Lockheed sr-71. время «черных дроздов»

Содержание

Содержание

Соблюдение секретности

При эксплуатации самолёта долгое время соблюдались беспрецедентные меры обеспечения секретности. Допуск к обслуживанию и полетам осуществлялся согласно особому Протоколу допуска. Перед выкатыванием самолёта из ангара включался сигнал сирены или подавалась специальная голосовая команда; в соответствии с Протоколом весь личный состав авиационной базы, не имевший допуска на обслуживание и эксплуатацию SR-71, был обязан немедленно лечь на землю лицом вниз, положить кисти рук на затылок и закрыть глаза. В таком положении все находившиеся лёжа на земле находились до тех пор, пока самолёт не взлетал и исчезал из виду или не вкатывался обратно в ангар, который закрывался.

Аналогичная процедура выполнялась в момент подлета SR-71 к авиабазе и посадке на полосу вплоть до закатывания самолёта в ангар, после чего специальным сигналом тревога и обусловленные Протоколом действия отменялись.

Фотографирование и киносъёмка самолёта сторонними лицами была запрещена.

В процессе эксплуатации намеренно распространялись ложные сведения о самолёте, его технических характеристиках и возможностях боевого применения.

Применялись также и иные действия и процедуры с целью сохранения военной тайны в отношении SR-71.

Органы военной контрразведки и службы безопасности тщательно отслеживали все процедуры по обслуживанию и эксплуатации самолета.

История применения полицейских дубинок

Полицейские дубинки в той или иной форме применялись стражами правопорядка стран мира со времен средневековья. Дубинка проста в изготовлении и не требует навыков обращения с оружием, человека можно обучить эффективным приемам применения оружия для усмирения непокорных.

Первые дубинки выполнялись из древесины и имели разную длину и форму наконечника и держателя – единым было предназначение. Дубинка – дешевый и действенный способ реализации воли и права государства на применение насилия.

Прообраз современных полицейских дубинок — Тонфа

Эксплуатация

История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird

С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.

Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.

Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.


SR-71 Blackbird и пилоты перед взлетом

Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.

На самом деле, схожих моментов было не так много:

  • назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
  • обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
  • максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.

В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.

Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.

Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.

Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:

  1. А-12;
  2. YF -12.

Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».


SR-71 Blackbird на затуманенной полосе

Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.

Причиной тому называют несколько факторов:

  • У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
  • У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.

Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.

Галерея

Основные цели и задачи

Основным направлением эксплуатации машины стала разведка, которую он выполнял при помощи аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции (РЛС) и тепловизионных приборов. За час полета над исследуемой территорией удавалось обследовать более 155 000 км².


SR-71 Blackbird на задании

Фотоаппаратура могла вести съемку в радиусе 150 км, качество очень высокое, что давало возможность обследовать территорию Кольского полуострова, не нарушая границы СССР.

Серьезным недостатком аппаратуры была ее слепота в облачную погоду. Плохая видимость требовала поиска открытого участка в облаках для ведения съемки. Кроме того, погода иногда становилась причиной аварий. В итоге эти аспекты поставили крест на полетах над территорией Европы.

Эконом-класс

Литература

Прощай, «Черный дрозд»!

«Черный дрозд» в музее Pima Air & Space Museum, Таксон, Аризона.

Общественное достояние Наряду с уникальными летными характеристиками SR-71, его стоимость эксплуатации, включая сложность обслуживания, была очень высокой, а техническое обслуживание каждого самолёта было беспрецедентно сложным и затратным.

Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя. А после каждого полёта летательный аппарат проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств.

Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей осуществляла после наработки мотором 600 часов. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств. Поэтому не удивительно, что в 1998 году ВВС США окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.

Конструкция

Основные цели и задачи

Основным направлением эксплуатации машины стала разведка, которую он выполнял при помощи аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции (РЛС) и тепловизионных приборов. За час полета над исследуемой территорией удавалось обследовать более 155 000 км².

SR-71 Blackbird на задании

Фотоаппаратура могла вести съемку в радиусе 150 км, качество очень высокое, что давало возможность обследовать территорию Кольского полуострова, не нарушая границы СССР.

Серьезным недостатком аппаратуры была ее слепота в облачную погоду. Плохая видимость требовала поиска открытого участка в облаках для ведения съемки. Кроме того, погода иногда становилась причиной аварий. В итоге эти аспекты поставили крест на полетах над территорией Европы.

История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird

С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.

Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.

Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.

SR-71 Blackbird и пилоты перед взлетом

Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.

На самом деле, схожих моментов было не так много:

  • назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
  • обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
  • максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.

В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.

Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.

Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.

Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:

  1. А-12;
  2. YF -12.

Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».

SR-71 Blackbird на затуманенной полосе

Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.

Причиной тому называют несколько факторов:

  • У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
  • У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.

Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.

Летные характеристики

Управлять самолетом было сложно, причем начинались нюансы еще на земле.

Каждый вылет на задание состоял из следующих пунктов:

  • 1,3 км разбег по полосе до скорости 400 км/ч;
  • пилоты набирают скорость 680 км/ч;
  • после отрыва, 2,5 минуты уходит на подъем до 7,5 км;
  • на установленной высоте нужно поддерживать скорость 0,9 Маха;
  • при этих параметрах идет дозаправка;
  • после наполнения баков управление переходит в режим автопилотирования;
  • набор скорости происходит строго на скорости 860 км/ч;
  • ручное управление включается только после набора 24 км и на скорости в 3 Маха.

Не менее сложных действий требует посадка. Сначала летчики включают автопилот, снижение начинается только после сброса скорости до 750 км/ч. Посадка осуществляется на скорости не более 450 км/ч, полосы можно коснуться на 270-ти. Затем выпускается тормозной парашют — так самолет движется по полосе 1100 м, после чего парашют отстреливается. Окончательная остановка происходит за счет тормозов шасси.

Мирный SR-71 Blackbird

Интересные факты

  • Изначально планировалось создание разведывательно-ударной (Strike and Reccee) версии самолёта, как базовой; боевая нагрузка должна была размещаться исключительно на внешней подвеске, в «малом» баке-контейнере от бомбардировщика B-58 Hustler. Программа была свернута на уровне предэскизного проектирования.
  • Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Вспышка молнии») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.
  • ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало советский титан для постройки SR-71 (по данным развлекательного иностранного сайта) .
  • SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
  • В честь данного самолёта компания Honda в 1996 году создала мотоцикл CBR1100XX SuperBlackbird, который в течение нескольких лет являлся самым быстрым на планете. Он мог развить скорость в 287,3 км/ч.
  • При подлёте к границе SR-71, по средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», при обнаружении SR-71 вблизи границы ГДР/ФРГ — сигнал «Ястреб».

Летные характеристики

Управлять самолетом было сложно, причем начинались нюансы еще на земле.

Каждый вылет на задание состоял из следующих пунктов:

  • 1,3 км разбег по полосе до скорости 400 км/ч;
  • пилоты набирают скорость 680 км/ч;
  • после отрыва, 2,5 минуты уходит на подъем до 7,5 км;
  • на установленной высоте нужно поддерживать скорость 0,9 Маха;
  • при этих параметрах идет дозаправка;
  • после наполнения баков управление переходит в режим автопилотирования;
  • набор скорости происходит строго на скорости 860 км/ч;
  • ручное управление включается только после набора 24 км и на скорости в 3 Маха.

Не менее сложных действий требует посадка. Сначала летчики включают автопилот, снижение начинается только после сброса скорости до 750 км/ч. Посадка осуществляется на скорости не более 450 км/ч, полосы можно коснуться на 270-ти. Затем выпускается тормозной парашют — так самолет движется по полосе 1100 м, после чего парашют отстреливается. Окончательная остановка происходит за счет тормозов шасси.

Мирный SR-71 Blackbird

Правовой статус[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 июня 2013 года

Поскольку полицейские дубинки и палки являются спецсредством, во многих странах мира[каких?

] (в соответствии с законодательством) их коммерческая продажа и свободный оборот ограничен или является запрещенным. В России правовой аспект приобретения резиновой полицейской дубинки гражданами не регламентирован законодательством. Дубинка РДУ 50 прошла сертифицикацию и может продаваться и носиться свободно в качестве оружия самообороны (Сертификат соответствия POCC RU. СЗ09.Н01979 от 21.08.2003г.). В то же время другие модели дубинок в некоторых местах продаются свободно, в других только по предъявлению удостоверения сотрудника полиции или частного охранника, что не могут объяснить сотрудники магазина. Так как они формально считаются спецсредством, то при самообороне ими обычного гражданина у него могут возникнуть проблемы.

См. также

Лётно-технические характеристики

Проекции SR-71

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг

J58 на форсаже, видны Кольца Маха

Двигатель

SR-71 в полёте

  • Тип двигателя:
  • Модель: Pratt & Whitney J58-P4
  • Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
  • Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
  • Масса двигателя: 3200 кг

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
  • Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=3,17 , 3300 км/ч
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 1830 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Максимальная высота полёта: 29 000 м.

Музейные SR-71

  1. 60-6924 Blackbird Airpark, Palmdale, CA (AFFTC Museum, A-12 прототип)
  2. 60-6925 Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York City, NY (первый серийный A-12)
  3. 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
  4. 60-6930 Alabama Space and Rocket Center, Huntsville, Alabama
  5. 60-6931 Central Intelligence Agency.
  6. 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, San Diego, CA
  7. 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
  8. 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Alabama.
  9. 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
  10. 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
  11. 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
  12. 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, CA.
  13. 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Michigan. (последний самолёт в варианте спарки)
  14. 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
  15. 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, FL («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
  16. 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, CA
  17. 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Kansas
  18. 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, United Kingdom
  19. 64-17963 Beale AFB, CA
  20. 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Nebraska
  21. 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
  22. 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Oregon.
  23. 64-17972 *National Air & Space Museum, Washington, DC. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
  24. 64-17973 Blackbird Airpark, Palmdale, CA
  25. 64-17975 March Field Museum, March AFB, CA
  26. 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
  27. 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, TX .
  28. 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, CA.
  29. 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)

История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird

С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.

Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.

Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.

SR-71 Blackbird и пилоты перед взлетом

Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.

На самом деле, схожих моментов было не так много:

  • назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
  • обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
  • максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.

В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.

Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.

Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.

Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:

  1. А-12;
  2. YF -12.

Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».

SR-71 Blackbird на затуманенной полосе

Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.

Причиной тому называют несколько факторов:

  • У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
  • У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.

Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector