«адмиралы» дальней морской зоны: как новейшие российские сторожевые корабли расширят боевые возможности вмф
Содержание:
- Содержание
- Более подробная информация о технике:
- Флот новой России
- Время на Марсе и год на Марсе
- В соответствии с мировыми тенденциями
- Дело пошло!
- История ЗИЛ 431410
- Примечания[ | код]
- Испытательный период
- История строительства
- Происхождение названия, типа и история постройки
- Технические характеристики
- Испытания и пули
- В целях борьбы с дефицитом
- Навигация
- Особенности конструкции кораблей проекта 22350
- Проект
- История строительства
- Оптимистический итог
Содержание
Более подробная информация о технике:
Боевой танк ИС-5 (Объект 730) можно сказать является предшественником девятого уровня ИС-8. Внешнее они очень схожи между собой, но характеристики значительно различаются. Орудие 122 мм Д-25ТА обладает высоким разовым уроном и отличной пробиваемостью, что позволяет наносить урон девятым и десятым уровням, однако точность и долгое сведение заставляет использовать пушку только на ближних и средних дистанциях. Также не стоит забывать, что подкалиберный снаряды на расстоянии теряют свою пробивную силу, из-за чего будет часто склонения к рикошетам и не пробитиям. Бронирование хорошее, что позволяет успешно отражать вражеские снаряды от седьмого уровня и ниже. Нанести урон в лобовую часть довольно сложно из-за формы корпуса, напоминающую щучью морду. Однако нижний броне лист имеет слабую броню, а также наличие двух люков на крыше башни, через которые можно нанести урон. Хорошие ходовые показатели позволяют быстро сменить фланг в случае опасности или сотрудничать с другими основными силами для прорыва.
В итоге: Танк ИС-5 (Объект 730) обладает хорошими характеристиками, так же позволяет зарабатывать кредиты и опыт. Также можно использовать его как тренажер для пересадки на базовый ИС-3.
Флот новой России
Фрегат — уникальный боевой корабль, может быть задействован во множестве военных операций, приобрел особую популярность в период ВОВ
После окончания Отечественной войны, в СССР особое внимание уделили разработке проекта “К61”. Силы страны были направлены на разработку кораблей комплексного использования: обеспечение подводной безопасности, отражение надводных атак, прикрытие морского десанта, доставка оружейных мощностей и т
д. Проект замер в 60-х годах 20 века. Спустя почти 50 лет, в середине 90-х судостроительное бюро в Петербурге вернулось к разработке универсальных судов тоннажем от 4000 до 9000 единиц.
Проект был разделен между центральным КБ и Северным конструкторским бюро. Разработку судов типа фрегат тормозили ограниченные возможности технического характера, а также экономический фактор. Денег не хватало на экипировку моряков, не то что на разработку новых судов. После распада СССР фрегат проекта 22350 стал первым кораблем, разработанным и сконструированным в РФ. По неподтвержденным данным, российская эскадра должна пополнится 10 судами данного типа. Когда ожидать пополнения не известно. А пока Россия медлит, США спустили на воду самый большой авианосец в мире Джеральд Форд.
Время на Марсе и год на Марсе
В соответствии с мировыми тенденциями
На сегодняшний день на «Северной верфи» в процессе достройки находятся два корабля проекта 22350 — «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков». Предполагается, что они пополнят российский флот в 2021 и 2022 годах. В апреле 2019 года в присутствии президента РФ Владимира Путина на «Северной верфи» были заложены ещё два фрегата — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Они будут сданы ВМФ в 2024 и 2025 годах.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев подчеркнул, что строительство кораблей проекта 22350 позволит России сохранить и упрочить статус океанской державы. По его словам, потребность ВМФ в этих фрегатах чрезвычайна велика и в перспективе будет только возрастать.
- «Адмирал Касатонов» в акватории Невы
- РИА Новости
«Проект 22350 можно уверенно отнести к первому рангу. Мы впервые в постсоветской истории начали строить корабли данного класса. Это современные многоцелевые корабли. Их строительство соответствует утверждённым ранее доктринальным документам, согласно которым Россия должна сохранить ведущие позиции в Мировом океане», — отметил Корнев.
У проекта 22350 был достаточно непростой старт — сроки передачи фрегатов ВМФ постоянно сдвигались, в том числе из-за введённого Киевом запрета на поставку морских двигателей в РФ.
Однако на сегодняшний день все препятствия для дальнейшей реализации проекта устранены. Отечественная оборонная промышленность завершила разработку всех систем корабельного вооружения и нашла замену газотурбинным агрегатам, которые поставлял расположенный в Николаеве НПКГ «Зоря — Машпроект».
- Корабль проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге
- РИА Новости
С 2018 года все элементы двигателей для проекта 22350 выпускаются на мощностях НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). В феврале 2019 года завод «Северная верфь» получил первые дизель-газотурбинные агрегаты отечественного производства.
«Трудности, с которыми столкнулись российские конструкторы, на мой взгляд, были связаны с новизной множества решений, которые воплощены в проекте 22350. Но всё это позади. Фрегаты полностью отвечают мировым тенденциям кораблестроения и обладают большим модернизационным потенциалом», — сказал Корнев.
В настоящее время специалисты СПКБ разрабатывают более совершенную версию корабля проекта 22350. Впервые макет модернизированного судна был представлен на МВМС-2017.
Также по теме
На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года
Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…
Предполагается, что фрегат будет крупнее предшественника. По данным источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе, водоизмещение обновлённого фрегата составит 7 тыс. тонн, а боекомплект — 48 крылатых ракет. Планируется, что ВМФ получит до 12 кораблей проекта 22350М. Головной фрегат будет построен в рамках действующей госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2027 года.
Дмитрий Корнев считает, что модернизированный сторожевой корабль получит универсальную автоматизированную систему управления вооружением и приблизится по боевым возможностям к эсминцу или крейсеру. Также эксперт убеждён, что на основе технологических решений в рамках проекта 22350 будет строиться отечественный эскадренный миноносец проекта 23560 «Лидер».
«Проект 22350 — это будущее отечественного флота. Фрегаты, включая модернизированные образцы, в перспективе заменят значительную часть советских кораблей 1-го ранга. Кроме того, опыт их разработки и эксплуатации позволит запустить строительство эсминцев «Лидер», без которых России в Мировом океане также не обойтись», — подытожил Корнев.
Дело пошло!
21 апреля 2019 года новенький «Касатонов» вышел в море для проведения заводских ходовых испытаний. А 23 апреля на «Северной верфи» по несколько доработанному проекту 22350 (24 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса вместо 16) были заложены пятый и шестой фрегаты — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Сдача их флоту планируется соответственно на 2024 и 2025 годы.
3 февраля 2020 года «Касатонов» успешно отстрелялся в полигоне из «Полимента-Редута», чем доказал свою готовность к передаче заказчику. 5 февраля стало известно, что первый фрегат проекта 22359 с главной энергетической установкой отечественного производства «Головко» будет спущен на воду до 1 июля.
В общем, дело пошло. Ну, а 6 февраля, как мы уже указывали, стало известно о том, что до конца 2020 года на «Северной верфи» состоится закладка еще двух фрегата УРО проекта 22350. Как и «Амелько» с «Чичаговым», они будут нести усиленный комплекс ударного вооружения.
Таким образом, можно надеяться, что до конца 2027 года в составе ВМФ России будут находиться уже 8 новых фрегатов УРО проекта 22350. Добавим — фрегатов, которые иностранные аналитики признают лучшими кораблями в своем классе. Конечно, эта «великолепная восьмерка» не позволит полностью справиться с дефицитом надводных кораблей дальней морской зоны, до сих пор сохраняющимся в ВМФ России. Но 8 «Горшковых» способны заметно снизить остроту этой проблемы.
 / ВМФ РФ
Попутно наш ОПК наберется опыта серийной постройки крупных надводных кораблей, а моряки получат возможность укомплектовать этими современными и однотипными (что очень важно!) кораблями свои изрядно «обескровленные» после распада СССР надводные соединения. Одновременно появится возможность заняться запуском в серийное производство фрегатов проекта 22350М с вводом в строй головного корабля сразу после передачи ВМФ последнего из восьмерки «22350-х». . Ну, а дальше, в первом приближении обеспечив ВМФ надводными кораблями дальней морской зоны, можно будет подумать и о пополнении надводных соединений наших флотов чем-то покрупнее, чем фрегаты проекта 22350М
Например, эсминцами (де-факто — крейсерами) УРО, чей проект фигурирует в СМИ под шифром «Лидер», и авианосцами.
Ну, а дальше, в первом приближении обеспечив ВМФ надводными кораблями дальней морской зоны, можно будет подумать и о пополнении надводных соединений наших флотов чем-то покрупнее, чем фрегаты проекта 22350М. Например, эсминцами (де-факто — крейсерами) УРО, чей проект фигурирует в СМИ под шифром «Лидер», и авианосцами.
История ЗИЛ 431410
С самого начала своего существования завод имени Лихачева представлял собой специализированные мастерские, которые выполняли различного рода ремонт техники. Начало истории марки – 1916 год. С того времени предприятие было несколько раз изменено. Производственная мощность увеличивалась. Многое оборудование заменилось на новое.
Как результат – появление совершенно нового ответвления грузового транспорта, которое стало носить название 431410. Эта модификация производилась с 1957 года. Конец выпуска – 1963 год.
Грузовой автомобиль ЗИЛ
Инженеры работали сразу над несколькими серьезными задачами:
- Сделать качественный грузовик посредством увеличения рабочего ресурса модели.
- Усовершенствовать двигатель по всем возможным параметрам.
- Сократить количество дыма.
- Сделать мотор менее громким во время работы.
- Снизить количество потребляемого топлива.
В конечном итоге конфигурация ЗИЛа 431410 стала базой для создания усовершенствованной модели 130. Она позаимствовала некоторые технические решения у аналогичных модификаций зарубежных марок. Таким образом, конструкторам удалось создать максимально надежный и эффективный грузовой автомобиль.
Примечания[ | код]
- ↑ Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. — М., 2006. — Вып. 9, № 1. — С. 8—9.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Кирилл Яблочкин. . tvzvezda.ru. Дата обращения: 12 декабря 2017.
- .
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2015.
- bmpd. . bmpd (30 ноября 2020). Дата обращения: 3 декабря 2020.
- . (29 ноября 2020). Дата обращения: 30 ноября 2020.
- (англ.). bmpd.livejournal.com. Дата обращения: 24 ноября 2020.
- Андрей Аркадьев. . Телеканал «Звезда» (24 ноября 2020). Дата обращения: 24 ноября 2020.
- ↑
- . www.aoosk.ru. Дата обращения: 11 февраля 2021.
- . lemur59.ru. Дата обращения: 9 июля 2020.
- . severnoe.com — Северное ПКБ. Дата обращения: 9 июля 2020.
- (рус.) (неопр.) ? (недоступная ссылка). АО «Концерн «Моринсис-Агат». Дата обращения: 18 сентября 2017.
- . militaryrussia.ru. Дата обращения: 27 сентября 2017.
- Carlo Kopp. (англ.). Air Power Australia (May 2009).
- .
- . Взгляд. Дата обращения: 8 февраля 2021.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- bmpd. . bmpd (18 марта 2019). Дата обращения: 18 марта 2019.
- . ТАСС. Дата обращения: 17 марта 2019.
- ↑
- . ФлотПром. Дата обращения: 21 декабря 2020.
- . ТАСС. Дата обращения: 17 апреля 2021.
Испытательный период
«Адмирал Макаров» был заложен 29 февраля 2012 года на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». 3 сентября 2015 года фрегат был спущен на воду, а с июля по октябрь 2016 года прошёл процедуру заводских испытаний.
30 октября 2016 года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв заявил, что «Адмирал Макаров» войдёт в состав флота в декабре 2016 года. Однако государственные испытания затянулись более чем на год.
Также по теме
«Форпост возможностей»: как будет происходить формирование постоянной группировки России в Сирии
Россия начала формирование постоянной группировки на базах Тартус и Хмеймим в Сирии. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу….
В марте 2017 года замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов пояснил, что сроки передачи «Адмирала Макарова» сдвинулись по причине несвоевременного выполнения концерном «Алмаз-Антей» опытно-конструкторских работ по зенитному ракетному комплексу (ЗРК) «Штиль».
По информации СМИ, государственные испытания фрегата проекта 11356 затянулись из-за решения командования ВМФ провести на корабле испытания новой зенитной управляемой ракеты 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета должна расширить арсенал ЗРК корабельного базирования «Ураган-1».
С апреля по сентябрь 2017 года «Адмирал Макаров» прошёл завершающий этап государственных испытаний. Как сообщают открытые источники, проблемы с ЗРК «Штиль» были устранены. В апреле фрегат поразил крылатые ракеты — мишени, а в ноябре успешные испытания прошли все виды вооружения судна.
История строительства
Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15 — 20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356, до того считавшихся чисто экспортными.
Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ в 2010 году планировало построить серию из 10 — 12 кораблей проекта 22350. В состав Черноморского флота предполагалось включить шесть фрегатов проекта 22350.
17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны России контракта на строительство ещё четырёх фрегатов (вместе с уже строящимися — шесть) проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года.
12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море.
4 мая 2016 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что в состав ВМФ России войдут шесть фрегатов проекта 22350 к 2025 году.
12 декабря 2017 года Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев заявил, что в будущем фрегаты проекта 22350М станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны.
Строительство и испытания головного фрегата проекта 22350 — фрегата Адмирал флота Советского Союза Горшков — были сопряжены со значительными задержками и сложностями и были завершены лишь в конце июля 2018 года.
Происхождение названия, типа и история постройки
Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.
В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.
В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».
Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.
Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.
Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» — сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.
Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.
Технические характеристики
Корпус
Корпус стальной 124,8 м длиной, шириной 15,2 м, полубачный. Надстройка трёхостровная. Это очень удачное в свое время решение по балансу вооружения выгодно для тактико-технических характеристик боевого корабля и сегодня. Архитектура корпуса изменена до уровня «стелс», поверхность покрыта композитными материалами, построены фальшборты, из-за этого заметно снижается акустическая заметность. При стандартном водоизмещении 3 620 т осадка корабля составляет 4,5 м. Полное водоизмещение 4 035 т. Боевые способности всех систем фрегата сохраняются при силе волнения моря в 5 баллов. На борту 180 членов экипажа. Охрану корабля обеспечивают 20 морских пехотинцев.
Силовая установка
Главными энергетическими установками являются 2 дизель-газотурбинные по 30 450 л.с. – это ГТА М7Н1, где каждая состоит из маршевой ГТУ на 8 450 л.с. и форсажной ГТУ на 22 000 л.с. Суммарная максимальная мощность ГЭУ 57 000 л.с. В энергетическую систему входит 4 дизель-генератора ДГ WCM-800 по 800 кВт. Характеризуя маневренность фрегата, здесь мало сказать просто подвижный, точнее говорить юркий. Скорость современная, максимальная 30 узлов. Скорость для дальних походов 14 узлов.
Испытания и пули
В целях борьбы с дефицитом
Не секрет, что едва ли не самым проблемным местом современного ВМФ РФ является вопрос обновления группировки надводных кораблей дальней морской зоны. Причины этого вполне понятны. В 1990-е хроническое недофинансирование, утеря компетенций, а также разрыв производственных цепочек и хозяйственных связей нанесли флоту и судостроительной промышленности России едва ли не нокаутирующий удар.
Крейсера, эсминцы, большие противолодочные корабли и сторожевики, числившиеся к моменту распада Советского Союза в составе ВМФ СССР, после 1991 года массово списывались. Замены отправленным «на патефонные иголки» кораблям не было. На флотах образовался явный дефицит остававшихся в строю крупных надводных кораблей. С учетом этого решение командования ВМФ России в начале 2000-х приступить к созданию многоцелевых фрегатов дальней морской зоны абсолютно нового проекта являлось хоть и изрядно запоздавшим, но более чем логичным.
Конструкция будущего фрегата должна была вобрать в себя все лучшее, что мог предложить флоту ОПК России: стелс-технологии, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, гидроакустический комплекс «Заря-3» с буксируемой гидроакустической станцией «Виньетка-М», 130-мм универсальную автоматическую артустановку А-192 «Армат», 16 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса (они позволяют использовать противокорабельные «Ониксы», перспективные гиперзвуковые ПКР и ракеты семейства «Калибр»), малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», 30-мм зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Палаш», ЗРК «Полимент-Редут» и многое другое.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
Всего в проект нового фрегата предполагалось внедрить более двух десятков новейших отечественных разработок в области техники и вооружения. Это было и плюсом нового корабля, и минусом. Многоцелевой «новичок» дальней морской зоны по ТТХ убедительно перекрывал свои иностранные аналоги. В то же время всем было ясно, что стремление насытить проект столь большим количеством новинок должно было не лучшим образом сказаться на сроках постройки и ввода в строй корабля.
Эскизный проект будущего фрегата УРО проекта 22350 был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года. Однако из-за того, что строительство этого корабля не было включено в Гособоронзаказ, тендер объявили лишь в апреле 2005 года. В итоге заказ на постройку головного фрегата проекта 22350, получившего название «Адмирал флота Советского Союза Горшков», достался «Северной верфи».
Постройка головного фрегата проекта 22350 стартовала 1 февраля 2006 года. «Горшков» стал первым крупным надводным боевым кораблем, заложенным на верфях России после распада СССР. Это обстоятельство вкупе с абсолютно новым проектом фрегата, насыщенным массой новейших систем, узлов и агрегатов, не позволяло надеяться на быстрый ввод «Горшкова» в строй. Поэтому командование ВМФ объявило, что «Горшков» поднимет Андреевский флаг в 2012 году, не раньше.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
Заявленный шестилетний цикл постройки/ввода в строй боевого корабля с полным водоизмещением 5400 тонн вызвал на тот момент удивление у многих отечественных аналитиков. В конце концов, у американцев начале 1980-х постройка и ввод в строй головного крейсера УРО типа Ticonderoga — куда более крупного, чем «Горшков» (полное водоизмещение крейсера — 9800 т) — заняли всего три года!
Последующие события показали, что патриотические заявления — это одно, а суровая реальность — совсем другое. ОПК России, только начинавший восстанавливаться после 1990-х, уложиться даже в шестилетний цикл постройки и ввода в строй головного фрегата проекта 22350 не смог. Но в 2006 году об этом еще никто не подозревал, и командование ВМФ озвучивало радужные планы постройки до 20 фрегатов проекта 22350 за ближайшие 15–20 лет.
В целях сокращения сроков постройки и ввода в строй новейших фрегатов их предполагалось оснащать силовыми установками производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект», так как на территории РФ после развала СССР отсутствовало налаженное производство газотурбинных установок для боевых кораблей.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
Навигация
Особенности конструкции кораблей проекта 22350
Изначально фрегат проектировался как корабль с высокими мореходными качествами. Корпус судна имеет протяженный полубак, обеспечивающий хорошую мореходность кораблю в условиях штормовой погоды при волнении 4-5 баллов. На корпусе установлены боковые успокоители качки с неубирающимися рулями.
Энергетическая установка
Основная двигательная установка на новых фрегатах сегодня представлена двумя ГТД М90ФР суммарной мощность 55 тыс. л. с. Двигатели — результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и украинского НПП «Зоря-Машпроект». Газотурбинные установки являются двигателями 4-го поколения и способны обеспечить кораблям высокие скоростные и ходовые характеристики. Максимальная скорость судна при форсированном режиме работы энергетической установки составляет 29 узлов.
https://youtube.com/watch?v=enCpFvLd4l8
Экономический ход обеспечивается двумя дизельными двигателями 10Д49 мощностью 5200 л.с. каждый. При экономичном ходе на скорости 14 узлов фрегат способен преодолеть расстояние до 4000 миль.
Системы вооружений
Начиная с головного корабля «Адмирал Горшков», новые фрегаты планируется оснастить самыми современными системами вооружения. По мощности и типу вооружения фрегат можно условно приблизить к ракетным крейсерам типа «Грозный». Основная ударная мощь корабля заключается в 16 ПКР «Москит», которые являются модификацией ракетного комплекса «Калибр-НК». Как и другие новые российские боевые суда, фрегаты оснащены универсальной автоматической артиллерийской установкой А-192.
Противовоздушную оборону осуществляли модули зенитно-ракетного комплекса «Редут». Кроме зенитных ракет угрозе с воздуха и для борьбы с малоразмерными целями на море должен противостоять универсальный ракетно-пушечный комплекс «Палаш».
Проект
Проект сторожевого корабля разработан Северным проектно-конструкторским бюро на основе проекта 1135.6 для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России, в следствие затяжки реализации проекта 22350.
Сам проект представляет собой откорректированный проект кораблей 1135.6 «Тальвар», созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей».
Военно-Морской Флот СССР и Морские части береговой охраны Пограничной службы КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций проекта 1135. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков.
Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Основу ударного ракетного вооружения фрегатов составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты: Калибр (большинство модификаций).
История строительства
Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — состоялась 1 февраля 2006 года на Санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15 — 20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356Р, до того считавшихся чисто экспортными.
Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ в 2010 году планировало построить серию из 10 — 12 кораблей проекта 22350. В состав Черноморского флота предполагалось включить шесть фрегатов проекта 22350.
17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО Северная верфь» сообщила о заключении с Министерством обороны России контракта на строительство ещё четырёх фрегатов в дополнение к уже строящимся двум фрегатам проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года.
12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море.
Вследствие охлаждения российско-украинских межгосударственных отношений в результате политического кризиса, в июне 2014 года украинский президент П. А. Порошенко запретил военно-техническое сотрудничество с Россией. Этот запрет коснулся и контракта с «Зоря-Машпроект» на поставку газовых турбин для фрегатов проекта 22350. В качестве ответной меры, российским КБ «Алмаз» был разработан новый проект, производство газотурбинных энергетических установок для которого вместо «Зоря-Машпроект» должно освоить НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).
4 мая 2016 года министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что в состав ВМФ России войдут шесть фрегатов проекта 22350 к 2025 году.
12 декабря 2017 года Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев заявил, что в будущем фрегаты проекта 22350 станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зоны.
Строительство и испытания головного фрегата проекта 22350 — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — были сопряжены со значительными задержками и сложностями и были завершены лишь в конце июля 2018 года. 23 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась церемония одновременной закладки для ВМФ России сразу двух фрегатов проекта 22350, получивших названия «Адмирал Амелько» (заводской номер 925) и «Адмирал Чичагов» (заводской номер 926). Данные корабли стали пятым и шестым фрегатами проекта 22350, сдача их планируется соответственно на 2024 и 2025 годы. Сообщается, что данные два корабля будут несколько отличаться от первых четырех фрегатов проекта 22350 — в частности, они получат усиленное ударное вооружение в виде 24 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК вместо 16 на первых четырех кораблях.
20 июля 2020 года на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге были заложены фрегаты «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» проекта 22350. Данные два корабля также получат 3 х 8 УКСК на 24 ракеты. 25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» был подписан контракт на закладку в 2021 году ещё двух фрегатов проекта 22350.
В дальнейшем, для ВМФ ВС РФ планируется строительство кораблей дальней морской зоны класса «фрегат» по модернизированному проекту 22350М с увеличенным водоизмещением.
Оптимистический итог
Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.
Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.
navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.
В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.
Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.
Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.
В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.
В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».