Сергей владимирович ильюшин: краткая биография

Вы здесь

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Услуга послепродажного обслуживания марки «Ил»

Помимо разработки и серийного выпуска, ОАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина» занимается послепродажным обслуживанием своих самолетов. 

В спектр его работ входят:

  • •          гарантийное обслуживание;

  • •          выполнение регламентных работ;

  • •          ремонтные, восстановительные работы, обновление интерьера, проведение доработок по технической документации, создание модификаций;

  • •          создание специальной ремонтной и проектной документации;

  • •          поиск решений в обнаружении и устранении дефектов;

  • •          надзор за техническим состоянием авиатехники;

  • •          разработка соответствующей документации на устранение эксплуатационных повреждений воздушных судов;

  • •          продление срока службы и ресурса аппаратов своего производства;

  • •          доведение до летного состояния самолетов «Ил» после продолжительного (свыше одного года) хранения или перегона по указаниям главного конструктора;

  • •          определение оценки технического состояния своих самолетов, включая документирование и дефектацию самолета или отдельных его частей;

  • •          доставка запчастей, вспомогательного имущества и агрегатов по обычному и срочному заказам эксплуатанта, выполнение ремонта комплектующих изделий;

  • •          разработка необходимой ремонтно-эксплуатационной документации для заказчиков, которая распространяется на аппараты, эксплуатируемые в тяжелых климатических условиях;

  • •          обучение инженерно-технического и летного состава, включая уровни повышения квалификации и переподготовки.

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

До того как посвятить себя авиации, наш земляк Сергей Ильюшин руководил промышленностью Вологодчины.

Разработчик самого массового бое­вого самолёта в стране — громившего фашистов штурмовика Ил-2, — Сергей Владимирович 30 лет не решался побывать на родине, объясняя это… разлитым молоком.

А в кабинете его московской квартиры всегда висела большая  панорама родной вологодской деревни…

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (30-го — по новому стилю) 1894 года в Дилялеве (или Делялеве — и так, и так можно), что в 74 километрах от Вологды (сейчас это территория Вологодского района). Необычное для северных краёв название, по свидетельству автора книги об Ильюшине в серии «Жизнь замечательных людей» Феликса Чуева, местные жители объясняют тем, что в стародавние времена это глухое местечко облюбовали разбойники и делили здесь награбленное — отсюда и Делялево (впрочем, сам Ильюшин везде писал «Дилялево», да и на современных картах указано так).

Когда через много лет, уже став знаменитым авиаконструктором, Ильюшин вернётся сюда, сосед его припомнит, как, выйдя из машины перед отчим домом, Сергей Владимирович первым делом обратил внимание на берёзовый пень: «Кто срубил?» Оказалось, соседка. А сажал ту берёзу, как выяснилось, Ильюшин собственноручно..

В тот первый после большого перерыва приезд (после Великой Отечественной Сергей Владимирович наведывался сюда ежегодно, устраивая пир на всю деревню) было ещё много взволновавших Ильюшина встреч.

Молочные реки

Несмотря на не располагающий к шуткам пост начальника конструкторского бюро, Ильюшин был весёлым человеком. Когда односельчане поинтересовались, что он так долго не наведывался в родные края — шутка ли, 30 лет! — Сергей Владимирович обмолвился, что когда работал тут возчиком молока, однажды перевернулся на телеге да и разлил весь драгоценный груз: «Вот потому-то и не приезжал — боялся, что побьёте!»

Как бы то ни было, а трудовая биография у Сергея Ильюшина действительно началась очень рано. В семье крестьянина-бедняка Владимира Ильюшина было 11 детей. Сергей, самый младший, сперва помогал родителям по хозяйству, на сенокосе. И учиться успевал. Вот как он сам вспоминал об этом: «Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно Закон Божий…»

А когда Сергею стукнуло 15 лет, он по примеру старших братьей подался из родных краёв на заработки: трудился чернорабочим на фабриках в Костроме и Иваново-Вознесенске, чистил сточные канавы в Петербурге, нанимался косить сено… Даже подрядился в землекопы на строительство дороги в имение Осаново вологодского купца Волкова. А в 1911 году вернулся в родную деревню и действительно устроился работать возчиком молока на маслодельный завод. Да только нужда была такая, что пришлось искать местечко поденежнее, и Ильюшин отправился строить Амурскую железную дорогу. Потом опять вернулся на родину.

И так мотался он по разным халтурам, пока осенью 1914-го его не мобилизовали в армию.

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica https://wikidata.org/Track:Q5375741https://wikidata.org/Track:P1417https://wikidata.org/Track:P2450
  2. Энциклопедия Брокгауз https://wikidata.org/Track:Q237227https://wikidata.org/Track:P5019
  3. Store norske leksikon — 1978. https://wikidata.org/Track:Q746368https://wikidata.org/Track:P4342
  4. Биография С. В. Ильюшина на сайте ОАО «Ил»
  5. Статья из газеты «Красный Север» от 11.06.2009 года: «Сергей и Степан Ильюшины в Вологде»
  6. Пономарёв, 1988, с. 13—14.
  7. Пономарёв, 1988, с. 16.
  8. Асташенков, 1970.
  9. А. Н. Пономарев Советские авиационные конструкторы. Сергей Владимирович Ильюшин Военное издательство Министерства Обороны СССР Москва-1980
  10. Мировые рекорды, установленные на самолётах ОКБ имени С. В. Ильюшина Архивная копия от 5 февраля 2010 на Wayback Machine
  11. Пономарёв, 1988, с. 123—128.
  12. Таликов, 2008, с. 206.
  13. Надгробный памятник на могиле С. В. Ильюшина
  14. Могила С. В. Ильюшина на Новодевичьем кладбище
  15. 12 Новожилов и др., 1990.
  16. https://www.airwar.ru Ильюшин ЦКБ-26
  17. https://www.airwar.ru Ильюшин ДБ-3
  18. https://arsenal-info.ru ДБ-4 (ЦКБ-56) / Авиация Красной армии
  19. https://oruzhie.info Штурмовик Ил-2
  20. https://avia.pro Ильюшин Ил-4
  21. https://www.airpages.ru Ил-6 Дальний бомбардировщик — Советская авиация в ВОВ
  22. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-8
  23. https://armedman.ru Штурмовик Ил-10 (СССР)
  24. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-12
  25. https://arsenal-info.ru Глава 12 Ил-14 — последний поршневой авиалайнер.
  26. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-16
  27. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-20.
  28. https://avia.pro Ильюшин Ил-22 (Бомбардировщик)
  29. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-24Н
  30. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-28
  31. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-30
  32. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-32
  33. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-38
  34. https://avia.pro Ильюшин Ил-40
  35. https://avia.pro Ильюшин Ил-46
  36. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-54
  37. https://avia.pro Ил-62
  38. ОРЕХОВИЧ Василий Николаевич (1905—1997)
  39. Ильюшин Сергей Владимирович // авиару.рф/.
  40. Дом-музей А. Ф. Можайского
  41. Таликов, 2008, с. 225.

Учебная база

Учебный центр на базе ОАО «Ил» начал свое существование 1.04.1998. Курсы повышения квалификации при нем прошли свыше 3200 человек. Лекции читают сами конструкторы самолетов «Ил», благодаря чему достигается качественный результат обучения. Все мастера, обучающие будущих сотрудников, подтверждают свою квалификацию соответствующим сертификатом.

На учебной базе ОАО «Ил» присутствуют такие средства для обучения авиаперсонала:

  • •          учебные классы;

  • •          стенд пилотажной системы управления;

  • •          стенд шасси;

  • •          автоматическая обучающая система;

  • •          тренажер-имитатор кабинных процедур;

  • •          библиотека, включающая эксплуатационно-техническую документацию, учебно-методическую литературу и читальный зал;

  • •          доводочная и летно-испытательные базы предприятия в г. Жуковский и городах, где размещены представительства авиакомпаний-заказчиков.

Самолеты ОКБ «Ил»

ПАК ТА
Ил-2
Ил-4
Ил-6
Ил-8
Ил-10
Ил-12
Ил-14
Ил-16
Ил-18
Ил-20
Ил-22
Ил-24
Ил-28
Ил-30
Ил-32
Ил-38
Ил-40
Ил-46
Ил-54
Ил-62
Ил-76
Ил-78
Ил-80
Ил-86
Ил-90
Ил-96
Ил-102
Ил-103
Ил-106
Ил-112
Ил-114
Ил-214

Навигация

Начало работы в Красном Воздушном Флоте

В 1919 году Ильюшин призван в РККА и направлен в Серпухов. Через некоторое время его перевели служить механиком на так называемый авиапоезд (железнодорожный состав, являющий собой подвижную ремонтную площадку для самолетов).

Позже, осенью участвовал в эвакуации подбитого вражеского Avro 504, в будущем ставшего основой учебного биплана У – 1.

Став начальником авиапоезда, он в 1921 году решает поступить в Институт инженеров КВФ. Делясь своими воспоминаниями, создатель “Летающих танков” признается, что сдал экзамены на тройки.

Поступить помог опыт, с годами наработанный в армии. Учебу совмещал с работой в кружке планеристов, где спроектировал и реализовал несколько образцов:

  • “Мастяжарт”;
  • “Рабфаковец”;
  • “Мастяжарт – 2”;
  • “Москва”.

Последний планер был создан в 1925 году и, пилотируемый летчиком Константином Арцеуловым, представлен в Рёнских состязаниях в Германии. А спустя год Ильюшин великолепно провел защиту своего дипломного проекта, посвященного созданию истребителя.

Описание

Принцип действия комплексов основан на формировании на объекте испытаний грозовых импульсов электрического напряжения и силы электрического тока апериодической формы с заданными амплитудно-временными параметрами и измерении величин амплитуд импульсов силы электрического тока и амплитуд импульсов электрического напряжения.

Комплексы применяются с целью вычисления импульсного сопротивления заземляющего устройства, а так же измерения напряжения электромагнитных помех, обусловленных растеканием импульсного электрического тока при имитации удара молнии в электрических цепях напряжением до 1000 В и имеющих гальваническую связь с заземляющим устройством.

Комплексы функционально состоят из двух составных частей: генератора импульсов напряжения и тока ГИНТ (далее по тексту — генератор) и измерителя импульсов напряжения ПИК-1 (далее по тексту — измеритель).

Генератор предназначен для формирования заданных грозовых импульсов электрического напряжения и силы электрического тока с частотой следования (3±0,3) Гц.

Измеритель предназначен для измерения амплитуд грозовых импульсов электрического напряжения на объекте испытаний.

На передней панели генератора имеются: выходные клеммы — « * », « *0,5 », « Х1 » для установки величины амплитуды генерируемого импульса напряжения — 50 %и100%от максимальной величины амплитуды генерируемых импульсов электрического напряжения; три коаксиальных гнезда — « U », « * », « I » для визуального контроля с помощью осциллографа генерируемых импульсов электрического напряжения и силы тока; клемма заземления, цифровой дисплей, светодиодные индикаторы, клавиши управления и выключения генератора.

На передней панели измерителя расположены: цифровой дисплей, светодиодные индикаторы, клавиши управления и выключения измерителя.

Питание комплексов производится от сети переменного тока и от встроенной аккумуляторной батареи.

Внешний вид комплексов и место пломбирования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Внешний вид и место пломбирования комплексов

Детство и юность

Славная биография Сергея Владимировича Ильюшина началась 30 марта 1894 года. Мальчик родился в сельском поселении Дилялево в семье, где было семеро детей. Будучи младшим сыном бедных крестьян, вынужденных заботиться о пропитании, будущий авиаконструктор в юном возрасте оставался на попечении братьев и сестер.

Пока не наступила необходимость помогать родителям по хозяйству, ребенок, смышленый от природы, научился читать и писать. В детстве он досконально изучил тексты Библии, а также водившегося в доме журнала «Вестник Европы».

Сергей Ильюшин в молодости

Успехи подраставшего ребенка радовали отца и мать, поэтому в 8-летнем возрасте его отдали в отдаленную земскую школу. Ежедневно Сережа преодолевал около трех километров до деревни Березники.

Окончив семилетку, потомок крестьянина по примеру старших детей отправился на заработки. Он освоил ряд трудозатратных профессий в Вологде, Ивано-Вознесенске и под Костромой.

В начале 1910-х Сергей оказался в Петербурге. Знакомые посоветовали устроиться на ипподром, приспособленный под аэродром. Исполняя обязанности землекопа, подросток получил шанс наблюдать за показательными выступлениями воздухоплавателей, приехавших на международную неделю авиации. Мальчик восхищался пилотажем, который демонстрировали Сергей Уточкин, Михаил Ефимов, Лев Мациевич и Владимир Лебедев.

В 1914-м Сергей вступил в ряды военных. Он служил в пехотном полку в Вологодской области до тех пор, пока командованию армии не понадобились люди для формирования команды Северного района авиации. Новым местом дислокации стал петербургский Комендантский аэродром.

Спустя три года отличнику боевой подготовки посчастливилось попасть в солдатскую школу авиации. Он получил право пилотировать самолеты и до конца жизни добрым словом вспоминал Всероссийский императорский аэроклуб.

Когда в связи со снижением темпа роста авиационной промышленности бригаду, работавшую на берегах Невы с самолетами, распустили, Ильюшин был разочарован. Бодрость духа вернулась после призыва в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот.

5 Великих полководцев

Navigation and communications

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Память

Почтовая марка СССР, 1984 год

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения).

Внутреннее строение

Летающий танк

Незадолго до начала войны КБ Ильюшина приступила к испытаниям фронтового бомбардировщика ИЛ-2. Этот самолет-штурмовик в войсках прозвали «летающий танк». Из-за бюрократических проволочек штурмовик попал на фронт с небольшой задержкой. По данным статистики, этот самолет оказался самым массовым в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Этот рекорд до сих пор не побит.      

В мирное время КБ Ильюшина разрабатывала пассажирские самолеты. Легендарный ИЛ-14 несколько десятилетий использовался в Заполярье. Турбовинтовой ИЛ-18 стал первым дальнемагистральным лайнером на линиях внутри страны. Лайнер ИЛ-62 использовался на международных линиях. Сергей Владимирович Ильюшин оставил достойное наследие родной стране. Гениальный конструктор скончался в феврале 1977 года.

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях. 

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация. 

Все авиамашины ОКБ, спроектированные под руководством Ильюшина

Модельный ряд спроектированных и выпущенных летательных аппаратов марки Ил, делился на 3 ветки:

  • Штурмовики;
  • Дальние бомбардировщики;
  • Гражданские воздушные суда.

Разработки КБ отличались простотой конструкции и высокой надежностью, достигнутой кропотливым трудом и высоким творческим потенциалом главы конструкторского бюро.

Работавшие с ним люди отмечали живой характер и трудолюбие своего начальника. Он грамотно распределял обязанности среди персонала и добивался невероятных результатов.

Выпущенные в невероятных количествах, они полностью покрывали нужды всех фронтов. Ближайшими аналогами были немецкие Ju – 87 и американские P – 47 Thunderbolt.

Ил–2/2м. Изначально предполагалось пустить в серию вариант с двухместной кабиной: пилот и стрелок-радист. Из-за проблем с центровкой вторую кабину убрали и в серию пустили без огневой точки, за спиной пилота.

Аппарат нес под крыльями до тонны бомбовой нагрузки, мог оснащаться НУРами (неуправляемыми ракетами), частенько вооружался 23 мм и 37 мм пушками.

В 1943 году выпущена модификация 2м. В ней вернули стрелка–радиста, управляющего турелью. Потери Илов сократились. Произведено: 36 000 шт.

Ил–10. Разработан в ходе ВОВ. Являлся развитием идеи штурмовика. Имел усиленное бронирование, превосходящую огневую мощь и высокий показатель полезной нагрузки. Машина введена в серию ближе к концу войны. Произведено: 6160 шт.

Дальние или стратегические бомбардировщики – это крупнейшие военные самолеты, несущие самую большую бомбовую нагрузку.

КБ Ильюшина дало зеленый свет нескольким машинам такого класса. Аналоги: Британские “Веллингтоны”, американские B–17.

Ил–4 (ДБ–3ф). Двухмоторный дальний бомбардировщик. Рабочая лошадка ВВС, произведена в количестве 5250 экземпляров. Машина обладала хорошим оборонительным вооружением и несла до 2.5 тонн полезной нагрузки.

Могла нести и торпеды для атаки противника. Участвовала в налете на Берлин летом 1941 года.

Ил–28. Выпускался с 1949 года и произведен в количестве 6100 штук. Это бомбардировщик нового реактивного поколения. Разрабатывался с применением новейших технологий.

Нес как простые бомбы, так и тактическое ядерное оружие. Стоял на страже границ не только нашей Родины, но и Польши, и Китая. Боевая нагрузка – 5 тонн. На огневых точках устанавливались 23 мм пушки.

Отдельного упоминания заслуживают пассажирские лайнеры. Ильюшин задумался о гражданских грузоперевозках в середине Великой Отечественной.

Предвидя необходимость такой авиатехники, Бюро приступило к созданию нового самолета: Ил–12. Требования, выдвигаемые самолету мирного времени, разительно отличались от нужд военной авиации в ситуации полномасштабной войны.

Самолет применялся для перевозки пассажиров, использовался как транспортный. На нем были установлены мировые рекорды дальности беспосадочного перелета.

Одновременно в салоне помещалось от восемнадцати до тридцати двух человек. Трехточечное расположение шасси с передним колесом под кабиной пилота, сократило необходимую для взлета или посадки длину ВПП (взлетно-посадочной полосы).

Ил-12 стал первым, но не последним мирным трудягой. Впоследствии команда Ильюшина выпустила в свет еще много машин, радуя своего идейного вдохновителя и бессменного руководителя. С.В. Ильюшина не стало 9 февраля 1977 года. Дело его трудолюбивых рук живо до сих пор.

Биография

Родился 31 марта 1927 года в Москве. Отец — С. В. Ильюшин (1894—1977), авиаконструктор, организатор и многолетний руководитель одного из наиболее известных в мире конструкторских бюро. Мать — Раиса Михайловна Ильюшина (Жалковская; 1897—1972). Сестра — Ирина Сергеевна Орехович (Ильюшина; род. 1920); сводный брат — Сергей Сергеевич Ильюшин (род. 1947), авиаинженер; сводный брат — Александр Сергеевич Ильюшин (род. 1955), авиаинженер. Супруга — Натела Константиновна Ильюшина (Джапаридзе; род. 1929), кандидат геолого-минералогических наук. Дочь от первого брака со Светланой Вячеславовной Молотовой, дочерью В. М. Молотова — Лариса Алексеевна Скрябина-Королева (Ильюшина; род. 1950), литературный переводчик. Дочь — Марина Владимировна Ильюшина (род. 1955), педагог.

Окончил Военно-Воздушную инженерную академию имени Жуковского (1951), Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1953).

Летал с 1943 по 1981 годы на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях. С 1953 по 1957 годы — лётчик-испытатель ЛИИ.

С 1957 года — в ОКБ Сухого: лётчик-испытатель (шеф-пилот фирмы), заместитель главного конструктора (с 1972 года), консультант — член Совета Старейшин (с 2000 года).

За время работы в ОКБ Сухого поднял впервые 12 опытных самолетов: от Су-9 до Су-27.

Поднял впервые в воздух и успешно провел начальный этап лётных испытаний уникального экспериментального тяжелого сверхзвукового бомбардировщика «проект-100» («Т-4», «Сотка»), разработанного в ОКБ П. О. Сухого. По неизвестным причинам испытания самолёта были прерваны и остановлены после 10-го успешного полёта. Однако имеются непроверенные сведения, что причиной прекращения работ по самолёту стали закулисные интриги А. Н. Туполева и его окружения. Это было вызвано тем, что у Туполева готовились осуществлять проект бомбардировщика «Ту-160» и стремились устранить успешного конкурента.

В июле 1959 года на боевом самолёте Владимир Ильюшин установил мировой рекорд на динамический потолок, взяв высоту 28857 метров (по другим данным, 23852 метров). За это Ильюшин был удостоен звания Героя Советского Союза. Также он установил и абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полёта — 21170 метров (1961 год).

Похоронен 4 марта 2010 года на Химкинском кладбище Москвы.

Память

Почтовая марка СССР, 1984 год

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector