Посейдон (ракета)
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Возможная боевая мощь
- Ссылки
- Немного про сетецентрику
- «Работа идет по плану»
- «Фактор внезапности»
- What We Investigate
- Сходство и различие Т-15 и «Посейдон»
- Литература
- Головоногий исследователь
- Ужасные последствия использования подлодки
- «Оружие Судного дня»
- История разработки
- Тактико-технические характеристики
- Кратко о технических данных «Статус-6»
- Нунчаки из пластиковых бутылок
- Одна из причин, почему России приходится вооружаться
- Беспилотный убийца
- См. также
- Обитаемость необитаемого
- Тактико-технические характеристики
- Всегда передовые идеи советских учёных, больше похожие на фантастику
- Сравнительная оценка
- Члены
- Что нужно для получения звания прапорщика?
- 26 советов, которые помогут наладить ментальное здоровье
- Дроновый бум
- Смерть и возрождение концепции
Содержание
Содержание
Возможная боевая мощь
Изначальная презентация торпеды содержала данные по ядерному заряду в качестве боевой части, скорее всего, в одном из вариантов грязной бомбы, например, кобальтовой. По разным источникам мощность оценивается от 10 до 100 мегатонн.
Оценка масштабов подрыва такой боеголовки, даже без учета кобальтовой бомбы, которая выступает усилителем загрязняющих факторов, говорит о значительных жертвах:
- Если детонация произойдет у прибрежного города, такого как Нью-Йорк, то будет до 4 миллионов тяжелораненых, 8 миллионов – погибнет, еще 16 миллионов получат значительную дозу радиации;
- Если ветер будет дуть в среднем со скоростью 26км/ч, то облако загрязняющих веществ покроет участок в 300 х 1700 км.
Статус-6, предполагаемые носители
Особенно опасной, в частности, для судов, считается базовая волна, которая образуется при подрыве ядерного заряда из капель воды и пара. В них содержится столь большое количество радиации, что любое живое существо получает смертельную дозу.
Еще одним разрушительным фактором считается образование мегацунами, но здесь есть два фактора:
- Во-первых, необходимо точно рассчитать параметры, место подрыва, глубину, иначе мегацунами может не образоваться вообще, либо его мощность будет сильно уступать прогнозируемой;
- Во-вторых, сама волна наносит ограниченный ущерб.
Ссылки
Немного про сетецентрику
Сетецентрическая война основана на интеграции всех используемых в ней объектов (как военного, так и двойного и даже гражданского назначения) в единую информационную сеть, центр управления которой в случае выхода из строя одного из них мог бы сразу, практически без потери информационных массивов переходить к другому. Сеть, жадно впитывающая разведывательную информацию в реальном масштабе времени, обрабатывающая ее сверхсовременными алгоритмами, анализируя и прогнозируя обстановку и принимая решения, позволяющие развернуть развитие ситуации в свою пользу. Основной инструмент обеспечения информационного обмена – связь. По воздуху – радиосвязь, по воде – связь гидроакустическая. Безусловно, наш «Головоногий» должен входить в состав сети на правах самостоятельного объекта и обладать и тем, и другим видом. В применении к гидроакустической связи можно сказать одно: она должна обеспечиваться с использованием всех бортовых гидроакустических средств. Гидроакустическая связь между описываемыми «Головоногими» должна осуществляться после установления надежного контакта, взаимной классификации и опознавания, разумеется, в режимах, максимально обеспечивающих скрытность.
«Работа идет по плану»
Скорее всего, «Белгород» так и умер бы не родившись, но тут грянули Мюнхенская речь Владимира Путина, а затем «война трех восьмерок» в Южной Осетии. Конфронтация в отношениях России и Запада стала стремительно усиливаться. Вероятно, именно это обстоятельство подтолкнуло военно-политическое руководство страны к решению форсировать работы по ОКР «Скиф», плавно превратившиеся в создание системы вооружения «Статус-6».
Но «Статусу» был нужен подводный носитель. Вот тут-то в Москве и вспомнили о «Белгороде».
20 декабря 2012 года «Белгород» перезаложили по новому проекту 09852. Подлодка лишилась основного вооружения «Антеев», крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», зато превратилась в носителя беспилотных подводных аппаратов. Для этого корпус «Белгорода» пришлось удлинить до 184 метров, что превратило К-329 в самую длинную подлодку в мире.
Срок завершения строительства «Белгорода» долгое время оставался под вопросом, пока 20 февраля 2019 года Владимир Путин в своем 15-м послании Федеральному собранию не объявил дословно следующее:
То, что при этом речь шла именно о «Белгороде», сомнений ни у кого не было. Косвенным подтверждением того, что К-329 действительно готовится к спуску на воду, стала рабочая поездка 12 марта в Северодвинск министра обороны Сергея Шойгу.
Наконец, ровно через месяц стал известен не только точный срок спуска «Белгорода» на воду — 23 апреля 2019 года, — но и предполагаемое время передачи подлодки в состав ВМФ РФ. Еще раз подчеркнем — подлодки, вооруженной уникальной системой вооружения, гарантирующей России возможность нанесения неотразимого удара возмездия по территории США.
«Фактор внезапности»
По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.
«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.
«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.
- ЦКБ «Рубин»
В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.
«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.
Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.
What We Investigate
Сходство и различие Т-15 и «Посейдон»
Не так давно академик Ш. Алиев говорил о средстве «Посейдон» как о развитии идей торпеды Т-15 на более высоком технологическом уровне. Доступные данные об этих двух разработках позволяют считать, что это определение может соответствовать действительности. Но более детальное рассмотрение последней разработки показывает, что она во многом отличается от предшественника как технологическим совершенством, так и определенными его последствиями.
Согласно данным, «Посейдон» и Т-15 имеют похожие размеры, и не исключено, одинаковые цели. Эти оба изделия могут использоваться для скрытой доставки мощной боевой части к береговой или морской цели. Но новый подводный аппарат наделен серьезными преимуществами по сравнению с торпедой прошлого.
Т-15 – прямоидущая торпеда, имеющая ограниченную дальность хода – не более 50 километров в самой последней комплектации. Для «Посейдона» был создан новый компактный реактор, который преодолевает тысячи километров. Так, новое оружие нельзя было относить к разряду торпед, так как оно напоминает малогабаритную автономную подлодку.
Раньше было сказано, что «Посейдон» может нести разную боевую нагрузку. По информации 2015 года, она должна представлять собой мощный и крупный термоядерный боезаряд. Но теперь стало известно, что на борту подводного беспилотника могут быть и другие изделия. Например, он может стать носителем торпед какого-то типа. Возможность использования отдельного оружия или разных боезарядов делает «Посейдон» эффективным инструментом решения многих боевых задач.
Так, на уровне общей концепции новой подводной беспилотный аппарат на самом деле отчасти напоминает старую модель торпеды Т-15. «Посейдон», как и она, способны выполнять атаки береговых и наносить им существенный ущерб в результате взрыва боевой части, так и с помощью, образуемой при этом высокой волны. Но на этом схожие черты заканчиваются, а все наблюдаемые отличия связаны технологическим и техническим превосходством нового проекта.
https://youtube.com/watch?v=CxyigFDskEo
Одна из важных технических характеристик Т-15 – невозможность создания компактной и мощной ядерной энергической установки. Без этой системы торпеде не удавалось пройти даже 50 км, не говоря уже о большом расстоянии. К тому же, системы управления того времени были далеки от совершенства, что, собственно, не было серьезной проблемой, если учитывать наличие сто мегатонной боевой части. Но как бы там ни было, именно технические проблемы заставили свернуть все работы по довольно перспективному направлению.
Через пару десятилетий науке и технике наконец-то удалось реализовать смелые идеи, необходимые для разработки оружия схожего на Т-15. Причем процесс других областях позволил получить абсолютно новые возможности и серьезно увеличить потенциал современной разработки. Аппарат «Посейдон» оборудован современными агрегатами и может развивать высокую скорость и доставлять боевой заряд на рекордное расстояние. В зависимости от поставленных целей, он может работать как носитель морских вооружений, так и как сверхмощная торпеда.
Ни для кого не секрет, что прогресс последний десятилетий позволил браться за выдающиеся проекты и получать смелые результаты. Одно из проявлений этого – реальная возможность улучшения и доработки старых идей, от которых в прошлом отказались по тем или иным причинам. В этом плане «Статус-6» и новый проект «Посейдон» действительно выглядит как дальнейшее развитие торпеды Т-15.
Но на этот раз наука и техника позволили проработать концепцию и найти способы для ее практической реализации. К тому же, с получением серьезных преимуществ перед разработками прошлого. После существенной переработки концепция перешла из разряда бесполезных и невозможных в категорию перспективных и реальных.
Литература
- Дронов В. А. и др. Ядерное оружие США / Под ред. В. Н. Михайлова. — М.; Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-7493-1561-5.
- Spinardi, Graham. From Polaris to Trident: The Development of US Fleet Ballistic Missile Technology (Cambridge Studies in International Relations). — Cambridge University Press, 2008. — P. 268. — ISBN 978-0521054010.
- Friedman N. U.S. Submarines Since 1945: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1994. — P. 280. — ISBN 978-1557502605.
- Gibson, James N. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History. — Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing Ltd., 1996. — P. 240. — ISBN 0-7643-0063-6.
Головоногий исследователь
В мирное время, чтобы не ржавели даром народные денежки, «Головоногого» можно использовать как инструмент изучения структуры дна Мирового океана. Высокочастотная акустика, направленная вверх и вниз, поможет определить наличие и структуру ледового покрова над лодкой, одновременно помогая держать дистанцию в безопасном диапазоне, а также показать глубину и структуру донного покрытия (Рис 1).
Рисунок 1. Результат донного профилирования – зависимость глубинной структуры дна в пространстве
Ходить такой аппарат может, одновременно выполняя и учебно-боевые задачи (скажем, поиск «древних» морских мин), и коммерческие. Например, поиск газовых месторождений на шельфе, для чего место торпедного отсека займет мощный сверхнизкочастотный акустический излучатель или пневмопушка, или обнаружение и классификация затонувших объектов.
Ужасные последствия использования подлодки
Более страшным фактором поражения является радиоактивное заражение побережья. Если рассматривать восточное побережье США, имеющее пологий и длинный шельф, то взрыв 100 мегатонного водородного заряда произойдет на сравнительно небольшой глубине.
В этом случае парогазовый пузырь не успевает полностью сформироваться и происходит выброс грунта со дна океана вместе с паром и водой на большую высоту. Образуется гигантский султан с облаком взрыва, который выносит в атмосферу до 90% радиоактивных продуктов на огромную высоту.
Взрыв 58 мегатонной водородной бомбы на Новой Земле в 1961 году создал гриб высотой 67 км. 100 мегатонную бомбу не взрывал никто. Можно только предполагать, на какую высоту поднимется зараженные радиацией вода и грунт с морского дна.
И вся эта гигантская масса материи опустится на землю, покрыв территорию в тысячи квадратных километров. Ужасному заражению подвергнется не только побережье, но и глубь страны, сделав целые регионы непригодными для жизни.
Слабое представление о подводном ядерном взрыве на небольшой глубине может дать видеозапись взрыва Бейкер мощностью 23 килотонны на атолле Бикини в 1946 году. Боеголовка подводной беспилотной лодки Статус 6 в 4300 раз мощнее.
В любом случае взрывы беспилотных торпед типа Статус 6 станут катастрофой не только для США, но и для всей планеты Земля. Поэтому использованы они могут только во время Апокалипсиса, столкновения ядерных стратегических сил России и НАТО.
Российская беспилотная подводная лодка Статус 6, как и система Периметр – средство сдерживания, способное полностью уничтожить противника даже после превентивного удара.
«Оружие Судного дня»
Изначально «Белгород» строился по проекту 949А «Антей» (разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»). Закладка субмарины состоялась 24 июля 1992 года в Северодвинске. Спустя два года из-за нехватки финансирования строительство подлодки было законсервировано. И только в 2012 году командование ВМФ приняло решение перезаложить АПЛ по проекту 09852.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что «Белгород» будет в большей мере выполнять исследовательские задачи, которые позволят наладить процесс эксплуатации «Посейдона». Боевыми носителями беспилотника, по мнению эксперта, станут АПЛ проекта 09851.
«Белгород» является долгостроем, но, учитывая весь комплекс проведённых работ, это совершенно новый тип АПЛ. Помимо этого корабля, носителем «Посейдона» станет подлодка проекта 09851 «Хабаровск», заложенная в 2014 году. Как ожидается, она будет спущена на воду весной 2020 года и войдёт в строй в 2022 году. Ещё две лодки «Севмаш» построит, видимо, по тому же проекту (09851)», — рассказал Корнев.
Таким образом, как полагает эксперт, в общей сложности ВМФ получит четыре АПЛ — носителя «Посейдона». Две подлодки будут нести боевое дежурство на Северном флоте, две — на Тихоокеанском флоте. Каждая субмарина будет вооружена шестью — восемью «Посейдонами».
«По официальной информации, «Посейдон» предназначен для поражения авианосных группировок, береговых укреплений и военно-морской инфраструктуры противника. Удары могут осуществляться как ядерными, так и неядерными боеприпасами. Кроме того, взрыв «Посейдона» вблизи побережья может вызывать гигантские цунами. Учитывая его разрушительную мощь, это оружие Судного дня», — заявил RT военный эксперт Юрий Кнутов.
В западных СМИ господствует точка зрения, что создание «Посейдона» является свидетельством «агрессивной» модернизации стратегических сил РФ. В частности, об этом говорится в статье издания The Washington Free Beacon от 8 сентября 2015 года. Это одна из первых публикаций в зарубежной прессе, посвящённая российскому подводному дрону.
- Графическое изображение подводной лодки «Белгород»
Со ссылкой на источники в Пентагоне в материале утверждается, что Москва разрабатывает беспилотник, чтобы иметь возможность «взрывать ключевые порты», которые используют ВМС США. В статье упоминается военно-морская база Кингс-Бей (штат Джорджия), где дислоцированы стратегические подводные лодки типа Ohio, и станция технического обслуживания крупных боевых кораблей Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).
Издание приводит мнение бывшего аналитика ЦРУ Джека Каравелли, который назвал проект ядерного беспилотника РФ «попыткой нанести катастрофический ущерб военно-морским объектам США или Европы или прибрежным городам».
В России впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно из презентации, которая демонстрировалась 9 ноября 2015 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с руководством оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию глава государства сообщил о завершении разработки уникальной океанской системы, которая по результатам интернет-голосования получила название «Посейдон».
Как заявил Владимир Путин, ядерный дрон способен двигаться на глубине в несколько сотен метров «со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей». Помимо этого, аппарат отличается малошумностью и высокой манёвренностью. По словам президента, он «практически неуязвим».
- Подводный аппарат «Посейдон»
«В декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость. При объёме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность», — сказал Путин.
История разработки
Тактико-технические характеристики
- Дальность:
- С 10 ББ — 4600 км
- С 6 ББ — 5600 км
- С 14 ББ — 3330 км
- Апогей траектории: > 800 км
- Скорость: до 3580 м/с
- Максимальная площадь района разведения ББ: 10 000 км²
- Точность (КВО): 800 м (470 м после модернизаций)
- Головная часть:
- Тип ГЧ — РГЧ ИН + КСП ПРО (лёгкие и тяжёлые ложные цели, станции активных помех, дипольные отражатели)
- Тип ББ — Mk.3 с термоядерным зарядом
- Количество и мощность ББ — 6 или 10 или 14 мощностью по 40—50 кт
- Стартовая масса: 29,5 т
- Забрасываемая масса: 2000 кг
- Длина: 10,39 м
- Диаметр: 1,88 м
- Количество ступеней: 2
- 1-я ступень:
- 2-я ступень:
- Тип старта: сухой
- Время подготовки к пуску: 15 минут
- Интервал между пусками: 50 сек.
Кратко о технических данных «Статус-6»
Торпеда оборудована ядерной энергетической установкой АМБ-8 с жидкометаллическим теплоносителем, в котором в качестве последнего используется расплавленный металл.
Дальность хода должна составить порядка 10.000 км. Таким образом, «Посейдоны», базирующиеся на Северном флоте, могут поражать цели в Европе, Канаде и на восточном побережье США, а торпеды Тихоокеанского флота — в Японии, Китае, Канаде и на западном побережье США.
Скорость в подводном положении, по разным данным от 100 до 200 км/ч и более. При таких скоростях, для уменьшения сопротивления жидкости используется эффект «кавитации», при котором аппарат будет двигаться в так называемой кавитационной воздушной каверне, полости заполненной паром.
Незаметность торпеды должна поддерживаться активным маневрированием и глубиной погружения до 1 км. Впрочем, использоваться торпеда может и на малых глубинах – 50-100 метров. Чтоб аппарат не сплющило под давлением в 100 атмосфер при его строительстве используется сверхпрочный корпус.
Торпеда имеет стелc-средства скрытности от акустических систем обнаружения.
Управление подводного дрона будет инициироваться с так называемых «командных судов».
Полномасштабные испытания, как ожидается, начнутся в текущем году. Боевую систему будут испытывать в течение 6 лет.
Посейдон станет самой большой торпедой, спроектированной за всю историю человечества. 20 метров в длину, 1.6 в диаметре
Ранее заявлялось, что боеголовка достигнет 200 мегатонн, но в настоящее время ее предполагаемая мощность снижена до 2 мегатонн. 2 мегатонны = 2000 килотонн, а ядерный взрыв в Хиросиме составил «всего» в 18 килотонн.
На данный момент планируется, что носителями подводных дронов станут АПЛ «Хабаровск» и «Белгород», а также подводная лодка «Саров». Под «Статус-6» ведётся постройка 6 кораблей проекта «Звёздочка»,
«Статус-6» — это не возрождение проекта Т-15 , но создание атомных подводных лодок нового, 5 поколения
Нунчаки из пластиковых бутылок
Одна из причин, почему России приходится вооружаться
Сегодня геополитическая ситуация никак не изменилась. Страны конкурируют, бьются за разведанные и гипотетические земные ресурсы, которых при нынешних темпах потребления становится все меньше.
Повесткой последних лет стал спор за арктический регион (Северный полюс). В число заинтересованных сторон вошли 8 государств: Россия, США, Норвегия, Канада, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия.
Казалось бы, там ведь сплошные дрейфующие льды и мороз минус 30-40 °C, о чем спор-то идет? Но на самом деле, ученные предполагают, что Арктика сохраняет под собой гигантские запасы нефти и газа (говорят, хватит минимум на 150 лет), залежи золота, алмазов, редкоземельных металлов, руд и многих других полезных ископаемых, присутствуют важные судоходные и воздушные пути, значимость которых может возрасти в будущем. Ну и наконец, приарктический регион еще во второй половине XX века стал одним из ключевых, в плане удобства размещения межконтинентальных ракет для доставки горячих «подарков» противостоявших друг другу стран – СССР и США.
Почему бы за все это добро не поспорить? Тем более, из-за ускоряющегося таяния льдов, через энное количество десятилетий работать человеку там будет легче, а рентабельность добычи ресурсов повысится многократно.
Шесть стран из восьми, входят в военный блок НАТО (Финляндия не является его членом). Угадайте, от какого «слабого» звена постараются избавиться в первую очередь? Тем более, что это звено претендует на самый крупный арктический сектор и континентальный шельф. Если вы подумали о России, то оказались правы.
Выбить любую страну из гонки за главным призом можно различными способами: экономическим, политическим или военным давлением. Так вот, чтобы желания покушаться на независимость другой страны не было, она должна вооружаться. Хотим мы этого или нет. И похоже, что наши этим вплотную начали заниматься, продолжив взятый ранее курс на модернизацию армии и вооружения. По крайней мере такие данные все чаще всплывают в СМИ.
Беспилотный убийца
Но вот перед нашим «Восьминогом» поставили задачу патрулирования района с тотальной его зачисткой от любых небиологических объектов. Стоп – не объектов, а потенциальных целей, предназначенных к уничтожению. А это значит, что он должен первое – двигаться бесшумно, второе – слышать дальше, третье – реагировать быстрее. И вот наш головоногий друг неспешно движется по некой траектории в пределах района. И вдруг его датчики системы обнаружения кильватерного следа обнаруживают «следоподобную аномалию»! Робот начинает движение по спирали, выискивая направление кильватерного следа. А найдя, надежно удерживает, в чем ему успешно помогает как многофункциональный среднечастотный гидроакустический комплекс, так и системы профилирования дна и ледового покрова, но уже в режиме поиска кильватерного следа. Не беда, что скорость цели может быть выше скорости «Восьминога», главное – это установить контакт. В случае очевидного устаревания следа робот подвсплывет и передаст всю информацию куда надо. А если все же удалось перейти с неакустического контакта на акустический – классифицируем, отрабатываем «свой-чужой» и на дно. Залп двух торпед, наводящихся как по кильватерному следу, так и по эхосигналам, не даст противнику шанса. А если в торпеды заложены алгоритмы ситуационного анализа, не позволяющие обмануть головки самонаведения выстреливаемыми целью системами гидроакустического противодействия, последней каюк.
Подлодки-роботы становятся модной темой. Проект «Сарма», РФ. Фото: google.com
Щелкнул внутренний триггер – «за мной следят»? Моментально, но бесшумно ставится дрейфующий (чтобы сохранить скрытность) гидро-гидроакустический буй (передача данных по каналу гидроакустической связи), лодка занимает глубину минимального ее обнаружения, снижает скорость до максимально малошумной, выпускает «мини-параван» (ГПБА), слушая позади себя… В моей практике только так наши подводные гвардейцы «ловили за хвост» хваленых «лосей» (подводная лодка ВМС США типа «Лос-Анджелес»). И никаких разворотов типа «безумный Иван», когда лодка начинает вдруг циркулировать на глазах обалдевшего неприятеля, который ведет ее как пуделя на поводке. Вообще различные варианты уклонения от слежения многочисленны, поэтому чтобы супостат, если поймал «Головоногого» «на крючок», не смог отследить периодичность и последовательность действий по обнаружению слежения, они чередуются через случайные промежутки времени в случайном же порядке.
Цель классифицирована как «торпеда»? Внимание, торпедная атака! После оценки угрозы и времени сближения вплотную лодка делает хитрый маневр, прикрываясь облаком мобильных средств гидроакустического противодействия и выставляя несколько имитаторов. Если и в этом случае торпеда не была сбита с толку, следует выстрел дрейфующего противоторпедного заряда, который, как вратарь в воротах, ловит торпеду, смещаясь по глубине и направлению вслед за ней
Однако это уже другая история.
См. также
Обитаемость необитаемого
В «подводном минном аппарате» (прообразе подводной лодки) Джевецкого длиной около шести, высотой полтора и шириной чуть более метра, испытанной в Гатчине в 1879 году, экипаж составлял три (три!) человека. Поэтому в лодке-роботе водоизмещением более 200 тонн (теоретически) вполне можно разместить экипаж из двух человек с полным циклом жизнеобеспечения. Мини-АРМы и электронная система управления такого автоматизированного подводного аппарата, имеющего в «голове» алгоритмы решения всех вышеперечисленных задач, могли бы обеспечить перевод лодки в ручное управление в случае нештатных ситуаций, а также обкатать алгоритмы и обучить системы классификации в мирное время. Естественно, экипаж должен обитать в моментально отстреливаемой всплывающей полуавтономной капсуле, к которой подводились бы только информационные потоки между роботом и людьми. Но для этого лодка должна быть длиной не менее 20–25 метров. У «Цефалопода» же, разрабатываемого «Рубином» и являющегося прообразом нашего «Восьминога», длина составляет около 10 метров, что было бы достаточно только для моряков лодки Джевецкого. Надеемся, рубиновцы, рисуя сразу на чистовике, не ошибутся в выборе контрагентов (Рис. 5)…
Рисунок 5. Беспилотный подводный аппарат проекта «Цефалопод»
Тактико-технические характеристики
- Дальность:
- С 10 ББ — 4600 км
- С 6 ББ — 5600 км
- С 14 ББ — 3330 км
- Апогей траектории: > 800 км
- Скорость: до 3580 м/с
- Максимальная площадь района разведения ББ: 10 000 км²
- Точность (КВО): 800 м (470 м после модернизаций)
- Головная часть:
- Тип ГЧ — РГЧ ИН + КСП ПРО (лёгкие и тяжёлые ложные цели, станции активных помех, дипольные отражатели)
- Тип ББ — Mk.3 с термоядерным зарядом W68
- Количество и мощность ББ — 6 или 10 или 14 мощностью по 40—50 кт
- Стартовая масса: 29,5 т
- Забрасываемая масса: 2000 кг
- Длина: 10,39 м
- Диаметр: 1,88 м
- Количество ступеней: 2
- 1-я ступень:
- 2-я ступень:
- Тип старта: сухой
- Время подготовки к пуску: 15 минут
- Интервал между пусками: 50 сек.
Всегда передовые идеи советских учёных, больше похожие на фантастику
Получив отмашку от Сталина по поводу создания принципиально нового военно-морского флота страны путём широкомасштабных научных исследований и внедрения передовых технологий, технические умы со всего СССР получают некую свободу мысли. Начиная с 1930-х годов, учёные разрабатывают новые корабли, пушки, а также возникают некоторые невообразимые проекты. Среди них — идея создания ЛПЛ – летающей подводной лодки.
Чертёж летающей подводной лодки Ушакова
Сейчас трудно себе представить субмарину-самолёт. Но надо отдать должное талантливому инженеру Борису Ушакову, который во времена прохождения учёбы в высшем морском институте им. Дзержинского (1934-1937) смог создать на бумаге проект будущей летающей субмарины.
Очередная идея, опережающая время, возникла на целых 30 лет раньше, чем об этом задумались западные конкуренты. Сначала план Ушакова был воспринят на ура, однако, спустя несколько лет, НИВК (научно-исследовательский военный комитет) принял решение о заморозке проекта. Нет, это не значит, что исследования были безрезультативными или неперспективными: просто комитет расценил детище Бориса Ушакова слишком сложным для реализации, более того, слишком энерго- и финансово затратным.
Сравнительная оценка
Ракетная система «Посейдон» в базовой комплектации имела ту же максимальную дальность, что и предыдущий ракетный комплекс «Поларис A-3». За счёт увеличившейся точности мощность боевого заряда уменьшена до 50 кт. При этом количество забрасываемых блоков было увеличено с трёх до десяти. Благодаря этому, при том же числе носителей, американские морские стратегические силы значительно увеличили количество размещенных боезарядов и вышли в ядерной триаде на лидирующие позиции. Развёртывание ПЛАРБ с ракетами «Посейдон» в зонах, прикрытых собственными противолодочными силами, и высокая скрытность ракетоносцев позволили обеспечить их высокую боевую устойчивость.
Но самым важным изменением по сравнению с ракетой предыдущего типа стало использование разделяющейся головной части с индивидуальным наведением боевых блоков. Это позволило реализовать принцип многовариантности боевого применения. Если «Поларис A-3» мог применяться только против площадных незащищённых целей типа городов, комплекс «Посейдон» мог применяться и против военных целей, в том числе стартующих баллистических ракет. Хотя его возможности против высокозащищённых целей были не достаточны, вероятность поражения таких целей возрастала при применении против них одновременно нескольких боевых блоков.
По сравнению с принятой в 1974 году в СССР на вооружение ракетой Р-29 американская обладала рядом преимуществ: повышенные эксплуатационные характеристики благодаря использованию РДТТ вместо ЖРД, большая точность, забрасываемый вес и РГЧ ИН. Но при этом советская ракета имела межконтинентальную дальность и боевую часть, которую возможно было применять против защищённых целей. Поэтому дальнейшим направлением развитием американских и советских ракет стало создание межконтинентальных ракет, оснащённых РГЧ ИН.
Поларис A1 | Поларис A2 | Поларис A3 | Р-27 | Р-27У | Посейдон C3 | Р-29 | M1 | M20 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | ||||||||||
Год принятия на вооружение | 1960 | 1962 | 1964 | 1968 | 1974 | 1970 | 1974 | 1972 | 1976 | |
Максимальная дальность, км | 2200 | 2800 | 4600 | 2500 | 3000 | 2500 | 4600 | 7800 | 3000 | 3200 |
Забрасываемый вес, кг | 500 | 500 | 760 | 650 | 650 | >650 | 2000 | 1100 | 1360 | 1000 |
Тип головной части | моноблочная | РГЧ РТ | моноблочная | РГЧ РТ | РГЧ ИН | моноблочная | ||||
Мощность, кт | 600 | 800 | 3×200 | 1000 | 1000 | 3×200 | 10×50 | 1000 | 500 | 1200 |
КВО, м | 1800 | 1000 | 1900 | 1300—1800 | 800 | 1500 | 1000 | |||
Стартовая масса, т | 12,7 | 13,6 | 16,2 | 14,2 | 29,5 | 33,3 | 20 | |||
Длина, м | 8,53 | 9,45 | 9,86 | 9,65 | 10,36 | 13 | 10,67 | |||
Диаметр, м | 1,37 | 1,5 | 1,88 | 1,8 | 1,49 | |||||
Количество ступеней | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | |||||
Тип двигателя | РДТТ | ЖРД | РДТТ | ЖРД | РДТТ | |||||
Тип старта | сухой | мокрый | сухой | мокрый | сухой |
Члены
Что нужно для получения звания прапорщика?
26 советов, которые помогут наладить ментальное здоровье
Дроновый бум
Автономные виды вооружений набирают всё большую популярность, речь идёт и о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), и о морских надводных и подводных дронах.
Также по теме
«Не готовы отразить угрозы»: в США признали преимущество России по системам ПВО, высокоточному оружию и РЭБ
Вооружённые силы США не готовы отразить существующие угрозы, заявил на выступлении в конгрессе сотрудник Центра новой американской…
«Формально к таким устройствам можно отнести даже торпеды дальнего хода. Есть морские беспилотные катера, и уже были примеры их применения — катера йеменских хуситов атаковали и практически потопили военное судно Саудовской Аравии. И это при том, что хуситы не обладают конструкторскими или промышленными ресурсами», — пояснил Мураховский.
Впервые идея создания беспилотных устройств возникла в конце XIX века, её автором был Никола Тесла. По замыслу учёного, такой аппарат должен был управляться с помощью радиоволн, без использования «механических или электрических форм соединения». Тесла даже запатентовал своё изобретение, однако тогда эта идея не была применена на практике.
Тем не менее уже в 1920-е годы в СССР были созданы радиоуправляемые торпедные катера Ш-4, управление которыми осуществлялось с гидросамолётов МБР-2. В 1944 году немецкие конструкторы разработали радиоуправляемые брандеры Ferngelenkte Sprenboote (брандер — «одноразовый» катер, гружённый взрывчаткой, который должен протаранить и потопить корабль противника. — RT), а параллельно научными поисками управляемых средств подрыва вражеских судов занимались Франция и США.
Сегодня выпуск надводных беспилотных аппаратов налажен во многих странах. Например, в 2013 году свой «Многоцелевой морской беспилотный комплекс» представила Белоруссия. Катер, построенный с применением стелс-технологий, способен перемещаться в прибрежной зоне порядка пяти суток и развивать скорость до 100 км/ч. Аппарат был создан в сотрудничестве с Китаем и Россией.
«Главная проблема подводных беспилотников — каналы связи. Под водой электромагнитные сигналы не распространяются, поэтому приходится использовать либо звуковые каналы, либо автономные дроны, которые возвращаются на заданную точку. Но это направление тоже активно развивается», — подчеркнул эксперт.
Смерть и возрождение концепции
По расчетам, «пятнашка» должна была иметь массу 40 тонн. Под стать торпеде планировался и размер торпедного аппарата. Его длина составила бы более 22% от общей длины подлодки.
Проект суперторпеды стратегического назначения считался настолько секретным, что долгое время о нем не знало даже командование ВМФ СССР. А когда узнало, то… разразился скандал.
Адмиралы жестко раскритиковали проект Т-15, указав на следующие нюансы. Нет гарантии сохранения подлодкой устойчивости после пуска столь массивной торпеды. После использования Т-15 лодка остается фактически безоружной. Наконец, весьма сомнительна возможность создания термоядерного заряда требуемой мощности, помещающегося в габариты суперторпеды.
Неизвестно, как на подобную эскападу отреагировал бы Сталин, но занявший после его смерти пост главы государства Никита Хрущев к доводам моряков прислушался. Тем более, к этому моменту уже закончились испытания МБР Р-7. В итоге проект Т-15 был закрыт, а подлодку К-3 достроили с обычным торпедным вооружением.
Казалось, что на этом концепция «суперторпеда против берега» умерла. Но так только казалось. К 2015 году в результате создания американцами системы противоракетной обороны в Центральной и Восточной Европе возможность нанесения нашей страной ядерного удара возмездия по США вновь была поставлена под вопрос, по крайней мере западными аналитиками. Вот тут-то и рванула российская бомба. Информационная, но от этого не менее убойная.
10 ноября 2015 года, во время трансляции встречи представителей министерства обороны РФ и ОПК с президентом страны Владимиром Путиным, в объектив видеокамеры попала страница презентации многоцелевой океанской системы «Статус-6». Схема действия «Статуса» иллюстрировалась изображениями атомных подводных лодок и… большой торпеды, нейтрально именуемой в лучших традициях 1950-х «самоходным подводным аппаратом».
Из имевшегося на той же страницы описания явствовало, что «Статус-6» представляет собой необитаемый подводный дрон, за счет компактного реактора имеющий дальность хода до 10 тысяч километров, способный погружаться на глубину до 1 км и развивающий скорость до 185 км/ч.
При этом дроны «Статуса-6» заявлялись как многоцелевые и, в зависимости от комплектации боевого модуля, могли бы вести разведку, ставить мины, атаковать противника ракетами или обычными торпедами. Был предусмотрен вариант использования «Статуса-6» и для удара возмездия. С этой целью в боевом модуле дрона должен был быть размещен термоядерный боеприпас особо высокой мощности — так называемая «кобальтовая бомба».