Карл (самоходная мортира)

Содержание

Литература

  • В.Н.Шнуков Вермахт. — Минск: ООО «Харвест», 2004. — С. 239. — 448 с. — 5000 экз.
  • Статья «Сверхпушки для сверхустрашения», журнал «Вокруг Света», №2 (2785), Февраль 2006, рубрика «Арсенал».
Артиллерия Третьего рейха времён Второй мировой войны
Танковые орудия 2 cm KwK 30 · 3, 7 cm KwK 36 · 3, 7 cm KwK 38(t) · 5 cm KwK 38 · 5 cm KwK 39 · 7, 5 cm KwK 37 · 7, 5 cm KwK 40 · 7, 5 cm KwK 42 · 8, 8 cm KwK 36 · 8, 8 cm KwK 43
Противотанковая артиллерия 2, 8 cm sPzB 41 · 3, 7 cm PaK 36 · 4, 2 cm PaK 41 · 4, 7 cm PaK(t) · 5 cm PaK 38 · 7, 5 cm PaK 97/38 · 7, 5 cm PaK 40 · 7, 5 cm PaK 41 · 7, 5 cm PaK 44 · 7, 62 cm PaK 36(r) · 8 cm PAW 600 · 8, 8 cm PaK 43 · 12, 8 cm PaK 44
Пехотные и горные орудия 7, 5 cm leIG 18/leGebIG 18/IG L/13 · 7, 5 cm IG 37 · 7, 5 cm IG 42 · 15 cm sIG 33 · 7, 5 cm Geb K 15 · 7, 5 cm GebG 36 · 10, 5 cm GebH 40
Безоткатные орудия 7, 5 cm LG 40 · 10, 5 cm LG 40 · 10, 5 cm LG 42
Полевая, средняя и тяжёлая артиллерия 7, 5 cm FK 16 nA · 7, 5 cm FK 18 · 7, 5 cm FK 38 · 7, 5 cm FK 7M85 · 10, 5 cm leFH 16 · 10, 5 cm leFH 18 · 10, 5 cm leFH 18M · 10, 5 cm leFH 18/40 · 10 cm K 17 · 10, 5 cm sK 18 · 10, 5 cm sK 18/40 · 15 cm sFH 13 · 15 cm sFH18 · 15 cm K 18 · 17 cm K 18 · 21 cm Mrs 18
Ж/д артиллерия · Густав · Дора
Орудия САУ 7, 5 cm PaK 39 · 7, 5 cm PaK 40 · 7, 5 cm PaK 42 · 8, 8 cm PaK 43 · 12, 8 cm PaK 44
Зенитные орудия 2 cm FlaK 30/38/Flakvierling · 3, 7 cm FlaK 36/37/43 · 8, 8 cm FlaK 18/36/37/41 · 10, 5 cm FlaK 38/39 · 12, 8 cm FlaK 40
Сверхтяжёлая и осадная артиллерия Карл

Служба и боевое применение

Самоходная мортира «Карл» (установка «Циу») ведёт огонь повосставшей Варшаве, август 1944 года Бетонобойный снаряд «Карла» Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось. 1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева» и 60 снарядов) доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости. В боевых условиях мортиры были впервые применены 22 июня 1941 года — «Один» и «Тор» в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую крепость. При этом в первый день применения, после нескольких выстрелов в обеих установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение этого. 1-й батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю. Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям одна из самоходок — «Ева» — потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь 4 снаряда против советских фортификационных укреплений, так называемой «Линии Молотова», сопровождая своим огнем атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии

В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий. В итоге, 1-ю батарею отправили обратно в Германию

Более подробные сведения обнаружены по части боевого применения 2-й батареи 833-го дивизион, приданного 12-му пехотному корпусу 2-й танковой группы. Огневые позиции батареи находились под Тересполем (Тересполь — город в Польше (Бяльский повят, Люблинское воеводство) у границы с Белоруссией на реке Западный Буг (с другой стороны реки находится город Брест). О подготовке батареи к боевым действиям известно из рапорта, датированного 2 мая 1941 года. Рапорт описывает развертывание батареи для обстрела цитадели Брестская крепость:

В дневнике начальника немецкого Генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду выяснить эффективность огня наших установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчет генерала Бранда был оглашен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным. После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий вообще не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров. Отчет об использовании мортир «Карл» был подан лично Адольфу Гитлеру. 6-го августа 1941 года 833-й дивизион перевооружен на 8 буксируемых 210 мм мортир и отправлен на Восточный фронт. Мортиры «Карл» использовались в Крыму при осаде Севастополя, совместно со сверхтяжёлым железнодорожным артиллерийским орудием «Дора». Интересным является тот факт, что одну мортиру (скорее всего «Адам») после ремонта отправили… в Тересполь, для показа Бенито Муссолини, находившемуся в то время на Восточном фронте. В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания. В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Кроме того, в руки американцев попала и тестовая установка «Фенрир». Установка «Циу» стала трофеем Красной армии, захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Йютербог. Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

  • I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
  • II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
  • III — «Один» (нем. Odin);
  • IV — «Тор» (нем. Thor);
  • V — «Локи» (нем. Loki);
  • VI — «Циу» (нем. Ziu);
  • VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Машина в массовой культуре

Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV.
В бумажном моделировании была выпущена 600 мм мортира «EVA» от GPM, в масштабе 1:25. Также есть 3 модели производства компании HobbyBoss в масштабе 1:72, включая 2 модели самой мортиры и железнодорожный транспортер.

Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».

В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ.

В компьютерной игре World of Tanks была доступна всем игрокам с 1-го по 7-ое апреля 2014 года в специальном игровом режиме в качестве первоапрельской шутки. При этом модель техники была специально выполнена в грубом «восьмибитном» стиле.

В компьютерной игре Commandos: Beyond the Call of Duty в миссии Молот Тора необходимо уничтожить мортиру «Карл», находящуюся на железнодорожном транспортёре.

Во франшизе «Girls und Panzer» (серия аниме и манг), в первую очередь — в полнометражном фильме 2015 года — боевая единица университетской команды. ТТХ «Карла» авторами фильма несколько преувеличены.

1. История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Всего фирмой Рейнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена:

  • I — «Adam» («Адам»), позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»),
  • II — «Eva» («Ева»), позднее переименована в «Wotan» («Вотан»),
  • III — «Odin» («Один»),
  • IV — «Thor» («Тор»),
  • V — «Loki» («Локи»),
  • VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Отражение в искусстве

Отзывы владельцев

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

  • I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
  • II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
  • III — «Один» (нем. Odin);
  • IV — «Тор» (нем. Thor);
  • V — «Локи» (нем. Loki);
  • VI — «Циу» (нем. Ziu);
  • VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Описание конструкции[править | править код]

Ходовая частьправить | править код

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская частьправить | править код

Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (нем. Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. (Munitionschlepper Pz.Kpfw. lV Ausf. F) Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи, Тор, Адам и Фенрир).

Транспортировкаправить | править код

Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.

Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Землю — солдатам

Завершив в 1679 году очередную войну с датчанами, Карл XI взялся за реорганизацию армии. Во-первых, было решено оставить в прибалтийских крепостях гарнизоны из наёмников, тогда как стратегический резерв, состоявший из шведско-финских войск, должен был прибывать из метрополии по мере необходимости. Кроме того, благодаряредукциям» корона получила в своё распоряжение большие площади земли, которые можно было использовать для нужд армии.

На риксдаге 1682 года состоялась решающая битва между королём и дворянством, и разобщённые и ослабленные дворяне потерпели поражение. Отныне сословия не могли влиять на набор войск и численность армии.

Теперь крестьяне, жившие на землях короны, освобождались от угрозы призыва в обмен на оплату расходов по содержанию профессиональных резервистов. Они же платили солдату ежегодное жалование в денежном или натуральном эквиваленте.

Каждый солдат получал от фермера жильё, еду, одежду и около 135 медных далеров в год. Если крестьянин не мог или не хотел разместить резервиста в своём доме, он был обязан построить для него отдельное жильё за собственный счёт, а также предоставить ему сельскохозяйственный инвентарь, чтобы тот мог ухаживать за скотиной и обрабатывать землю. Когда он отправлялся на войну или на манёвры, крестьянин должен был обрабатывать землю солдата в его отсутствие, чтобы солдатская жена и дети имели средства к существованию. Ротные учения проводились один раз в месяц, поскольку рота из 150 солдат, как правило, географически соответствовала уезду. Полковые учения проводились один раз в год в течение 15 дней.

Индельта распространялась и на кавалерию, однако крестьянин, содержавший всадника, полностью освобождался от налогов и, кроме того, в мирное время всадник выполнял при нём роль батрака.

Но, когда солдат находился дома, крестьянин в свою очередь имел право нанять его на работу за плату, эквивалентную оплате труда подёнщика. В случае гибели солдата его жена и дети должны были в течение трёх месяцев освободить дом и участок в пользу нового резервиста под страхом денежного штрафа. Современник писал, что в целом индельта крепко била по карману простых крестьян, многие из которых несли огромные убытки и даже разорялись.

Карл XI

Офицеры также получали в своё распоряжение дворы, которые не могли отчуждать или передавать по наследству, — выходя в отставку, они возвращали их короне. С другой стороны, получая повышение, офицер перебирался в болеестатусное» и богатое имение, что естественным образом стимулировало карьерный энтузиазм. Офицерские дворы обычно находились в центре поселений, где развёртывался полк, что облегчало сбор в случае необходимости.

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Служба и боевое применение

Самоходная мортира «Карл» ведёт огонь по воставшей Варшаве, август 1944 года

Самоходная мортира «Карл» в Кубинке

Самоходная мортира «Карл» в Кубинке

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось

В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина» находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины]

).

В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами

Какая страна вышла из ссср последней?

Как правильно точить ножи

4. Машина в массовой культуре

Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV.

Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».

В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ. Впрочем, игрок даже может захватить и использовать эти установки.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномета калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок

Всего фирмой Райнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена

  • I — «Adam» («Адам») (позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»),
  • II — «Eva» («Ева») (позднее переименована в «Wotan» («Вотан»),
  • III — «Odin» («Один»),
  • IV — «Thor» («Тор»),
  • V — «Loki» («Локи»),
  • VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 г. были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу»

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года

Служба и боевое применение

Сухопутные мортиры против боевых кораблей

Сухопутные и палубные экземпляры практически ничем не отличались друг от друга. В Русско-японскую войну во время осады Порт-Артура японские 280-мм мортиры, установленные на бетонных основаниях в горах, для русских кораблей стали полной неожиданностью. Первым затонул броненосец «Полтава». Одиннадцать 200-кг снарядов попали преимущественно в левую часть судна, начался пожар, вскоре корабль сел на мель. В следующие 3 дня мортиры выпустили более 800 снарядов, в результате которых было потоплено еще пять именитых кораблей российского флота. Прототипом японской мортиры стали немецкие гаубицы, сконструированные в конце 19 века.

Использование мортиры при атаке на вражеские судна было вполне обосновано. Оружие было скрыто за мощными заграждениями: крепостью или скалой. В конце 19 начале 20 века дальность полета снаряда достигала 7 км. Точность попадания оставляла желать лучшего, тем не менее даже одна пробоина могла стоить жизни кораблю. Военные стремились попасть не по основной наиболее защищенной палубе, а в места, где бронь не такая прочная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector