Фокке-вульф fw 190

Содержание

История службы[править]

Западный фронтправить

После завершения полевых испытаний 190-я испытательная эскадрилья вернулась в состав 26-й истребительной эскадры, которая в то время базировалась во Франции. В скором времени вся 26-я эскадра перешла на новые Fw 190A-1. Вслед за ней новые машины получила 2-я истребительная эскадра, также дислоцированная во Франции. 14 августа 1941 года пилот 26-й эскадры Вальтер Шнайдер сбил первый «Спитфайр».

В первые несколько месяцев после появления на Западном фронте Fw 190 оставался незамеченным командованием союзников. Новый истребитель с звездообразным двигателем, о котором сообщали пилоты, долгое время считался трофейным французским P-36. Тем не менее, вскоре выяснилось, что новый истребитель превосходит Супермарин Спитфайр Mk V, бывший в то время основным истребителем британских ВВС, по всем показателям, кроме радиуса поворота. Превосходство в небе над Ла-Маншем вновь перешло к Люфтваффе и командование британских ВВС даже планировало совершить специальную операцию по угону одного Fw 190 с аэродрома Люфтваффе для последующего изучения. Однако в конце июня 1942 года англичане получили полностью исправный Fw 190A-3, когда пилот 2-й истребительной эскадры оберлейтенант Армин Фабер из-за навигационной ошибки приземлился в Уэльсе.

Первой значительной операцией, в которой приняли участие новые самолеты, стала опера­ция «Цербер» — проводка линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген» из Бреста на базы в Германии 11-13 февраля 1941 года. При обеспечении воздушного прикрытия было сбито 42 британских самолета, потери же составили 10 истребителей (из них 2 Fw 190). Большая часть истребителей Люфтваффе разбилась при посадке из-за плохой погоды.

Следующий крупный успех пришел к пилотам Fw 190 через полтора года, во время высадки десанта союзников под Дьеппом. На тот момент в составе 2-й и 26-й эскадр насчитывалось 115 самолетов, в основном Fw 190A-3 (во 2-й эскадре также было несколько Мессершмиттов Bf 109G). Со стороны союзников в воздушных боях участвовало около 300 самолетов, преимущественно Спитфайров Mk V. В ходе боев обе эскадры по различным причинам потеряли 25 машин, заявив при этом 106 сбитых самолетов противника (в том числе 88 Спитфайров). Союзники потеряли 81 пилота убитыми и пленными, Люфтваффе — 14 пилотов. Помимо воздушных боев, Фокке-Вульфы Fw 190 успешно использовались против судов союзников.

С лета 1942 года 2-я и 26-я истребительные эскадры активно участвовали в перехвате стратегических бомбардировщиков союзников. В первое время им сопутствовал успех. Однако с 1943 года союзники начали увеличивать численность своей авиации и число потерь Fw 190 стало неуклонно возрастать. В том же году американцы развернули широкомасштабную кампанию дневных бомбардировок. В ответ на это были созданы специальные отряды «охотников за бомбардировщиками» с более тяжелым вооружением. Из-за увеличения веса летные характеристики самолета ухудшились, особенно на больших высотах, что делало его более уязвимым для эскортных истребителей союзников.

Кроме истребителей, в составе 2-й и 26-й истребительных эскадр были созданы специальные группы истребителей-бомбардировщиков, которые совершали бомбардировочные рейды на территорию Великобритании.

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
  • Энциклопедия
  • Тема на официальном форуме

Германия

Истребители IIArado Ar 67 • IIArado Ar 68 • IIFocke-Wulf Fw 56 Stosser • IIHeinkel He 51 • IIIArado Ar 80 • IIIFocke-Wulf Fw 159 • IVMesserschmitt Bf 109 B • IVHeinkel He 112 • VMesserschmitt Bf 109 E Emil • VMesserschmitt Bf 109 E-3 • VMesserschmitt Me 209 V4 • VHeinkel He 100 D-1 • VIMesserschmitt Bf 109 F Friedrich • VISupermarine Spitfire V DB 605 • VIIMesserschmitt Bf 109 G Gustav • VIIIMesserschmitt Me 209 A • VIIIHorten Ho 229 • VIIIFocke-Wulf Ta 152 • IXMesserschmitt Me P.1092 • IXFocke-Wulf Ta 183 Huckebein • XFocke-Wulf Fw 252 • XMesserschmitt Me P.1101
Тяжёлые истребители IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III
Многоцелевые истребители IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02
Штурмовики IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B
Бомбардировщики IVDornier Do 17 Z • IVHeinkel He 111 H-2 • VJunkers Ju 88 A • VIDornier Do 217 M • VIIJunkers Ju 288 A • VIIIJunkers Ju 288 C • IXJunkers Ju 287 • XJunkers/OKB-1 EF 131

Многоцелевые истребители

СССР IПоликарпов И-5 • IIПоликарпов И-15 • IIПоликарпов И-5 ШКАС • IIIКочеригин, Яценко ДИ-6и • IIIПоликарпов И-16 (ранний) • IVПоликарпов И-16 (поздний) • IVПоликарпов И-16 тип 29 • IVБоровков-Флоров И-207/4 • IVЛавочкин ЛаГГ-3 4-й серии • VЛавочкин ЛаГГ-3 34-й серии • VCurtiss P-40 M-105 • VЯковлев Як-7 • VYakovlev Yak-7 M-82 • VIИльюшин Ил-1 • VIЯковлев Як-9 • VIIЯковлев Як-9У • VIIIМикоян, Гуревич И-260 • VIIIСухой Су-9 • IXАлексеев И-211 • XАлексеев И-215
Германия IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02
Великобритания IGloster Goldfinch • IIHawker Demon • IIIBlackburn Skua • IVHawker Hurricane Mk I • VHawker Hurricane Mk II • VHawker Hurricane IID • VIHawker Tornado • VIIHawker Typhoon • VIIISupermarine Seafang F.32 • VIIIHawker Tempest • IXHawker Sea Hawk • XHawker Hunter
США IBoeing P-12 • IICurtiss F11C-2 • IIGrumman F2F • IIBoeing P-26 Peashooter • IIIGrumman F3F • IIISeversky P-35 • IVBrewster F2A Buffalo • IVRepublic P-43 Lancer • VGrumman F4F Wildcat • VRepublic XP-44 Rocket • VIChance-Vought F4U-1 Corsair • VIRepublic P-47B Thunderbolt • VIIChance-Vought F4U-4 Corsair • VIIRepublic P-47N Thunderbolt • VIIIGoodyear F2G Super Corsair • VIIIRepublic XP-72 • IXRepublic F-84B Thunderjet • IXLockheed F-94D Starfire • XRepublic F-84F Thunderstreak • XChance-Vought F7U Cutlass
Япония INakajima Type-91 • VIIMitsubishi J4M Senden • VIIIKyushu J7W1 Shinden • IXKyushu J7W2 Shinden-Kai • XKyushu J7W3
Китай IICurtiss Hawk III
Франция

История Знамени

В Берлинской операции были задействованы сразу несколько армий 1-го Белорусского фронта. Ввиду неких обстоятельств основные усилия по штурму городского центра пришлись на 3-ю ударную армию. Так она стала «первопроходцем» у стен Рейхстага. На ее плечи легла ответственность за исполнение приказа товарища Сталина.

Но флага, который должен взять на себя роль символа победы, не дождались. Надо было срочно предпринять какие-то действия. На исходе апреля, когда уже поступил приказ о взятии города, командующий 3-й ударной армии генерал-полковник В. Кузнецов распорядился как можно быстрее сделать замену Знамени Победы.

В немецком магазинчике приобрели кусок простой ткани красного цвета, из которой на скорую руку сшили 9 флагов. Ровно столько дивизий входило в состав 3-ей ударной армии. Накануне штурма их раздали командирам.

Волей судьбы Знаменем Победы оказался флаг №5. Он был в 150-й Идрицкой стрелковой дивизии под командованием подполковника М.В. Артюхова, водрузившей красное знамя на главную фашистскую цитадель. Именно ее солдаты во главе штурмующих первыми добрались до исторического места.

Выполняя приказ полковника Зинченко, с риском для жизни, младший сержант Кантария с помощью сержанта Егорова первым вылез на крышу, водрузил знамя и закрепил на куполе. Монументальное событие случилось вечером 2 мая. Имя бойца 576-го полка Мелитона Кантарии вошло в историю. Впоследствии оба воина получили высокое звание Героев Советского Союза.

Значение слова Знамя по словарю синонимов:

История знамени в России

Описание конструкции самолёта Focke-Wulf Fw 190 А-3

Самолёт Focke-WulfFw 190 А-3 представлял собой одноместный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси.

Фюзеляж полумонококовой конструкции неразъемный, состоит из трех секций (моторной, кабиной, хвостовой) и герметизирован. Силовой набор шпангоутов и дополнительных полушпангоутов набирался из гнутых дюралевых профилей. Носовая секция фюзеляжа (моторный отсек) представляла собой часть моторной установки и поставлялась вместе с ней с заводов BMW. Центральная и хвостовая секции изготавливались по отдельности и скреплялись потом заклепками. Между 8-м и 9-м шпангоутами монтировалась автоматически выпускаемая подножка для облегчения входа и выхода из кабины. Шпангоут №12 был зашит брезентом для герметизации фюзеляжа. К усиленному шпангоуту №14 крепилось хвостовое оперение. Работающая обшивка фюзеляжа была выполнена из приклепанных дюралевых листов.

Крыло самолёта неразъёмной конструкции полуторалонжеронное. Основной лонжерон проходил через фюзеляж и был изогнут, чтобы освободить место для шасси. Задний лонжерон – разрезной- крепился к шпангоуту в двух точках. Крыло состояло из двух половин – верхней и нижней. Полунервюры и стрингеры приклепывались к обшивке, после чего половинки соединялись между собой клёпкой. Полукруглые законцовки крыла и элементы передней кромки крепились к конструкции крыла при помощи шурупов. Посадочные щитки с электроприводом, обшитые дюралем только снизу, имели три фиксированных положения (0°. 10° и 60°). Щелевые элероны, оснащённые регулируемыми только на земле триммерами, имели дюралевый силовой набор и обшивались полотном, и весовую компенсацию.

Хвостовое оперение свободнонесущее. с регулируемым в полете углом установки стабилизатора. Стабилизатор имел симметричный профиль и металлическую либо фанерную обшивку. Привод установки стабилизатора – электромеханический, угол установки – от +4° до -1°. Киль изготавливался заодно с хвостовой секцией фюзеляжа, имевшей конструкцию типа полумонокок и обшивавшийся дюралем или фанерой. Рули имели металлическую конструкцию, обшитую полотном, аэродинамическую и весовую балансировку. На рулях устанавливались перфорированные пластинки, угол установки которых изменялся только на земле перед полётом.

Шасси самолёта трёхопорное консольно-подкосного типа, убирающееся, с хвостовым полуубирающимся колесом. Основные стойки шасси с гидропневматической амортизацией крепились к главному лонжерону крыла. Стойки в выпущенном положении слегка наклонялись внутрь. Механизм уборки – выпуска шасси – электромеханический. Хвостовое колесо убиралось назад при помощи троса одновременно с основным шасси. При посадке выпущенное хвостовое колесо центрировалось и запиралось автоматически при выбирании ручки управления на себя. Колёса основных стоек шасси оснащались барабанными тормозами с сервоприводом.

В винтомоторной установке самолёта использовался четырнадцатицилиндровый радиальный двухрядный двигатель воздушного охлаждения BMW 801D-2 с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем максимальной мощностью 1700 л.с. Двигатель охлаждался двенадцатилопастным вентилятором, установленным непосредственно за втулкой воздушного винта и приводившимся в движение от двигателя повышающим редуктором. Двигатель комплектовался металлическим трёхлопастным воздушным винтом с автоматической регулировкой угла установки лопастей YDM 0-12176 A3 диаметром 3300 мм.

Вооружение истребителя состояло из четырёх 20-мм крыльевых пушек, две из них синхронизированные MG 151/20 устанавливались в корне крыла у фюзеляжа, две MGFF- в консолях крыла, и двух 7,92-мм синхронизированных пулемётов MG 17. размещённых в верхней части носового отсека фюзеляжа. Боекомплект составлял 510 снарядов для пушек и 2000 патронов для пулемётов.

Для связи с самолётами в воздухе и с аэродромом базирования применялась приёмопередающая радиостанция FuG-16 ZY с блоком радиокомпаса. Для определения госпринадлежности на самолёт монтировалось УКВ-устройство Kennungsgeraet Freund-Feind FuG 25а.

Послевоенная деятельность

C 1947 по 1955 годы работники Фокке-Вульфа, в том числе и Курт Танк работали в Аргентине, на предприятии Fábrica Militar de Aviones. Тем временем компания начала оживать. С 1951 года приступили к постройке планёров, с 1955 года началось производство лёгкомоторных самолётов. Тогда же начали возвращаться и бывшие работники компании. В 1961 году Focke-Wulf, Weserflug и Hamburger Flugzeugbau объединились в Entwicklungsring Nord (ERNO) для совместной разработки ракет.

В 1960-х годах ITT Corporation, которая купила 25 % акций Фокке-Вульфа до войны, получила 27 млн долларов в качестве компенсации за ущерб её доли повреждённых во время войны от союзных бомбардировок заводов Фокке-Вульфа. В 1964 году Фокке-Вульф формально объединилась с «Везер-флюгцойгбау» (Weser-Flugzeugbau GmbH), став «Ферайнигте флюгтехнише верке» (Vereinigte Flugtechnische Werke). После нескольких организаций и слияний эта компания стала современным Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном (EADS).

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
VII NAME_MODULE_BMW-801TU-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1 1950 воздушного охлаждения 1230 101000

Конструкция

Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
VII NAME_MODULE_FW-190A8_PLANER_PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1 360 2679 80000

Синхронное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
VI 13-мм MG-131 (С) 13 1160 49 700 60 25200

Синхронное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
VI WEAPON_NAME_G20MM-MG151-20-PR-S_SPEC_TOP_FW-190A8_1 20 1360 80 400 90 40600

Крыльевое вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
VII WEAPON_NAME_G30MM-MK-108_42-PR-K_SPEC_TOP_FW-190A8_1 30 960 180 240 120 43700

Подвесное вооружение

Уровень Бомбы Радиус поражения, м Урон Масса, кг Стоимость,
V WEAPON_NAME_SC250-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1 75 4400 250 1200

Двигатель

VII

ДвигательNAME_MODULE_BMW-801TU-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1950
Тип воздушного охлаждения
Масса, кг 1230

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

NAME_MODULE_BMW-801TU-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

VII

ДвигательBMW 801TU

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1950
Тип воздушного охлаждения
Масса, кг 1230

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

BMW 801TU

Конструкция

VII

КонструкцияNAME_MODULE_FW-190A8_PLANER_PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Характеристики:
Живучесть 360
Масса, кг 2679

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

NAME_MODULE_FW-190A8_PLANER_PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

VII

КонструкцияFw 190 A-8

Характеристики:
Живучесть 360
Масса, кг 2679

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

Fw 190 A-8

Синхронное вооружение

VI

Пулемёт13-мм MG-131 (С)

Характеристики:
Калибр 13
Начальная скорость снаряда, м/с 1160
Урон 49
Скорострельность, выстр/мин 700
Масса, кг 60

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VI

2×13-мм MG-131 (С)

VI

Пулемёт

Характеристики:
Калибр 13
Начальная скорость снаряда, м/с 1160
Урон 49
Скорострельность, выстр/мин 700
Масса, кг 60
Стоимость:
Стоимость покупки 25200

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VI

2x

Синхронное вооружение

VI

Пулемёт20-мм MG-151/20 (1941) (С)

Характеристики:
Калибр 20
Начальная скорость снаряда, м/с 1360
Урон 80
Скорострельность, выстр/мин 400
Масса, кг 90

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VI

2×20-мм MG-151/20 (1941) (С)

VI

ПулемётWEAPON_NAME_G20MM-MG151-20-PR-S_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Характеристики:
Калибр 20
Начальная скорость снаряда, м/с 1360
Урон 80
Скорострельность, выстр/мин 400
Масса, кг 90
Стоимость:
Стоимость покупки 40600

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VI

2xWEAPON_NAME_G20MM-MG151-20-PR-S_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Крыльевое вооружение

VII

Пулемёт30-мм MK-108 (1942) (К)

Характеристики:
Калибр 30
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Урон 180
Скорострельность, выстр/мин 240
Масса, кг 120

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

2×30-мм MK-108 (1942) (К)

VII

ПулемётWEAPON_NAME_G30MM-MK-108_42-PR-K_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Характеристики:
Калибр 30
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Урон 180
Скорострельность, выстр/мин 240
Масса, кг 120
Стоимость:
Стоимость покупки 43700

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

VII

2xWEAPON_NAME_G30MM-MK-108_42-PR-K_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Подвесное вооружение

Вооружение отсутствует

V

БомбыSC 250

Характеристики:
Радиус поражения, м 75
Урон 4400
Масса, кг 250
Стоимость:
Стоимость покупки 1200

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

V

SC 250

V

БомбыWEAPON_NAME_SC250-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Характеристики:
Радиус поражения, м 75
Урон 4400
Масса, кг 250
Стоимость:
Стоимость покупки 1200

Применяемость:Focke-Wulf Fw 190 A-8/R2

V

WEAPON_NAME_SC250-PR_SPEC_TOP_FW-190A8_1

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет
Подарочный самолет

Вторая мировая война

К началу Второй мировой войны Фокке-Вульф вступила в полосу бурного развития. Несмотря на требование RLM рассредоточить производство, закладывались заводы в Бремене-Гемлингене, целый комплекс в Бремен-Гаштедте и Бремен-Нойенланде. В связи с этим, заводы в Бремене стали первыми в немецком авиационном комплексе, подвергшимися эвакуации и рассредоточению. Танка убедил в этом налёт англичан, заставивший перевести производство Fw.200 на завод Блом унд Фосс. Танк также решил разбить производство на несколько заводов в разных городах: Мариенбурге, Коттбусе, Зорау и Позен-Крейзинге (в Польше).

С большим успехом самого знаменитого самолёта компании, Fw.190, и постоянным ростом заказов на этот истребитель были приобретены или основаны новые заводы в Тутове, Хальберштадте, Гидня-Рамеле, Нойбранденбурге, Шверине, Висмаре, Эйнсвардене, Варнемюнде, Анкламе, Эрфурт-Норд, Любеке и Ганновер-Ланкнгаден.
Этот истребитель помимо Фокке-Вульфа выпускали также AGO, Арадо, Дорнье, Физелер, Хейнкель.

Все ночные истребители Fw.189 Uhu, кроме 167 машин, были выпущены на контролируемой Фокке-Вульфом SNCASO в Бордо и на Аэро в Праге.

К 1944 году Фокке-Вульф стал одним из крупнейших предприятий по числу людей, занятых в авиаиндустрии: 11 920 человек непосредственно занятых и 17 040 человек на вспомогательных производствах.
Несмотря на это, кроме Fw.190 ни один самолёт Фокке-Вульфа разработки периода войны не попал в крупносерийное производство. Конструкторское бюро Танка тем не менее работало до конца, подготовив ряд необычных и перспективных проектов (например, перспективный реактивный Ta.183 Huckebein, выигравший конкурс, проводимый верховным командованием Люфтваффе в феврале 1945-го, у Messerschmitt Р.1101 — он должен был стать основным одномоторным истребителем Люфтваффе начиная с осени 1945).
8 апреля 1945 года британская пехота захватила заводы Фокке-Вульф.

Бомбардировщики

На Западе самолеты Fw-190 применили над пляжами Дьепа в августе 1942 г. и в рейдах по принципу «ударить и убежать» над южной Англией. В этих операциях истребители-бомбардировщики Fw-190 из эскадры JG 26 атаковали железнодорожные депо, заводы и газовые подстанции, нацеливаясь на шесть береговых резервуаров. Установка подвесных подкрыльевых баков позволила самолету залетать далеко в южную Англию.

Fw-190A-4/«Троп» – модификация истребителя для тропических условий применения в средиземноморской зоне. На него установили защитные противопыльные фильтры на воздухозаборниках двигателя. Самолет комплектовался бомбодержателями для подвески 250-кг бомбы под фюзеляжем. Fw-190A-5/U15 – экспериментальный торпедоносец с подвесным устройством для размещения 1000-кг торпеды LT 950. Fw-190A-4/U16 -специальная противобомбардиро-вочная модификация с 30-мм пушкой МК 108. Для обучения создали Fw-190A-8/U1 с двумя сиденьями; самолет совершил свой первый вылет 23 января 1944 г.

История создания FW.189

Свой жизненный путь Фокке-Вульф.189 начал в 1937 году. Тогда немецкое руководство дало задание нескольким производителям спроектировать новый самолет-разведчик, способный вести корректировку артиллерийского огня.

Армия гитлеровской Германии в те времена отличалась большой мощью. Такое превосходство достигалось за счет налаженной экономической составляющей, ведущих инженерных умов и продуманности каждого боевого действия.

Во многом, определяющую роль в успехе большинства военных операций играла надежно функционирующая разведка. Именно поэтому самолетам-разведчикам уделялось много времени и сил.

Сразу три завода включились в реализацию нового задания: Arado, Focke-Wulf и немного позднее Hamburger Flugzeugbau. Военное руководство главным требованием видело заметное улучшение технических характеристик новых машин по сравнению с Хеншелем.

Продиктовано это было тем, что требовалось увеличить экипаж с двух до трех человек, чтобы новый разведчик мог выполнять больший спектр задач, в том числе и бомбардировку позиций противника

Еще одной важной задачей считалось достижение хорошего обзора для более эффективной разведывательной деятельности

Фирма Arado не предложила никаких особенных новшеств. Да, их машина Ar.198 технически была лучше Хеншеля, но все так же являла собой одномоторный образец с неубирающимся шасси. За обшитую стеклом нижнюю часть фюзеляжа самолет получил прозвище «летающий аквариум».

Завод Hamburger Flugzeugbau произвел опытный образец машины Ha.141. Этот одномоторный самолет, наоборот, выглядел нетрадиционно. Он был ассиметричным, по левому борту располагалась остекленная кабина, справа – двигатель и хвостовое оперение. Производить такой самолет было сложно и с инженерной точки зрения, и с экономической.

Но на испытаниях заметно лучшим и более простым в производстве оказался предложенный инженерами К. Танком и Э. Козелом самолет-разведчик Focke-Wulf FW.189 «Uhu» (Uhu – по-немецки означает «филин», хотя в некоторых источниках он фигурирует как «сова»).

Надо сказать, что заметным плюсом этой машины являлось то, что на ее базе можно было создавать разные типы самолетов: разведчик-корректировщик огня, учебный вариант и даже легкий и манёвренный штурмовик.

Предпринимались попытки использовать Фокке-Вульф для пассажирских перевозок и для транспортировки грузов.

Схема самолета была не нова. Немного ранее подобные самолеты (истребитель Фоккер G.I., экспериментальные Г-37 и К-7) уже поднимались в воздух. Но инженеры предложили модель, которая оказалась проще в производстве, а также отличалась живучестью и плотной компоновкой.

Фокке-Вульф продемонстрировал машину, на которой имелись две мотогондолы, продолжающиеся до хвостовой части и соединяющиеся там горизонтальным оперением. В каждой мотогондоле предусматривалось место для двигателя, а также топливных и масляных баков.

Новая кабина обеспечивала очень широкий угол обзора для экипажа. Это позволяло вести максимально эффективную разведку, а также добавляло существенное преимущество самолету в борьбе с вражескими истребителями.

Подойти к FW.189 незамеченным было невозможно, а маневренность разведчика позволяла всегда держать атакующего противника в задней полусфере, которая защищалась кормовой огневой точкой.

Два двигателя располагались так удачно, что выход из строя одного из них позволял беспрепятственно дотянуть до аэродрома на другом, уцелевшем.

Германия тянула с вводом в эксплуатацию новых FW.189, требовалось обучить экипажи, кроме того эффективность новых самолетов все еще была под вопросом. В 1941 году в первых боях на восточном фронте все еще использовались Хеншели.

Они не выполняли работу, и несли значительные потери, поэтому уже через несколько месяцев были заменены на разведчики компании Фокке-Вульф, которые затем долгое время с минимальными потерями, приносили разведданные о перемещениях советских вооруженных сил и дислокации отдельных подразделений.

Боевое применение

В ВВС ВС Германии (вермахте) самолёт Fw 189 назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине. На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся.

У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.

Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Пилот самолёта мог легко уклониться от атаки истребителей, осуществляя горизонтальные манёвры, за которыми не могли следовать набирающие высоту истребители. Благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующий истребитель. Советские авианаставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца.

Живучесть у самолёта также была отменная. Например, 19 мая 1942 года над Таманью на высоте около 4 тыс. метров пара МиГ-3 атаковала одиночный Fw 189А. Советские истребители поразили левый мотор необычного противника, с удовлетворением наблюдая, как после нескольких очередей он отвалился от самолёта. Уверенные в одержанной победе, «МиГи» удалились, однако тяжело повреждённая машина все-таки «доковыляла» до своего передового аэродрома. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения.

В конце марта 1945 года небольшое количество Fw 189А все ещё сохранялось в составе формирований ночных разведчиков 1.(Н)/31, 1.(Н)/12, 1.(Н)/13 и некоторых других. Они продолжали выполнять боевые вылеты практически до последнего дня войны в Европе, хотя и очень ограниченно. Так, в ночь на 17 апреля в налёте на позиции советских войск принял участие 21 самолёт из состава авиагрупп NAGr.2 и 15, шестнадцать из которых были «рамами». В налете 19 апреля участвовали два Fw 189А вместе с несколькими Bf 109 и Bf 110 из NAGr. 15. На южном участке Восточного фронта до самого финала войны действовали «рамы» из формирования 1 .(Н)/41. Последнюю потерю «рамы» в боевом вылете зафиксировали 8 мая 1945 года — это был самолёт, принадлежавший штабу авиагруппы NAGr.5.

Фокке-Вульф Fw 190 – видео

https://youtube.com/watch?v=0DDLQQMaFb8

Начальство и конструкторы сочли второй вариант более перспективным и в конечном счете остановили выбор на звездообразном двигателе. Первый опытный образец нового самолета поднялся в воздух в июне 1939 г. В 1940-м на аэродроме в Рехлине проходила испытания версия Фокке-Вульф Fw 190A-0, оснащенная новым 14-цилиндровым звездообразным BMW 801. Машины первой крупной партии, поступившие на вооружение Люфтваффе, носили индекс Fw 190А-1 и оснащались 1194-кВт (1600 л.с.) двигателями BMW 801С (к маю 1941 г. летные части получили 100 единиц Fw 190А-1). Однако, несмотря на то, что пилоты по достоинству оценили летные характеристики машины, ее простоту и удобство в управлении, — Fw 190A-1 превосходил имевшийся в распоряжении КВВС «Спитфайр» V, — они критиковали истребитель за недостаточно мощное вооружение, состоявшее всего из четырех 7,9-мм пулеметов.

Конструкторы поспешили исправить оплошность. Так появилась модификация А-2, оснащенная двумя установленными в корневых частях крыльев 20-мм пушками MG FF и двумя пулеметами MG 17, за что, правда, пришлось заплатить некоторым снижением максимальной скорости, которая теперь составляла 614 км/ч.В появившемся в начале 1942 г. варианте А-3 по-прежнему сохранялась тенденция усиления вооружения: машина получила еще две пушки; был также применен более мощный двигатель — 1269-кВт (1700 л.с.) BMW 801DG. Одновременно появилась версия штурмовика, A3/U1. Поступившая на вооружение Люфтваффе к осени А-4, благодаря 1567-кВт (2100 л.с.) двигателю BMW 801D-2, форсированному за счет впрыска воды во всасывающие трубопроводы, развивала скорость 670 км/ч. Имевшиеся у КВВС «Спитфайр» IX и только что появившийся «Тайфун» не могли тягаться с Fw 190А-4, что в результате стоило КВВС 92 истребителей, которые были потеряны во время Дьеппской операции. Fw 190 все чаще задействовались как истребители-бомбардировщики, вооруженные бомбами, реактивными снарядами и даже торпедами (Fw 190А-5/U-15), хотя Фокке-Вульф не забывал и основной своей специальности — перехватчика.

Fw 190 серий «В» и «С» не были особенно удачными, однако серия «D», особенно самолет версии D-9, оснащенный 1323-кВт (1776 л.с.) рядным двигателем Юнкерс Юмо 213А-1, стал лучшим немецким истребителем, массово выпускавшимся во время Второй мировой войны. «Дора-Девять» имел на вооружении две 20-мм пушки MG 151 и два 13-мм пулемета MG 131, что позволяло ему превосходить огневой мощью Р-51 «Мустанг». Однако появившийся в августе 1944 г. самолет не мог уже спасти положения и вернуть Германии, отчаянно страдавшей от нехватки стратегически ценных для военной промышленности материалов и недостатка пилотов, господство в воздухе. Машины серии «F» и «G» задумывались и разрабатывались как специализированные штурмовики для непосредственной поддержки действий сухопутных частей на поле боя. Последняя модификация носила индекс Та 152 и являлась вариантом высотного перехватчика Fw 190 серии «D» с большим размахом крыльев, усиленным вооружением и форсированным двигателем Юмо 213Е/В (максимальная скорость этой модели составляла 760 км/ч на высоте 12 500 м), названного Ta в честь своего конструктора Курта Танка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector