Самолёт ил 76
Содержание:
- Температура Урану
- Пассажирские самолет Як-42: история создания, описание и характеристики
- О поставке самолетов ил-78
- Штурмовые винтовки Израиля
- Настоящий танк в ненастоящем самолете
- Полёты в невесомости на Ил 76
- Бехтир П.Т. Бехтир В.П. Практическая аэродинамика самолета Ил-76Т
- Летно-технические характеристики самолета Ил-76
- Российский военно-транспортный самолет Ил-76. Досье
- Основные модификации самолета
- Как получить военный билет после 27 лет?
- И все-таки она стреляла
- Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
- Какой диаметр Солнечной системы в км?
- Интересные случаи и факты
- Преимущества и недостатки сорта
- Качественное улучшение
Температура Урану
Пассажирские самолет Як-42: история создания, описание и характеристики
О поставке самолетов ил-78
Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.
Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.
Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».
«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.
Источник — РИА Новости.
Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.
Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.
В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Модификации самолёта Ил-78:
- Ил-78 — Базовая модификация
- Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
- Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
- Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
- Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв. м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, Д-30КП, сер. 2 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 12000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 48 |
скорость полета (км/ч) | 750 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 440-600 |
длина разбега (м) | 2200 |
длина пробега (м) | 1000 |
летный экипаж | 6 |
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв.м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, ПС-90А-76 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 16000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 52 |
скорость полета (км/ч) | 740-800 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 400-600 |
длина разбега (м) | 1550 |
длина пробега (м) | 960 |
летный экипаж | 6 |
Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.
Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.
Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:
- для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
- для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.
В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:
- повышена экономическая эффективность самолета;
- увеличена максимальная, полезная нагрузка.
- увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.
Штурмовые винтовки Израиля
Настоящий танк в ненастоящем самолете
Точнее сказать, двигатели существовали: они использовались на пассажирском лайнере Ту-134. Но для нужд нового военно-транспортного самолета их предстояло существенно доработать – прежде всего повысить тягу и надежность и сделать их проще в эксплуатации. Ведь летать новинке предстояло с грунтовых аэродромов, где в двигатели могло занести все что угодно, а обслуживать машину должны были не опытные команды служащих гражданских аэропортов, а в том числе солдаты-срочники.
Антарктическая» модификация грузового Ил-76 увеличенной дальности полета во время испытаний в Антарктиде
Пока в пермском ОКБ-19 бились над решением задач, поставленных Ильюшиным, его подчиненные тоже искали возможности сделать самолет как можно более простым и надежным. Прежде всего его сделали высокопланом, то есть разместили крыло на уровне верха фюзеляжа. Так уменьшались шансы заброса в двигатели посторонних предметов при эксплуатации вне специально подготовленных бетонных взлетно-посадочных полос. С той же целью гондолы шасси сконструировали так, что, выпустив колесные стойки, они снова почти герметично закрывались (такое решение, кстати, было революционным для отечественной транспортной авиации).
А история того, как в ОКБ Сергея Ильюшина проектировали грузовую кабину, достойна отдельного рассказа. Конструктор решил последовать знаменитому афоризму, гласящему, что эксперимент дешевле расчета, и на территории конструкторского бюро построили макет будущего самолета с настоящим, способным выдерживать тяжелую технику полом. После чего территория КБ, по воспоминаниям очевидцев, на две недели превратилась в филиал воздушно-десантной дивизии. Сюда пригнали чуть ли не всю стоящую на вооружении ВДВ и армии современную технику, в том числе недавно появившиеся БМП-1 и только-только принятые на вооружение боевые машины десанта БМД-1, не говоря о грузовиках, ракетных установках, артиллерии и даже танках. Все это размещали на полу макета так и этак, убеждаясь, что будущий самолет сможет уместить в своем чреве нужное военным оборудование. Руководил макетной комиссией главнокомандующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Георгий Пакилев, который в полном смысле слова осмотрел и ощупал каждый сантиметр будущего самолета. И дал добро.
Полёты в невесомости на Ил 76
Почувствовать себя космонавтом, паря в невесомости, воплощая свою мечту в жизнь, возможно на летающей лаборатории Ил 76МДК. В течение 25-30 секунд на самолёте-лаборатории воспроизводится состояние невесомости, условия наиболее близкие к реалиям полёта в космосе.
Полёт происходит по «параболе Кеплера» — машина набирает высоту с перегрузкой 2g и в верхней точке параболы, как только величины силы инерции и силы тяготения, противоположные по знаку сравняются, пилот отдаёт штурвал от себя, убирает тягу двигателей и переходит на снижение. Состояние невесомости продолжается до 28 секунд. После этого РУДы переводятся во взлётный режим и самолёт выводится в горизонтальный полёт. Ощущения вы получите невероятные.
Ил 76
Бехтир П.Т. Бехтир В.П. Практическая аэродинамика самолета Ил-76Т
- Автор
- Бехтир П.Т. Бехтир В.П.
- Год издания
- 1979
- Язык
- Русский
- Ссылка TURBOBIT
- Ссылка DEPOSITFILES
- Ссылка RAPIDSHARE
Оценить 5 Голоса
Скоростной реактивный дозвуковой самолет Ил-76Т предназна¬чен для пе-ревозки крупногабаритной техники и грузов на магист¬ральных авиалиниях с коммерческой нагрузкой 40000 кгс при экс¬плуатации на бетонированных ВПП и 30000 кгс — на грунтовых с крейсерской скоростью 800—850 км/ч.
Самолет Ил-76Т (рис. 1) представляет собой свободнонесущий моноплан с верхнерасположенным стреловидным крылом, одноки¬левым Т-образным стреловидным оперением, пятиопорным шасси и турбореактивной силовой установкой. Шасси самолета состоит из четырех основных и одной передней опоры. На каждой опоре установлено по четыре колеса. Колеса основных опор тормозные, а передней — управляемые. Силовая установка самолёта состоит из четырех двухконтурных турборе-активных двигателей Д-30КП, установленных под крылом на пилонах. Двига-тели имеют устройство для реверсирования тяги. Сравнительно большая энерговооруженность самолета, эф¬фективная меха-низация крыла—трехщелевые выдвижные за¬крылки, предкрылки, тормозные щитки и спойлеры (гасители подъемной силы), реверсирование тяги двигателей и надежные тормоза колес обеспечивают хорошие взлетно-посадочные характеристики на бетонированных ВПП, а также позволяют выполнять взлет и посадку на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка (ВСУ) обеспечивает за¬пуск двигателей в воздухе, питание системы кондиционирования воздуха в кабинах самолета на земле и питание электросети са¬молета переменным и постоянным током. ОГЛАВЛЕНИЕ
- Глава 1. Конструктивно-аэродинамические особенности и характеристики самолета 4
- 1.1. Геометрические характеристики самолета и их аэродинамическое обоснование 5
- 1.2. Аэродинамические характеристики самолета 9
- 1.3. Механизация крыла 25
- Глава 2. Основные характеристики силовой установки 30
- 2.1 Тяга двигателя и удельный расход топлива 30
- 2.2. Дроссельная характеристика двигателя 32
- 2.3. Зависимость тяги двигателя и удельного расхода топлива от скорости полета 35
- 2.4. Зависимость тяги двигателя и удельного расхода топлива от высоты полета 36
- Глава 3. Горизонтальный полет 37
- 3.1. Скорость и тяга, потребные для горизонтального полета 37
- 3.2. Кривые потребных и располагаемых тяг 39
- 3.3. Влияние полетного веса на летные данные самолета 43
- 3.4. Влияние высоты на летные данные самолета 44
- Глава 4. Взлет 47
- 4.1. Общие сведения о взлете 47
- 4.2. Нормальный взлет 51
- 4.3. Взлетные характеристики самолета 56
- 4.4. Особенности взлета с грунтовых ВПП 66
- 4.5. Особые виды взлета 68
- Глава 5. Набор высоты 72
- 5.1. Общие сведения о наборе высоты 72
- 5.2. Порядок набора высоты 74
- Глава 6. Снижение 77
- 6.1. Общие сведения о снижении 77
- 6.2. Порядок снижения с эшелона полета 79
- 6.3. Экстренное снижение 80
- Глава 7. Виражи и развороты самолета 81
- Глава 8. Посадка самолета 83
- 8.1. Общие сведения о посадке 83
- 8.2. Нормальный заход на посадку, посадка и уход на второй круг 84
- 8.3. Особенности посадки в сложных условиях и особые случаи посадки 92
- Глава 9. Устойчивость и управляемость 97
- 9.1. Общие сведения о балансировке, устойчивости и управляемости 97
- 9.2. Центровка самолета и ее расчет 98
- 9.3. Продольное равновесие и устойчивость самолета 101
- 9.4. Продольная управляемость 111
- 9.5. Боковое равновесие, устойчивость и управляемость 118
- 9.6. Особенности боковой устойчивости и управляемости самолета ИЛ-76Т 125
- Глава 10. Полет при несимметричной тяге 130
- 10.1. Поведение самолета при отказе одного или двух двигателей, расположенных на одной половине крыла 130
- 10.2. Действия экипажа для восстановления равновесия (баланси-ровки) самолета 132
- 10.3. Особенности полета при отказе одного или двух двигателей 139
- Глава 11. Характеристики прочности самолета и особенности полета в неспокойном воздухе 142
- 11.1. Характеристики прочности и летные ограничения самолета 142
- 11.2. Особенности полета в неспокойном воздухе 143
- Глава 12. Особенности полета при обледенении 147
П. Т. БЕХТИР, В. П. БЕХТИР ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА САМОЛЕТА Ил-76Т Допущено в качестве учебного пособия для слушателей школ высшей летной подготовки и учебно-тренировочных отрядов гражданской авиации
МОСКВА «МАШИНОСТРОЕНИЕ» 1979
Летно-технические характеристики самолета Ил-76
Основные лётные и технические характеристики Ил-76 (модификация МД-90А):
Длина, м | 46,59 |
Ширина, м | 3,46 |
Высота, м | 14,76 |
Размах крыльев, м | 50,5 |
Площадь крыла, м2 | 300 |
Длина разбега, м | 1500-2000 |
Длина пробега, м | 930-1000 |
Силовая установка | 4 ТРДД ПС90-А76 (тяга 14,5 т) |
Масса без нагрузки, т | 92,0 |
Взлётная масса (максимальная), т | 190,0 |
Объём грузовой кабины, м3 | 400 |
Максимальная грузоподъемность Ил-76, т | 48-50 |
Вместимость, человек | 145 (одна палуба), 225 (2 палубы) |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 5000 |
Ёмкость топливных баков, л | 109 500 |
Скорость крейсерская, км/ч | 800 |
Скорость максимальная, км/ч | 850 |
Экипаж, чел | 5 |
В различных модификациях конструкторы меняли в основном прочностные характеристики и размеры планера с учётом условий эксплуатации.
Российский военно-транспортный самолет Ил-76. Досье
Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т.ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. В первом полете 25 марта 1971 г. машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов.
Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.
В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие «Авиастар-СП» (Ульяновск).
Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.
Конструкция
Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне — НПО «Сатурн», Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО «ОДК-Пермские моторы»). Кормовой грузовой люк — трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.
Летно-технические характеристики (для базовой модификации)
- Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
- размах крыльев — 50 м;
- длина — 46,6 м;
- высота — 14,7 м;
- экипаж — 6-7 человек;
- грузоподъемность — до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
- объем грузовой кабины — от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
- практическая дальность — 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
- крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
- вооружение (некоторые модификации) — две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.
Модификации
На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:
- А-50 (первый полет в 1978 г.), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
- А-60 (1981), летающая лаборатория — носитель лазерного оружия;
- Ил-76МД (1981), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
- Ил-76ЛЛ (1991), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
- Ил-76КТ (1981), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
- Ил-78 (1983), топливозаправщик для Дальней авиации;
- Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
- Ил-76ТД-90А (2012), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
- Ил-76МД-90А (2012), глубокая модернизация, самолеты новой постройки;
- Ил-76МД-М (2016), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД;
- Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик.
Эксплуатанты
Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций.
В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа — Минобороны РФ, Ил-76 — основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России. Наряду с «безымянными» машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД («Оренбург», «Тверь», «Таганрог» и «Георгий Пакилев») и один именной Ил-76МД-90А («Виктор Ливанов»).
Катастрофы
Согласно данным открытых источников, за время эксплуатации Ил-76 было потеряно порядка 75 самолетов этого типа (из них свыше 20 экземпляров — в результате боевых действий). В мирное время в 37 катастрофах Ил-76 погиб по меньшей мере 721 человек на борту и еще 29 человек на земле.
Основные модификации самолета
Транспортный самолет Ил-76 блестяще продемонстрировал всему миру лётные характеристики во время войны в Афганистане.
За десять лет военный Ил-76 перевез 84% всех грузов и 74% личного состава ограниченного контингента советских войск. Конструкторы заложили в характеристики Ил-76, вместимость которого и так считается самой большой, огромный ресурс для улучшения технических параметров.
Благодаря этому регулярно устремляются в небо новые модификации «Ила». Диапазон применения транспортного самолёта для военного ведомства расширился до необозримых пределов. В первую очередь – за счёт прекрасных лётно-эксплуатационных характеристик, которыми обладает грузовой самолет Ил-76. Он применяется в армии, в гражданской и специальной авиации.
Ил-76 используют в армии, в гражданской и специальной авиации.
Один борт используется Российской Федерацией для осуществления уникальных полётов в сверхтяжёлых погодных условиях. Экипаж самолёта Ил-76ТД «Антарктида» во главе с командиром, заслуженным лётчиком испытателем, Героем России Рубеном Есаяном, осуществляет транспортировку грузов и топлива на российские научно-исследовательские полярные станции на шестом континенте. Вместимость Ил-76 сделала его незаменимым помощником экспедиционных миссий в северных широтах.
Коротко остановимся на самых распространённых и интересных модификациях Ил-76, спроектированных и построенных за годы эксплуатации самолёта:
Модификация | Данные о назначении и использовании |
Ил-76КТ /Ил-76МДК |
Самолёты были переоборудованы под лаборатории имитации невесомости. Использовались для тренировок членов отряда космонавтов с 1981 года. Использовались 3 единицы Ил-76КТ. В режим невесомости самолёт входил согласно «параболе Кеплера» (набор высоты с 6,5 до 9 км), затем резкий переход в пике с углом около 40о |
Ил-76М |
С 1978 года выпускались модификации, грузоподъёмность которых за счёт усиления конструкции фюзеляжа доведена до 42 т.
Максимальная взлётная масса — 170 т. Основное назначение — транспортировочно-десантные операции ВС СССР |
Ил-76ТД |
Гражданская грузопассажирская модификация. Полезная нагрузка — до 50 т.
Нет задней кабины стрелка, снято военное оборудование. Активно используется МЧС России. Дальность полёта — 3650 км. Двигатели Д-30КП 2-й серии |
Ил-76ПП |
Военный Ил-76 — постановщик помех. Как базовый самолёт выбран Ил-76МД.
Дополнен специальным аппаратным комплексом «Ландыш» для поиска и пеленгации сигналов. В серию запущен не был |
Ил-76СК |
Модификация использовалась в качестве стратегического пункта управления ядерными силами ВС РФ. Двигатели — 4 ТРДД Д-3-КП. Скорость — 780 км/ч. Дальность — 6800 км.
Дополнительное оборудование — контейнер спутниковой связи («горб»), вытяжные, лепестковые и штыревые антенны |
Ил-76ЛЛ |
Высотный лабораторный комплекс для тестирования режимов работы силовой установки.
Исследуемый двигатель в полёте ставился на место штатного двигателя №2. В остальном — стандартный Ил-76 с массой груза до 33 т. Дальность полёта — 3200 км |
Ил-976 |
Высотный командно-измерительный пункт телеметрической информации РВСН.
В состав входят различные системы измерения, управления и ретрансляции |
Ил-76МД |
«Модифицированный дальний» Ил-76 при полной загрузке (40 т топлива и 48 т коммерческой нагрузки) может преодолевать 4200 км.
Выпускался как транспортировщик, противопожарный самолёт и передвижной медицинский госпиталь. Базовая грузоподъёмность самолета Ил-76 — 48 т. Модификация, масса которой доведена со 170 до 190 т |
Ил-78М/Ил-78МК (МК90) |
Топливозаправщики ВВС РФ. Предназначены для дозаправки в воздухе истребителей, самолётов бомбардировочной и вспомогательной авиации с помощью системы «шланг-конус».
Ил-78/Ил-78М:
|
А-100 |
А-100 — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «Премьер».
Самолёт Ил-76МД-90А переоборудован в НТК им. Бериева. Отличительные особенности:
|
Разумеется, это далеко не весь список заслуг Ил76. За годы эксплуатации самолёт засветился практически везде, где требовалась оперативная транспортировка грузов и людей. Надёжность и неприхотливость, простота конструкции и высокие лётные качества сделали его необычайно популярным в десятках стран мира.
Система дозаправки в воздухе «шланг-конус» Ил-78М
Как получить военный билет после 27 лет?
И все-таки она стреляла
Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже — чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX — начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».
Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах — катках.
Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка — у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, — у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».
Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
Какой диаметр Солнечной системы в км?
Интересные случаи и факты
В августе 1995 года Ил 76 авиационной компании из Казани выполнял перелёт из Албании в Северный Афганистан. Экипаж из семи человек с командиром В. Шарпатовым доставлял боеприпасы к стрелковому оружию, разрешённые к перевозке. В воздушном пространстве «Талибана» в эфире раздалась команда на русском языке с приказом произвести посадку на аэродроме Кандагар с целью досмотра груза. Команду подкрепили появившимся истребителем, подающим знаки для вынужденной посадки.
Под угрозой огня с истребителя МиГ 21, экипаж был вынужден произвести посадку в Кандагаре. При досмотре были обнаружены снаряды крупного калибра, как позже выяснилось, подброшенные агентами «Талибана» в Албании. Экипаж был задержан и посажен под арест. Находясь в плену 378 дней, лётчики всё время мучились от нехватки воды, скверная пища и постоянная жажда делали условия невыносимыми. Удалось добиться переписки с родственниками и отдельных встреч, на которых получилось составить план побега.
Экипажу разрешали проводить техобслуживание самолёта раз в месяц. Очередное обслуживание пришлось на пятницу, выходной день для мусульман. Бдительность стражи в этот день была слабее и экипажу удалось запустить двигатели и занять полосу для взлёта, предварительно обезоружив охранников на борту Ил 76. Двигатели набрали мощность, но машину удалось оторвать от полосы буквально на последних плитах.
Пленникам повезло, что пилот единственного истребителя в Кандагаре отсутствовал в связи с выходными. Экипаж на предельно малой высоте пересёк границу территории «Талибана» и выполнил посадку в Арабских эмиратах.
Ил 76 кабина
Указом президента РФ командир и правый пилот получили звание Героя России, а остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.
Противостояние самопровозглашённых республик Донбасса и украинских вооружённых сил собирает свою дань. Так, 14 июня 2014 года, выполняя заход на посадку в Луганске, украинский Ил 76МД, не долетев до ВПП два километра, рухнул около села Красное, сбитый из ПЗРК ополченцами ЛНР. Вместе с экипажем количество погибших составило 49 человек, что на то время было крупнейшей потерей для украинских вооружённых сил. ЛНР заявила, что воздушное судно нарушило воздушное пространство республики и в дальнейшем все такие же попытки будут пресекаться подобным образом.
Зимой 15 января 2009 года четыре Ил 76 вылетели один за одним в аэропорт «Уайташ» в Махачкале. Первый самолёт благополучно сел в аэропорту , следующий за ним второй борт тоже успешно приземлился, выгрузился и вырулил на предварительный старт, ожидая посадки третьего самолёта.
Ил 76
Третий самолёт, заходя на посадку в сложных метеоусловиях при минимуме погоды, отклонился от направления и при пробеге двигался слева от полосы примерно в 20 метрах. Второй самолёт, не сообщив диспетчеру, выдвинулся за границу предварительного старта и кабина экипажа Ил 76 была смята крылом севшего самолёта. Погибли четыре члена экипажа, оставшихся двух, удалось спасти в больнице города Каспийск.
В 2002 году Ил 76 запретили полёты в несколько стран, в том числе и в Западную Европу, так как катастрофы, преследовавшие этот самолёт, перевалили разумные пределы. Вот основные происшествия, случившиеся лишь на протяжении только 1996 года:
- 5 апреля 1996 года по ошибке штурмана произошло столкновение Ил 76 с горой на подлёте в аэропорт Елизово. Самолёт разрушился, пассажиры и экипаж погибли.
- 6 июня 1996 года при заходе на посадку в аэропорт Киншасы в Заире из-за большого износа машины и тумана произошла катастрофа Ил 76. Самолёт эксплуатировался украинской компанией «Хасеба», экипаж погиб, пассажиров на борту не было.
- 19 августа 1996 года при выполнении захода на посадку в аэропорт Сурчин города Белград случилась аварийная ситуации, на борту отказало всё электрооборудование, потерпел катастрофу российский Ил 76М. Экипаж десятеро человек и два пассажира погибли.
- 12 ноября 1996 года недалеко от столицы Индии Дели при полёте ночью произошло опасное сближение и столкновение казахского Ил 76 и Боинга 746 из Саудовии. В катастрофе никто не выжил, погибло 372 человека.
- 28 ноября 1996 года военно-транспортный Ил 76 выполняя доставку груза из Москвы в Петропавловск Камчатский, был основательно перегружен и упал в 16 км от аэропорта Абакан. Экипаж и 13 пассажиров, всего 23 человека, не удалось спасти.
Ил 76
Преимущества и недостатки сорта
Качественное улучшение
Комментируя первый полёт своего детища, главный конструктор объединённой дирекции программ Ил-76 Андрей Юрасов подчеркнул, что целью модернизации была замена комплектующих, которые больше не производятся российской промышленностью.
По словам конструктора, эта работа была успешно завершена. По её итогам Ил-76МД-М с новыми агрегатами и системами способен выполнять все возложенные на него задачи на более высоком уровне. В частности, Юрасов отметил «повышение точности самолётовождения, улучшение качества радиосвязи».
- Военно-транспортный самолёт ВКС РФ Ил-76МД-М
В свою очередь, лётчик-испытатель Николай Куимов рассказал, что модернизированный образец «великолепно летает и показывает всё то лучшее, что воплотил в себя проект Ил-76».
«На самолёте установлено много нового оборудования, новый навигационный комплекс, новые системы, которые позволяют качественно улучшить характеристики самолёта при выполнении как транспортных, так и боевых полётов при непосредственном обеспечении перевозок войск и военной техники», — пояснил Куимов.
Прежде всего модернизации подверглись пилотажно-навигационная аппаратура самолёта, системы связи, десантно-транспортное, светотехническое и бытовое оборудование.
Одним из главных отличий Ил-76МД-М от предшественников стали элементы так называемой стеклянной кабины, в которой средства управления выполнены с использованием ЖК-дисплеев.
Также по теме
«Повышает ударную мощь авиации в несколько раз»: первый серийный истребитель Су-57 передан в авиационный полк ЮВО
Первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 передан в один из авиаполков Южного военного округа. Ожидается, что до конца года…
Известно, что в носовой части кабины модернизированного самолёта установлена оптико-электронная визирная система, позволяющая наблюдать за площадками десантирования и любыми объектами в инфракрасном и оптическом диапазонах.
Также специалисты ПАО «Ил» оснастили Ил-76МД-М спутниковой системой навигации, удовлетворяющей всем требованиям полётов на российских и зарубежных воздушных трассах.
По словам Юрасова, Ил-76МД-М получил современный комплекс обороны, обеспечивающий «защиту от всех средств поражения, которые сейчас имеет на вооружении наш вероятный противник».
Как полагают эксперты, на машине установлена система «Витебск» (экспортное наименование — «Президент-С». — RT), предназначенная для защиты летательных аппаратов от поражения зенитными ракетами и боеприпасами с инфракрасными головками самонаведения.
В «Ростехе» «Витебск» назвали высокоэффективным средством бортовой обороны. Благодаря аппаратуре обнаружения лазерного облучения комплекс способен фиксировать исходящую от противника угрозу. Защиту от поражения машины непосредственно обеспечивают устройства выброса ложных тепловых целей и станция оптико-электронного подавления.
- Модернизированный военно-транспортный самолёт Ил-76МД-М
В целом, как отмечают в госкорпорации, радиотехническая начинка Ил-76МД-М идентична оборудованию, установленному на самолётах нового поколения Ил-76МД-90А.
Напомним, что первый экземпляр Ил-76МД-90А был собран в 2011 году. Этот тяжёлый военно-транспортный самолёт оснащён автоматизированными погрузочными системами и вспомогательной силовой установкой ТА-12А повышенной мощности.
Модернизация позволила увеличить грузоподъёмность электротельферов машины и упростить процесс погрузки и крепления грузов. Также конструкторы повысили уровень информационного обеспечения экипажа за счёт монтажа в разных частях кабины многофункциональных экранов, заменивших аналоговую аппаратуру.
«Всего в самолёте имеется девять таких экранов. Шесть в кабине лётчиков, два — у штурмана, один — у борттехника. Каждый из членов экипажа может выводить ту информацию, которая необходима ему в данный момент. Один такой экран заменяет не менее десятка аналоговых приборов», — рассказал ранее в интервью телеканалу «Звезда» Андрей Юрасов.