Кузнецов, николай герасимович
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Отчёт SIPRI
- «Адмирала» таки украли
- Хотите узнать о космосе больше? Начните заниматься прямо сейчас
- Кузнецов Николай Герасимович краткая биография
- Ссылки
- Частные объявления
- Читайте также
- Участие в походах с 1995 года
- Структура вооружённых сил Русского царства и особенности воспитания войска
- Сколько вещества во Вселенной?
- Лотос в садовом пруду
- Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
- Виды и источники загрязнения окружающей среды
- Пакистанский ядерный потенциал
- Как построена армейская иерархия
- Память
- «Он был на своём месте»
- Первая опала
- Военный опыт
- Конструкция крейсера
- Сочинения
- Морская закалка
Содержание
Содержание
Отчёт SIPRI
«Адмирала» таки украли
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.
Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.
Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».
1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:
«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.
Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.
— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…
— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».
Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…
Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.
— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…
— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.
— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.
В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».
Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.
Хотите узнать о космосе больше? Начните заниматься прямо сейчас
Кузнецов Николай Герасимович краткая биография
Знаменитый флотоводец родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки Велико-Устюжского уезда, затерянной в северных лесах Вологодской губернии. В 1917 году, после смерти отца переехал в Архангельск к родному дяде и устроился на работу рассыльным в морской порт. Мечтая стать моряком, в октябре 1919-го в возрасте 15 лет, приписав себе два года, пошел добровольцем в Северо-Двинскую военную флотилию, сначала секретарем в штабе, а потом матросом. В 1921 году был переведен на Балтийский флот и поступил в подготовительную школу Военно-морского училища в Петрограде, а с 1923-го начал обучение в самом училище. В 1925 году Кузнецов вступил в ряды ВКП(б). После окончания училища с отличием в 1926 году, выбрал местом службы Черноморский флот и был зачислен вахтенным начальником в команду крейсера «Червона Украина», который только что сошел со стапелей завода. В 1929 году поступил на оперативный факультет Военно-морской академии, которую также закончил с отличием. После обучения, Кузнецов в 1933 году получил должность старшего помощника крейсера «Красный Кавказ», а через год вернулся на «Червону Украину», но уже командиром корабля. Под его командованием крейсер стал лучшим на флоте и в 1935-м он был награжден орденом Красной Звезды.
В 1936-м Кузнецов был отправлен в охваченную гражданской войной Испанию военно-морским атташе, исполняя обязанности главного военно-морского советника при правительстве Республики. По возвращению в СССР в 1937 году, получил ордена Ленина и Красного Знамени, звание капитана 1-го ранга и отправился помощником командующего на Тихоокеанский флот. В январе 1938-го Кузнецов был назначен его командующим, а через месяц ему присвоено воинское звание флагман 2-го ранга. Впервые в истории военно-морских сил России 36-летний капитан 1-го ранга возглавил флот. В июле 1938-го Тихоокеанская эскадра оказывала поддержку наземным частям Красной Армии во время японского вторжения в районе озера Хасан. В марте 1939 года Кузнецов занял должность заместителя Наркомата Военно-Морского Флота СССР, а уже в апреле он назначен Народным комиссаром ВМФ СССР, став самым молодым наркомом в советском правительстве.
Ссылки
Частные объявления
Читайте также
Участие в походах с 1995 года
Первый поход крейсера состоялся в 1995 году. Однако он чуть было не обернулся трагедией, поскольку корабль попал в штормовую погоду, в результате чего получил тяжелые повреждения.
Новый выход в Средиземное море должен был состояться в 2000 году. Но из-за трагедии подводного «Курска», планы были отменены. Следующий этап – поход в Северную Атлантику, который состоялся в 2004 году. В течение похода крейсер нес боевую службу.
Команда крейсера «Адмирал Кузнецов» в 90-х годах
2007 год — авианосец совершает второй выход в Средиземное море и располагается там на протяжении двух месяцев. После корабль ожидал плановый ремонт, в процессе которого была проведения модернизация большинства устройств.
В 2011 году авианосец отправился в Сирию, где достиг пункта МТО военно-морского флота России. Далее был еще один выход в Средиземное море в 2014 году, после которого крейсер отправился на очередные ремонтные работы.
Структура вооружённых сил Русского царства и особенности воспитания войска
Сколько вещества во Вселенной?
Лотос в садовом пруду
Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие
Виды и источники загрязнения окружающей среды
Пакистанский ядерный потенциал
Как построена армейская иерархия
Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:
- «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» — военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
- «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) — солдаты, прослужившие менее полугода;
- «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) — военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
- «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» — солдаты, прослуживший один год;
- «Дедушки», «деды», «старики» — срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
- «Дембель» — неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.
В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».
«Дед» — это вершина неофициальной армейской иерархии
Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.
Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму, посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.
«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.
В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.
https://youtube.com/watch?v=hUck4F04XKY
Память
Памятная серебряная монета ЦБ РФ «Авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“» в серии «300-летие Российского флота». Аверс.
Памятники Кузнецову воздвигнуты в Севастополе, Владивостоке, Архангельске и Вологде. Бюсты Кузнецова установлены в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге, во дворе школы № 1465 его имени в Москве, во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве, у Дома детского творчества в городе Котласе, в сквере речников в Великом Устюге, у входа в Нахимовское военно-морское училище в Мурманске.
Мемориальные доски установлены на здании Главного штаба ВМФ в Москве, на доме № 9 по Тверской улице в Москве, на доме на улице Запарина в Хабаровске.
Мемориальный музей создан в деревне Медведки Котласского района Архангельской области.
Министерством обороны Российской Федерации учреждена медаль «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов».
Именем Кузнецова названы:
- улицы в Великом Устюге, Архангельске, Владивостоке, Железнодорожном и Котласе; площадь в Барнауле;
- тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — флагман российского ВМФ;
- Военно-морская академия;
- подводный остров в Тихом океане;
- пролив между островами Беринга и Медным;
- теплоход на реке Северной Двине;
- средние школы № 4 в городе Таре Омской области, № 1465 в Москве.
«Он был на своём месте»
В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.
Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.
«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.
Также по теме
Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье
29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…
После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.
«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.
В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.
Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.
В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.
- Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске
6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.
По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.
«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.
«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.
Первая опала
25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых Сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых Сил СССР. В январе 1947 года в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.
12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых Сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом Министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.
— 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.
С июня Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.
С февраля — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
В январе 1951 года Кузнецову было присвоено «очередное» воинское звание — вице-адмирал.
20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года — после смерти Сталина и снятия судимости.
Военный опыт
От теории и учений к практике пришлось перейти в 1936 году. Он был направлен на гражданскую войну на территории Испании. Во время этих боевых действий Кузнецов был главным советником республиканского правительства по военно-морским вопросам.
Чтобы скрыть свое участие в военном конфликте на территории чужого государства, действовал под псевдонимом. Интересно, что он называл себя дон Николас Лепанто. Псевдоним он выбрал не случайно, взяв в качестве фамилии название самого известного морского сражения, в котором Испания одерживала победу. Битва при Лепанто — это битва, произошедшая в Ионическом море в 1571 году. В ней сошлись Священная Лига, в которую входила Испания, с Османской империей. Итогом стала убедительная победа союзников.
Во время гражданской войны Кузнецов непосредственно занимался организацией и руководством боевыми операциями республиканского флота, решал вопросы обеспечения приема транспортов с родины. Успешно вернувшись из опасной командировки, был награжден орденами Красного Знамени и Ленина.
В 1937 году получил повышение по службе. Кузнецову присвоили звание капитана первого ранга. С начала 1938-го до весны 1939 года в качестве командующего возглавлял Тихоокеанский флот. В этот период он получает звание флагмана второго ранга.
Корабли, входившие в состав Тихоокеанского флота, под управлением Кузнецова принимали участие в боях у озера Хасан. Они выполняли задачу по поддержке сухопутных сил.
После того как героя нашей статьи перевели с Дальнего Востока, он был направлен в Нарком Военно-Морского Флота, заняв пост заместителя народного комиссара.
Конструкция крейсера
Вид крейсера спереди, сзади и сверху
В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.
Конструктивная защита
Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах — вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.
Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:
- создание ложных акустических целей;
- формирование противоторпедных минных полей;
- поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.
Корпус
Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.
По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.
Палубы
Схема крейсера и его компонентов
Общее количество палуб, включая командные — 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.
Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.
Авиафинишер «Светлана-2»
Авиафинишер — устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.
Навигационная и оптическая система
Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:
- «Стрельна-1» — центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
- система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
- «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
- приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
- двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.
Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.
Сочинения
Морская закалка
Николая Кузнецова отправили служить на Черноморский флот, на новый крейсер «Червона Украина». За три года молодой офицер прошёл путь от командира батареи до старшего вахтенного начальника и получил направление в Военно-морскую академию.
В 1932 году, после выпуска из академии, служившей кузницей командных кадров флота, Кузнецов был назначен старпомом на крейсер «Красный Кавказ». А всего через год уже принял под своё командование «Червону Украину». На родном крейсере Кузнецов разработал систему боеготовности одиночного корабля, которая в дальнейшем была принята на всех флотах Советского Союза. Командир вместе с командой прорабатывал методы экстренного прогрева турбин, стрельбы при максимальной скорости движения, использования авиации для корректировки огня. «Крейсер «Червона Украина» вышел на первое место среди кораблей Морских сил СССР», — пишет в своей книге «Адмирал Кузнецов» историк Владимир Булатов.
- Крейсер «Червона Украина»
- РИА Новости
В августе 1936 года Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе, главного военно-морского советника и руководителя советских моряков-добровольцев. Он не только помогал законному правительству Испании при планировании боевых операций, но и отвечал за приём доставленной из СССР по морю военной техники, а также переправлял в Советский Союз испанских детей-сирот, потерявших родителей на войне.
В 1937 году Кузнецов вернулся в СССР и был награждён двумя орденами — Ленина и Красного Знамени. После Испании его сразу назначили на должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Он не успел даже принять дела, как получил новое назначение — теперь уже на пост командующего. Его начальника, флагмана 1-го ранга Григория Киреева, в январе 1938 года вызвали в Москву и арестовали.
Также по теме
«Горели камни и земля»: чем уникален подвиг советского морского десанта на Малой земле
4 февраля 1943 года советские морские пехотинцы провели успешную десантную операцию, закрепившись на клочке Черноморского побережья….
Оказавшись на новой должности в разгар Большого террора, Кузнецов быстро испортил отношения с ежовскими кадрами в местном НКВД, отказавшись выдавать им для расправы своих подчинённых. Но, несмотря на это, репрессии обошли его стороной, а Тихоокеанский флот сохранил свой военный потенциал.
В ходе боёв в районе озера Хасан морские силы под командованием Кузнецова оказывали поддержку советским сухопутным войскам. Когда сильные дожди размыли дороги, блокировав снабжение войск, Кузнецов мобилизовал сотни рыболовецких судов для подвоза на передовую подкреплений, боеприпасов и техники.
В марте 1939 года Кузнецов стал делегатом XVIII съезда ВКП(б). Председатель Совнаркома Вячеслав Молотов предложил ему выступить на съезде с речью. Командующий согласился и рассказал об опыте взаимодействия армии и флота в ходе боёв с Японией, заявив о необходимости укрепления военно-морских сил. На съезде Кузнецов был избран членом ЦК ВКП(б), а затем встретился лично с Иосифом Сталиным. Ещё через день он стал первым заместителем наркома Военно-морского флота.