе Черноморского флота, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
крейер
Ракетный крейсер «Москва» в бухте Севастополя
Фото: РИА Новости/Василий Батанов
— Крейсер прослужит еще несколько лет, — считает он. — Его противокорабельные ракеты могут пустить на дно любое плавсредство. Также он имеет на вооружении дальнобойные комплексы ПВО С-300 «Форт», позволяющие обеспечить зональную ПВО — защитить целый район или эскадру от атак противника. Именно это его качество пригодилось при проведении операции в Сирии — там крейсер прикрывал базы Хмеймим и Тартус с моря.
Своими ракетами «Москва» может поразить корабли противника при входе в Черное море — еще у Босфора, рассказал «Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Сейчас «Москва» — единственный большой корабль на Черноморском флоте и один из немногих в ВМФ, — подчеркнул он. — Одна из главных его задач — сохранить традиции службы на больших кораблях до того, как на флот поступят новые крейсеры или авианосцы. Весь экипаж крейсера, состоящий из нескольких сотен моряков, должен работать как единый механизм. На корветах или катерах такую школу не пройдешь.
Командиры корабля
- контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
- капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
- капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
- капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
- капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
- контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
- капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
- капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
- капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
- капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
- капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
- капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016),
- капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017),
- капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 — н. в.).
«Убийца авианосцев»
Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» — корабль известный, а на Черноморском флоте — так и вовсе легендарный.
Его история началась в начале 1970-х годов, когда ВМФ СССР потребовались надводные единицы с мощными и дальнобойными ПКР для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника в океанской зоне. Во многом потребность в таких кораблях была вызвана запредельной стоимостью других надводных «убийц авианосцев» — тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (шифр «Орлан»).
Среди задач, которые должны были решать новые советские ракетные крейсера, числились:
— придание боевой устойчивости силам флота в отдаленных районах морей и океанов;
— нанесение ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника;
— решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах морей и океанов.
В случае необходимости крейсера также должны были уметь бороться с подводными лодками, осуществлять поддержку десантов и вести обстрел побережья, занятого противником.
В 1972 году последовало соответствующее решение комиссии при Совете министров СССР по военно-техническим вопросам. В том же году Северное ПКБ получило тактико-техническое задание на эскизный проект альтернативного «Орланам» «убийцы авианосцев». Проекту нового корабля присвоили номер «1164» и шифр «Атлант».
Имея водоизмещение в пределах 10 тыс. тонн (у «Орланов» оно достигало 25 тыс. тонн), «Атланты» должны были оснащаться газотурбинными установками и нести по 16 противокорабельных ракет комплекса П-500 «Базальт». Последние позже были заменены на такое же количество ПКР более совершенного комплекса П-1000 «Вулкан».
ПВО «Атлантов» обеспечивали ЗРК С-300Ф «Форт» и М-4 «Оса-М», а также шестиствольные 30-мм артавтоматы АК-630. За противолодочную оборону отвечали пара пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов, две реактивные бомбометные установки РБУ-600 и вертолет Ка-25РЦ.
Ко всему этому «богатству» прилагалось достаточно мощное радиотехническое оборудование плюс «вишенка на торте» — спаренная 130-мм автоматическая артустановка АК-130, имевшая феноменальную скорострельность 60 выстрелов в минуту.
Технический проект ракетного крейсера проекта 1164 был утвержден 21 августа 1974 года. Закладка головного «Атланта» — крейсера «Слава» — состоялась 4 октября 1976 года.
Изначально предполагалось построить 10 «Атлантов», но затем программу сократили до 6 единиц, из которых в Николаеве успели заложить четыре крейсера, а ввести в строй — всего три. Эта тройка пополнила состав Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, а вот четвертый «Атлант» — доставшийся Украине «Адмирал флота Лобов» — так и не был достроен.
В апреле 2017 года президент украинского государства Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже «Лобова», переименованного на «Незалежной» в «Украину»…
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
Ракетный крейсер «Москва» — видео
https://youtube.com/watch?v=6t1eJSym4T4
Во время службы в сентябре 1986 г. РКР с деловым визитом посетил порт Тартус (Сирия), а с 18-го по 22.11.1986 г. -с дружественным визитом порт Пирей (Греция). В апреле 1987 г. он выходил в море под флагом ГК ВМФ адмирала С.Г. Горшкова. В августе 1990 г. крейсер участвовал в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей. С 21.03.1991 г. по август 1998 г. ССЗ им. 61 коммунара «Москва» прошла средний ремонт. При этом с него сняли все АУ АК-630М, которые передали ССЗ в счет выполняемых работ. Затем корабль отбуксировали на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополе, где завершили ремонт и вновь установили АУ АК-630М, взятые с арсенала флота. В 2001 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Тунис.На РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКР П-700 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета.
Модернизация, боевое применение
В 1990 году ГРКР «Москва» вернулся в родной Николаев на модернизацию. Вот только из-за развала СССР продлилась она ровно 8,5 лет, и только 13 мая 1998 года он получил новое знамя и флаг новой страны. Кроме того, в то же время из состава Черноморского флота выводили сторожевой корабль «Красный Кавказ», от которого «Москва» получила еще и гвардейское звание.
В 2003 году произошло событие, на котором ГРКР «Москва» впервые блистал на международной арене со времен СССР. Речь идет об учениях «Индра», которые совместно проводились Черноморским, Тихоокеанским флотами и ВМФ дружественной Индии. Уже через год он участвовал в учениях «ИОНИЕКС-2004», которые проводились совместно с итальянцами. Начало 2008 года встретил в Средиземном море в компании авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также сопровождающих его кораблей.
В августе 2008 года Черноморский флот в лице «Москвы» принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру, находясь в водах Осетии. В начале следующего года участвовал в памятных мероприятиях, посвященных годовщине страшного землетрясения, которое произошло на Сицилии сто лет назад. Тогда в ликвидации последствий активно участвовали моряки Императорского флота.
«На провокации никто не решался»
«Москва» является головным кораблём проекта 1164 «Атлант». Помимо этого судна, в составе ВМФ России находятся ещё два таких ракетных крейсера: «Варяг» — на Тихоокеанском флоте и «Маршал Устинов» — на Северном.
«Москва» была заложена в 1976 году на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 Коммунара под наименованием «Слава». 30 января 1983 года корабль вошёл в состав ВМФ СССР после завершения комплекса заводских и государственных испытаний.
- Стрельба из противокорабельной установки «Москвы»
В декабре 1989 года «Слава» принимала участие в обеспечении первой встречи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва с президентом США Джорджем Бушем, которая прошла на Мальте. В 1990 году крейсер был направлен в Николаев для частичной модернизации.
Своё нынешнее название и наименование «гвардейский» корабль получил 22 июня 1995 года по инициативе руководства российской столицы. После распада СССР правительство Москвы взяло шефство над флагманом Черноморского флота и профинансировало его ремонт.
По информации Минобороны РФ, «Москва» предназначена для нанесения ударов по крупным надводным целям и группировкам кораблей. Также крейсер способен обеспечивать боевую устойчивость противолодочных формирований и вести коллективную противовоздушную оборону сил флота в удалённых районах Мирового океана.
Также по теме
Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»
В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…
«Кроме того, («Москва». — RT) может решать задачи борьбы с подводными лодками и обстрела побережья противника, а также оказывать огневую поддержку при проведении десантных операций», — уточняется в материалах военного ведомства.
Полное водоизмещение крейсера составляет 11,3 тыс. т, длина — 186 м, ширина — 21 м, экипаж — 680 человек, дальность хода — 7 тыс. миль (11,27 тыс. км), скорость — 32 узла (59,26 км/ч). На «Москве» установлена газотурбинная энергетическая установка. Совокупная мощность двигателей корабля оценивается в 90 тыс. л. с.
Арсенал «Москвы» включает 16 пусковых установок противокорабельной системы «Вулкан», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», средство ПВО ближнего радиуса «Оса», артиллерийские установки АК-130 и АК-630, торпедное оружие и реактивные глубинные бомбомёты РБУ-6000.
Дальность стрельбы из «Вулкана» составляет 550—700 км (по некоторым данным, в усовершенствованной версии комплекса — до 1000 км). Во время полёта ракеты развивают скорость в 2—2,5 числа Маха. Часть пути к цели они преодолевают на большой высоте, а на финальном участке снижаются до 15—20 м.
Незадолго до ремонта «Москва» приняла участие в нескольких дальних походах. В 2013 году крейсер отправился к берегам Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, спустя год — выполнял задачи в акватории Тихого океана.
Осенью 2015 года крейсер возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ в восточной части Средиземного моря. Также у берегов Сирии флагман Черноморского флота обеспечивал противовоздушную оборону авиабазы Хмеймим.
«Мы патрулировали в зоне интенсивных полётов авиации, в небе могли одновременно находиться десятки самолётов, не только российских… Мы всё время были в готовности, система «Форт» исправно работала. Но никто к нам не подлетал. Все знают возможности этих кораблей по обнаружению и слежению за целями, поэтому на провокации никто не решался», — заявил ранее журналистам командир зенитно-ракетного дивизиона «Москвы» гвардии капитан-лейтенант Дмитрий Сёмкин.
Примечания
- Переименование корабля было условием, на котором правительство города Москвы соглашалось принять участие в расходах на содержание крейсера и экипажа. Предыдущая «Москва», хотя и сохранилась в строю на 5 лет дольше однотипного (и позже построенного) «Ленинграда» благодаря поддержке из бюджета города Москва, в 1996 году была всё-таки списана по старости, поэтому возник вопрос о продолжении спонсорства. В условиях нехватки средств на поддержание в строю даже сильно сокращённого корабельного состава, флот был вынужден согласиться на переименование.
- Примечательно, что оба совместно действовавших в этом походе крейсера являются флагманскими кораблями на своих флотах: ТАРКР «Пётр Великий» – на Краснознамённом Северном флоте (КСФ) и ГРКР «Москва» – на Краснознамённом Черноморском флоте (КЧФ).
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.
История создания
В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.
Конструкторские испытания и проблемы
Главным конструктором вертолета Ми-4 был назначен М.Н. Пивоваров. При разработке и испытаниях вертолета Ми-4 конструкторы столкнулись с множеством проблем, которых раньше не возникало при проектировании предыдущих моделей. ОКБ Миля пришлось прибегнуть к помощи ЛИИ и ЦАГИ, которые помогли решить проблему усталости металла и прочности конструкции. Задачи создавал рулевой винт, а также резонанс всей конструкции в наземном положении. Но самым трудным вопросом стали новые лопасти винта, которые могли выдерживать только до 150 часов эксплуатации. Но в дальнейшем и это было решено. Срок работы лопастей был доведен до трехсот часов, а потом и вовсе до тысячи.
Конструкторами были увеличены геометрические размеры винтов, что опять же привело к новой проблеме: появился флаттер лопастей. Решением была установка балансиров, но, к сожалению, и это полностью не удалило эту проблему. Весь опыт, который получили конструкторы при изготовлении вертолета Ми-4, послужил им в дальнейшем очень хорошим уроком и заставлял продумывать все возможные проблемы в новых моделях. Как говорили сами работники конструкторского бюро Миля, вертолет Ми-4 был достаточно интересной машиной.
Основные тактические характеристики «Москвы»
Водоизмещение этого великолепного судна составляет 11 500 тонн. Общая длина корабля равняется 186 метрам. При ширине в 21 метр его высота – 42,5 метра. Неудивительно, что осадка столь впечатляющего корабля составляет 8,5 метров. Максимально достижимая скорость (мы об этом еще поговорим ниже) – 32 узла, обычный ход – 16 узлов. В качестве силовых установок выступают сразу четыре газотурбинных аппарата, мощность каждого из которых равна 22500 л. с. В движение судно приводят сразу два гребных винта.
Если говорить о скорости в 16 узлов, то при этих условиях дальность автономного плавания составляет 6 000 морских миль (в переводе в метрическую систему – около 12 000 км). Что же касается времени, то запасов продовольствия хватает ровно на месяц автономки. Численность экипажа составляет 510 человек, в боевых условиях количество персонала может быть увеличено. Для сопровождения и разведки используется многоцелевой вертолет Ка-27, посадочная площадка которого располагается на корме.
Фото крейсера Москва
Похожее
Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5
Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире
Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота
Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота
Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота
Фото АПЛ РФ (21 фото)
Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны
Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны
Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки
Джеральд Р. Форд – авианосец США
Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России
Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
Подводные лодки проекта 677 «Лада»
Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли
Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность
Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск
Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России
Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры
Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая
Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»
Затонувшие корабли
ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»
Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота
Фото американских авианосцев. Подборка
Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”
Акаги – японский авианосец Второй мировой войны
Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка
Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли
«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке
БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль
«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны
Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год
Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)
Россия – броненосный крейсер российского императорского флота
«Дельфин» – первая российская подводная лодка
Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли
«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны
Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны
«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны
Рональд Рейган – авианосец США
АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер
Джордж Буш – авианосец США
Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы
КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1
Пересвет – броненосец российского императорского флота
Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции
Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны
«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Дизель-электрические подлодки проекта 633
Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно
Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год
Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль
АК-726 – корабельная 76-мм артустановка
Подводные лодки типа «Касатка»
«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании
Адмирал Ушаков – русский броненосец
Кета – подводная лодка
Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов
Форель – подводная лодка
Тип «Осётр» – подводные лодки
Подводные лодки тип «Карп»
You have no rights to post comments
Особенности корпуса
Блинов, наблюдающий от ВМФ, добился от конструкторов технического решения, при котором толщина практически всех элементов корпуса была не менее 8 миллиметров. К слову говоря, это было значительно больше требуемого по расчетным показателям. За счет такого ноу-хау эти военные корабли России отличаются повышенной долговечностью. Но все имеет свои обратные стороны: за счет использованных конструкторских решений водоизмещение (если сравнивать с кораблями проекта 1134Б) выросло сразу на 28%.
Справедливости ради стоит заметить, что сравнивать эти машины не слишком корректно в принципе. Дело в том, что такие военные корабли России и противолодочные суда весьма схожи только по внешнему виду и некоторым техническим решениям.
Первоначально «Москва» и прочие «Атланты» были вооружены ракетами П-500 «Базальт». Система управления огнем – «Аргон». Изначально на кораблях было по 16 таких ракет. Монтировались они в восьми спаренных шахтах, находящихся на верхней палубе. В ходе дальнейшей модернизации устаревшее ракетное вооружение было заменено на П-1000 «Вулкан». Эти ракеты могут поражать цели уже на расстоянии порядка 700 километров.
Примечания
Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее
«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолётов и 18 вертолётов.
В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил распределение на Тихоокеанский флот.
Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на отстой в Постовой бухте близ Советской Гавани Хабаровского края.
30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев: он был исключён из состава ВМФ России.
В 1994 году продан южнокорейской за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов
Зенитное вооружение крейсера
Для эффективного отражения воздушных атак на корабле монтируется сразу две ЗРК. Первая, С-300Ф, предназначена для коллективной или зональной системы ПВО. Вторая, «Оса-М», предназначена исключительно для отражения атак самолетов, вертолетов и ракет противника на сам корабль.
Для ЗРК С-300Ф предназначены сразу восемь пусковых установок барабанного типа, позволяющих производить сравнительно быструю перезарядку и обслуживание ракет. Размещаются они как в районе верхней палубы, так и на корме крейсера. Чтобы эффективно управлять процессом запуска и наведения на цель, в корабельную орудийную систему была включена специальная РЛС. Ее особенностью является антенна, выполненная по схеме «фазированная решетка».
Как мы уже говорили, для самообороны корабля используется комплекс «Оса-М», который позволяет уверенно поражать цели на дистанции порядка десяти километров. В его состав входят две ПУ (с системой самонаведения, работающей сразу в двух плоскостях). В отличие от более старых кораблей комплект самообороны также имеет собственную систему управления. Общий боекомплект двух комплексов ЗРК «Оса» составляет ровно 48 ракет. Соответственно, для С-300 предусмотрено 64 боеприпаса.
Конструкция
На крейсерах типа Атлант ставка делалась на газотурбинные двигательные установки. Во-первых, их стоимость была ниже по сравнению с двигателями на ядерном топливе. А во-вторых, таким образом удалось уменьшить технические размеры и водоизмещение.
Кроме того, уложиться в расчетные параметры водоизмещения позволило применение легких сплавов в конструкции ракетного вертолетоносца. Ракетные флагманы серии Атлант должны были стать полноценными океанскими кораблями с мощным ракетным вооружением.
По своей конструкции противолодочный крейсер Москва представляет собой двухмачтовое судно, которое имеет развитую трех островную надстройку.
Большая часть корпуса изготовлена из корабельной стали, внутренние переборки и выгородки выполнены из прочных сплавов алюминия. Таким же образом сконструированы палубные надстройки, которые были дополнительно усилены стальными листами в местах пуска боевых ракет. Из тех же алюминиевых сплавов был сделан такелаж.
А благодаря двойному дну под цистернами с топливом, распределение погребов боеприпасов по разным частям корабля и продуманная противопожарная система была повышена живучесть Москвы. Даже при затоплении трех смежных отсеков, судно могло оставаться на плаву без потери боеспособности.
Общая оценка всех кораблей проекта
Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.
Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах проекта 1144 имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».
Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.