Крокодилы летают, но низко-низко (об экранопланах без эмоций, зато с отступлениями)

«Мы отстали от русским на 20-30 лет»

В 90-е годы прошлого века в связи с завершением «холодной войны» и снятием завесы секретности в Нижнем Новгороде (бывшем Горьком) и Каспийске побывала представительная американская делегация. Американцы были поражены увиденным. В своём докладе Конгрессу США глава делегации прямо заявил: «Здесь мы отстали от русских лет на 20-30». И в США принялись активно навёрстывать упущенное.

А в России всё шло по нисходящей. По инерции в бывшем КБ Р. Алексеева был разработан проект огромного экраноплана «Ястреб», так и оставшийся на бумаге. Была предпринята попытка достроить третий «Лунь» в качестве морского спасателя. Идея возникла после гибели АПЛ «Комсомолец». Однако чем это кончилось, неизвестно. Были построены несколько небольших катеров — экранопланы «Волга» и «Стриж». Также заглохли разработки экранопланов, начатые в 70-е годы в Таганроге в конструкторском бюро гидросамолётов. Здесь работы по новой тематике возглавил Роберт Бартини — уникальный, как считали многие, авиаконструктор. Именно о нём на одном из отраслевых совещаний Александр Яковлев сказал: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим эту проблему ему! Уж если он её не решит, она принципиально не решаема…»

Судьба этого человека незаурядна: в прошлом итальянский аристократ, отпрыск богатейшего семейства, в последующем — убеждённый коммунист, эмигрировавший в СССР в 1923 году, а в 1938-м оказавшийся в ГУЛАГе по стандартному обвинению в шпионаже и вредительстве. Плодотворно поработав в «шарашке» у Лаврентия Берия, после освобождения он был направлен в таганрогское КБ, возглавляемое Георгием Бериевым.

В Таганроге по проекту Бартини был построен летающий образец экраноплана оригинальной конструкции. Испытания прошли на Азовском море. Но со смертью Р. Бартини в 1974 году работы затормозились, а потом и прекратились вовсе.

Что же мы имеем сегодня «в сухом остатке»: последний выживший «Орлёнок» выставлен на обозрение на Москве-реке напротив речного вокзала, полуразрушенный образец экраноплана Бартини доживает свой век в музее авиации в Монино под Москвой. В то же время интерес к этим перспективным аппаратам, использование которых возможно как в военной, так и в гражданской сферах, во многих странах сохраняется. Работы по проектированию экранопланов, причём при участии российских специалистов, с использованием российских технологий и опыта, ведутся в целом ряде стран. Поговаривают и о втором рождении экранопланов в России. Остаётся надеяться.

Будущее российского экранопланостроения

Первый пассажирский экраноплан А-050-742D «Чайка-2» уже имеет завершенный эскизный проект, и сейчас ведется работа над его технической составляющей. Помимо этого, ведется работа по созданию эскизного проекта экраноплана А-080. У обоих типов будет по два стартовых и по два маршевых двигателя. Они имеют высокую топливную эффективность, безопасность, высокую скорость, мореходность, а также высокие летные характеристики и всепогодность использования. Начать использование экраноплана «Чайка А-050» планируют уже в этом году.

Также военная модификация данного судна станет развитием «Каспийского монстра». Разработчики предлагают Минобороны новое поколение экранопланов. «Чайка-2» сможет развивать скорость до 480 км/ч при помощи авиадвигателей на любой ровной поверхности. Эксперты уверены, что у аппарата есть будущее. Экраноплан неприхотлив. Он может приземлиться на аэродроме, на озеро, реку. Для взлета и посадки даже полутораметровая волна не будет помехой. Аппарат может двигаться, используя действие экранного эффекта, а может лететь как самолет, преодолевая расстояние до 3000 метров. «Чайка-2» может выходить на необорудованную сушу с уклоном до пяти градусов. Экраноплан может перебрасывать военных, оружие и боеприпасы, перевозить пассажиров, использоваться как альтернатива санитарной авиации.

ckbspk.ru &nbsp/&nbspАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

В марте 2019 года вышел совместный приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства транспорта РФ «О создании Межведомственной рабочей группы по координации развития экранопланостроения в Российской Федерации», куда вошли и представители Минобороны РФ. Также на совещании этой Межведомственной рабочей группы, которое состоялось 4 июня нынешнего года, была рассмотрена и принята концепция «Развитие экранопланостроения в Российской Федерации».

К сожалению, после смерти Ростислава Алексеева, совершившего прорыв в области экранопланостроения, многое было утеряно, но разработки ведутся, и это радует, ведь любые технические новшества — это потенциально полезные для общества или армии открытия. Другие крупные страны, такие как США и Китай, тоже не сидят сложа руки, проводя исследования в области экранопланостроения и даже представляя макеты и прототипы своих машин.

Главное сейчас — не упустить время, пока Россия может занять лидирующую позицию в развитии этих интереснейших аппаратов!

ПТРК «Корнет» (СССР-Россия)

б о р т

и корабль, и самолет

• алмазы, непригодные к огранке и применяемые для технических целей

• боковая стенка корпуса судна

• сростки непрозрачн. технических алмазов

• боковая сторона судна

• правый или левый край застегивающейся спереди одежды

• откидной у самосвала

• стенка хоккейной площадки

• часть иконной доски

• термин, используемый в алмазной промышленности, указывающий на частицы алмазов (алмазную крошку) ювелирного качества

• что общего у судна и пиджака?

• откидная деталь грузовика

• боковая стенка судна

• сростки непрозрачных технических алмазов

• воздушное судно на жаргоне авиаторов

• боковая стенка бильярда

• боковая стенка лодки

• стенка кузова грузовика

• боковая стенка корпуса

• стенка хоккейн. площадки

• к нему прижимают хоккеиста

• граница бросания Стенькой княжны

• боковая стенка корта

• общее для пальто и судна

• «местобиение» волн (песен.)

• самолет в устах авиадиспетчера

• самолет для диспетчера

• место для петель и пуговиц

• боковая «стена» корабля

• сторона или бок судна

• Боковая стенка корпуса судна

• Боковая сторона судна

• Сростки непрозрачных технических алмазов, не пригодные для огранки

• Правый или левый край застегивающейся спереди одежды

• «Местобиение» волн (песен.)

• бок судна или самолет

• боковая «стена» корабля

• борд м. франц. край, крома, полоса с краю, кайма, окраина, бок, сторона; пола, край или полоса запашной одежи, запах. Морск. корабельная стенка, бока, стены судна; верхний край ее, ребро, гребень; сторона, бок судна. Бросить что за борт, в море. Сражаться на правый, на левый борт; на оба борта, палить вправо и влево. Борт с бортом, борт о борт, стоянка двух судов рядом и вплоть, близко. Койки укладываются по борту, вдоль по ребру. Бакборт и штирборт, правый, левый борт; ход корабля бакборт и штирборт, ход правым и левым галсом. Наши переводчики ошибочно пишут: это было на борте корабля, мы приняли его на борт и пр. Моряки говорят: на судне, на корабле, а борт в этом значении не употребляют. Бортный, бортовый, бортовой, к борту относящийся. Бортный ряз. смол. крайний, кромочный. Бортовина ж. бортовая барочная доска, обшивочная, со стенки судна. Каждая из двух рам (пял) парусинных понтонов (мостовиков), составляющих остов парусинной лодки. Бортище пуговиц, ошибочно; портнище, переделанное в портище, на портно, платье

• место для иллюминаторов

• самолет на профессион. сленге

• что общего у судна и пиджака

• за что Стенька Разин бросил персидскую княжну

«Каспийский монстр»

— Созданный в 1966 году уникальный экраноплан «КМ» — «корабль-макет», как он расшифровывался на самом деле, или «Каспийский монстр», как его прозвали впечатлённые его параметрами американцы, — тоже военная разработка?

— Нет, это просто такая экспериментальная научная лаборатория. На ней в течение 15 лет изучались и отрабатывались все необходимые элементы, которые затем можно было применять на практике. 

Дело в том, что как такового проектирования экранопланов в теории тогда вообще не существовало, да и на сегодняшний день до конца не существует. Математические расчёты здесь не дают всей картины, потому что невозможно просчитать одновременное воздействие на экраноплан всей окружающей среды.

Нужные данные можно было получить только с помощью практических испытаний. Начинали с небольших экранопланов серии «СМ», но далеко не всегда те результаты, которые на них получались, совпадали с теми, что получались и на больших.

За годы испытаний постоянно на «КМ» менялась аппаратура, собирались и просчитывались все возможные данные, но он не имел ни военного, ни гражданского назначения.

  • Экраноплан «КМ»
  • vk.com

— Необычная форма, длина 92 метра, размах крыльев около 40 метров — на фотографиях он и сейчас производит очень сильное впечатление, а на тот момент это был крупнейший в мире летательный аппарат. Помните свои впечатления, когда увидели его первый раз?

— Это неподражаемые впечатления. Я после института пришла на завод в 1968 году. И в 1969-м всех молодых специалистов, как тогда было заведено, отправляли на обслуживание испытаний — подай-принеси, помой-убери. Например, большую роль играет центровка (расчёт правильного положения центра масс летательного аппарата на всех этапах полёта. — RT). А аппаратура ведь всё время менялась. Поэтому были разработаны специальные таблицы — перед каждым вылетом нужно было заполнить, где что стоит, посчитать центровку и всё это отдать пилоту. Такие у нас были задачи. Мы тогда физически ощутили значимость многих элементов, которые были нужны в дальнейшем для проектной работы.

— А полетать на нём довелось?

— Нет. Это считалось плохой приметой. Женщина на корабле — быть беде.

— Прямо как у моряков.

— Да. Но полазить, конечно, по нему довелось очень много. Мы, как правило, находились на обслуживающих судах. Нужно было записать, как он проходит, зафиксировать время, сфотографировать и тому подобное. 

— Как так?

— Звук появлялся только после того, как «КМ» проходил мимо нас. Такой вот эффект. И конечно, вот это первое ощущение непонимания какого-то — на тебя идёт эта громадина, а звука нет. Неожиданное впечатление и очень сильное. Потом уже привыкли, конечно.

  • Экраноплан «КМ»
  • vk.com

— «КМ» принадлежал мировой рекорд по взлётной массе — 544 тонны, который держался очень долго и был побит только после создания в конце 1980-х самого большого на сегодняшний день самолёта Ан-225 «Мрия». Рекорд был поставлен целенаправленно?

— Нет, там просто всё время были разные эксперименты. Шёл постоянный поиск центровки для устойчивого движения. Поэтому то добавляли груз, то убирали, то туда, то сюда, расчёты делали… Очень большая работа шла именно по центровке. 

— Секретность влияла на испытания?

— Конечно. Все испытания в основном проходили в районе острова Чечень, он находится достаточно далеко от берега. Мы туда из Махачкалы летали на Ан-2. Там был маяк и небольшое поселение, которое обслуживало маяк, были местные рыбаки. И всё. 

— На немногих фотографиях «КМ» в сети можно заметить, что на хвосте у него разные цифры — «01», «02», «03» и так далее. Что это значит?

— Дело в том, что в ходе испытаний он часто получал повреждения — например, попал в шторм, размололо все закрылки. Его ремонтируют, приводят в порядок, и соответственно уже наступает другая стадия испытаний. Так как над ним издевались, как только могли, ремонты были частыми, для этого он и был предназначен. Поэтому после каждого появлялась новая цифра. 

Сколько видов войск в ВС РФ?

Экранопланы России – быть или не быть?

Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.

В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.

С 1990-х годов российские предприятия производят только гражданские суда. Одним из прорывных проектов считается экраноплан нового поколения «Чайка» А-050 водоизмещением 54 т и полезной нагрузкой 15 т.

Многоцелевой экраноплан «Чайка», по словам исполнительного директора компании-создателя «Радар ММС» Ивана Анцева, появится в России в 2019-2020-х годах.

Данный аппарат обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до 5 градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме 2 класса.

«Россия создает нового летающего “морского монстра”» – таким образом американский научно-популярный информационный портал PM отреагировал на обнародование фотографии финальной версии разрабатываемого экраноплана Чайка А-050. По словам автора, новый агрегат воплотит в себе лучшие качества судна и самолета.

Данный аппарат представляет собой высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды. Стоит отметить, что при анонсировании экраноплана представители компании-производителя заявляли, что агрегат предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, поскольку обладает более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем другие скоростные суда.

Однако военный эксперт уверен, что российские разработчики хотят возродить советскую программу ударных экранопланов-ракетоносцев, создав уменьшенную версию «Каспийского морского монстра» проекта «Лунь», который до сих пор является самым крупным из когда-либо созданных судов подобного типа.

Как известно, «Лунь» был оснащен шестью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-270 «Москит». Специалист считает, что в вопросе боевого потенциала «Чайка» не будет уступать своему предшественнику. А-050 будет летать слишком низко, чтобы быть замеченным на наземных радарах потенциального противника.

«При скорости 250-350 миль в час (402-563 км/ч) сможет очень быстро уничтожить войска на береговом плацдарме, что может оказаться очень полезным для российских военных и других вооруженных сил по всему миру», – заявил представитель PM, восхитившись разрабатываемым экранопланом для ВМФ России.

«Орлёнок» учится летать

В числе первых оценивших возможности экранопланов и приступивших к их созданию были кораблестроители Советского Союза. В 60—80-е годы прошлого века СССР действительно оказался «впереди планеты всей» по части строительства экранопланов. Первопроходцем стал талантливый инженер и энтузиаст, автор первых советских судов на подводных крыльях горьковчанин Ростислав Алексеев. По его проекту на заводе «Волга» в Горьком в начале 60-х годов и был построен гигантский КМТ так поразивший воображение американцев.

Между несущими плоскостями движущегося аппарата и неподвижной поверхностью возникает так называемая динамическая воздушная подушка — область повышенного давления, создающая подъёмную силу и поддерживающая аппарат в воздухе.

И в самом деле, на свет появился монстр: длина 92 м, размах крыла 37 м, взлётный вес — 544 т. Двигался он со скоростью до 400 км/ч, не отдаляясь от поверхности воды более чем на 3—3,5 м. Гигант был оснащён 10 авиационными реактивными двигателями, из которых 8 (стартовые) размещались в носовой части корабля перед его крылом таким образом, что их газовые струи, направленные под крыло, помогали кораблю оторваться от воды. Ещё два (маршевых) двигателя, установленных на хвостовом оперении, обеспечивали тягу в горизонтальном полёте. Прежде чем построить полноразмерный КМ, строили маломерные самоходные модели, на которых проверялись основные технические решения. Их испытания проходили здесь же на Волге. Но для КМ Волга оказалась явно тесна. Его всесторонние испытания проходили на Каспии. С 1964 по 1980 годы он налетал многие тысячи километров, пока не потерпел тяжёлую аварию в результате ошибки пилотирования. К счастью, никто из экипажа при этой аварии серьёзно не пострадал.

К моменту гибели КМ уже шло строительство по новому проекту серии экранопланов «Орлёнок». Они были мало чем похожи на КМ: длина «всего» 58 м, взлётный вес 140 т, скорость полёта до 350 км/час. «Орлёнок» скользил над самой водой (высота полёта 0,8-2,3 м). Его назначение — десантный корабль (мог принять на борт до 200 морских пехотинцев и две единицы бронетехники). Имел «Орлёнок» и собственное вооружение — спаренный крупнокалиберный пулемёт. Первый опытный «Орлёнок» сошёл со стапеля в 1972 году. Его испытания начались на одном несудоходном рукаве Волги, скрытом за растянувшимся на 8 км островом Телячий. При этом с целью обеспечения секретности была запущена дезинформация, будто некий самолёт совершил аварийную посадку на воду и теперь его пытаются заставить взлететь. Сомневаемся, чтобы кто-то поверил в эту наивную праведную ложь.

После завершения короткого цикла речных испытаний экраноплан был транспортирован на свою будущую базу в Каспийск, где его испытания продолжались по полной программе уже в море. По планам ВМФ должны были построить 30 «Орлят», на деле же построили всего 5, включая 2 опытных образца. Причины тому были как технические, так и (в большей степени) организационные. В 1975 году во время очередного испытательного полёта опытный образец «Орлёнка» после приводнения сел на подводные камни. Запустив расположенные в носовой части стартовые двигатели, экипаж сумел сняться с камней и дойти до базы. Серьёзных повреждений, казалось бы, удалось избежать, но при послеполётном осмотре, к сожалению, не были замечены трещины в кормовой части корпуса.

Дальнейшая судьба

Перемены конца 80-х годов негативно сказались на программе развития подобного транспорта в СССР. Работы по строящимся машинам прекратились, а уже использующиеся вывели из эксплуатации. Но в 1989 году появилась перспектива постройки экраноплана для гражданских целей – строящийся второй “Лунь” решили переделать в поисково-спасательное судно для терпящих бедствие кораблей.

В связи с этим с экраноплана демонтировали ракетные установки, что увеличило его грузоподъемность и максимальную скорость, а освободившиеся от оборудования отсеки должны были служить для размещения до 500 спасённых моряков. Этот экраноплан получил название “Спасатель”.

Но окончательный развал страны поставил крест и на этом проекте. Новому правительству было не до перспективных военных проектов, да и практическая нужда в “Спасателе” отпала – большая часть флота была распродана или выведена из эксплуатации, и для ВМФ в спасательном судне особой нужды больше не было.

Таким образом, почти достроенный “Спасатель” уже много лет стоит забытым на Нижегородском заводе, а боевой “Лунь” ржавеет в доке в городе Каспийске. Несколько раз ставился вопрос и об утилизации экранопланов, и о создании из них музейных экспонатов, но о решении этих вопросов пока ничего не известно.

Первые крылатые корабли Алексеева. Изобретения и прототипы

К сожалению, без интернета и современных научных подходов, требующих активно публиковать достижения и переписываться с коллегами, Ростиславу Алексееву приходилось много создавать с нуля.

Задача создания сверхскоростного корабля захватила Алексеева настолько, что именно этот проект лёг в основу его дипломной работы в Горьковском индустриальном институте (сегодня — Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева), защищенной 1 октября 1941 года.

Дипломный проект Алексеева: глиссирующий торпедный катер

Талант направили на завод «Красное Сормово» — следить за качеством сборки легендарных Т-34, где появилась первая модель судна на подводных крыльях (СПК).

Теоретические выкладки привели Алексеева к традиционной для советского и российского кораблестроения компоновке подобных кораблей с 2 горизонтальными несущими плоскостями-крыльями с малым погружением.

И к 10 октября того же года проект получил негативный отзыв Кузнецова, который заведовал разработкой и производством кораблей в Советском союзе.

Прототип экраноплана СМ-1 на базе А-4

Однако сотрудники завода обеспечили Алексееву возможность довести проект и даже построить первый двухместный глиссер А-4 («Алексеев длиной 4 метра»), испытанный в 1943 году.

Успех проекта позволил создать более крупный катер на подводных крыльях А-5, который достиг невероятного аэродинамического качества и невозможной для кораблей того времени скорости в 85 км/ч (при средней скорости боевых кораблей до 30-40 км/ч и сегодня).

Теория. Как работают подводные крылья

Принцип работы подводных крыльев

Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

Схема судна на подводных крыльях

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

Галерея[править]

Записи с меткой ‘ланкастер 2020’

ГАЗ-71: технические характеристики

Search results for »

«Каспийский монстр»

50 лет назад, в 1964 году, американскими разведывательными спутниками в Каспийском море был сфотографирован огромных размеров объект непонятного предназначения, который развивал скорость в 400 км/ч. Судно (или самолет?) тут же получило на Западе устрашающее прозвище — «Каспийский монстр».

«Орленок» с двумя пулеметами

Изобретателю судна на подводных крыльях талантливому инженеру Ростиславу Алексееву

давно не давала покоя идея использования так называемого экранного эффекта. Сам он, не только морской волк, но и прекрасный пилот, не раз замечал, что во время посадки самолета тому будто что-то мешает в самый последний момент коснуться колесами полосы. Оказалось, что в полутора-трех метрах над поверхностью крылья словно сжимают воздух, оказавшийся в этот момент между самолетом и землей. Получается пневматическая подушка, которая и удерживает летательный аппарат на лету до тех пор, пока скорость не упадет до критической. Именно этот эффект и решил использовать в своей новой разработке Ростислав Евгеньевич. Так в 1964 году началось строительство корабля-макета (КМ-1) — экраноплана.

Сразу же обнаружились преимущества этих «кораблей». Во-первых, их было трудно обнаружить радиолокационным оборудованием — это не позволяла минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину или быть сбитыми торпедой. В-третьих, могли лететь как над водной гладью, так и над землей, льдом и т. д. В-четвертых, обладали огромной скоростью по сравнению с кораблями — 400−500 км/ч. В-пятых, если у экраноплана заканчивалось топливо, он мог просто сесть на воду и ждать помощи.

Первый экраноплан был выпущен со стапелей горьковского и в самом деле напоминал монстра весом в 544 тонны, размахом крыла в 37 метров и длиной — в 92. К тому же, у него было десять реактивных авиационных двигателей. Летал КМ-1 до 1980 года, пока опытный, казалось бы, пилот по ошибке не потянул штурвал на себя (сработал условный рефлекс). Экраноплан задрал нос и рухнул на воду, потерпев аварию.

Однако, к тому моменту уже полным ходом строились серийные экранопланы проекта «Орленок». Они были полегче (140 тонн), поменьше (58 метров) и скорость у них была поскромней — всего 350 км/ч. Но они уже имели вооружение — турельно-башенную установку «УТЕС-М» с двумя крупнокалиберными пулеметами.

Ни рыба, ни птица

Планировали произвести на свет тридцать «Орлят», но на деле получилось всего пять. У Ростислава Алексеева уже в самом начале экраноплановой эпопеи возникали серьезные трудности со строительством машин. В «морских» министерствах, в том числе и военно-морском его детище считали самолетом и отфутболивали к «летунам». Авиаторы же с такой же уверенностью заявляли: какой же, дескать, это самолет — обыкновенный корабль. Плавает? Плавает! Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. А когда на глазах у комиссии, в состав которой входили военные чины и министр судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой (накануне он сел на мель и корпус дал трещину), ни о каком продолжении работ речи уже идти не могло. Более того, Алексеева тут же уволили с должности руководителя конструкторского бюро. Через год, правда, восстановили. Но перенесенная нервотрепка и временное забвение не прошли даром, и в 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало. А дело было продолжено новым главным конструктором Соколовым

Вскоре полку экранопланов прибыло — в серийное производство пошли тяжелые боевые корабли проекта «Лунь», почти совпадающие по весу, длине и остальным параметрам с КМ-1, но летавшие со скоростью уже в 500 км/ч. И даже шторм до пяти баллов не мог помешать им во взлете и посадке на воду. И снова, по разным причинам, вместо десяти запланированных построили всего лишь два «Луня». А вскоре перестройка, а вместе с ней и бардак в армии и во флоте, усилились, что привело к полному закрытию экранопланной программы.

Конец был закономерен и печален. В 1992 году очередной «Орленок» потерпел аварию. Экипаж подобрали спасатели, а про экраноплан… забыли, оставив погибать в море. Потом, решив, видимо, что он представляет интерес для иностранных разведок, его просто затопили.

Снимок в открытие статьи: экраноплан «Каспийский монстр»/Фото: ТАСС

Ружье ИЖ 57 – немного истории.

Двуствольное охотничье ружьё ИЖ-57, стало приемником знаменитого ИЖ-54, только более усовершенствованным и менее дорогим в производстве. Разработало эту двустволку группа конструкторов под руководством и участием Л.И. Пугачева. Изначально ружье делалось под патрон 16-го калибра Ружьё выпускалось очень недолго, всего два года, и сделано было немногим чуть более 22 тысяч экземпляров. Ружье отлично себя зарекомендовало среди охотников. Ударно-спусковой механизм на ИЖ-57 устанавливался такой же, как и на предшественнике ИЖ-54 – внутри-курковым, но с небольшими отличиями которые обеспечивали ему более плавный спуск и повышенную надежность.

What We Investigate

Интересные факты

Достоинства и недостатки

Конечно же, скорость была главным плюсом экранопланов. Каспийский Монстр имел крейсерскую скорость в 430 км/ч, а максимальную – 500 км/ч. Практическая дальность составляла 1 500 км. Никакие другие морские суда не могли и близко тягаться с этими характеристиками. Такая скорость позволяла в разы быстрее доставлять пехоту и технику на берег, а в случае с крушением подлодки или корабля оказать помощь на воде уже через пару часов. Самолеты в таких случаях могут лишь скинуть груз на воду, морские судна слишком тихоходны, а вертолеты не обладают достаточной грузоподъемностью.

Никакие радары не могли засечь морское судно, двигавшееся с такой скоростью. Это качество толкнуло конструкторов на создание экраноплана-ракетоносца «Лунь» в 1983 году. Неся на себе шесть ракет «Москит» он мог бы потопить абсолютно любое судно в мире, при этом оставшись незамеченным.

Обладая достоинствами морских судов, Каспийский Монстр стал так же и самым тяжелым самолетом вплоть до появления АН-225 «Мрия» в 1988 году. При весе в 240 тонн он мог взять сверху еще 304, и со всеми этими 544 тоннами взлететь. Перемещаясь над сушей и водой, экраноплан мог избегать минных и сетевых заграждений, мелких препятствий.

Главный недостаток – хрупкая конструкция самолета, эксплуатируемого на воде. Каспийский Монстр обладал мореходностью всего в три балла. Ударившись о волну, таким образом едва не утонул экраноплан «Орленок» с Алексеевым на борту. После этого инцидента было принято решение отстранить его от проекта. Так же они имеют плохую управляемость из-за особенностей эффекта экрана, который вынуждает конструкторов смещать центр тяжести назад с увеличением размера самолета-амфибии.

С распадом СССР проектирование экранопланов государством полностью прекратилось. Американцы несколько раз пытались выведать у помощников Алексеева секреты и формулы проектирования экранопланов такого масштаба, однако безрезультатно. Добиться такого же плавного полета над водой при таких размерах до сих пор не удалось никому в мире. 

Корабль самолет: поиск слов по маске и определению

корабль с самолетами

армада

значительное количество кораблей, самолетов или танков

большое соединение кораблей, самолетов

большое количество кораблей (в войнах XX в. также самолетов, танков), действующих на одном направлении удара

большое соединение кораблей, самолетов или танков, действующих согласованно

астронавигация

раздел практической астрономии, посвященный определению положения и курса корабля или самолета по небесным светилам

ориентация корабля, самолета по звездам

и корабль, и самолет

бортинженер

член экипажа борта, т. е. самолета, космического корабля, ответственный за работу двигателей, оборудования и аппаратуры

бригантина

в названии этих двухмачтовых парусных кораблей можно услышать название другого парусника, самолет и нечто водно-растительное

буран

владимир Михайлович Мясищев на базе стратегического бомбардировщика 201М создал самолет ВМ-Т для транспортировки этих кораблей

конструктор маленьких копий кораблей или самолетов

ракетоносец

самолет, корабль, подводная лодка с ракетами на борту

самолет, корабль или подводная лодка, оснащенные ракетами

маршрут самолета, корабля и грузовика

технология, позволяющая скрывать корабли, самолеты и ракеты

атака противника нанесением удара своим самолетом, танком, кораблем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector