Почему не работала лига наций

Мирные кварталы бомбить не приказывали?

Считается, что советская бомбовая атака Хельсинки 30 ноября 1939 года вызвала протест мировой политической элиты и привела к исключению СССР из Лиги Наций. Между тем в российских архивах имеются документы, свидетельствующие о том, что командир эскадрильи бомбардировщиков ДБ-3 Николай Токарев приказа сбрасывать бомбы на улицы Хельсинки не получал.

30 ноября 1939 года – дата начала военного вторжения СССР в Финляндию. За два дня до этого финляндскому посланнику в Советском Союзе Юрьё-Коскинену была вручена правительственная нота, в которой говорилось о денонсации ранее заключённого между Финляндией и СССР пакта о ненападении. В ноте сообщалось, что Советский Союз не намерен впредь оставлять без ответа агрессивные действия финской стороны, систематически ведущей артиллерийский обстрел советской территории. В первый день войны эскадрилья ВВС Краснознамённого Балтфлота сбросила на Хельсинки в общей сложности 10,5 т бомб. Однако, согласно документам Российского госархива ВМФ, боевым заданием у неё была вовсе не бомбёжка финской столицы: советским пилотам приказали разведать местонахождение броненосцев береговой обороны финляндских ВМС – «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен» – и уничтожить их.

Первое звено разведчиков морской авиации потеряло два самолёта, сбитых финскими зенитчиками. Обнаружить броненосцы в первом часу дня удалось только второму звену. Они стояли севернее острова Руиссало (база Ханко). Бомбы ДБ-3 сбросили, но по целям они не попали. Когда эскадрилья Николая Токарева спустя два часа прибыла на место, чтобы отбомбиться повторно, «Вяйнямёйнена» и «Ильмаринена» там уже не было. Искать броненосцы заново не было возможности – ухудшалась погода и близился вечер.

Вступление СССР в Лигу Наций

15 сентября 1934 года по инициативе французской дипломатии правительства тридцати государств — членов Лиги Наций1 — обратились к советскому правительству с телеграммой, в которой указывалось, что «задача поддержания и организации мира, являющаяся основной целью Лиги Наций, требует сотрудничества всех государств. Ввиду этого нижеподписавшиеся приглашают Союз ССР вступить в Лигу Наций и принести свое ценное сотрудничество»2. Делегаты еще четырех стран3, кроме тридцати, обычным дипломатическим путем известили о своем «благожелательном отношении» к решению данного вопроса.

Исход голосования стал результатом напряженной работы дипломатических представителей СССР в ряде европейских стран. Несмотря на необходимость выхода из тупика, в котором оказались страны-участницы версальско-вашингтонской системы, в Европе и за ее пределами было немало противников СССР. Спектр представляемых ими претензий — от национализации капиталов, вложенных в некоторые предприятия на территории России (как в случае с Бельгией) до украденных в общем переполохе событий октября 1917 г. чемоданов дипломатического представителя Аргентины. Для обеспечения необходимого квалифицированного большинства (а это 34 государства из пятидесяти одного, числившихся в 1934 году в Лиге Наций) НКИД СССР заручился поддержкой двух широко известных политических деятелей и дипломатов: министра иностранных дел Франции Луи Барту и министра иностранных дел Чехословакии Эдуарда Бенеша. Выбор этот, основательно продуманный, в тех условиях был вполне оправданным и, пожалуй, единственным реалистичным. Барту, в прошлом отрицательно относившийся к Советскому Союзу, после прихода к власти в Германии Гитлера резко изменил свою позицию, стал одним и последовательных сторонников сближения Франции с СССР. Та же ситуация могла заставить и Бенеша воспринимать СССР более серьезно как фактор стабильности в международных отношениях. Помимо этого, расчет делался на то, что славянская страна в условиях нарастающей угрозы вооруженного столкновения с более сильным противником с большой надеждой будет смотреть в сторону СССР.

Отвергая на официальном уровне любые предположения о возможном вступлении СССР в Лигу Наций,4 Литвинов поставил следующее условие: «Мы не будем просить Лигу Наций принять нас. Если Вы считаете, что это необходимо для укрепления Лиги, проделайте всю необходимую работу. Пусть Советский Союз попросят о вступлении. И мы пойдем навстречу».5 А на завершающем этапе, когда уточнялись позиции отдельных делегаций и процедура приглашения, через конфиденциального посредника было сделано дополнительное замечание: «…без полной гарантии в принятии мы проситься в Лигу не будем. Если даже Москва удовлетворится приглашением частного характера, то она будет настаивать на подписях, составляющих не менее 2/3 числа членов Лиги. Кроме того, мы должны получить заверения, что все члены Совета будут голосовать за предоставление постоянного места».6 Это заявление было передано Э. Бенешу 8 сентября 1934 года. А уже 12-го числа для согласования с французской и чехословацкой стороной были представлены ключевые принципы, которые советский представитель должен был изложить в Женеве на Совете Лиги Наций: «…заявите Бенешу, что ответ я мыслю следующей конструкции: со ссылкой на приглашение членов Лиги, я изъявлю готовность вступить в Лигу в такой приблизительно форме, в какой это сделала Турция. Если первая упо минала о первой статье Устава, то это сделаю и я. Дальше я выражу мнение моего правительства, что соглашаясь на установленные Лигой судебные процедуры, оно считало бы нежелательным подвергать им конфликты, возникшие у СССР с другими странами до вступления в Лигу. Затем я выскажу пожелание о скорейшем согласовании Устава с пактом Келлога в смысле полного запрещения войн и о введении в Устав пункта о равенстве рас. Да, я резервирую за собой право не участвовать в решении вопросов о распределении мандатов на территории. Больше этого сообщить ему и француз о содержании ответа я не могу, как и не могу составлять точный проект ответа. Если вышеизложенное удовлетворяет авторов проектируемого приглашения, то пусть приглашают немедленно».7

18 сентября 1934 года Ассамблея Лиги постановила принять СССР в Лигу и включить его представителя в Совет Лиги в качестве постоянного члена. Вступая в Лигу Наций, советское правительство предупредило, что не принимает на себя ответственность за ее предшествующие решения и за договоры, заключенные без участия СССР.

Современные попытки сохранения мира

Лига наций начиналась с идеи обеспечения мира во всём мире. Изначально это была сильная организация, к которой прислушивались многие страны, она имела колоссальное влияние и постоянно применяла методы воздействия. Всё же, со временем эффективность данных методов сошла на нет, и Лига наций стала стремительно терять международное влияние, допустив множество военных столкновений и самое главное — развязывание Второй Мировой войны. Во время этого конфликта Лига наций существовала лишь на бумаге.

Несмотря на то, что попытки сохранить мир силами Лиги наций оказались вялыми и неубедительными, она всё же смогла решить несколько важных вопросов своего времени, например, ограничить торговлю опиумом и людьми, а также повысить качество жизни беженцев и их правовой статус. Бескровный передел мира посредством плебисцитов на спорных территориях также заслуга Лиги наций. Многие современные органы, такие как международный суд и организация труда, были учреждены именно в этой организации, а сегодня успешно функционируют в составе ООН.

Организация Объединённых Наций — правопреемница Лиги наций

Лояльность международных организаций к государствам-гегемонам всегда была камнем преткновения на пути к обеспечению мира. Лига наций была создана странами, победившими в Первой Мировой войне, а потому диктовала право сильнейшего, совершенно не считаясь с мнением побеждённых стран. Это привело к накапливанию проблем и серии конфликтов, спровоцировавших Вторую Мировую войну. Другая причина неспособности Лиги наций оказывать противодействие странам-агрессорам заключается в их неумении принимать совместные решение. Пока Лига спорила о разоружении, Германия оправилась от поражения в войне и создала армию, завоевавшую впоследствии половину Европы.

В настоящее время преемницу Лиги наций — ООН — также критикуют за неэффективность и невнимательность к развивающимся странам, раздутый бюрократический аппарат и огромный бюджет

Следует обратить внимание и на то, что ООН также не способна справиться с военными конфликтами и обеспечить надёжный мир, как и Лига наций. Возможно, в будущем следует задуматься о более эффективной организации для достижения желаемого результата

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Мир и безопасность

См. также: Санкции Лиги Наций

В дополнение к территориальным спорам, Лига также попыталась вмешаться в другие конфликты между нациями. Среди её успехов были попытки бороться с международной торговлей опиумом и сексуальным рабством и её работа над облегчением положения беженцев в период к 1926 году. Одним из её нововведений в этой последней области было введение паспорта Нансена — первого всемирно признанного удостоверения личности для не имеющих гражданства беженцев. Многие из успехов Лиги были достигнуты её различными агентствами и комиссиями.

Чакская война

Основная статья: Чакская война

Лига наций вмешалась в боливийско-парагвайский конфликт в августе 1933 года, когда Совет Лиги направил приглашения стать посредниками в урегулировании территориального спора Аргентине, Бразилии, Чили и Перу. Однако проект урегулирования, предложенный этими странами, не устроил Боливию и Парагвай, потому все 4 посредника отказались уже в сентябре 1933 года от урегулирования. Почти два года Лига наций тщетно пыталась урегулировать конфликт, но в мае 1935 года отказалась от этой работы и посредничество перешло к группе американских стран (США, Аргентина, Бразилия, Чили, Перу и Уругвай).

График развода караула

К Кремлевской стене полыхающий символ памяти вернули в День Защитника Отечества, 23 февраля 2010 года. Многие интересуются вопросом о том, когда происходит смена караула на Красной площади. Расписание предусматривает ежедневную и ежечасную смену дежурных. Начало – восемь часов утра, завершение – восемь часов вечера.

Смотреть галерею

При необходимости в особых ситуациях развод часовых производится и внеурочно. Первый почетный караул в 1997 году: командир 1-й роты капитан В. С. Каминский, сержант М. П. Волгунов (разводящий), ефрейторы Р. В. Чернобуров, А. С. Горбашков. Последние двое заступили на дежурство 12 декабря в восемь часов утра. Большинство зрителей восхищены строевой подготовкой солдат Кремлевской роты: она всегда на высоте. Ведь это не обычная смена караула. На Красной Площади нужен особый, «кремлевский шаг». Важны отточенное владение приемами с оружием и предельно слаженные действия.

Последствия

Для сторон

Историки Александр Чубарьян и Олли Вехвиляйнен констатируют, что, хотя советско-финские отношения и до войны не отличались теплотой, в её результате Советский Союз «приобрёл озлоблённого соседа, озабоченного своей безопасностью и стремящегося к реваншу».

Эпизод с обращением Финляндии в Лигу Наций не возымел практических последствий — агрессия СССР не была остановлена, а утраченные по Московскому мирному договору территории не были возвращены. Помощь же со стороны Швеции, Великобритании и Франции была хоть и существенна, но ограничивалась лишь экономической составляющей: силовая эскалация грозила новой войной (об этом в марте 1940 года однозначно предупредил Молотов).

В совокупности перечисленное привело к повороту внешней политики Финляндии от её стремления заключить оборонительный союз со скандинавскими странами, принять гарантии Запада и даже разместить у себя экспедиционные британо-французские силы к постепенной переориентации на Германию: никакой значимой внешней силы, способной повлиять на события, у финнов больше не оставалось. Окончательно прежние надежды были перечёркнуты нападением Третьего рейха на Норвегию, в результате чего последняя оказалась под германской оккупацией.

Руководство Финляндии предвидело непрочность германо-советского союза и планировало вернуть утраченное в результате их будущего столкновения. С сентября 1940 года первые немецкие транзитные войска стали прибывать на территорию Финляндии. Таким образом, преимущества, достигнутые СССР, оказались кратковременными, стратегически безопасность Советского Союза не была обеспечена, последний вскоре столкнулся с новой угрозой — германо-финского нападения.

Карл Густав Маннергейм

Для Лиги

Исключение Советского Союза из членов Лиги Наций зафиксировало моральную победу Финляндии и поспособствовало росту общественного негодования, вызванного агрессией против неё. Однако оно усилило дисбаланс представленных в Лиге сил и привело к тому, что в составе организации, претендовавшей на планетарный масштаб, из великих держав остались лишь две — Великобритания и Франция (вскоре захваченная Третьим рейхом).

С момента исключения СССР и до своего формального роспуска 20 апреля 1946 года Лига Наций прекратила активную деятельность по урегулированию политических вопросов. В частности, в годы Второй мировой войны ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги.

В своих мемуарах фельдмаршал Финляндии Карл Густав Маннергейм позднее отметил:

Наиболее значимые достижения

После завершения Первой Мировой войны возникло много проблем, которые требовали совместных решений стран-участниц. И Лига наций с 20-ых годов прошлого века всё чаще стала выполнять роль третейского судьи. Несмотря на критику этой организации как бесполезной, в её активе есть и положительные результаты:

  • урегулирование вопроса с мировыми поставками опиума;
  • значительное ослабление работорговли в странах колониальной Африки;
  • введение единого нансеновского паспорта для беженцев без гражданства;
  • проведение плебисцитов на мандатной территорий, позволявших жителям спорных регионов самостоятельно без кровопролития решать, к какому государству им следует присоединиться;
  • создание единого дипломатического центра, мнение которого должно учитываться во всех вопросах. Если изначально Лигу редко воспринимали всерьёз, по-прежнему решая проблемы путём дипломатических ухищрений и локальных конфликтов, то со второй половины 1920-х годов с ней работали крупнейшие государства мира — СССР, Германия и США. Дипломатические органы Лиги после её роспуска перешли в ООН.

Советский плакат времён войны Польши и СССР, критикующий Лигу наций

Демилитаризация и неспособность предотвращения Второй мировой войны

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Адольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Решение территориальных проблем

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трёх лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.

Поскольку Лига развивалась, её роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Например, СССР и Соединённые Штаты всё больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.

Основание Лиги наций

Иммануил Кант ещё в 1795 году описал основы идеального общества в своём трактате, оказавшем мощное влияние на идеологию Лиги наций. Принципы всеобщего гуманизма и предотвращения возможных конфликтов с помощью переговоров активно развивал английский лорд Сесил, герой войны, а в качестве прототипа грядущей международной организации он выбрал Священный союз.

Лидеры стран-победительниц во время создания Лиги наций

Лига наций родилась благодаря документам, подписанным во время Версальской конференции. Помимо идей Канта и Сесиля, огромное влияние на её устав оказали 14 тезисов американского президента Вудро Вильсона, составленные в 1918 году:

  • пресечение тайных переговоров;
  • свобода мореплавания;
  • свобода торговли;
  • постепенное разоружение и сокращение армий;
  • справедливое решение колониальных споров;
  • отказ от давления на Россию;
  • восстановление Бельгии;
  • переход Эльзаса и Лотарингии к Франции;
  • изменение итальянских границ;
  • возможность автономии австро-венгерских народов;
  • право выхода к морю для Сербии;
  • автономия различных турецких народов;
  • предоставление независимости Польши;
  • создание объединения наций ради обеспечения мира.

Организация была учреждёна на основе договоров между Великобританией, Францией, Италией и Японией — союзниками в Первой Мировой войне. Изначально она состояла из 21 страны-союзника Антанты и 13 нейтральных стран. США никогда не состояли в Лиге наций, поскольку Вудро Вильсон, хоть и стал идейным вдохновителем этого международного института, предпочёл отказаться от решения европейских проблем силами США. СССР вступил в организацию в 1934 году, но после начала войны с Финляндией его исключили в качестве меры принуждения к миру.

Заседание Ассамблеи Лиги наций

Члены Лиги редко могли прийти к компромиссу по различным вопросам. Яркий пример — отсутствие у неё официально утверждённой символики. Проекты разработки флага и герба выдвигались постоянно, но соглашение не было достигнуто.

Финляндия стала союзником Гитлера

Финляндия в 1941 году примкнула к гитлеровской агрессии против СССР. В официальной пропаганде правящих кругов Финляндии это участие было представлено как справедливая освободительная война за возвращение территорий, отторгнутых Советским Союзом.

Можно ли верить этому утверждению и допускать, что если бы не было «Зимней войны», то в 1941 году Финляндия не приняла бы вместе с Германией участия в походе на СССР? Тот или иной ответ на этот вопрос сейчас является труднодоказуемым.

Одни говорят, что в 1941 году финская армия специально не стала продвигаться к Ленинграду дальше линии старой границы. Это утверждение опровергается тем, что в Карелии финские войска продвинулись значительно дальше, захватили Петрозаводск, вышли к реке Свирь. Если вспомнить события 1918-1920 гг., тогда финские правящие круги считали, что вся Карелия должна принадлежать Финляндии. И в 1941-1944 гг. была предпринята попытка реализовать именно эти замыслы, а не «восстановить старую границу».

Следовательно, правильнее считать, по-видимому, что на Карельском перешейке финская армия в 1941 году не продвинулась ближе к Ленинграду не потому, что не хотела, а потому, что не могла. На старой границе начинался старый советский укреплённый район, и финны не сумели его преодолеть.

Последствия

Для сторон

Историки Александр Чубарьян и Олли Вехвиляйнен констатируют, что, хотя советско-финские отношения и до войны не отличались теплотой, в её результате Советский Союз «приобрёл озлоблённого соседа, озабоченного своей безопасностью и стремящегося к реваншу».

Эпизод с обращением Финляндии в Лигу Наций не возымел практических последствий — агрессия СССР не была остановлена, а утраченные по Московскому мирному договору территории не были возвращены. Помощь же со стороны Швеции, Великобритании и Франции была хоть и существенна, но ограничивалась лишь экономической составляющей: силовая эскалация грозила новой войной (об этом в марте 1940 года однозначно предупредил Молотов).

В совокупности перечисленное привело к повороту внешней политики Финляндии от её стремления заключить оборонительный союз со скандинавскими странами, принять гарантии Запада и даже разместить у себя экспедиционные британо-французские силы к постепенной переориентации на Германию: никакой значимой внешней силы, способной повлиять на события, у финнов больше не оставалось. Окончательно прежние надежды были перечёркнуты нападением Третьего рейха на Норвегию, в результате чего последняя оказалась под германской оккупацией.

Руководство Финляндии предвидело непрочность германо-советского союза и планировало вернуть утраченное в результате их будущего столкновения. С сентября 1940 года первые немецкие транзитные войска стали прибывать на территорию Финляндии. Таким образом, преимущества, достигнутые СССР, оказались кратковременными, стратегически безопасность Советского Союза не была обеспечена, последний вскоре столкнулся с новой угрозой — германо-финского нападения.

Карл Густав Маннергейм

Для Лиги

Исключение Советского Союза из членов Лиги Наций зафиксировало моральную победу Финляндии и поспособствовало росту общественного негодования, вызванного агрессией против неё. Однако оно усилило дисбаланс представленных в Лиге сил и привело к тому, что в составе организации, претендовавшей на планетарный масштаб, из великих держав остались лишь две — Великобритания и Франция (вскоре захваченная Третьим рейхом).

С момента исключения СССР и до своего формального роспуска 20 апреля 1946 года Лига Наций прекратила активную деятельность по урегулированию политических вопросов. В частности, в годы Второй мировой войны ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги.

В своих мемуарах фельдмаршал Финляндии Карл Густав Маннергейм позднее отметил:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector