Размышления о фрегатах проекта 22350м
Содержание:
- Содержание
- Проект 22350М
- История проектирования
- История проектирования
- Баллистическая ракета «Фау-2»
- Правительственная программа по строительству проектов 22350
- История проектирования
- Боевые характеристики кораблей 1-го ранга – фрегатов проекта 22350
- Описание системы
- В соответствии с мировыми тенденциями
- Замещённая Украина
- Технические характеристики
- Особенности конструкции кораблей проекта 22350
Содержание
Проект 22350М
По данным 2019 года ведётся разработка модернизированного фрегата проекта 22350М. По неофициальным сведениям до конца 2019 года планировалось завершить эскизный проект корабля. На июль 2020 года работа по созданию фрегатов проекта 22350М продолжается.
Стандартное водоизмещение фрегата 7000 тонн (8000 тонн полное), длина составит 160 м (наибольшая), ширина 19,0 м (наибольшая), осадка 5,0 м, скорость полная 30 узлов (14 узлов экономическая), автономность 30 суток, экипаж 300 человек, ГЭУ фрегата газотурбинная «Сатурн»: 2-ва маршевых М70ФРУ мощностью по 8 МВт (14 000 л.с.) и 2-ва форсажных М90ФР мощностью по 20 МВт (27 500 л.с.), боекомплект ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр» 48 единиц, ПВО ЗРК «Полимент-Редут» с УВП на 96 ячеек для ракет, 2-ва вертолёта и БПЛА в 2-х палубных ангарах.
История проектирования
Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагалось объявить ещё в начале 2002 года. Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года.
В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали cоглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».
История проектирования
Закрытый тендер на постройку головного корабля этого проекта для Военно-Морского Флота России предполагалось объявить ещё в начале 2002 года. Эскизный проект корабля был разработан в «Северном проектно-конструкторском бюро» и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года.
В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом» и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали cоглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».
Баллистическая ракета «Фау-2»
Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.
В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.
Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.
Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.
Правительственная программа по строительству проектов 22350
Программа 22350
Пр. 22350 рассчитана на строительство многоцелевых фрегатов дальней морской зоны для российского флота. Акцент делается на создании технически-оснащенных кораблей, способных выполнять поставленные задачи с наибольшей эффективностью.
С утверждением данного проекта в 2003 году планировалось за 15-20 лет построить до 20 кораблей. Позже планы были пересмотрены и в рамках проекта запланировано всего 10-12 фрегатов. В 2014 ожидания увеличены до 15 судов.
С учетом задержек и возникших проблем на 2020 год флоту передан только один корабль проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Следующий в серии «Адмирал флота Касатонов» проходит ходовые испытания. Два фрегата были заложены в 2013 и 2014, еще два — в 2020. Об окончательном количестве кораблей в серии точных данных пока не имеется.
История проектирования
Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагалось объявить ещё в начале 2002 года. Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года.
В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали cоглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».
Боевые характеристики кораблей 1-го ранга – фрегатов проекта 22350
Корпус ракетоносного фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4,85 мили. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых спецназовцев). Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Транцевая корма. Форштевень острый. Дно двойное.
Корабль считается «Невидимкой» для службы в акваториях морей и океанов. При шторме до 5 баллов сохраняет свою боеспособность. Успокоители качки новейшие. Боезапас с усиленной защитой. Для вертолёта Ка-27ПЛ есть ангар. Фрегат с высокой степенью защиты от опасности с воздуха, предназначен для уничтожения подводных и надводных кораблей. Проект 22350 будет основным боевым кораблём в групповых соединениях, подводных и надводных.
Описание системы
Mauser System 98, замок — частично демонтирован
Mauser System 98 — это система запирания с затвором, разработанная для многозарядных винтовок. Однако он также используется в однозарядных винтовках и, в меньшей степени, в модифицированных многозарядных винтовках и малокалиберных многозарядных ружьях .
Система состоит из двух основных компонентов, блокирующий цилиндра или запирающего элемента (замок для краткости) и фиксирующей втулки.
Боек и штифт пружины обжига с их удерживающих устройств расположены внутри массивной цилиндрической запирающей части. В передней части затвора имеется отверстие для бойка, который при выпуске выстрела выстреливает вперед, как задний конец патронника. Также на передней части замка есть два прочных фиксатора для запирания замка. В заднюю часть затвора ввинчивается узел бойка, пружины бойка и предохранителя . На стороне стопорного элемента в задней части болта ручки (прямой или изогнутой в зависимости от функции) с болтом ручкой шара. Экстрактор также установлен сбоку фиксирующего элемента с подвижно установленным кольцом . Подвижный монтаж необходим, потому что положение экстрактора не изменяется в блокирующей втулке во время повторяющегося процесса.
Ствол , содержащий картридж камеры является ввинчивается в переднюю часть запирающего случае . При необходимости для точной настройки и адаптации к длине используемого боеприпаса расстояние между патронником и казенной частью регулируется проставками. В середине запирающей втулки имеются отверстия, вплоть до магазина / магазин коробки и вверх , как окно выброса для картриджей / гильз повторяющихся из системы . Фиксирующий элемент вставляется в заднюю открытую часть запирающей втулки. Непреднамеренное выскальзывание затвора назад при повторении (сквозной зарядке) предотвращается соответствующим предохранительным устройством на затворе.
В соответствии с мировыми тенденциями
На сегодняшний день на «Северной верфи» в процессе достройки находятся два корабля проекта 22350 — «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков». Предполагается, что они пополнят российский флот в 2021 и 2022 годах. В апреле 2019 года в присутствии президента РФ Владимира Путина на «Северной верфи» были заложены ещё два фрегата — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Они будут сданы ВМФ в 2024 и 2025 годах.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев подчеркнул, что строительство кораблей проекта 22350 позволит России сохранить и упрочить статус океанской державы. По его словам, потребность ВМФ в этих фрегатах чрезвычайна велика и в перспективе будет только возрастать.
- «Адмирал Касатонов» в акватории Невы
- РИА Новости
«Проект 22350 можно уверенно отнести к первому рангу. Мы впервые в постсоветской истории начали строить корабли данного класса. Это современные многоцелевые корабли. Их строительство соответствует утверждённым ранее доктринальным документам, согласно которым Россия должна сохранить ведущие позиции в Мировом океане», — отметил Корнев.
У проекта 22350 был достаточно непростой старт — сроки передачи фрегатов ВМФ постоянно сдвигались, в том числе из-за введённого Киевом запрета на поставку морских двигателей в РФ.
Однако на сегодняшний день все препятствия для дальнейшей реализации проекта устранены. Отечественная оборонная промышленность завершила разработку всех систем корабельного вооружения и нашла замену газотурбинным агрегатам, которые поставлял расположенный в Николаеве НПКГ «Зоря — Машпроект».
- Корабль проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге
- РИА Новости
С 2018 года все элементы двигателей для проекта 22350 выпускаются на мощностях НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). В феврале 2019 года завод «Северная верфь» получил первые дизель-газотурбинные агрегаты отечественного производства.
«Трудности, с которыми столкнулись российские конструкторы, на мой взгляд, были связаны с новизной множества решений, которые воплощены в проекте 22350. Но всё это позади. Фрегаты полностью отвечают мировым тенденциям кораблестроения и обладают большим модернизационным потенциалом», — сказал Корнев.
В настоящее время специалисты СПКБ разрабатывают более совершенную версию корабля проекта 22350. Впервые макет модернизированного судна был представлен на МВМС-2017.
Также по теме
На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года
Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…
Предполагается, что фрегат будет крупнее предшественника. По данным источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе, водоизмещение обновлённого фрегата составит 7 тыс. тонн, а боекомплект — 48 крылатых ракет. Планируется, что ВМФ получит до 12 кораблей проекта 22350М. Головной фрегат будет построен в рамках действующей госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2027 года.
Дмитрий Корнев считает, что модернизированный сторожевой корабль получит универсальную автоматизированную систему управления вооружением и приблизится по боевым возможностям к эсминцу или крейсеру. Также эксперт убеждён, что на основе технологических решений в рамках проекта 22350 будет строиться отечественный эскадренный миноносец проекта 23560 «Лидер».
«Проект 22350 — это будущее отечественного флота. Фрегаты, включая модернизированные образцы, в перспективе заменят значительную часть советских кораблей 1-го ранга. Кроме того, опыт их разработки и эксплуатации позволит запустить строительство эсминцев «Лидер», без которых России в Мировом океане также не обойтись», — подытожил Корнев.
Замещённая Украина
В прошлом году генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин сообщил, что корпорация закрыла потребность в двигателях для кораблей ВМФ России, которые ранее изготавливались на украинских предприятиях.
«ОДК выполнила работы по заказу Минобороны по разработке базовых газотурбинных двигателей для Военно-морского флота России от 8 тыс. л. с. до 25 тыс. л. с. Это двигатели семейства М70, как для кораблей класса «Зубр» и «Мурена» на воздушных подушках, так и очень ожидаемый двигатель М90ФР для кораблей проектов 22350 и 20386», — заявил тогда Шмотин.
До 2014 года Россия была основным заказчиком продукции заводов ПАО «Мотор Сич» (Запорожье) и ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» (Николаев). Данные предприятия ежегодно поставляли десятки двигателей для нужд российской армии и флота.
- Корабельный комплекс ПК-10 на борту фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» в порту Североморска
- РИА Новости
В 2015 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой и тем самым уничтожил существовавшие со времён СССР связи. Украина выполнила контракты, заключённые с российскими коллегами до 2015 года, но отказалась подписывать новые соглашения даже на продукцию двойного назначения.
После разрыва военно-технического сотрудничества с Киевом российская сторона столкнулась с проблемой обеспечения боевых кораблей газотурбинными двигателями.
На время было приостановлено строительство второй тройки фрегатов проекта 11356, двигатели для которых делались на украинском заводе «Зоря» — «Машпроект».
Было принято решение начать производство российских газотурбинных двигателей корабельного класса на заводе «ОДК-Сатурн». С 2014 по 2017 год на предприятии велись опытно-конструкторские работы по силовым установкам М90ФР (они используются на фрегатах проекта 22350), «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-Р2.
В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что Россия окончательно заместила украинские силовые установки в своей авиационной и морской технике.
Также по теме
«Новый вызов для Пентагона»: хватит ли ВМС США 500 кораблей и подлодок для сдерживания России и Китая
В течение ближайших 25 лет ВМС Соединённых Штатов собираются довести численность кораблей и подводных лодок до 500 единиц. Об этом…
«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт — и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые, действительно, мы ещё испытывали в 2014 году, пройдены. Это были в основном двигатели для вертолётов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов «корвет» и «фрегат», — отметил Борисов.
Борисов добавил, что пострадали от разрыва сотрудничества с Россией прежде всего сами предприятия украинского ОПК.
«Они потеряли эти рынки сбыта, не знаю, чем они сумели их заместить. Вопрос замещения украинской продукции оборонно-промышленного комплекса для России закрыт, такого вопроса больше нет», — сказал вице-премьер.
То, что российские конструкторы, инженеры с нуля за сравнительно короткое время смогли создать новый агрегат, демонстрирует высокий технологический задел страны, отметил военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.
«Теперь Россия не будет нуждаться ни в украинских двигателях, ни в других комплектующих из любой другой страны. К тому же российские корабли, поставка которых была приостановлена ВМФ РФ и на которых стояли украинские двигатели, будут сходить с конвейера один за другим. Россия усилит Черноморский, Северный, Тихоокеанский и Балтийский флот», — подчеркнул эксперт.
СССР был одним из лидеров в области производства газотурбинных двигателей для кораблей, но после распада Союза эти компетенции были утрачены, пояснил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.
Технические характеристики
«Адмирал Горшков» в открытом море
Фрегат Адмирал Горшков имеет следующие технические характеристики:
- стандартное водоизмещение — 4500 т, полное — 5400 т;
- длина — 135 м;
- ширина — 16 м;
- осадка — 4,5 м;
- скорость хода — до 30 узлов;
- дальность плавания — 4500 миль;
- автономность плавания — 30 суток;
- экипаж — 180-210 человек.
ТТХ рассчитано на осовременивание флота до конкурентоспособного уровня с другими государствами. Несмотря на проблемы, возникшие при сборке и испытаниях, фрегат проекта 22350 Адмирал Горшков по последним новостям отвечает всем необходимым параметрам современного технически оснащенного судна. Немаловажную роль в данном вопросе играет и его вооружение.
Особенности конструкции кораблей проекта 22350
Изначально фрегат проектировался как корабль с высокими мореходными качествами. Корпус судна имеет протяженный полубак, обеспечивающий хорошую мореходность кораблю в условиях штормовой погоды при волнении 4-5 баллов. На корпусе установлены боковые успокоители качки с неубирающимися рулями.
Энергетическая установка
Основная двигательная установка на новых фрегатах сегодня представлена двумя ГТД М90ФР суммарной мощность 55 тыс. л. с. Двигатели — результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и украинского НПП «Зоря-Машпроект». Газотурбинные установки являются двигателями 4-го поколения и способны обеспечить кораблям высокие скоростные и ходовые характеристики. Максимальная скорость судна при форсированном режиме работы энергетической установки составляет 29 узлов.
https://youtube.com/watch?v=enCpFvLd4l8
Экономический ход обеспечивается двумя дизельными двигателями 10Д49 мощностью 5200 л.с. каждый. При экономичном ходе на скорости 14 узлов фрегат способен преодолеть расстояние до 4000 миль.
Системы вооружений
Начиная с головного корабля «Адмирал Горшков», новые фрегаты планируется оснастить самыми современными системами вооружения. По мощности и типу вооружения фрегат можно условно приблизить к ракетным крейсерам типа «Грозный». Основная ударная мощь корабля заключается в 16 ПКР «Москит», которые являются модификацией ракетного комплекса «Калибр-НК». Как и другие новые российские боевые суда, фрегаты оснащены универсальной автоматической артиллерийской установкой А-192.
Противовоздушную оборону осуществляли модули зенитно-ракетного комплекса «Редут». Кроме зенитных ракет угрозе с воздуха и для борьбы с малоразмерными целями на море должен противостоять универсальный ракетно-пушечный комплекс «Палаш».