Палаш, сабля, шпага, шашка: основные отличия

Содержание

Холодная пристрелка

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Сопротивление воздуха (2015)

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Спортивные рапира, шпага, сабля

Спортивная рапира, как уже говорилось в главе про боевую рапиру, не имеет отношения к своему «прототипу». Этот снаряд, «foil», появился сразу же для учебного фехтования в высшем свете. Ближе всего из реальных видов оружия к спортивной рапире стоит короткая шпага. Однако уже непосредственно от короткой шпаги произошёл другой снаряд, «épée» (эпэй, «меч» по-французски), то есть спортивная шпага. Спортивная шпага ближе к короткой шпаге, чем спортивная рапира. Со спортивной саблей всё проще, хотя тоже не совсем однозначно: есть мнение, что несмотря на современное название, ближе всего она к эспадрону.

Разумеется, за долгие годы развития спортивного фехтования как спорта тренировочное оружие преобразилось до неузнаваемости. В отличие от боевых прототипов, тренировочное оружие должно быть минимально травмоопасным – отсюда, например, неимоверная гибкость клинка и его лёгкость. Эта непохожесть спортивных мечей на настоящие привела, конечно, к изменениям в технике – нереально размахивать боевым эспадроном с той скоростью, с которой машут спортивной саблей.

Существуют различия как между конструкциями спортивных мечей, так и в правилах по фехтованию на них.

Рапира

Область поражения: только туловище, без головы и конечностей.Удары: только колющие.Клинок: четырёхгранный в сечении, очень гибкий.Средняя длина клинка: 85-90 см.Максимальная длина оружия: 110 см.Максимальная масса оружия: 500 г.Гарда: круглая, диаметр 12 см.Рукоять: помимо классической с лёгким изломом часто бывает пистолетной (ортопедической).

Шпага

Область поражения: всё тело.Удары: только колющие.Клинок: трёхгранный в сечении, более жёсткий, чем у рапиры и сабли, но гибкий по сравнению с боевым оружием.Средняя длина клинка: 90 см.Максимальная длина оружия: 110 см.Максимальная масса оружия: 770 г.Гарда: круглая, диаметр 13,5 см.Рукоять: обычно классическая прямая или с лёгким изломом, иногда бывает пистолетной.

Сабля

Область поражения: выше пояса, исключая кисти.Удары: колющие и рубящие.Клинок: трапециевидный или V-образный в сечении, гибкий, может иметься небольшой изгиб вперёд, а не назад, как у боевой сабли.Средняя длина клинка: 88 см.Максимальная длина оружия: 105 см.Максимальная масса оружия: 500 г.Гарда: овальная с дужкой.Рукоять: слегка изогнутая, классическая (не пистолетная).

В спортивном фехтовании на рапире и сабле, но не на шпаге, существует своеобразное правило приоритета атаки. Заключается оно в следующем: если фехтовальщик Артём атакует своего противника Зиновия, а Зиновий вместо защиты просто атакует Артёма, что приводит к обоюдному поражению, то очко засчитывается Артёму, а не Зиновию. Если же Зиновий проведёт не слишком удачное парирование и взаимное поражение всё-таки произойдёт, то оно так и зачтётся, после защиты приоритет не будет отдан Артёму. Целью этого правила является форсирование парирований и уход от обоюдных поражений, однако о его, скажем так, реалистичности можно спорить.

К глубокому сожалению множества людей, спортивное фехтование уже давно окончательно и бесповортно ушло от своих корней, сделавшись спортом. Это хороший спорт, сложный, интересный, полезный – но к фехтованию как к искусству владения длинным клинковым оружием он уже практически не имеет отношения.

В этом состоит одна из бед современного фехтования в широком смысле слова. Многие люди хотят научиться фехтовать, имея в виду искусство владения мечом. Но большинство из них знает только о спортивном фехтовании – а то, что происходит там, не похоже на искусство владения мечом. И в результате они либо не идут заниматься никаким фехтованием вовсе, либо идут в спортивное, занимаются не тем, чем хотели бы и в итоге разочаровываются. Прочие разновидности фехтования, за исключением разве что японского кендо, пока что воспринимаются в обществе как нечто маргинальное. Прогресс в популяризации иных видов фехтования присутствует, но не слишком заметный.

Ссылки

История

исп. espada ropera / фр. rapière

Основная статья:

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere, вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas) — меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха, а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи, и открытий Колумба. Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами. В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отсутствии как доспеха, так и щита — было достаточно кинжала или даги, а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом, намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

См. также: Рапира (спорт)

итал. fioretto (современная версия)

Итальянское тренировочное оружие с тупым наконечником на гранёном клинке, которое использовалось для обучения фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret, исп. florete, нем. florett, англ. foil) означает как оружие целиком, так и наконечник на его клинке. В русском языке это оружие называлось рапира. Оружие можно было комбинировать и за счёт веса две рапиры можно было атаковать в бою с двух рук . Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя, и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием», а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Характеристики и история шпаги

Шпага представляет собой длинное, универсальное холодное оружие, которое позволяет нанести противнику как колотые, так и рубленые раны. Внешне она выглядит как меч с узким, довольно гибким клинком, протяженностью до 100 см, с прямой рукояткой с навершием и замысловатой гардой различного внешнего вида. Гарда необходима для защиты пальцев владельца оружия. Масса шпаги способна достигать 1 500 г.

Она появилась одновременно с огнестрельным оружием. После того, как в войнах стали использоваться ружья и пушки, тяжелые латы перестали быть надежной защитой для воинов. Надобность в массивном рубящем мече пропала.

Со временем тяжелые мечи уступили место шпагам. Данный процесс начался в Испании еще в 1460-х годах. Первоначально ими владели представители элитных слоев населения. Тогда данное холодное оружие обладало замысловатой гардой, включавшей дужки для защиты кисти и кольца пас-дане. Вес шпаги был меньше, чем у стандартного меча тех лет, что давало возможность постоянно носить это оружие с собой. Шпаги отличались высокой эстетичностью и ничем не уступали мечу по оружейным характеристикам, за что, собственно, и ценились. Шпаги с одинаковым успехом использовались как для нападения, так и для обороны.

До 1700-х годов боевая шпага использовалась в кавалерийских и пехотных подразделениях армий различных государств, пока не была частично заменена палашами и саблями.

Еще на заре своего появления шпаги делились на 2 разновидности: предназначенные для военнослужащих и для обывателей. У гражданских лиц оружие обладало меньшим весом и не столь широким клинком. Такие шпаги нередко затачивались лишь вблизи острия, что позволяло им одновременно играть роль, как оружия, так и части амуниции.

Военнослужащие носили их вместо боевого вооружения в те периоды, когда не было никаких войн. Для представителей знати и буржуазии шпага являлась неизменным атрибутом, который носили вместе с парадной одеждой. Подобные обычаи просуществовали до 1900-х годов.

Примерно в 1850-х годах шпага превращается в церемониальное холодное оружие, используемое в дуэлях и спортивных состязаниях. Ею награждали за те или иные заслуги.

Создание шпаги послужило стимулом для развития фехтовальных школ в различных странах: Германии, Великобритании, Италии, Франции и других.

Спортивное фехтование

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей.

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными.

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

См. также

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник — кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться «мода» на частные поединки — дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием — «Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств», где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе. В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Тактико-технические характеристики МТ-12 Рапира

— Годы производства: с 1970 — Расчёт, человек: 6—7

Калибр МТ-12 Рапира

— 100 мм

Габаритные размеры МТ-12 Рапира

— Длина ствола, клб.: 63 — Длина зарядной каморы, мм: 915 — Ширина пушки (по колпакам колёс), мм: 2320 — Ширина хода, мм: 920 — Клиренс, мм: 330 — Диаметр колеса, мм: 1034 — Высота линии огня, мм: 810 — Высота пушки в боевом положении при наибольшем угле возвышения, мм: 2600 — Высота пушки по верхнему срезу щита, мм: 1600 — Угол горизонтального обстрела, град: 53-54 — Наибольший угол возвышения, град: 20±1 — Наибольший угол снижения, град: −6—7 — Нормальная длина отката, мм: 680—770 — Предельная длина отката, мм: 780

Вес МТ-12 Рапира

— Масса пушки в боевом и походном положениях, кг: 3100 — Масса ствола с затвором, кг: 1337 — Масса клина в собранном виде, кг: 55 — Масса откатывающихся частей, кг: 1420

Дальность стрельбы МТ-12 Рапира

— Осколочно-фугасный снаряд: 8200 м (навесным огнём) — Бронебойный подкалиберный снаряд: 3000 м — Кумулятивный снаряд: 5955 м

— Скорострельность, выстр/мин: 6—14 — Начальная скорость снаряда, м/с: 1575 (подкалиберный); 975 (кумулятивный) — Масса снаряда, кг: 5,65 (подкалиберный); 4,69 кг (кумулятивный) — Прицел: АПН-6-40, ОП4М-40У.

Типы боевых индейских томагавков

Топорище не имело отверстия для насадки древка, и было забито или вставлено заостренной частью обуха в рукоятку. Этот вид входит в группу кельтских топоров и является одним из первых орудий аборигенов.

Проушные

Представляли собой классический вид топорика, с проушиной, в которую вставлялось рукоять. Именно такие орудия завезли мореплаватели в Америку.

Алебардовые

Топоры, идентичные алебарде, но с более коротким древком. Чаще всего участвовали в товарном обмене между европейцами и индейцами. Рукоять крепилась при помощи втулок конусообразной формы.

Другие

Нельзя не упомянуть удобные боевые молоты, используемые не только аборигенами, но и переселенцами в качестве ременного орудия. Производные абордажных топоров, имеющие крюки или острые пики на обухе. Палицы из оленьего рога с острием из любых подручных материалов. Все это, по сути тоже можно отнести к индейским топорикам. Поскольку, несмотря на самую разнообразную форму, все эти инструменты имели общие черты и одинаковое применение.

Алебардовые томагавки

См. также

Вы здесь

Фонарь рассудит

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

В.

История изменений[править | править код]

Версия Изменения
2.6.0
  • Значение собственного свойства снижено до +25% (было +30%).
  • Урон увеличен до 18-33 (было 15-28).
2.2.0
  • Все источники увеличения множителя критического удара теперь стали дополнительным множителем критического удара. Теперь критический удар будет работать так, как большинство игроков уже думали, что он работает.
  • Из-за этого эффективность на существующих персонажах снизилась на 33% несмотря на те же значения. Некоторые значения были исправлены, чтобы компенсировать эффективность.
  • Следующие значения были увеличены на 50% для игроков и на 30% для монстров: Все значения критического удара на дереве, Камень усиления критических ударов, значения для монстров с мощными критическими ударами, камень Слабость и Слабость, накладываемая монстрами и всеми другими источниками, свойство карты и свойство осквернённых самоцветов.

Сабля в фехтовании

Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.

Пояснения

Для клинкового оружия: замеряется общая длина, длина клинка, ширина клинка у основания (если есть – ширина елмани, ширина в сужении в средней части); при взвешивании оружия приводится масса в ножнах и без ножен. Если клинок имеет кривизну, может замеряться также и кривизна клинка. Обычно, если об этом заходит речь, авторы предлагают следующий метод измерения кривизны клинка. Проводится воображаемая прямая линия между острием клинка и точкой соединения обуха и эфеса. На нее опускается перпендикуляр: а) от крайней точки дуги лезвия (1-й вариант), б) от крайней точки дуги обуха (2-й вариант). Затем замеряется расстояние от точки соединения перпендикуляра и прямой линии до острия, и показатель максимальной кривизны клинка дается в виде дробного числа, например 65/280, в котором первое число – длина перпендикуляра. Второй вариант измерения не отражает объективно степень кривизны режущей кромки клинка – лезвия. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на некоторые виды восточного клинкового однолезвииного оружия, у которых обух клинка минимально удален от прямой линии или даже находится по другую ее сторону, а линия лезвия при этом достаточно выгнута (кукри). Более того, искривленные клинки некоторых восточных кинжалов вообще не имеют обуха. В этом случае, если выводится показатель кривизны, перпендикуляр опускается па прямую линию, соединяющую острие и точку основания более короткого лезвия.

Линейные размеры оружия указываются в миллиметрах, масса – в граммах.

В.Н. Попенко. Холодное оружие Востока и Запада. Москва. 1992. Джеральд Уинланд/ Мечи Шпаги и Сабли Настольная книга коллеционера. М.: Тривиум. 1991 Хорев В. Н. Реконструкция старинного оружия / В. Н. Хорев. — Феникс, 2006. — 249, Emil Vollmer Werlag. Blanke Waffen. Квасневич Влоджимеж. Польские сабли. – СПб. ООО “Издательство Атлант” 2005.

Кирпичников А. Н. О начале производства мечей на Руси (Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.4. М., 1998. С. 246-251) Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли (М.: Л., 1966) Форум My armory_

Сабля это одна из разновидностей рубящего холодного клинкового оружия. Сабля состоит из стального клинка и рукояти. Сабля появилась на Востоке в VI- VII вв. С Х века она стала известна и на Руси. Состояла сабля из полосы и крыжа. Составные части последнего: огниво, черен и набалдашник, в который сквозь небольшое отверстие продевался темляк. При обнажении оружия он обыкновенно надевался или наматывался на правую руку и таким образом не позволял выронить саблю.

Для придания удару большей силы полоса делалась вниз с расширением или елманью и имела на плоских своих сторонах дол или долики – продольные желоба для стока крови. Острая сторона сабли называлась лезвием, а тупая – тыльем. Ножны, нередко украшенные драгоценными камнями, имели металлические устье, наконечник, накладки или мишени, обхваты или обоймицы с кольцами для привешивания сабли к поясу. Пояса застёгивались, как и у мечей, и по большей части имели четыре конца: два собственно для застёгивания пояса и два для налуча и колчана.

Металлические оправы на концах назывались наконечниками, а металлические накладки или бляхи на тех местах пояса, где к нему прикреплялись помочи (ремни, задетые за кольца сабли), имели название наузольников). Кроме того, на поясах находилось несколько запряжников. В обычае было украшать пояса разными металлическими накладками и привесками, которые назывались звенцами и бряцальцами.

С XVI в. в Русском государстве сабля состояла на вооружении конных и пеших стрельцов. Применялись сабли восточного типа – сильно изогнутые, с прямым перекрестьем под рукоятью и загнутым навстречу лезвию концом рукояти. В старинных описях этот тип определяли: «по турецкому образцу».

В XVIII-XIX вв. саблями вооружалась лёгкая кавалерия. Рукоять была слегка изогнута, создавая упор для ладони, руку прикрывала дужка гарды, в нижней части переламывавшаяся под углом и переходящая в перекрестье с костыльком.

В 1809 г. гарда сабли получила две дополнительные дужки. Сначала сабля носилась в обтянутых кожей ножнах с фигурными прорезями в металлической оковке и кольцами для портупеи, а с 1817 г. стали употребляться железные ножны с гребнем на конце. Такими саблями стали вооружаться драгуны и конные артиллеристы.

Офицеры с 1826 г. вместо шпаги получили саблю с укороченным клинком (полусаблю), с одной округлой дужкой гарды и крючком для лопасти портупеи на устье, а с 1831 г. они носили сабли в железных ножнах.

В 1881 г. в Российской армии сабля была заменена шашкой, сохранившись лишь в гвардии как народное оружие.

Колоть, а не рубить

Адреналин Неизвестные гоночные мотоциклы 2010-х

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во‑первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Если спортсмен считает, что судья ошибочно присудил укол сопернику, он может потребовать видеоповтор для пересмотра решения.

Новые элементы в конструкции

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Применение в войнах и конфликтах

Суперротация атмосферы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector