Топ-13 самых тяжелых танков мира

Особенности самолета Ил-14

На сегодняшний день осталось всего три рабочих машины версии Ил-14:

• Ил-14 «Советский союз» RA-05463;

• Ил-14Т «Пингвин» RA-1114К;

• Ил-14Т «Голубая мечта».

Их восстановление ровно, как и затраты легли на плечи трех любителей самолетов энтузиастов. Восстановленные экземпляры задействованы на небольших аэродромах страны.

По данным, опубликованным в2006году, около70 самолетов Ил-14 было потеряно в катастрофах, авариях и в ходе военных действий.

Лайнер пользовался мировой популярностью и был задействован в пассажирских перевозках в 31 стране мира. Большое количество созданных модификаций позволили задействовать его во многих сферах.

От Царь-пушки к Царь-танку

Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире. Статья про Царь-танк

Улучшенный вариант

Впоследствии создавалась улучшенная вариация ИС-7. Была существенно усилена броня башни танка и его корпуса, увеличена толщина бортовых устройств, откорректированы углы, намного меньше стала уязвимость у формы башни. Кроме этого танк был вооружен новой конструкцией пушки. Визуально внешность пушки отличалась дульным тормозом. Танк был оборудован прибором по оптимальному управлению огнём. При этом обеспечивались очень точные прицелы. Из-за больших габаритов была значительно увеличена высота корпуса. За счет гидравлических амортизаторов с двухсторонним действием удалось добиться нужной плавности хода.

Всего было изготовлено 4 образца ИС-7, проведены необходимые заводские испытания. Однако, несмотря на уникальные технические и эксплуатационные параметры, танк не был одобрен Госкомиссией и не получил рекомендаций для вооружения. А ведь это был действительно самый тяжелый в мире танк. Ему по всем характеристикам уступала германская модель, потому что у «Королевского Тигра» не было таких гарантий. А также, с ИС-7 не могла сравниться бронетехника США, включая Т29, образец Т32, модель ТЗО и Т34.

Тем не менее, конструкторами был накоплен достаточно богатый практический опыт. Опробованные детали и агрегаты ИС-7 активно применялись в дальнейшем при создании других советских танков.

3 уровень

Cruiser Mk. II (максимальный урон 278-463 единиц)

И снова британец. Этот легкий британский танк может похвастаться максимальным уроном, которого достаточно чтобы «ваншотнуть» противника на уровень, а то и на два выше себя. В принципе, вот и все, больше похвастаться ему нечем. Скорость отвратительная, броня слабая, перезарядка так себе, а про точность я вообще молчу. Снаряд летит очень медленно, и пойди разбери, когда он настигнет цель, и настигнет ли вообще. Бывает, что сведешься на стоячего противника, с предвкушением дашь залп, и смотришь, как твой снаряд по издевательской дуге перелетает врага.

Но несмотря на все это, лично я оставил Cruiser Mk. II в своем ангаре. Знаете почему? Это очень фановый танк! Пусть он медленный, неповоротливый и косой, но когда с одного выстрела снимаешь все очки здоровья высокоуровневому противнику, проникаешься неподдельной любовью к Cruiser Mk. II.

Чтобы добиться максимальной убойности, нужно установить орудие 3.7-inch Howitzer. К этой пушке поставляют всего два вида боеприпасов — «золотые» кумулятивные и обычные осколочно-фугасные. Премиумные кумулятивные снаряды обладают превосходной бронепробиваемостью, но фугасы наносят огромный урон (если стрелять по слабым местам), целых 278-463 единицы.

Артиллерия Lorraine39 L AM (максимальный урон 308-513 единиц)

Миниатюрная, динамичная и дальнобойная артиллерия с долгой перезарядкой, но огромным, как для своего уровня, уроном. Благодаря навесной траектории полета снаряда, маленькая французская САУ умеет доставать противников, прячущихся за невысокими укрытиями.

Имеет в арсенале два орудия: четвертого и пятого уровней. Несмотря на одинаковый урон, «стоковая» пушка дольше перезаряжается, да и снаряды из нее летят как-то медленно.

Самым большим уроном 308-513 единиц обладают осколочно-фугасные боеприпасы, но против тяжелых танков пятого и шестого уровней лучше использовать «золотые» кумулятивные снаряды.

Таким же уроном обладают M37 и Wespe.

Оружие под калибр .366 ТКМ

Одним из первых создал оружие под новый вид боеприпаса оружейный . Он выпустил два карабина под названиями ВПО-208 и ВПО-209. Первый является аналогом самозарядного карабина СКС с некоторыми отличиями. Гражданский вариант имел другой магазин под боеприпасы, а также был заменен ствол. В ВПО-208 установили гладкий ствол с нарезной частью в районе дульного среза.

ВПО-209 — это оружие, которое частично копирует модернизированный автомат Калашникова (АКМ). В гражданской версии карабина был установлен ствол «Парадокс». Также в образце ликвидирована возможность вести огонь в автоматическом режиме, поскольку, согласно законодательству РФ, в охотничьем оружии такой режим стрельбы запрещен. Также был переделан магазин для подачи патронов в ствол карабина.

Вышеперечисленное стрелковое оружие является самозарядным. Прицельная дальность у ВПО-208 и ВПО-209 составляет 200 метров. Кроме того, патрон 9,5х39 мм обладает более эффективным останавливающим действием по сравнению с боеприпасом, предназначенным для стрельбы из АКМ.

См. также

Использовались в прошлом

  • Ягдтигр — был разработан в 1942—1944 гг. на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён (75,2 тонн).
  • Самоходная мортира «Карл» — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Боевая масса — 126 т. Бетонобойный снаряд весом 2170 кг пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
  • Объект 279 — тяжёлый танк, разработанный в 1957 году; предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
  • Атомный танк — танк с ядерной силовой установкой
  • Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных
  • Оружие возмездия

Используются сейчас

  • «Гусеничный транспортёр НАСА» — созданный для программы полетов на Луну в 1965 году весит 2400 тонн, и состоит из платформы на восьми гусеницах.
  • Bagger 288 — экскаватор, который является крупнейшей самоходной установкой в мире, с весом 13 500 тонн.

Вымышленные

Боло — вымышленный сверхтяжёлый танк с искусственным интеллектом, весом свыше 1000 тонн.

  • Ableben — атомный танк весом 1500 тонн.[источник не указан 1355 дней]
  • Il Duce — вымышленный итальянский сверхтяжелый танк. На деле Италия 1940-х годах не имела ни промышленного ни технологического потенциала для создания подобной машины. Появляется в Hearts of Iron IV.
  • Танк «Мамонт»
    • В воспоминаниях главного героя повести «Хищные вещи века» — тяжелый штурмовой танк (по тексту оригинала).
    • Сверхтяжёлый танк в серии стратегий «Command & Conquer», является своеобразным символом игры. Также именно «Мамонт» является олицетворением C&C-шного раша, заключающегося в постройке огромной лавины танков, которую крайне трудно уничтожить чем-либо, кроме такой же лавины. Также — в серии есть советский танк Апокалипсис, похожий на «Мамонт». В дополнении «Command & Conquer 3: Kenе’s Wrath», ГСБ создало на шасси Мамонта более тяжелый и модифицированный танк СТТМ (Сверхтяжелый танк «Мамонт»).
  • AT-AT, AT-TE — вымышленные сверхтяжёлые шагоходы во вселенной Star Wars.
  • Танк «Гибельный клинок» — сверхтяжёлый танк во вселенной Warhammer 40,000.
  • В игре «War front: Turning point» на стороне СССР есть сверх тяжёлый танк под названием «Харьков разрушитель». Его длина около 14 метров. Имеет 5 башен. У него просто феноменальная броня, уничтожить его очень тяжело. Для сравнения: При максимальном боевом опыте (Ранг 4/4) у немецкого танка «Маус» количество очков жизни — 1000. У Харькова разрушителя — 3600. (Броня у танка станет ещё сильней если в генеральном штабе применить «Военные тактики — Укрепление». Есть возможность обложить танк мешками с песком, что даёт дополнительную защиту.) Харьков разрушитель создан на основе реально существовавшего советского танка Т-35.

Как победить полторы сотни «маусов»

Если бы что-то пошло не так, немцы вполне могли построить свои 140маусов». Что могло ждать РККА при встрече с этими мастодонтами? Какие слабые места можно было использовать?

На ту же тему Сверхтяжёлые танки: будущее или прошлое?

Первый недостаток, который приходит в голову, — огромная масса, исключающая использование мостов. Это доставило бы немцам серьёзные проблемы, но не сделало бымаусы» бесполезной игрушкой — конструкторы не были оторванными от реальной жизни дурачками и разрабатывали для танка систему подводного вождения.

Втораяахиллесова пята» звучит серьёзнее — расход топлива у танка был даже не конский, а титанический: 350 литров на сот… нет, на десять километров! Учитывая проблемы с горючим в конце войны, 140 активно используемыхмаусов» могли бы сделать для союзников больше, чем авиакрыло   летающих крепостей» или танковая бригада Т‑34.

Чтобы его уничтожить, не надо было даже ронять на беднягу десятитонную бомбу.

Борт корпуса танка можно было пробить из орудий Су-100 или ИС-2. Да, для этого следовало подобраться поближе, да, требовался удачный угол вхождения снаряда. Это было отнюдь не простым, но вовсе не заведомо гиблым делом.

А ещё, столкнувшись смаусами», воюющие стороны чем-нибудь бы пожертвовали и активно налегли на производство подкалиберных снарядов — что уменьшило бы его шансы ещё сильнее.

Маус» стал бы для наших войск чем-то подобным танку КВ для немцев. Опаснейший противник, которого можно победить, если сильно постараться. Но, в отличие от КВ, он был крайне непрост в производстве и фантастически тяжёл и прожорлив. И говорить омышином потопе» не пришлось бы — дажекениг тигров» немцам удалось выпустить меньше 500 штук.

Самый быстрый танк в мире

На сегодня быстрейшей танковой машиной является FV101 или как ее еще называют «Скорпион». Создан танк был при участии британских конструкторов в рамках разработки машин боевого типа и разного назначения. Массовое производство началось в 1971 году и закончилось в 1996 году. На данный момент самый быстрый танк в мире находится на вооружении 18 армий мира, среди которых и английские войска. Главной изюминкой является скорость машины, которая развивается до 80 км/ч, что характерно далеко не всем. Двигатель расположен в передней части «Скорпиона». По мощности, которая составляет 195 лошадиных сил он, конечно, уступает определенным танкам. Броневая защита изготовлена из литых, катанных и штампованных деталей сплава алюминий-цинк-магний, соединяются они посредством сварки.

FV101

Для основного вооружения самого быстрого танка в мире используется полуавтоматическая пушка калибра 76 мм, устанавливается она в лобовой части башни. Экипаж танка состоит из трех человек – это командир, наводчик и механик-водитель. Бывают ситуации, когда массивная техника просто не может проехать, а вот компактные размеры «Скорпиона» позволяют ему быстро развивать максимальную скорость и легко маневрировать, в этом и заключаются главные преимущества данного танка.

Предлагаем также посмотреть какие бывают самые мощные пневматические винтовки .

Роль «Мауса» в советской танкостроительной школе

О том, что недалеко от Берлина обнаружен сверхтяжелый танк, в ставке Сталина стало известно 29 июня 1945 года. Из докладной записки маршала бронетанковых войск Федоренко Я.Н.:

По иронии судьбы, снаряженный по последнему слову техники Третьего рейха второй прототип сильно пострадал — внутри практически не осталось работающего оборудования:

В то же время первый прототип практически не был поврежден, у солдат его обнаруживших, сложилось впечатление, что он был просто разукомплектован незадолго до подхода Красной Армии:

Советские инженеры и военные сосредоточились на 205/II, поскольку он представлял наибольший интерес — работы проводились прямо на месте, ведь двигать порушенную громадину не было никакой возможности.

Что касается первого прототипа, то к моменту обнаружения на левом борту его корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни.

Не исключено, что огонь по нему вел второй прототип, с целью оценить мощность своей пушки и шансы танков союзников пробить эту броню. Однако урон не прошел — как и хотел Гитлер, «Маус» был непробиваемой крепостью.

За лето и осень 1945 года оба прототипа были разобраны на агрегаты и отдельные элементы, все это описано и отправлено в Ленинград, в филиал опытного завода №100. Там шло проектирование нового тяжёлого танка и специалистам было интересно посмотреть на двигатели c электротрансмиссией.

Что касается «железа», то, по приказу командования, из корпуса первого прототипа и башни второго был собран один супер-танк. Примечательно, что у них один и тот же серийный номер — 35141, вероятно, их даже изготовили одновременно, но работы над башней заняли слишком много времени и её монтировали на второй прототип.

К 4 мая 1946 года Мышонок был доставлен на полигон в Кубинке, где стоит до сих пор в экспозиции Военно-исторического музея:

В чем был интерес советских строителей танков? В июне 1945 года они представили эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13 (в представлении реконструкторов World of Tanks):

Авторы полагали, что «Объект 257» станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения и тут выяснилось, что в Германии обнаружен танк, чье орудие вполне пробивало броню нового танка, а советская машина вряд ли могла пробить броню «Мауса».

В срочном порядке инженерам и конструкторам представили новые тактико-технические требования: боевая масса до 60 тонн, экипаж не больше 5 человек и броня, обеспечивающая защиту от 128-мм пушки «Мауса». В дополнение к пушке БЛ-13 потребовали установить еще одно орудие, калибра 130 мм.

Началась еще одна гонка за размерами и мощью, которая ранее породила такие странные машины как КВ-3, КВ-4 и КВ-5

Однако в то победное время на это никто не обратил внимание

Это сейчас нам легко судить, что советским конструкторам нужно было делать основной боевой танк, дешевый, простой, со средствами связи танк-пехота, поднимать мощь единственного орудия и крепость брони, а такие гиганты, как «Маус» — танкостроение за гранью здравого смысла.

Взяв неправильный курс, инженеры СССР потеряли четыре года. Достаточно быстро под новые требования военных придумали новый супер-танк, ИС-7, чья литая башня толщиной 210 мм не пробивалась в упор даже собственной 130-мм пушкой. Орудие этого 70-тонного гиганта превосходило любые орудия аналогичного калибра в мире (на тот момент).

Параллельно в Челябинске работали над проектом сверхтяжелого танка «Объект 705» — в «максимальной комплектации» у него была 152 мм пушка и масса 100 тонн. Вдобавок, проектировались самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм. А единственный достойный конкурент для этих машин стоял на полигоне в Кубинке — никто из союзников этой темой не увлекался.

Только в 1949 году Совет Министров СССР прекратил разработку и производство тяжёлых танков. Вместо них было принято решение разрабатывать танки массой не более 50 тонн, например, ИС-5 (Т-10).

MBT-2000

Танк, более известный как Аль-Халид, был разработан совместными усилиями Китая и Пакистана. Это боевая машина второго поколения, которая была принята на вооружение в 1997 году. При разработке использовались конструкции Type-96 и Типа 90-II. Название Аль-Халид было присвоено модификации в честь одного из сподвижников Мухаммада по имени Хали́д ибн аль-Вали́д аль-Махзуми.

На машине установлена современная система управления огнем, которая практически не отличается от аналогичной на Леклерке. Также Аль-Халид может похвастаться гладкоствольным орудием 125-мм и французскими тепловизорами. Изначально планировалось установить на MBT-2000 и французские двигатели, но на фоне давления Индии и США пришлось пользоваться украинскими 6ТД-2.

Аль-Халид работает одинаково эффективно в любое время суток. Орудие действует против практических всех видов техники, однако его присутствие обуславливает отказ от одного пулемета. В целом танк совмещает в себе элементы машин из разных стран. Например, его ходовая часть соответствует советскому Т-72М.

Ссылки

7.

4. «Тигр I» (Германия)
«Тигр I» — немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».
Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.
«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

Танк ИС-2

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра

Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

«Черепахи» союзников

Англичане приступили к созданию танка прорыва еще до войны, предполагая, что в случае войны «на континенте» они будут штурмовать укрепления вроде германской «линии Зигфрида». В 1939 году образовался комитет, куда вошли почтенные ветераны британского танкостроения — А. Стэрн, Ю. Д’Энкур, Э. Суинтон, Г. Риккардо, У. Вильсон. Производство развернули у пионера танкостроения компании Фостера. Конструкторы назвали себя «The Old Gang» — «старая смена», а подготовленный ими проект получил обозначение TOG. В октябре 1940 года построили опытный танк TOG 1, а в мае 1941-го — TOG 2. Их конструкция свидетельствовала, скорее, о попытке вернуться к старым канонам, чем о стремлении сделать нечто новое. Подвеска была жесткой, планировалась даже установка вооружения в бортовых спонсонах. «Старая смена» все же поставила башню с длинноствольной 76-мм пушкой и электроприводом, а также использовала электротрансмиссию. Гусеницы, как и у французских 2С, охватывали корпус. Правда, 600-сильный двигатель был слабоват для машины массой 81 т. В серию TOG 2 пущен так и не был. Теперь он украшает экспозицию Королевского танкового музея в Бовингтоне.

Первые танки Первой мировой

С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.

Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.

Немецкий танк A7V с экипажем

Семейство «Тигров»

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus

Первый «в железе»

15 сентября 1916 года на Сомме впервые вышли в бой британские танки. В ноябре разработку собственных танков санкционировало германское военное руководство. Начали с тяжелого танка A7V массой 30 т, но уже весной 1917-го руководитель конструкторских работ Й. Фольмер получил задание на разработку еще и машины массой 150 т. 28 июня 1917 года военное министерство утвердило проект «K-W» («Колоссаль-Ваген»). Компоновка «Колоссаль» была в целом заимствована у англичан: гусеницы охватывали корпус, а вооружение — четыре капонирные пушки и 6—7 пулеметов — ставилось в спонсонах и в бортовых амбразурах. Оригинально выполнили ходовую часть: катки крепились на траках гусениц, так что гусеница сама катилась по рельсам вокруг корпуса. Бронеэкраны, прикрывавшие верхние ветви гусениц, сильно снизили возможности по преодолению высоких препятствий. По сути, «Колоссаль» представлял собой артиллерийскую батарею и пулеметную роту, укрытые в одном «подвижном форте». Отсюда и рекордный для реально построенных танков экипаж — 22 человека. Для перевозки по железной дороге «Kолоссаль» разбирался на 15—20 частей. Из 10 заказанных танков к концу войны на заводе «Рибе» собрали только один, для второго были готовы корпус и основные агрегаты — и все это пошло на слом после поражения Германии.

Англичане тоже подумывали о гигантских танках. Правда, их проект 100-тонного «Летающего слона», разработанный еще в 1916 году, остался нереализованным. Вагонообразный корпус «танка-слона», опиравшийся на две гусеницы, кроме того был снабжен парой гусениц под днищем для предотвращения «вывешивания» машины на препятствиях.

Концепция

В основе концепции сверхтяжелых танков лежит предположение, что значительно увеличив размеры и массу бронированной машины, возможно достичь качественного скачка в её защищенности и боевой мощи.

Предполагается, что за счет своей защищенности, сверхтяжелый танк будет полностью неуязвим для огня стандартных противотанковых средств противника, и, тем самым поставит неприятеля перед дилеммой:

  • Пытаться оснастить свои части нестандартным, особо мощным противотанковым оружием, способным поражать сверхтяжелые танки — что потребует значительных затрат (так как подобное оружие должно иметься на каждом участке, где существует угроза прорыва с применением сверхтяжелых машин), и создаст проблемы с мобильностью войск, так как подобное сверхтяжелое противотанковое оружие будет тяжелым и малоподвижным.
  • Игнорировать существование сверхтяжелых танков, тем самым подвергая фронт угрозе прорыва в случае применения таковых.

Сверхтяжелые танки почти всегда рассматривались как машины усиления, предназначенные для прорыва мощной обороны в позиционной войне или близкой к таковой; лишь немногие проекты сверхтяжелых танков рассматривали (безуспешно) их применение в ином качестве.

Проблемы концепции

Критической проблемой концепции сверхтяжелых танков является их крайне низкая стратегическая и оперативная мобильность, а также их высокая сложность и стоимость. Хотя тактически, сверхтяжелые танки могут быть — при достаточно мощном двигателе — достаточно подвижны, переброска их на значительные расстояния представляет собой почти нерешаемую в военное время проблему. Сверхтяжелый танк, перемещаясь своим ходом, наносит значительный урон местности, по которой движется; ввиду своих размеров, он не в состоянии пересекать мосты или тоннели. Река с крутыми берегами, не позволяющими переправиться вброд, представляет для сверхтяжелого танка почти неодолимое (без долгой инженерной подготовки) препятствие. Кроме того, при движении своим ходом, ходовая часть сверхтяжелого танка подвергается сильнейшему износу из-за огромной нагрузки при движении.

Единственным адекватным способом перемещения сверхтяжелых танков на значительные расстояния является либо их транспортировка по морю, либо перевозка по железной дороге в полностью или частично разобранном виде. И тот и другой способы связаны со значительными трудностями; перевозка по морю делает танк привязанным к наличию оборудованных портов вблизи театра военных действий, переброска в разобранном виде требует длительной последующей сборки и подготовки. Если в позиционной войне со стабильным фронтом подобные способы еще могут рассматриваться, то в маневренной войне с быстро меняющимися линиями фронта, своевременная доставка сверхтяжелого танка на поле боя представляется невозможной.

Другим значимым недостатком сверхтяжелых танков является их высокая заметность, сложность маскировки и уязвимость на позиции при продвижении к полю боя. Развертывание сверхтяжелого танка, ввиду приведенных выше причин, является долгим и сложным мероприятием, скрыть которое от противника весьма непросто. Таким образом, сам факт развертывания сверхтяжелого танка выдает противнику направление вероятной атаки; неприятель получает возможность заранее усилить и эшелонировать свою оборону, сделав тем самым даже успешный прорыв фронта бессмысленным ввиду невозможности развития успеха.

Наконец, главным сдерживающим фактором в отношении создания сверхтяжелых танков является их огромная стоимость и сложность производства.

Закат концепции

Появление ядерного и высокоэффективного бронебойного оружия, управляемых авиабомб и ракет и даже гранатомётов привело к полному исчезновению концепции сверхтяжелого танка из рассмотрения. В настоящее время не представляется возможным создать машину, устойчивую к поражающему эффекту тактического ядерного удара, нанесенного прямо по ней или даже в радиусе 1-2 км, либо способную выдержать попадания специально сконструированных бронебойных средств. Боевые задачи, традиционно выставляемые перед сверхтяжелыми танками — прорыв укрепленной обороны — могут быть проще и дешевле решены другими средствами, вроде авиации и тактического ядерного оружия, объемно-детонирующих боеприпасов и воздушных тактических десантов.

Старинные проекты

Первый известный проект машины, имеющей право называться прототипом танка, уже страдал гигантизмом. В 1874 году француз Эдуард Буйен предложил для движения по любой местности поезд, несущий с собой железнодорожное полотно в виде охватывающей его замкнутой цепи (примерно как гусеница охватывает катки танка). Поперечный изгиб цепи позволял этой машине поворачивать. Для военных целей Буйен спроектировал вариант этакого «бронепоезда» из восьми секций, вооруженного 12 пушками и 4 митральезами. Команда должна была включать 200 человек. Понятно, что предложенная Буйеном паровая машина мощностью 40 л. с. не смогла бы и с места сдвинуть это «самое грозное орудие войны». Проект осел в архивах, где его и обнаружили спустя полстолетия.

Кончилась ничем и куда более интересная разработка российского инженера-кораблестроителя В.Д. Менделеева, сына Д.И. Менделеева. Над эскизным проектом наземной машины Менделеев работал с 1911 года в свободное от основной службы время. В августе 1916-го, когда до выхода на поле боя британских танков оставался месяц, он представил в русское Военное министерство тщательно разработанный проект. И это был первый русский проект «танка». Популярная версия, согласно которой первым танком считается «Вездеход», построенный в 1915 году А.А. Пороховщиковым, ошибочна. Эта машина не имела ни брони, ни вооружения и была именно вездеходом. Проект же Менделеева предполагал бронированную машину с вооружением. Причем весьма солидным — 120-мм пушка «Канэ» в корпусе и пулемет «Максим» в выдвижной башенке. Бронирование должно было защищать от 152-мм снарядов. Предусматривались пневматические узлы подвески ходовой части и сервоприводы управления. Любопытно, что во время стрельбы корпус машины должен был опускаться на землю. Была предусмотрена перевозка по железной дороге. Менделеев не указал сферы применения своего «бронированного автомобиля». Возможно, он предназначался для крепостной войны или береговой и противодесантной обороны Финского залива. Однако машина массой 170 т, весьма сложная в производстве, никого не заинтересовала.

+Т-14 Армата

Танк Армата стал воплощением уникальных разработок прошлых лет и достижений современного ВПК России. Т-14 уникальная боевая машина 3-го поколения. Возможно, после проведения всех испытаний, Армата получит звание самый лучший и мощный танк в мире. Его особенностью является то, что экипаж располагается не в башне, а в бронированной капсуле, обеспечивающей выживание даже при детонации боекомплекта. Этот новейший танк России был впервые продемонстрирован в 2015 году на параде Победы.

Из уникальных технических характеристик стоит отметить: конструктивные особенности, делающие танк слабо заметным на радарах противника, в инфракрасном и магнитном диапазоне и даже трудно различимым на местности при визуальном контакте, по сути применена технология «стелс». Также в машине применена новейшая активная защита «Афганит», способная предотвратить попадание противотанкового снаряда, а броня 4-го поколения «Малахит» защищает практически от 100% выстрелов из ручных гранатометов. Огневая мощь обеспечивается 125 мм гладкоствольным орудием с боекомплектом 45 снарядов и двумя пулеметами: Корд (12,7-мм) и ПКТМ (7,62-мм). По автотрассам Т-14 развивает скорость до 90 км/ч.

Подведение несостоявшихся боевых итогов

Поскольку участие в боях «Мышонка» попросту не состоялось мне практически нечего поведать вам о его боевых возможностях. Если же оценивать их «навскидку», то весьма тяжёлое бронирование не оставляло никаких шансов для 85-милилметрового орудия Т-34-85, да и для 5-дюймовки ИС-2 они появлялись только при ведении огня в борт или с кормы.

Впрочем, здесь в пользу советского танка могла сыграть более высокая мобильность, к тому же раздельное заряжение у обеих машин нивелировало этот недостаток у «Сталина». Кроме того, стоит отметить уже упоминавшийся конструктивный дефект – отсутствие противопехотного пулемёта, что значительно снижало возможности танка при преодолении вражеской полосы обороны.

Тем не менее, при совместной работе с более лёгкой техникой он мог бы полностью реализовать свой потенциал, открыв новую страницу в истории Панцерваффе, но … как вы знаете, история не имеет сослагательного наклонения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector