Крушение вертолёта «чинук» (1994)

Уход за чинуками и их содержание

Чинук — собака, ориентированная на условия Севера. Она абсолютно не боится мороза, а в умеренных широтах ей попросту жарко. Трудно представить, чем пёс может заняться в городской квартире или вольере. Это рабочая собака, которой необходимы физические нагрузки.

Чинук не боится ни снега, ни мороза, ему не нужно создавать тепличных условий обитания

Правда, если вы всё же решите завести чинука, не возлагая на него тяжёлой работы, тренировать его следует постепенно. До 1 года вообще лучше не нагружать пса, а затем готовьтесь к длительным прогулкам и даже пробежкам (вполне подойдёт, если хозяин будет ехать на велосипеде). Лучше, если такой выгул будет ежедневным, иначе пёс попросту заскучает.

Идеально подошёл бы для собаки этой породы частный дом, где питомцу следует оборудовать место на улице. Это даже не обязательно должна быть будка, вполне хватит навеса с козырьком или веранды. Главное, чтобы место обитания было сухим, а вот тёплым — необязательно, густой мех чинука позволяет выдерживать жестокие морозы, поэтому не стоит изнеживать собаку.

Купать чинука часто не нужно, двух-трёх раз в год будет достаточно. Тут надо помнить о густом подшёрстке собаки, который будет долго сохнуть. Поэтому процедуру лучше проводить в тёплое время года на улице, либо в доме, но после купания обсушить питомца феном.

Уход за ушами и зубами не отличается от такового у остальных собак (и то, и другое следует чистить раз в неделю). Когти стригут только в том случае, если они не стачиваются о грунт самостоятельно, но проверять их на сколы и трещины нужно регулярно (хотя бы раз в неделю), особенно если собаку выгуливают по каменистой местности.

Кормление чинуков не имеет никаких особенностей. Как и для других собак, основу рациона должно составлять мясо (перемороженное и отваренное), к которому добавляются овощи и фрукты (можно в свежем виде), крупы (рис и гречка), кисломолочные продукты. При натуральном типе кормления потребуются витаминно-минеральные добавки, которые порекомендует ветеринар.

Проще кормить чинука готовым кормом, который следует выбирать рангом не ниже премиум класса (а если питомец ведёт активную жизнь или работает, то и суперпремиум класса). Следует выбирать продукцию, предназначенную для крупных собак:

  • Brit Care Adult Large Breed Lamb and Rice;

  • Hill’s SP Canine Adult Large Breed Chicken;
  • Nature’s Protection Dog Maxi Adult;
  • Brit Care Dog Show Champion;
  • Dog Chow Adult Large Breed Turkey.

Вертолёт Chinook

Вертолёт Boeing CH-47C Chinook с заводским номером B-868 (модификация Chinook HC.1 для Британских ВВС) поступил в распоряжение Королевских ВВС Великобритании 22 декабря 1984 года и получил серийный номер ZD576. 21 апреля 1994 года его передали 7-й эскадрилье ВВС Великобритании как вертолёт Chinook HC.2.

Согласно данным технических специалистов, в функционировании вертолёта были выявлены многочисленные неполадки:

  • По прибытию вертолёта на базу Одихем техники заявили о необходимости замены двигателя №1.
  • 10 мая группа экспертов обнаружила, что одна из крепёжных скоб сильно сместилась, что могло привести к нарушению управления общим шагом вертолёта, и эту поломку расценили как критическую, а сообщение об обнаруженной неисправности было передано экипажам всех вертолётов Chinook Британских ВВС.
  • 17 мая была произведена повторная замена двигателя №1 после того, как было зафиксировано многократное включение аварийных сигналов на вертолёте.
  • 25 мая во время одного из полётов произошёл отказ двигателя №2.

31 мая два вертолёта Chinook HC.1s покинули авиабазу Ольдергров, а их место занял вертолёт HC.2 с серийным номером ZD576

Описание

Читая описания чинука, не забывайте, что это рабочий пёс и выведен он специально, чтобы трудиться на суровом Севере.

Телосложение у собаки атлетическое. У неё отменная гибкость. Она отлично сбалансированная. Больше похожа на ретривера, чем на северные породы: лаек или шпицев. Сейчас нет какого-то официально утверждённого стандарта для чинуков.

В холке животное от 53 до 68 см.

  1. По весу питомцы бывают до 42 кг.
  2. У чинука шерсть может быть светлого золотистого оттенка, золотисто-палевой или медовой. Хорошо, когда есть отметины тёмного цвета на ушах с мордой и хвосте.
  3. У этой породы собак нет пышного воротника или штанишек, как у шпицев, лаек. Шерсть у них по длине средняя, прилегающая к телу. Немного более длинной она будет на шее и ниже спускается к груди. У собак густой подшёрсток с рыжим оттенком.
  4. Уши у чинуков висят, а у большинства ездовых псов они прямостоящие.
  5. Кобели немного больше сук и когда рядом стоит 3 и более разнополых собак, можно понять где кобели и суки?

Оценка характеристик и информация

Первое, что бросается в глаза, это размеры чинука:

  • рост в холке — 60-68 см;
  • вес — 37-46 кг;

Такие параметры стали необходимостью, ведь порода выводилась как ездовая. Для этого у неё мощная шея, прямая, мускулистая спина и сильные лапы. Предрасположенность к тяжёлой работе также выдаёт развитая мускулатура плечевого пояса, грудной клетки. Чинук — атлетичная, гибкая, сбалансированная порода, которая кардинально отличается от знаменитых коллег — лаек — плавностью движений и грациозностью.

С 2009 года чинуки признаны символом штата Нью-Гемпшир в США. Но несмотря на статус «рабочих лошадок», эти собаки очень красивы. Их шерсть переливается всеми оттенками золота: от светло-медового до оранжево-красного, создавая впечатление тепла и уюта. Она не отличается густотой или длиной, а хорошо прилегает к телу, согревая. Подшёрсток плотный, отливает рыжиной.

Присмотревшись, на черченых скулах, подтянутом животе или на пальцах лап можно увидеть белые участки. А вот на ушах, морде, хвосте проступают чёрные пятна. Такая угольно-чёрная подводка подчёркивает глаза. Голова у чинука круглая, слегка сужающаяся к чёрной мочке носа. Висячие уши средней длины — ещё одно отличие от типичных северных пород. Такое строение морды обеспечивает им острый слух и развитое обоняние.

Сегодня официальный стандарт породы отсутствует ввиду её малочисленности, однако её представители с первой встречи завоёвывают симпатии, поэтому вполне возможно, что в скором времени популяция восстановится.

Плюсы и минусы породы

Как и любая другая порода, чинук имеет свои достоинства, которые выделяют его среди остальных животных.

Он считается хорошим другом, поскольку характеризуется особой преданностью и любовью к хозяину. Собаки этой породы очень привязываются к человеку и сохраняют такое отношение на всю жизнь.

Эти животные очень выносливы и сильны, они легко переносят холода.

Чинук способен хорошо ориентироваться в тяжелых условиях, оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения, что указывает на его чрезвычайный острый ум.

Породе характерно отсутствие агрессии, применить ее животное может лишь в качестве защиты.

Собакам присущи доброта и дружелюбность. Они с легкостью налаживают контакты с детьми и другими домашними животными.

Собака отличается храбростью, может защитить себя и хозяина.

К минусам данной породы можно отнести довольно позднее взросление. Вполне зрелые собаки способны дурачиться и гонять кошек, как щенки.

Численность

Сейчас порода признается наиболее редкой во всём мире, но даже когда её представители были на пике своей популярности, их численность составляла не больше трехсот особей.

А в 1966 году упала до 125, в 1978 году – до 28.

Роль для США

Благодаря клубам, которые стали защищать этих собак они всё ещё существуют. Но эта порода не была признана ни одной кинологической организации из-за их малочисленности.

В 2009 году представители породы стали новым символом штата Нью-Гэмпшир в США.

Британские и американские единицы

Расследования

Первоначальное

Комиссия ВВС Великобритании по расследованию причин катастрофы к 1995 году заключила, что не может назвать точную причину катастрофы в связи с отсутствием убедительных доказательств. Первоначально рассматривалась версия о теракте, а именно о том, что вертолёт был сбит из ПЗРК «Стрела-2» ирландских повстанцев, однако её быстро исключили, так как не было обнаружено обломков, оказавшихся в значительной отдалённости от места крушения. Два высокопоставленных лица из ВВС Великобритании, изучая улики, сделали вывод о том, что виновниками трагедии были пилоты, проявившие грубую халатность: они летели в густом тумане слишком быстро и на слишком малой высоте. Расследование и его результаты многие подвергли критике, поскольку не было понятно, что вызвало катастрофу: ошибки экипажа или техническая неисправность. В 2011 году отчёт британского парламента показал, что лица, которые вели расследование, не нашли бесспорных доказательств халатности пилотов.

Дальнейшие

После первого скандального расследования были проведены дальнейшие проверки. Результаты расследования катастрофы в 1996 году, отчёт Комитета по защите Палаты общин в 2000 году и доклад Комитета по общественным вопросам Палаты общин как минимум оставили вопрос о вине пилотов открытым. Семьи пилотов и ведущие политики (в том числе бывший премьер-министр Джон Мейджор и бывший министр обороны Малкольм Рифкиндruen) (англ. Malcolm Rifkind) потребовали провести повторное расследование, которое началось в 2001 году по инициативе Палаты лордов и продолжалось с сентября по ноябрь. 31 января 2002 года были опубликованы результаты расследования: пилоты были необоснованно обвинены в грубой халатности.

В декабре 2007 года министр обороны Дес Браун (англ. Des Broune) согласился составить новый доклад о катастрофе. 8 декабря 2008 года министр обороны Джон Хаттон (англ. John Hutton) заявил, что в докладе не было представлено новых доказательств и что вердикт в отношении лётчиков остаётся в силе. 4 января 2010 года расследование возобновилось после того, как был обнародован внутренний документ Министерства обороны Великобритании, опубликованный за 9 месяцев до катастрофы. В документе говорилось, что программное обеспечение двигателя «безусловно опасное», поскольку может привести к отказу обоих двигателей. В 2011 году был опубликован отчёт, в котором говорилось о необоснованной критике в отношении комиссии по расследованию, которая обвиняла экипаж в недостаточном уделении внимания техническим характеристикам вертолёта.

13 июля 2011 года министр обороны Лиам Фокс (англ. Liam Fox) изложил депутатам Палаты общин выводы независимого расследования, проведённого в 1994 году, согласно которым с пилотов снималась всякие обвинения в грубой халатности

Правительство приняло во внимание подтверждение лорда Филипаruen (англ. Alexander Philip), что заявление начальника управления авиационной техники, опубликованное в 1993 году, было одобрено Британскими ВВС. Согласно этому заявлению, навигационные системы и средства связи вертолётов типа Chinook HC2 авиационный экипаж не имел права использовать, поэтому подобные вертолёты не имели разрешения на полёт

Однако это заявление сокрыли от пилотов, и поэтому Британские ВВС сделали ошибочное заключение о том, что вертолёты соответствуют всем требованиям безопасности. В декабре 2012 года министр вооружённых сил Эндрю Робатэнruen (англ. Andrew Robathan) подтвердил, что ложное заявление не является проступком, несмотря на то, что непосредственно привело к гибели военнослужащих.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Биография

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Характер ездовой собаки

Чинук — отличный друг, ведь для него характерны:

преданность, верность. Эти собаки славятся особой чувствительностью и любовью по отношению к своему хозяину, поэтому в лице чинука человек приобретёт друга на всю жизнь;

  • высокий уровень интеллекта. Порода создавалась для работы в тяжёлых условиях Севера, для этого животному необходимо уметь ориентироваться, анализировать обстановку и принимать верные решения в пути. В снежных метелях и непроглядной тьме человек был бессилен, и только собаки в упряжке обеспечивали его выживание;
  • спокойствие. Влияние северных широт ощущается и в холодном, рассудительном темпераменте чинука. Ему чужда агрессия, он её проявляет только в качестве защиты, а также может нервничать при смене обстановки;
  • доброта и дружелюбие. Этот прекрасный пёс найдёт общий язык и с детьми, и с домашними животными, в том числе и с другими собаками. Он плохо переносит одиночество, даже может заболеть из-за этого;
  • молчаливость. Сторож из чинука неважный, эта порода редко лает. Но не стоит считать его при этом трусом. Такой пёс способен дать отпор любой угрозе, что нависла над ним или хозяином. Храбрость, вкупе с немалыми размерами, чаще всего обеспечивает чинуку победу над противником;
  • активность и работоспособность. Изначально предполагалось, что эта собака должна часами мчаться по снегу с грузом за спиной. И хотя сегодня необходимость в подобном отпала, запас энергии остался.

Личность

Они очень любят учиться, любят быть с человеком заодно и выполнять одно дело, они очень выносливы и вообще любят труд, в чём бы он не заключался

К незнакомцам относятся осторожно, но без агрессии. Эти собаки очень любят детей, и могут быть отличными няньками, хотя, если ребёнок совсем маленький, нужно учитывать что одним неосторожным движением чинук, просто из-за своих размеров, может cбить ребёнка с ног

Данная порода стремится угодить хозяину, но без тупого пресмыкания, скорее, они любят чувствовать себя в команде. Потому, в дрессировке с ними не возникает никаких проблем — они очень универсальны. Если вам, например, нужен сторожевой пес, вы вполне можете этого добиться. Как и других собак, их не стоит садить на цепь, так как это крайне негативно скажется на их психике.

Чинук имеет высокий уровень энергии и нуждается в регулярных прогулках и различных видах активности. Он прекрасно адаптируется к различным условиям проживания, может жить в городской квартире, но лучше всего будет чувствовать себя в частном доме с просторным двором. Подводя итог, можно сказать что это большой, умный добряк, который всегда рад помочь своему хозяину и никогда не даст в обиду его семью.

Какому хозяину подойдёт

Первое требование к будущему владельцу чинука — наличие времени на питомца. Каждая собака нуждается во внимании, однако такой пёс станет ещё одним членом семьи. Притом активным членом. Ему нужна будет дрессура, регулярные тренировки, длительные пробежки на свежем воздухе, весёлые игры, чтобы расходовать огромный энергетический запас. И хозяину следует быть готовым к этому.

Чинук — порода стайная. У такого пса должен быть вожак, иначе собака решит, что вожак — это он. В таком случае хозяину не позавидуешь. Чтобы управлять таким зверем, нужно обладать сильным характером и волей. Эти черты особенно пригодятся в процессе обучения.

Прочие значимые происшествия

  • Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
  • 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов.
  • 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании , возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны.
  • 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет.
  • В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе.
  • 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
  • 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли.
  • 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.

Хронология событий

Экипаж

2 июня 1994 года вертолёту Chinook HC.2 борт ZD576 предстояло совершить перелёт из североирландского Белфаста в шотландский Инвернесс. Вертолётом управляли два лётчика войск специального назначения Великобритании:

  • 28-летний флайт-лейтенант Джонатан Тэппер (англ. Jonathan Tapper).
  • 30-летний флайт-лейтенант Ричард Кук (англ. Richard Cook).

Также в составе экипажа были ещё два человека.

На борту было 25 пассажиров — сотрудники разведывательной службы «MI5», специалисты по разведке и безопасности королевской полиции Ольстера и Британской армии. По прибытию в Инвернесс они собирались направиться на конференцию по безопасности в Форт-Джордж (недалеко от Инвернесса). Список пассажиров был засекречен и немедленно уничтожен лётчиками после ознакомления с информацией о пассажирах.

Катастрофа

2 июня 1994 года вертолёт днём совершил вылет для транспортировки войск, поскольку британские службы безопасности посчитали небезопасным наземное передвижение британских войск в определённых районах Северной Ирландии: в то время возобновились вооружённые нападения «Временного» крыла Ирландской республиканской армии на британских военных. По завершению этого вылета «Чинук» вернулся на авиабазу Ольдергров в 15:20. В 17:42 вертолёт поднялся в воздух и направился в сторону Инвернесса. Согласно данным метеосводок, погода ожидалась ясной и безоблачной, за исключением района острова Малл-оф-Кинтайр, где ожидался сильный туман. В 17:55 экипаж связался с диспетчером британских войск в Шотландии.

Около 18:00 вертолёт Chinook ZD576, попав в плотный туман на острове Малл-оф-Кинтайр, врезался в гору. Изначально предполагалось, что столкновение произошло на высоте 250 метров над уровнем моря и в 500 метрах к востоку от маяка на острове. Но позднее было установлено, что вертолёт пролетел ещё 187 метров в северном направлении и поднялся на 27 метров, прежде чем врезаться в гору; все находившиеся на его борту, скорее всего, погибли мгновенно в результате взрыва и последующего пожара. В связи с сильным туманом и видимостью всего в несколько метров никто из тех, кто слышал шум вертолёта, не мог увидеть его падение.

Боевое применение

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.

70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.

В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иран

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.

Фолклендская война

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Туляремия

Угольный эквивалент энергии, условное топливо

Примечания

  1. ↑ Jane’s, 2004.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016.
  3. ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  4. Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  5. «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014.
  7. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  8. Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  9. Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  10. The Military Balance 2016,p.233
  11. The Military Balance 2016,p.153
  12. The Military Balance 2016,p.162
  13. The Military Balance 2016,p.104
  14. The Military Balance 2016,p.123
  15. The Military Balance 2016,p.160
  16. The Military Balance 2016,p.326
  17. . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
  18. The Military Balance 2016,p.328,330
  19. The Military Balance 2016,p.140
  20. The Military Balance 2016,p.111
  21. The Military Balance 2016,p.159
  22. The Military Balance 2016,p.302
  23. The Military Balance 2016,p.343
  24. The Military Balance 2016,p.346
  25. The Military Balance 2016,p.359
  26. The Military Balance 2016,p.288
  27. The Military Balance 2016,p.41
  28. The Military Balance 2016,p.293
  29. The Military Balance 2016,p.291
  30. The Military Balance 2016,p.161
  31. The Military Balance 2016,p.268,269
  32. The Military Balance 2016,p.261,263
  33. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Технические характеристики (Chinook WT-11)

Данные от Джонса

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Вместимость: один пассажир
  • Длина: 17 футов 6 дюймов (5,34 м)
  • Размах: 35 футов 0 дюймов (10,68 м)
  • Рост: 1,78 м (5 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 13,0 м 2 (140 кв футов )
  • Профиль : Университет Альберты UA 80/1
  • Пустой вес: 250 фунтов (113 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 625 фунтов (283 кг)
  • Силовая установка: 1 × Rotax 277 , 28 л.с. (21 кВт)
  • Пропеллеры: диаметр 4 фута 6 дюймов (1,37 м)

Спектакль

  • Максимальная скорость: 60 миль / ч (97 км / ч, 52 кН)
  • Крейсерская скорость: 50 миль / ч (81 км / ч, 43 кН)
  • Скорость сваливания: 24 миль / ч (39 км / ч, 21 кН)
  • 85 миль / ч (138 км / ч, 74 узла)
  • Дальность: 200 миль (324 км, 170 миль)
  • Практический потолок: 15000 футов (4575 м)
  • Скорость подъема: 700 фут / мин (3,6 м / с)
  • Нагрузка на крыло: 4,5 фунта / кв. Фут (21,8 кг / м 2 )
  • Мощность / масса : 22,3 фунта / л.с. (0,07 кВт / кг)
  • Факторы нагрузки : + 6 / -3 г

Реакция

Командующий ВВС Великобритании сэр Уильям Раттенruen (англ. William Wratten) назвал катастрофу крупнейшей катастрофой мирного времени с участием ВВС Великобритании, когда-либо случавшейся; ещё один из журналистов отметил, что эта катастрофа стала ударом для правительства Джона Мейджора (англ. John Major) и временно парализовала деятельность британских военных по борьбе против ирландских повстанцев.

Гибель элиты британских специалистов по разведке и отсутствие свидетелей при туманной погоде стали причиной появления слухов о теориях заговора и обвинений в адрес британских военных в сокрытии истинной информации. По одной из версий, сверхзвуковой самолёт ВВС США якобы создал зону турбулентности, куда попал вертолёт «Чинук»; по другой версии, вертолёт был умышленно направлен в гору в связи тем, что британские власти начали переговоры о мирном урегулировании конфликта в Северной Ирландии.

Тротиловый эквивалент взрывчатых веществ

Модификации

Военные модификации

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multipurpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Вооружение

Транспортные варианты ограничиваются защитными орудиями в снятых дверях, окнах и открытой задней рампе.

Внутренний (установлен на шарнирных шарнирах)

  • 2 × 7,62-мм пулемета US Ordnance M60D с несколькими поясными ящиками по 100 патронов в каждом
  • 2 × 7,62-мм пулемета Fabrique Nationale FN MAG 60.30 GPMG с несколькими поясными ящиками на 100 патронов каждый
  • 1 × 12,7-мм пулемет Browning M2HB с несколькими поясными ящиками по 110 патронов в каждом

Вооружение АЧ-47А

ACH-47A может нести различное оружие или контейнеры на боковых загрузочных станциях.

Внутренний (установлен на шарнирных шарнирах)

  • 5 × 7,62-мм пулемет US Ordnance M60D с несколькими поясными ящиками по 100 патронов в каждом
  • 5 × 12,7-мм пулемет Browning M2HB с общим боекомплектом 3500 патронов, распределенных в поясных ящиках по 110 патронов в каждом

Исправлено вооружение в подвижной детской башне

1 × комплекс вооружения ХМ5 / М5 (детская турель с автоматическим 40-мм гранатометом М75 с боекомплектом 600 патронов)

Внешне на двух коротких крыльях

  • 2 × 20-мм автоматические пушки М24А1 с боекомплектом 800 патронов каждая
  • 2 х ракеты трубчатые пусковые установки ХМ-159B / ХМ-159C в течение 19 каждый неуправляемых Hydra воздух-поверхность ракет; Калибр 70 мм / 2,75 дюйма
  • 2 × пулеметные контейнеры с (X) M18A1 или SUU-11 / A (шесть ствола 7,62 мм Гэтлинг пулемет General Electric М134 ). В контейнере МАУ-57 имеется место для 1500 выстрелов боеприпасов калибра 7,62 мм, аккумулятор для привода поворота пулемета и электронный блок управления. Он позволяет выбирать между скорострельностью 2000 или 4000 выстрелов в минуту.

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Эксплуатанты[ | код]

Военные | код

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

  • Аргентина
    • Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
    • ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)
  • Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2016 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года

Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама

  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Нидерланды — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Индия — 5 единиц CH-47F(I) по состоянию на февраль 2019 года, всего заказано 15 единиц
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год

Память

Первая советская амфибия ГАЗ-46

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

— Начало эксплуатации: декабрь 1962 года — Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

— US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

— 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

— 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

— Длина: 30,14 м — Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки) — Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый) — Высота: 5,59 м — Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м² — База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

— Длина: 9,19 м — Ширина: 2,51 м — Высота: 1,98 м — Площадь пола: 21,0 м² — Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

— Масса пустого: 12210 кг — Нормальная взлётная масса: 22680 кг — Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

— Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

— Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке) — Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

— Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714 — Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт) — Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

— Максимальная скорость: 285 км/ч — Крейсерская скорость: 259 км/ч — Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

— Боевой радиус: 935 км — Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

— 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

— Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м — Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector