Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок

Содержание:

«Черная акула» и «Аллигатор»

Вторым участником вышеупомянутого исторического конкурса было КБ Камова, и «камовцы» предложили вертолет действительно революционной конструкции. Если Ми-28 был выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, то камовский Ка-50 «Черная акула» сделали по соосной схеме, с двумя несущими винтами. Это дало лучшую удельную мощность (в классической схеме примерно 10-15% мощности двигателя уходит на рулевой винт), но такая схема технически значительно сложнее. Она делает Ка-50 одним из самых маневренных вертолетов в мире.

Такие вертолеты более компактны в поперечной проекции, но имеют большую высоту. Ка-50 должен был уничтожать противника ракетами с дистанции 10 километров, находясь вне досягаемости его ПВО. При этом он изначально проектировался как одноместный. Целеуказание он должен был получать от вертолета-разведчика.

Машина имеет прекрасное бронирование, при изготовлении вертолета активно использовались композитные материалы. Вертолет вооружен 30-мм пушкой, имеет четыре точки подвески. На них могут быть установлены неуправляемое и управляемое ракетное вооружение. Основное противотанковое вооружение вертолета – ПТУР «Вихрь».

Ка-50 приняли на вооружение в 1995 году, но уже в 2009 году его производство было прекращено после выпуска всего 15 машин. В настоящее время вместо Ка-50 выпускается еще одна разработка КБ Камова — двухместная версия этой машины – Ка-52 «Аллигатор».

1.

Ка-52. Россия

Американцы считают свой AH-64E Apache Guardian лучшим боевым вертолётом в мире, но у наших военных есть другая позиция относительно этого титула.

Новая, улучшенная двухместная версия Ka-50 — один из самых быстрых и совершенных боевых вертолетов в мире. Kamov Ka-52 Hokum-B — такое название имеет вертолёт по классификации НАТО. Это многоцелевой, невероятно сильный всесезонный ударный вертолет. Одно из самых маневренных вертолетов нового поколения, способных работать днем и ночью.

На Ка-52 установлены 30-мм пушки (460 патронов), кроме того можно установить многие типы управляемых ракет, а также неуправляемые ракеты различных калибров. Общая масса вооружений может достигать 2 800 кг.

Силовая установка: двигатели ВК-2500 (2*2 400 л.с.). По мощности двигателей этот вертолёт занимает лидирующее место среди остальных моделей этого списка. Кроме того, он заметно превышает своих конкурентов по скороподъемности (16 м/с).

В настоящее время вертолёты используются в проведении военной операции в Сирии (в том числе корабельная модификация Ка-52К).

Макс. скорость: 350 км/ч

Вертолёт Ми-1–первый массовый вертолёт Советского Союза

Ключевые направления вертолетного бизнеса

Производство вертолетов и комплектующих

Единственный отечественный разработчик и серийный производитель вертолетов — холдинг «Вертолеты России». Он объединяет пять заводов: Улан-Удэнский авиационный завод, Ростовский вертолетный производственный комплекс «Роствертол», Казанский вертолетный завод, Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» и Кумертауское авиационное производственное предприятие.

То есть вертолетостроительная отрасль страны сосредоточена в одной корпорации и находится практически под прямым государственным управлением. 

Но кроме непосредственного вертолетостроения, существует сектор авиационного приборостроения, а также производства бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов.

Инфраструктура 

Важный сегмент для авиабизнеса — строительство посадочных площадок для вертолетов. Мы вышли на этот рынок шесть лет назад, когда конкурентов среди частных компаний почти не было. 

В связи с ростом отрасли этим сегментом стали интересоваться крупные игроки — строители аэродромов. Как правило, это строительные компании и проектные институты, которые не заточены на узкую вертолетную нишу. 

Проектирование вертолетных площадок подразумевает не только строительно-монтажные работы, но и оснащение объекта технологическим оборудованием, сертификацию, ввод в эксплуатацию. Поэтому новым игрокам приходится обращаться за услугами к специализированным компаниям, ориентированным на оказание услуг «под ключ». 

Также к инфраструктурному сегменту можно отнести производителей оборудования (светосигнального, метеорологического, светодиодного и др.) для вертодромов и посадочных площадок.

Продажа 

Сегмент продаж новых и ресурсных вертолетов иностранного производства разделен между несколькими компаниями. У них можно приобрести технику брендов Robinson Helicopters, Bell, Airbus, AgustaWestland, RotorWay. Новые вертолеты обычно поставляются на заказ. Ожидание может занять от полугода до трех лет, в зависимости от выбранной модели. В этом смысле выгоднее обращаться к официальным дилерам — обычно они заказывают вертолеты заранее.

Также на рынке продаж нужно выделить компании, предоставляющие авиатехнику в лизинг. В России лизинг вертолетов доступен только для юридических лиц. 

Страхование

В России обязательно страхование гражданской ответственности и пилотов от несчастного случая. Без такого полиса пользоваться техникой запрещено. 

А вот авиакаско — добровольный вид страхования, который покрывает риски повреждения или гибели вертолета во время полетов, стоянки или транспортировки. 

Хранение

Хранить вертолет можно дома на зарегистрированной вертолетной площадке. А можно арендовать место у компаний, предоставляющих ангары и вертодромы. 

Ремонт и сервис

Вертолеты, как и автомобили, время от времени требуют ремонта, а также ежегодно проходят техосмотр. Для этих целей созданы компании, предоставляющие техническое обслуживание авиатехники. 

Также в этой нише работают бизнесы, которые специализируются на авиатопливообеспечении вертолетной техники, поставке смазочных материалов для вертолетов российского и зарубежного производства.

Аренда

Из-за высокой стоимости покупки и обслуживания вертолетов, некоторые предпочитают брать их в аренду. Здесь им на помощь приходят авиаброкеры. 

Обучение

В России два главных вуза, где учат гражданских летчиков: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Кроме того, в этих заведениях обучают диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей. 

Частные обучающие курсы предлагают во многих центрах продаж. Курсы должны иметь сертификат Росавиации. 

Обмен опытом

В России создана Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ), куда входят ключевые игроки рынка. Силами ассоциации на регулярной основе проводятся профессиональные форумы, выставки, митапы. 

Sikorsky CH-53K King Stallion. $65 млн

Крупногабаритный тяжёлый вертолёт компании «Sikorsky Aircraft» разрабатывается для морской пехоты. Первый полёт «Королевский жеребец» осуществил в 2015 году и пока не поступил в состав ВМС США.

Примерная цена модели 65 миллионов долларов, что выводит её на второе место в списке дорогостоящих винтокрылых аппаратов. На испытаниях машина показала скорость 315 км/час, а дальность перелёта 852 км. СН-53К способен легко садиться на палубу военных кораблей, и, несмотря на габариты, довольно манёвренный.

На вертолёте установлено 3 двигателя, а в навигационной системе использованы новейшие технологии. Способен уместить в фюзеляже 37 человек, а управляет им 5 человек.

1

Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу

AH-64 Apache

AH-64 «Апачи», названный в честь индейского племени, – гордость ВВС США. Он является основным ударным вертолетом армии Америки с середины 80-х годов, а с 2020 года признан самым распространенным военным летательным аппаратом.

После закрытия проекта по производству AH-56A «Шайенн» в 1972 году власти США объявили конкурс, в ходе которого любые конструкторские бюро могли предложить свою схему по разработке и созданию нового вертолета с большой грузоподъемностью и отличной маневренностью. В итоге победили две компании – Bell и Hughes Helicopters. Им выдали патент на совместное производство AH-64 Apache.

Летательный аппарат презентовали с опозданием – в 1981 году. Первые модели попали в Нацгвардию США и успешно прошли испытания. Серийный выпуск «Апачи» начался в 1989 году и завершился спустя 5 лет. За это время было произведено 827 вертолетов, часть из которых осталась на балансе ВВС Америки, а другие ушли на экспорт в Израиль, Нидерланды и Японию.

Позже конструкторы пересмотрели схему «Апачи», немного изменили ее и обновили электронику. Современные AH-64 стали более выносливыми, легкими в управлении и поднимают не 5 000 тонн, как первые модели, а 7 тыс. т.

Они производятся по сей день и закупаются разными государствами. Их ценят не только за грузоподъемность, но и за боевую живучесть, которую обеспечивает плотная металлическая обшивка фюзеляжа.

Подкалиберные пули

Советские реактивные самолеты.

Не ударить, не ударить…

Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87: главный символ немецкого блицкрига

Минобороны РФ обеспечит авиазавод «Прогресс» в Приморье заказами на ближайшие годы -губернатор

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.

Источник данных:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
  • Длина: 16,0 м
  • Длина фюзеляжа: 14,2 м
  • Диаметр несущего винта: 14,5 м
  • Диаметр рулевого винта:
  • Размах крыла: 7,3 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа:
  • Высота:
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:
  • База шасси:
  • Колея шасси:
  • Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
  • Силовая установка: 2 ? турбовальных ВК-2500 производства «Мотор Сич» или производства «ОАО «Климов»»
  • Мощность двигателей: 2 ? 2400 л. с. (на взлётном режиме)

    • на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
    • на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • Крейсерская скорость: 260 км/ч
  • Практическая дальность: 460 км
  • Продолжительность полёта:
  • Перегоночная дальность: 1110 км
  • Статический потолок: 3900 м
  • Динамический потолок: 5500 м
  • Скороподъёмность: 10 м/с
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Ми-24 – боевой вертолёт огневой поддержки.

Разработан в СССР в КБ Миля. Выполнил первый полёт 19 сентября 1969 года. Ми-24 – знаковая конструкция в истории военного вертолетостроения. До его создания ничего подобного в мире не было – огромная огневая мощь, великолепные скоростные характеристики и защищенность. Его боялись враги и любили пилоты летавшие на нем, данные ему имена – “Крокодил”, “Адская колесница”, говорят сами за себя.

Ми-24П

Но с течением времени даже самая прогрессивная конструкция устаревает и требует модернизации. Одной из слабых сторон Ми-24 ранних модификаций была их слабая приспособленность к применению в сложных метеоусловиях и ночью. Эту проблему решил выпуск новой модификации Ми-35.

Ми-35

Вертолет получил совершенно новый комплекс БРЭО и комплекс навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Обновление оборудования позволяет не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки. Установлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный рулевой винты от Ми-28. Вместо двигателей ГТД-117 мощностью 2200 л.с. устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II мощностью 2700 л.с Вертолёт получил неубирающееся шасси, укороченное крыло с двумя, вместо трёх, точками подвески вооружений. Установлено новое стрелково-пушечное вооружение -подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. В настоящее время количество Ми-24 и Ми-24П в составе армейской авиации, достигает свыше 220 вертолетов, Ми-35 – около 50 единиц.

Основные летно-технические характеристики вертолетов Ми-24 (35) :

Экипаж – 2/3 (2) человека

Длина фюзеляжа -17,51 м

Длина с вращающимися винтами – 18,8 м

Высота с вращающимся рулевым винтом – 5,47 м

Диаметр несущего винта – 17,3 (17,2) м Размах крыла – 6,6 (4,7) м

Масса пустого – 8570 (8090) кг Нормальная взлетная масса – 11200 (10900) кг

Максимальная взлетная масса – 11500 (11500) кг

Боевая нагрузка: Десант – 8 (8) человек нормальная – 1500 кг, максимальная 2400 кг на внешней подвеске – 2400 кг

Двигатели: 2 х ГТД ТВЗ-117В/ ВК-2500-II, мощность 2 х 2200/2700 л.с.

Максимальная скорость – 330 (300) км/ч

Крейсерская скорость – 270 км/ч

Динамический потолок – 4950 (5750) м

Статический потолок – 2000 (3000) м

Практическая дальность – 450 км

Перегоночная дальность – 1000 км

Вооружение в зависимости от модификации:

12,7 мм 4-х ствольный пулемет, 30 мм 2-х ствольная пушка (23 мм 2-х ствольная пушка)

 На 6 (4) пилонах внешней подвески – стрелково-пушечное, управляемое и неуправляемое ракетное, бомбовое вооружение.

Виды боеприпасов

Ил-112 – это прошлое или будущее

De Lackner HZ-1

Вертолёт без корпуса выглядел устрашающе. Военное командование Вооруженных сил США поручило конструкторам создать машину для одного человека, которая могла бы свободно летать над полем боя.

Необычный проект был представлен в 1954 году. На финансирование денег не жалели. Под площадкой, на которой стоял летчик, располагались винты и небольшой двигатель. Пилот должен был держать равновесие самостоятельно, иначе мог упасть на лопасти винтов.

Конструкция была очень легкой, а скорость развивала до 115 км/час. Необычный прототип не нашел отклика у военных, а потому финансирование прекратили.

4

Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..

Kaman SH-2G Super Seasprite. $26 млн

Долгие годы вертолёт верой и правдой служил ВМС США, а в 2001 году был отправлен в отставку. Высокая цена боевой машины обусловлена наличием дорогостоящего вооружения и многофункциональностью «Kaman SH-2G».

Вертолёт может набирать высоту до 4 500 м, а максимальная скорость 250 км/час. На борт принимает до 8 человек. Кроме ВМС Соединённых Штатов, боевые летательные машины использовали в армии Австралии, Польши, Перу.

После списания предприимчивые бизнесмены приобрели вертолёты, переоборудовав их для мирных целей. Малые габариты и манёвренность позволяет садиться на малые площадки в горах и на морские суда.

12

Ми-26

Второе почетное место в рейтинге самых сильных геликоптеров занимает Ми-26, построенный по классической одновинтовой несущей схеме. Среди всех выпускавшихся в разных странах тяжеловозов он выделяется величиной серии: с 1980 года произведено как минимум 316 единиц. В отличие от В-12 это наиболее массовый самый большой вертолет в мире. Ми-26 характеристики которого уникальны, поднимает 20 тонн полезной нагрузки и несет ее на 800 км со скоростью почти в 300 км/ч. Взлетная масса составляет примерно 50 тонн. Так как машина эксплуатируется и в настоящее время, ее конструкция подвергалась глубокой модернизации. Последняя модификация, обозначаемая буквами Т2 отличается самым современным бортовым навигационным оборудованием. Российскими летчиками накоплен богатый опыт применения эти машин, в том числе и боевой. По просьбе американского командования Ми-26 однажды эвакуировал попавший в беду вертолет «Чинук» (тоже не маленький) из труднодоступного горного района Афганистана.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.

Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.

Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.

Китайский CAIC WZ-10 пытался летать на американских моторах Пратт энд Уитни без разрешения правительства США. Не вышло

В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.

Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.

Автор статьи:
Штольц Константин

Инженер. Кандидат наук.

Литература

2.

Bell AH-1 Super Cobra
Модель Bell AH-1 Super Cobra разработана в 1969 году известной компанией «Bell Helicopter». Создана была по заказу военно-воздушных сил США.
До этого такие же модели были не годны для работы. Пилоты часто жаловались на то, что вертолет издает слишком много шума. А значит, судно может спокойно атаковать враг.
Испытали данную модель во Вьетнаме. Но множество вертолетов было уничтожено. Только в 1970 году этот проект был запущен в производство. Броня была намного улучшена, по сравнению с предыдущей. Оснащен авиационными пушками, ракетами.
На борту может присутствовать пилот и стрелок. Именно поэтому модель считается боевой. Перевозить грузы на вертолете нет возможности. Но и создан он для других совершенно целей.

Реализация продукции

Внутренний рынок

Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:

  • Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
  • Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
  • Поставка 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 Министерству обороны России. Контракт заключён 25 января 2018 года. Стоимость контракта — 160 млрд рублей.
  • Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
  • Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
  • Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
  • Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
  • Поставка 98 ударных вертолётов Ми-28НМ Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.

Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.

Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:

  • Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
  • Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
  • Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
  • Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
  • Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
  • Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
  • Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.

Лучшие вертолеты в мире

Проектированием и конструированием занимается ряд развитых стран. В мире можно насчитать несколько десятков моделей, которые считаются лучшими в сферах своего предназначения. Но лишь несколько стали настоящими легендами.

AH-1Z Вайпер

Пятое место занимает Вайпер, это ударный вертолет, оснащенный двумя двигателями. Он оптимален для многоцелевого использования и поэтому по праву считается универсальным. Его разрабатывали специально для военной морской пехоты США в рамках программы модернизации H-1. Один из вариантов часто называют “Зулу Кобра”, но миру он больше известен именно как Вайпер. Отличительными особенностями стали винты на четыре лопасти, улучшенная прицельная система и композитные несущие. Используется не только американской армией, но вооруженными силами Ирана, Китая, Турции и других стран.

Еврокоптер Тигр

Совместная разработка инженеров из Франции и Германии, тоже относится к ударному типу. У него два мощных турбовальных двигателя, каждый на 1303 лошадиные силы. Максимальная скорость, которую они позволяют развить составляет 278 километров в час. Но выделяется он вовсе не производительностью. У этой машины самая совершенная маскировка в своем классе. Производимый уровень шума снижен до самого минимума, что очень значимо для военной авиации. Установлено оружие, это пушка на калибр 30 мм, предусмотрены четыре точки для размещения ракетниц. Есть возможность установить и пулеметы. Такими пользуются армии стран-разработчиков, а также Испания и Австралия.

Вертолет Mи-28H

Позиция в середине рейтинга и третье место достались нашему противотанковому ударнику Ми-28Н. В НАТО его называют по-другому, Havoc, что переводится, как опустошитель. Прозвище оправдано сутью: наш Ми способен работать в любой время суток и года и при любых погодных условиях. Он оптимизирован под боевые цели, так как предназначен специально для них, в этом классе он превосходит даже легендарный Ми-24. В носовой части размещена установка под пулеметы, под крыльями предусмотрены крепления для перевозки грузов.

Все важнейшие узлы дублированы и расположены в разных зонах, чтобы в случае поражения одной остался дубликат. Именно это решение обеспечивает максимальную живучесть, соответственно, и выживаемость экипажа. Мощность двигателя — 2200 лошадиных сил, он развивает скорость до 300 км в час.

AH-64D Apache Long Bow

Мы приближаемся к лидеру рейтинга, рассмотрим того, кто расположился на первом месте. АН-64 Апач показал свое мощное противотанковое поражающее действие в Персидском заливе. Он тоже сохраняет работоспособность в любых условиях, даже во время природных стихий. Модель создавали для армии США, и она соответствует целому ряду жестких требований. Это самая современная электроника, мощная огневая сила и уникальная система управления огнем. Его можно оснастить ракетами разного типа и калибра, а также автоматической пушкой.

Камов KA-50/KA-52

Неудивительно, что лидером стала именно “Черная Акула”, созданная Конструкторским бюро Камова. Его создали в 80-е годы, затем в 1995 году обновили под современные нужды российской армии. Это компактный одноместный вертолет ударного типа был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать риск гибели пилота. Именно поэтому он создан маленьким, то есть легким и очень маневренным. Это единственная однопилотная модель, она способна поднимать в воздух 24 ракеты и 4 ракетных блока. КА-50 может перевозить ракеты класса воздух-воздух, что делает его опасным противником для других летательных аппаратов. Радиус его боевого поражения — 250 км, максимальная скорость — 350 км в час. Присутствует боевая пушка калибром 30 мм.

Теперь ты знаешь, в каких странах делают вертолеты, и можешь гордиться, что лучшие из них производят в нашей стране. Более того, отцами вертолетостроения тоже стали наши соотечественники.

Примечания

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector