Авиабомба

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

БРОНЕБОЙНЫЕ АВИАБОМБЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Бронебойные авиабомбы БРАБ-500 (слева), БРАБ-1000

Бронебойные бомбы второго поколения были спроектированы в 1939-1941 гг. в ГСКБ-47. В служебных документах их называли бронебойными бомбами «новой конструкции». Часть испытаний этих авиабомб на эффективность провели не натурным бомбометанием, а в наземных условиях стрельбой моделями авиабомб из гладкоствольных пушек по бронеплитам. Этот метод позволил резко ускорить и удешевить отработку изделий. За несколько дней до начала войны испытания авиабомб были завершены, и изделия представлены в правительство для приема на вооружение ВВС.

Корпуса бронебойных авиабомб новой конструкции изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой и имели конусообразную фоому, суживающуюся к хвостовой части. Стенки корпуса переменной толщины, что обеспечивает при ударе о преграду его равнопрочность по всей длине.

На головной части, имеющей оживальную форму, сделаны 2 кольцевые канавки, определяющие границу разрушения головки при проникании бомбы в броню различной прочности. В хвостовую часть ввинчивается дно, к которому приварены запальные стаканы, один – у БРАБ-250 и два – у БРАБ-500 и БРАБ-1000.

Стабилизатор имел коробчатую форму. У БРАБ-250 и ББРАБ-1000 он смонтирован на штампованном конусе и закреплялся на дне корпуса с помощью прижимного кольца. У БРАБ-500 крылья приварены непосредственно к дну корпуса.

Бронебойные авиационные бомбы снабжались основными и дополнительными бугелями. Корпус и дно снаряжались тротилом отдельно.

Данные бронебойных бомб новой конструкции
Тип бомбы БРАБ-250 БРАБ-500 БРАБ-1000
Вес бомбы, кг 255 510 1012
Вес ВВ, кг 31,3 65,5 131
Длина бомбы, мм 1828-1841 2297-2313 2789-2815
Диаметр корпуса, мм 220 277 356
Размах стабилизатора, мм 390 480
Взрыватель АВ-87 АВ-87 два АВ-87

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-500 с высоты 500 м проникает в железобетон на 248 мм, с высоты 3000 м – на 574 мм, а с высоты 8000 м – на 860 мм.

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-1000 проникает в железобетон с высоты 500 м – на глубину 496 мм, 3000 м – 1156 мм и 8000 м – 1780 мм.

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики. Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Расшифровка названия[править | править код]

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения

  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные

  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Су-24М2 «Чемодан»

Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина).

Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, которая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полет на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.

Ссылки

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Примечания[ | ]

  1. 1234567891011121314151617181920212223Миропольский Ф. П., Кузнецов В. В., Саркисян Р. С., Галушко Б. И., Моисеев А. Г., Сапков В. В., Вишняков О. Л. Авиационные средства поражения / Под ред. Ф. П. Миропольского. — М.: Воениздат, 1995. — 255 с.
  2. 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536 БАЗАЛЬТ. Авиабомбы, разовые бомбовые кассеты, ручные гранаты и гранатометы, минометные выстрелы. Фирменная брошюра
  3. 1234567 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век Том 10 — «Авиационное вооружение и авионика»
  4. БЕТАБ-500У
  5. Самая мощная в мире вакуумная бомба: российские испытания — Первый канал
  6. КМГУ.
  7. Использование бомбовой кассеты РБК-500 СПБЭ-Д в Сирии на YouTube (видео)

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP)  — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3066 дней] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. – в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) – 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

История

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

Поражающие факторы

При использовании белого фосфора в качестве горючего вещества для авиабомбы получают несколько поражающих факторов:

  • сильное пламя от горения смеси при температуре до 2000˚С, вызывающее ожоги, страшные увечья и болезненную смерть;
  • ядовитый газ, стимулирующий спазмы и выжигание дыхательных путей;
  • выгорание кислорода на территории применения, приводящее к удушью;
  • психологический шок, вызванный увиденным.

Небольшая фосфорная бомба, взорванная на нужной высоте, поражает площадь в 100-200 квадратных метров, накрывая все вокруг огнем. Попадая на тело человека, частички горящего шлака и фосфора прилипают и обугливают органические ткани. Прекратить горение можно, перекрыв доступ кислорода.

Специальные фосфорные фугасы используют также для поражения противника, находящегося в укрытии. Разогретая до 1500-2000˚С горючая смесь способна прожечь броню и даже бетонные перекрытия, а учитывая, что при такой температуре быстро выгорает кислород, находящийся в воздухе, шансов выжить, спрятавшись в подвале, блиндаже или ином укрытии, практически нет.

Именно от удушения погибли сотни мирных вьетнамских жителей во время одной из бомбардировок ВВС США. Эти люди нашли смерть в заранее вырытых землянках, не имея понятия о том, что такое фосфорная бомба.

Смотреть галерею

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector