«концерт» для врага: какую роль в великой отечественной сыграла операция «рельсовая война»

«Рельсовая война»

Операция «Рельсовая война» проводилась в период с начала августа до середины сентября 1943 года. И суть ее была в том, чтобы одновременно, на всех фронтах подрывать немецкие эшелоны и железнодорожные пути. Притом каждый отряд партизан имел четкое задание и сроки его исполнения. Несмотря на трудности связи, действия были расписаны по минутам.

22 июля 1943 года была проведена репетиция — орловские партизаны подорвали целый участок рельсов.

Далее партизанами было уничтожено 1529 эшелонов, из них 3 важных немецких бронепоезда. В них фашисты перевозили своих солдат, оружие, продовольствие и все, что было необходимо для фронта. Таким образом немецкие отряды были обесточены, лишены подкрепления, снабжения, и победы в крупных сражениях советским войскам давались легче.

В ходе «Рельсовой войны» было уничтожено 1330 км железнодорожных путей, было подорвано 115 мостов.

Ход сражения

Операция Марс началась 25 ноября 1942 года в 7:30 утра (по некоторым данным в 9:00) с артиллерийского обстрела, который длился 1,5 часа. После этого началось наступление. Примечательно, что артиллерийский обстрел был малоэффективным из-за сложного характера местности. Большое количество естественных преград были защитой немецкой армии от обстрела. Поэтому советская артиллерия практически не повредила передний край обороны противника.

Таблица: Направление наступления РККА во второй Ржевско-Сычевской операции (Марс)
Армия — Командующий Направление наступления Противник
20 армия (ЗФ) — Н.Кирюхин Атаковали с востока, в направлении Осуга-Сычевка. 39 танковый корпус (генерал Арним)
31 армия (ЗФ) — В. Поленов
22 армия (КФ) — В. Юшкевич Атаковали с запада. 22 армия наступала к северу, а 41 армия к югу от Нестерово. В основном оборону держал 41 танковый корпус (генерал Гарп)
41 армия (КФ) — Г. Тарасов
39 армия (КФ) — А. Зыгин Атаковала с севера. Основной удар приходился на местность между селениями Молодой Туд и Фролово. 23 армейский корпус (генерал Гильперт)
30 армия (ЗФ) Атаковала с северо-востока. Направление удара — на Ржев. 27 армейский корпус

в таблице: ЗФ — западный фронт, КФ — калининский фронт.

Саму наступательную операцию можно разделить на 3 последовательных этапа:

  1. 25 ноября — 4 декабря: начались ожесточенные бои, где РККА встретила серьезное сопротивление. Отдельные подразделения выполнили боевую задачу, но отсутствие слаженности не позволило развить успех.
  2. 5-14 декабря: были привлечены дополнительные резервы, армия перегруппировалась.
  3. 15-20 декабря: наступление окончательно захлебнулось и армия начала оборудовать для обороны захваченные участки.

Начало наступления

В 7 часов 30 минут 25 ноября 1942 года начался артиллерийский обстрел немецких позиций. К 9 часам утра красная армия перешла в наступление. Началась военная наступательная операция Марс. Немецкие войска были готовы к этому удару. Продвижение вперед Красной армии было очень медленным. Например, для 20-ой армии стояла задача — за 1 день дойти до железной дороги Ржев-Сычевка. Этого не удалось сделать даже за неделю. На примере этой же 20-ой армии видны и проблемы в управлении войсками. Предполагалось, что прорыв линии фронта займет меньше 1 дня. Поэтому через несколько часов после начала атаки на левый берег реки Вазуза переправились конные части, обозы, тыловые подразделения. Но плацдарма для этого движения еще не было! В результате немецкая авиация наносила на этом участке огромные потери бойцам РККА из-за их массового скопления. Проблему удалось решить только к 30 ноября.

Окончательный срыв наступления

К 5-6 декабря на участке фронта 41-ой советской армии сложилась опасная ситуация — армия частично была окружена. Жуков приказал прорвать кольцо и продолжать наступление. Это было инерционным наступлением, которое проводилось только по причине того, что нужно было и дальше сковывать противника. К началу декабря Жуков отлично понимал, что окружить 9-ую армию не удастся, поскольку армия Моделя заняла грамотную оборону, сломить которую не удалось. Остановить наступление на этой стадии означало позволить немцам перебросить силы на спасение армии Паулюса. Поэтому было принято стратегическое решение — несмотря на сложность ситуации — продолжать наступление.

Утром 18 декабря войскам было передано боевое распоряжение №079. Оно требовало немедленно перейти к оборудованию захваченных рубежей для обороны. Крайний срок выполнения всех работа — 24 декабря. На этом наступление закончилось.

Оценка машины

Вооружение “Шермана” на момент его появления можно считать “адекватным”. 75мм пушка М3 по своим характеристикам соответствовала советским орудиям Ф-34 и ЗиС-5, позволяя бороться с любыми средними танками противника. Появление танков Pz.IV с усиленным бронированием, а также “Тигров” и “Пантер” сделало её малоэффективной.

76мм орудие М1 по показателям бронепробиваемости лишь немного уступало советской 85мм пушке Д-5, а при использовании подкалиберного снаряда даже превосходило её. Такие “Шерманы” могли бороться даже с тяжёлыми танками противника. Основной недостаток пушки заключался в небольшой мощности осколочно-фугасного снаряда. Из-за высокой начальной скорости толщину стенок снаряда пришлось увеличить, сведя при этом массу заряда ВВ к минимуму.

В целом М4 по вооружению соответствовал современным ему средним танкам, а по эффективности его применения даже превосходил – за счёт качественной оптики и наличия стабилизатора.

А пехота имела в своём распоряжении только противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты. В сравнении с Т-34 “Шерман” уступал ему по толщине бортов, лишённых наклона. А вот борта даже поздних вариантов немецкого Pz.IV имели толщину меньшую, чем у М4.

Лобовая броня “Шермана”, по результатам немецких испытаний, при небольшом довороте корпуса могла выдерживать попадания из 88мм орудия “Тигра”. M4A4E2 с усиленной бронёй по защите, конечно, превосходил конкурентов, но таких танков было немного.

Ранние “Шерманы” с боеукладкой, размещённой в надгусеничных полках, страдали от детонации боезапаса при пробитии корпуса. Этот недостаток был исправлен размещением боеукладки на полу корпуса в ящиках с водяной рубашкой (так называемая “мокрая” боеукладка).

Тактическая и стратегическая мобильность “Шермана” оценивались высоко. Танк благодаря небольшим габаритам легко грузился на все виды транспорта, в том числе железнодорожный. При передвижении своим ходом моторесурс позволял проходить большие расстояния, обрезиненные гусеницы не разбивали дороги, а конструкция подвески обеспечивала экипажу некоторый комфорт.

“Шерман” обладал хорошей скоростью хода, неплохой маневренностью, которую несколько ограничивала невозможность разворота на месте. На танках серии Е2 для сохранения подвижности при возросшей массе использовали другие передаточные числа трансмиссии.

Хронологические рамки и технические особенности проведения операции

Предложение белорусского партийного руководства было рассмотрено и принято. 14 июля 1943 года появился приказ Ставки Верховного Главнокомандования о проведении операции «Рельсовая война».

Центральный штаб партизанского движения взялся за общую организацию операции. К ней привлекалось 167 партизанских отрядов и бригад. Основную массу составляли белорусские партизаны, но в операции участвовали также отряды с Украины, из-под Ленинграда, Орла, Смоленска, Калинина (Твери). На протяжении июня-июля в партизанские отряды активно забрасывалось все необходимое для подрывов (150 т тола, почти 600 тыс. детонаторов, более 150 км бикфордова шнура и прочее снаряжение). Проводилась комплексная разведка железнодорожных коммуникаций противника. Местные партизанские штабы, действуя в контакте с руководством соответствующих фронтов, четко распределили между отрядами и бригадами участки ответственности.

Были предложены и рационализаторские идеи, призванные сделать подрывы более результативными. В этом деле особую роль сыграл выдающийся советский подрывник И.Г. Старинов. Он предложил простейшие приспособления, позволявшие бороться с немецкой системой защиты эшелонов (впереди локомотива пускались одна или несколько платформ с рельсами в качестве «тральщика»). Система Старинова позволяла взрывать мину под локомотивом или первыми вагонами, обеспечивая гарантированное крушение всего эшелона и сильные разрушения путей. Конечно, ею пользовалась лишь ограниченная часть партизанских подрывников, но все равно эффективность их действий увеличилась.

Операция «Рельсовая война» была начата 3 августа 1943 года (всеми участниками одновременно) и продолжалась до 15 сентября. За ней почти без перерыва (с 19 сентября) последовала операция «Концерт», продолжавшаяся до конца октября. В ней дополнительно приняли участие крымские и прибалтийские партизанские соединения.

В ходе подготовки этих операций были и просчеты. Так, командование и партизаны ошибочно полагали, что немцы в Белоруссии имеют дефицит рельсов, хотя противник имел их в достатке. Хорошего подрывного оборудования на все отряды и группы не хватало (по техническим причинам – их переброска в тыл врага была непростой, а в качестве трофея захватить подрывное оборудование получалось редко), из-за чего подрывы часто давали относительно небольшой результат.

Операцию «Концерт» вообще удалось материально обеспечить только наполовину. Партизаны из-за технических проблем сделали ставку на уничтожение рельсов, а не эшелонов, что снизило эффективность их действий. Иногда партизаны даже разбирали пути вручную. Однако своей цели рельсовая война все равно достигла – гитлеровские военные перевозки были нарушены.

Что находится в центре Вселенной?

Основные виды деятельности партизанского движения

Важную роль в организации работы отрядов сопротивления явлилось создание Штаба партизанского движения (ЦШПД). Сталин назначил на пост командующего действиями Сопротивления маршала Ворошилова, который считал, что их поддержка – ключевая стратегическая цель КА.

Командир отряда сопротивления вручает бойцу боевой карабин

В малочисленных партизанских отрядах отсутствовало тяжелое вооружение – преобладало легкое оружие:винтовки;

  • винтовки;
  • пистолеты;
  • автоматы;
  • гранаты;
  • ручные пулеметы.

Крупные бригады располагали минометами и другим тяжелым вооружением, что позволяло им бороться против вражеских танков.

Партизанское и подпольное движение в годы Великой Отечественной серьезно подрывало работу немецкого тыла, снижая боевую эффективность Вермахта на землях Украины и Белорусской ССР.

Отряд партизан в разрушенном Минске, фото 1944 год

Бригады партизан в основном занимались подрывом железнодорожных путей, мостов и эшелонов, делая быструю переброску войск, боеприпасов и провизии на дальние расстояния не продуктивным.

Группы, которые занимались подрывной работой, имели на вооружении мощную взрывчатку такими операциями руководили офицеры из специализированных частей Красной Армии.

Главная задача партизан во время боевых действий заключалась в том, чтобы не дать немцам подготовить оборону, подорвать боевой дух и нанести их тылу такой урон, от которого сложно оправиться. Подрыв коммуникаций – преимущественно железных дорог, мостов, убийство офицеров, лишение связи и многое другое серьезно помогало в борьбе с врагом. Растерянный противник не мог оказать сопротивление, и Красная Армия побеждала.

Бойцы партизанского движения конвоируют пленного солдата Вермахта

Изначально малочисленные (около 30 человек) подразделения партизанских отрядов принимали участие в масштабных наступательных операциях советских войск. Затем в ряды КА вливались целые бригады, пополняя резервы ослабленного боями войска.

Как вывод, можно кратко выделить основные способы борьбы бригад Сопротивления:

  1. Диверсионные работы (в тылу немецкой армии совершались погромы) в любой форме – в особенности по отношению к вражеским поездам.
  2. Разведка и контрразведка.
  3. Пропаганда на пользу коммунистической партии.
  4. Боевое содействие силами Красной Армии.
  5. Ликвидация изменников родины – называемых коллаборационистов.
  6. Уничтожение вражеского боевого состава и офицеров.
  7. Мобилизация мирного населения.
  8. Поддерживание советской власти на оккупированных областях.

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

Смотри также

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти

Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата

Результаты рельсовой войны

Операция оказалась действительно массовой. Уже 3 августа 1943 года было осуществлено 42 тыс. подрывов. Всего же в ходе «Рельсовой войны» было произведено более 215 тыс. подрывов, только в Белоруссии уничтожено более 800 составов (на территории Украины счет тоже шел на сотни). Масштабы гитлеровских военных перевозок по железным дорогам сократились на 40%, что сыграло заметную роль в успехе летнего наступления.

Некоторые важные железнодорожные магистрали в Белоруссии в результате подрыва бездействовали весь август. На многих направлениях движение останавливалось на сроки от 3 дней до 2 недель. Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.

Зона действий партизан была огромной – 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений.

Операция «Концерт» начиналась менее организованно (часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября) и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. подрывов, только в Белоруссии партизаны уничтожили и повредили более 1000 эшелонов, 72 моста. Падение интенсивности перевозок также местами достигала 40%.

Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.

В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.

В целом же опыт рельсовой войны (и явления в целом, и организованной операции) продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Навигация

Источники

Цель операции

Оказать помощь Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления, через затруднение доставки грузов для укрепления обороны немцев и отвлечение сил немцев для охраны железнодорожных путей.

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Также по теме


«Возмездие было неизбежно»: как проходил первый открытый судебный процесс над нацистскими преступниками

75 лет назад в Краснодаре был публично приведён в исполнение смертный приговор в отношении восьми нацистских преступников. Эти события…

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Резиденция

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

Кто к 1944 году контролировал территорию Беларуси?

Беларусь под немецкой оккупацией. Изображение: hist-geo.net

На оккупированных европейских территориях немцы создали пять рейхскомиссариатов: «Нидерланды», «Норвегия», «Бельгия — Северная Франция», «Украина» и «Остланд».

В состав рейхскомиссариата «Украина» (со столицей в Ровно) вошли южные районы Брестской, Гомельской, Полесской и Пинской областей с городами Брест, Пинск и Мозырь. Рейхскомиссариат «Остланд» (со столицей в Риге) включал в себя четыре генеральных округа: «Литва», «Латвия», «Эстония» и «Беларусь» (со столицей в Минске).

Но в состав последней была включена далеко не вся территория Беларуси. Белостокская область (была создана в 1939-м после присоединения к СССР Западной Беларуси) была включена в состав Третьего рейха, там действовали нормы немецкого права (в Третий рейх был включен и Гродно).

Восток Беларуси (территория Витебской, Могилевской, Гомельской областей, а также части районов Минской) стал областью армейского тыла группы армий «Центр», там действовала немецкая военная администрация.

На территории Беларуси находилась достаточно мощная немецкая группировка. В разных источниках называются разные цифры ее численности. Чтобы избежать обвинений в необъективности, сошлемся на академическую «Гісторыю Беларусі». Согласно этому изданию, к моменту начала операции численность немецких войск составляла 1,2 млн человек.

Им противостояли войска четырех советских фронтов, которые находились на востоке и юге республики. Их численность составляла 2,4 млн человек.

Тайный смысл подарка

Одна роза является символом того, что мужчина выбрал девушку среди многих других и считает ее особенной и уникальной. Это некое сравнение любимой с благородным растением, а количество указывает на то, что она единственная, как подаренный бутон. Разве это не приятнее, чем огромный букет, в котором вложено намного меньше смысла?

Для первой встречи очень уместно преподнести одну розу. Она обозначает робкий намек на симпатию и продолжение отношений. При этом цветок обязан быть абсолютно безупречным. Ножка должна быть длинной и крепкой, бутон упругий. Это гарантирует, что к концу встречи цветок не потеряет свою красоту.

Итог «Рельсовой войны»

Тем не менее, результаты всей операции были впечатляющие – за весь период ее проведения было выведено из строя более 1500 км железнодорожных сообщений. На некоторых участках повреждения были настолько серьезными, что на их восстановление немцам понадобилось несколько недель – партизаны взрывали не только полотно, но и мосты.

Илья Старинов в своих воспоминаниях утверждал, что немцам первый этап «Рельсовой войны» принес даже в некотором роде облегчение – если в июле партизаны вывели из строя более 700 составов, то в августе, переключившись на взрыв железнодорожных полотен, они подорвали чуть более 400. Материала для ремонта у них было более чем достаточно. А в советских войсках таких запасов не было. Так ли это – вопрос остается открытым до сих пор, и многие историки спорят на эту тему. Ведь та тактика, которую применял полковник, скорее всего невозможна была по объективным причинам – партизанам не хватало не только взрывчатки, но и специалистов, которые могли бы наладить систему диверсий.

Советское командование учло ошибки первого этапа

И во втором-третьем этапе внимание подрывников было сосредоточено на крупных железнодорожных узлах, мостах, также под откос пускались эшелоны и бронепоезда.
Итогом «Рельсовой войны» стало сокращение, более чем на тридцать процентов, грузопотока немцам из стран Европы, фашисты вынуждены были тратить значительные силы на охрану грузов и дорог. По сути, партизаны открыли «второй фронт», оттянув значительные силы противника на себя и позволив нашим войскам одержать такую нужную для них победу в сражении на Курской дуге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector