Дора (орудие)
Содержание:
- История
- Характеристики
- Воспоминания участников событий
- На вооружении
- Пеларгония Австралиан Пинк Розебуд
- Характеристики
- Характеристики
- Описание конструкции[править]
- Распространение
- Конец уникального проекта
- Оценки
- Рабоче-крестьянские суперснаряды
- «Маленький Давид» – самая большая пушка второй мировой войны
- «Инфлексибл»
- Характеристики
- Банный день
- Боеприпасы
- Часть 1. История появления «Доры».
- Ядерное оружие
- Как появилась идея создания «Доры»
- Советы астролога
- Оценки
- Большая Берта или Толстушка Берта
- 5 Великих полководцев
- Серебряная птица
- Фау-2
- Идея-фикс
- Губернатор Московской области и министр обороны РФ
- Оценки[править | править код]
История
После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.
В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль). Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65° и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. На эти деньги можно было произвести около 250 149-милиметровых гаубиц 15 cm sFH 18 или 20 240-милиметровых пушек К3 . Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».
В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.
Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году. Орудие было тайно доставлено из Германии и размещено в специальном укрытии, вырубленном в скальном массиве в районе Бахчисарая. Орудие выпустило, в общей сложности, 53 семитонных снаряда.
22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем всё, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.
Характеристики
Характеристика | Значение | Примечания |
---|---|---|
калибр | 807 мм | изначально составлял 807 мм, но после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения увеличился: по одним данным до 810 мм, по другим — до 813 мм |
вес снаряда | 7000 кг | бетонобойный снаряд |
длина ствола | 32 м | ствол составной |
минимальная дальность стрельбы | 25 км | |
максимальная дальность стрельбы | 50 км | бетонобойным снарядом |
полная длина орудия | 50 м | без железнодорожной платформы |
общий вес | 1350 тонн | |
ресурс ствола | 300 выстрелов | |
скорострельность | 1 выстрел в 45 мин или до 14 в день | |
скорость полета снаряда | от 1500 м/с до 960 м/с | имеются в виду допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) |
пробивная способность | стальная броня 1 м, железобетонная перегородка — 7 м | бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало)
указана толщина защитного покрытия |
Воспоминания участников событий
Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.
В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.
На вооружении
Пеларгония Австралиан Пинк Розебуд
Характеристики
Характеристика | Значение | Примечания |
---|---|---|
калибр | 807 мм | изначально составлял 807 мм, но после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения увеличился: по одним данным до 810 мм, по другим — до 813 мм |
вес снаряда | 7000 кг | бетонобойный снаряд |
длина ствола | 32 м | ствол составной |
минимальная дальность стрельбы | 25 км | |
максимальная дальность стрельбы | 50 км | бетонобойным снарядом |
полная длина орудия | 50 м | без железнодорожной платформы |
общий вес | 1350 тонн | |
ресурс ствола | 300 выстрелов | |
скорострельность | 1 выстрел в 45 мин или до 14 в день | |
скорость полета снаряда | от 1500 м/с до 960 м/с | имеются в виду допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) |
пробивная способность | стальная броня 1 м, железобетонная перегородка — 7 м | бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало)
указана толщина защитного покрытия |
Характеристики
Характеристика | Значение | Примечания |
---|---|---|
Калибр | Изначально был 807 мм, но увеличился после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения по одним данным до 810 мм, по другим данным — до 813 мм | |
Вес снаряда | Бетонобойный снаряд | |
Длина ствола | Ствол составной | |
Минимальная дальность стрельбы | ||
Максимальная дальность стрельбы | Бетонобойным снарядом | |
Полная длина орудия | Без железнодорожной платформы | |
Общий вес | ||
Ресурс ствола | ||
Скорострельность | ||
Скорость полета снаряда | Допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) | |
Пробивная способность | Бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало)
Указана толщина защитного покрытия |
Описание конструкции[править]
Распространение
Конец уникального проекта
Чем же закончилась операция? Проект оказался провальным. Супермощная артсистема показала себя из ряда вон плохо. Количество прицельных попаданий приближалось к нулю. После трехсот выстрелов ствол полностью износился и его отправили на ремонт.
Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов
историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук
В 1944 году «Дора» выстрелила еще около 30 раз во время Варшавского восстания. А в 1945 перед капитуляцией Германии обоих великанов и «Дору», и «Толстого Густава» взорвали сами немцы.
Хотелось бы отметить, что на этот безумный проект было потрачено 10 миллионов немецких марок. Учитывая его бесполезность, можно сделать только один вывод — гигантомания Гитлера не имела ничего общего со здравым смыслом.
Оценки
Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.
Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:
Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер:
Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, Героя Социалистического Труда В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил:
Рабоче-крестьянские суперснаряды
Идея привела в восторг все красное военное начальство, но главным идеологом введения суперснарядов стал маршал Тухачевский.
С 1920 по 1939 год в СССР были вложены огромные средства на испытания сверхсекретных снарядов нового типа. Новые орудия для них не создавались, переделывались лишь каналы уже существующих систем. Тем не менее на переделку таких орудий, на проектирование и изготовление тысяч опытных снарядов, а также на их длительные испытания были потрачены десятки миллионов рублей. Любопытно, что почти все 20 лет параллельно шли работы над тремя типами снарядов: полигональными, нарезными и подкалиберными.
«Маленький Давид» – самая большая пушка второй мировой войны
В 1944 году на вооружение армии США поступило новое орудие – мортира, которую вопреки ее громадным размерам назвали «Маленьким Давидом». Пушка имела рекордный на то время калибр – 914 мм. До сегодняшнего дня не было построено орудие с таким большим калибром. Создатели мортиры полагали, что с помощью такого мощного оружия можно будет легко справиться даже с превосходно укрепленными позициями врага.
Пушка «Маленький Давид» не нашла широкого применения. Ее использование значительно усилило бы огневую мощь американской армии, которая в то время сражалась с немцами и японцами. Но после испытаний было установлено, что орудие нельзя назвать самым метким. К тому же транспортировка и установка такого гиганта требовала достаточно много времени, чего в условиях реальных сражений всегда не хватает:
- для транспортировки мортиры требовалось использование двух артиллерийских тягачей;
- чтобы обустроить огневую позицию, нужно было использовать много различной спецтехники;
- установка и настройка орудия отнимали минимум 12 часов.
- заряжать оружие было проблематично, поскольку вес одного снаряда превышал 1,6 тонны.
После нескольких испытаний проект по изготовлению огромнейшей в мире пушки был закрыт. Оружие так и осталось на Абердинском полигоне, где впервые было испытано. Сейчас оно является музейным экспонатом.
«Инфлексибл»
«Инфлексибл» 1876 год. Британия продолжает править морями, но ей очень нужна помощь, поэтому Адмиралтейство спускает на воду броненосец «Инфлексибл». Две башни, в каждой по две пушки — нарезных, но при этом дульнозарядных! Башни расположены в цитадели диагонально по центру корпуса, что позволяет обеим вести огонь на два борта, а также в нос и в корму. Калибр для своего времени поражает: 16 дюймов, по-нашему — 406 миллиметров, а если быть совсем точным — 406,4; вес орудия — 80 с небольшим тонн. Орудия эти в строгом соответствии со своими характеристиками так и обозначались: RML (Rifle muzzle-loading) 16-inch 80-ton gun. Дальность стрельбы составляла до 5000 метров.
Заряжание орудий системы RML Перезарядка занимала около четырёх минут, однако военных того времени это не смущало, калибр важнее. Особой славы пушки не снискали, а постреляли по противнику всего один раз — в 1882 году: «Инфлексибл» выпустил 88 снарядов по укреплениям Александрии во время англо-египетской войны.
Характеристики
Характеристика | Значение | Примечания |
---|---|---|
Калибр | Изначально был 807 мм, но увеличился после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения по одним данным до 810 мм, по другим данным — до 813 мм | |
Вес снаряда | Бетонобойный снаряд | |
Длина ствола | Ствол составной | |
Минимальная дальность стрельбы | ||
Максимальная дальность стрельбы | Бетонобойным снарядом | |
Полная длина орудия | Без железнодорожной платформы | |
Общий вес | ||
Ресурс ствола | ||
Скорострельность | ||
Скорость полета снаряда | Допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) | |
Пробивная способность | Бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало)
Указана толщина защитного покрытия |
Банный день
Боеприпасы
Часть 1. История появления «Доры».
Просто для лучшего понимания масштабов- на фото левее снаряд на фоне советскоого Т-34.
После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.
В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов. Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».
В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.
Кстати, тут стоит заметить, что снаряды разнились в зависимости от типа и задач. В среднем вес одного снаряда был от четырёх до семи тонн. Но как говорится, лучше один раз увидеть. Предлагаю посмотреть не большое видео, где показана пушка в действии.
Ядерное оружие
До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия. В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски.
Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев, однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи.
Как появилась идея создания «Доры»
«Дора» изначально разрабатывалась как сверхмощное артиллерийское орудие, размещённое на железнодорожной платформе. Основными целями для пушки калибром 800-мм должны были стать французская линия укреплений «Мажино», а также пограничные форты Бельгии, к которым относили знаменитый форт Эбен-Эмаэль.
Задачу разработки орудия для сокрушения укреплений линии Мажино поставил лично Адольф Гитлер во время посещения завода компании «Крупп». Это произошло в 1936 году. Стоит отметить, что у компании «Крупп» имелся огромный опыт создания сверхмощной артиллерии ещё с периода Первой мировой войны, поэтому выбор разработчика новой сверхмощной пушки был очевиден.
Установка «Дора» на позиции в Крыму
800-мм артиллерийское орудие, метающее в цель снаряды весом примерно 7 тонн, что было сопоставимо с весом лёгких танков тех лет, должно было получить углы вертикального наведения до +65 градусов и максимальную дальность стрельбы на уровне 35-45 километров. В выданном на создание орудия техническом задании указывалось, что снаряд новой пушки должен гарантированно пробивать бронеплиты толщиной до метра, бетонные укрепления толщиной 7 метров и твёрдый грунт до 30 метров.
Работами по созданию уникального железнодорожного орудия руководил профессор Эрих Мюллер, обладавший богатым опытом создания различных артиллерийских систем. Уже в 1937 году компания «Крупп» закончила разработку проекта сверхмощной пушки. В том же году военные выдали фирме заказ на изготовление сверхмощного орудия.
Стоит отметить, что несмотря на развитое состояние немецкой промышленности, проблемы в ней присутствовали. В том числе сказывались несколько финансовых кризисов, которые прокатились по Германии перед войной, а также эффект от ограничений, действовавших после Первой мировой войны во время существования Веймарской Республики. Немецкая промышленность систематически срывала поставки даже малокалиберной зенитной артиллерии, что уж говорить о сверхтяжёлой пушке, аналогов которой просто не существовало в мире.
«Дора» была полностью собрана только в 1941 году. К тому моменту линия Мажино, которую должны были крушить её 7-тонные снаряды, уже давно была взята. А форт Эбен-Эмаэль, который перед войной был причиной головной боли немецких генералов, был взят за сутки. Главную скрипку в этой операции сыграли всего 85 десантников, успешно приземлившихся в форте на планерах.
Всего в Германии полностью собрали два орудия: «Дору» и «Густава». Считается, что второе орудие назвали так в честь директора компании Густава Круппа. Этот заказ обошёлся Германии в 10 миллионов рейхсмарок. На эту сумму можно было построить для армии сразу 250 гаубиц 15 cm sFH18 или 20 240-мм дальнобойных пушек К3. Для вермахта эти орудия оказались бы значительно полезнее.
Советы астролога
Оценки
Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.
Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:
Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер:
Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, Героя Социалистического Труда В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил:
Большая Берта или Толстушка Берта
Эта 420-миллимитровая мортира была разработана немецким заводом Круппа еще в 1904 году. Первоначально предназначалась для береговых батарей, чтобы сражаться с кораблями британского флота. Однако уже в начале Первой Мировой войны из девяти выпущенных мортир четыре поставили на огромные колеса для перемещения по сухопутным театрам боевых действий.
Даже в облегченном 42-тонном исполнении самая большая пушка в мире на тот момент (во всяком случае, так пишут о тех, что имели сухопутное предназначение) была нетранспортабельна. Ее разбирали на три части, а после доставки к месту стрельбы собирали половину суток.
Огонь мог вестись снарядами весом 810, 960 и 1160 килограммов. Дальность же составляла, соответственно, 9,3 км, 14,1 км и 12,5 км. Стреляла медленно, делая всего один выстрел в восемь минут.
Но чудовищная поражающая сила не оставляла шансов тогдашним крепостям! Правда, благодаря русской разведке накануне Первой Мировой войны специально против Больших Берт была произведена реконструкция ряда крепостных сооружений.
5 Великих полководцев
Серебряная птица
Серебряная птица — проект высотного частично-орбитального бомбардировщика-космолёта австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера и инженера-физика Ирены Бредт. Первоначально разработанный в конце 1930-х, «Silbervogel» представлял собой межконтинентальный космический самолет, который мог быть использован в качестве дальнего бомбардировщика. Его рассматривали для миссии «Amerika Bomber».
Он был сконструирован таким образом, чтобы нести на борту более 4000 кг взрывчатки, оборудован уникальной системой видеонаблюдения, и, как полагают, мог быть невидимым.
Похоже, абсолютное оружие, не так ли?
Впрочем, это было слишком революционным для своего времени. У инженеров и конструкторов в связи с «птичкой» возникали все виды технических и прочих трудностей, порой непреодолимых. Так, например, прототипы сильно перегревались, а средств охлаждения пока еще не было придумано…
В конечном итоге весь проект был свернут в 1942 году, а деньги и ресурсы были направлены на другие идеи.
Интересно, что после войны Зенгер и Бредт высоко ценились экспертным сообществом и участвовали в создании Французской национальной космической программы. А их «Серебряная птица» была взята как пример конструкторской концепции для американского проекта Х-20 Дайна-Сор…
До сих пор для регенеративного охлаждения двигателя используется проект конструкции, который носит название «Зенгера-Бредт». Таким образом, нацистская попытка создать дальний космический бомбардировщик для нападения на Соединенные Штаты в конечном счете способствовала успешному развитию космических программ всего мира. Оно и к лучшему.
Фау-2
Не такая уж и фантастическая, как многие изобретения нацистов, Фау-2 была одним из немногих образцов вундерваффе, который доказал свою состоятельность.
«Оружие возмездия», ракеты Фау-2 были разработаны довольно быстро, вышли в производство и успешно использовались против Лондона. Проект стартовал в 1930 году, но был доработан лишь в 1942. Гитлер не был изначально впечатлен мощью ракеты, называя ее «просто артиллерийским снарядом с большой дальностью и огромной стоимостью».
На самом деле Фау-2 стала первой в мире баллистической ракетой дальнего действия. Абсолютное новшество, оно использовало чрезвычайно мощный жидкий этанол в качестве топлива.
Ракета была одноступенчатой, запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Это делало ее практически неуловимой — перехватить такое устройство на пути к цели еще долго никто не мог.
После начала спуска, ракета двигалась со скоростью до 6000 км в час, пока она не проникала на несколько футов ниже уровня земли. Тогда она взрывалась.
Когда Фау-2 было направлено на Лондон в 1944 году, количество жертв было внушительным — погибло 10 000 человек, были снесены районы города почти до руин.
Ракеты были разработаны в научно-исследовательском центре и изготовлены на подземной фабрике Миттельверк под контролем руководителя проекта, доктора Вернера фон Брауна. В Миттельверке использовался принудительный труд заключенных концентрационного лагеря Миттельбау-Дора. После войны и американцы, и советские войска старались захватить как можно больше образцов Фау-2. Доктор фон Браун сдался США и сыграл важную роль в создании их космической программы. По сути, ракета доктора фон Брауна положила начало космическому веку.
Идея-фикс
Однако мысль о сверхдальнобойной пушке упала в плодородную почву. Уже в 1918 году французы построили так называемую «ответную пушку» такого же калибра — 210 мм с длиной ствола 110 калибров. Ее снаряд массой 108 кг при начальной скорости 1 450 м/с должен был лететь на 115 км. Установку смонтировали на 24-осном железнодорожном транспортере с возможностью стрельбы прямо с колеи. Это было время расцвета железнодорожной артиллерии, единственной способной оперативно маневрировать орудиями большой и особой мощности (тогдашний автотранспорт и дороги, по которым он передвигался, и близко не могли конкурировать с железнодорожным сообщением)… Французы, правда, не учли того, что «ответную пушку» не выдержит ни один мост.
Тем временем итальянская фирма «Ансальдо» в конце 1918 года сконструировала 200-мм пушку с начальной скоростью снаряда около 1 500 м/с и дальностью стрельбы 140 км. Англичане, в свою очередь, надеялись поражать со своего острова цели на континенте. Для этого они разработали 203-мм пушку с начальной скоростью 109-кг снаряда в 1 500 м/с и дальностью до 110—120 км, но реализовывать проект не стали.
Уже в начале 1920-х годов французские и германские специалисты обосновывали необходимость иметь орудие калибра около 200 мм с дальностью стрельбы до 200 км. Стрелять такая пушка должна была по стратегически важным и желательно (из-за рассеивания попаданий) площадным целям. Это могли быть районы сосредоточения противника, административные и промышленные центры, порты, железнодорожные узлы. Противники суперпушек резонно замечали, что те же задачи вполне могла решить бомбардировочная авиация. На что сторонники сверхдальнобойной артиллерии отвечали, что пушки, в отличие от авиации, могут поражать цели круглосуточно и в любую погоду. К тому же с появлением военной авиации родились и системы ПВО, а сверхдальнобойной пушке ни истребители, ни зенитки помешать не могли. Появление дальних высотных самолетов-разведчиков и развитие методов баллистических расчетов давало надежду на повышение меткости сверхдальней стрельбы, за счет более точной информации о координатах цели и возможности корректировки стрельбы. Поскольку количество и скорострельность таких орудий были невелики, о «массированном» обстреле речи не шло. Самым важным в данном случае считался психологический фактор, возможность держать противника в напряжении угрозой внезапных обстрелов.
Способы увеличения дальности стрельбы хорошо известны — повышение начальной скорости снаряда, подбор угла возвышения, улучшение аэродинамической формы снаряда. Для повышения скорости увеличивают метательный пороховой заряд: при сверхдальней стрельбе он должен был в 1,5—2 раза превосходить снаряд по массе. Чтобы пороховые газы смогли произвести большую работу, удлиняют ствол. А для повышения среднего давления в канале ствола, определяющего скорость снаряда, применяли прогрессивно горящие пороха (в них по мере выгорания зерна увеличивается поверхность, охваченная пламенем, отчего возрастает скорость образования пороховых газов). Изменение формы снаряда — удлинение головной части, сужение хвостовой — имело целью улучшить его обтекаемость потоком воздуха. Но при этом уменьшались полезный объем и мощь снаряда. Кроме того, потери скорости из-за сопротивления воздуха можно сократить увеличением поперечной нагрузки, то есть отношения массы снаряда к площади его наибольшего поперечного сечения. Другими словами, снаряд в этом случае необходимо удлинить. При этом нужно было гарантировать его устойчивость в полете, обеспечив высокую скорость вращения. Были и другие специфические проблемы. В частности, в дальнобойных орудиях обычные медные ведущие пояски снарядов часто не выдерживали очень высокого давления и не могли правильно «вести» снаряд по нарезам ствола. Вспомнили полигональные (в форме закрученной винтом продолговатой призмы) снаряды, с которыми экспериментировал Витворт в 1860-е годы. После Первой мировой войны видный французский артиллерист Шарбонье трансформировал эту идею в снаряды с готовыми выступами («нарезные»), форма которых повторяла нарезы канала ствола. Опыты с полигональными и «нарезными» снарядами начали в ряде стран. Снаряд удавалось удлинить до 6—10 калибров, а поскольку затраты энергии на форсирование и трение были меньше, чем при ведущих поясках, удавалось получать большие дальности даже при более тяжелых снарядах. Во второй половине 1930-х считалось вполне вероятным, «что в ближайшем будущем появятся орудия калибром 500—600 мм, стреляющие на дистанцию в 120—150 км». При этом просто «дальнобойными» считали буксируемые орудия с дальностью стрельбы до 30 км и железнодорожные — с дальностью до 60 км.
Губернатор Московской области и министр обороны РФ
Оценки[править | править код]
Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.
Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:
Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер:
Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, Героя Социалистического Труда В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил: