Торпедные катера типа «комсомолец»
Содержание:
Немного истории
Первые опыты окультуривания растений зафиксированы в каменном веке
Первобытный человек, собирая съестные плоды, корни, ягоды, семена и прочее, обратил внимание на способность выращивания необходимых ему растений вблизи жилища. Бросив семена в рыхловатую влажную землю и приобретя первые плоды земледелия, он мало-помалу научился управлять ходом выращивания культурных растений
Своевременное орошение, уничтожение сорняков, защита от внезапного уничтожения урожая животными и насекомыми, подбор лучших по качеству, вкусу, а также размерам растений привели к бессознательному искусственному отбору. Немного погодя, отбор ознаменовал создание первых культурных растений.
А практический опыт выращивания, ухода за растениями скапливался и передавался последующим поколениям. Развитие земледелия образовало географические очаги выращивания конкретных культур. Популяризации окультуренных растений содействовали войны, торговля, движения и странствия.
Основная часть культурных растений разведена давно, но отдельные образцы окультурены сравнительно не так давно. Примером является сахарная свёкла, возделывать которую начали в начале XIX века, в то время как пшеница выращивалась уже в VII тысячелетии до н.э.
Вооружение
Артиллерийское
Очётливо видны пулеметы ДШК в носовых частях катеров.
В первой серии использовались два крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом.
Вооружение второй серии состояло из:
- Одного одноствольного 20-мм автомата ШВАК с длиной ствола 84 калибра, расположенного на специальном банкете сразу за рубкой. Питание пушки ленточное. Расчёт включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 700 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 815 м/с.
- Двух спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня — только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом.
Кроме того — в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов.
Торпедное
Погрузка 533мм торпеды.
На опытных катерах и серийных «Д-3» впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания которые представляли собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запал-патронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство данных ТА было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа «Г-5» при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов – в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.
Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запал-патронов, установленных в торпедном аппарате. «Д-3» вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила – 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел – 21 кабельтов (около 4 тыс. м).
Прочее
Дополнительно на катерах могли использоваться 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения — до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Примечания
- ↑ Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 136 с. Глава V. Торпедные катеры в империалистической войне 1914—1918 гг.
- The Trafalgar Campaign: 1803—1805. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, pp. 82-84.
- Высказывание адмирала К. П. Пилкина в отношении типичной для своего времени миноноски Торникрофта, приведено по: Н. Н. Афонин, В. В. Яровой, Миноноски российского флота.
- British Motor Torpedo Boats 1939-45. Osprey, 2002-…
- Jane’s War at Sea: 1897—1997. By Bernard Ireland and Eric Grove, Harper Collins, 1997, p. 123.
- ↑
- Дважды Краснознамённый Балтийский флот. 3-е издание исправленное и дополненное. — М.: Воениздат. 1990. С. 142—143 ISBN 5-203-00245-2
- ↑
- Другие источники приводят следующие данные: А. С. Пухов указывает 6 катеров (Пухов А. С. Балтийский флот на защите Петрограда. (1919 г.). М. 1957. С. 119), но это явное преувеличение. Мичман А. Гефтер, сотрудничавший с англичанами, указывает 7 потопленных «моторов» из якобы участвовавших в операции 11-ти. Он пишет, что три другие — повреждённые — затоплены самими англичанамит. (Гефтер А. Воспоминания курьера // Архив русской революции. Берлин 1923. Т. 10. — Репринт: М.: Терра: Политиздат, 1991 («Русский архив»). С. 114—168 ISBN 5-250-02083-6 т. 9—10
- ↑ Agar F. Baltic Episode. A Classic of Secret Service in Russia Waters. London, 1961 P. 152, 178
- Bennet S. Cowan’s war: The Story of British Naval Operations in the Baltic, 1918—1929. London, 1964. P. 157
- ↑ Гефтер А. Воспоминания курьера // Архив русской революции. Берлин 1923. Т. 10. — Репринт: М.: Терра: Политиздат, 1991 («Русский архив»). С. 114—168 ISBN 5-250-02083-6 (т. 9—10)
- Военный министр У. Черчилль, последовательный сторонник активного противодействия большевизму, к рейду на Кронштадт отнёсся крайне неодобрительно. Оценивая результаты этой операции он указал Ллойд Джоржу на то, что этот рейд повлёк непоправимые потери.(Gilbert M. Winston S. Churchill. Vol. IV. 1916—1922. Boston, 1978. P. 871 приводится по: «Новый часовой» № 4. 1996. С. 88-90.). Вообще в названных боестолкновениях на Балтике англичане потеряли: один лёгкий крейсер, 2 эсминца, подлодку, 2 тральщика и названные торпедные катера. — «Новый часовой» № 4. 1996. С. 88-90
- Jane’s War at Sea…
- Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, pp. 18-29.
- «Моделист-Конструктор» 1988, № 1
- Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.
Немного о действиях в Ла-Манше
О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: «Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер». 26 мая 1940 года: «У Остенде германские торпедные катера потопили английский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку противника».
3 июня 1940 года. «Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действия подводных лодок и торпедных катеров противника, потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных миноносцев «Графтон», «Гренейд» и «Уэйкфул», были потоплены также эскадренные миноносцы «Базиликс», «Кейт» и «Хэвант». Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24″.
Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие немецких торпедных катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.
И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалось кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.
Немецкий торпедный катер S-204
Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на немецкую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии немецких торпедных катеров, переведенные из Норвегии…
Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – находилась всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец «Уэйкфул» с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с «Уэйкфулом» эсминец «Графтон» и тральщик «Лидд» спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер «Наутилус» и лоцмейстерское судно «Комфорт». В это время не замеченный в темноте немецкий катер выпустил торпеды в «Графтон», и когда эсминец начал тонуть, «Комфорт» и «Наутилус», вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, «Лидд» и тонущий «Графтон» открыли по «Комфорту» огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая «Комфорт» буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с «Уэйкфула»
История
Начало разработки
Отправка 80-футовых катеров фирмы Элко (англ.)русск. (тип А-3) из Нью-Йорка в СССР
В послевоенные годы в Военно-морском флоте СССР появился первый основной тип торпедного катера — большой ТКА проекта 183. Разработка этого судна была поручена коллектву Особого конструкторского бюро НКВД (ОКБ-5), штаб которого располагался первоначально на территории судостроительного завода № 5. Главным конструктором был назначен Павел Густавович Гойнкис. В разработке были учтены опыт создания и использования поставленных по ленд-лизу американских катеров типов «Воспер», «Элько» и «Хиггинс».
Физические размеры и скоростные качества
В соответствии с проектом эти катера должны были являться «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Корпус изготавливался из древесины, сами катера оснащались бронированной рубкой и мостиком (толщина брони 7 мм). Полное водоизмещение составляло 66,5 т. Четырёхвальная дизельная энергетическая установка из отечественных двигателей типа М-50Ф (возможна была замена на модификации М-50Ф-1 и М-50ФТК) обеспечивала мощность 4800 л. с. и позволяла развивать скорость до 43-44 узлов (крейсерская скорость 33 узла). Дальность плавания зависела от скорости: при 33 узлах составляла 600 миль, при 14 узлах — 1000 миль. Запас топлива составлял 10,3 т. Для облегчения прохождения по внутренним водным путям мачта катера была сделана заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.
Вооружение
Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата класса ТТКА-53М. Оба располагались побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Также были установлены две спаренные 25-мм автоматические зенитные установки типа 2М-3 с боезапасом в 2000 выстрелов. Помимо этого, вперегруз на катер могли браться до 8 глубинных бомб ББ-1, до 6 морских мин КБ-3 и от 8 до 18 мин (вместо торпед) АМД-500. В состав радиовооружения входили РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М» и две радиостанции. Для отвлечения противника устанавливалась дымовая аппаратура ДА-7 и 4 дымовые шашки МДШ. В навигационное вооружение входили приборы «Гиря», КГМК-4 (или ДКГМК-3), «Рейс-55» и авторулевой «Зубатка».
Строительство и модификации
В ходе государственных испытаний было выявлено много замечаний, но катера строились большой серией с 1952 по 1960 год. По оценкам моряков, катера были удачными и даже стали базовыми при разработке ракетного катера проекта 183-Р. Головной катер был сдан ВМФ в 1949 году, с этого года и вплоть до 1960 строились катера на заводах: № 5 в Ленинграде, № 460 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Итого было выпущено более 420 экземпляров.
На базе проекта «Большевик» были построены несколько модифицированных кораблей.
- На катере проекта 183-Т был испытан дополнительный газотурбинный форсажный двигатель мощностью 4000 л. с., который позволял развивать скорость до 50 узлов. В 1955—1957 годах в Ленинграде по откорректированному проекту построили 25 таких катеров.
- В 1958 году был построен опытный катер проекта 183-У, вооружённый четырьмя торпедными аппаратами, а в составе его энергоустановки использовались новые быстроходные дизельные двигатели. Полное водоизмещение катера достигало 92 тонн. Проект, однако, был закрыт, хотя и разрабатывались два его дальнейших варианта развития: 183-ТУ (с форсажной газовой турбиной) и 183-Т2 (с маршевой ГТУ и дополнительным 25-мм зенитным автоматом).
- Был подготовлен также штабной проект катера 183-Ш.
- Катер проекта 183-А был оснащён усиленной арктилитовой обшивкой (арктилит — это аналог бакелизированной фанеры с запрессованной металлической проволокой).
- Катер проекта 199 был классифицирован как «охотник за подлодками» и вошёл в состав пограничных войск. Всего было построено 52 экземпляра.
- Для обучения войск выпускался катер 183-Ц — радиоуправляемая учебная мишень.
- В число нереализованных проектов вошли проект 183-Я2 и 183-Я3 с более лёгкими дизельными двигателями М503 (цифра в конце наименования катера класса 183-Я указывает количество таких дизелей). Водоизмещение первого судна составляло бы 88 тонн, а второго — 110 тонн. Вооружение было бы аналогично катеру 183-У.
Наши дни
К концу 1980-х годов все катера, кроме некоторых модификаций, были списаны. В течение всего срока службы они принимали активное участие в боевой подготовке и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.
Мрачная пещерная бабочка
Услуга
Большинство лодок изначально были отнесены к 3-й полфлотилии торпедных катеров. К концу 1936 года Кригсмарине реорганизовала свои торпедные катера в флотилии с Leopard и Luchs во 2-й флотилии торпедных катеров, а Wolf , Iltis , Jaguar и Tiger были переданы в 3-ю флотилию торпедных катеров. Обе флотилии несколько раз отправлялись в Испанию во время гражданской войны в Испании. Примерно в июне 1938 года флотилии снова были реорганизованы, и « Леопард» и « Луч» были переданы 4-й флотилии торпедных катеров. Остальные лодки либо переоснащались, либо находились в резерве. 1 июля 3-я флотилия была переименована в 6-ю. Незадолго до объявления войны Польше Германией 1 сентября 1939 года « Тигр» был потоплен немецким эсминцем, который случайно протаранил ее во время ночных тренировок.
Вторая Мировая Война
Тигр (TG), Лучс (LU), Jaguar (JA) и Iltis (IT) на якоре, c. 1934 г.
Вначале 4-я флотилия была расформирована, а лодки переданы 5-й и 6-й флотилиям торпедных катеров. Все Type 24 поддерживали добычу полезных ископаемых в Северном море, которые начались 3 сентября 1939 года, за исключением Jaguar . 13, 18 и 19 ноября 6-я флотилия и один или два легких крейсера встретили эсминцы, возвращавшиеся с минных заградительных операций у английского побережья. Два дня спустя флотилия патрулировала «Скагеррак», чтобы проверить нейтральные суда на предмет контрабанды, прежде чем вернуться в порт 25-го числа. С 14 по 16 декабря Jaguar и торпедный катер Seeadler совершили контрабандное патрулирование в Скаггераке, конфисковав шесть судов.
Iltis переоборудовали, но все остальные Type 24 сыграли второстепенную роль во в апреле 1940 года. Leopard и Wolf были назначены для поддержки атаки на Берген, а Luchs — помочь захватить Кристиансанн . Ягуар переправил подкрепление в Кристиансанн. Два дня спустя, когда тяжелый крейсер Lützow направлялся в Германию без сопровождения, он тоже был искалечен британской подводной лодкой у датского побережья, и все пять лодок ответили, чтобы оказать помощь. При сопровождении группы минных заградителей, возвращавшихся с установки минного поля в Скаггераке 30 апреля вместе с Вольфом , Леопард был потоплен, когда ее случайно протаранил один из минных заградителей.
6-я флотилия была расформирована в апреле, и все торпедные катера были объединены в 5-ю флотилию, которая продолжала сопровождать минные заградители и поврежденные корабли между Норвегией и Германией в течение следующих нескольких месяцев. Во время одного из таких вылетов 26 июля » Луч» был потоплен подводной лодкой или плавучей миной. Флотилия сопровождала минные постановки в Северном море в августе и сентябре, а в октябре перебралась в Ла-Манш. Первый вылет в поисках кораблей союзников был неудачным, но 11–12 октября был потоплен четыре небольших корабля. Лодки флотилии теперь сами начали ставить минные заграждения в течение остальной части года и до начала 1941 года. Вольф был потоплен во время одной из таких миссий 8 января, когда она сама подорвалась на мине.
Iltis и Jaguar были теперь единственными уцелевшими лодками этого класса, и они продолжали ставить минные поля и сопровождали два линкора через Бискайский залив 22 марта после своего рейда в Северной Атлантике . В следующем месяце сестры приступили к ремонту, а затем их перевели в Скагеррак, где они несли обязанности по сопровождению конвоя до октября. Они были переброшены во Францию в январе 1942 года, присоединившись к 5-й флотилии, и были частью эскорта через Ла-Манш для двух линкоров и тяжелого крейсера во время пролета Ла-Манш в феврале. Обе лодки помогли прикрыть торговый рейдер через Ла-Манш в марте, но Илтис был потоплен 13 мая, когда пытался сопровождать другую. Это сделало Jaguar единственной уцелевшей лодкой, и она оставалась во Франции до конца года, помогая сопровождать немецких блокадников, плывущих из портов Бискайского залива по пути в Японию.
Она была переведена в норвежские воды для сопровождения в начале 1943 года, но вернулась во Францию в середине года, чтобы помочь в сопровождении подводных лодок через Бискайский залив, и продолжала делать это до начала августа. Лодка помогла заложить минное поле в Ла-Манше в марте 1944 года. Когда 6 июня союзники начали высадку в Нормандии, 5-я флотилия несколько раз вылетала из Гавра в течение следующей недели, пытаясь потопить союзные корабли. Как правило, они не увенчались успехом: 6 июня был потоплен только один эсминец. Jaguar был потоплен во время авианалета Королевских ВВС в ночь с 14 на 15 июня.
Промышленный ТНТ [ править | править код ]
Грассирующий катер г-5
Знаменитый советский авиаконструктор А.Н. Туполев в конце 20-х годов получил приказ о необходимости разработки мощного военного катера, снабжённого сразу несколькими торпедными установками. Предполагалось создание торпедного катера с мощным вооружением и с минимальной дальностью хода, так как в теории судно должно было на постоянной основе находиться у берегов СССР. Именно с таких торпедных катеров берет свое начало советское развитие военно-морского флота.
История создания
В течении всего полугода катер был спроектирован и сразу же, специально созданный отдел ЦАГИ начали его строительство. Так как организация не имела подобного опыта и не смогла обеспечить проект необходимыми комплектующими, было принято решение о сторонней покупке. Именно из Италии прибыли первые двигатели под названием Изотта-Фраскини. В середине 1930-ых годов на Черное море отравляют на испытание первый катер. При полной боевой готовности катер достиг скорости около 37 узлов, при весе менее 10 тонн. Результатом испытаний стало выявление недостаток в виде малой скорости и соответственно плохой манёвренности. Также перед ЦАГИ была поставлена задача исправить следующие недочеты:
- Качество покраски, в контакте с морской водой стала образовываться коррозия металла;
- Рубка управления открыта, подвергалась заливанию водой;
- Возникновение каверн на гребне винта, не позволяющей развить максимально предельную скорость.
ЦАГИ провела работу по изменению и устранению всех недочетов и вновь пустила на воду новый торпедный катер. Результат не заставил себя долго ждать и уже руководство наслаждалось гонкой между ново-созданным советским торпедным катером типа Г-5 и английским который брали за основу создание. Советский торпедный катер показал самые наилучшие результаты, развил скорость 56 узлов, и даже обогнал соперника, что не могло не обрадовать руководство ЦАГИ.
В 1934 году ленинградский завод Андре Марти получает заказ на производство свыше 300 единиц торпедных катеров. Моряки были довольны скоростными характеристиками катера, но боевое вооружение в виде нескольких пулеметов с калибром в 450 мм считалось устаревшим даже на тот момент. Было принято решение снабдить катер торпедами 533 мм, с присвоением номера АНТ-5. Производство следующей серии надолго затянулось из-за медленной поставки оборудования. После внесенных небольших изменений и прохождения испытаний, было принято решение изменить номер на Г-5, что означало «Глиссирующий катер 5-ой модели».
Конструкция торпедного катера
Материал корпуса изготовлен из сплава на основе алюминия с добавлением магния, марганца и меди. Корпус состоял из пяти отсеков – отсек управления, топливный, крайний носовой, моторный отсек и конечно же установка из торпедных аппаратов. Катер на своем борту вмещал максимально 11 человек, хотя документально по штату было рекомендовано, всего 6. Смотровое стекло было изготовлено из брони и на панели управления расположились два полубалансирных руля, также пара компасов, тахометры, термометр, аварийный контакт, столик с картами, прибор управления газом, а также ручной пулемёт для стрельбы. В установленный комплект помимо всего перечисленного многообразия, входили машины с постоянным током, производимой мощностью 250 ват, ламповый прожектор, два аккумулятора, радиостанция приемопередающая работая на дальность до 20 миль. Установленные две торпеды считались главным оружием на катере. На их месте была возможность размещать любое вооружение, например, вместо торпеды возможно было разместить четыре мины.
Модель торпедного катера с реактивной установкой
Торпедный катер типа Г-5 мог поддерживать в течении 15 минуть скорость до 51 узла. Для заправки катера использовали бензин.
Всего было выпушено 9 серий катеров данного типа. Основные различия между ними крылись в толщине обшивки, запасе топлива, двигателе и вооружении.
В 37 году прошлого столетия состоялась передача торпедных катеров типа Г-5 Испанскому ВМФ. Сделано это было из-за небольшой дальности плавания, которой не хватало для значительным водных границ СССР.
Позже данные торпедные катера успели поучаствовать не только в Великой Отечественной войне, но и в Корейской, которая в последующем для них оказалась последней. Впоследствии было принято решение уничтожить все имеющиеся катера. В Крыму, Латвии, Балтийске и Очакове были установлены памятники в честь памяти конструкторов торпедных катеров серии Г-5.