Борей
Содержание:
- Твердотопливный прорыв
- ТТХ АПЛ России проекта 955А «Борей-А»
- Интересные факты
- Где используется
- Представители
- Навигация
- Отзывы
- Постройка
- Что такое хадисы
- Перспективы развития проекта
- Модификации[править | править код]
- Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
- Литература
- Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
- Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
- Меры безопасности
- Основные стратегические задачи
- Асария
- Конструкция подводной лодки типа «Борей»
- Акустическая станция
- Media
Твердотопливный прорыв
Подводный крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» на твёрдом топливе, напомнил Виктор Мураховский, в то время как лодки проекта 667 несли жидкотопливные ракеты.
«Твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снизить возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении. Всё это существенно затрудняет работу средств ПРО», — рассказал эксперт.
Кроме того, ракеты «Булава» можно запускать прямо из-под толщи полярных льдов, тогда как для пуска ракет на жидком топливе подлодкам проекта 667 «Кальмар» и «Дельфин» приходилось проламывать лёд. Ещё одно достоинство «Булавы» — возможность так называемого сухого старта. Эта особенность позволяет не заполнять пусковую шахту водой перед пуском, что существенно снижает вероятность обнаружения «Борея».
- Пуск из подводного положения баллистической ракеты морского базирования «Булава-30»
Использование твердотопливных ракет является принципиальным отличием «Борея» от подводных ракетоносцев прошлых поколений, отметил Юрий Кнутов.
«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивалась лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей. В случае с «Булавой» мы впервые пошли по пути твердотопливных баллистических ракет», — пояснил эксперт.
Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Одна подлодка класса «Борей» может нести в шахтах 16 единиц межконтинентальных баллистических ракет Р-30.
Ракеты «Булава», которыми оснащены подлодки «Борей», будут совершенствоваться и дальше, рассказал Юрий Кнутов.
ТТХ АПЛ России проекта 955А «Борей-А»
АПЛ «Князь Владимир»
Водоизмещение: над водой 14720 т, под водой 24800 т.
Размеры (длина х ширина х осадка): 170 х 13,5 х 10 м
Силовая установка: атомный реактор ОК-650В мощностью 190МВт, паровая турбина, один гребной вал
Скорость: под водой 30 узлов, над водой 15 узлов
Экипаж: 107 чел., из них 55 офицеров (по др.источникам 130 чел.)
Вооружение: 16хР-30 «Булава» БРПЛ, 6х533 мм ТА (по данным американских источников 8 ТА)
Для справки:
12 июня 2020 г. – на АПЛ «Князь Владимир» поднят Андреевский флаг ВМФ России.
3 июля 2020 г. – АПЛ «Князь Владимир» прибыла в пункт постоянной дислокации, ГВМБ СФ Гаджиево.
17 июля 2020 г. – в Северодвинске спущен на воду второй корабль проекта «Борей-А» АПЛ «Князь Олег».
По материалам esut.de
Интересные факты
- Первоначально кумулятивные снаряды назывались бронепрожигающими, так как считалось (исходя из формы пробитой воронки), что они именно прожигают броню. В реальности же при подрыве заряда температура облицовки достигает всего лишь 200—600 °C, что значительно ниже температуры её плавления.
- Распространено мнение, что при попадании кумулятивной струи в танк или иную броневую цель находящиеся внутри погибают от баротравмы при резком повышении давления в замкнутом объеме после пробития брони, и это одна из причин, почему десант БМП предпочитает ездить снаружи, на верхнем листе, а не внутри машины, а также поэтому некоторые танкисты предпочитают езду с открытыми люками, для сброса давления. В реальности же всё наоборот: расширяющиеся газы сдетонировавшего кумулятивного заряда не могут проникнуть за пробитую броню в образовавшееся небольшое отверстие, а вот открытые люки приводят к «затеканию» ударной волны и поражению экипажа.
Где используется
Собственно сам кумулятивный эффект наблюдали, наверное, все без исключения люди. Возникает он, к примеру, при падении капли в воду. В этом случае на поверхности последней образуются воронка и тонкая струя, направленная вверх.
Использоваться кумулятивный эффект может, к примеру, в исследовательских целях. Создавая его искусственно, ученые ищут пути достижения высоких скоростей веществ — до 90 км/с. Также этот эффект используется в промышленности — в основном в горных разработках. Но наибольшее применение он, конечно же, нашел в военном деле. Боеприпасы, работающие на таком принципе, используются разными странами с начала прошлого века.
Представители
Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.
Наименование | Проект | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Начало испытаний | Передача ВМФ | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
К-535 «Юрий Долгорукий» | 955(09551) | 201 | 02.11.1996 | 12.02.2008 | 19.06.2009 | 10.01.2013 | СФ | В строю | 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области |
К-550 «Александр Невский» | 955 | 202 | 19.03.2004 | 13.12.2010 | 24.10.2011 | 23.12.2013 | ТОФ | В строю | 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке |
К-551 «Владимир Мономах» | 955 | 203 | 19.03.2006 | 30.12.2012 | 18.01.2013 | 10.12.2014 | ТОФ | В строю | 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке |
«Князь Владимир» | 955A(09552) | 204 | 30.07.2012 | 17.11.2017 | 2019 | СФ | Строится | Проходит заводские и государственные испытания. | |
«Князь Олег» | 955A | 205 | 27.07.2014 | 12.2019 | СФ | Строится | Завершены гидравлические испытания | ||
«Генералиссимус Суворов» | 955A | 206 | 26.12.2014 | 12.2020 | ТОФ | Строится | К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус | ||
«Император Александр III» | 955A | 207 | 18.12.2015 | 12.2020 | ТОФ | Строится | Заложена. | ||
«Князь Пожарский» | 955A | 208 | 23.12.2016 | 11.2021 | СФ | Строится | Заложена. | ||
н/д | 955А | н/д | 2023 | 2026 | н/д | Планируется | Проект «Борей-А» включен в государственную программу вооружений | ||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется | ||||
н/д | 955А | н/д | — | н/д | Планируется |
Цвета таблицы:
Белый — строится Зелёный — действующий в составе ВМФ
Навигация
Отзывы
Постройка
К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док
Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.
При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».
2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.
Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море успешно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.
К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета
Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.
Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».
18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».
Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.
Что такое хадисы
Коран, поскольку он существует сегодня в книжной форме, был составлен сподвижниками Мухаммеда (Sahabah) в течение нескольких месяцев после его смерти и принимается всеми течениями ислама. Однако, существует много вопросов веры и повседневной жизни, которые не были непосредственно предписаны в Коране, но были действиями, которые наблюдались Мухаммедом и ранним мусульманским сообществом. Более поздние поколения искали устные традиции которые бы поведали о ранней истории ислама, практиках Мухаммеда и его первых последователей, чтобы записать их и сохранить. Эти записанные устные традиции называют хадисами. Мусульманские ученые на протяжении веков тщательно проанализировали хадисы и оценили цепь повествования каждой традиции, тщательно исследовали правдивость рассказчиков, а также оценили силу каждого хадиса.
Какие хадисы самые достоверные
Кутуб аль-Ситтах — шесть книг, содержащих коллекции хадисов. Мусульмане-сунниты принимают коллекции хадиса Бухари и Мусульманина как самые подлинные (sahih, или правильные), и хотя принимают все проверенные хадисы как поддлинные, предоставляют немного меньший статус коллекциям других записей. Однако, существуют еще другие четыре коллекции хадисов, к которым с особенным уважениям относятся мусульмане-сунниты, что составляет в общей сложности шесть хадисов:
- Сахих аль-Бухари Мухаммад аль-Бухари
- Сахих Муслим Муслим ибн аль-Хаджжаджа
- Сунан аль-Сугра Аль-Наса’и
- Сунан Абу Дауд Абу Дауда
- Джами ‘ат-Тирмизи Аль-Тирмизи
- Сунан Ибн Маях Ибн Маяха
Существуют также и другие сборники хадисов, которые содержат много достоверном хадисов и часто используются учеными и специалистами. Примеры этих коллекций включают в себя:
- Мусаннаф Абда аль-Раззака из Абд ар-Раззак ас-Санани
- Муснад Ахмад ибн Ханбаля
- Мустадрак Аль Хаакима
- Муватта имама Малика
- Сахих Ибн Хиббан
- Сахих Ибн Хузайма Ибн Хузайма
- Сунан Ад-Дарими Ад-Дарими
Перспективы развития проекта
Подводные лодки типа «Борей» относятся к четвертому поколению и призваны сменить на посту устаревшие советские образцы. Связано это с тем, что субмарины прошлого отнимают большое количество средств на эксплуатацию. Развитие подводного российского флота в последнее время идет семимильными шагами, так два последних корабля типа «Борей» были спущены на воду уже через 6 лет после начала строительства.
Все упомянутые раннее корабли проекта 955. Но им одним не дышит программа «Борей» и следующей вехой станут субмарины 955А. Это уже 5 кораблей, спущенных на воду, а именно:
- «Князь Владимир»;
- «Князь Олег»;
- «Генералиссимус Суворов»;
- «Император Александр III»;
- «Князь Пожарский».
Помимо них к 2027 году Россия планирует спустить на воду ещё 6 подлодок по проекту 955А.
Модификации[править | править код]
- Проект 955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.
- Проект 955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (по другим данным — в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.
- Проект 955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
- Проект 955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й РПКСН «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки строятся без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках 955А «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
- Проект 955Б «Борей-Б» — проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками. Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более совершенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включён в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2018 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Борей-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырёх единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018—2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость — эффективность».
Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.
Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.
Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.
Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.
АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.
Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.
Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.
Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.
Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».
АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.
Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.
Литература
Творческий путь Василия Жуковского был тернист и непрост. Зарабатывать на жизнь поэзией или прозой писатель не мог, поэтому брался за переводы. Талант Жуковского на этом поприще высоко оценивали современники, в том числе Платон Бекетов, владелец крупнейшей типографии. Еще в Московском университетском пансионе Василий Андреевич познакомился с Николаем Карамзиным, который стал учителем и наставником для Жуковского на долгие годы.
Николай Карамзин
Реформатор русского литературного языка считал своим долгом критиковать творчество подопечного. Но Карамзин не забывал и о похвале. Учитель всегда подмечал удачные высказывания и обороты, используемые Жуковским в работах. С 1808 по 1820 годы поэт находился в романтическо-художественном поиске.
Это ярко проявляется в балладах того времени, к примеру в «Людмиле». Интересно, что произведение является творческим переводом работы немецкого поэта Г. А. Бюргера. В «Людмиле» Жуковский раскрывает лирические настроения, присутствующие в его жизни.
Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич в Летнем саду
4 года потребовалось Василию Андреевичу на создание баллады «Светлана». В основе стихотворения лежит «Ленора», созданная Г. А. Бюргером. Произведение отличается от «Людмилы» жизнерадостностью и весельем. Друг Жуковского А.С. Пушкин высоко оценил работу мастера.
Неотъемлемой частью жизни Василия Жуковского оставались переводы. Поэт обладал природным даром, который позволял ему переводить лучшие стихи, баллады мировой литературы. Василий Андреевич полно раскрыл традиционную немецкую сказочность и передал волшебство стихотворения И. Гете «Лесной царь» во время перевода на русский язык.
Книга Василия Жуковского
Жуковскому нравилось творить, поэтому писатель часто переводил произведения известных поэтов, но при этом не забывал о собственном творчестве. В 1822 году Василий Андреевич знакомит общество с элегией, созданной в духе романтизма, – «Море». Автор словами передал свое восхищение красотой, которая окружает людей. Позже Жуковский приступил к переводу баллады «Кубок», созданной И. Шиллером. Переводчик трудился над работой 6 лет. В те времена не было нужды в дословном пересказе – достаточно было передать смысл, ощущения, эмоции произведения.
Стихи Василия Жуковского
Время от времени Василий Жуковский помогал детям постигать науки, в том числе литературу. Тесное общение с мальчиками и девочками разных возрастов подтолкнуло к написанию сказок. Около 30 лет потребовалось Жуковскому на создание семи сказок, которые и по сей день остаются популярными среди взрослых и малышей. В числе творений Василия Андреевича «Красный карбункул», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
Собрание в кабинете Василия Жуковского
В сказках Жуковский предпочитал идти на яркие эксперименты. Писатель применял изобразительно-выразительные средства языка, играл со стихотворными размерами. Василий Андреевич увлекался нереальными, таинственными и отчасти страшными мирами, которые ярко проявлялись в творчестве Тика, Новалиса и Гофмана. Это отражалось в сказках Жуковского.
Сказки Василия Жуковского
Иногда возникал интерес у писателя к национально-поэтическому направлению. Творец пытался объединить таинственность Европы и местный фольклор в книгах сказок. За год до смерти Жуковский пишет два волшебных стихотворения «Котик и козлик» и «Птичка». Автор посвятил работы дочери и сыну.
Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы
Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус
Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы
За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.
Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.
Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.
Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.
Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.
Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.
Меры безопасности
Борей характеризуется малой токсичностью для человека, но при его использовании нужно соблюдать стандартные меры защиты. Перед приготовлением рабочего раствора и опрыскиванием нужно надеть резиновые сапоги, перчатки и очки. Во время обработки запрещено пить, курить, есть. В случае попадания рабочего раствора на кожу и слизистую промыть проточной водой.
Борей представляет опасность для пчел. Перед его применением нужно заранее оповестить пчеловодов. Погранично-защитная полоса до ульев должна быть не менее 4-5 км. Рекомендуемое ограничение лета пчел 120 часов.
Нельзя применять Борей и вблизи водоемов, так как это может привести к гибели рыб. Инсектицид сохраняется в почве до 3 месяцев.
Основные стратегические задачи
Основная задача «Борей» – это не перестрелка снарядами в открытом море, а лишь тихое нахождение на глубине мирового океана. При помощи своих технических средств субмарина остается невидимкой для вражеских судов, а также имеет полную картину окружающей ситуации. В основном этот тип подлодок направлен на сдерживание ядерных держав, при нападении на Россию, судно молниеносно реагирует и наносит ответный удар, мощь которого способна уничтожить даже не страну, а континент.
В связи с реализацией подобных задач, «Борей» уступает своим собратьям в размерах, его длина – 170 метров, а ширина – 13 с половиной. С такими габаритами водоизмещение также не претендует на «Книгу рекордов Гинесса» – 24 тысячи полное, а надводное – 14720 тонн. Скорость его довольно велика и тут экипаж может разогнаться до 15 узлов на воде, а под ней до 29 узлов. Легированная сверхпрочная аустенитная сталь АК-100 полностью окутывает корабль, и её максимальная нагрузка составляет 40 тонн. Во всём этом великолепии люди способны находиться месяцами, ведь автономность плавания составляет 90 суток, а численность – 107 человек, из которых 55 – офицеры.
Асария
Конструкция подводной лодки типа «Борей»
Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.
Прочный корпус состоит из 8 отсеков:
- В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
- Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
- В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
- Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
- Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
- «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.
Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.
Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.
Акустическая станция
Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора». Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку. Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.