«очень опасные иллюзии»: чем грозит миру создание самой «пробивной» американской авиабомбы

Бризантные снаряды

Бризантные снаряды

В 19 веке повсеместную распространенность получили бризантные снаряды. Стальной корпус такого боеприпаса был начинен дробящим веществом – динамитом, мелинитом и другими сильно взрывчатыми составами. Эффективность такого снаряда в значительной степени превосходила боеприпасы, начиненные порохом. Это связано с тем, что при разрыве, например, шрапнели все осколки направляются преимущественно в одну сторону – по ходу движения картечи. В случае с бризантными снарядами взрыв не имеет одного направления – осколки летят во все стороны, в результате чего поражаются даже те цели, которые находятся за укрытием.

Несмотря на достаточный уровень попадания, такие снаряды имеют серьезную недоработку: они могут самостоятельно взрываться при производстве, хранении и подготовке к запуску. Дробящее вещество вступает в химическую реакцию с металлом, в результате чего происходит самовозгорание и последующая детонация. Для предотвращения несанкционированного взрыва внутреннюю часть боеприпаса покрывают оловом. Тем не менее несчастные случаи продолжали происходить.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с (144 км/ч) и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Быстрее, дороже, мощнее

Какая «умная» начинка стоит или может быть поставлена на GBU-57, не сообщается. Однако модернизация этой бомбы — не предел в стратегии США по созданию вооружений такого типа. В 2010 году генерал-лейтенант ВВС США Филип Бридлав заявил о необходимости разработки противобункерной авиабомбы нового поколения, которая была бы сопоставима по поражающим параметрам с G-57, но втрое меньше по размерам — чтобы её могли нести любые бомбардировщики, а не только B-2. В декабре 2010 года ВВС США анонсировали разработку такого оружия.

  • B-52 сбрасывает макет MOP

В 2011 году американские СМИ сообщали, что для реализации поставленной задачи было решено пойти по пути увеличения начальной скорости боеприпаса. Рассматривалась возможность установки твердотопливного реактивного двигателя. Однако более высокая скорость требует и более прочного, но в то же время лёгкого корпуса, так как увеличивается опасность разрушения бомбы при столкновении с поверхностью. Работы по созданию новых материалов для подобных бомб с применением нанотехнологий ведутся в Лос-Аламосской национальной лаборатории.

Среди прочих проектов по борьбе с бункерами противника, которые рассматривало Минобороны США в 2000—2010-х годах, были и экзотические варианты: миниатюрные дроны, которые могли бы проникнуть через системы вентиляции, ракеты, продвигающиеся сквозь скалы и почву в газовом облаке вокруг себя, наподобие торпед, так называемый Deep Digger — боеприпас, состоящий из семи пушек большого калибра, «расчищающих» в грунте путь для бомбы, и даже подземный робот-бурильщик, который должен был десантироваться с парашютом и рыть подкоп к вражескому бункеру.

Среди менее фантастичных предложений — модернизация бомбы BLU-109. 22 июня 2017 года ВВС США объявили тендер на постройку тысячи бомб BLU-137, которые должны стать улучшенной версией BLU-109 — более точными и мощными, но с сохранением прежних размеров.

Зажигательные ядра

И все-таки железные ядра не могли нанести желаемый ущерб противнику. Вражеский корабль оставался на плаву. Необходимо было придумать способ, при котором он будет уничтожен. Средневековые деревянные судна хорошо горели, но как на них устроить пожар, если находишься вдали от них? Можно выстрелить горящим снарядом.

Каменное ядро покрывали зажигательными веществами, и в таком виде стреляли из пушек. Во время вылета ядро загоралось – огненный шар летел на корабль противника. При попадании пожар был неминуем. В 17 веке такие ядра усовершенствовали. Основной зажигательный состав помещался в специальный мешочек, который наматывали на ядро. Полученный снаряд окунали в расплавленную серу и снова обрабатывали зажигательной смесью.

Бетонобойные бомбы

Российская корректируемая авиабомба со спутниковым наведением.

Большой недостаток
боеприпасов кассетного типа состоит в том, что «микровзрывы» имеют
соответственно небольшую разрушительную силу. От них легко укрыться в окопах,
блиндажах, боевых машинах и просто в зданиях. По этой причине востребованы
остаются «монолитные» фугасные бомбы. Но и их возможности не беспредельны.
Полутораметровая толща бетона выдержит даже 1000-килограммовый фугас.

В 1941 году английскому
инженеру Барнсу Уоллесу пришла в голову оригинальная мысль. Если очень прочную
и тяжёлую бомбу сбросить с высоты 8-10 км, она разгонится до 1000 метров в
секунду и зароется глубоко в грунт. Сотрясение почвы от подземного взрыва,
казалось ему, разрушит здания на большей площади, чем это сможет сделать
воздушная ударная волна.

В своих расчётах Уоллес
ошибся. Как ошиблись и германские конструкторы, разработавшие суперпушку «Дору»
в надежде именно на такое действие снаряда. Против ожиданий, эффект разрыва
«сейсмической бомбы» оказался почти незаметен на поверхности. Зато ею можно
было поразить бункер глубоко под землёй.

К концу войны «тощие»
бетонобойные бомбы стали производиться специально для разрушения немецких
бункеров. А после 1945 года в расчёте уже на «русский размер» в США была
создана «сейсмическая» бомба Т-12 массой 20 (по другим источникам даже 25)
тонн. Это самая тяжёлая бомба в истории.

Опасность эскалации

Также по теме

Атомное искушение: как испытания американской бомбы B61-12 увеличивают вероятность ядерного конфликта

В начале августа 2017 года Соединённые Штаты провели два испытания атомной бомбы B61-12 без ядерного снаряда. Об этом сообщило…

Помимо перечисленного, на вооружении США находится противобункерная ядерная бомба B-61-11. Её мощность чуть меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой, — до 10 килотонн. Также ведутся работы над ядерной бомбой B-61-12 управляемой мощности, которая должна, по мнению американцев, преодолеть основной недостаток ядерных бомб — слишком большую силу взрыва, ведущую к многочисленным потерям среди гражданских лиц. B-61-12 будет менее разрушительной, чем её предшественники, но гораздо сильнее и, главное, компактнее самых мощных конвенциональных бомб.

«Очень опасные иллюзии испытывают и американские генералы, и политический истеблишмент США, — отмечает Иван Коновалов. — Испытали демонстративно GBU-57, демонстративно перебросили на Гуам B-2, провели испытание 12-й модификации B-61, меняют ядерную доктрину (речь идёт об установке маломощных зарядов на стратегических ядерных подлодках. — RT). Очевидно, люди полагают, что есть возможность с помощью тактического маломощного ядерного оружия добиться решающих результатов на войне».

«Что будет потом, американцы не просчитывают, а потом будет катастрофа», — отмечает Коновалов. 

История рождения

Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.

Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения

Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.

У нас

Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.

Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.

Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью

По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.

Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС

Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.

И у них

Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.

Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».

Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.

Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике

Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.

Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».

Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками

Обо всех перипетиях грандиозного противостояния бетона нацистов и взрывчатки союзников можно почитать в специализированной литературе, а нам стоит отметить, что англосаксы накопили грандиозный опыт и создали первоклассную конструкторскую школу, успешно работающую и ныне.

Пушечное ядро

С появлением первых боевых кораблей началось активное использование сухопутного вооружения в море. Для этого требовались различные типы снарядов, адаптированных для морских сражений. На каждом этапе развития были задействованы передовые инновации. Современное оружие обладает функцией самонаведения на вражескую цель, достигает огромных скоростей при полете, происходит быстрая перезарядка. Разумеется, несколько столетий назад о таких технологиях моряки не могли даже мечтать. Рассмотрим эволюцию создания боеприпасов, необходимых для корабельной артиллерии.

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Разновидности

Корабельные пушки – история развития

Фальконет – мелкокалиберная пушка

Мортира – пушка с коротким стволом

Виды пушечных снарядов

Изображения

Бетонобойные авиабомбы

  • Добавил: admin
  • Просмотров: 5022
  • Дата: 19-03-2011, 13:17
  • Раздел: Авиация / Оружие / Бомбы
Бетонобойные авиабомбы

Бетонобойные авиационные бомбы(БЕТАБ)предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации полубронебойная авиационная бомба). Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.В послевоенное время на вооружение была принята реактивная бетонобойная бомба БЕТАБ-500 ШП. Длина бомбы 2509 мм, диаметр 325 мм. Полный вес бомбы 424 кг. Боевая часть весом 350 кг содержала 77 кг взрывчатого вещества.БЕТАБ-500 ШП могла пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности она образовывала воронку диаметром 4,5 м. При попадании бомбы во взлетно-посадочную полосу бетонное покрытие разрушалось на площади до 50 м2.В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БЕТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм. Диаметр бомбы 426 мм.

ТТХ БЕТАБ-150 ДС БЕТАБ-500У БЕТАБ-500ШП
Вес бомбы, кг 165 510 424
Вес БЧ, кг 101,6 45 350
Вес ВВ, кг 14,5 77
Диаметр, мм ~210 450 325
Длина бомбы, мм 2097 2480 2509
Взрыватель РД
Классификаторы
Назначение Основное
Тип Бетонобойная авиационная бомба
Управление Неуправляемая
Носители
Модификации
Модель Описание
БЕТАБ-150ДС Разработка начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение поступила в ходе Великой Отечественной войны. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский бетонобойный снаряд.
БЕТАБ-500У Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для поражения подземных складов ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, командных пунктов управления, узлов связи, железобетонных укрытий. рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.
БЕТАБ-500ШП Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500ШП предназначена для поражения ВПП аэродромов, рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.

Похожие новостиПохожие роликиПохожие книги

АПЛ «Акула» Часть 1.

АПЛ «Акула» Часть 2

Боевой железнодорожный рак

Бронебойные боеприпасы

Для поражения бронированной техники (танки, самоходные артиллерийские орудия, бронетранспортёры и т.п.) используются боеприпасы, обладающие кумулятивным поражающим действием, а также кинетические бронебойные снаряды.

Виды бронебойных боеприпасов

1. Кумулятивные.

Кумулятивный эффект (эффект Манро) – усиление действия взрыва путем его концентрации в заданном направлении.

Кумулятивный эффект достигается применением заряда с кумулятивной выемкой конической или сферической формы, обращенной в сторону поражаемого объекта. В зависимости от формы кумулятивной выемки кумулятивный эффект проявляется либо в виде кумулятивной струи, либо – ударного ядра.

Заряды типа «кумулятивная струя»

В заряде с конической кумулятивной выемкой образуется кумулятивная струя – гиперзвуковая металлическая струя, перемещающаяся вдоль оси боеприпаса со скоростью до 10 км/с. Температур струи достигает 6-7 тыс. градусов, давление – 5-6 тыс. кгс/см². Сфокусированные в струе продукты детонации способны прожигать отверстия в броневых перекрытиях толщиной в несколько десятков сантиметров и вызывать пожары. Причём бронепробитие кумулятивной струи не зависит от прочности брони, а зависит от её плотности и толщины.

Заряды типа «кумулятивное ядро»

В заряде со сферической кумулятивной выемкой под действием ударной волны образуется ударное кумулятивное ядро – снаряд диаметром в четверть и длиной в один калибр (первоначальный диаметр выемки), который разгоняется до скорости 2,5 км/с. Бронепробитие ядра меньше, чем у кумулятивной струи, но зато сохраняется на расстоянии до тысячи калибров.

Для защиты от кумулятивных боеприпасов можно использовать экраны из различных материалов, расположенных на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана, а основная конструкция остается целой.

2. Кинетические.

Действие кинетического снаряда определяется запасом его кинетической энергии и характеризуется бронепробиваемостью и поражающим действием за бронёй. Чем больше скорость и масса снаряда, меньше угол встречи с бронёй (угол между продольной осью снаряда и нормалью к поверхности брони в точке встречи), тем большую толщину он способен пробить. Поражение за бронёй проявляется в виде ударного, осколочного, фугасного и зажигательного действия снаряда.

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Оптические и телевизионные головки наведения бетонобойных боеприпасов — пока очень редкое конструкторское решение

Бетонобойный аргумент

К тому же, противник, прекрасно понимая значение выгодно расположенных огневых точек, несомненно предпримет все усилия для повышения их живучести. Не пожалеет стройматериалов для укрепления, создаст запасные позиции, предпримет маскировку, или выделит часть огневых точек в «молчащие», то есть открывающие огонь только в случае атаки. Набор методов, повышающих устойчивость позиции против подавления, весьма широк и разнообразен.

В этом месте и возникает та самая неготовность войск, о которой говорилось выше. У пехоты, попавшей в такую ситуацию, остается весьма ограниченный набор средств: ручные гранаты, гранатометы, заряды взрывчатки, для подавления или уничтожения огневых точек. И не всегда, к тому же, эффективный.

Проблема, что делать пехоте с неподавленной огневой точкой, стояла еще во время Великой Отечественной войны и регулярно возникала в последующих войнах. Парадокс положения заключается в том, что войска так и остались не готовыми к этой типовой ситуации. Более того, непохоже, чтобы в военной мысли особо задавались этим вопросом. Обычно, когда речь заходит о ситуации, когда пехота вынуждена штурмовать оборону с неподавленными огневыми точками, и несет потери, все валится на недостаток подготовки, несогласованность действий разных подразделений и т.п. причины. Выводы вроде бы очевидные: надо лучше готовиться, тщательно согласовывать действия, вести разведку. Потом, в новой войне, история повторяется.

С таким подходом согласиться нельзя. Во-первых, далеко не всегда пехота попадает в такой сложный переплет по вине собственной неготовности или недостаточного взаимодействия. Могут быть и самые объективные причины. Бой носит динамичный и переменчивый характер: противник предпринимает свои действия, кому-то везет, а кому-то нет, и самый тщательно отработанный план может быть нарушен в любой момент. Во-вторых, в столкновении двух планов (а ведь любой бой является столкновением планов противоборствующих сторон), план противника может оказаться лучше в силу самых разных причин.

Если мы признаем существование объективных факторов, иногда сводящих пехоту без существенной огневой поддержки с неподавленными огневыми точками противника, то вывод получается несколько иной. Пехота должна быть готова к подобным ситуациям и иметь на этой случай необходимое вооружение.

Бетона стало больше

Заняться этим вопросом побуждает вот еще какое соображение. За последние десятилетия обозначилась тенденция к тому, что в боевых действиях все чаще используются различные капитальные железобетонные сооружения. Если в Великую Отечественную войну таковыми были, как правило, сооружения специально военного назначения, то теперь стало много гражданских объектов, возведенных из железобетона, приспосабливаемых для обороны. Это жилые дома, общественные здания, разного рода сооружения, такие как мосты, путепроводы, эстакады, различные инженерные коммуникации. Некоторые из них весьма массивные и возведены из качественного железобетона. Из плит и блоков, взятых с какого-нибудь ДСК, как показал опыт войны в Чечне, всего за несколько часов можно сложить неплохую крепость, почти неприступную для пехоты без поддержки танков или гаубиц.

Хорошо забытое старое

Между тем GBU-57 и GBU-43 — не самые тяжёлые авиабомбы в американской истории. Таковой была 20-тонная бомба T-12 Cloudmaker, принятая на вооружение ВВС США в 1948 году. Она относилась к семейству сверхтяжёлых «сейсмических бомб», применявшихся союзниками в годы Второй мировой войны для уничтожения немецких бронированных целей — прежде всего железобетонных ангаров для подводных лодок.

Также по теме

«Американцы неспособны бороться с русскими»: в России отреагировали на вышедшее в США «пособие по войне с Москвой»

Армия США выпустила специальное пособие, в котором рассказывается о противостоянии «новым методам ведения войны», которые якобы…

Поскольку высокой точностью авиационных средств поражения в то время похвастаться не могли, то и задача попасть точно в цель перед ними не стояла. Боеприпасы сейсмического типа должны были вызывать в окрестностях цели «мини-землетрясение» после подрыва на большой глубине, чтобы обрушить сооружения противника.

Однако уже в 1990 году, накануне операции «Буря в пустыне», американцы столкнулись с очевидной проблемой: применять ядерное оружие против неядерного Ирака они не могли, а стоявшие на вооружении конвенциональные бомбы BLU-109, по данным разведки, не смогли бы уничтожить подземные сооружения противника.

В этих условиях в сверхкороткий срок (за четыре месяца) была разработана и применена в бою бомба GBU-28, по параметрам сопоставимая с боеприпасами времён Второй мировой. Однако теперь задачей снаряда было не обрушение перекрытий за счёт ударной волны, а точное попадание в цель и пробивание перекрытий за счёт прочного корпуса бомбы и высокой кинетической энергии полёта. Дальнейшее совершенствование такого оружия было продемонстрировано во время бомбардировок Югославии в 1999 году, когда на противобункерные бомбы стали устанавливать «умные» взрыватели, позволявшие подрывать снаряд на определённом этаже укрытия.

Методы противодействия бетонобойным бомбам

Интересно знать! Как метко подметил один из  генералов, представляющих американские вооруженные силы на европейском континенте: «Для того что бы на вас не падали бомбы создайте условия, что бы над вами не летали вражеские самолеты».

Собственно, добавить нечего, но мы рискнем:

  1. Обеспечение над важными объектами эшелонированной комплексной высокоэффективной системы противовоздушной обороны.
  2. Создание полноразмерных и достоверных ложных целей с одновременной эффективной маскировкой реальных объектов.
  3. Применение в конструкции укрытий многослойных и многокомпонентных уровней защиты с применением разноса слоев, создания ловушек кумулятивной струи, ударной волны и прочего.

Справедливости ради следует признать, что против такого стального меча, вряд ли устоит самый совершенный бетонный щит

  1. Обеспечение активных мероприятий по ведению радиоэлектронной борьбы, блокирование систем лазерного наведения путем создания устойчивых дымовых и аэрозольных завес.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector