Межконтинентальный баллистический ракетный комплекс рс-24 «ярс»
Содержание:
- Смерть
- История
- Ракету «Союз-2» установили на стартовый стол на космодроме «Восточный»
- Технические характеристики
- Тактико-технические характеристики
- Задачи мотострелковых войск
- Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
- Вепрь 12 Молот — модификация ВПО 205 03
- Боевой топор: происхождение и исторические особенности
- Соответствует самым передовым требованиям
- Ракетные испытания РС-24 «Ярс»
- История
- История
- Летно-технические характеристики в сравнение с конкурентами
- С чего начались разработки ПГРК «Ярс»
- Устройство МБР РС-24
- Двигатели
- См. также
- «Ярс»
- Как создавался ракетный комплекс «Ярс»
- Развертывание и планы на будущее
- ДМБ
- Двигатели
- В перевооружаемые соединения РВСН поступила перспективная спецтехника РХБЗ
- Лазеры
- В наличии
- Особенности конструкции ракеты РС26
Смерть
Памятный знак Джугашвили Я. И. в агрогородке Копти под Витебском
Вечером 14 апреля 1943 года Яков Джугашвили выпрыгнул из окна барака № 3 особого лагеря «А» при концентрационном лагере Заксенхаузен и с криком — «унтер-офицер, пристрели меня!» — бросился на проволоку. По другой версии, он не выполнил приказ зайти в барак и направился через нейтральную тропу к проволоке. После окрика часового, Яков закричал: «Стреляй!».
Когда Яков схватился за проволоку, часовой, роттенфюрер СС Конрад Хафрих открыл огонь. Согласно протоколу вскрытия, пуля попала в голову в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Однако смерть наступила раньше — от поражения электрическим током высокого напряжения. Труп был сожжён в крематории лагеря. Вскоре после этого урна вместе с результатами расследования и свидетельством о смерти была отправлена в РСХА и там загадочным образом пропала.
В конце войны Сталину доставили свидетельства солагерников сына. Позже были получены показания коменданта лагеря и охранника, которые свидетельствовали о достойном поведении Якова в плену. Возможно, под влиянием этой информации Сталин смягчил своё отношение к сыну и даже стал проявлять некоторую заботу о его дочери, своей внучке.
Судьба Якова Джугашвили до сих пор является предметом споров. Несмотря на заявление Федеральной службы безопасности от 6 июня 2007 года о том, что он действительно был в немецком плену, по-прежнему бытует версия, что его пленение было провокацией германской разведки. Например, Артём Сергеев, приёмный сын Сталина, утверждал, что Яков никогда не был в немецком плену, а погиб в бою 16 июля 1941 года.
История
29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.
Ночью 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.
14 апреля 2014 года в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащённой разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.
26 декабря 2014 года в 11:02 (МСК) с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне Кура на полуострове Камчатка.
28 октября 2015 года на полигоне «Плесецк» произведён испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
12 сентября 2017 года с 1 ГИК «Плесецк» был произведен испытательный пуск РС-24 шахтного базирования, с экспериментальными боевыми блоками, которые прибыли в заданный район Камчатки на полигоне Кура. Поставленные цели достигнуты, задачи выполнены в полном объеме.
Ракету «Союз-2» установили на стартовый стол на космодроме «Восточный»
Технические характеристики
Самосвал ГАЗ-3307 отличается следующими техническими характеристиками:
- полной массой — 7,85 т;
- снаряженной массой — 3,2 т;
- грузоподъемностью — 4,5 т;
- предельной скоростью — 90 км/ч;
- временем достижения скорости в 80 км/ч — 64 сек.;
- максимальным подъемом, доступным для авто — не менее 25%;
- вместимостью топливного бака — 105 л.
Сколько точно весят другие исполнения ГАЗ-3307, зависит от модификации машины и ее комплектации. В данных выше приведены параметры стандартной модели.
Грузовик производился с тремя вариантами мотора, различающиеся техническими характеристиками. Особенности силовых установок приведены далее.
Технические характеристики карбюраторного двигателя
На ГАЗ-3307 устанавливался бензиновый мотор модели ЗМЗ-5231.10. Это четырехтактный двигатель с V-образным размещением восьми цилиндров предусматривал жидкостную систему охлаждения и соответствовал третьему экологическому классу по европейским стандартам.
- Общий рабочий объем цилиндров — 4670 кубических сантиметров при степени сжатия 7,6 и мощности брутто 124 лошадиных силы.
- Вес этой модели силовой установки ГАЗ-3307 — 2,75 тонны.
- Оптимальный вариант топлива — бензин А-76 или АИ-80.
Допускается использование АИ-92, после соответствующей регулировки воспламенения.
Технические характеристики инжекторного двигателя (образца 2016 года)
Примененный на ГАЗ-3307 инжекторный мотор модели ЗМЗ-524400 выполнен по аналогичной схеме с предыдущим двигателем. Но вместо карбюраторной системы питания применена впрысковая распределенная. Клапанный механизм снабжен гидрокомпенсаторами. По экологической безопасности данная силовая установка отвечает четвертому классу.
Этот двигатель ГАЗ-3307 отличается следующими основными техническими характеристиками:
- рабочим объемом — 4670 см3;
- степенью компрессии — 8,3;
- предельной мощностью — 137 лошадиных сил;
- массой — 3,275 т.
Рассчитан на использование бензина марки АИ-92.
Технические характеристики дизельных двигателей
Модели дизельных двигателей — ММЗ Д-245.7Е4, ЯМЗ-5344 и ЯМЗ-53443. Конструкция — рядная, четырехтактная с четырьмя цилиндрами. Предусмотрено жидкостное охлаждение, турбонаддув, топливо впрыскивается непосредственно. Два первых мотора из указанных соответствуют четвертому классу экологической безопасности, последний — пятому.
Основные технические характеристики приведены в таблице:
Характеристика | ММЗ Д-245.7Е4 | ЯМЗ-5344 | ЯМЗ-53443 |
Объем камер сгорания, см3 | 4750 | 4430 | 4430 |
Степень компрессии | 17 | 17,5 | 17,5 |
Мощность, в лошадиных силах | 125,4 | 134,5 | 146,9 |
Вес, кг | 430 | 460 | 480 |
На моделях ЯМЗ по согласованию с заказчиком устанавливались предпусковые подогреватели.
Расход топлива
Показатели уровня расхода топлива ГАЗ-3307 зависят от типа и технических характеристик установленного двигателя, скорости передвижения. Автомашина с карбюраторным мотором, преодолевая дистанцию в сто километров на скорости шестьдесят километров в час, сжигает до 19,6 литров бензина, при движении на восьмидесяти — 26,4.
Для дизеля ГАЗ-3307 эти показатели соответственно составят 15,5 и 19 литров.
Тактико-технические характеристики
Финальный этап конкурса РВСН «Стратегическое многоборье» (Ивановская область).
Тактико-технические характеристики не раскрываются, данная информация носит предположительный характер.
Известно, что по сравнению с «Тополем-М» ТПК «Ярса» имеет более высокий уровень защищённости от поражения стрелковым оружием. В полтора раза был увеличен гарантийный срок эксплуатации комплекса, а внедрение технических решений и мер противопожарной защиты оборудования повысило ядерную безопасность. Также улучшены характеристики средств связи и базового шасси на основе восьмиосного МЗКТ-79221 производства Минского завода колёсных тягачей.
Для «Ярса» не нужна специальная инженерная подготовка местности. Комплекс может заходить в лесную местность и маскироваться под кронами деревьев, если ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между деревьями. И может быть развёрнут в боевое положение в считаные минуты.
Комплекс «Ярс» оснащён системой пересчёта полётных заданий, что позволяет вести стрельбу ракетой мобильного комплекса с любой точки маршрута патрулирования и не привязываться к заранее назначенным позициям пуска.
Задачи мотострелковых войск
Мотострелковые войска Мотострелковые войска (МСВ) решают следующие задачи:
- в обороне: удержание занимаемых районов (позиций), отражение ударов противника, уничтожение живой силы и техники врага;
- в наступлении: прорыв обороны противника, разгром противостоящих войск, завоевание стратегических районов и захват объектов, преследование отступающего противника;
- ведут встречные бои, участвуют в десантных операциях.
Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
Вепрь 12 Молот — модификация ВПО 205 03
ВПО 205 03 – а это самый «самооборонный» вариант
. Длина ствола всего 305 мм! Общая габаритная длина – 852 мм! Вес – 3,9 кг. Это уже другое дело.
С таким оружием, как мне кажется, только на городские, уличные перестрелки. Его габариты предоставляют возможность скрытной транспортировки.
Для охоты такой карабин мало пригоден, только если использовать удлинители и насадки, что тоже не очень хорошо из-за количества соединений.
Как спортивный вариант использовать его тоже не очень удобно, в связи с нестабильной работой на спортинговых навесках. Надо опять же ставить удлинители и сужения.
Варианты использования:
самооборона и увеселительная стрельба.
Так же стоить отметить невозможность установки телескопического приклада.
Боевой топор: происхождение и исторические особенности
Соответствует самым передовым требованиям
В прошлогодней беседе с журналистом Андреем Углановым Юрий Соломонов охарактеризовал своё детище как «самое современное российское вооружение». По оценке генерального конструктора МИТ, «Ярс» отвечает «самым жёстким, самым передовым требованиям, которые предъявляются к оружию такого класса».
В интервью «Звезде» в декабре 2019 года Соломонов заявил, что благодаря вводу в строй «Ярса» российской армии удалось вырваться вперёд по наземным вооружениям стратегического назначения.
«В США последняя модернизация проходила 10—15 лет назад. Их группировка очень старая, с 1960 года… У них в своё время были попытки создать подвижный грунтовый ракетный комплекс, была ракета маленького веса подвижного базирования Midgetman в 1980-е годы… Но у них это дело сопряжено с огромными финансовыми затратами. И они на это не идут», — сказал Соломонов.
Основным преимуществом «Ярса» учёный назвал непродолжительный активный участок полёта, который обеспечивает высокую живучесть МБР. Также к достоинствам комплекса генеральный конструктор МИТ отнёс новые двигательные установки и боевое оснащение, которое «обладает существенно более высокими характеристиками».
- Комплекс «Ярс» с маскировочным покрытием
Кроме того, «Ярс» выделяется повышенной автономностью, которая позволяет наращивать продолжительность боевого выхода экипажей. По официальным данным, этот период может достигать 40 суток. Для такого «путешествия» комплекс оборудован мощной дизель-электростанцией, кухней и спальными помещениями по типу купе.
Во время движения в кабине постоянно находятся механик-водитель, связист и командир. Для отражения атаки диверсионно-разведывательной группы (ДРГ) экипаж может применить пулемёт. Однако, как указывают эксперты, пусковая установка РС-24 в целом надёжно прикрыта «свитой», состоящей из современной военной техники.
Так, за обеспечение минной безопасности маршрутов боевого патрулирования отвечает машина дистанционного разминирования «Листва». Её уникальная аппаратура способна нейтрализовать взрывные устройства с металлическими элементами, инженерные боеприпасы и самодельные бомбы с электронными компонентами на расстоянии до 70 м.
Функцию обнаружения и ликвидации ДРГ выполняет противодиверсионная машина «Тайфун-М», сконструированная на шасси БТР-82. Данный комплекс оснащён БПЛА разведки и наблюдения «Элерон-3СВ», дистанционно управляемой турельной установкой 6С21, радиолокатором, тепловизором, комплектом спутниковой навигации и средствами противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам.
Ракетные испытания РС-24 «Ярс»
В середине 2007 года военные произвели пробный пуск РС – 24 на плесецком полигоне, а в конце того же года осуществили повторные испытания. Все два запуска РС-24 прошли успешно. Третий запуск был произведен в 2008 году и тоже стал успешным.
Экспертное сообщество было очень удивлено небольшим числом пробных испытательных пусков, предшествующих передачу ракет на постановку на боевой пост. Но разработчики заверили обеспокоенное сообщество в том, что «Ярс» испытывали, придерживаясь специальной программы с применением новейших компьютерных технологий.
Из нескольких источников поступала различная информация о завершении конструкторских работ и испытаний ракетного комплекса. Так, в СМИ сообщали, что специалисты завершили разработки в 2010 году, а ведущие конструкторы утверждали, что комплекс был полностью готов к полномасштабному выпуску в конце 2009 года.
Производство существенно удешевилось за счет привязок параметров и технических характеристик «Ярса» к уже выпускавшимся серийно «Тополю – М» и «Булаве».
История
29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.
Ночью 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.
14 апреля 2014 года в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащённой разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.
26 декабря 2014 года в 11:02 (МСК) с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне Кура на полуострове Камчатка.
28 октября 2015 года на полигоне «Плесецк» произведён испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
12 сентября 2017 года с 1 ГИК «Плесецк» был произведен испытательный пуск РС-24 шахтного базирования, с экспериментальными боевыми блоками, которые прибыли в заданный район Камчатки на полигоне Кура. Поставленные цели достигнуты, задачи выполнены в полном объеме.
История
29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура́.
25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.
Ночью 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.
14 апреля 2014 года в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащённой разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.
26 декабря 2014 года в 11:02 (МСК) с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне Кура на полуострове Камчатка.
28 октября 2015 года на полигоне «Плесецк» произведён испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.
12 сентября 2017 года с 1 ГИК «Плесецк» был произведён испытательный пуск РС-24 шахтного базирования, с экспериментальными боевыми блоками, которые прибыли в заданный район Камчатки на полигоне Кура. Поставленные цели достигнуты, задачи выполнены в полном объёме.
6 февраля 2019 года на территории Плесецка был произведён запуск МБР РС-24 «Ярс». Ракета была запущена в 11:30 (МСК). В военном отчёте отмечается, что ракета успешно долетела до Камчатского полуострова, где находится полигон Кура. В нём также указывается, что цель этого пуска заключалась в подтверждении всех тактико-технических параметров новой ракетной установки. В результате удалось с успехом выполнить все поставленные задачи.
Летно-технические характеристики в сравнение с конкурентами
Боинг-747 считается самым длинным гражданским лайнером в мире. Последняя модель – 747-8 – достигает 76 метров (предыдущие версии выпускались 70,5-метровыми). Высота киля остается прежней для всех модификации серии 747 и не превышает 19,5 метров. Ширина самолета – 68,5 метров, а площадь крыла – 554 квадратных метра.
Это и понятно: самолет изначально планировался как грузовой, и эта тенденция сохраняется инженерами до сих пор.
На взлете самолет разгоняется до 270 километров в час, прежде чем оторваться от земли. Потолок самолета – 13750 метров. По крейсерской скорости Боинги-747 тоже опережают конкурентов в дозвуковой нише (913-918 км/ч, максимальная – 988 км\ч). Для справки: скорость звука в воздухе – 1224 км/ч.
Высокая надежность воздушного судна достигается за счет установки на крыле 4 двигателей.
747-е Боинги экономичны. По сравнению с конкурентами расход топлива меньше до 3,5% при высокой дальности полета, более 14000 километров без посадки. Боинги-747 считаются дальнемагистральными лайнерами.
С чего начались разработки ПГРК «Ярс»
В результате подписания договора о разоружении СНВ-1 руководство СССР вынуждено было приостановить разработки разделяющихся боеголовок, сократить численность ядерных боеголовок до 1600 шт., боекомплектов к ним до 600 шт. В 2009 г. закончился срок действия данного соглашения и Российская Федерация восстановила разработки ракеты с множественными боеголовками.
Характеристики схожи с еще одним РК — «Булава». Способ запуска остался таким же, но очень снизилась стоимость комплекса. Инженерам удалось значительно сократить время полета, повысить маневренность, за счет чего увеличилась степень неуязвимости для ПРО противника.
Устройство МБР РС-24
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс» создана для поражения важных военно-промышленных центров противника. Ее конструкция по многим параметрам идентична ракете РС-12М2 «Тополь-М». Отличаются только головная часть и система управления.
РС-24 «Ярс» — это трехступенчатая твердотопливная ракета. Корпус ракеты изготовлен из композитного материала высокой прочности на основе арамидного волокна. У ракеты нет стабилизаторов для управления полетом, эту функцию выполняют сопла двигателей каждой ступени. Сопловые насадки и раструб сопловых блоков также изготовлены из композитных материалов. В РС-24 используется твердое топливо с высокими энергетическими характеристиками.
Есть информация, что головная часть с системой разведения боевых блоков ракеты РС-24 «Ярс» весьма напоминает головную часть «Булавы», которая также проектировалась в Московском институте теплотехники. Вероятно, «Ярс» может доставить в район поражения от трех до шести боевых блоков мощностью до 300 килотонн каждая.
Система управления полетом – инерциальная. Информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, учитывая информацию от навигационных спутников ГЛОНАСС. Возможно, установлена система астрономической коррекции. Вся электроника ракеты имеет повышенную устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Навигационная система «Ярса» обеспечивает ему высокую точность поражения цели.
В связи с совершенствованием систем противоракетной обороны потенциального противника в конструкцию «Ярса» были внесены изменения для повышения живучести ракеты. Было значительно сокращен активный участок полета (на котором ракета наиболее уязвима). Благодаря более совершенным двигателям РС-24 значительно быстрее ракет предыдущего поколения набирает скорость. Более того, ракета может совершать маневры уже на начальной стадии своей траектории, сразу после пуска. На ракете установлен комплекс преодоления ПРО (информации о его характеристиках крайне мало), ракета выбрасывает множество ложных целей, практически неотличимых от настоящих боевых блоков во всех частях электромагнитного спектра. Боевые блоки покрыты веществом, поглощающим радиолокационное излучение и практически невидимы даже для самых современных радаров.
Разработчики заявляли, что для «Ярсов» создана новая система разведения боевых блоков баллистического типа, которая будет направлять каждый блок индивидуально. Но прошли ли испытания этой системы и насколько они были удачны – пока неизвестно.
РС-24 «Ярс» имеет более совершенный термоядерный заряд, причем он создан без полевых испытаний (ядерные испытания запрещены с 1989 года).
Старт ракеты РС-24 как шахтного, так и мобильного базирования – минометный, с использованием порохового аккумулятора. С завода ракета уходит в специальном контейнере из стекловолокна.
Двигатели
А теперь уделим немного внимания двигателям. Первые версии МБР эксплуатировали жидкостные ракетные движки: перед запуском их приходилось заправлять ракетным топливом весьма длительный период времени. Подготовка установки к полёту занимала несколько часов, а вот техническое обслуживание совершалось в считанные минуты. Для использования криогенных составляющих (Р-7) приборы стартового комплекса являлись весьма громоздкими.
Все эти нюансы значительно ограничивали стратегическую ценность этого оружия. Сегодняшние МБР используют движки, работающие либо на твёрдом топливе, либо на жидком высококипящем сырье с ампулизированной заправкой.
Такое оружие завод грузит в транспортно-пусковые контейнеры и доставляет заказчику. Таким образом, ракеты, находящиеся на хранении, в течение всего срока службы готовы к старту. Жидкостные заряды на стартовый комплекс доставляют в незаправленном состоянии. В них закачивают топливо после установки ТПК с зарядом в ПУ. Далее оружие может пребывать в боеготовом состоянии долгие годы. Подготовка к полёту занимает не более нескольких минут и производится дистанционно, по кабелям и радиоканалам, с удалённого командного пункта. Так же проводятся и регулярное тестирование ПУ и систем ракеты.
Интересно, что нынешние МБР, как правило, не имеют средств форсирования ПРО противника. Они могут состоять лишь из маневрирующих боевых блоков, средств постановки радиолокационных помех, ложных целей и так далее.
См. также
- Ятаган (танк)
- Махайра (Копис)
- Кхопеш
«Ярс»
Продолжаем выяснять далее, что собой представляет «Ярс» (ракета). Характеристики её заслуживают пристального внимания. Принятие на вооружение данного снаряда в условиях наращивания Америкой средств ПРО стало вероятным, так как истёк в 2009 году срок действия соглашения СНВ-1, который разрешал развитие МБР лишь с моноблочной ведущей частью.
А в чём выразился второй асимметричный ответ России на инициативы США по ПРО? Ракета «Ярс» скорость полёта имела весьма эффективную. Кроме того, поражала её великолепная устойчивость при прохождении сквозь порядки многообещающей системы ПРО США. А ещё на неё не оказывали влияние поражающие факторы ядерных взрывов (ПФЯВ).
Многие специалисты утверждают, что ракета «Ярс-М» характеристики имеет замечательные. Так, активная область траектории этого оружия сокращена. Моментальный набор скорости обеспечивает более эффективный смесевой заряд маршевых двигателей твёрдого топлива ракеты (РДТТ). Снаряд на старте может совершать программный маневр. Он необходим для проникновения через облако ядерного взрыва атакующей ракеты.
Интересно, что у «Ярс», в отличие от предыдущей РС-12М, используется не реагирующая на мощные электромагнитные импульсы система наведения. Вообще новейшие комплексы противодействия (КСП) ПРО существенно снижают вероятность захвата ведущего отдела.
Необходимо отметить, что цели-обманки КСП невозможно отличить от военных блоков в зоне электромагнитного фонирования. С помощью них можно подделывать параметры почти по каждому селектирующему признаку на внеатмосферном, переходном и внушительной области атмосферного отрезка убывающей ветви траектории перемещения ведущей части.
Здесь впервые использованы ненастоящие цели, имеющие сверхразрешение и способные игнорировать РЛС. Средства КСП, искажающие параметры головной зоны, созданы из радиопоглощающей оболочки, генераторов динамичных радиопомех, аэрозолей, являющихся источниками инфракрасного излучения, и так далее.
Как создавался ракетный комплекс «Ярс»
В период существования СССР много усилий и денежных ресурсов вкладывалось в создание и усиление ядерного щита страны. Многие системы и компоненты ядерного оружия создавались на территории республик, входивших ранее в состав Союза, но впоследствии ставших самостоятельными государствами. Это создавало определенные проблемы при усовершенствовании и техническом обслуживании.
На вооружении стояли стационарные комплексы, размещаемые в пусковых шахтах, и передвижные комплексы «Тополь-М» и «Тополь», жидкотопливные «Стилет», «Воевода».
Шло время, вооружение устаревало, и перед российским руководством стала задача о перевооружении всех составляющих отечественной «ядерной триады».
Эти комплексы призваны сменить со временем устаревающие межконтинентальные сисемы, поэтому Воткинский завод полностью переходит на создание комплекса «Ярс».
Развертывание и планы на будущее
РВСН России получили пилотные комплексы «Ярс» в 2009 году, хотя анонсировалось это событие на 2010 год:
- В 2010 году эти мощные ракеты заступили на боевой пост в Тейковской ракетной дивизии, базирующейся в Ивановской области. В состав подразделения входит 6 единиц РС-24.
- В 2013 году ракетные соединения Новосибирска и Козельска были перевооружены новыми межконтинентальными баллистическими ракетами.
По неофициальным данным на вооружении в Российских ракетных соединениях насчитывалось около 73 единиц РС-24, из них мобильных 63, 10 шахтных.
С 2015 года специалисты-конструкторы занимаются восстановлением железнодорожного ракетного комплекса под названием «Баргузин», который будет оснащен стратегическими МБР «Ярс». По данным Министерства Обороны РФ, гордость российских РВСН встанет на вооружение к 2020.
Более того, в ближайшее десятилетие планируется заменить новым комплексом РС-24 состоящие на вооружении РС-18 и РС-20 «Сатана». Основной ударной группой ядерного щита российских РВСН будут новейшие межконтинентальные баллистические ракетные комплексы «Ярс».
ДМБ
Двигатели
А теперь уделим немного внимания двигателям. Первые версии МБР эксплуатировали жидкостные ракетные движки: перед запуском их приходилось заправлять ракетным топливом весьма длительный период времени. Подготовка установки к полёту занимала несколько часов, а вот техническое обслуживание совершалось в считанные минуты. Для использования криогенных составляющих (Р-7) приборы стартового комплекса являлись весьма громоздкими.
Все эти нюансы значительно ограничивали стратегическую ценность этого оружия. Сегодняшние МБР используют движки, работающие либо на твёрдом топливе, либо на жидком высококипящем сырье с ампулизированной заправкой.
Такое оружие завод грузит в транспортно-пусковые контейнеры и доставляет заказчику. Таким образом, ракеты, находящиеся на хранении, в течение всего срока службы готовы к старту. Жидкостные заряды на стартовый комплекс доставляют в незаправленном состоянии. В них закачивают топливо после установки ТПК с зарядом в ПУ. Далее оружие может пребывать в боеготовом состоянии долгие годы. Подготовка к полёту занимает не более нескольких минут и производится дистанционно, по кабелям и радиоканалам, с удалённого командного пункта. Так же проводятся и регулярное тестирование ПУ и систем ракеты.
Интересно, что нынешние МБР, как правило, не имеют средств форсирования ПРО противника. Они могут состоять лишь из маневрирующих боевых блоков, средств постановки радиолокационных помех, ложных целей и так далее.
В перевооружаемые соединения РВСН поступила перспективная спецтехника РХБЗ
Лазеры
Их созданием занимаются страны, накапливающие военную мощь, чтоб иметь доминирующие позиции на суше, море и в воздухе. На разработку таких технологий уходят колоссальные деньги, но и результат поражает. Лазерный луч движется со скоростью света, что дает возможность поразить любую цель, даже быстро перемещающуюся и маневрирующую.
Мощность орудия может быть разной, сейчас установки способны выдавать до 50 кВт, но уже ведутся разработки, которые будут стрелять лучом в 120 кВт. Укрыться за прочной броней не получится, из чего следует, что следующим шагом оружейных компаний будет разработка сверхпрочного материала для защитных систем.
В наличии
Переходить к цифрам в этой области всегда трудно, так как российские военные не балуют общественность избытком публичности. Однако, опираясь на известные открытые источники и западные исследования, кое-что прикинуть можно.
На данный момент группировка РВСН включает ракеты четырех типов: Р-36М2 (не более 40–50 в позиционных районах Домбаровский и Ужур), «Тополь» (около 50–60), «Тополь-М» (18 мобильных в Тейково и 60 шахтных в Татищево) и «Ярс» (практически все наличные мобильные дивизии, а также в козельских шахтах). «Ярсов», как сообщил нам Шойгу, с 2012 года передано 109 единиц, однако это Шойгу стал министром обороны в 2012-м, а ракеты начали поступать раньше — еще с конца 2009 года. Так, свежий сборник The Military Balance, опирающийся на данные примерно годичной давности, утверждает, что всего Россия на тот момент обладала 117 развернутыми ракетами этого типа: 103 мобильными и 14 шахтными. Сейчас их, вероятно, уже более 120.
ярс
Подводная лодка проекта 667БДРМ «Дельфин» Северного флота ВМФ России на причале в Гаджиево Мурманской области
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Также к группировке РВСН принято относить 30 оставшихся от СССР шахтных ракет УР-100Н УТТХ, однако, по мнению западных экспертов, они уже выведены с боевого дежурства.
Морская группировка СЯС включает шесть лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» с 96 БРПЛ типа «Синева» и «Лайнер», а также три лодки проекта 955 «Борей» с 48 БРПЛ «Булава». В составе флота остается одна лодка проекта 667БДР «Кальмар» с 16 ракетами Р-29РКУ-02 («Станция-2»).
На сентябрь 2018 года агрегированные данные, передаваемые Россией в США по Новому договору СНВ, выглядели так: 517 развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков с 1420 боезарядами. Нетрудно видеть, что Россия недозагружает ракеты: если пересчитать все имеющиеся носители в максимальной загрузке блоками, то получится не менее 1,6 тыс. посадочных мест только на ракетах (возможно и более — в зависимости от соотношения «Синевы» и «Лайнеров» в боекомплекте проекта 667БДРМ). Это совершенно нормально, более того — при сохранении контрольных режимов такая практика продлится. Американцы практикуют это в еще большей степени: их «Трайденты», рассчитанные на 12–14 малых блоков или 8 средних, в среднем несут сейчас 4–5 боеголовок, а «Минитмены» переведены в моноблочное оснащение, хотя их штатная платформа разведения вмещает три боеголовки.
Особенности конструкции ракеты РС26
На протяжении трех лет в стенах МИТ шла кропотливая работа. В конструкции нового комплекса использованы основные элементы и узлы мобильных ракетных комплексов «Тополь» и «Ярс». Использована традиционная ракетная схема – многоступенчатая ракета с модулем, который отвечает за разведение боевых частей. По мнению экспертов, имеющих доступ к предварительной информации, новая ракета представляет собой унифицированную ракету «Булава», которая стоит на оснащении морских ядерных сил.
На это указывает наличие первых двух ступеней, взятых с БРПЛ «Булава». Третья ступень с маршевым двигателем имеет меньший диаметр и умещается в стартовый мидель ракеты «Булава». Новая видоизмененная конфигурация ракеты вызвана тем, что на ней планируется установить полезную нагрузку нового типа с разделяющимися головными частями. Каждая боеголовка оснащена индивидуальным двигателем, обеспечивающим маневрирование боеголовки во время самостоятельного полета.
Маршевые двигатели, стоящие на оснащении каждой ступени – это ЖРД3Д39, работающие на жидкостном топливе, состоящем из высококипящих компонентов, диметилгидразина и азотного окислителя. Ракета РС26 «Рубеж» в снаряженном состоянии должна весить не более 30-40 тонн. В соответствии с проектом новый ракетный комплекс должен иметь дальность 6-8 тыс. км. Минимальная допустимая дальность — 2 тыс. км. Допускается увеличение дальности полета боевой части уже в процессе боевой эксплуатации изделия.
Что касается боевой части, то ракета создавалась для доставки боевых частей различного типа, с одинарной боеголовкой и с РГЧ индивидуального наведения. По последним данным боевое применение ракеты с РГЧ ИН маловероятно, поэтому больший акцент делается на оснащение изделия одинарной ГЧ. В заводском исполнении боевое оснащение ракеты «Рубеж» должно быть аналогично оснащению ракетного комплекса «Ярс».
Мобильная пусковая установка для новой ракеты, как и все остальные российские мобильные ракетные комплексы, была белорусского происхождения. Транспортеры «МЗКТ» впервые были использованы для комплектации ракетных комплексов «Пионер». Еще в 2008 году между конструкторами ракеты и белорусскими автомобилестроителями был заключен контракт на создание нового транспортера, который должен быть меньше предыдущей модели. Колесная платформа должна иметь меньшую грузоподъемность, всего 50 тонн в сравнении с 80 тоннами предыдущих машин. Тягачи должны иметь колесную формулу 12х12. Для лучшей маневренности комплекса на пересеченной местности на машине 1, 2, 5 и 6 оси управляемые. Мощность силовой установки составляет 650 л.с..
https://youtube.com/watch?v=C1UX-48W6OQ