Проект 12322 «зубр»

Характеристики корабля

Корабль имеет водоизмещение 1050 тонн. Размеры «Бора» имеет такие: полная ширина — 17,2 м, длина — 65,6 м. Осадка судна — 3,3 м, при работе нагнетателей добавляется 1 м. Максимальная скорость хода составляет 55 узлов. Дальность следования при скорости в 12 узлов – 2500 миль, при 45 узлах – 800 миль. Силовая установка включает в себя: 2 ГТУ М10-1 мощностью 36 тыс. лошадиных сил, два дизеля М-511А мощностью 20 тыс. лошадиных сил и два дизеля М-504 мощностью 6,6 тыс. лошадиных сил. Вооружение включает в себя пусковую установку ПКР «Москит» — 8 ракет 3М80, 20 ракет ПУ ЗРК «Оса-М», АК-176 – 76-мм артустановку, АК-630 – 30-мм артустановку. Малый ракетный корабль «Бора» обслуживает экипаж в составе 68 человек.

Литература

  • Адасинский С. А. Транспортные машины на воздушной подушке. — М.: Наука, 1964. — 108 с. — (Научно-популярная серия).
  • Бенуа Ю. Ю., Корсаков В. М. Суда на воздушной подушке. — Л.: Гос. союз. изд-во судостр. промышленности, 1962. — 121 с.
  • Бень Е. Модели и любительские суда на воздушной подушке = Modele i pojazdy amatorskie na poduszce powietrznej. — Л.: Судостроение, 1983. — 128 с. — 45 000 экз.
  • Демешко Г. Ф. Проектирование судов. Амфибийные суда на воздушной подушке: Учебник для вузов. В 2 кн. — СПб.: Судостроение, 1992. — 1 000 экз. — ISBN 5-7355-0477-0.

    • Книга 1. — 269 с.
    • Книга 2. — 329 с.
  • Злобин Г. П., Симонов Ю. А. Суда на воздушной подушке (по материалам иностранной печати). — Л.: Судостроение, 1971. — 212 с.
  • Злобин Г. П., Смигельский С. П. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке (по материалам иностранной печати). — Л.: Судостроение, 1976. — 263 с. — 6 500 экз.
  • Каймашников Г., Короткий Р., Нейдинг М. Скороходы моря. — Одесса: Маяк, 1977. — С. 156-168. — 187 с.
  • Короткин И. М. Аварии судов на воздушной подушке и подводных крыльях. — Л.: Судостроение, 1981. — 216 с. — 27 000 экз.
  • Ружицкий Е. И. Воздушные вездеходы. — М.: Машиностроение, 1964. — 178 с. — 29 000 экз.
  • Симаков Е. В. Воздушные вездеходы. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1967. — 79 с. — 36 500 экз.
  • Смирнов С. А. Суда на воздушной подушке скегового типа. — Л.: Судостроение, 1983. — 216 с. — 3 100 экз.
  • Судно на воздушной подушке / Логвинович Э. Г. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).

Эта страница в последний раз была отредактирована 31 октября 2019 в 23:07.

История проекта

К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. В серию запущены и давно[когда?] эксплуатировались такие корабли, как «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».

Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. Конструкторское бюро приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов, под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.

Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и построен в 1986 году и, после продолжительных испытаний, вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.

Судно на воздушной подушке своими руками

В статье речь пойдет о радиоуправляемой модели судна на воздушной подушке, сделанного с самого начала, имея лишь далекое представление об СВП и немного денег.

Идея

Конечно она безумна, но лишь отчасти. В итоге мы хотели получить радиоуправляемую модель СВП, способную перелетать небольшие препятствия(подобно экранопланам класса В или даже С).

При этом планировалось установить систему технического зрения, способную определять препятствия и помогать в их преодолении, либо определять себе подобных и следовать за ними.

Да, если проект доведем до ума, то это будет группа СВП, где управлять нужно будет только одним из них.

От идеи к действиям

Делали мы все «на глаз», имея лишь представление о принципе работы СВП, так что любые комментарии по поводу материала и оборудования очень даже приветствуются. Мы же использовали такие:

  • пеноплекс — 2(3) штуки 500 р.(750 р.)
  • двухсторонний скотч тканевый — 1 штука 50 р.
  • полистирол — 2 *1,5 метра 900 р.
  • двигатель — 2(4) штуки 3110 р.(6220 р.)
  • регулятор скорости — 2(3) штуки 2540 р.(3810 р.)
  • пропеллер — 2 (7-10) штуки 300 р. (600 р.)
  • сервопривод — 1 штука бесплатно
  • 6-канальное радоуправление — 1 комплект бесплатно
  • клей «Титан» — 1 штука 80 р.
  • аккумулятор — 2 штуки 2360 р.
  • медицинская клеенка — 1(3) штуки 100 р.(300 р.)
  • Удовольствие от работы — много и бесценно

Итого: 9940 р. (15070 р.)

  • В скобках находятся количество штук и сумма, которую мы потратили, хотя, как видно, могли бы значительно сэкономить.
  • Теперь по каждому пункту отдельно по ходу проделанной работы.
  • Процесс сборки

Первым делом купили пеноплекс, скотч, клей и заказали 2 двигателя, 2 аккумулятора, 2 комплекта пропеллеров. 6-канальная радиоаппаратура нам досталась в наследство от предыдущих студентов(да, все это мы собирали на кафедре в родном СГТУ).

По прибытию двигателей мы первым же делом сожгли первый, подключив напрямую его к аккумулятору. Да, это было большой глупостью, но зато мы поняли, что без регуляторов скорости нам не обойтись.

Заказали регуляторы, зарядник для аккумуляторов и приступили к сборке корпуса.

Пеноплекс взяли из-за его прочности, легкости и удобстве в придании ему любой формы, использовали как основной материал для корпуса. Со своей задачей он прекрасно справился, тут мы не прогадали.

Регуляторы скорости пришли быстрее, чем мы думали и решили сразу протестировать работу двигателей.

Такого результата мы не ждали. Думали, что мощности будет поменьше, а он даже без воздушной подушки прекрасно поднимал корпус над поверхностью даже при работе на 50% мощности.

Держатель для двигателя вырезали из корпуса старого блока питания.

Первый раз юбку решили сделать из кусков пленки, предварительно порезав ее, но ничего хорошего у нас не получилось, поэтому второй раз сделали из цельного куска, вырезав в нем середину.

Юбку мы делали вот по такому принципу:

Поэтому далее процесс приклеивания днища юбки:

Наконец-то мы нашли деньги на еще 1 двигатель( уже 3й) и пока он к нам летел из Санкт-Петербурга, мы начали делать хвостовую часть из полистирола.

В итоге получилось вот так:

Из остатков корпуса сделали держатель для второго мотора

Все это прикрутилось к пеноплексу с помощью саморезов длинных. К моему удивлению держится намертво.

В последний день решили закончить работу. Добавили еще немного пеноплекса для придания формы и сокрытия безобразия, в нем вырезали емкости для аккумуляторов и сервопривода.

Обшивку и рули решили сделать из того же полистирола.

Систему поворота рулей сделали из деталей, оставшихся от старого манипулятора.

На данный момент всё выглядит именно так.

Заметил я, что качество фото на некоторых снимках подвело, но претензии все к HTC Mozart. Именно на него снимались все фото и видео, ибо всегда был под рукой.

Сейчас ожидаем прибытия нового маршевого двигателя взамен сожженного на последнем видео(да, жутко запахло паленым и оказалось, что больше СВП вперед не едет, регулятор не работает, а обмотка двигателя оплавилась). Обязательно добавлю видео с испытаниями в полевых условиях (т.е. на открытом воздухе).

Дальнейшие планы

Поэтому планируем установить e-box 3310A и Kinect, для них место и мощность найдутся. Они и будут выполнять роль системы технического зрения.

А по поводу крыльев пока ничего сказать не могу, ибо на открытом воздухе сначала надо будет погонять СВП, а там видно будет.

Родина слонов

Потратив всего пару минут на поиски в интернете, можно подумать, что Россия — это страна судов на воздушной подушке. В окрестностях Нижнего Новгорода обосновалось около десятка компаний, пригревшихся в лучах славы легендарного КБ Алексеева, которые предлагают широчайший выбор СВП самых разных размеров, мощностей и назначений. Каталожные картинки пестрят эффектными машинами с обтекаемыми корпусами, футуристичными окнами-колпаками и красноречиво размазанным фоном позади: скорость бешеная! Кажется, что уж если с автомобилями не сложилось, то по СВП мы точно впереди планеты всей.

Справа в рубке управления сидит бортинженер. На экране бортового компьютера он видит все числовые параметры работы машины: давление в скегах, обороты двигателей, напряжение в бортовых сетях. Панель тумблеров позволяет ему управлять всем электрооборудованием большого пассажирского СВП.

На деле картина оказывается не столь радужной. Машины на фото не случайно отличаются эффектным экстерьером: все они изготавливаются исключительно на заказ, под конкретных клиентов. Срок исполнения такого заказа достигает 18 месяцев. Ни о массовом производстве, ни даже о более-менее регулярных заказах пока что и речи быть не может. А раз в полтора года можно и летающую тарелку произвести. В итоге ни один из заводов не согласился показать нам свое детище. Они и рады бы, да машин нет, ни одной.

Радушный прием нам оказала нижегородская компания «Логопром». Она занимается удивительным бизнесом — регулярными пассажирскими перевозками на СВП. Основной маршрут — переправа между Нижним Новгородом и Бором, всего 2 км с одного берега Волги на другой. Борский мост знаменит своими чудовищными пробками, поэтому каждый день СВП «Логопрома» перевозят тысячи пассажиров, живущих в Бору и работающих в Нижнем. Пять девятиместных «Хивусов-10», футуристичный «Марс-500» и два исполинских «Хивуса-48» служат людям почти круглый год, двигаясь по воде и по льду, с легкостью выходя на песчаный берег и не требуя специального причала. Перерыв в работе машинам позволяется только в короткий период становления льда, когда на Волге образуются крупные торосы. Обломки льдин высотой до 2 м, намертво вмерзшие в поверхность реки, могут повредить гибкое ограждение (юбку) СВП.

Воздушная подушка «Хивуса-48» нагнетается четырьмя импеллерами, по два на каждый двигатель. Центральный скег и поперечная переборка разделяют пространство под днищем на четыре части. Передняя и задняя части подушки нагнетаются отдельными парами импеллеров. Это придает судну дополнительную стабильность по дифференту.

«Хивус-48″ на сегодняшний день — крупнейшее в России пассажирское судно на воздушной подушке и одно из самых больших в мире. Нижегородское предприятие «Аэроход» построило всего три такие машины. Две из них остались в Нижнем Новгороде, а третья отправилась в Якутию. Судно приводится в действие двумя 420-сильными автомобильными дизелями Mercedes, вмещает 48 пассажиров и может развивать скорость 70 км/ч, а на ровном льду — все 90. На воде «Хивус» обгоняет скоростные теплоходы на подводных крыльях — «Ракету» и «Метеор».

Роль КБ «Алмаз»

Так, в ленинградском КБ «Алмаз» стали зарождаться идеи – монтировать ракетные установки на мелкие быстроходные катера. Во всем мире к новшеству русских отнеслись сдержано-скептически. Но шестидневная война 1967 года перевернула взгляды, после того как египетский катер (производства СССР) единым ракетным залпом отправил на дно израильский эскадренный миноносец. Началась новая эпоха на флоте. В 70-х годах инженерами КБ «Алмаз» под руководством В. И. Королева стали выдвигаться идеи по созданию легких катеров-катамаранов на воздушных подушках. Это повышало скорость передвижения, маневренность, неуязвимость. Задача – неожиданное появление, удар и такое же быстрое исчезновение. Так зародился малый корабль «Бора» на воздушной подушке.

Отзывы о Вепрь-308 Супер

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм

Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Принцип действия воздушной подушки

Воздушная подушка — слой сжатого воздуха между корпусом (корпусами) корабля и поверхностью воды, позволяющий полностью или частично поднять корпус над водой. Как правило, воздушная подушка формируется за счёт работы нагнетателей (компрессоров), создающих повышенное давление внутри области под кораблём, ограниченной гибким или жёстким ограждением.

Разновидности и классификация СВП

Принцип действия СВП сопловой схемы

Существуют два основных принципа формирования воздушной подушки (ВП):

известная ещё с ранних проектов XIX века камерная схема, по которой воздух от компрессоров нагнетается непосредственно в область повышенного давления;

изобретённая К. Кокереллом в 1950-е годы сопловая схема, при которой нагнетаемый компрессорами воздух попадает сначала в промежуточный элемент системы, называемый ресивером, из которого потом раздаётся через щелевидные сопла по периметру ограждения ВП.

«Стрепет» (СССР) — экспериментальное скеговое СВП камерной схемы

Камерная схема конструктивно проще, допускает и даже делает желательным частичное погружение элементов судна в воду; для начала движения такому судну не требуется полностью приподняться на подушке. Однако в случае полного отрыва от воды (и тем более для выхода на сушу) такая схема требует очень большого расхода воздуха и, соответственно, мощных и потребляющих много энергии нагнетателей. По этой причине камерная схема в настоящее время применяется только на СВП с неполным отрывом от воды (скеговых), у которых часть ограждения ВП по бокам составляют частично погружённые в воду жёсткие конструкции — скеги.

Десантный катер типа LCAC (США) — пример СВП сопловой схемы

Сопловая схема более сложна конструктивно и для начала движения требует полного подъёма на воздушной подушке. Ограждение воздушной подушки у таких СВП выполняется по всему периметру, в виде гибкой юбки, удерживающей свою форму лишь за счёт наддува; эта юбка сильно подвержена износу и повреждениям, особенно над твёрдой поверхностью. Тем не менее, сопловая схема выгодно отличается от камерной наличием струйной завесы, отделяющей область повышенного давления ВП от окружающей атмосферы. Таким образом, нагнетаемый воздух намного меньше растекается в стороны и не требуется столь же высокопроизводительный компрессор, как для подъёма на ту же высоту в случае камерной схемы. Дополнительный вес конструкции ресивера и сопловой системы с избытком компенсируется экономией на массе нагнетателей и силовой установки в целом. Именно поэтому сопловая схема в настоящее время является общепринятой для амфибийных СВП, способных на полный отрыв от воды.

Помимо деления по особенностям конструктивной схемы (камерной или сопловой), встречается также классификация по принципу амфибийности, то есть способности судна самостоятельно выходить на сушу. В этом случае различают:

  • СВП скегового типа, с неполным отрывом от воды — не рассчитанные на выход на сушу;
  • СВП амфибийного типа, с полным отрывом от воды в основном режиме движения — рассчитанные на движение как над водой, так и над ровной поверхностью суши или льда.

Можно видеть, что эта классификация близко пересекается с упомянутой выше классификацией по конструктивной схеме: как правило, СВП камерной схемы строятся в виде скеговых с неполным отрывом от воды, а СВП сопловой схемы проектируются для передвижения с полным отрывом от воды.

Следует отметить, что иногда к кораблям или судам на воздушной подушке причисляют также экранопланы: хотя у последних несущая система и представляет собой крыло, подобное самолётному, однако под этим крылом у поверхности воды или земли скоростным напором набегающего потока действительно создаётся область повышенного давления, аналогичная воздушной подушке у классических СВП. Таким образом, в случае включения в состав СВП экранопланов их различают по способу создания ВП: аппараты на статической воздушной подушке, которая на всех режимах движения создается нагнетателями (обычные СВП), и аппараты на динамической воздушной подушке, создаваемой только во время движения за счёт скоростного напора (экранопланы). В литературе такая классификация встречается редко, и, как правило, под термином «судно на воздушной подушке» понимается именно аппарат на статической ВП.

Задумка о создании корабля

Первые мысли о создании подобного корабля возникли еще во времена Второй мировой войны, когда в 1942 году немцы прорывались на Кавказ. В Москве на совете обсуждался проект ракетчика-конструктора Челомея. Его предложение – установить на ракетные катера торпедные установки для поражения крупных целей противника. Все согласились, что проект действительно перспективный, но временно отложили.

Только после войны по указанию Сталина в 1949 году было создано ВМКБ «Алмаз». Сотрудникам было поручено разработать проекты кораблей на воздушной подушке, это была секретная, совершенно новая тема. Целью являлось создание сверхбыстрых ракетных катеров. Детищем этого проекта в будущем и стал «Бора» – корабль на воздушной подушке.

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

ПКР «Москит»

На своем борту «Бора» (корабль) имеет самые смертоносные установки ПКР «Москит». О них подробнее. Ударная сила этих ракет в совокупности способна уничтожать средний класс кораблей и даже крейсеры. Взрывчатое вещество в 3М80 «Москит» имеет массу, равную 150 килограммам. Пусковая дальность — от 10 до 90 километров. Стартуя, ракета взмывает вверх, делая горку, затем спускается на 20-метрову высоту, при подходе к цели достигает 7 м над волнами и врезается в корпус судна. Полубронебойная часть и огромная кинетическая энергия позволяют пробивать любое препятствие. Мощный взрыв происходит внутри. Даже если противник использует систему радиопротиводействия, комбинированная система управления позволяет достичь высокую точность попадания до 99%.

В заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector