Арабский халифат и его распад

Распространение ислама среди других народов

Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.

Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие,
  • одеваться так же, как и арабы,
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде,
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.

Падение

В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Крепнет оборонный потенциал

Шииты

Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии

Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.

Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.

Распад халифата

Уже со второй половины 9 века в политической жизни халифата начались серьезные проблем, и он распался. После, основной целью правителей были завоевания, которые пытались не создавать халифаты, а подчинить их себе

Угнетение столь важной для культуры Ислам государственности, привело к серьезным народным распрям

В результате правители-халифы просто исчезли. В последствие только Османская Империя имела схожие условия в правлении что и у халифата.

Важно!

Халифат как государственность существовал недолго, так как власть, переданная человеку, всегда вела к его угнетению и появлению жажды наживы.

По большому счету народное осознание несостоятельности государственного управления халифатом привело к многочисленным восстаниям на Ближнем востоке. Сепаратистские течения все с большей силой и агрессией пытались побороть влияние халифов.

На данном этапе современности понимание того что такое халифат приводит к тому, что такой государственный строй можно приравнять к авторитаризму.

Эпоха «Праведного халифата»

Первым халифом стал тесть Мухаммеда и его сподвижник Абу Бакр. Поскольку пророк не оставил наследника, лидеры мусульманской общины выбрали его после смерти Мухаммеда в том же году в Медине, которую пророк избрал в качестве столицы.

Это было началом эпохи «Праведного халифата», в течение которой правили четверо «праведных халифа».

После известия о смерти Мухаммеда от ислама отошла практически вся Аравия, исключая Медину и несколько областей. Абу Бакр вернул в лоно ислама вероотступников и сразу направился походом на Византию и Персию.

Абу Бакр, принявший титул «повелитель правоверных» и передавший его всем своим наследникам, правил всего два года: с 632 по 634 год. Перед смертью он назначил халифом Умар ибн Хаттаба. Тот продолжил завоевания и присоединил Месопотамию, Вавилонию, Сирию, западный Иран…

Он процарствовал и провоевал около десяти лет. Умер в 644 году, тогда совет мусульманских лидеров возвел на престол Усмана Ибн Аффана, который присоединил восточный Иран вплоть до Амударьи. Его убийство вызвало междоусобицу и приостановило завоевания и распространение ислама.

Последний из четырех «праведных халифов» Али ибн Абу Талиб, зять, двоюродный брат и соратник Мухаммеда, воцарившийся в 656 году, правил 6 лет. После его убийства настала эра Омейядского халифата и длилась до середины восьмого века.

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

Арабские завоевания в VIII веке.

Арабские завоевания. Схема. Арабские завоевания. Карта.

В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили себе племена берберов и обратили их в ислам.

В 711 г. арабы переключились на Европу, на Пиренейский полуостров и завоевали почти полностью королевство вестготов (Испанию). Но в дальнейшем при столкновении с франками в 732 г. арабы были отброшены на юг.

На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Они не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

https://youtube.com/watch?v=-SOwLIYy8hc

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.

В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.

Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

АРМИЯ РОССИИ

Торговые связи и развитие экономики

Арабское покорение народов поспособствовало развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного уклада. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и укреплялись торговые направления, проторенные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесел и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали экономический и культурный подъем. На маршрутах трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, улучшалась жизнь самих арабов. Благодаря оживленной коммерции, старинная Мекка превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Установление феодального строя в халифате.

В завоёванных странах арабы перенимали у местного населения его занятия, смешивались с ним Чаще и охотнее, чем раньше, занимались земледелием и ремеслом. На арабов сильно повлияла высокая культура покорённых стран. Арабская знать захватила огромные земельные владения. Ещё до арабского завоевания иранские, византийские, североафриканские, испанские феодалы эксплуатировали крепостных крестьян. Арабская знать сочла такой порядок очень удобным для себя и поддержала его, сохранив крепостнические отношения. Местные феодалы переходили в ислам, постепенно смешивались с арабской знатью.

Крестьяне должны были по-прежнему платить своим старым и новым господам, местным и арабским феодалам, большой денежный оброк, выполнять тяжёлую барщину. За пользование оросительными каналами они около половины урожая отдавали в казну халифов. Многих крестьян заставляли носить на шее свинцовые бирки с указанием их места жительства, чтобы они не могли покинуть своих господ. Особенно тяжело приходилось тем, кто не хотел переходить в новую веру.

В странах халифата возникли два класса. Знать, богатые землевладельцы, мусульманские священники и чиновники составляли класс феодалов. Трудившиеся на них крестьяне и ремесленники были зависимыми людьми. В халифате установился феодальный строй.

Аравия до ислама.

Природа и население Аравии в средние века.

Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн кв. км, т. е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами.

Социально-культурный и экономический уровень развития различных областей этого региона был неодинаков.

Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н, э. сложиласьразвитая земледельческая культура, опиравшаяся на сложную систему ирригации. Но кочевники-скотоводы (бедуины) составляли основное население полуострова.

Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. У них выделялась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились и зависимые бедные люди, вынужденные работать на своих богатых сородичей.

Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой; социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.

Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческих хозяйствах, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя.

Среди арабов были также и жители городов, самые крупные из которых возникали в оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, который шел вдоль Красного моря. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Самым крупными были города Мекка и Ясриб. В Мекке каждую весну проводились ярмарки.

Аравийские бедуины.

Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святым местом для всех арабов был старинный храм Кааба («куб»), располагавшийся в центре Мекки, которая уже тогда была религиозным центром Западной Аравии. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим с неба на землю камнем, которому поклонялись с древних времен, и с культом бога племени курейш — Аллаха (от араб. илах — «хозяин»). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов.

Среди бедуинов не было единства: множество племен и родов вели между собой вражду из-за пастбищ. Племенные вожди из богатых родов возглавляли набеги, выбирали места для кочевий, разбирали ссоры между соплеменниками. Рабы-пленники работали на них.

В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере полуострова укрепилась Византия. Торговля быланарушена, бедуины лишились доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ухудшала положение. Объединение разоренных арабских племен, к тому же поклонявшихся разным богам, стало насущной необходимостью, потому что только вместе арабы могли противостоять завоевателям.

Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Ислам становится политической силой

Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.

Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.

Какие факторы способствовали единству Арабского халифата

Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.

Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий

Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению)

В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:

  • Религиозная.
  • Нравственная.
  • Юридическая.
  • Бытовая.

Арабский халифат

Арабский халифат — самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией — исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» — то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:1. Ограничить ростовщичество.2. Установить­ милостыню беднякам.3. Освободить рабов.4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» — Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;- шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;- хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.­В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:- дамасский, когда правила династия Омейядов;- багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.­Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров — военных наместников, которых назначал сам халиф.Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

см. также:Все статьи по истории

Возникновение ислама и объединение арабов

Проповедником религии

Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

Автор статьи:
Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector