Стратегический бомбардировщик ту-160. конструкция, характеристики, модернизация

Ту-22М3

Фото: airwar.ru

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик «Ту-22М3» предназначен для поражения целей по всему евразийскому континенту и в близлежащих морях. Недавно бомбардировщики прошли модернизацию и получили совершенно новую бортовую электронику. Проведенная модернизация повысила возможности бомбардировщика в прорыве ПВО типа «Иджис», еще модернизированный бомбардировщик часто называют убийцей ЕвроПро. Кроме того, одно из предназначений стратега — уничтожение авианосцев.

Фото: photofile.ru

В арсенал вооружения сверхзвукового бомбардировщика введена крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 километров в час, обладающая дальностью полета до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.

Кроме России самолеты семейства «Ту-22М» состояли на вооружении ВВС Украины. Однако на данный момент украинцы демонтировали все свои 60 «Ту-22М» (17 «Ту-22М2» и 43 «Ту-22М3»).

«Ту-22М3» ВВС Украины уничтожаются с помощью оборудования американской компании Raytheon Technical Services, авиабаза Полтава, 2002 год.

Краткая морфология

ГАЗ 33023 с 2003 по 2010 год

Следует отметить, что длиннобазные модели ГАЗ 330232 пошли в серию за год до первого рестайлинга, то есть, в 2002-ом, поэтому во втором поколении «Газель Фермер» модификаций уже было больше.

Размер шасси газели Фермер

С 2003 года постепенно менялся модельный ряд двигателей. Со временем перестали устанавливать карбюраторные ДВС ЗМЗ 402, УМЗ 4215, на смену им пришли следующие моторы:

Правда, турбодизельный двигатель ГАЗ 560 был снят с производства в 2008 году – двигатель хоть и обладал отличными техническими характеристиками, но был сложен в ремонте, и стоимость запчастей на него никак не устраивала автовладельцев – детали слишком дорогие.

Самое главное внешнее отличие обновленной «Газели Фермер» с 2003 года – совершенно другие фары, капот, решетка радиатора и передний бампер. Фары приобрели каплевидную форму, а поворотные фонари спрятали в фары – они уже не являлись отдельными элементами. В салоне поменялась панель приборов и некоторые детали системы отопления.

Тяжелые и дальние бомбардировщики 1918–1945 гг

В межвоенный период авиация развивалась быстрее иных видов военной техники, ведь самолеты в отличие от танков и пушек востребованы и в мирное время. К тому же доктрина стратегических бомбардировок генерала Дуэ создала у политиков Запада иллюзию, что мощная авиация сама по себе может выиграть войну, и мерилом могущества государства стали считать количество и качество бомбардировщиков.

В 1926 г. на смену фанерным бомбардировщикам-бипланам, схожим с моделями Первой мировой войны, пришли цельнометаллические монопланы. Первые серийные из них создал советский конструктор А. Туполев: двухмоторный АНТ-4 (поступил на вооружение в 1929 г. как ТБ-1 – тяжелый бомбардировщик первый) и четырехмоторный ТБ-3. К концу 30-х дюраль стал главным авиационным металлом, а моноплан – классической схемой всех бомбардировщиков. Легкий двухмоторный ТБ-1 летал быстрее построенного позже четырехмоторного ТБ-3, отягощенного запасом топлива, зато ТБ-3 мог совершать дальние перелеты и нести больший груз бомб.

Бомбардировщик ТБ-1

Находившийся в экономической блокаде СССР в середине 1930-х гг. достиг предела возможностей своей промышленности и без доступа к новым технологиям не мог реализовать многие передовые технические решения. Новый прорыв в военном авиастроении совершили в США, создав в 1933 г. двухмоторный «Мартин B-10». Его гладкая обшивка с минимальным количеством выступов и отверстий, кабины летчиков и стрелка, закрытые обтекаемыми стеклянными колпаками, шасси, в полете убирающиеся внутрь корпуса – снизили сопротивление воздушному потоку и повысили скорость самолета.

Do-17. Германия. 1937 г.

Вскоре в США появился мощный и скоростной четырехмоторный бомбардировщик – Боинг B-17 «Летающая крепость». Его крылья были тоньше, легче и более обтекаемыми за счет применения новых методов обработки металла и оснащения их подвижными элементами, изменяющими сопротивление воздуху при взлете и посадке. Двигатели с устройствами дополнительного наддува воздуха при меньшей массе стали мощнее и хорошо работали на больших высотах, где из-за разреженного воздуха другим моторам не хватало кислорода. Еще одним нововведением B-17 стали винты изменяемого шага: при увеличении скорости лопасти винта изменяли угол, снижая сопротивление воздуха. К началу Второй мировой войны подобными машинами обзавелись Британия, Франция и Италия.

В 1939 г. в США компания «Консолидэйтед» выпустила бомбардировщик B-24 со створками бомболюков, которые не распахивались наружу, а отъезжали на роликах внутрь, что улучшало аэродинамику. B-24 уступал B-17 в скорости, высоте и бомбовой нагрузке, но был проще в производстве, и в годы войны B-24 выпустили в 1,5 раза больше, чем B-17.

Бомбардировщик B-17

В-24 и В-17 наносили массированные удары по Германии, вылетая по нескольку тысяч с аэродромов Англии и Средиземноморья группами по 40 машин. Пока у союзников не появились дальние истребители, В-17 защищались лишь круговым огнем своих пулеметов.

Четырехдвигательный поршневой бомбардировщик «Хендли Пейдж Галифакс» (Великобритания, Вторая мировая война) имел бомбовую нагрузку 6000 кг

15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года

Опасный Blackjack

Несмотря на то что Ту-160 был разработан более 40 лет назад, он до сих пор опережает по своим характеристикам многие зарубежные аналоги. Так, в марте 2020 года американское военно-политическое издание The National Interest опубликовало материал об этих машинах под названием «Российский Ту-160: самый большой, скоростной и тяжёлый бомбардировщик в истории».

«Самый быстрый из когда-либо созданных бомбардировщиков. Самый крупный из когда-либо созданных бомбардировщиков. Самый тяжёлый из когда-либо созданных бомбардировщиков. Все эти характеристики относятся к Ту-160 ОКБ Туполева, также известному как «Белый лебедь» (по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек»), давней советской авиаконструкторской разработке, которая с недавнего времени переживает второе рождение», — говорилось в материале.

Также по теме

«Фактически это новый самолёт»: каким будет модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М

К концу 2021 года Минобороны России получит первый построенный с нуля стратегический ракетоносец серии Ту-160М. Об этом сообщил…

В свою очередь, специализированное американское издание Aviation Week назвало Ту-160 «самым опасным российским военным самолётом».

Кроме того, в прошлом году, составляя рейтинг лучших советских и российских самолётов, The National Interest описал его как «настоящий монстр авиастроения, на счету которого несколько мировых рекордов».

«Он развивает максимальную скорость 2,05 Маха. В отличие от B-1 Lancer, Ту-160, скорее, применяется вне зоны действия средств поражения противника, чем используется как традиционный бомбардировщик, хотя его огромные грузовые отсеки позволяют нести до 40 т полезной нагрузки и доставлять обычные, высокоточные и ядерные боеприпасы», — отмечали американские эксперты.

Запад высоко оценивает российский самолёт и при этом относится к нему с опаской, поскольку бомбардировщик обладает высоким техническим потенциалом, считает Юрий Кнутов.

Появление нового мощного двигателя позволит значительно увеличить дальность боевого воздействия на возможного противника, отметил в разговоре с RT военный обозреватель полковник в отставке Виктор Баранец.

«Модернизированный бомбардировщик будет способен поразить противника, который будет находиться на приличном удалении, и вернуться невредимым назад», — подчеркнул он.

Новые двигатели и бортовое оборудование реализуют модернизационный потенциал Ту-160 и обеспечат его продолжительное использование ВКС России, уверен эксперт.

Ил-28 – первый советский реактивный бомбардировщик

Ил-28 на аэродроме.

Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.

Ил-28 в небе.

Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.

Вид из кабины Ил-28.

Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Виды бомбардировочной авиации

В зависимости от характера выполняемых задач и тактико-техническим данным самолётов Бомбардировочная авиация подразделяется на:

  • фронтовую (тактическую) авиацию;
  • дальнюю (стратегическую) авиацию.

Не размером, а умением

В-шестых, В-3 будет внешне отличаться от В-2. Многие эксперты полагали, что в принципе LRS-B будет таким же «летающим крылом», как и его предшественник. Но, как выяснилось, размеры самолета и его очертания в плане так же важны для малозаметности, как и обшивка. В ходе эксплуатации было установлено, что длина/ширина В-2 облегчает его обнаружение длинноволновыми радарами. Поэтому В-3, вероятнее всего, будет меньше, чем В-2. Кроме того, В-2 изначально был задуман как ночной бомбардировщик, а В-3 должен быть «круглосуточным».

В-седьмых, LRS-B будет обладать большей информационно-интеллектуальной самодостаточностью, чем В-2. Кстати, это тоже отчасти связано со стремлением конструкторов В-3 снизить стоимость его эксплуатации. Чем больше функций будут самостоятельно выполнять самолет и экипаж, тем меньше придется задействовать вспомогательных наземных служб.

Но это потребует серьезного пересмотра принципов обеспечения «невидимости», использованных для В-2. Конструкторы «стелса» постарались сделать так, чтоб его экипаж как можно меньше выходил на связь с землей, поскольку это тоже может демаскировать «невидимку». Однако В-3 будет интегрирован в комплекс интеллектуальных боевых систем, в частности работать «рука об руку» с разведывательными спутниками, а значит, практически постоянно обнаруживать себя электромагнитным излучением. Задача состоит в том, чтобы его эффективно замаскировать.

Наконец, в отличие от В-2, построенного в количестве 21 экземпляра, ВВС США планируют закупить, как уже отмечалось, минимум 80–100 В-3. Ожидается, что машина этого типа заменит собой все остальные стратегические американские бомбардировщики, включая В-52, Б-1 и В-2.

Современные копии

Стать обладателем настоящего ножа финки НКВД сегодня очень сложно. Оригиналы можно увидеть только на зарубежных аукционах. Стоимость таких экземпляров достигает нескольких тысяч долларов. Желающие оказаться владельцем такого исторического предмета имеют возможность приобрести многочисленные копии легендарного ножа комиссариата внутренних дел. Их изготовлением занимаются разные производители. Эти изделия могут отличаться своим внешним видом, а также качественными характеристиками. Обычно копии имеют несколько иную конструкцию. Чтобы такие инструменты стали доступны каждому, их видоизменили, исключив возможность применения в качестве холодного оружия.

Производство дубликатов началось в Златоусте компанией «АиР». Инженеры организации разработали несколько модификаций легендарной финки. Первым вариантом стала «Финка-1». Затем появились «Финка-2», «Финка-3». Сегодня именно эти модели больше всего интересуют коллекционеров, так как они точнее всего имитируют вачинское изделие. Эти дубликаты немного отличаются от оригинала: для изготовления рукояти используется различное доступное сырье, изменилась толщина обуха – теперь она не превышает 2,3 мм.

Изготовлением копий ножа НКВД занимаются также частные умельцы. Стоимость таких изделий подчас превышает цену оригинала, но и качество работы остается самым высоким. Иногда, чтобы отличить подделку от подлинника, даже требуется консультация опытного специалиста.

Финка-1Финка-2Финка-3Немецкая реплика Finka NKVD

Список двуручных булав[править | править код]

Открытие планеты Уран

Открыл седьмую планету Солнечной системы английский астроном Уильям Гершель (1738-1822) в 1781 году. Однако, ради исторической правды надо сказать, что первым человеком, увидевшим это космическое тело, являлся английский астроном Джон Флемстид (1646-1719). Он наблюдал Уран в 1690 году и принял его за далёкую звезду в созвездии Тельца. Таковой планета и была нанесена на одну из карт атласа звёздного неба и пребывала в этом почётном качестве целых 50 лет.

Уильям Гершель

Уильям Гершель тоже поначалу не вник в истинную сущность далёкого и загадочного голубовато-зеленоватого космического объекта. Ночное небо он рассматривал через телескоп собственной конструкции, скрупулёзно изучал глубины космоса и, наткнувшись на планету Уран, окрестил её кометой. Астроном известил об этом Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе, сделав своё открытие достоянием общественности.

Другие астрономы также стали наблюдать за этим космическим телом. Многие из них сошлись на том, что всё-таки это не комета, а скорее планета. У вновь открытого образования не было свойственного для кометы хвоста, к тому же оно находилось на расстоянии 19 а. е. от Солнца. Подобные тела, как правило, становятся различимыми на гораздо более близком расстоянии от жёлтой звезды. Для них нормой считалось в то время 4 а. е, а тут пятикратное превышение.

Прошло два года тщательных наблюдений, прежде чем Уильям Гершель вынес окончательный вердикт. Он признал в 1783 году открытый им космический объект планетой. Среди астрономов это стало сенсацией. Многие сотни лет люди даже не подозревали о наличии седьмой планеты в пределах Солнечной системы. И вот в тёмных глубинах Космоса был обнаружен очередной собрат дружного семейства. Сразу возник вопрос, как его назвать.

По общепринятой практике планеты называли именами древнеримских богов. В данном случае первооткрыватель решил отступить от устоявшегося правила и назвать планету именем короля Великобритании. На троне в это время сидел Георг III (1738-1820). Уильям Гершель назвал своё детище планетой Георга.

Надо сразу сказать, название не прижилось. Как-то не принято называть вечно-живущие космические тела именами простых смертных. Жизнь человека искромётна, Космос же вечен. Кто в наши дни знает Георга III, чем он себя проявил? Зато всем хорошо известны имена древнеримских и древнегреческих богов. Они пережили тысячелетия, тем самым доказав свою состоятельность и бессмертие в памяти людей.

Вот поэтому немецкий астроном Иоганн Элерт Боде (1717-1826) предложил назвать вновь открытую планету Ураном. Уран в древнегреческой мифологии супруг Геи – матери-земли. Он являлся отцом Кроноса (Сатурн в древнеримской мифологии) и дедом Зевса (Юпитер в древнеримской мифологии). Название было логически закономерным – сын, отец, дед. Никто спорить не стал. Так с лёгкой руки немецкого коллеги седьмая планета Солнечной системы и получила название Уран.

Изображения

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» — заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М — последняя модификация Ту-22 — мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Эксплуатация и боевое применение

Весь срок своей эксплуатации Ту-16 был основным авиационным средством стратегического сдерживания противника. Его применение в мирное время мало чем отличалось от боевого. Разведчики регулярно сопровождали группы кораблей НАТО во всём бассейне северных морей, а бомбардировщики активно сбрасывали атомные бомбы на полигоны в Семипалатинске, Новой Земле и ряде других. Для этой цели был разработан специальный вариант Ту-16А. В общей сложности им было сброшено не менее 100 атомных бомб. Применялся он и для сброса макетов ещё разрабатываемого ядерного оружия.

Использовали Ту-16 и ВВС других стран. Однажды неудача постигла крупное соединение ВВС Египта. Израильские ВВС уничтожили 30 Ту-16, которые открыто стояли на взлётной полосе. Однако в этом можно винить только организаторов ПВО самих египтян. Советские же ВВС после того случая массово перешли на капонирные стоянки.

Активно применялся Ту-16А во время войны в Афганистане. Совместно с ракетоносцами Ту-16КСР-2–5 и Ту-16КСР-2–5-11, а так же разведчиками и постановщиками помех самолёты наносили многочисленные бомбовые и ракетные удары по базам моджахедов.

Ту-16

История формирования бомбардировочной авиации

Бомбардировочная авиация как род боевой авиации сформировалась в ходе Первой мировой войны. Во всех армиях стран, участвовавших в войне, были созданы авиационные части и соединения БА, вооружённые специальными самолётами-бомбардировщиками.

Пе-8

Удельный вес БА в Первой мировой войне составлял около 15 % самолётного парка ВВС воюющих государств, а общая масса сброшенных за войну бомб — около 50000 тонн. К началу Второй мировой войны удельный вес БА в составе ВВС основных государств (Германия, Англия, Франция) достигал 40—50 %. В ВВС Красной Армии он составлял 43 %.

В годы Второй мировой войны численность БА значительно возросла, особенно в странах антигитлеровской коалиции, повысились и боевые качества бомбардировщиков (скорость, высота и дальность полёта, бомбовая нагрузка). Из общего количества бомб массой около 5000000 тонн, сброшенных в этой войне авиацией всех воевавших государств, свыше 90 % было сброшено БА.

Бомбардировочная авиация ВВС РККА (ВВС СССР) прошла в своём развитии ряд этапов. В годы Гражданской войны в составе Красного Военно-Воздушного Флота задачи БА выполняли авиационные отряды, вооружённые устаревшими типами лёгких самолётов и одна эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». К началу 30-х гг. XX века в составе ВВС РККА имелась уже достаточно многочисленная бомбардировочная авиация, организованная в отряды, эскадрильи и бригады, которая подразделялась на:

  • лёгкую БА (ЛБА), вооружённую самолётами Р-5,
  • тяжёлую (ТБА), вооружённую тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3.

К концу 30-х гг. XX века БА была оснащена самолётами новых типов, в основном СБ, ДБ-Зф (Ил-4), перешла на новую организационную структуру (авиационные эскадрильи, полки и дивизии, а в ТБА, кроме того, и авиационные корпуса) и стала подразделяться на:

  • ближнюю БА (ББА)
  • дальнюю БА (ДВА).

В 1940 году на вооружение ББА поступил самолёт Пе-2, а в ДБА — Пе-8. В ходе Великой Отечественной войны части ББА, вооружённые наиболее совершенными типами бомбардировщиков (Пе-2 и др., а с 1943 — Ту-2), действовали днём. Части и соединения ББА, вооружённые менее современными самолётами, действовавшие ночью, были выделены в:

  • ночную БА (НБА)
  • ночную легкобомбардировочную авиацию (НЛБА).

В 1942 году в ББА, наряду с существовавшими авиационными дивизиями, стали формироваться и бомбардировочные авиационные корпуса резерва ВГК. ДБА в 1942 была реорганизована в авиацию дальнего действия (АДД), а позднее в 18-ю воздушную армию.

В годы Великой Отечественной войны главной задачей БА являлась поддержка сухопутных войск в наступательных и оборонительных операциях. При этом основные её усилия (до 45 % всех самолёто-вылетов) были направлены на удары по войскам противника, расположенным в тактической глубине. БА принимала активное участие в борьбе за господство в воздухе, уничтожая и подавляя авиацию противника ударами бомбардировщиков по аэродромам. Одной из важных задач БА являлась борьба с оперативными перевозками и резервами противника, хотя для этого по ряду причин выделялись ограниченные силы. Соединения АДД, кроме того, наносили удары по административно-политическим центрам, военно-промышленным объектам, военно-морским базам и другим объектам в глубоком тылу.

За проявленный героизм и мужество в боях подавляющее большинство авиационных частей и соединений БА было удостоено звания гвардейских, награждено орденами, им присвоены почётные наименования. Сотням лётчиков и штурманов БА было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 человек удостоены этого звания дважды.

В 50—70-е годы XX века БА большинства стран продолжала совершенствоваться. Переход на реактивные самолёты, оснащённые радиоэлектронным оборудованием, более эффективным вооружением (в том числе бомбами и ракетами с ядерными зарядами), резко увеличил её боевые возможности. Бомбардировщики (ракетоносцы) способны действовать в различных условиях погоды и времени суток, в большом диапазоне высот — от предельно малых до стратосферных, на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полёта. Автономность действий и высокая мобильность позволяют бомбардировщикам (ракетоносцам) уничтожать ракетно-ядерные средства в позиционных районах, надводные корабли и др. подвижные, меняющие своё местоположение цели, быстро переносить свои усилия на различные направления и участки боевых действий войск (флота) без изменения района своего базирования. Возможность перенацеливания бомбардировщиков в воздухе, способность вести самостоятельный поиск целей и уничтожать их немедленно после обнаружения обеспечивают оптимальное целераспределение в сложной боевой обстановке.

Восточные славяне: особенности материальной культуры

Малая авиация

Чем отличается бизнес-авиация от малой? Можно сказать, ничем, но данное понятие на законодательном уровне до сих пор не определено, его можно включить в раздел авиации общего назначения. Воздушные суда малой авиации имеют вместимость до восемнадцати человек, а взлетная масса — до девяти тысяч килограмм.

Под малой авиацией также понимают инфраструктуру аэродромов, их обслуживание техническим составом, систему управления воздушным движением и так далее. Во всем мире общее количество малых летательных аппаратов становится все больше, и в России число ВПП и площадок увеличивается.

Литература

  • Анатолий Михайлович Сергиенко, «Прелюдия Курской битвы», серия «Русский архив. Великая Отечественная»
  • Анатолий Михайлович Сергиенко, «Курская битва». 1977 год, серия «Русский архив. Великая Отечественная»
  • Анатолий Михайлович Сергиенко, «Бомбардировщики АДД в небе над Курской дугой»
  • сборник «Материалы первой научно-практической конференции Иркутского высшего военного инженерного авиационного ордена Красной Звезды училища имени 50-летия ВЛКСМ», 1978 год.
  • Калашников К. А., Феськов В. И., Чмыхало А. Ю., Голиков В. И. «Красная армия в июне 1941 года» (статистический сборник). — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2003.
  • А. М. Сергиенко «Эхо Победы в наших сердцах.» — Белгород: Отчий край, 2006. — 232 с. — ISBN 5-85153-091-X
  • А. М. Сергиенко «Эхо Победы в наших сердцах — 2.» — Белгород: КОНСТАНТА, 2013. — 700 с. — Тираж 500 экз. — Тираж 9 000 экз. (Авторская редакция)
  • А. Е. Голованов «Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945»
  • Жандаев М. Ж. Записки воздушного стрелка-радиста : Художественно-документальная повесть. — Алма-Ата: Жалын, 1983. — 129 с. — 10 000 экз.
  • Жандаев М. Ж. В небе войны: Воспоминания лётчика. — Алма-Ата: Казахстан, 1991. — 144 с. — (Огненные годы). — 4000 экз. — ISBN 5-615-00707-9.
  • Тихомолов Б. На крыльях АДД. Серия Солдатская слава. М., Детская литература, 1973 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector