Инженерные боеприпасы

Магнитная «аномалия»

Одна из наиболее современных противотанковых мин — кумулятивно-фугасная ТМ-89, принятая на вооружение Российской армии в 1993-м. Металлическая «таблетка» весом 11,5 килограмма и диаметром 320 миллиметров рассчитана на поражение танка снизу, через днище. Масса взрывчатки — около семи килограммов. Мина настолько мощная, что при подрыве может пробить 200-миллиметровую катаную броню. Для примера: бронелист на днище американского танка М1A2 «Абрамс» в самом защищенном месте имеет толщину всего 80 миллиметров. Для ТМ-89 это практически «картон».

Оригинальный магнитный взрыватель чутко реагирует на возмущения электромагнитного поля и при приближении массивного металлического объекта приводит «адскую машинку» в действие. Вышибной пороховой заряд отбрасывает взрыватель с грунтом в сторону, срабатывают промежуточный детонатор и основной боевой заряд. Образовавшаяся кумулятивная струя пробивает днище машины и уничтожает танк вместе с экипажем.

Если же техника наедет на мину траком и прижмет взрыватель, то мина сдетонирует как обычный фугас. Конечно, такой взрыв не пробьет корпус танка, но уж точно разрушит гусеницу и обездвижит его.

В инженерных войсках эту мину встретили настороженно — саперам показался слишком сложным и неудобным алгоритм ее постановки на боевой взвод в полевых условиях. Кроме того, из-за высокой чувствительности магнитного взрывателя рядом со взведенной миной не советуют находиться в бронежилете или проносить металлические предметы, например автомат.

Чем отличается белый билет от военного билета?

Внешне белый билет ничем не отличается от обычного, получаемого после прохождения службы. Несмотря на название, он имеет такую же темно-красную обложку, на его страницах проставляются традиционные отметки:

  1. Личная информация владельца: ФИО, дата рождения, образование, гражданская специальность, спортивные разряды, семейное положение.
  2. Сведения о подготовке и прохождении военной и альтернативной службы, участии в боевых действиях, воинских званиях и наградах, полученных травмах.
  3. Отметки о пребывании в запасе.
  4. Сведения о медицинском освидетельствовании и прививках, антропометрические данные.
  5. Данные о воинском учете: постановке и снятии.

Несмотря на то, что все записи и графы одинаковые, белый военник можно легко отличить от обычного. В нем обязательно будет указана одна из двух непризывных категорий годности: «В» или «Д». Однако само заболевание или статья Расписания болезней, по которой молодой человек освобожден от армии, в удостоверении не указывается. Никто без ознакомления с личным делом, которое находится в военкомате, не сможет узнать, по какой причине призывника не взяли на службу: из-за простого плоскостопия, шизофрении или любой иной непризывной патологии.

Совет от Службы Помощи Призывникам

Если в военном билете указана статья Расписания болезней, по которой проводилось медицинское освидетельствование, призывник вправе обратиться в военкомат и заменить документ на новый.

Документ выдают всем призывникам, которые пройдут медицинское освидетельствование и подтвердят свой диагноз на дополнительном обследовании и КМО . Мужчины, которые избегали явки в военкомат до 27 лет, даже при наличии непризывного диагноза вместо военного билета могут получить справку уклониста.

C уважением к Вам, Николаева Анна, юрист Службы Помощи Призывникам.

Помогаем призывникам получать военный билет на законных основаниях: 8 (800) 333-53-63.

После войны

Война окончилась, а танки остались. И состояли они на вооружении стран, совсем недавно бывших союзниками, а теперь ставших потенциальными противниками. Опыт, накопленный в сражениях, привел к совершенствованию противотанковых средств, в том числе и мин. К тому же и инженеры с учеными не сидели, сложа руки. Накопленный боевой опыт выявил наиболее уязвимые участки бронетехники, по ним и должны были наносить удары новые усовершенствованные образцы. Для того чтобы усложнить обнаружение, корпуса начали изготавливать из пластика, однако это привело к другой проблеме. При утере карт минных полей работа саперов значительно затруднялась. Зато расширилось многообразие взрывателей и способов огневого воздействия на бронетехнику.

Какой должна быть противопехотная мина

Устройство, создаваемое для эффективного поражения живой силы, должно отвечать ряду требований тактического характера. При взрыве следует создавать большое количество осколков, летящих с достаточной скоростью, чтобы причинить максимальный ущерб. При этом мина должна быть легкой, иначе саперам будет тяжело ее носить и устанавливать. Примером могут служить так называемые «Лепестки». Мины типа ПФМ-1 и ПФМ-1С скопированы с американских образцов под названием «Зуб дракона» (Dragontooth) — BLU-43. Они имеют очень скромные размеры, но причиняют значительный ущерб живой силе, выполняя сразу две задачи. Во-первых «Лепестки», как правило, не наносят летальных травм, а лишь калечат вражеских солдат, что создает дополнительную нагрузку на экономику неприятельской державы

Во-вторых, они могут самоликвидироваться (в модификации «С»), что очень важно при подготовке наступления

“Чи-Ну” – танк, опоздавший на войну

Технические данные

Boeing B-29 Superfortress

Приведенные характеристики соответствуют модификации B-29.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
  • Длина: 30,18 м
  • Размах крыла: 43,04 м
  • Высота: 8,47 м
  • Площадь крыла: 159,79 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 7° 1′ 26
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,5
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м
  • Профиль крыла: Boeing 117
  • Колея шасси: 8,69 м
  • Масса пустого: 32 432 кг
  • Масса снаряжённого: 36 652 кг
  • Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
  • Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
  • Масса в бою: 45 926 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках)
  • Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках)
  • Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79
  • Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт)
  • Воздушный винт: четырёхлопастной изменяемого шага Hamilton Std 6526A-6
  • Диаметр винта: 5,05 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 604 км/ч (на высоте 9144 м)
  • Крейсерская скорость: 547 км/ч
  • Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 3413 км
  • Практическая дальность: 6380 км
  • Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб)
  • Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе)
  • Скороподъёмность: 8,26 м/с
  • Время набора высоты:

    • 3048 м за 23,5 мин
    • 6096 м за 61,5 м
  • Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 680 м 
  • Аэродинамическое качество: 16,8
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый
    • 4 сверху фюзеляжа спереди
    • 2 сверху фюзеляжа сзади
    • 2 под фюзеляжем спереди
    • 2 под фюзеляжем сзади
    • 2 в корме
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 4536 кг
    • максимальная: 9072 кг
  • Бомбы: свободнопадающие:

    • 40 × 227 кг
    • 12 × 454 кг
    • 8 × 907 кг
    • 4 × 1814 кг

Противотанковые мины вермахта

Во времена Первой мировой войны использование полевых мин играло
подчиненную роль, несмотря на то, что статичная позиционная война создавала
идеальные условия для применения этого вида оружия. Вместе с тем, массированный
артиллерийский огнь делал любое минное заграждение в основном не эффективным.
По этой причине мины оставались далеко на втором плане.

Во времена рейхсвера проект первой немецкой противотанковой
мины (Tank-Minen, T-Mine) оказался не
практичным. Мина имела обозначение «T-Mine 29» и весила шесть
килограмм. Решением военного министерства рейха весной 1935 г. ее заменили  новым боеприпасом, «T-Mine 35».

В дальнейшем «T-Mine 35» стала основным
противотанковым средством инженерно-саперных частей, а также саперных взводов в
других родах войск. Эта стандартная противотанковая мина весила почти 10 кг и
имела 5,45-килограммовый заряд взрывчатого вещества (ВВ), способный пробить до
10 см стальной брони.

Промышленность Третьего рейха к 1943 г. изготовила около 4,2
млн. экземпляров «T-Mine 35». Укомплектованный согласно штату
инженерный батальон вермахта перед войной располагал арсеналом в 1500 таких
мин.

Предвоенные учения. Солдаты саперной роты, имея по две противотанковые мины «T-Mine 35», разворачиваются для установки минного поля.

Варианты применения

Мины этой модели могли применяться несколькими способами. В
случае развертывания минных полей, в соответствии с предусмотренными
нормативами, они устанавливались в землю с интервалами от четырех до восьми
метров. При этом, использовался взрыватель нажимного действия.

Для борьбы с танками на ближней дистанции солдаты вермахта
использовали «T-Mine 35» с детонатором с замедлением от 10 до 15
секунд. В этом случае мина либо забрасывалась на корму движущегося вражеского
танка, либо подкладывалась под его гусеницу или корпус. Учитывая значительный
общий вес мины и её диаметр в 32 см, подобные действия требовали особой
сноровки и волевых качеств.

Из пропагандистского журнала «Сигнал». Обер-ефрейтор в окопе на передовой с двумя противотанковыми минами «T-Mine 42».

Как отмечают немецкие историки, к началу Второй мировой
войны инженерные войска вермахта в штатном оснащении испытывали огромный
недостаток мин. Большое количество противотанковых мин находились в
непосредственной близости от бункерных укреплений Западного вала и должны были
там оставаться. Там же складировались и начавшие поступать примерно с 1938 г.
противопехотные мины «S-Mine 35» (Schützenminen,
S-Mine). Поэтому свой первый «блицкриг» в Польше, Скандинавии,
Франции и на Балканах гитлеровские войска вытягивали с их минимальными запасами.

Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море

Мина ТМ-62П является головной в семействе наряду с ТМ-62М. Основная ее задача — применяться как мина для ручной установки , не обнаруживаемая миноискателями. В семейство ТМ-62 кроме ТМ-62П входят ТМ-62М, ТМ-62П2, ТМ-62П3, ТМ-62Д, ТМ-62Б, ТМ-62Т.

На рисунке показана мина ТМ-62П со взрывателем МВ-62 в боевом положении. Маркировка условно не показана.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду только вручную. Для установки средствами механизации не предназначена, поэтому ручка для переноски выполнена несьемной и диаметр мины на 2 см. больше, чем у ТМ-62М и ТМ62П2.

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости не имеет, но в качестве последних с миной могут использоваться мины-сюрпризы МС-3 или МС-4.

Мина ТМ-62П является головной в семействе наряду с ТМ-62М. Основная ее задача — применяться как мина для ручной установки , не обнаруживаемая миноискателями. В семейство ТМ-62 кроме ТМ-62П входят ТМ-62М, ТМ-62П2, ТМ-62П3, ТМ-62Д, ТМ-62Б, ТМ-62Т.

Мина может использоваться со взрывателями МВ-62, МВЗ-62, МВЧ-62, МВШ-62, МВП-62, МВК-62, МВД-62. Все эти взрыватели подходят ко всем минам серии ТМ-62. Могут использоваться любые взрыватели, но штатными для этой мины являются МВ-62, МВП-62, МВК-62, МВШ-62.

Корпус мины изготавливается из ударопрочной пластмассы. В неокончательно снаряженном виде (без взрывателей) мины в контейнерах в укрепленных ящиках могут десантироваться с самолета беспарашютным методом (высота полета не выше 15-20м., скорость до 290 км/час).

Тактико-технические характеристики мины

Тип мины противогусеничная
Корпус пластмасса
Масса 9-11 кг
Масса взрывчатого вещества (тротил, ТГА, МС,А-90, А-80) 6.6-7.6 кг
Диаметр 34 см
Высота с МВ-62 12.8 см
Высота с МВШ-62 100.2 см
Диаметр датчика цели 9 см
Чувствительность 200-500 кг
Температурный диапазон применения -50 —+50 град

Мины ТМ-62П укладываются в деревянные ящики по 4 шт. Вес ящика 60 кг. Взрыватели перевозятся в собственной укупорке. Однако мины могут перевозиться в своей штатной укупорке окончательно снаряженными, т.е. с ввинченными взрывателями.

На снимке показан БТР-80 после подрыва на мине ТМ-62П. Взрыв произошел под правым передним колесом. Полностью разрушена резина колеса, поврежден колесный редуктор, подвеска колеса, полка над колесом. Машина ушла с места подрыва самостоятельно (снимок сделан в 10 км. от места подрыва). Люди, находившиеся внутри машины, получили легкие и средние контузии, находившиеся снаружи на броне двое солдат погибли. Восстановление машины в ремонтной роте полка — 1 сутки (замена вышедших из строя узлов).

Противотанковые мины на сухопутном фронте

Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.

На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.

Противотанковая мина Первой мировой войны

Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.

https://youtube.com/watch?v=avqHf5YU11E

Мины ручной установки

Такая форма противотан-ковых мин стала уже классической.

На протяжении первого послевоенного десятилетия о современных темпах перемещения воинских подразделений никто и не помышлял

Именно поэтому значительное внимание разработчиков отводилось минам ручной установки

Одним из ключевых прототипов противотанковых мин стала немецкая Tellermine 42. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что в разное время ту же конструкцию использовали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Не менее перспективной была и противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения SMI-35/44, разработанная также в Третьем рейхе. Ее конструкция стала основой советских противопехотных мин ОЗМ и американских М16. Среди производителей подобных мин числятся также Италия, Болгария, Югославия, Вьетнам и Китай.

Это интересно: советские выпрыгивающие мины, в отличие от зарубежных аналогов, подрывались после отстрела при помощи стальной проволоки, связывающей предохранительную чеку взрывателя и дно стакана-контейнера. Если мина по каким-либо причинам не выпрыгивала на нужную высоту, она не взрывалась.

Франция приступила к разработке противопехотной мины направленного действия еще в 1947 году, однако до ума ее довели инженеры США. В 1953 году она получила название M18 Claymore и широко применялась во вьетнамской войне, а затем и во множестве локальных конфликтов. Впоследствии мины аналогичной конструкции появились и в СССР — сначала МОН-50, имеющая сектор поражения около 60 градусов, а затем более мощная МОН-90. Кроме того, на вооружении Советской Армии состояла МОН-100, создающая весьма узкий поток поражающих элементов, убойных на расстоянии свыше ста метров.

Знаменитый «Клеймор», который можно встретить во множестве боевиков.
Установка «Клеймора». Какие бы мужественные лица не делали минеры, синий цвет мины выдает с головой ее учебное происхождение.
А вот МОН-50 не повезло, она так и осталась безвестной в игровом мире.

К противопехотным минам фугасного действия в этот период интереса не проявляли, хотя во время войны немецкие Schu-mine 42 очень неплохо себя зарекомендовали. Из примечательных образцов можно, пожалуй, вспомнить разве что советскую ПМН с нажимным датчиком, появившуюся в 1949 году, и такого же типа американскую М14, поступившую на вооружение армии США в 1955 году. Примечательно то, что именно эти мины стали первенцами нового направления «мин индивидуального поражения». Мина ПМН впоследствии дала начало целому семейству советских фугасных мин, а М14 широко использовалась во Вьетнаме, где осколочные мины кругового поражения показывали невысокую эффективность при значительной стоимости.

Это интересно: мины М14 сняты с вооружения армии США в 1974 году, однако Индия, Вьетнам и Бирма производят их и сегодня.

В послевоенные годы интенсивно развивались и различные специальные мины (объектные, противотранспортные, противодесантные). Вырабатывались эффективные методики их использования, создавались отказоустойчивые взрыватели замедленного действия (как часовые, так и химические). Серия советских взрывателей ЧМВ обеспечивала сроки замедления от 16 до 120 суток, а химические замедлители применялись при задержках от нескольких минут до нескольких суток. Активно велись исследования сейсмических и магнитных датчиков для противотранспортных мин.

Внутреннее устройство мины М14. Как видите, ничего сложного.

К началу 1960-х годов стало ясно, что мины ручной установки оказались тупиковой ветвью развития — тактика общевойсковых подразделений все больше опиралась на высокую мобильность. В первую очередь это касалось танковых войск, способных за сутки совершить рывок на тысячу километров.

Вторая мировая война убедительно показала, что минные заграждения, оперативно установленные в ходе боя, гораздо более эффективны, чем подготовленные заблаговременно. В первом случае враг несет ощутимые потери, а во втором он имеет возможность подготовиться к противоминным мероприятиям или определить пути обхода минных полей. Кроме того, оперативное минирование позволяло использовать мины экономнее, размещая их не на всех опасных направлениях, а в соответствии с конкретной обстановкой. Ручная установка мин при любом уровне организации не могла обеспечить выполнение задач по оперативному минированию.

Усложнение задачи

Наиболее уязвимым местом любого танка считается его днище. Тоньше броня и по бокам, и в районе моторного отсека, но для успешного поражения любой единицы бронетехники достаточно взорвать заряд под ней. При всех своих достоинствах мина ТМ-62М срабатывает не под днищем, а при наезде на нее гусеницы, и большая часть удара воздушной волны приходится в сторону от боковой части корпуса, что снижает вероятность детонации боекомплекта. К тому же в данном случае важную роль играет фактор скрытности. Диверсант может установить заряд на пути следования вражеской техники, но вес его должен быть относительно небольшим. Противотанковая мина ТМ-72 устроена сложнее. Она по своей природе кумулятивная. Это означает, что при ее активизации возникает мощная направленная струя раскаленного газа, способного пробить толстую броню. Но и это еще не все, взрыватель мины обеспечивает некоторую задержку, что гарантирует подрыв в средней части движущегося танка, как раз там, где находятся самые важные и уязвимые узлы – боезапас и трансмиссия. Устройство реагирует на изменение магнитного поля, что объясняет его некоторую «капризность» и вероятность случайного срабатывания. Это недостаток всех подобных боеприпасов. К тому же ТМ-72 достаточно просто обезвредить тралением. Если, конечно, у противника есть информация об опасности минирования.

И даже средство ПВО

Вертолеты и штурмовики часто называют летающими танками. Это вполне справедливо, ведь авиация может сегодня иметь мощное бронирование, артиллерийское вооружение, «заимствованное» у наземной техники, не говоря уже о ракетах. Мины РФ и других стран рассчитаны на борьбу с низколетящими объектами — как самолетами, так и вертолетами. Примером может служить высокотехнологичное устройство ПВМ, разработанное в 1990-х годах и предназначенное для поражения летательных объектов кумулятивным ядром. Система наведения работает по двум каналам (акустическому и инфракрасному). «Лепестки» мины в боевом положении раскладываются, образуя основание, датчик за километр определяет звук летящей цели, затем тепловой сенсор наводит на нее боеприпас. Взрывчатое вещество, заключенное в сферическую раковину, выстреливается со скоростью 3 км/с и пробивает броневую защиту толщиной 12 мм. Дистанция поражения не ниже ста метров. Устанавливаться противовертолетная мина может вручную и с авиационных средств. Атака вражеских «летающих танков» будет отбита.

Осколочные противопехотные мины: устройство, методы использования

В действие осколочные мины приводятся как посредством прямого воздействия, на сеть растяжек вокруг установленного боеприпаса, так и дистанционно с применением радиовзрывателя. Мины различаются по своему действию.

ПОМЗ-2

Наиболее простой вариант осколочной мины это ПОМЗ-2 и ПОМЗ-2М. Это чугунная рубашка с готовой насечкой, внутрь которой вставлена стандартная буровая шашка в 75 гр. В нижней части корпуса отверстие для колышка, сверху стакан для размещения взрывателя натяжного действия МУВ с Р-образной чекой.

Принцип действия взрывателя похож на действие запала УЗРГМ, но без замедлителя. Запал срабатывает мгновенно. В настоящее время ПОМЗ не выпускается, но, как и ПМД наладить выпуск корпусов этого типа боеприпасов можно за считанные дни на любом литейном производстве.

Противопехотные мины СССР серии МОН наиболее известны в современном мире, фактически это аналог американского «Клеймора», но с советскими дополнениями. Корпус выгнут для направления снопа осколков в нужном направлении, на корпусе имеются упрощенные прицельные приспособления и ножки-усы для её установки. В зависимости от дальности поражения различают:

  • МОН-50, дальность поражения 50 метров(фактически 25-30),
  • МОН-90, сильно увеличенный и неудобный в использовании вариант МОН-50,
  • МОН-100, мина направленного действия, рассчитанная на поражение на дальности до 100 метров. Но учитывая её массу и размеры(тазик 23 сантиметра в диаметре, вес 5 кг), не самый любимый предмет минёров,
  • МОН-200, монстр в минном царстве, диаметр окружности 45 см, вес 25 кг. Как маскировать такое тазик при установке не представляет, наверное, никто, кроме конструкторов этого шедевра.

Поражение за счет обломков корпуса и готовых поражающих элементов, размещенных в корпусе. Используются поражающие элементы двух типов – шарикоподобные и роликоподобные осколки.

Шаров – 540, роликов 485 на МОН-50. Устанавливается выгнутой частью в сторону противника. Мины этой серии могут устанавливаться с применением радиовзрывателя, либо использовать обычные взрыватели натяжного действия.

ОЗМ-72 или просто «Ведьма»

Осколочная мина заграждения, так расшифровывается эта аббревиатура. При подрыве готовые поражающие элементы издают шум похожий на свист, отсюда и название. Разработаны эти боеприпасы на основе немецких шпрингмин или просто «лягушек».

При срабатывании взрывателя сначала происходит подрыв вышибного заряда, корпус взлетает на высоту до 1,5 метров над поверхностью земли, и только после этого срабатывает основной заряд. Все вокруг засыпает град шрапнели, в корпусе ОЗМ содержится 2400 готовых поражающих элементов. ОЗМ-4 более ранний вариант ОЗМ-72, в настоящее время не производится.

Характеристики ОЗМ-72 и ОЗМ-4

Характеристики ОЗМ-72 ОЗМ-4
корпус Сталь, готовые поражающие элементы Чугун
Масса, кг 5 5,4
Масса ВВ, гр 660 170
Датчик цели Натяжной, вся номенклатура Натяжной, вся номенклатура
Радиус поражения 25 12

Известны также увеличенные варианты ОЗМ-160 и ОЗМ-152, которые используются в управляемом варианте. В качестве боевой части этих боеприпасов используется 152 мм ОФЗ и 160 мм миномётная мина.

Ручная установка противопехотных мин этого типа занимает крайне много времени, так как для их размещения требуется вырыть колодец приличной глубины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector