Крейсера проекта 1144 «орлан»
Содержание:
Содержание
Основные сведения
Это тяжелые крейсеры с ядерной энергетической установкой, закладка и спуск на воду которых осуществлялись на Балтийском заводе с 1973 по 1998 год. Их уникальность как раз-таки в ядерном «сердце», так как в составе советского и российского флота таких надводных кораблей больше нет и не было. НАТО эти суда также оценило: размер и вооружение их внушали уважение любому потенциальному противнику. Конструктор, отвечавший за проект 1144, — Борис Израилевич Купенский. На должности его заместителя стоял Юхин Владимир Евгеньевич. Как бы стандартно это ни звучало, но у этих кораблей и в самом деле нет аналогов в мировом судостроении. Они полностью универсальны, позволяют выполнять задачи по уничтожению надводных и подводных кораблей противника. На данных судах было установлено ракетное вооружение такого класса, что можно было с высокой степенью вероятности гарантировать полное уничтожение практически любой группировки вероятного противника.
Известен проект 1144 еще и тем, что эти корабли были наиболее крупными в мире, не считая авианосцев. Ближайший американский аналог, крейсер «Вирджиния», меньше в 2,5 раза по водоизмещению. Суда эти многофункциональны: они могут выполнять долговременные боевые задачи практически во всех частях Мирового океана, осуществлять поддержку и прикрытие как надводных кораблей, так и береговых укреплений. Вообще на вооружении они имели практически все новейшие средства, к тому времени созданные в СССР. Основной ударной силой была ракетная система «Гранит».
Боевое и защитное вооружение
Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания
Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника
Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией
В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.
ПКР П-700 «Гранит»
«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.
ЗРК «Форт»
В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.
ЗРК «Оса-М»
Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.
«Тор-М1»
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.
Противолодочное вооружение
Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.
Артиллерийские комплексы АК-630
Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.
Проект «Орлан»
Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 (шифр «Орлан») строились в СССР и России в 1974‒1998 годах. Всего Военно-морскому флоту было сдано четыре таких корабля. Первые два («Киров» и «Адмирал Лазарев») вывели из боевого состава в 1990-е годы.
Третий корабль серии — «Адмирал Нахимов» (до 1992 года имел название «Калинин») — законсервировали в 1997 году. Летом 2013-го был подписан контракт на его капитальный ремонт с модернизацией на судостроительном заводе «Севмаш».
Обновлённый крейсер планируют сдать флоту в 2022 году. В результате модернизации он будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками.
Алексей Рахманов
президент Объединённой судостроительной корпорации
Атомные крейсеры проектов 1144 и 1144.2 в составе российского флота
Над созданием крейсера «Пётр Великий» трудились долгих 12 лет. Он был заложен 25 апреля 1986 года на Балтийском судостроительном заводе под наименованием «Юрий Андропов» и спущен на воду спустя три года — 25 апреля 1989 года.
Вступил в состав Северного флота в 1998 году под наименованием «Пётр Великий». 18 апреля в торжественной обстановке на борту корабля был поднят Андреевский флаг.
В разные годы на борту корабля побывали президенты России Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер своей гидроакустикой первым обнаружил место катастрофы атомной подлодки «Курск» в Баренцевом море. Затем на нём длительное время размещался штаб для оказания помощи. Также в задачи входила охрана района, обеспечение связи всех судов и координация действий. В августе 2001-го крейсер патрулировал акваторию во время подъёма лодки.
Указом президента РФ от 28 июля 2012 года «Пётр Великий» был награждён орденом Нахимова за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования. 10 января 2013 года Владимир Путин во время своего визита в Североморск лично вручил командиру крейсера орден Нахимова.
В настоящее время столь многофункциональный и разнопланово вооружённый корабль есть только у России. «Пётр Великий» прямых аналогов за рубежом никогда не имел: американские атомные крейсеры УРО (с управляемым ракетным оружием) типа Virginia Были выведены из состава флота в середине 1990-х годов в связи с высокой стоимостью и трудоёмкостью обслуживания атомных силовых установок («Вирджиния») по водоизмещению в 2,5 раза меньше. Первый в мире надводный боевой корабль с ядерной силовой установкой USS Long Beach Атомный ракетный крейсер США, выведен из состава флота в 1995 году
был также меньше в 1,5 раза Полное водоизмещение — 16 600 т.
Владимир Касатонов
командир корабля с 2000 по 2005 год, вице-адмирал
Вместо заключения
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100—150 тыс. жителей.
Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение
- Стандартное: 23 750 т
- Полное: 25 860 т
Размеры
- Длина наиб.: 250,1 м
- Ширина наиб.: 28,5 м
- Осадка габ.: 10,3 м
Скорость хода
- Полная — 31 узел (более 55 км/ч)
- Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч)
- Автономность плавания: 60 суток
Экипаж
759 человек (в том числе 120 офицеров)
Энергетическая установка
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.
Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с
Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.
Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.
История строительства
Разработку проекта было поручено вести коллективу Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде, главным конструктором и руководителем коллектива проектировщиков был назначен Б. И. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК). От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту был капитан 1 ранга А. А. Савин.
С 1977 по 1996 годы по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера из семи запланированных. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.
26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.
31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»).
30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов»).
В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии — ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом — «Пётр Великий»). Передача флоту планировалась на 1992 год, однако его строительство завершилось только в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья. В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам некоторых военных экспертов, одним из самых мощных ударных кораблей в мире.
Всего программа строительства атомных крейсеров предполагала 7 единиц. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирал Кузнецов». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), седьмой «Варяг», о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».
Тактико-технические характеристики
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».
Модули
Максимальная скорость хода(уз) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|
ЭУ 20 000 л.с. | 25 |
Скорострельность(выст./мин) | Время поворота на 180°(с) | Максимальное рассеивание(м) | Максимальный урон ОФ снарядом(HP) | Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) | Максимальный урон ББ снарядом(HP) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
130-мм/50 обр. 1936 г. в установке Б-2ЛМ | 14 | 18,56 | 87 | 800 | 7 |
Боеспособность(HP) | Башни главного калибра(шт.) | Башни вспомогательного калибра(шт.) | Точки ПВО(шт.) | Торпедные аппараты(шт.) | Вместимость ангара(шт.) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Орлан (A) | 4550 | 2 | 2/3/2 |
Увеличение дальности стрельбы(%) | Максимальная дальность стрельбы(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|
СУО I мод. 1 | 9,7 |
«Нахимов» идет первым
Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .
Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.
Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).
Крейсер_2
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год
Фото: ТАСС/Семен Майстерман
В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.
По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.
Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.
Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.
Крейсер_3
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»
Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин
Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.
Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.
Боевая пара
Проектирование велось с той точки зрения, у каждого будущего крейсера проекта 1144 должна быть возможность противостояния всем видам вооружения, имеющегося у флота вероятного противника. Кроме того, советские военные прекрасно себе представляли угрозу, исходящую от вражеской авиации, а потому запросили создание максимально эффективной корабельной ПРО. Изначально конструкторы предположили, что у одного крейсера проекта 1144 попросту не будет возможности нести на себе такое количество вооружения. А потому изначально они хотели создать сразу два корабля: тип 1165 и тип 1144. Они должны были прикрывать друг друга, действуя как одно целое.
На первом судне должны были быть противокорабельные, на втором – противолодочные ракеты. Зенитные средства они должны были получить в равных пропорциях, что обеспечивало создание мощной воздушной обороны. Впрочем, дальнейшие успехи советской науки и техники предопределили возможность уменьшения многих корабельных систем, и от излишне энергоемкого проекта двух кораблей было решено отказаться. Все работы по типу 1165 были прекращены, часть наработок передана на атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан».
Третий эшелон ПРО
Могут быть поражены цели, летящие на высоте от пяти до четырех тысяч метров. Полный боезапас «Кортиков» составляет 192 ракеты и 36 000 снарядов. В настоящий момент проект 1144, модернизация которого до сих пор не закончена, получает усовершенствованные версии этих установок.
Увы, но сегодня нет никаких сведений, будет ли производиться полная модернизация кораблей этого класса, предполагающая замену электроники на современные аналоги. Остается надеяться, что это будет сделано. Новых крейсеров этого проекта уже явно не ожидается, так что за оставшимися следует присматривать особенно внимательно.
Второй эшелон ПРО
ЗРК «Кинжал» — вторая «изюминка» ТАКР. Теоретически, его должны были устанавливать на все корабли улучшенного проекта 11442, но фактически это вооружение получил все тот же «Петр». Назначение – обнаружение и уничтожение целей, которым удалось прорваться сквозь первую линию эшелонированной ПРО. Основной ударной силой в этом случае являются твердотопливные ракеты 9М330, которые абсолютно унифицированы со знаменитым сухопутным комплексом «Тор-М1».
Особенность этих снарядов в том, что их выбрасывает из пусковой шахты специальная катапульта, и только потом стартует маршевый двигатель. Такой подход позволил значительно снизить массогабаритные их характеристики при полном сохранении дальности поражения целей.
Перезаряжается комплекс автоматически, залпы идут через каждые три секунды. В автоматическом режиме цели могут засекаться за 45 километров, время реакции – до восьми секунд. Число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей – до четырех. Данная установка работает полностью автоматически, не нуждаясь в сопровождении личного состава. По данным производителя, на борту одного корабля должно иметься по 128 ракет к «Кинжалам».
Представители проекта
Наименование | Верфь | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Киров» | 090 | Балтийский завод | 800 | 26.03.1974 | 27.12.1977 | 30.12.1980 | СФ | С 1999 не выходил в море. Списан.
В утилизации |
С 1992 по 2002 год — «Адмирал Ушаков». |
«Адмирал Лазарев» | 015 | Балтийский завод | 801 | 26.07.1978 | 26.05.1981 | 31.10.1984 | ТОФ | С середины 90х не выходил в море. Списан.
В утилизации с 2021 года |
До 27.05.1992 — «Фрунзе». |
«Адмирал Нахимов» | 080 | Балтийский завод | 802 | 17.05.1983 | 25.04.1986 | 30.12.1988 | СФ | С 1997 не выходил в море.
В ремонте и модернизации |
До 27.05.1992 — «Калинин». Возврат в состав флота после модернизации запланирован на 2023 год. |
«Пётр Великий» | 099 | Балтийский завод | 803 | 25.10.1986 | 29.04.1989 | 19.04.1998 | СФ | В строю | При закладке «Куйбышев» |
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» | Балтийский завод | 804 | 09.05.1989 | Не достроен | Строительство отменено 04.10.1990 | ||||
«Россия» | Балтийский завод | Не закладывался | |||||||
«Варяг» | Балтийский завод | Не закладывался |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен/не построен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян