«чудо-ракета гитлера». как в третьем рейхе создавали «фау-2»

Содержание

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Урал сегодня

На сегодняшний день предприятие «Урал» в городе Миасс продолжает улучшать свои рейтинги военных машин. За последние годы многие специалисты в сфере автомобилестроения представляли новейшие разработки узловых систем и двигателей, что не могло не сказаться положительно на параметрах новеньких машин, и сделало их изделиями многопрофильного использования.

Во время разработок новейших схем применяли двойные технологии. Все машины стали иметь характерность серийных выпусков

Если обратить внимание на новейшие автомобили, то они предельно подстроены под коммерческие модели «Урал». Благодаря техническим подходам, которые применяются на предприятии, удается выполнять все объемы заказов Минобороны России

А из-за высоких показателей машины, он может конкурировать со многими автомобилями даже за границей.

Развёртывание

С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

  • Купол Визерне
  • Бункер Эперлек

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска «Фау-2» был разработан установщик, называвшийся «майлерваген», который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

История

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стал самолёт-снаряд «Фау-1» (Fi-103), разработанный Германией. Фау-1 впервые была испытана 21 декабря 1942 года и была массово применена в конце Второй мировой войны против Великобритании. Намного более дешёвые чем пилотируемые бомбардировщики (Фау-1 стоила 3500 рейхсмарок, тогда как один бомбардировщик He-111 стоил 265 650 рейхсмарок), самолёты-снаряды могли запускаться в огромных количествах, подвергать тылы противника постоянным терроризирующим бомбардировкам и вынуждать его отвлекать огромные ресурсы на противовоздушную оборону. Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты, в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был (теоретически) выброситься с парашютом.

Проект получил кодовое название «Райхенберг» в честь столицы бывшей территории Чехословакии «Рейхсгау Судетская область» (ныне Либерец). Что касается самолета он был известен как «Reichenberg-Geräte» (Устройство Райхенберг).

«Устройство Райхенберг» с номером от RLM Fieseler Fi 103 (также называемым Фау-1) было экспериментальным самолётом для проверки пригодности конструкции и аэродинамики. Машина была переделана в управляемую путем установки в ней кабины пилота, где в стандартном Фау-1 были вставлены баллоны со сжатым воздухом. Кокпит был оборудован минимальным количеством летного инструментария и фанерным сиденьем, с фонарем кабины, в которую входила передняя бронированная панель из плексигласа. Два баллона со сжатым воздухом были заменены только одним, необходимым для поддержания давления в топливной системе и установленным сзади, в пространстве, где обычно размещался автопилот. Крылья были модифицированы путем включения элеронов и ручного управления полетом, (вместо автоматического управления). Машина также была построена для использования в учебных целях в двухместном варианте: у учебных версий была выдвижная лыжа, похожая на аналогичную у Me 163. Всего было выпущено около 175 модифицированных Фау-1, большая часть их была изготовлена в оружейных мастерских люфтваффе (Luftmunitionsanstalt).

Когда RLM приняло решение о срочной разработке пилотируемых одноразовых самолётов-снарядов, запускаемых с самолётов-носителей в воздухе, то координатором всех исследовательских и проектно-конструкторских работ по этому направлению был назначен директор DFS (Немецкий институт планеризма) В. Георгии. Были приготовления к использованию «устройства Райхенберг» и в качестве оружия камикадзе. Для этого была начата военная операция Зельбстопфер (Selbstopfer). Пилоты смертники были помещены в боевую эскадрилью KG 200.

Появление проекта «Райхенберг» было вдохновлено действиями японских камикадзе и их самолётом-снарядом «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka). Нацистская Германия в то время была в отчаянном положении и хотела изменить его практически любой ценой. Официальная позиция состояла в том, что пилот выпрыгивает с парашютом после того, как самолёт направлен к цели. Реальный шанс спасти пилота был практически нулевой из-за высокой скорости полета, отсутствия спасательной катапульты и впускного отверстия двигателя расположенного сразу за кабиной. Отличной мотивацией для проекта была относительно низкая стоимость производства модифицированной версии Фау-1, а также более лёгкая подготовка пилотов, для которой было достаточно базовой подготовки на планере с дополнительной подготовкой на учeбном варианте самолётa с инструктором.

Одной из причин боязни использовать Fi 103R стали неудачные испытания проекта «Mistel» на основе самолётов Heinkel He 111, которые развивали плохую скорость при атаке с использованием прикреплённых Fi 103R. Сами же Fi 103R и на отдельных испытаниях показывали неудовлетворительные результаты, то и дело разбиваясь.

Модификации

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска


Фау-1 на модифицированном He 111


Arado Ar 234 Blitz mit V1

Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах.
Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Наследие фон Брауна

Таким образом, отыскать связь между теми ракетами, которые собирались ценой жизней тысяч военнопленных, и первыми полетами в космос не так уж и сложно. Проще говоря, американцам достался не только создатель ФАУ-2, но и все технологические разработки в этой области. Технологии, которые стоили огромных ресурсов, главными из которых были человеческие жизни.

Сразу возникает достаточно сложный морально-этический вопрос: насколько реально было отправить в космос человека, искусственный спутник Земли и побывать на Луне, не используя для этого технику, которая была разработана нацистскими учеными? Конечно же, СССР и США имели собственные разработки, но «помощь» фашистской Германии позволила сэкономить огромное количество времени и денежных средств. В общем-то, ничего небывалого не произошло и на этот раз: война просто подстегнула многие научные отрасли. В 30-40-е годы прошлого века это особенно сказалось на ракетостроении, которое до тех пор пребывало практически в зачаточном состоянии.

Сравнительная характеристика

Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями
Наименование ракеты и странапроизводства Двигатель Массо-габаритныехарактеристики Лётно-техническиехарактеристики Другое
Оригинал Русское Страна Ступени Топливо Система подачи Тяга на земле, кгc Время работы, с Длина, м Диаметр, м Полная масса, кг Масса топлива, кг Масса полезной нагрузки, кг Скорость макс., м/с Высота макс. или по траектории, км Дальность, км Серийное производство Примечание
Дальние ракеты типа «земля — земля»
V-2 (A-4) «Фау-2» Жидкий кислород + 75% этиловый спирт Насосная 25000 65 14 1,65 3000 9000 1000 1500 80 до 300 Да Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет
WAC Corporal «Корпорэл» Азотная кислота + анилин Вытеснительная 9070 12,2 0,762 5440 600 ÷ 800 1000 ÷ 14501 80 120 ÷ 240 Да Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса
PGM-11 Redstone «Редстоун» Жидкий кислород + спирт Насосная 31880 18,3 1,52 20000 1800 320(800) Да Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км
SM-65 Atlas «Атлас» Первая ступень Жидкий кислород + диметил-гидразин Насосная 2×45360 (2×54000) 100000 ÷ 110000 6700 1280 8000 Да При старте работают все три двигателя
Вторая ступень Жидкий кислород 61000 24 ÷ 30 2,4 ÷ 3 225000
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы
General Electric RTV-G-4 Bumper «Бампер» Первая ступень типа А-4 (см. данные ракеты А-4) 26 кг (вес приборов) 3000 420 Изготовлено несколько экземпляров↓ Использовалась для исследовательских целей
Вторая ступень WAC Corporal Азотная кислота + анилин Вытеснительная 680 45 5,8 0,3 300
RTV-N-12 Viking «Викинг» № 11 Жидкий кислород + спирт Насосная 9070 12,7 1,2 7500 320 1920 254 Выпущено 12 шт. в различных вариантах Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку
№ 12 Насосная 9225 105 12,7 1,14 6800 2950 ÷ 2500 450 1800 232
Aerobee «Аэроби» Первая ступень Порох 2,5 1,9 265 117 68,4 1380 100 ÷ 145 Выпущено около 100 шт. различных вариантов
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1140 45 6,1 0,38 485 283
Aerobee 150 «Аэроби» Первая ступень Порох 265 55 — 91 2150 325 ÷ 270 Да
Вторая ступень Азотная кислота + (анилин + спирт) ЖАД 800 53 6,37 0,38 500
Veronica AGI «Вероника» Азотная кислота + керосин ЖАД 4000 32 ÷ 35 6,0 0,55 1000 700 57 1400 120 240 Опытные образцы
Зенитные управляемые ракеты
Wasserfall «Вассерфаль» Азотная кислота + визоль Баллонная 8000 40 7,835 0,88 3800 1815 600 ÷ 100 750 20 40 Не была окончательно доведена
MIM-3 Nike Ajax «Найк» Первая ступень Порох 3,9 550 до 140 кг 670 18 30 Да Состояла на вооружении в системе противовоздушной обороны США
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1180 (на высоте 3000 м) 35 6,1 0,300 450 136
Matra SE 4100 «Матра» Баллонная 1250 14 4,6 0,400 400 110 500 4,0 Опытные образцы
Oerlikon RSC-51 «Эрликон» Азотная кислота + керосин Баллонная 500 52 4,88 0,37 250 130 20 750 15 20 Да
Источник информации: Синярев Г. Б., Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Гос. издательство оборонной промышленности, 1957. — С. 60—63 — 580 с.

Аналоги/копии

Крылатая ракета JB-2 «Loon» Американская адаптация Фау-1

США ещё в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив конструкцию германской ракеты как весьма удачную для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon. В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность (в идеальных условиях круговое вероятное отклонение 400 метров на дальность в 160 км). Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

После войны

На основе ПуВРД Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила[когда?] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. После войны, Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип[прояснить], и в мае 1946 самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя, на буксире за Ju.88G6. Однако в ходе испытательного полёта 21 мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено[кем?] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.[источник не указан 1812 дней]

В качестве трофеев Советскому Союзу достались, при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше, несколько ракет «Фау-1». Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» — 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой В. Н. Челомей.
Первые испытания начались в марте 1945 года. Лётные испытания закончили в 1946 году, однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, в чём значительно уступало прототипу), также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта — меньшую, чем у поршневого истребителя.

После войны ракетой заинтересовались и ВМС США, успешно проведшие серию испытаний по запуску ракеты с подлодок. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.

После реверс-инжиниринга захваченных V-1 в 1946 году, французы начали производство копий для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше, чем V-1. CT 10 мог быть запущен с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. Сравнительно малоизвестным развитием Fi-103 является шведская крылатая ракета Lufttorped 7 (LT.7), разрабатывавшаяся концерном Saab в 1944—1949 годах. Разработка этого снаряда была инспирирована значительным числом опытных ракет Фау-1, разбившихся на территории Швеции в 1943—1944 гг. Детали разбившихся снарядов были тщательно изучены, и на их основании шведы инициировали собственную (существенно отличающуюся от оригинала) разработку. Около 190 ракет было собрано в 1949—1950 гг., но, ввиду недостаточных возможностей, проект был закрыт.

Ссылки

Боевое применение

Жертвы «Фау-2», Антверпен, 1944

Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене

«Фау-2» на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945

Гитлера не покидала идея о производстве тяжёлой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».

Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:

и далее:

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв), что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называвшееся ими «оружием возмездия» — нем. Vergeltungswaffe).
Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте[источник не указан 1037 дней]). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привел к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн, находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабочих. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии[источник не указан 875 дней].

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

После войны[править]

Основные статьи: Операция «Скрепка», Операция «Backfire», Ракета «Р-1»

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. После войны из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946—1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, американское ракетостроение уже имело две собственные программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивных, чем немецкие образцы — WAC Corporal и Convair RTV-A-2 Hiroc — и поэтому не заинтересовались дальнейшим развитием семейства Фау-2.

Значение в освоении космосаправить

Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде

Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Относительно последнего случая нужно, однако, особо отметить, что серьезного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.

Внеземные грёзы

Появление тяжёлых баллистических ракет на жидком топливе было неразрывно связано с идеей межпланетных полётов. Основоположники теоретической космонавтики в Германии, Франции, СССР и США независимо друг от друга приходили к выводу, что не существует иного технически осуществимого средства для запуска искусственного спутника Земли или осуществления экспедиции на Луну.

Наибольших успехов в ракетостроении в период между мировыми войнами добились немецкие специалисты. Прорыву в немалой степени способствовала деятельность Германа Оберта, проживавшего в румынском городке Германштадт (Медиаш), но поддерживавшего активные контакты с энтузиастами космонавтики по всему миру. В июне 1923 года он выпустил небольшую книгу «Ракета в межпланетное пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen), в которой обосновывалась возможность создания ракет, способных выйти на космические траектории. Особый интерес вызывали детально проработанные чертежи, ведь ничего похожего в те годы у других пионеров ракетостроения попросту не было. Благодаря Оберту образованная часть общества увидела, что космонавтика — не только область интересов писателей-фантастов, но и вид деятельности, в которой могут проявить свои способности инженеры и промышленники.

Основоположник теоретической космонавтики Герман Оберт, 1929 год. National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Следующая книга Оберта под названием «Пути осуществления космических полётов» (Wege zur Raumschiffahrt) увидела свет в 1929 году. В ней рассматривался опыт, накопленный энтузиастами за минувшее время, и излагались детализированные концепции ракет, космических кораблей и орбитальной станции, у которой, как полагал учёный, найдётся военное применение.

Надо сказать, что в то время немцы Европы жили в ожидании реванша: многие политики говорили о «несправедливости» Версальского мирного договора, заключённого в июне 1919 года и превратившего некогда передовую державу в разорённую и частично оккупированную страну, не способную вырваться из череды политических и экономических кризисов. Идеи Оберта оказались востребованы реваншистами, что проявилось даже в фантастике того времени. Например, в романе Карла фон Лаффета «Мировой пожар» (Weltenbrand, 1926) описывается «эфирная станция», с помощью которой немецкий космонавт Вестеркампф предотвращает гибель планеты, что сразу ставит Германию во главе Лиги Наций.

Ракетная атака на Нью-Йорк. Иллюстрация А. Хеннингера к статье Г. Оберта «Три стороны ракеты» (1930)

Впрочем, и сам Оберт не удержался от фантазий на тему военного применения космических ракет. В 1930 году была опубликована его обзорная статья «Три стороны ракеты» (Die drei Gesichter der Rakete), в которой наряду с общими соображениями высказывалась идея о потенциальной возможности нанесения ракетного удара из Европы по Нью-Йорку. Статья сопровождалась соответствующей иллюстрацией: дымные следы падающих ракет, взрывы и пожары на улицах американского города.

Много позже Оберт будет оправдываться и даже заявит, что зловещую статью о межконтинентальных ракетах в действительности написал популяризатор космонавтики Вилли Лей. Однако свой вклад в войну немецкий учёный всё же внёс, поспособствовав появлению школы ракетчиков, создавших оружие, которого ещё не видел мир.

Достоинства и недостатки таких ракет

ФАУ 2 стала супероружием Третьего рейха. Основным достоинством было то, что данные ракеты обогнали свое время, и противники гитлеровской германии не имели эффективных средств уничтожения такого класса оружия.

В любой армии самым дорогим ресурсом являются кадровые военные, имеющие сложные специальности. Летчики являются таковыми. А каждый вылет на бомбардировку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.

В случае применения семейства ФАУ, этот риск сводился к нулю. Ведь боеприпас все равно одноразовый, не требующий регулярного ремонта, обслуживания и содержания экипажа. Кроме того, новое оружие было гораздо сложнее обнаружить и впоследствии перехватить.

Нельзя исключать и такой важный момент, как психологический фактор. Применение против британцев нового сверхоружия Третьего рейха —  ракеты ФАУ.

Например, ФАУ 1 имела один основной недостаток. Дело в том, что двигалась она на маршевом двигателе далеко не весь полет. Это создавало довольно существенные проблемы для применения такого типа оружия.

В основном ракетоносители ФАУ применялись против Британцев, и они вскоре задействовали для их обнаружение огромное количество РЛС, постов наблюдения и прочих систем противоракетной обороны.

После того как ФАУ 1 была обнаружена, на ее перехват поднимали эскадрилью истребителей или задействовали системы ПВО.

Летчики королевских ВВС использовали достаточно интересный трюк: они подлетали к ракете и подталкивали в сторону крылом или «сдували» в сторону воздушным потоком своего винта.

Во втором случае ФАУ могла быть сбита системами ПВО, как и обычный самолет.

ФАУ 2 имели недостаток, из которого вытекали еще два. Оружие это было весьма дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления ФАУ 2 — довольно низкой.

На этой фотографии можно увидеть отсеки ракеты ФАУ 1 и убедиться в ее простоте строения. Немецкие инженеры сумели создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии

Поэтому уничтожать цели ракетами данного типа было просто не выгодно, их производство была сравнима по стоимости с выпуском всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector