Водородная бомба
Содержание:
- Содержание
- Отличия стрелков
- Чистое термоядерное оружие
- Последствия испытания
- Успешные испытания атомной бомбы
- Под землёй[править | править код]
- Ударная волна и тепловой эффект.
- Происшествия с термоядерными боеприпасами
- Примечания
- Проект «Манхэттен»
- Происшествия с термоядерными боеприпасами
- Какие страны разрешили хранить у себя ядерные бомбы, а кто отказался
- 1980 год
- Продажа автомобилей в Санкт-Петербурге
- Примечания
- Универсальное российское шасси ГАЗ-3308
- Эксплуатация
- Чистое термоядерное оружие
- Самые малоизвестные факты, касающиеся трагедии в Хиросиме и Нагасаки
- Ядерное оружие
- История переделки бомбоотсека на самолете
Содержание
Отличия стрелков
Финские стрелки, с которых началась история этого рода войск, имели общую для всей русской армии тёмно-зелёную форму, но канты на мундире были не красными, а синими. Это резко выделяло стрелков из числа прочих полков и батальонов — такой цвет больше никто не носил. Армейские стрелки получили мундирные отличия уже при Александре II. С тех пор, вплоть до второй половины ХХ века, отличием стрелков стал малиновый цвет.
У обычных стрелков были малиновые канты на мундире и тёмно-зелёные(тоже с малиновым кантом) петлицы на шинели. Гвардейские стрелки батальона императорской фамилии при Александре II отличались яркой униформой, украшенной шнурами на груди мундира — словно в память о временах стрельцов XVII века. При Николае II этот полк получил оригинальную форму, состоящую из малиновой рубашки-косоворотки, надеваемого поверх неё кафтанарусского стиля» и меховой шапки с кокардой, на которой крепился ополченческий крест.
Штаб-офицер лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка, 1914
Даже в советский период стрелки сохранили малиновый цвет в качестве главного отличия своего рода войск.
Чистое термоядерное оружие
Основная статья: Чистое термоядерное оружие
Теоретически возможный тип термоядерного оружия, в котором условия для начала реакции термоядерного синтеза создаются без применения ядерного активатора. Таким образом, чистая термоядерная бомба вообще не включает распадающихся материалов и не создаёт долговременного радиоактивного поражения. Ввиду технической сложности инициирования термоядерной реакции в требуемом масштабе — в настоящее время создать чистый термоядерный боеприпас разумных размеров и веса не представляется практически возможным.
Следует отметить, что в Снежинске разработан самый чистый ядерный заряд, предназначенный для мирных применений, в котором 99,85 % энергии получается за счёт синтеза ядер лёгких элементов, то есть на долю реакций деления приходится лишь 1/700 общего количества энергии.
Последствия испытания
Основная политико-пропагандистская цель, которая ставилась перед этим испытанием, была полностью достигнута. Было наглядно продемонстрировано владение Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения. Тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602, при этом АН602 была сброшена с самолёта-носителя, в отличие от американского громоздкого устройства, взорванного в ангаре.
Важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем (стоит, однако, отметить, что ещё 30 октября 1949 года — за три года до испытания «Майк» — в Дополнении к официальному отчету Общего совещательного комитета Комиссии по атомной энергии США физики-ядерщики Энрико Ферми и Исидор Раби уже сделали вполне однозначный вывод, что термоядерное оружие имеет «неограниченность разрушительной силы»; стоимость увеличения мощности боеприпаса составляла — в ценах 1950 финансового года — 60 центов за одну килотонну тротилового эквивалента или около 10 долларов за ещё одну Хиросиму). Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва ещё на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество , а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно — урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма — исходя из меньшей плотности свинца — около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.
Впрочем, следует заметить, что «Царь-бомба» действительно была значительно облегчена сравнительно с первоначальным проектом, в котором её масса достигала 40 тонн, что было решительно отвергнуто А. Н. Туполевым — 40-тонную бомбу не смог бы поднять ни Ту-95 (максимальная бомбовая нагрузка выбранного в качестве носителя тяжёлого стратегического бомбардировщика Ту-95 — его вариант под «изделие В» получил обозначение , производственный индекс этой модификации Ту-95 был «заказ 242» — даже после модернизации ограничивалась 27 тоннами), ни любой другой советский самолёт того времени.
Нельзя также утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» — первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что АН602 действительно была относительно чистой — более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.
Успешные испытания атомной бомбы
В 1946 году образован единый ядерный центр Арзамас-16 в городе Саров. Годом позже на одном из предприятий под Челябинском был завершен первый атомный реактор. Запуск РДС-1 был произведен на ядерном полигоне близ Семипалатинска-21 в Казахстане (Казахской ССР).
В ходе подготовки к взрыву на полигоне выстроили деревянные и бетонные здания, разного рода укрепления, а также разместили около 1500 животных. Таким способом ученые хотели проверить разрушительную силу своего детища.
Мощность РДС-1 в тротиловом эквиваленте составила 22 килотонны. Дома, мосты, бетонные конструкции, а также военный и гражданский транспорт после взрыва были практически полностью разрушены, 400 голов скота погибло. От 40-метровой металлической установки, на которой крепилась бомба, осталась лишь воронка 1,5 м глубиной.
Американский самолет-разведчик зафиксировал резкий скачок радиоактивности в зоне испытаний. Уже в сентябре 1949 года Гарри Трумэн заявил о наличии в СССР атомной бомбы. Советы официально признались в этом лишь в 1950 году.
Последствиями появления в СССР атомной бомбы стали:
- США потеряли монополию в отношении ядерного оружия.
- Атомные державы не могли начать войну друг с другом, опасаясь ответной реакции.
- В СССР произошел мощный технологический рывок вперед.
- Советский Союз стал сверхдержавой и мог говорить с позиции силы.
- Началась гонка вооружений между США и СССР.
- Многие страны стали вкладывать огромные ресурсы, чтобы пополнить ряды ядерных держав и обеспечить собственную безопасность.
Разработчики атомной бомбы наверняка не представляли, какое смертоносное оружие они вложили в руки политиков. Один необдуманный шаг со стороны руководства ядерной страны – и миллионы людей погибнут, города сравняются с землей, а природе будет нанесен такой ущерб, от которого она не сможет оправиться веками.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
Исторические сочинения
- Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
- План, шаблон, клише для сочинения
- Основные советы по написанию сочинения
- Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Добавь в избранное и поделись
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Расписание ОГЭ 2021
- Расписание ВПР 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата последнего звонка 2021
- Дата выпускного 2021
- Сколько осталось до начала каникул?
Под землёй[править | править код]
Попав в 1974 год Сойер спросил Ричарда Альперта закопали ли они бомбу. Тот очень удивился вопросу, однако не удостоил его ответом. («LaFleur»)
Только в 1977 году, когда на Остров вернулся Фарадей, стало известно, что Другие последовали его совету и перенесли бомбу под землю — в туннели, над которыми позже сотрудники проекта ДХАРМА построили Казармы. («Следуй за лидером»)
Подземное хранилище
Дэниел предполагал, что взорвав бомбу на месте строительства станции «Лебедь», можно предотвратить Инцидент и тем самым изменить будущее. По его словам, в этом случае Рейс 815 никогда не потерпит катастрофу на Острове. Для осуществления этого плана он, вместе с Джеком и Кейт, направился в лагерь Других и потребовал от Ричарда Альперта отдать ему бомбу. Однако, Дэниела застрелила Элоиза Хокинг — его собственная мать («Переменная»).
Далее, поговорив с Джеком и Кейт, Элоиза поняла, что натворила, поверила их словам и решила показать, где хранится бомба. Они, включая Ричарда пошли к небольшому водоёму, находящемуся недалеко от лагеря Других. Здесь к ним присоединился Саид, а Кейт наоборот отказалась во всём этом участвовать. Как оказалось, к туннелям ведёт подводный проход. Успешно проплыв по нему, вся группа достигла зала, где находилась водородная бомба («Следуй за лидером»).
Ударная волна и тепловой эффект.
Прямое (первичное) воздействие взрыва супербомбы носит тройственный характер. Наиболее очевидное из прямых воздействий – это ударная волна огромной интенсивности. Сила ее воздействия, зависящая от мощности бомбы, высоты взрыва над поверхностью земли и характера местности, уменьшается с удалением от эпицентра взрыва. Тепловое воздействие взрыва определяется теми же факторами, но, кроме того, зависит и от прозрачности воздуха – туман резко уменьшает расстояние, на котором тепловая вспышка может вызвать серьезные ожоги.
Согласно расчетам, при взрыве в атмосфере 20-мегатонной бомбы люди останутся живы в 50% случаев, если они 1) укрываются в подземном железобетонном убежище на расстоянии примерно 8 км от эпицентра взрыва (ЭВ), 2) находятся в обычных городских постройках на расстоянии ок. 15 км от ЭВ, 3) оказались на открытом месте на расстоянии ок. 20 км от ЭВ. В условиях плохой видимости и на расстоянии не менее 25 км, если атмосфера чистая, для людей, находящихся на открытой местности, вероятность уцелеть быстро возрастает с удалением от эпицентра; на расстоянии 32 км ее расчетная величина составляет более 90%. Площадь, на которой возникающее во время взрыва проникающее излучение вызывает летальный исход, сравнительно невелика даже в случае супербомбы высокой мощности.
Происшествия с термоядерными боеприпасами
США, 1958
Основная статья: Столкновение над островом Тайби
Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86 над островом Тайби 5 февраля 1958 года — авиационное происшествие над побережьем американского штата Джорджия, в результате которого истребитель был потерян, а экипажу бомбардировщика пришлось аварийно сбросить в океан водородную бомбу Mark 15.
Бомба до сих пор не найдена; считается, что она покоится на дне залива Уоссо (англ. Wassaw Sound) к югу от курортного города Тайби-Айленд.
Гренландия, 1968
Основная статья: Авиакатастрофа над базой Туле
21 января 1968 года вылетевший с аэродрома в Платтсбурге (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находились 4 термоядерные авиабомбы.
Пожар способствовал детонации вспомогательных зарядов во всех четырёх атомных бомбах, находящихся на вооружении бомбардировщика, но не привёл к взрыву непосредственно ядерных устройств, поскольку они не были приведены в боеготовность экипажем. Более чем 700 датских гражданских и американских военных лиц работали в опасных условиях без средств личной защиты, устраняя радиоактивное загрязнение. В 1987 году почти 200 датских рабочих неудачно попытались предъявить иск Соединённым Штатам. Однако некоторая информация была выпущена американскими властями согласно Закону о свободе информации. Но Kaare Ulbak, главный консультант датского Национального института радиационной гигиены, сказал, что Дания тщательно изучила здоровье рабочих в Туле и не нашла свидетельств увеличения смертности или заболеваемости раком.
Пентагон опубликовал информацию о том, что все четыре атомных боезаряда были найдены и уничтожены. Но в ноябре 2008 года обозреватель Би-би-си Гордон Корера (англ. Gordon Corera) высказал предположение, основанное на анализе рассекреченных документов, что, вопреки утверждениям Пентагона, четвёртая атомная бомба могла быть не разрушена, а потеряна в результате катастрофы, и целью подводных работ 1968 года были её поиски. История получила широкое распространение в СМИ различных стран. Министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер поручил Датскому институту международных отношений провести независимый анализ рассекреченных документов, оказавшихся в распоряжении журналиста. Отчёт был опубликован в 2009 году. В нём говорится: «Мы показали, что четыре ядерные бомбы были уничтожены при взрывах, последовавших за крушением. Это не обсуждается, и мы можем дать ясный ответ: никакой бомбы нет, никакой бомбы не было, и американцы не искали бомбу.»
США, 2007
Основная статья: Инцидент с ядерными боезарядами в ВВС США (2007)
29 августа 2007 года 6 крылатых ракет AGM-129 ACM с термоядерными боевыми частями (боеголовки W80 изменяемой мощности 5-150 кт) были по ошибке установлены на бомбардировщик B-52H на авиабазе Майнот в Северной Дакоте и отправлены на авиабазу Барксдейл в Луизиане. О факте наличия на ракетах ядерных боезарядов стало известно случайно и лишь 36 часов спустя. После погрузки в Майноте и по прилёте в Барксдейл, самолёт около суток не охранялся. Инцидент стал причиной громкого скандала в США, ряда отставок в Военно-воздушных силах и реорганизации управления стратегическими ядерными силами США.
Примечания
- Комментарии
- Первые советские ядерные испытания получали кодовые наименования от американского прозвища Иосифа (Джозефа) Сталина «Дядя Джо».
- Источники
- Лоуренс У. Л. Люди и атомы. — М.: Атомиздат, 1967, с. 207.
- ↑ В случае оставления в «царь-бомбе» уранового слоя, она, конечно, взорвалась бы на 100 мегатонн вместо 50, однако это вызвало бы катастрофически сильное загрязнение полигона радиоактивными продуктами реакции урана[значимость факта?]
- Её боевое значение вообще было довольно спорно из-за слишком большого веса — для испытаний специально переделывали несколько тяжёлых бомбардировщиков
- , p. 157.
Проект «Манхэттен»
Проект «Манхэттен» — кодовое название американского проекта по разработке практической атомной бомбы во время Второй мировой войны. Проект «Манхэттен» был начат как ответ усилиям немецких ученых, работавших над оружием, использующим ядерную технологию, с 1930-х годов.
28 декабря 1942 года президент Франклин Рузвельт санкционировал создание Манхэттенского проекта для объединения различных ученых и военных должностных лиц, работающих над ядерными исследованиями.
Большая часть работы была выполнена в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, под руководством физика-теоретика Дж. Роберта Оппенгеймера.
16 июля 1945 года в отдаленном пустынном месте недалеко от Аламогордо, штат Нью-Мексико, первая атомная бомба, эквивалентная по мощности 20 килотоннам тротила, была успешно испытана. Взрыв водородной бомбы создал огромное грибоподобное облако высотой около 150 метров и открыл атомный век.
Единственное фото первого в мире атомного взрыва, сделанное американским физиком Джеком Аэби
Происшествия с термоядерными боеприпасами
США, 1958
Основная статья: Столкновение над островом Тайби
Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86 над островом Тайби 5 февраля 1958 года — авиационное происшествие над побережьем американского штата Джорджия, в результате которого истребитель был потерян, а экипажу бомбардировщика пришлось аварийно сбросить в океан водородную бомбу Mark 15.
Бомба до сих пор не найдена; считается, что она покоится на дне залива Уоссо (англ. Wassaw Sound) к югу от курортного города Тайби-Айленд.
Гренландия, 1968
Основная статья: Авиакатастрофа над базой Туле
21 января 1968 года вылетевший с аэродрома в Платтсбурге (штат Нью-Йорк) самолёт B-52 в 21:40 по среднеевропейскому времени врезался в ледяной панцирь залива Северная Звезда (Гренландия) в пятнадцати километрах от авиабазы ВВС США Туле. На борту самолёта находились 4 термоядерные авиабомбы.
Пожар способствовал детонации вспомогательных зарядов во всех четырёх атомных бомбах, находящихся на вооружении бомбардировщика, но не привёл к взрыву непосредственно ядерных устройств, поскольку они не были приведены в боеготовность экипажем. Более чем 700 датских гражданских и американских военных лиц работали в опасных условиях без средств личной защиты, устраняя радиоактивное загрязнение. В 1987 году почти 200 датских рабочих неудачно попытались предъявить иск Соединённым Штатам. Однако некоторая информация была выпущена американскими властями согласно Закону о свободе информации. Но Kaare Ulbak, главный консультант датского Национального института радиационной гигиены, сказал, что Дания тщательно изучила здоровье рабочих в Туле и не нашла свидетельств увеличения смертности или заболеваемости раком.
Пентагон опубликовал информацию о том, что все четыре атомных боезаряда были найдены и уничтожены. Но в ноябре 2008 года обозреватель Би-би-си Гордон Корера (англ. Gordon Corera) высказал предположение, основанное на анализе рассекреченных документов, что, вопреки утверждениям Пентагона, четвёртая атомная бомба могла быть не разрушена, а потеряна в результате катастрофы, и целью подводных работ 1968 года были её поиски. История получила широкое распространение в СМИ различных стран. Министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер поручил Датскому институту международных отношений провести независимый анализ рассекреченных документов, оказавшихся в распоряжении журналиста. Отчёт был опубликован в 2009 году. В нём говорится: «Мы показали, что четыре ядерные бомбы были уничтожены при взрывах, последовавших за крушением. Это не обсуждается, и мы можем дать ясный ответ: никакой бомбы нет, никакой бомбы не было, и американцы не искали бомбу.»
США, 2007
Основная статья: Инцидент с ядерными боезарядами в ВВС США (2007)
29 августа 2007 года 6 крылатых ракет AGM-129 ACM с термоядерными боевыми частями (боеголовки W80 изменяемой мощности 5-150 кт) были по ошибке установлены на бомбардировщик B-52H на авиабазе Майнот в Северной Дакоте и отправлены на авиабазу Барксдейл в Луизиане. О факте наличия на ракетах ядерных боезарядов стало известно случайно и лишь 36 часов спустя. После погрузки в Майноте и по прилёте в Барксдейл, самолёт около суток не охранялся. Инцидент стал причиной громкого скандала в США, ряда отставок в Военно-воздушных силах и реорганизации управления стратегическими ядерными силами США.
Какие страны разрешили хранить у себя ядерные бомбы, а кто отказался
В некоторых странах Европы хранятся боеголовки США. По данным Федерации американских ученых (FAS) на 2016 год, в подземных хранилищах в Европе и Турции хранится 150−200 ядерных бомб США. Страны располагают авиацией, способной доставить заряды к предполагаемым целям.
Бомбы хранятся на авиабазах в Германии (Бюхель, более 20 штук), Италии (Авиано и Геди, 70−110 штук), Бельгии (Кляйне Брогель, 10−20 штук), Нидерландах (Волкель, 10−20 штук) и Турции (Инджирлик, 50−90 штук).
В 2015 году сообщалось, что американцы разместят на базе в Германии новейшие атомные бомбы B61−12, а американские инструкторы обучают работе с данными ядерными боеприпасами пилотов ВВС Польши и Балтии.
Недавно в США заявили, что ведут переговоры о размещении своего ядерного оружия в Южной Корее, в которой оно хранилось до 1991 года.
Четыре страны добровольно отказались от ядерного оружия на своей территории, в том числе Беларусь.
После распада СССР Украина и Казахстан были на третьем и четвертом местах в мире по количеству ядерного арсенала в мире. Страны согласились на вывод оружия в Россию под международные гарантии безопасности. Казахстан передал России стратегические бомбардировщики, а в США продал уран. В 2008 году президента страны Нурсултана Назарбаева выдвигали на Нобелевскую премию мира за вклад в нераспространение ядерного оружия.
Украина в последние годы поговаривает о том, чтобы восстановить ядерный статус страны. В 2016 году Верховная рада предложила отменить закон «О присоединении Украины к договору о нераспространении ядерного оружия». Ранее секретарь Совета национальной безопасности Украины Александр Турчинов заявлял, что Киев готов использовать имеющиеся ресурсы для создания эффективного оружия.
В Беларуси вывод ядерного оружия завершился в ноябре 1996 года. Впоследствии президент Беларуси Александр Лукашенко не раз называл это решение самой серьезной ошибкой. По его мнению, «если бы в стране осталось ядерное оружие, сейчас с нами разговаривали бы иначе».
ЮАР является единственной страной, которая самостоятельно изготовила ядерное оружие, а после падения режима апартеида добровольно от него отказалась.
1980 год
Продажа автомобилей в Санкт-Петербурге
Объявления о продаже новых и б/у авто
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
626 500 ₽
Санкт-Петербург
Х-рей Кросс 2021
933 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Веста 2021
705 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
510 500 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
536 500 ₽
Санкт-Петербург
Х-рей Кросс 2021
861 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
636 500 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
576 500 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
536 500 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
545 000 ₽
Санкт-Петербург
Х-рей Кросс 2021
933 900 ₽
Санкт-Петербург
Х-рей Кросс 2021
901 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Веста 2021
731 900 ₽
Санкт-Петербург
Веста Спорт 2021
1 086 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Веста 2021
771 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта 2021
495 500 ₽
Санкт-Петербург
Веста Кросс 2021
974 900 ₽
Санкт-Петербург
Веста Кросс 2021
928 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Веста 2021
680 900 ₽
Санкт-Петербург
Лада Веста 2021
731 900 ₽
Примечания
- В СССР прекращён выпуск низкооктанового бензина А-66
- На легковых автомобилях применяется вакуумный усилитель, связанный с главным тормозным цилиндром, размещается под капотом. Из-за больших размеров усилитель на грузовиках ГАЗ размещается на раме за кабиной, механически с тормозной педалью и с главным тормозным цилиндром не связан.
- См. фотографию вакуумного усилителя автомобиля ГАЗ-52. Размещён на раме за кабиной водителя.
Универсальное российское шасси ГАЗ-3308
Эксплуатация
Ил-86 китайской авиакомпании China Xinjiang Airlines
Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости.
В 1980-х годах были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолёты Ил-86.
В рамках СЭВ Ил-86 планировалось поставлять на экспорт в социалистические страны. В частности, польской авиакомпании LOT было выделено четыре Ил-86 в качестве обмена (бартера) для изготовления комплектующих. Авиакомпания отложила поставки, которые были отменены в 1987 году. В 1989 году ГДРовская авиакомпания Interflug была готова принять поставку двух самолётов Ил-86 и уже присвоила им бортовые номера DDR-AAA и DDR-AAB. Однако, вместо них, в том же году, авиакомпания получила два Airbus A310.
Единственная поставка на экспорт и заказ на Ил-86, а также единственная коммерческая сделка с заводом-изготовителем была заключена с Китаем. Три самолёта, с бортовыми номерами B-2018, B-2019 и B-2016, были поставлены на экспорт в Китай, китайской авиакомпании China Xinjiang Airlines в 1991 и 1993 годах. В связи с прекращением деятельности авиакомпании в 2003 году, самолёты были возвращены обратно в Россию и эксплуатировались авиакомпанией Татарстан до 2008 года.
После распада СССР большое количество Ил-86 перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В постсоветское время вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты.
Ил-86 авиакомпании Аэрофлот-Дон
Период пассажирских перевозок Ил-86 был относительно недолгим. Из-за крайней неэкономичности и шумности двигателей НК-86 массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось уже с начала 2000-х годов. Причиной стали, в том числе, введённые в ЕС ограничения по шуму, что помешало Ил-86 совершать полёты в большинство аэропортов Европы.
Кризис 2008 года окончательно предопределил судьбу самолётов советского производства — авиакомпании стали массово избавляться от них. Не избежал этой участи и Ил-86.
Последними регулярными рейсами, выполнявшимися на Ил-86, были рейсы «Донавиа» Москва — Симферополь, Сочи, Новосибирск (до осени 2010 года).
Также, до конца октября 2010 года авиакомпания «Москва» иногда ставила Ил-86 на регулярные рейсы из Москвы в Сочи, Душанбе и Ташкент, а также на чартерные рейсы в черногорский город Подгорицу, в качестве замены Boeing 737.
В ноябре 2010 года Ил-86 «Москвы» были сняты с рейсов, скорее всего, навсегда. По ряду источников, они могли вернуться на летние чартеры в 2011 году, но в связи с поглощением «Москвы» авиакомпанией «Ютэйр» будущее самолётов бывшего Атлант-Союза было не ясно. Самолёты были выставлены на продажу, но, ввиду отсутствия интереса к ним со стороны потенциальных покупателей, весь флот Ил-86 Атлант-Союза к лету 2017 года был порезан на металлолом.
До января 2011 года Ил-86 авиакомпании «Донавиа» эксплуатировались на чартерных рейсах из Шереметьево в Коломбо и Анталью.
Последний коммерческий рейс, из Анталии в Москву, Ил-86 (борт RA-86141) выполнил 29 января 2011 года.
С января 2011 года Ил-86 на пассажирских рейсах не летает.
Ил-86 (СССР-86000) в Киеве. Государственный музей авиации
По состоянию на май 2018 года в эксплуатации находятся 2 Ил-86 в модификации Ил-86ВКП.
На ноябрь 2020 года сохранилось 8 самолетов в пассажирском исполнении:
- СССР-86000 — находится в киевском музее авиации.
- RA-86062 — музей гражданской авиации в Ульяновске.
- RA-86097 — установлен в качестве памятника в новосибирском аэропорту «Толмачево».
- RA-86106 — стоит на территории вертолётного центра Хели-драйв в Санкт-Петербурге. Отсутствуют двигатели.
- 5A-DQB — по состоянию на сентябрь 2019 года находился на территории аэродрома «Фуджейра», ОАЭ. Принадлежит перевозчику «Global Aviation».
- RA-86103 — в 2008 году передан учебно-технический центр МГТУ ГА, находится на территории аэропорта «Шереметьево».
- EK-86117 — находится на территории аэропорта «Шереметьево». Принадлежал авиакомпании Армянские авиалинии.
- RA-86141 — находится на территории ВАСО, двигатели демонтированы. Последний выпущенный Ил-86.
Чистое термоядерное оружие
Теоретически возможный тип термоядерного оружия, в котором условия для начала реакции термоядерного синтеза создаются без применения ядерного триггера. Таким образом, чистая термоядерная бомба вообще не включает распадающихся материалов и не создаёт долговременного радиоактивного поражения. Ввиду технической сложности инициирования термоядерной реакции в требуемом масштабе в настоящее время создать чистый термоядерный снаряд разумных размеров и веса практически не представляется возможным.
Следует отметить, что в Снежинске разработан самый чистый ядерный заряд, предназначенный для мирных применений, в котором 99,85 % энергии получается за счёт синтеза ядер лёгких элементов, то есть на долю реакций деления приходится лишь 1/700 общего количества энергии.
Самые малоизвестные факты, касающиеся трагедии в Хиросиме и Нагасаки
Хотя трагедия в Хиросиме и Нагасаки известна всему миру, существуют факты, которые знают лишь немногие:
- Человек, сумевший выжить в аду. Хотя во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибли все, кто находился рядом с эпицентром взрыва, одному человеку, который находился в подвале за 200 метров от эпицентра, удалось уцелеть;
- Война войной, а турнир должен продолжаться. На расстоянии менее 5 километров от эпицентра взрыва в Хиросиме проходил турнир по древней китайской игре «Го». Хотя взрыв разрушил здание, и многие участники получили ранения, турнир продолжился в тот же день;
- Способен выдержать даже ядерный взрыв. Хотя взрыв в Хиросиме разрушил большинство зданий, сейф в одном из банков не пострадал. После окончания войны в адрес американской компании, которая производила данные сейфы, пришло благодарственное письмо от управляющего банка в Хиросиме;
- Необыкновенное везение. Цутому Ямагути являлся единственным человеком на земле, который официально пережил два атомных взрыва. После взрыва в Хиросиме, он поехал на работу в Нагасаки, где ему опять удалось выжить;
- «Тыквенные» бомбы. Перед тем как начать атомную бомбардировку, США сбросили на Японию 50 бомб «Pumpkin», получивших такое название за сходство с тыквой;
- Попытка свержения императора. Император Японии мобилизовал всех граждан страны для «тотальной войны». Это означало, что каждый японец, включая женщин и детей, должен защищать свою страну до последней капли крови. После того, как устрашённый атомными взрывами император признал все условия Потсдамской конференции и позже капитулировал, японские генералы попытались совершить государственный переворот, который провалился;
- Встретившие ядерный взрыв и выжившие. Японские деревья «Гингко билоба» отличаются поразительной жизнестойкостью. После ядерной атаки на Хиросиму 6 таких деревьев выжили и продолжают расти до сих пор;
- Люди, мечтавшие о спасении. После взрыва в Хиросиме, выжившие люди сотнями бежали в Нагасаки. Из них удалось выжить 164 человекам, хотя официальным выжившим считается только Цутому Ямагути;
- При атомном взрыве в Нагасаки не погиб ни один полицейский. Оставшихся в живых блюстителей порядка из Хиросимы отправили в Нагасаки, для того чтобы обучить коллег основам поведения после ядерного взрыва. В результате этих действий, при взрыве в Нагасаки ни один полицейский не погиб;
- 25 процентов погибших жителей Японии были корейцами. Хотя считается, что все погибшие при атомных взрывах были японцами, на самом деле четверть из них была корейцами, которых японское правительство мобилизовало для участия в войне;
- Радиация – это сказки для детей. После атомного взрыва американское правительство долгое время скрывало факт наличия радиоактивного заражения;
- «Meetinghouse». Мало кто знает, что власти США не ограничились ядерными бомбардировками двух японских городов. Перед этим, применяя тактику ковровых бомбардировок, они уничтожили несколько японских городов. Во время операции «Meetinghouse» был практически уничтожен город Токио, а 300 000 человек из числа его жителей погибло;
- Не ведали, что творили. Экипаж самолёта, сбросившего ядерную бомбу на Хиросиму, составляли 12 человек. Из них только трое знали, что представляет собой ядерная бомба;
- Огонь во имя мира. В одну из годовщин трагедии (в 1964 году) в Хиросиме зажгли вечный огонь, который должен гореть, пока в мире остаётся хоть одна ядерная боеголовка;
- Пропавшая связь. После уничтожения Хиросимы, связь с городом полностью пропала. Только через три часа столица узнала, что Хиросима разрушена;
- Смертельный яд. Экипажу «Enola Gay» были вручены ампулы с цианистым калием, который он должен был принять в случае невыполнения задания;
- Радиоактивные мутанты. Знаменитый японский монстр «Годзилла» был придуман как мутация на радиоактивное заражение после ядерной бомбардировки;
- Тени Хиросимы и Нагасаки. Взрывы ядерных бомб обладали такой огромной мощностью, что люди буквально испарились, оставив на память о себе лишь тёмные отпечатки на стенах и полу;
- Символ Хиросимы. Первым растением, которое расцвело после ядерной атаки в Хиросиме, был олеандр. Именно он сейчас является официальным символом города Хиросима;
- Предупреждение перед ядерной атакой. Перед началом ядерной атаки авиация США сбросила на 33 японских города миллионы листовок, предупреждающих о грядущей бомбардировке;
- Радиосигналы. Американская радиостанция в Сайпане до последнего момента транслировала по всей Японии предупреждения о ядерной атаке. Сигналы повторялись каждые 15 минут.
Трагедия в Хиросиме и Нагасаки случилась 72 года назад, но до сих пор она служит напоминанием о том, что человечество не должно бездумно уничтожать себе подобных.
Ядерное оружие
Первые испытания атомной бомбы, как известно, произвела США еще в 1945. Это оружие было испытано в «полевых» условиях Второй Мировой на жителях японских городов Хиросима и Нагасаки. Они действуют по принципу деления. Во время взрыва запускается цепная реакция, которая провоцирует деления ядер на два, с сопутствующим высвобождением энергии. Для этой реакции в основном используют уран и плутоний. С этими элементами и связаны наши представления о том, из чего делаются ядерные бомбы. Так как в природе уран встречается лишь в виде смеси трех изотопов, из которых только один способен поддерживать подобную реакцию, необходимо производить обогащение урана. Альтернативой является плутоний-239, который не встречается в природе, и его нужно производить из урана.
Ядерное оружие
История переделки бомбоотсека на самолете
Уже на самом раннем этапе создания сверхмощной бомбы было произведено согласование габаритных и весовых параметров под возможности параллельно разрабатываемого самолёта-носителя. В целом этот вопрос был решён осенью 1954 года между И.В. Курчатовым и А.Н. Туполевым, который назначил руководителем темы по данному направлению своего заместителя по системам вооружения А.В. Надашкевича.
Туполевское ОКБ-156 провело прочностной анализ конструкции серийного бомбардировщика Ту-95, который показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. С 1955 года начались первые работы по созданию опытного образца Ту-95В, приспособленного как носитель сверхмощных термоядерных авиабомб.
Масса такой бомбы составляла около 15% взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Кроме того, разработанный для подвески АН 602 новый балочный держатель имел три бомбардировочных замка грузоподъёмностью до 10 тонн каждый
Особо важной среди решённых при их создании проблем стала система электроавтоматики, обеспечивающая исключительно синхронное открытие всех трёх замков, ведь задержка даже на долю секунды приводила к моментальному разрушению силовых конструкций и н неизбежной гибели самолёта
Бомбардировщик Ту-95
В 1956 году переоборудованный в ЛИИ МАП в Жуковском Ту-95В был принят на вооружение (хотя и в единичном экземпляре). На нём до 1959 годы были проведены лётные испытания, включая сброс макета «супербомбы», а затем перегнали на аэродром Узин в Киевской области, где он использовался как учебный самолёт.