Сверхсамолеты. истребители пятого поколениясюжет

На одном крыле?

В такой ситуации ряд экспертов справедливо предположили, что у программы Tempest есть два пути. Первый — сворачивание под «шумок» новых закупок F-35 и второй — вливание в программу разработки франко-германского истребителя New Generation Fighter. Причина этого в целом понятна. Экономический потенциал Франции и Германии не сопоставим с британским, а цена разработки истребителя шестого поколения может достичь 60 миллиардов долларов и выше. То есть она почти наверняка будет выше стоимости разработки F-35, на проектирование которого американцы потратили более 50 миллиардов долларов.

Однако сам Туманный Альбион «занимательная арифметика» не смущает, более того, за последние месяцы программа Tempest стала на несколько шагов ближе к своей реализации.
Что же произошло? Во-первых, в июле стало известно, что к программе хочет присоединиться Швеция, которая, по-видимому, окончательно «похоронила» проект национального истребителя пятого поколения, широко известный в узких кругах как Flygsystem 2020. Реальность такова, что такая машина маленькой стране с населением в десять миллионов человек объективно не по карману. По словам Мартина Тейлора, главного операционного директора авиационного подразделения BAE, одного из главных разработчиков самолета, переговоры со Швецией находятся «на очень продвинутой стадии». Впрочем, сами шведы летом этого года были более сдержаны. «Если бы мы заключили соглашение между министерством обороны Швеции и Министерством обороны Великобритании, мы бы обнародовали его», — заявил представитель шведского Минобороны.
Но программа развивается, причем стремительно. В июле этого года стало известно, что британская компания Aeralis Ltd. подписала меморандум о взаимопонимании с французской Thales для разработки концепции наземной системы обучения и симуляции, призванной дополнить британскую программу Tempest. Сотрудничество должно включать в себя совместную работу над созданием архитектуры для будущей информационной системы, которая объединит данные о подготовке летчиков, использовании воздушных судов и применении программного обеспечения

Это подтверждает более ранний тезис о разработке самолета «изнутри»: когда сначала будет создана электронная начинка и лишь потом сам самолет.
По-настоящему важное событие состоялось позже, в сентябре 2019-го. На выставке DSEI 2019 правительство Италии официально заявило о присоединении к программе Tempest

«Это чрезвычайно позитивный результат, достигнутый благодаря эффективной и четкой работе, подтверждающей высочайший потенциал итальянской оборонной промышленности», — цитирует итальянское Минобороны слова своего главы Лоренцо Герини.

Ранее, напомним, стало известно, что в разработке британского истребителя шестого поколения намерен поучаствовать Leonardo — один из крупнейших машиностроительных холдингов в Италии. Кроме него и британской BAE, над самолетом будут работать такие крупные «игроки» мирового рынка, как MBDA и Rolls Royce.
Что в итоге? Программа Tempest чувствует себя неплохо вопреки более ранним прогнозам. Что будет дальше, покажет время. Очень многое зависит от решимости британцев выйти из состава ЕС, а также теперь и от политической обстановки в Италии, очень напряженной и непредсказуемой. То есть шансов на воплощение в металле по-прежнему больше у FCAS. Зато британцы делают эффектные презентации…

По официальным данным…

США реализовали два проекта истребителей пятого поколения и уже работают над принципиально новой техникой. В 2010 году стартовали работы по изучению вопросов создания шестого поколения. Чуть позже появились первые данные относительно облика гипотетического самолета, а вместе с ними и рисунки, показывающие технику в полете.

Интересен тот факт, что сейчас в США параллельно прорабатываются сразу два перспективных истребителя. Один из них создается по заказу военно-морских сил и предназначен для замены палубных самолетов F/A-18E/F. Заказчиком второго являются военно-воздушные силы, которые уже сейчас задумываются о замене истребителя F-22, относимого к современному пятому поколению.

В дальнейшем несколько ведущих авиастроительных компаний неоднократно поднимали тему шестого поколения и оглашали свои планы в этой сфере. Утверждалось, что будущие самолеты по основным характеристикам будут выгодно отличаться от существующих, а кроме того, получат совершенно новые возможности. Прежде всего, рассматривался вопрос создания пилотируемой и беспилотной модификаций техники.

В области вооружения предлагалось использовать как существующие и перспективные ракетные системы, так и принципиально новые образцы. К примеру, до определенного времени утверждалось, что истребитель сможет нести боевой лазер, предназначенный для уничтожения воздушных или наземных целей. Впрочем, позже планы стали скромнее – лазеру отвели роль средства борьбы с ракетами противника.

Новейший российский истребитель пятого поколения пока лишь готовится к серийному производству и поступлению в войска, но промышленность уже занимается вопросами дальнейшего развития фронтовой авиации. Более двух лет назад стало известно, что в России начата проработка облика будущего истребителя шестого поколения. Тогда же были оглашены некоторые подробности и пожелания.

Впервые о создании российского истребителя шестого поколения в марте 2016 года рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заявил, что компания «Сухой» представила некоторые идеи и решения в контексте будущего поколения. Вскоре эту тему затронул главком ВКС Виктор Бондарев. По его словам, работы уже идут, и перед конструкторами стоит несколько задач. В частности, планируется разработка истребителя в пилотируемом и беспилотном вариантах.

Главком также затронул тему модернизации перспективной техники. Оказалось, что за счет обновления отдельных элементов в рамках новых проектов существующий истребитель Т-50 (Су-57) вполне способен перейти из актуального пятого в новое шестое поколение. Получению таких результатов способствует высокий модернизационный потенциал машины.

В дальнейшем официальные лица и неназванные источники прессы неоднократно поднимали тему нового истребителя и дополняли общую картину. При помощи этих данных можно примерно представить, какие именно требования предъявляются к будущему шестому поколению.

Буквально пару месяцев назад Великобритания представила свой проект истребителя Tempest, нескромно отнесенный к шестому поколению. Согласно опубликованным данным, эта машина будет иметь множество признаков предыдущего пятого поколения, а решающим фактором для отнесения к более новой категории должна стать беспилотная модификация. Любопытно, что «Темпест», в отличие других проектов нового поколения, будет создаваться в рамках международной кооперации во главе с компанией BAE Systems.

Не так давно стало известно, что свой истребитель шестого поколения желает сделать и Китай. Тем не менее, китайские ученые и инженеры традиционно не спешат делиться информацией. Регулярно появляются различные отрывочные сведения, слухи и оценки, но на их основе пока невозможно составить полную и правдоподобную картину.

Специализированные монокуляры

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

FC-31 (КНР)

Самолет-перехватчик с 2-мя двигателями. Появился в результате очевидного смешения американских Ф-22 и Ф-35. Это было сделано целенаправленно: одна из главных задач – создать соперника на международном рынке для Ф-35.

Китайский самолет должен был стоить меньше, не иметь принципиальных требований к приобретателям и желательно не уступать по характеристикам «коллеге» из США.

FC-31

Даже на воздушных салонах образец FC-31 показывали в цветах, столь очевидно дублирующих F-35, что это смотрелось как пародия. Причем у проекта ограниченная поддержка со стороны китайских властей. Неясно, станет ли сама Поднебесная покупать данный самолет.

Судя по всему, будущее китайской модели во многом зависит от того, сможет ли изготовитель отыскать заказчиков на большие партии самолетов либо возбудить интерес к модели у китайских властей.

ВВС США «показали» истребитель шестого поколения

Сравнительный анализ

Примечания

  1. Валерий Ярмоленко. . РИА Новости (28 марта 2010). Дата обращения: 13 августа 2010.
  2. . base.garant.ru. Дата обращения: 4 июля 2017.
  3. ↑ ТАНТК им. Г.М. Бериева — многоцелпевой самолет-амфибия Бе-200
  4. [aviadocs.net/MAK/AC/BE-200-ChS/N229_Be_200_D0_D2.pdf СЕРТИФИКАТ ТИПА]
  5. . www.uecrus.com. Дата обращения: 9 сентября 2018.
  6. Катерина Иванова. . Федеральное агентство новостей No.1. Дата обращения: 13 апреля 2019.
  7. . www.aif.ru. Дата обращения: 12 сентября 2018.
  8. Деловой квартал. . rostov.dk.ru. Дата обращения: 12 сентября 2018.
  9. Картотек арбитражных дел. . Арбитражный суд города Москвы (23 августа 2017).

J-20 («Черный орел»)

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».

МиГ-19: первый быстрее звука

Второе поколение истребителей сложилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Эти машины могли превосходить скорость звука практически вдвое, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, управляемые ракеты в качестве основного оружия. Кроме того истребители второго поколения устанавливались первые турбореактивные двигатели с форсажем.

Первый серийный сверхзвуковой истребитель в истории отечественной авиации и представитель второго поколения – это МиГ-19. Максимальная скорость этой машины составляла 1452 км/ч. Среди других выдающихся характеристик – тонкое крыло с большой стреловидностью, совершенная аэродинамика, а также продвинутая автоматика.

Серийное производство МиГ-19 началось в октябре 1954 года, а уже 3 июля 1955 года 48 новых «МиГов» участвовали в воздушном параде в Тушино. Работа над МиГ-19 и созданием его модификаций стала хорошей школой для отечественных авиаконструкторов, летчиков-испытателей. Этот опыт в будущем позволил перейти к МиГ-21, а позже и к легендарному МиГ-25, который развивал скорость, почти втрое превосходящую скорость звука.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II(фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

Полезные материалы

Российские самолёты

Су-57 в полёте

МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа ещё впереди». 27 апреля 2000 года «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проведен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта, на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применявшиеся на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта.

В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над лёгким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для лёгкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35.

На данный момент выполнением проекта заказанного истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан. 14 марта 2011 года в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер. 3 ноября 2011 года состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 года в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.

Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки.

В 2017 году объявлено, что серийные ПАК ФА T-50 будут поступать в войска с 2018 года[источник не указан 426 дней].

В 2017 года с ОАЭ достигнута договорённость о создании совместного лёгкого истребителя пятого поколения[источник не указан 426 дней].

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Самолёты других стран

HAL AMCA, макет

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведёт разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году.

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией. Как ожидается, южнокорейский самолёт KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года.

Иран разрабатывает свой первый такой самолёт IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах.

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Проект Крыжова

Литература

Американские самолёты

F-22 Raptor в полёте

F-35 на взлёте

В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.

Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.

Кроме F-22, в США по программе JSF разработан и принят на вооружение с 2015 года более лёгкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлётом и с укороченным взлётом и посадкой — для ВМС США.

Су-57 — видео

https://youtube.com/watch?v=Hu_O_nTcPeA

Самолёт разрабатывается для замены в российских ВВС истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений. В начале 2016 года Юрий Борисов сообщил, что серийные поставки истребителей Су-57 начнутся с 2018 года.

Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в IV квартале 2017 года.

Разработка

В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки. 30 января 2015 года глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что начинаются поставки ПАК ФА в интересах Минобороны России.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр Су-57 впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан.
14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний Су-57 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях.
24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов. 18 сентября 2015 начат завершающий этап испытаний.

Экспортная модификация

Экспортная модификация ПАК ФА для поставки в Индию и, возможно, в другие страны, получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft). Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская компания «Сухой».
В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация Су-57 представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт.

ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Су-57. По подсчетам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания».

МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою

В третьем поколении истребителей, которое выпускалось между 1955 и 1980 годами, началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато появились радары повышенной мощности – возросла способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях.

МиГ-25, является, пожалуй, лучшим отечественным самолетом третьего поколения. После принятия на вооружение в 1970 году, МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха, был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по высоте (до 20 тысяч метров) позволили стать этой машине лидером третьего поколения в воздушном бою. Возможность подниматься на высоту выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения.

На основе МиГ-25 был создан более тяжелый МиГ-31, который стал одним из самых эффективных боевых самолетов четвертого поколения.

Самолёты других стран

HAL AMCA, макет

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведёт разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году.

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией. Как ожидается, южнокорейский самолёт KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года.

Иран разрабатывает свой первый такой самолёт IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах.

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки

Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла

Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

Sturman 10х40 monocular

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector