Военный противогаз: устройство, применение и развитие

Содержание

Определение и применение

Фильтрующие и изолирующие устройства являются частью обязательного комплекта снаряжения у тех гражданских и военных специалистов, которые работают с летучими токсичными веществами или же подвергаются опасности химического отравления. Также использование различных средств индивидуальной химзащиты является обязательным при техногенных катастрофах.

Устройство состоит из шлем-маски, закрывающей всю голову, и дыхательного элемента – фильтрующей коробки или компрессора. И если фильтрующая коробка в большинстве случаев находится прямо на маске, то компрессор принято вешать на пояс и герметично соединять с маской при помощи шланга.

Принципиальные отличия от гражданских и промышленных

Разберемся подробнее, чем же отличается гражданский противогаз от общевойскового

При военных действиях важно иметь возможность разборчиво говорить и отчётливо слышать, чтобы обеспечить работу средств связи. Поэтому ушная часть, даже в самых старых военных моделях, в отличие от гражданских, освобождена от герметичного покрытия, а шлем-маска снабжена переговорным узлом — герметизированной мембраной

Ещё одно отличие от гражданских моделей состоит в том, что военные изделия имеют изолирующие варианты с автономным источником дыхательной смеси. Фильтры военных противогазов рассчитаны на более долгий срок действия. Стёкла снабжены дополнительными плёнками, защищающими от интенсивного светового излучения.

Такие противогазы, с одной стороны, не имеют специализированного набора улавливаемых веществ, как у промышленных. С другой стороны, у них своя, определённая направленность: боевые токсины, бактериальные взвеси, радиоактивная пыль.

Кроме того, военные противогазы не имеют ни четвертьлицевых, ни полулицевых вариантов маски, только полнолицевые, обеспечивающие вместе с капюшонами эффективную защиту головы.

Виды противогазов

8 800 770 08 37

Противогаз – это средство индивидуальной защиты органов дыхания, надежно защищающее от паров, газов, пыли, дыма или аэрозолей опасных химических соединений. Различные виды противогазов широко используются на промышленных предприятиях и производствах при аварийных ситуациях, связанных с выбросом в атмосферу вредных веществ, при эвакуации людей из опасной местности, при проведении работ в неблагоприятных условиях и пр.

Виды и типы противогазов главным образом различаются по их назначению, области применения и способу защиты. Так как чрезвычайно опасные ситуации могут произойти в любом месте и в любое время, и опасные вещества, заражающие при этом атмосферу, могут иметь абсолютно разный состав и концентрацию, противогазы классифицируются по защитным характеристикам, направленным на спасение от аварий разного происхождения.

Классификация противогазов по способу защиты

По способу защиты выделяют два вида противогазов – фильтрующие и изолирующие, которые могут пересекаться в области применения, но имеют принципиальные отличия в конструкции и принципе работы. Также, среди изолирующих аппаратов отдельным типом выделяют шланговые противогазы, имеющие свои особенности защитного действия.

Фильтрующие

Основное отличие фильтрующих противогазов — наличие фильтрующе-поглощающей коробки. Вдыхаемый воздух проходит через фильтр, который не допускает попадание в организм человека вредных веществ, с помощью механической фильтрации или химической реакции.Фильтрующие аппараты более компактны, но не могут быть универсальными, т.к. фильтры защищают не от всех, а лишь от определенного (или нескольких) типа вредных веществ. Каждый фильтр рассчитан не только на защиту от конкретного вида паров или газов, но и имеет ограничения по времени использования, поэтому фильтры подлежат регулярной замене. Кроме того, аппараты фильтрующего типа не могут использования при наличии в атмосфере менее 17% чистого кислорода, необходимого для дыхания человека

Изолирующие

В противогазах изолирующего типа для дыхания используется не отфильтрованный, а чистый воздух, которой производится путем регенерации выдыхаемого человеком. Вместо фильтрующей коробки в состав такого рода противогазов входит регенеративный патрон, в котором выдыхаемый воздух очищается от углекислого газа и воды, и, обогащаясь кислородом, становится вновь пригодным для дыхания.Благодаря тому, что изолирующие аппараты полностью ограничивают контакт органов дыхания с окружающей средой, они могут применяться независимо от типа и концентрации отравляющего вещества. Однако данные устройства ограничены количеством имеющегося воздуха в кислородном баллоне, а также имеют более высокое сопротивление дыханию, тяжелый вес и не могут использоваться без предварительной подготовки.

Шланговые

Шланговые дыхательные аппараты относят к противогазам изолирующего типа, так как они также изолируют органы дыхания от загрязненной окружающей среды. Основное отличие таких противогазов в том, что чистый воздух подается из внешнего источника с пригодным для дыхания кислородом по специальным шлангам, которые могут иметь длину 10, 20 или 40 метров.Такие противогазы также могут использоваться при любом составе и концентрации опасных химических соединений в атмосфере, при отсутствии кислорода, однако их применение ограничивается длиной шланга.

Классификация по области применения:

По области применения также выделяют несколько видов противогазов:

гражданские

Предназначены для населения в случаях возникновения опасных ситуаций. Достаточно просты в своем исполнении, что обеспечивает их использование без специальной подготовки. Гражданские противогазы можно приобрести самостоятельно, но часто они выдаются местными органами в специально организованных пунктах выдачи СИЗ при возникновении чрезвычайных ситуаций.

промышленные

Предназначены для населения, работающего на объектах с выделениями опасных для здоровья веществ. Часто промышленные противогазы встроены в защитные костюмы.

военные

Характеризуются более высокой прочностью и универсальностью, имеют более долгий срок службы. Большинство моделей оснащаются переговорными устройствами. Военные противогазы в обязательном порядке присутствуют у военнослужащих и дежурных в ведомствах чрезвычайного реагирования.

детские

Отличаются уменьшенными размерами. Также существуют и специальные защитные контейнеры для младенцев.

противогазы для животных

Представляют из себя специальные контейнеры с вентиляцией и защитными фильтрами, похожи на противогазы для младенцев.

Первые упоминания

Противогаз доктора

В средние века во время свирепствования чумы, люди, помогающие с больными, и лекари старались защитить себя с помощью масок с удлиненной носовой частью, похожей на клюв птицы. Причем этот «клюв» плотно наполняли специальными лечебными травами. Лекари считали, что воздух, проходящий через такой своеобразный травяной фильтр, очищается, и риск заражения уменьшается.

В начале XIX века при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге рабочие, покрывавшие купола позолоченным составом, защищались от вредных паров с помощью самодельных стеклянных колпаков. В них через небольшое отверстие вставлялись шланги для подачи воздуха.

Первый противогаз, похожий по конструкции на современный вариант, был изобретен американским ученым – изобретателем Льюисом Хаслеттом, в 1847 г. Тогда это был крайне уникальный аппарат, в состав которого входил войлочный фильтр. Его цель состояла в задержке всех опасных для здоровья человека веществ.

Впоследствии данный противогаз пытались усовершенствовать. Меняли фильтры, конструкции, но подобное устройство помогало лишь задержать пыль, мелкие строительные частицы или вредные производственные примеси. Обеспечить полную защиту дыхательной системы человека от удушающих газов он был не в состоянии. В 1849 г. Хаслетт запатентовал свое изобретение под названием «легочный протектор».

Для того, чтобы защитить сотрудников пожарных частей от ядовитых горючих веществ гражданин США Гаррет Морган в 1912 г. придумал устройство, которое историки считают первым противогазом современного образца. Спустя 2 года в Германии изобретатель А. Драгер создал и запатентовал свой вариант противогаза.

Committee on Balance of Payments Restrictions

Сухой паек в прежние времена

Страны с монархическим строем

Общие сведения о массе самолётов

Визуальный эффект лёгкости авиалайнера создаётся благодаря его удачной аэродинамической форме. Однако все, кто хотя бы раз в жизни летал самолётом, сталкивались с правилами перевозки багажа.

Авиакомпании строго следят за весом поклажи клиента, взвешивая вещи до того, как пустить пассажира на борт самолёта. Такая строгость обусловлена необходимостью обеспечения безопасности пассажиров – превышение взлётного максимума может как сказаться на комфорте перелёта, так и привести к крушению авиалайнера.

Сам по себе термин «взлётная масса лайнера» является совокупностью нагрузки на борту, в которую входит исходная масса самолёта, вес пассажиров и их багажа, а также масса необходимого для перелёта топлива.

Взлётная масса лайнера напрямую влияет на аэродинамические характеристики самолёта, что очень важно для комфортного и безопасного полёта. Поэтому авиаконструкторы стремятся свести исходную массу лайнера к минимуму. Однако габариты современных самолётов предполагают существенную исходную массу – знаменитый боинг 737 может весить от 49 до 70 тонн в зависимости от конкретной модификации модели

Вес пустого самолёта, как правило, в два раза ниже, чем максимально допустимые взлётные показатели

Однако габариты современных самолётов предполагают существенную исходную массу – знаменитый боинг 737 может весить от 49 до 70 тонн в зависимости от конкретной модификации модели. Вес пустого самолёта, как правило, в два раза ниже, чем максимально допустимые взлётные показатели.

Лёгкая исходная масса достигается использованием лёгких металлов при изготовлении фюзеляжа, а также в отдельных элементах силовой установки.

Масса боингов

Рассмотрим для начала наиболее популярную модель – боинг. 3/4 мировых авиакомпаний пользуются этими авиалайнерами. Это обусловлено их вместительностью и надёжностью. На современном рынке чаще всего используются следующие модификации этого авиалайнера: 737, 747 и 767.

Модификации 737100 и 737200 начали выпускать ещё в 1960-х годах. Пусть модель 737100 оказалась не самым удачным решением, однако именно две эти модели положили начало этой популярной серии.

Вес пустого боинга 737100 составлял 29600 килограмм, а максимальная взлётная масса составляла 52400 килограмм и 58100 килограмм. Последняя же разработка – боинг 737800, разработанная на основе 737400, имеет массу в 41400 килограмм и максимально допустимый взлётный индекс в 79000 килограмм.

Недавняя разработка — Boeing 767 400ER, отличается удивительными характеристиками – длина борта достигает 64,1 метра, при этом вес пустого лайнера – 103870 килограмм. Максимально допустимый взлётный вес в этом авиалайнере достигает значения в 204120 килограмм. Таким образом, авиакомпания, использующая этот самолёт, может позволить себе коммерческую нагрузку в 49000 килограмм.

Многим интересно узнать массу модели боинг 747, поражающей своими размерами. Вес пустого борта этого самолёта, в зависимости от модификации, составляет от 141900 килограмм до 167000 килограмм. Максимально допустимый взлётный вес этого лайнера может достигать 316 тонн.

Вес самолётов Airbus

Эти авиалайнеры, выпускаемые европейским холдингом, являются одним из главных конкурентов знаменитого боинга. Их модификации предназначаются для среднемагистральных и дальнемагистральных перелётов. Самым тяжёлым самолётом среди них является известный всем Airbus 380.

Разные модификации из этой серии – наиболее вместительные самолёты с самой большой массой. Однако они являются лидерами не только в этих характеристиках – примечательно, что аэробус 380 также является самым быстрым авиалайнером среди дозвуковых самолётов.

Массы различных модификаций пустого борта Аэробуса:

  • A380-900 – 298000 килограмм;
  • A380-800ER – 276000 килограмм;
  • A380-800F – 252000 килограмм;
  • A380-800 – 276000 килограмм;
  • A380-700 – 267000 килограмм.

При таких значительных показателях аэробус удивляет ещё и тем, что его максимально допустимая взлётная масса может достигать 560000 и 59000 килограмм. Коммерческая загрузка в этом случае достигает значения в 83-86 тонн.

Аэробус 380 в принципе является самым тяжёлым, большим и вместительным пассажирским авиалайнером в мире. Также интересна среднемагистральная модель аэробуса – 320, конкурирующая с боингом 737. Он обладает вместимостью до 180 пассажиров, его вес – 42000 килограмм, а максимальная взлётная масса – 77000 килограмм. По числу продаж авиалайнером европейский холдинг, занимающийся производством аэробусов, не уступает известному боингу.

Чем метеорит отличается от метеора?

Крупные метеоритные кратеры

Типы противогазов

В зависимости от ситуации, в которой есть необходимость применения противогаза, используют различные виды. Они отличаются по принципу действия, внутреннему устройству и назначению.

Фильтрующий противогаз ГП

Данный вид гражданских противогазов (ГП) рекомендован для применения взрослому населению в случае возникновения химического, радиоактивного или бактериологического заражения окружающей среды.

Важно! Процентное содержание кислорода в воздухе должно быть не меньше 18%. Из чего состоит ГП:. Из чего состоит ГП:

Из чего состоит ГП:

  • объемная маска, закрывающая лицевую часть головы;
  • обзорный узел выполнен в виде круглых стекол или трапециевидного обзорного окна, обеспечивающих не меньше 70% видимости;
  • сетчатая мембрана для переговоров, защищенная герметичной металлической оправой. Обеспечивает хорошее звуковое прохождение, достаточное для понимания внятной речи и разговора по телефону;
  • обтюратор – это тонкая резинка, которая проходит по внешнему краю маски и обеспечивает плотное прилегание противогаза к лицу;
  • клапанная система вдоха оснащена резьбой, позволяющей менять и закреплять фильтрующую коробку;
  • отдельная клапанная система выдоха;
  • фильтрующая коробка выполнена в виде цилиндрического корпуса из металла или прочного полимерного материала. Имеет винтовую резьбу для крепления к маске. Внутри коробки расположен поглощающий слой (шихта), состоящий из активированного угля и фильтр из стекловолокна, для улавливания аэрозольных частиц.

Фильтрующий противогаз крепится к голове при помощи оголовья. Оно имеет центральную часть, располагаемую на затылочной области головы, и пять лямок с пряжками и фиксаторами, обеспечивающими плотное прилегание к лицу.

Действие фильтрующего противогаза основано на естественном химическом процессе, в результате которого отравляющий газ проходит через активированный уголь и соединяется с ним. Очищенный воздух поступает в маску для дыхания.

Некоторые вредные вещества с небольшим молекулярным весом и низкой температурой кипения способны просочиться сквозь слои активированного угля. Чтобы этого избежать в фильтрующую коробку устанавливают дополнительные компоненты, способные «утяжелить» молекулы газа. В качестве «утяжелителей» используют оксидные соединения на основе хрома, меди и других металлов.

Важно! После истечения срока годности фильтры необходимо заменить. В зависимости от степени загрязнения воздуха срок может колебаться от 10-15 мин. до нескольких суток

до нескольких суток.

Изолирующий противогаз (ИП)

Такие модели противогазов оснащены компрессионной коробкой, которая позволяет использовать их независимо от степени и типа загрязнения воздуха. Применяется при недостаточном количестве кислорода в воздухе (меньше 18%). Отличие от фильтрующих противогазов – человек получает воздух из дополнительного защищенного источника и не вдыхает его из вне. Как и фильтрующий, способен защитить органы дыхания, полностью закрывает голову.

Состоит из таких частей:

  • шлем-маска – служит для эффективной защиты органов дыхания, подачи кислорода и выведения углекислого газа. Имеет очковой узел, соединительные выводящие трубки и обтюратор. Оснащена надежной системой крепления на голове, переговорным устройством для удобства коммуникации и специальным креплением для работы под водой;
  • клапан избыточного давления;
  • регенеративный патрон в который поступает выдыхаемый углекислый газ;
  • дыхательный мешок.

По способу подачи кислорода в шлем-маску существует два вида изолирующих противогазов: автономный и шланговый.

Автономный

Изолирующий противогаз автономного вида оснащен баллоном со сжатым кислородом. При вдохе человек получает порцию чистого воздуха и выпускает углекислый газ через специальный поглотитель.

Чаще всего применяются специально обученными людьми-спасателями при тушении пожаров и проведении спасательных работ.

Шланговый

Этот вид противогаза отличается от автономного тем, что имеет длинные трубки, которые тянутся к баллону с кислородом. Подача свежего воздуха осуществляется при помощи компрессора.

Шланговые дыхательные аппараты применяют в закрытых помещениях, герметичных емкостях, колодцах глубиной до 40 м.

На заметку! Существуют комбинированные противогазы, в которых основная подача воздуха осуществляется через шланг. При необходимости, в чрезвычайной ситуации его можно заменить на баллон со сжатым кислородом.

Стоимость двигателя-рекордсмена

Annual report

Навигация

Примечания

  1. Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1.
  2. )
  3. Nordenskiöld N. G. Beschreibung des in dem finnländischen gouvernemnt Wiborg gefallenen Meteorsteins // J. Chemie und Physik. 1821. Bd. 31. S. 160—162.
  4. ↑ , с. 46-49.
  5. , с. 53.
  6. , с. 46.
  7. , с. 58.
  8. , с. 48.
  9. Мушкетов И. В., Мушкетов Д. И. Физическая геология. Т. 1. (Изд. 4). Л.-М.: Гл. ред. Геол.-развед. и геол. лит., 1935. 908 с. (Метеориты C. 60-70)
  10. Нейбург М. Ф. Имеются ли живые бактерии в каменных метеоритах (аэролитах)? // Природа. 1934. № 4. С. 81-82.
  11. В условиях безкислородной (безозоновой) атмосферы подобные органические соединения могут синтезироваться при воздействии жёсткого солнечного излучения
  12. ↑ Руттен М. Происхождение жизни (естественным путём). — М., Издательство «Мир», 1973 г.

Далекий предок боевого топора

Импровизации и примитивные респираторы

Первые противогазы — и импровизированные, и полукустарные(заводских пока не было) — представляли собой примерно одно и то же — мокрую тряпку.

Бельгийские пулемётчики в противогазовых масках, 1914 год

Гипосульфит, который использовали в первых вариантах мокрых противогазов, хорошо поглощал хлор, но давал вторичные отравления. Так что стандартной пропиткой стала смесь гипосульфита, соды и глицерина(для замедления высыхания).

Британский солдат в капюшоне-маске, 1915 год

Англичане пошли несколько своим путём и вместо маски(с отдельными или встроенными очками) сделали капюшон — это избавляло от возни с подгонкой и завязками.

Были вариантымини-противогазов». Они представляли собой загубник, фильтр и зажим для носа. Конструкция оказалась очень неудобной, и от неё отказались.

Немецкиймини-противогаз»

У всех мокрых масок был один и тот же набор проблем.

Во-первых,вредный объём». Никаких клапанов у большинства примитивных средств защиты предусмотрено не было, и насыщенный углекислым газом выдыхаемый воздух не удалялся из маски.

Британская кисейная маска

Во-вторых, высыхание. Противогазы требовалось хранить в герметичных резиновых кисетах, и не более чем через двадцать минут использования смачивать заново. Так что для офицеров и пулемётчиков в британской армии выделялись изолирующие средства защиты.

Британские солдаты с пулемётом Виккерса и в масках

В-третьих, делались первые противогазы где попало и из чего попало. Так что размеры, толщина масок и качество работы были непредсказуемы.

Очки первых серийных французских противогазов снабжались стёклами из цветной слюды, пока кто-то не добыл рулон киноплёнки. Тогда очки стали целлулоидными — гораздо более прозрачными и… легко загорающимися.

Французские солдаты в масках, 1916 год

В русской армии какой-то сторонникчувства, толка и расстановки» разработал инструкцию по надеванию противогаза аж в двадцать приёмов! Что совершенно не способствовало быстроте реакции на командуГазы!».

Русские санитары в противогазовых масках

Попытки групповой защиты от газовых волн: костры, рвы с водой, создание разнообразных искусственных завес, размахивание влажными полотнищами для проветривания окопов — очень быстро показали свою абсолютную несостоятельность(хотя в наставлениях 1917 года такие способы ещё упоминались). А вот газоубежища — фактически гигантские противогазы на группу людей — остались в практике.

Газоубежище британских солдат

Противогаз: что это такое и для чего предназначен

Противогаз – это индивидуальное средство защиты человека, предназначенное для сохранения органов дыхания от воздействия вредных и опасных веществ, химических испарений и соединений или ядерной пыли, находящихся в окружающей атмосфере в виде газов, паровых выделений или аэрозолей.

Важно! В отличие от стандартного респиратора, объемная резиновая маска дополнительно защищает глаза и кожный покров на лице человека. В каких случаях применяют противогаз:

В каких случаях применяют противогаз:

  • бытовые работы, при которых необходимо обеспечить защиту органам дыхания, например, с растворителями, химическими средствами;
  • в чрезвычайных аварийных ситуациях;
  • для работы под землей, в закрытых помещениях или емкостях;
  • в военных конфликтах с применением отравляющих веществ;
  • выбросы радиоактивных, бактериальных веществ в воздух в результате аварийных взрывов на предприятиях.

Каждый вид противогазов имеет маску, которая частично или полностью закрывает лицо, оставляя для обозрения панорамную часть или очки. Защитная маска оснащена дыхательным элементом, изготовленным в виде фильтра, или компрессора.

Также к основным составляющим элементам в устройстве относятся клапаны для свободного вдоха и выдоха, переговорочное устройство для общения.

Промо-обои

Trade Policy Review Body

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector