Линейные корабли типа «императрица мария»

Теплые грядки в теплице (видео)

Парники с искусственным обогревом способны подогреть и утеплить почву и воздух за счет энергонагревающей конструкции, позволяя выращивать растения с ранней весны до глубокой осени.

Взрыв на рассвете

Утром 20 октября 1916 года весь Севастополь потряс оглушительный взрыв. Стоящий в Северной бухте линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух

Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что в 6 часов 20 минут утра матросы каземата №4 обратили внимание на сильное шипение, которое слышалось из носовой башни главного калибра. После из люков и вентиляторов повалил дым, появилось пламя

Была объявлена пожарная тревога, матросы бросились тушить пожар, но сильнейший взрыв снёс всех матросов. Следующий взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку. После начали взрываться погреба.

По тревоге к кораблю подошли спасательные буксиры и пожарные катера. Они растаскивали стоявшие вблизи горящего линкора другие корабли и тушили пожар. Вскорости на корабль прибыл командующий флотом Колчак, который и возглавил спасательные работы. Но помочь линкору уже было невозможно. Через 50 минут произошёл ещё один взрыв, который по мощности превзошёл первый. Корабль лёг на правый борт, перевернулся вверх килем и быстро ушёл на дно. Погибли 152 человека, ещё почти столько же скончались впоследствии в госпиталях от ран и ожогов.

Описание корабля

Чертеж боевых повреждений линейного корабля «Императрица Мария» из фондов ЦВММ

Один из двух парусных 84-пушечных линейных кораблей типа «Храбрый», строившихся в Николаеве с 1841 по 1853 год. Корабли этого типа являлись самыми крупными кораблями 84-пушечного ранга за всю историю флота. Водоизмещение корабля составляло 4160 тонн, длина между перпендикулярами — 61 метр, длина по гондеку — 62,8 метра, ширина — 12,3 метра, а осадка — 7,3 метра. Вооружение корабля по сведениям из различных источников составляли от 84 до 90 орудий, из них восемь 68-фунтовых бомбических орудий, от пятидесяти шести до пятидесяти восьми 36-фунтовых чугунных пушек, двадцать 24-фунтовых пушек или пушко-карронад, две 24-фунтовые, две 12-фунтовые и две 8-фунтовые карронады, два 10-фунтовых чугунных десантных «единорога» и четыре 3-фунтовых фальконета. Экипаж корабля состоял из 770 человек.

Корабль назван в честь супруги императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, и был одним из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. До этого одноимённый корабль строился в 1827 году и также нёс службу в составе Черноморского флота.

«Таких, как я, не расстреливают»

В 1930-е годы на юге СССР была раскрыта тайная шпионская организация, которую возглавлял некто Виктор Эдуардович Верман. Предвидим хор возмущенных голосов, но дело его было совершенно не похоже на стандартные в те страшные годы приговоры по 58-й статье («Измена родине»). В отличие от большинства невинно осужденных Верман и сам не скрывал, что являлся агентом германской разведки.

Верман родился в 1883 году в Херсоне в семье владельца пароходной компании, немца по национальности. После школы обучался в Германии и Швейцарии, потом вернулся в Россию и работал инженером отдела морских машин завода «Наваль» в Николаеве — там как раз начиналось строительство линкоров. Тогда же начал сотрудничество с немецкой разведкой. Резидентурой руководил кадровый офицер германского генерального штаба капитан Винштайн, работавший вице-консулом в Николаеве, а входили в нее инженеры верфи Шеффер, Линке, Штайфех, Визер, Феоктистов, завербованный во время обучения в Германии электротехник Сбигнев и даже… городской голова Николаева Матвеев. С началом войны вице-консул покинул Россию, передав руководство Верману.

Линкор_8

Линейный корабль «Императрица Мария» после гибели

Фото: tsushima.su/Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

На допросах в ОГПУ разведчик не скрывал, что по его указанию работавшие в Севастополе на доводке «Императрицы Марии» Феоктистов и Сбигнев совершили диверсию, за что им было обещано по 80 тыс. рублей золотом. Сам Верман за руководство диверсией был награжден не только деньгами, но и Железным крестом 2-й степени. Произошло это в те годы, когда он вместе с немецкими частями покинул Украину и жил в Германии. Но позже Вернер вернулся и продолжил свою работу уже в СССР. Молодой следователь Александр Лукин, пораженный откровенностью шпиона, спросил, не боится ли он казни, на что Верман с улыбкой ответил: «Уважаемый Александр Александрович, разведчиков такого масштаба, как я, не расстреливают!»

И действительно, дело Вернера не дошло до суда — он просто исчез. Потом, уже после войны, стало известно, что его обменяли то ли на немецких коммунистов, то ли на арестованных немцами советских «коллег». СССР в те годы поддерживал отношения с Германией, а расследование диверсий против императорского флота в задачи ОГПУ не входило. Лишь многие годы спустя после войны энтузиастами были подняты архивы, и история с группой Вернера вышла наружу; впрочем, как конкретно была проведена операция, так и осталось неизвестно.

«Императрица Мария» была не единственной жертвой таинственного взрыва в годы Первой мировой войны. Тогда же в своих гаванях по неустановленным причинам взорвались три английских и два итальянских линейных корабля. Моряки пеняли на торпеды, мины, поставленные боевыми пловцами, и т.д. Но после окончания боевых действий стало ясно, что никаких операций в означенных местах немецкими и австрийскими диверсионными группами не проводилось. Значит, взрыв могли устроить только внедренные задолго до начала конфликта агенты. Вот почему в предисловии ко второму изданию книги «Мои воспоминания», которое вышло в 1943 году, академик Крылов однозначно написал: «Если бы эти случаи были комиссии известны, относительно возможности «злого умысла» комиссия высказалась бы более решительно».

Версия главная: несчастный случай

Людям свойственно искать разгадки всему необъяснимому. Чем таинственнее обстоятельства, тем сложнее и запутаннее обычно они трактуются. Поэтому официальная версия следственной комиссии о том, что взрыв на флагманском корабле Черноморского флота произошел по причине самовоспламенения эфирных пороховых испарений, у многих вызвала разочарование. Тем не менее, скорее всего, так и было. Снаряды долгое время вместе с картузами находились в стволах, особенно когда линкор охотился за «Габеном», и это могло спровоцировать детонацию. Но есть и еще одна версия, согласно которой загадочная гибель линкора «Императрица Мария» произошла не случайно.

Конструкция

Корпус

Корпуса линкоров изготавлялись из трех сортов стали: мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм² и растяжением не менее 20 %; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм² и растяжением не менее 18 %; высокого сопротивления до 72 кгс/мм² и растяжением не менее 16 %. Корабль имел гладкую верхнюю палубу с незначительным прямолинейным подъёмом в носовой оконечности на 0,6 метра и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Поперечная метацентрическая высота, составляла 1,76 м.

«Императрица Мария» покидает завод Руссуд, 24 июня 1915 года

Бронирование

Система броневой защиты состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю, среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 262,5 мм в средней части корпуса, уменьшаясь к оконечностям: в нос и корму до 125 мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку толщиной 14-16 мм, связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса крепились броневые плиты толщиной 125 мм, уменьшаясь к носовой оконечности до 75 мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50 мм, а кормовой — 125 мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12 мм стелилась на стальную палубную обшивку толщиной 12 мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50 мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 50 мм. Средняя броневая палуба, в средней части корабля, имела толщину 25 мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25 мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5 мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5 мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности — до 6 мм, а поверх броневых плит укладывался настил из сосновых досок толщиной 50 мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 300 мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 250 мм, а полы — 76 мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76 мм, а в самих рубках — 127 мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 250 мм, а тыльные плиты имели толщину 305 мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 125-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 250 мм и ниже — 150 мм. Кожухи дымовых труб закрывались броневыми листами толщиной 22 мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4 мм.

Тайна происхождения Марии

Александр влюбился. Семья принялась собирать сведения о девушке. Мария жила довольно замкнуто, и о ней почти никто ничего не знал. Но сведения оказались положительными: несмотря на молодость, девушка была серьезной, доброй и религиозной. Правда, мать Александра императрица Александра Федоровна была против брака. Дело в том, что ходили слухи, будто Мария вовсе не была родной дочерью герцога Гессенского, а была рождена от барона Августа де Гранси. Несмотря на то, что герцог признал Марию и ее брата Александра своими детьми, он все же поселил их отдельно, так что это только подтверждало теорию. Но Николай I и Александр смогли уговорить императрицу съездить в Дармштадт, чтобы познакомиться с невесткой. Девушка понравилась Александре Федоровне, и согласие на брак было получено. В 1840 году было объявлено о помолвке.

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Убийственный ответ

К счастью, слухи о стремлении Турции обзавестись линкорами даром не прошли. Флотское начальство осознавало свою уязвимость на Чёрном море. А поступающие со стороны южного соседа новости позволяли проталкивать через Думу выделение средств на нужные линкоры.

Заложили четыре «черноморских» дредноута. По концепции это были «балтийские» линкоры типа «Севастополь» с усиленным бронированием и вооружением минус скорость и запас хода. Причём увеличить мощность артиллерии удалось весьма изящно — за счёт утяжеления снаряда. По расчётам, эффективность новых 12-дюймовых боеприпасов против бронированных кораблей была такой же, как у 13,5-дюймовых орудий линкоров, заказанных турками в Англии.

И головным кораблём этой серии стала «Императрица Мария».

«Императрица Мария» покидает завод, 24 июня 1915 года

Служба остальных дредноутов

Дредноут «Императрица Екатерина Великая» поступил на вооружение осенью 1916 года. Принимал участие в нескольких военных операциях. Однако весной 1918 года было принято решение затопить линкор, чтобы уклониться от его захвата немецкими войсками.

«Император Александр III», в последствии получивший имя «Воля», впервые вышел в море в 1917 году. После подписания Брест-Литовского договора о мире все боевые судна, базировавшиеся в Севастополе, обязаны были вернуться в родную гавань, которую в этот момент контролировала Германия. Это был период, когда внутри России происходили большие перемены – каждый корабль самостоятельно принимал решение о своей дальнейшей судьбе. Ленин дал приказ затопить все судна, чтобы не попасть в подчинение врага. Экипаж «Воли» проголосовал за возвращение в Крым. Спустя некоторое время город заняла Добровольческая армия. Корабль в очередной раз поменял свой флаг и имя. На этот раз он был назван «Генерал Алексеев» и являлся флагманом Белого флота. После многочисленных стычек с красными дредноут начал эвакуацию – сначала в Турцию, затем в Тунис, где он простоял несколько лет. Лишь в 30-х годах судно было переправлено в Брест, где французские конструкторы его внимательно изучили и отдали на разборку.

Четвертый черноморский линейный корабль во второй половине 1916 года спустили на воду. Начавшаяся впоследствии революция и внутренние разногласия новой политической системы не дали возможности достроить судно. При этом его также не забыли переименовать – весной 1917 года он стал «Демократией». Спустя несколько лет недостроенный корабль был отправлен на слом.

Все 4 русских дредноута, предназначенные для патрулирования в Черном море, имели непростую трагическую судьбу. Достроенные боевые единицы сумели проявить свои качества в I мировой войне. По роковому стечению обстоятельств на головном линкоре произошел сильнейший взрыв. Следственная комиссия так и не смогла доподлинно определить причину возникновения пожара. Предполагалось, что это было не случайное возгорание, а намеренный поджег. Череда непростых событий в стране и частая смена руководства не позволила кораблям достойно продолжить службу.

Интересным является тот факт, что турецкие линкоры, слухи о которых и стали причиной строительства российских дредноутов типа «Императрица Мария», так и не были доставлены в Константинополь. Ввиду начала I мировой войны Великобритания разорвала контракт и отказалась поставлять мощные корабли союзнику своего главного врага – Германии.

Категории, связанные с освобождением

Интересные факты

История службы

Оттиск печати линейного корабля «Императрица Мария»

И. К. Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892

Линейный корабль «Императрица Мария» был заложен 23 апреля (5 мая)  года на стапеле Николаевского адмиралтейства и после спуска на воду 9 () мая  года вошёл в состав Черноморского флота России. Строительство вёл кораблестроитель подполковник Корпуса корабельных инженеров И. С. Дмитриев. В июне того же года корабль перешёл из Николаева в Севастополь.

В кампанию 1853 года () и 11 (23) августа корабль выходил на испытания в море, а во время учебной атаки флота на Севастопольский рейд 12 (24) августа находился в составе обороняющейся стороны. В кампанию того же года с 17 (29) сентября по 2 (14) октября в составе эскадры вице-адмирала П. С. Нахимова принимал участие в перевозке войск из Севастополя в Сухум-Кале, так на корабле было перевезено 939 солдат и офицеров Белостокского полка 13-й дивизии

Принимал участие в Крымской войне, 11 () октября  года вышел из Севастополя к анатолийскому берегу для поиска турецких судов в составе эскадры вице-адмирала П. С. Нахимова. С () по 10 (22) ноября эскадра выдержала сильный шторм, а 11 (23) ноября корабли эскадры обнаружили турецкую эскадру и блокировали её в Синопе.

«Императрица Мария» в Синопском сражении

Основная статья: Синопское сражение

Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. 1853 год. (картина А. Кившенко)

В сражении «Императрица Мария» заходил на рейд во главе правой колонны под командованием П. С. Нахимова. Вёл перестрелку сначала с турецким флагманским фрегатом «Ауни-Аллах», а затем с фрегатом «Фазли-Аллах», которые загорелись и выбросились на берег. После этого совместно с кораблем «Париж» подавил береговую батарею № 5.

За четыре часа Синопского сражения корабль сделал 2128 выстрелов. Потери экипажа во время боя составили шестнадцать человек убитыми, 39 — ранеными, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П. И. Барановский был ранен в обе ноги и контужен в правый бок. Сам корабль получил 60 пробоин, а также повреждения всего такелажа, кормы, гальюна и галереи.

За отличие в сражении командир корабля 18 () декабря  года был произведён в капитаны 1-го ранга со старшинством и награждён годовым окладом жалования.

Корабль «Императрица Мария» под флагом П. С. Нахимова после победы в Синопском сражении

После Синопского сражения

После сражения из-за полученных повреждений был взят на буксир пароходофрегатом «Крым» и в сопровождении фрегатов «Кагул» и «Кулевчи» 22 ноября (4 декабря) приведён в Севастополь, где встал на ремонт. По окончании ремонта 2 () февраля  года был выведен на рейд.

28 августа (9 сентября)  года линейный корабль «Императрица Мария» был затоплен на Севастопольском рейде при оставлении города гарнизоном. После войны при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году был поднят по частям.

Впоследствии корабль был изображён на картинах И. К. Айвазовского «„Императрица Мария“ во время шторма» 1892 года и его внука А. В. Ганзена «Линейный корабль „Императрица Мария“ под парусами» 1916 года.

Следствие продолжается

Взрыв линкора наделал много шума не только на Черноморском флоте. Сразу была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Николай Матвеевич Яковлев – уважаемый моряк, который в русско-японскую войну был капитаном броненосца «Петропавловск». Приехали и другие высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что комиссия работала очень тщательно, особых успехов она не достигла. Опрошены были все участники и свидетели трагедии, но вот вещественные доказательства оказались на дне и не смогли помочь экспертам в определении причин трагедии.

Тем не менее версии трагедии были. Из наиболее вероятных обозначились целых три: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или небрежностью и, наконец, диверсия. Комиссия рассмотрела все версии и не исключила ни одну из них. Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.

Линейный корабль «Императрица Мария» после гибели

В этом плане очень показательны итоги работы комиссии, которая сделала важное и очень умное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства». Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович

Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений

Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений.

В заключение я вновь хочу вернуться к повести А. Рыбакова, к высказыванию Полевого, бывшего матроса с «Императрицы Марии»: «Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… С царских адмиралов нужно спросить…».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год

P.S. Первые попытки поднять линкор начались ещё в 1916 году, но революция и Гражданская война не позволили поднять его и завершить расследование. В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.

Как не ходить по учебе

При поступлении в высшее или специальное учебное заведение по окончании школы гражданин получает отсрочку от службы по учебе.

Мнение эксперта
Гусев Игорь Юрьевич
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Полностью освободиться от армии можно, поступив в вуз, а по его окончании — если продолжить учебу, получая ученые степени. При этом обучение должно проходить очно и непрерывно в образовательном учреждении, получившем аккредитацию.

Ученая степень, полученная за рубежом, не позволяет получить отсрочку.

Отсрочку от армии по учебе, абитуриент получает после того, как поступил в вуз, зарегистрировался в военно-учетном столе института. Затем с необходимыми документами (выпиской из деканата, приписным удостоверением, паспортом, студенческим) нужно явиться в военкомат.

После прохождения медосвидетельствования комиссия выносит решение о годности к армии и предоставляет отсрочку на время учебы. Это решение позволяет спокойно учиться и получить диплом, не переживая о том, что в любой момент могут забрать в армию.

После окончания вуза можно продолжить учебу в магистратуре, аспирантуре. При условии, что дальнейшая учеба будет непрерывно проходить в очной форме, в этом случае военкомат выдаст новую отсрочку на весь период обучения.

Таким образом, повышая ученую степень, можно получать отсрочки вплоть до достижения 27 лет, когда призывной возраст заканчивается. В этом случае гражданин получает военный билет, не отслужив в армии.

«Боинг 767-300»: схема салона «Норд Винд»

Авиакомпания Nordwind Airlines («Норд Винд», или «Северный ветер») была сформирована в мае 2008 года как интернациональная компания, занимающаяся чартерными перевозками, а также обладающая лицензией на грузоперевозки. Масштабы полетов авиакомпании охватывают практически весь мир – в основном это пользующиеся популярностью курорты.

В 2010 году компанией было закуплено 8 самолетов модификации ER для обеспечения максимального комфорта своим пассажирам. Позднее они были проданы другим авиакомпаниям, а 4 из них были сданы в аренду авиакомпании «Пегас Флай» (ООО «Авиакомпания Икар»).

В парке авиакомпании было два варианта схемы салона «Боинга 767-300» на 290 и 300 мест – из 39 и 43 рядов. Оба варианта компоновки с двумя классами – бизнес и эконом. Кроме того, особенностью данной компании является расположение сидений и кресла от итальянской компании RECARO, обеспечивающие большой уровень комфорта на протяжении всего полета.

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Комиссия Крылова

Для расследования обстоятельств катастрофы была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейтенанта, академика, учёного с мировым именем А.Н. Крылова. В распоряжении комиссии имелись как показания всех мыслимых свидетелей происшествия, так и технические данные корабля. Несмотря на это, она не смогла дать однозначного ответа на вопрос — почему взорвался корабль? Однако в отчёте комиссии есть такие строки: «Небрежность в обращении с огнём и неосмотрительность в обращении с порохом представляются также маловероятными причинами возникновения пожара. Крюйт-камеры вентилируются, и в них не скопляется столько паров эфира и спирта, чтобы могла образоваться гремучая смесь, способная воспламениться от пламени свечи или спички и т.п. Даже при полном отсутствии вентиляции и полном высыхании растворителя количество воздуха в крюйт-камере значительно превосходит то, при котором могла бы образоваться гремучая смесь. Таким образом, если в крюйт-камеру зайти с зажжённой свечой или зажечь спичку, заронить огонь и оставить гореть какую-нибудь тряпку, ветошь или пучок пакли, то это не вызовет возгорания паров эфира и спирта, хотя бы их запах и чувствовался. Чтобы загорелся заряд, надо, чтобы самое пламя проникло в закрытый футляр и достигло или лент, или воспламенителя, или надо, чтобы воспламенитель, состоящий из шашек чёрного пороха, совершенно рассыпался, в виде мякоти проник через неплотно завёрнутую крышку, подвёргся касанию с пламенем и, вспыхнув, передал горение заряду, находящемуся в футляре. Как видно, необходимо сочетание целого ряда случайностей, каждая из которых сама по себе маловероятна». Ну вот, а теперь — о вероятности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector