Список ракет-носителей

Содержание:

Примечания

Драконы и различные существа

Атлантида Бермудского треугольника

Пуски

Первый пуск ракеты-носителя был проведен с УКСС 15 мая 1987 года в 21 ч 30 мин по московскому времени. Вместо орбитального корабля «Буран» в качестве полезной нагрузки был использован макет космического аппарата «Скиф-ДМ». Пуск прошел успешно. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало данным предварительного моделирования.

Первый успешный пуск ракеты «Энергия» подтвердил, что создана универсальная РН «Энергия» сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении.

Второй пуск РН «Энергия», на этот раз с ОК «Буран» намечался на 29 октября 1988 года. Подготовка к запуску проходила успешно, метеоусловия были благоприятными, скорость ветра не превышала 1 м/с. Все команды по циклограмме предстартовой подготовки исполнялись нормально, оставалось отвести от ОК «Буран» переходный стыковочный блок, но за 51 с до запуска двигательных установок РН «Энергия» автоматизированная система подготовки пуска выдала команду «Автоматическое прекращение пуска». Государственная комиссия приняла решение отложить старт и слить низкокипящие компоненты топлива из ОК и РН. Анализ показал, что отбой запуска произошел из-за несвоевременного отвода платы системы азимутального наведения (прицеливания) РН и, следовательно, задержки с отводом фермы, на которой она располагалась. После устранения всех замечаний и докладов о готовности к повторному запуску было принято решение о проведении повторной предстартовой подготовки и запуске 15 ноября 1988 года в 6 часов утра московского времени.

Перенос пуска совпал с резким изменением погодных условий: 15 ноября 1988 года они были на грани установленных ограничений на пуск — порывы ветра достигали 20 м/с, что превышало установленные ограничения. Пуск прошел без замечаний. Все системы в полете работали нормально. Корабль был выведен на орбиту с максимальной высотой 263 км и минимальной высотой 251 км. Общее время полета ОК «Буран» составило 206 мин. Проделав все предпосадочные маневры, он вышел точно на посадочную полосу, приземлился, пробежал 1620 м и остановился посреди посадочной полосы. Боковое отклонение составило всего 3 м, а продольное — 10 м при скорости встречного ветра 17 м/с.

Впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка космического аппарата такого класса.

Примечания

  1. ↑ Ракета-носитель / Г. А. Назаров // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  2. : «Р.-н. можно условно разделить на след. классы: лёгкие (до 500 кг), средние (до 10 т), тяжёлые (до 100 т), сверхтяжёлые (св. 100 т).».
  3. : «РН раз­де­ля­ют­ся на лёг­кие (до 5 т, напр., «Кос­мос», «Ве­га»), сред­ние (5–20 т, «Со­юз», «Зе­нит»), тя­жё­лые (20–100 т, «Про­тон-М», «Ари­ан-5»), сверх­тя­жё­лые (св. 100 т, «Н-1», «Энер­гия»)».
  4. Paul K. McConnaughey; Mark G. Femminineo, Syri J. Koelfgen, Roger A. Lepsch, Richard M. Ryan, Steven A. Taylor.  (англ.) (PDF). НАСА p.11 (November 2010). — «… Small: 0–2 t payloads, Medium: 2–20 t payloads, Heavy: 20-50t payloads, Super Heavy: >50t payloads». Дата обращения: 7 октября 2020.
  5.  (англ.) (10 May 2018).

  6.  (недоступная ссылка). ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Дата обращения: 1 апреля 2008.
  7. . ТАСС. Дата обращения: 4 января 2019.

Мальта

Чудеса оружейного дела: ракета в кармане

Знакомство с сигнальным оружием

В удаленных районах при выполнении военных или спасательных операций может возникнуть необходимость подачи оповещательного сигнала. Поэтому военные и спасатели комплектуются специальным оружием и сигнальными патронами 12 калибра. Данными спецсредствами могут пользоваться также и гражданские, которые выходят в море под парусом на частных плавсредствах.

С целью создания светового, дымового и звукового сигнала производится стрельба сигнальными патронами 12 калибра. Вручную подать пиротехнический сигнал можно путем запуска реактивного и осветительного патрона, или отстрела пиротехнического патрона из специального гладкоствольного оружия. В результате образуется вспышка огня красного, желтого, белого и зеленого цветов.

Технический комплекс космодрома

Технический комплекс космодрома — это часть специально оборудованной территории космодрома с размещенными на ней зданиями и сооружениями, оснащенными специальным технологическим оборудованием и общетехническими системами.

Оборудование технического комплекса позволяет обеспечить прием, сборку, испытание и хранение ракетно-космической техники, а также заправку компонентами топлива и сжатыми газами космических аппаратов и разгонных блоков, их стыковку с ракетами-носителями и транспортировку собранного комплекса на старт.

В специальных вагонах элементы ракетно-космической техники с заводов-изготовителей доставляются в монтажно-испытательный корпус технического комплекса, где производится их разгрузка с помощью подвижных и стационарных разгрузочно-погрузочных средств.

Монтажно-испытательный корпус (МИК) — основной элемент технического комплекса, оснащенный двумя видами оборудования: механо-сборочным и контрольно-испытательным. МИК представляет собой многопролетное высотное каркасное промышленное сооружение, имеющее крановое оборудование большой грузоподъемности.

В пролетах МИКа размещается механо-сборочное оборудование, а также производятся расконсервация, сборка и проверка ракетно-космических систем. По периметру корпуса располагаются различные лаборатории с контрольно-проверочной аппаратурой автономной и комплексной проверки космической техники.

Размеры и оснащение монтажно-испытательных корпусов зависят от типа собираемых и испытываемых ракет (космических аппаратов). Современный МИК имеет внушительные размеры. Например, МИК для сборки и проверки ракеты-носителя “Энергия” — это четырех-пролетный корпус длиной 250 м, шириной 112 м и высотой около 50 м. По периметру корпуса на четырех этажах расположены лаборатории, занимающие общую площадь 48 тыс. кв. м. При вертикальной технологии сборки ракет высота МИКа достигает 160 м.

В МИКе составные части ракет-носителей и космических аппаратов подвергаются внешнему осмотру, предварительным поэлементным испытаниям и подаются на сборку. Сборка их производится, как правило, на отдельных, не связанных между собой технологических линиях. При большой интенсивности подготовки и проведения пусков для сборки и испытаний ракет-носителей и космических аппаратов могут быть предусмотрены отдельные монтажно-испытательные корпуса.

С помощью монтажных средств и кранового оборудования осуществляются сборка космических средств и подача их на пневмовакуумные испытания. Такие испытания проводятся с целью выявления негерметичности всех гидро- и газопроводов и герметичных отсеков ракет-носителей и космических аппаратов. Электрические испытания проводятся с целью определения целостности всех электрических цепей и правильности функционирования систем управления и всех элементов с электропитанием.

Собранный и проверенный космический аппарат направляется на заправочную станцию для продолжения цикла подготовки к запуску.

Заправочная станция — элемент технического комплекса, представляющий собой комплекс сооружений и технологических систем и предназначенный для заправки разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив, сжатыми газами, спецжидкостями.

Здесь находятся хранилища горючего, окислителя и сжатых газов; системы термостатирования компонентов, вакуумирования, газового контроля, измерений, автоматизированной заправки, нейтрализации токсичных паров и жидкостей, пожаротушения, связи, вентиляции и т.д. Заправочная станция является технологическим объектом космодрома, наиболее насыщенным взрывоопасными, пожароопасными и токсичными элементами.

Стыковка собранной и проверенной ракеты-носителя с заправленным космическим аппаратом осуществляется в том же монтажно-испытательном корпусе, где производилась их сборка.

Работы на ракете-носителе на космодроме

Автор: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ СВЯТОЙ КРЕСТ

Последние годы

«Четыре стихии» покорили десантники горных подразделений ВДВ на полигоне Раевский под Новороссийском

«Спутник» и «Луна»

В 1957 году первая космическая ракета — та самая Р-7 — вывела на орбиту искусственный «Спутник-1». США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте — даже в прямом эфире. «Авангард» был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 — к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой — была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли — Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция «Луна-1», которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности

Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник — случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела «Луна-2», выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц «Луна-3» доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась «Луна-9», и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Двигательные установки

Двигательная установка РН «Энергия» состоит из четырех четырехкамерных кислородно-керосиновых двигателей РД-170 (по одному на каждом из четырех блоков I ступени ракеты) и четырех однокамерных кислородно-водородных двигателей РД-0120 на центральном блоке II ступени, а также пневмогидросхемы, обеспечивающей их функционирование. Двигатели РД-170, специально разработанные для РН «Энергия», обладают рекордными параметрами и не имеют аналогов за рубежом.

Все двигатели начинают работать со старта, причем запуск двигателей второй ступени происходит с некоторым опережением (8 с) запуска двигателей первой ступени. За это время система диагностики проводит заключительные проверки и дает «разрешение» на запуск двигателей первой ступени, таким образом исключается старт РН с неисправным двигателем. Широкие диапазоны регулирования тяги двигателей и массового соотношения компонентов топлива, поступающего в камеры, обеспечивают реализацию наиболее оптимальных параметров движения РН и синхронизацию опорожнения топливных баков. РН на активном участке полета управляется и стабилизируется путем отклонения вектора тяги двигателей I и II ступеней в двух плоскостях. Для этого двигатели имеют узлы качания и систему высокоточных рулевых приводов, обеспечивающих качание каждого двигателя II ступени и четырех камер двигателя I ступени. Рулевые приводы развивают тяговые усилия около 50 тс на I ступени и около 33 тс на II ступени и действуют с точностью 1 % от диапазона перемещения приводов.

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО «Энергомаш» имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ «Химавтоматики». Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее — керосин. Длина ракеты — 46,3 метра, масса на старте — 311,7 тонн, а без головной части — 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя — 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания «Союза-2.1А» начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт — вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат «Метоп».

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель «Рокот», например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты — до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот «Протон» — тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную — 6,15, а на геостационарную — 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется «Роскосмос»: Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

Почему они купаются в фонтанах

Именно в день десантника можно наблюдать весьма необычное зрелище, как купание в фонтанах. Но откуда пришла эта традиция? В действительности даже сами десантники не знают, какие истоки у данного обычая. Но, соблюдать их естественно обязаны все, кто служил в воздушно-десантных войсках.
Существуют как минимум 3 версии, почему десантники это делают:

  • Церковная версия. Так вышло, что день ВДВ совпал с празднованием великого православного праздника Пророка Ильи. Заметив данное совпадение десантники условно сделали последнего своим покровителем. Считается, что после 2 августа вода зеленеет и в ней не рекомендуется купаться. Поэтому отдавая дань пророку, с надеждой, что это станет оберегом от всяких неудач, десантники ныряют в фонтан.
  • Любовь к небу. Только человек, который любит небо, может стать десантником. Даже отражаясь в воде, они помнят о нем. По данной версии окунание в воде приближает их к небу, символизируя бесконечную к нему любовь.
  • 2 августа – это обычно очень жаркий день. Поэтому окунуться в фонтан для них обычное дело, тем более, раз это стало традицией.
    Самое большое скопление этих отчаянных парней можно наблюдать в Москве в фонтане «Дружба народов» на ВДНХ. Надев тельняшки, взяв в руки флаг и подогрев себя горячительными напитками, они ныряют в небо, а может просто охлаждаются. Со стороны это конечно выглядит странно, но это их праздник, поэтому можно простить им такое нестандартное поведение.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября
2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных
средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

История

Почтовый конверт, посвященный первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз (искусственный спутник Земли №1) на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн.

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

Состав

Двухступенчатая РН «Энергия» выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза, в которой четыре боковых ракетных блока I ступени (блоки А) располагаются вокруг центрального ракетного блока II ступени (блока Ц). РН устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), предназначенный для ее стыковки с пусковой установкой (ПУ) стартового комплекса и обеспечения силовых, пневмогидравлических и электрических связей РН с ПУ и комплексом наземного оборудования при подготовке к пуску.

Стартово-стыковочный блок служит опорным силовым элементом при сборке и транспортировке РН. После пуска ракеты стартово-стыковочный блок остается на пусковом устройстве и может использоваться повторно.

Профессии

Следующая тема – профессии. Не совсем понятно, почему, но большинство наименований соотносится с журналистами. Оценивайте сами:

  • Радиолокационная станция с обеспечением совместимости «Подзаголовок» (МКЗ-10).
  • «Абзац» — реактивный снаряд, используемый РСЗО «Ураган» (9м-27Д). Стоит отметить, что профиль этого 220-миллиметрового боеприпаса – агитационное направление.
  • «Газетчик-Е» — защита для радиолокационных комплексов.
  • Продолжают список представители других профессий. Например, «Балеринка» — это авиационная автоматическая пушка калибром 30 мм.
  • «Стюардесса» — мобильный комплекс госопознавания и вторичной локации (УВД).
  • Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П-159 «Курьер», агрегирующий с малогабаритной МБР РСС-40.

Топ самые быстрые ракеты в мире

Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос

Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!

Нужна мощная ракета

И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.

Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!

И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».

Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.

Чудо-ракета

И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.

Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.

Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Популярное из последнего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector