Винтокрылые «лошадки»: вертолеты ка-29 возвращаются в строй

Содержание:

содержание

Содержание

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Видео: Судьбы 10 первых ликвидаторов Чернобыля

Вертолет Ка-29 – видео

https://youtube.com/watch?v=bBEORC6Kt3s

В боевом варианте на Ка-29 устанавливается обзорно-прицельный комплекс, а на внешней подвеске — четыре балочных держателя для вооружения. Если в транспортном варианте Ка-29 комплектовался лишь пулеметом калибра 7,62 мм (1800 патронов), то в боевом он может нести разнообразное вооружение. В том числе до восьми противотанковых ракет «Штурм», 80 неуправляемых авиационных ракет С-8, по два универсальных пушечных контейнера с 23-мм пушками и зажигательные баки ЗБ-500. На вертолете предусмотрена возможность установки 30-мм пушки 2А42 с 250 патронами.

Пилотажно-навигационное, радиосвязное и прицельное оборудование позволяет применять Ка-29 в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

18 октября 1991 года при полете вертолета Ка-29 на полигон для комплексного применения средств поражения наземных целей (по упражнению 344 Курса боевой подготовки АСВ-92) через 31 минуту после взлета с аэродрома Торжок на высоте 300 м и скорости 195 км/ч экипаж заметил повышение температуры масла в главном редукторе до 75 градусов и посторонний шум. Одновременно зажглось табло правого двигателя и последовало его автоматическое выключение регулятором предельных режимов. После остановки правого двигателя усилилась вибрация вертолета и засветилось красное табло. Затем упало давление в главном редукторе.

Получив доклад бортового техника, командир экипажа капитан О.Н. Мягков уменьшил обороты двигателя, а затем по приказу командира экипаж покинул вертолет на парашютах. Вертолет же в неуправляемом полете упал на землю.

Вертолеты этого типа под обозначением Ка-27ТБ состояли на вооружении ФСБ России и в 2007 году (по крайней мере две машины) были выставлены на аукцион.

Также был приобретен Китаем, Индией, Вьетнамом и Югославией.

Модификации

Ка-252ТБ – Прототип.

Ка-29 – Серийный транспортно-боевой вертолёт.

Ка-29ВПНЦУ – Вертолёт-целеуказатель.

Ка-31 (Ка-27РЛД) – Вертолёт ДРЛО.

Модернизация

– В 2012 году началась модернизация 10 транспортно-боевых вертолётов Ка-29, предназначенных для УДК типа «Мистраль». Модернизация заключается в установке современных вооружений и радиоэлектронной базы.

– В декабре 2016 года завершён ремонт партии из 6 Ка-29, которые поступят на ТОФ. На вертолётах капитально отремонтированы колонки несущего винта, двигателей и редукторов, а также обновлено лакокрасочное покрытие.

– Ещё одна партия из 6 машин, прошедших плановый средний ремонт на Кумертауском авиационном производственном предприятии, 9 ноября 2017 года прибыла на авиабазу морской авиации ТОФ Николаевка в Приморском крае.

– В ноябре 2017 года на аэродроме Донское в Калининградской области введён в строй отряд обновленных Ка-29, прошедших ремонт на 150-м авиаремонтном заводе.

Деревья Гинкго пережили взрыв в Хиросиме

Лётно-технические характеристики

АН-10. Украина

Описание

Вертолёт Ка-29 предназначен для длительного базирования на корабле, поэтому в конструкции широко применяются антикоррозийные материалы. Силовая установки и трансмиссия не отличаются от Ка-27.

Основным внешним отличием Ка-29 от Ка-27 является расширенная на 500 мм носовая часть кабины с тремя плоскими бронестеклами вместо двух двойной кривизны у последнего. Также применяется локальное противопульное бронирование рабочих мест экипажа и частично — силовой установки. Общая масса брони на вертолете составляет 350 кг.

Экипаж вертолёта — два человека: лётчик и штурман-оператор, сидят плечом к плечу.

Вертолёт Ка-29 может эксплуатироваться в двух основных вариантах: транспортном или боевом, и предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты, перевозки грузов, военной техники на внешней подвеске, а также огневой поддержки морской пехоты, уничтожения живой силы, техники и береговых укреплений противника. Может быть использован для медицинской эвакуации, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли.

В транспортном варианте вертолёт способен взять на борт до 16 десантников с личным оружием, или 10 раненых, включая четырёх на носилках, или до 2000 кг груза в транспортной кабине, или до 4000 кг груза на внешней подвеске. На вертолёте может быть установлена лебёдка грузоподъёмностью до 300 кг. Доступ десанта в грузовую кабину выполнен через две двухстворчатые двери слева и справа фюзеляжа.

В обоих вариантах вертолёт вооружён встроенной четырёхствольной подвижной пулемётной установкой НУВ-1УМ с пулемётом 9А622 калибра 7,62 мм с боезапасом 1800 патронов, управляемой штурманом-оператором. Пулемёт установлен в носовой части фюзеляжа справа и имеет возможность поворота блока стволов от 0° до −31° вниз, а также влево на 28° и вправо на 30°. В походном положении амбразура пулемёта закрыта защитной створкой.

В ударном варианте на вертолёт устанавливаются две боковые фермы внешних подвесок с четырьмя балочными держателями, на которых могут размещаться до 8 ПТУР «Штурм», 2-4 блока УБ-32 с НАР типа С-5 калибром 57 мм (64-128 ракет) или 2-4 блока Б8В20А с НАР типа С-8 калибром 80 мм (40-80 ракет), 2 контейнера типа УПК-23-500 с пушкой ГШ-23Л калибром 23 мм (250 снарядов), 2 зажигательных бака типа ЗБ-500, бомбовое вооружение.

Слева по борту может быть установлена неподвижная 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 250 патронов и лазерным дальномером «Капкан», сопряжённым с авиационным стрелковым прицелом АСП-17ВК.

Также в рамках испытаний на вертолёте применялись управляемые ракеты воздух-поверхность Х-23М и Х-25МР, на строевых вертолётах эти ракеты не использовались.

Вертолет оснащен системой управления вооружением СУВ-252. Перед лобовым стеклом на рабочем месте летчика установлен прицел АСП-17ВК, используемый при стрельбе из пушек и пуске НАР. На рабочем месте штурмана-оператора имеется оптический наблюдательный прибор (ОНП) для обнаружения-распознавания целей и наведения на них ПТУР.

Для обеспечения защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения вертолет оснащен станцией оптико-электронных помех, кроме того на него могут быть установлены блоки отстрела ложных тепловых целей и экранно-выхлопные устройства двигателей.

Подвеска вооружения на держатели вертолёта обеспечивается бортовой системой подъёма грузов — лебёдкой грузоподъёмностью до 500 кг. В рамках испытаний вертолёт применялся для доставки на борт корабля спецгрузов (ядерных зарядов в контейнерах).

Примечания

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия Россия:

  • Авиация ВМФ России — 27 Ка-29 на 2018 год, приписаны к СФ, ТОФ и БФ.

    • 12 (или 6?) отремонтированных единиц на ТОФ на ноябрь 2017 года.
    • отряд отремонтированных вертолётов на БФ (аэродром Донское в Калининградской области) на ноябрь 2017 года.

Украина Украина:

Авиация ВМС Украины — 4 Ка-29, по состоянию на 2017 год. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков).

Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ка-29 по состоянию на 2016 год, куплен у Украины в 2011 году.

Технические характеристики самолета Ан-158:

Вооружение

Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбымассой по 50 и 250 кг.

На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.

Поисково-прицельная система «Осьминог»

Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:

радиолокационную станцию, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;

  • опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
  • прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
  • радиогидроакустический буй
  • магнитный обнаружитель.

Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

  • при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
  • при ЭПР 2 м — не менее 5 км;

Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).

Срок полномочий

Информация приведена на 22 октября 2018 года.

Премьер-министр Срок полномочий
Бенито Муссолини 20 лет 272 дня
Джованни Джолитти 10 лет 187 дней
Сильвио Берлускони 9 лет 55 дней
Агостино Депретис 8 лет 268 дней
Альчиде де Гаспери 7 лет 252 дня
Джулио Андреотти 7 лет 120 дней
Альдо Моро 6 лет 88 дней
Франческо Криспи 5 лет 279 дней
Аминторе Фанфани 4 года 198 дней
Романо Проди 4 года 149 дней
Марко Мингетти 4 года 83 дня
Беттино Кракси 3 года 257 дней
Антонио Старабба 3 года 210 дней
Джованни Ланца 3 года 209 дней
Мариано Румор 2 года 357 дней
Антонио Сеньи 2 года 351 день
Маттео Ренци 2 года 294 дня
Джузеппе Дзанарделли 2 года 261 день
Бенедетто Кайроли 2 года 255 дней
Премьер-министр Срок полномочий
Антонио Саландра 2 года 90 дней
Луиджи Федерико Менабреа 2 года 49 дней
Луиджи Пеллу 1 год 360 дней
Джулиано Амато 1 год 351 день
Витторио Эмануэле Орландо 1 год 273 дня
Альфонсо Ферреро Ламармора 1 год 265 дней
Иваноэ Бономи 1 год 238 дней
Беттино Рикасоли 1 год 199 дней
Эмилио Коломбо 1 год 195 дней
Массимо д’Алема 1 год 187 дней
Паоло Джентилони 1 год 173 дня
Марио Монти 1 год 163 дня
Джованни Спадолини 1 год 156 дней
Марио Шельба 1 год 146 дней
Паоло Боселли 1 год 133 дня
Ламберто Дини 1 год 121 день
Урбано Раттацци 1 год 115 дней
Франческо Коссига 1 год 76 дней
Адоне Дзоли 1 год 43 дня
Премьер-министр Срок полномочий
Карло Адзелио Чампи 1 год 12 дней
Чириако де Мита 1 год 9 дней
Луиджи Луццатти 364 дня
Франческо Саверио Нитти 358 дней
Джованни Леоне 337 дней
Пьетро Бадольо 319 дней
Алессандро Фортис 317 дней
Энрико Летта 300 дней
Джованни Гориа 260 дней
Арнальдо Форлани 253 дня
Луиджи Факта 247 дней
Джузеппе Саракко 236 дней
Сидней Соннино 220 дней
Ферруччо Парри 170 дней
Джузеппе Пелла 148 дней
Фернандо Тамброни 123 дня
Луиджи Карло Фарини 106 дней
Камилло Бенсо Кавур 75 дней
Томмазо Титтони 16 дней

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия Россия:

  • Авиация ВМФ России — 27 Ка-29 на 2021 год, приписаны к , ТОФ и . 12 (или 6?) отремонтированных единиц на ТОФ на ноябрь 2017 года.
  • отряд отремонтированных вертолётов на (аэродром Донское в Калининградской области) на ноябрь 2021 года.

Украина Украина:

Авиация ВМС Украины — 4 Ка-29, по состоянию на 2021 год. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков).

Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ка-29 по состоянию на 2021 год, куплен у Украины в 2011 году.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

    • Экипаж: 2 человека
    • Длина фюзеляжа: 17,05 м
    • Высота: 3,82
    • Ширина с консолями крыла 5,88 м
    • Диаметр несущего винта: 17,2 м
    • Диаметр рулевого винта: 3,85 м
    • Масса:

      • пустого: 8095 кг
      • нормальная взлётная масса: 10900 кг
    • максимальная взлетная масса: 12100 кг
    • Масса боевой нагрузки: 2300 кг
    • Масса топлива: 1500 кг
  • Силовая установка:

    • Тип двигателя: турбовальный
    • Модель: ВК-2500-02
    • Мощность:

      • на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
      • на взлетном режиме: 2200 л. с.
      • на крейсерском режиме: 1500 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • крейсерская: 265 км/ч
  • Дальность полета:

    • максимальная 450 км
    • с ПТБ: 1087 км
  • Статический потолок: 3600 м
  • Динамический потолок: 5600 м
  • Скороподъёмность: 13,6 м/с

Вооружение

    • Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
    • Точек подвески: 4
    • Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13
    • Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) 16 шт
    • «Воздух-воздух»: Стрелец с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.
  • УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолётов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового диапазона (узкая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолёта, приёмник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей. В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолёт может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надёжны в условиях задымлённости (запылённости и тумана).
  • Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолётов, самолётов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех.
  • КМГУ-2 Контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.
  • НАР Неуправляемые ракеты предназначены для уничтожения живой силы, лёгкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Главное достоинство — дешевизна.

Предназначение

Ка-29 предназначен для увеличения эффективности и мобильности десантных операций, проводимых на водных акваториях, а также уничтожения бронированных наземных и надводных целей. Кроме этого, вертолет должен обеспечивать перевозку грузов, а также подразделений десанта с корабля на берег, а также наоборот, оказывать огневую поддержку ночью и днем при разнообразных погодных условиях.

Не стареют крылом ветераны

— Ми-24 — это очень хорошая платформа, — рассказал «Известиям» бывший замминистра обороны России по вооружению генерал-полковник Анатолий Ситнов. — Надо поменять авионику, поставить новые локаторы, тепловизионные ночные прицелы и расширить перечень применяемых средств поражения. Сама конструкция и корпус машины не устаревают. После модернизации боевые возможности «двадцать четвертых» сравняются с Ми-28Н и Ка-52. И это обойдется дешевле примерно в два раза по сравнению с производством нового вертолета.

Ми-28Н «Ночной охотник»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

По мнению Анатолия Ситнова, усовершенствованный «Крокодил» сможет столь же эффективно исполнять роль, которую сейчас играет на поле боя Ми-28Н — поражать цели на переднем крае и поддерживать наземные войска. Обе эти машины имеют мощное бронирование и считаются крайне живучими. В то же время у Ми-24 есть и определенное преимущество — в отличие от Ми-28Н он может перевозить до восьми человек в десантном отделении, что несколько расширяет его функционал.

— Модернизация Ми-24 — это правильное решение, — сообщил «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. — Новые машины выпускают не так уж быстро. И чтобы сразу заменить Ми-24, требуются серьезные финансовые затраты. А показали себя эти вертолёты неплохо. Их конструкция, планер и двигатель позволяют эксплуатировать их ещё длительное время. А прицельное, навигационное оборудование и вооружение улучшат в ходе доработок. После этого Ми-24 смогут решать все задачи, которые стоят перед армейской авиацией.

Ми-24 начали модернизировать для полетов ночью начиная с варианта Ми-24ПН. Таких машин было произведено всего несколько штук. Наработки были впоследствии использованы при создании более современной версии, получившей обозначение Ми-35М, а также новых Ми-28Н и Ка-52. Сейчас такими приспособлениями оснащают даже современные транспортные вертолёты семейства Ми-8.

Ка-52 «Аллигатор»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Для того чтобы летчик мог нормально работать в очках ночного видения, модернизируют всю кабину вертолёта. Устанавливают более слабую подсветку приборов, специальные светофильтры на лампы освещения. Изменяют и внешнее оборудование, чтобы оно не засвечивало очки и не мешало безопасному полету.

Опыт современных конфликтов показывает, что использование вертолетов ночью, снижает уровень их потерь от огня противника. Но полеты в тёмное время суток требуют качественного технического оборудования и хорошо подготовленных пилотов.

Как ранее сообщали «Известия», нынешней весной в армейской авиации начали апробировать новую программу подготовки пилотов. Не менее трети всех учебных вылетов должны будут проходить ночью. В это время суток машины наименее уязвимы, однако управлять ими могут только специально подготовленные летчики. Дело в том, что приборы ночного видения передают картину двухмерного изображения местности, в котором нет глубины, поэтому без специальных навыков пилот просто не сможет определить расстояние до предметов.

Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров

Лётно-технические характеристики

В качестве вертолёта для высадки и огневой поддержки морского десанта, Ка-29, пожалуй, не имел аналогов. В Корпусе Морскоой Пехоты США основным средним транспортным вертолётом является UH-1Z –модернизация старого «Ирокеза».

Ка-29 UH-1Z Venom
Экипаж+десант 2+16 2+18
Длина, м 12,25 13,6
Диаметр несущего винта, м 15,9 14,8
Взлётная масса, т 11,5 8,4
Грузоподъёмность, т 2 3
Максимальная скорость, км/ч 280 304
Дальность, км 460 648

Итак, по характеристикам в качестве машины для перевозки войск американский вертолёт, несмотря на возраст, вполне может поспорить с «двадцать девятым». Вооружён он, разумеется, слабее – допускается установка крупнокалиберных пулемётов в проёмах грузовых дверей и 2 блоков неуправляемых ракет. Таким образом, ударный вариант Ка-29 сопоставим уже с вертолётом AH-1Z.

Мнения о вертолёте Ка-29 расходились. Некоторые считали, что «двадцать девятый» может заменить Ми-24 и стать основным боевым вертолётом не только флота, но и армии. На это возражали: мал запас топлива, машина неприспособлена для длительного руления.

Среди систем вооружения «слабым звеном» оказался пулемёт ГШГ, не позволяющий эффективно вести огонь, не входя в зону поражения из стрелкового оружия. Но в том, что «двадцать девятый» – именно то, что нужно морским десантникам, сходились все.

История создания и производства

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.

Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.

Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.

Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО “Роствертол”), двигателя Д-136 – на Запорожском ПО “Моторостроитель” (сегодня АО “Мотор Cич”, главный конструктор Ф.М. Муравченко).

Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.

В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 – 01-03), вторая – пять (№№02-01 – 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).

Интересные факты

Примечания

  1. The Military Balance 2016, p.193
  2. The Military Balance 2017, p.229
  3. The Military Balance 2016, p. 443

По международным стандартам

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонны в кабине и 2,5 тонны на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.

Тем не менее основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, который может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять − на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.

Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013

Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг «Росэлектроника» оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62». Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и ведет постоянный прием сигналов на аварийной частоте, а система «Аист-62» отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.

Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.

Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместить до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обоим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.

Первый полет Ка-62 в 2017 году

Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.   
 

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Практическая часть экзамена:

Принципы выбора кресла

Как выбрать лучшее место на борту – вопрос очень сложный, так как у каждого человека личное видение ситуации и предпочтения. Пассажирам, для которых безопасность на первом месте, уместно выбирать сидения в хвосте. Люди, которые не переносит тряску или предпочитают спускаться из самолета первыми, целесообразно бронировать кресла в носовой части самолета.

Ряды первого класса традиционно комфортабельнее экономичного салона. Ведь в носу лайнеров на два класса установлены кресла с возможностью откидывать спинки на 180º. Кроме того, на борту подобных моделей кухня расположена именно тут и в самом хвосте. Поэтому пассажиры из средних рядов не выбирают блюда из широкого ассортимента, как люди, которые летят в носовом отсеке или конце самолета. Таким туристам уместно подумать о запасах домашней провизии.

Лучший выбор кресел для пассажиров экономичного класса — места за аварийными люками

Комфортные сидения установлены за люками аварийного выхода. Здесь достаточно места между соседними креслами, и пассажиру удастся принять удобное положение тела. Однако тут запрещен перелет с маленькими детьми и есть ограничения по бронированию мест для инвалидов. Не самые хорошие места в последнем ряду. Здесь нельзя разложить кресло, а рядом расположены служебные помещения. Кроме того недостаток близости санузла отмечают и на средних рядах таких бортов.

Заключение

Российский, а в прошлом советский порох «Сокол» является классикой на оружейном рынке. При своей дешевизне, его плюсы перекрывают минусы, а охотничья любовь к нему передаётся из поколения в поколение. Он универсален, подходит для пули и дроби, используется во многих калибрах. Не зря многочисленные отечественные заводы по изготовлению боеприпасов отдают ему предпочтение. К таким производителям относятся «Полиэкс», «Феттер», «Азот», и другие.

Будьте осторожны в обращении с порохом и оружием, относитесь ответственно к своему ремеслу. Удачной охоты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector