Структура генеральной прокуратуры. компетенция генерального прокурора и структурных подразделений генеральной прокуратуры
Содержание:
- Специализированные прокуратуры
- Критика
- Наведение гаубицы
- ТОП лучших моделей
- Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях
- PSG1
- Перевернутый крест
- Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- Система и структура прокуратуры
- Как расторгнуть контракт в армии досрочно по собственному желанию
- Назначение на должность Генерального прокурора
- Этические ограничения
- Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО
- Классные чины и воинские звания
- Основные принципы деятельности прокуратуры
- Критика
- Структура и функции
- Что такое прокуратура и чем она занимается
Специализированные прокуратуры
Определение 5
Прокуратуры специализированного типа действуют на ограниченных территориях и связаны со специфическими сферами государственной деятельности (обороноспособность, транспорт, связь).
Существуют прокуратуры ЗАТО – закрытых административно-территориальных объединений, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Определение 6
Военная прокуратура является частью системы прокуратуры России. Состоит из отдельных органов и осуществляет прокурорские функции в Вооруженных Силах.
Во главе находится Главный военный прокурор, являющийся заместителем Генпрокурора РФ. Он подбирает, расставляет и воспитывает кадры, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и распорядительные документы, обязательные для исполнения. Военная прокуратура состоит из трех подразделений:
- Главной военной прокуратуры;
- военных прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск;
- военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов.
В обязанности военной прокуратуры входит:
- обеспечение соблюдения конституционных норм, контроль за соблюдением прав военнослужащих;
- контроль за исполнением законов по противодействию коррупции в военных частях;
- надзор за соблюдением законности при пересечении государственной границы, при мероприятиях по оперативному розыску, при производстве предварительного расследования и дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Военные прокуроры участвуют в рассмотрении уголовных дел в судебных стадиях, в гражданских и арбитражных делах. Знакомятся с обращениями и жалобами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью в войсках.
Определение 7
Транспортные прокуратуры создается на воздушном, железнодорожном, морском транспорте, надзирают за исполнением законодательства в сфере функционирования этих видов транспорта и в таможенной сфере. Особо контролируется область безопасности полетов, движения, эксплуатации ж/д транспорта.
Определение 8
Природоохранные прокуратуры контролируют исполнение законов об охране окружающей среды, соблюдение экологических прав граждан.
Такие органы создаются для усиления контроля за надлежащим состоянием лесов, рек, водоемов, заповедных зон, сельскохозяйственных территорий.
Прокуратуры ЗАТО создаются в военных городках, закрытых городах, имеющих опасное или стратегически важное производство. Например, прокуратура комплекса Байконур
Прокуратуры по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях выполняют функции надзора за исполнением законов администрациями учреждений исправительного типа.
В российскую систему прокуратуры входят еще ВУЗы, научно-исследовательские институты, академии, институты повышения квалификации, а также журнал «Законность», который выходит под патронажем Генпрокуратуры РФ. Объекты социально-бытового и хозяйственного назначения, находящиеся в оперативном управлении прокуратуры, тоже входят в систему.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Критика
Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.
В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.
В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.
Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.
Наведение гаубицы
Эффективность работы наводчика определяется использованием специфических прицелов и приводов наведения. Рассматриваемая нами самоходная гаубица использует два прицела: вращающийся панорамный 1П22 (увеличение в 3,7 раза) и неподвижный прямой наводки 1П23 (увеличение 5,5 раз). Особенностью панорамного прицела является более сложная структура (с использованием деротационной оптики и гироскопа), а также возможность его поворота на 360 0 , что является важным реквизитом современных танков и САУ.
Приводы наведения крайне эргономичны для наводчика, что имеет значение при боевой обстановке. Особенно практично то, что вертикальный привод всегда автоматически сам выполняет свою работу. Дополнительное удобство представляет автоматически восстанавливаемый после каждого выстрела угол возвышения.
Таким образом, экипажу остается регулировать управляющее устройство для горизонтальных приводов так, чтобы совместить прицел и точку прицеливания. В этом и заключается смысл работы наводчика 2С19 МСТА-С. Фото, кстати, это демонстрирует, действительно, его взгляд практически не отрывается от прицела на ручки, рычаги и т.п. Это действительно способствует результативности боя.
ТОП лучших моделей
Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях
Прокуратуры, контролирующие законность действий уголовно-исполнительного производства, располагаются в больших учреждениях мест лишения свободы и принудительного медицинского лечения, а также по своему положению рассматриваются на уровне районных прокуратур и подвластны прокуратурам субъектов Российской Федерации.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют контроль:
- за недопустимостью нарушения прав и свобод человека и гражданина в период отбывания им установленного судебным решением срока лишения свободы, в период проведения принудительного медицинского лечения;
- соблюдением законодательства и правовых норм в законодательных актах применительно к лицам, отбывающим наказание;
- соблюдением законодательных норм во время принятия заявлений о правонарушениях и выполнении следственно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях ФСИН России;
- за соблюдением процессуальных норм расследования правонарушений, совершенных работниками исправительных учреждений или другими лицами, внутри зоны исправительного учреждения. Расследование проводит начальник исправительного учреждения;
- по требованию, представители прокуратуры присутствуют на судебных процессах, рассматривающих дела по исполнению приговоров применительно к лицам, отбывающим срок в исправительных учреждениях.
Замечание 4
Если специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов расположена вдали от исправительного учреждения, то надзорные функции в этом вопросе выполняют прокуроры городов и районов, выполняют указания прокуроров субъектов Российской Федерации согласно правовым законодательным нормам и соответствующим актам Генпрокуратуры.
PSG1
На седьмом месте топ-10 находится немецкая самозарядная винтовка PSG1, изготовленная известной оружейной компанией Heckler & Koch. Это оружие было разработано после трагических событий на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Тогда немецким правоохранителям не удалось спасти заложников из-за невозможности быстро обезвредить террористов. Оружейникам Heckler & Koch была поставлена задача создать новую снайперскую винтовку для полицейских спецподразделений.
PSG1 использует патрон 7,62×51 мм НАТО, имеет магазины с емкостью 5 или 20 патронов и дальность эффективной стрельбы 600 метров. Эта винтовка считается одной из самых точных самозарядных снайперских комплексов.
Перевернутый крест
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.
2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.
3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.
4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.
Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.
Система и структура прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации
- Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
- Военная прокуратура
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
- Редакции печатных изданий прокуратуры
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:
|
|
|
Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.
Как расторгнуть контракт в армии досрочно по собственному желанию
Закон предусматривает несколько причин расторжения контракта:
- денежное довольствие не позволяет обеспечить семью необходимым;
- по семейным обстоятельствам;
- по состоянию здоровья;
- по религиозным соображениям;
- смерть близкого;
- переход на высшую избираемую должность.
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ч. 3 ст.51) предусмотрены такие основания для досрочного расторжения контракт, как семейные обстоятельства: невозможность проживания члена семьи по медицинским показаниям в определенной местности, необходимость ухода за близким родственником (по состоянию здоровья) или ребенком, не достигшим 18 лет.
Таким образом, п. 6 ст. 51 определяет возможность досрочного увольнения по заключению аттестационной комиссии при наличии уважительных причин, не позволяющих выполнять условия контракта. Увольняющееся лицо подает рапорт и заключение комиссии.
Служба по контракту – ответственное решение, сделать которое нужно после ознакомления с нюансами работы, ее плюсами и минусами. Обеспечение карьерного роста и стабильности в будущем – немаловажные факторы возрастающей популярности российской армии.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Назначение на должность Генерального прокурора
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента.
На должность Генерального прокурора назначается гражданин Российской Федерации:
- не моложе 35 лет.
- получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
- обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.
- имеющий стаж службы не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора неоднократно.
Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
- имеет гражданство иностранного государства.
- признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.
- лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы.
- имело или имеет судимость.
- имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры.
- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:
Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства.
Этические ограничения
Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО
Специализированные прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима формируются по территориальному расположению комплекса обороны, приравнены по своему положению к районным (городским) прокуратурам, подвластны прокуратуре соответствующего субъекта Российской Федерации, исполняют свою деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах особого режима, в специализированных воинских формированиях.
По распоряжению Генпрокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» важную значимость имеют два прокурорских формирования закрытых административно-территориальных объектов: г. Межгорье и комплекса Байконур.
Они выполняют следующие функции:
- контролируют соблюдение законодательных норм права, охрану прав и свобод человека и гражданина формированиями федеральных органов исполнительной власти, представителями местной власти, должностными лицами, руководством различных организаций, функционирующих территориально в ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
- контролируют соблюдение законодательных норм формированиями федеральных органов исполнительной власти во время выполнения следственно-розыскных мероприятий на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
- представляют в уголовных судах обвинительные заключения, принятые прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и замещающими их должностными лицами;
- проводят подачу исковых заявлений и участвуют в гражданском и арбитражном судах согласно правовым законодательным нормам и соответствующим документам Генпрокуратуры.
Замечание 5
Рассмотрение дел, прошедших суд первой инстанции с присутствием прокурора комплекса Байконур, происходит в надзорном и кассационном судах под руководством Главной военной прокуратуры, а в арбитражном суде под представительством Московской прокуратуры.
Классные чины и воинские звания
Классные чины
— это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины:
Младший начальствующий состав | Старший начальствующий состав | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Погоны кповседневнойформе одежды | |||||||
Классный чин | Младший юрист | Юрист 3 класса | Юрист 2 класса | Юрист 1 класса | Младшийсоветник юстиции | Советник юстиции | Старшийсоветник юстиции |
Высший начальствующий состав | ||||
---|---|---|---|---|
Погоны кповседневнойформе одежды | ||||
Классный чин | Государственный советник юстиции3 класса | Государственный советник юстиции2 класса | Государственный советник юстиции1 класса | Действительный государственныйсоветник юстиции |
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование.
Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Воинские звания
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.
Служебное оружие
На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основные принципы деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.
- Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
- Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
- Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
- Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
- Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
- Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.
Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Критика
Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.
В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.
В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.
Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.
Структура и функции
В состав структуры ведомства входит:
- Генпрокуратура РФ;
- специализированные подразделения;
- прокуратуры субъектов, областей, районов, городов;
- научные и учебные заведения;
- средства массовой информации.
На должность Генерального прокурора назначает и снимает с нее верхняя палата парламента после соответствующего представления главы державы. В руководство Генпрокуратуры РФ также входит его первый заместитель и заместители.
Кроме того, глава органа имеет помощников по особым поручениям, помощников, старших советников и советников. Статус помощников по особым поручениям равен заместителям руководителей управлений.
Структуру ведомства образовывают управления, отделы и главные управления.
Вопросы, связанные с планированием работы органа, решаются на специальной Коллегии. Ее председателем является Генпрокурор. Кроме него, в состав данной структуры входят его заместители и другие сотрудники ведомства.
Здание Генеральной прокуратуры России.
Перечень полномочий и функций прокуратуры весьма широк. Их реализацию контролирует Генеральная прокуратура. Главная задача, ведомства – это контроль за исполнением Конституции и законов в нашей стране.
Сотрудники прокуратуры работают с жалобами и обращениями граждан. В Генпрокуратуру можно направить обычное письмо или же воспользоваться специальной электронной приемной. Также в ведомстве существует отдел по приему, куда граждане могут обратиться лично. Оно находится в Москве, в Благовещенском переулке.
Кроме надзорной функции, прокуратура участвует в расследовании и предупреждении уголовных преступлений. В ее компетенции поручить правоохранительному органу начать уголовное производство. Приоритетным направлением деятельности органа является борьба с коррупцией.
Российская Генпрокуратура активно сотрудничает с аналогичными ведомствами других стран. Этим вопросом занимается одно из главных управлений ведомства.
Что такое прокуратура и чем она занимается
Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.
Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.
На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.
К задачам прокуратуры относятся:
- Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
- Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
- Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
- Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.
Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:
- генеральная;
- субъектов Российской Федерации;
- городов и районов.
Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.
В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:
- Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
- Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
- Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.
Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:
- координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
- представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
- сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
- контроль судебных решений на соответствие их закону;
- участие в создании законов и других нормативных актов;
- выпуск специальных изданий прессы;
- работа с жалобами и обращениями граждан.
Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.