Рейтинг политических партий

Классификация по количественному параметру

Еще одна классификация партийных систем основывается на количественном параметре: однопартийная система, система фиксированного числа партий (на основе законодательства), двухпартийная система, многопартийная система.

Классическая многопартийная система подразумевает избирательную борьбу большого количества политических партий (всегда больше двух). При этом все эти партии имеют право принимать участие в формировании правительства (Дания, Бельгия, Италия и т. д.). В странах с многопартийной системой создаются коалиционные правительства по итогам парламентских выборов. В состав таких правительств обычно входят представители нескольких наиболее влиятельных партий.

Замечание 1

При этом не все влиятельные партии принимают участие в формировании правительства, представляя собой крупные оппозиционные партии, которые оказывают непосредственное влияние на проведение и выработку государственной политики.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Особо выделяют многопартийные системы с единственной доминирующей партией, которая формирует правительство и преобладает в парламенте. Прочие партии, существующие в стране, выступают в роли оппозиционных или сотрудничающих. При этом не предполагается законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии в многопартийной системе с одной доминирующей партией. Из-за длительного использования подобной партийной системы в странах Южной и Центральной Америки используют понятие «латиноамериканская модель». Мексика является показательным примером страны с этой партийной системой, там на протяжении 70 лет президентом избирался представитель Институционно-революционной партии. В Японии с середины 50-х годов прошлого века власть держит Либерально-демократическая партия; в Италии 40 лет господствовала Христианско-демократическая партия; в Швеции более 80 лет правительство формируется Социал-демократической рабочей партией.

Система фиксированного законом числа партий существует в некоторых развивающихся странах, где закон регламентирует возможное количество политических партий (некоторые государства Тропической Африки – двухпартийность).

Замечание 2

Цель подобной партийной системы – рационализировать в условиях большого разброса социальных интересов работу правительства и парламента, а также обеспечить приоритет существующей партийно-политической элите.

Сущность двухпартийной политической системы заключается в том, что лишь две партии из множества существующих попеременно формируют правительство и реально претендуют на власть в стране. Одна партия находится в оппозиции и критикует правящую партию, после выборов они меняются местами. Небольшие партии могут выдвигать кандидатов в региональные органы власти и мэры городов, а также иметь скромное представительство в парламенте страны (Великобритании). Тогда как в США за всю более чем двухсотлетнюю историю конгресса в нем были представлены лишь две партии: Демократическая и Республиканская.

Двухпартийная система обеспечивает высокую управляемость всеми процессами и стабильность власти в стране. При многопартийной системе органам власти необходимо согласовывать экономические и политические интересы многих активных групп.

В странах с недемократическим режимом характерно существование однопартийных систем, то есть право формировать правительство и легальный статус там предоставляются лишь одной государственной партии, которая пришла к власти путем революции. Часто при этом сохраняется видимость многопартийной системы, которая является фикцией по причине того, что в конституции ведущая роль закреплена для одной партии, то есть оппозиция реально недопустима.

Замечание 3

В некоторых развивающихся государствах, преимущественно афро-азиатских (Бруней, Саудовская Аравия) политические партии отсутствуют.

Признаки современной политической партии, типология

Со временем политические институты претерпевают множество изменений. Причиной трансформации являются внешние факторы. Основные принципы, на которые ориентировались партии в прошлом веке, сегодня уже не актуальны. Существенные изменения касаются специфики и состава политических образований.

Первые политические партии сформировались во времена средневековой Европы. В тот период выходцы из определенного сословия лоббировали свои интересы и участвовали в конкурентной борьбе за власть. В процессе буржуазных революций граждане объединялись в группы, исходя из религиозных или идеологических интересов.

В XVII столетии наблюдалось ослабевание монархических настроений, что позволило подобным группам включиться в управленческий процесс. Возникновение полноценных парламентских структур отмечено в середине XIX века.

Политические партии тех периодов отличались внутренним цензом и требованиями к членству. При отсутствии необходимости в подтверждении статуса, многие организации обладали административным аппаратом и штатными подразделениями, которые отличались по функционалу.

Политические объединения в XIX столетии имели социальную базу, что позволяло заручиться поддержкой конкретных групп населения. Партии не использовали массовую агитацию. Получить доступ к власти можно было, благодаря голосам определенного социального класса.

Современные политические партии сформировались в середине прошлого столетия. Такие организации представляли собой объединения граждан, которые входили в них добровольно и представляли свои интересы на определенном уровне власти. Характерные черты современных партий:

  • идеология, программы, ключевые задачи;
  • легальная деятельность;
  • широкая социальная база, представители из разных классов общества;
  • цель заключается в участии в управлении государством;
  • открытая форма, в организацию могут вступить граждане без ограничения по количеству участников.

При рассмотрении современных политических партий можно отметить обязательное наличие административных подразделений с наемными сотрудниками, которым не обязательно являться членами партии. Структуры функционируют, благодаря обеспечению со стороны финансовых и аналитических служб.

В распространенных случаях деятельность партий оплачивается взносами рядовых членов, за счет государственных программ и спонсорской помощи.

Отличия современных политических партий:

  1. Организации, которые функционируют в настоящее время, характеризуются массовостью. Партии XIX века состояли из узкой категории граждан.
  2. Первые политические партии не обладали масштабным административным аппаратом, как современные объединения.
  3. Современные партии функционируют за счет наемного персонала из разных сфер.
  4. Функционирование современных партий строго регламентировано законом.
  5. Партиям XIX столетия был характерен жесткий внутренний ценз, а получить членство в современных партиях может любой гражданин.

Понятие «политическая партия» трактуется по-разному. Современная политология характеризует политическую партию, как институт с функциями представления интересов общества, политической элиты. Это связное звено между гражданами и государством, которое активно во всех политических процессах.

Другое понятие термина заключается в объединении единомышленников в одну группу. Целью такой организации является выражение интересов определенных социальных слоев, достижение поставленной цели, а именно – участие в реализации государственной власти.

Типология партий в политической системе представлена на схеме:

История: rrepetitor.ru

В государствах, которые построены на демократических ценностях, граждане участвуют в выборах. Каждый человек отдает свой голос за ту или иную партию. В идеальной системе партия должна выражать интересы избирателя.

Консервативные партии пользуются поддержкой людей, которым близки идеологические взгляды по сохранению существующего общественного порядка и социальных отношений. Избиратели либеральных политических партий выступают за частную инициативу и против полного контроля власти над экономической ситуацией в стране.

Отличия партий от других политических институтов:

  • специфические функции по отношению к власти, включая задачи ее реализации и завоевания;
  • четкие действия и развитие, согласно разработанной программе;
  • партия является носителем определенных идеологических принципов;
  • детально проработанная внутренняя структура, состоящая из руководящих органов, членства, устава, местных отделений;
  • характерные способы борьбы за власть в виде общественных мероприятий и акций, участие в выборном процессе, использование пропаганды.

В литературе[править | править код]

Что такое массовая политическая партия

Определение

Политическая партия — это объединенная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных групп и стремится достичь определенных политических целей по завоеванию власти.

Обладает совокупностью признаков, характеризующих ее как единицу.

Характерные признаки партии по определению:

  • стремится к завоеванию государственной власти;
  • имеет политическую программу, цели и задачи;
  • имеет руководящие органы управления, устав;
  • состоит из сети местных объединений, выражающих ее интересы на местном уровне;
  • несет в общество определенную идеологию.

Функции:

  • участие в управлении страной, борьба за власть;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • идеологическое воспитание;
  • подготовка кадров.

Определение

Массовые политические партии — это партии, пользующиеся поддержкой большой части населения и ориентирующиеся на организационную и финансовую поддержку большинства народа. Состоят из местных и региональных организаций. Их деятельность носит постоянный характер, действует система членства, уплачиваются партийные взносы.

Массовые партии возникли исторически во второй половине XIX-го века в Европе вместе с распространением всеобщего избирательного права.

До этого изначально существовали только кадровые партии. Основное население не обладало политическими правами и не участвовало в общественной жизни государства, поэтому отсутствовала потребность по вовлечению его в избирательные процессы.

Первые возникшие буржуазные и социалистические объединения не сильно отличались друг от друга. Только в 1914 году с появлением европейских коммунистических ячеек появились большие общности, рассчитанные на создание элитного класса из народа и политическое воспитание общества. Такие первичные ячейки строились по территориальному и производственному принципу. Их главной задачей являлось активное привлечение новых членов, поскольку их существование могли обеспечить только взносы участников.

Примечание

Постоянный приток денежных средств и потребность в расширении сферы влияния привела к созданию органов управления внутри партийной структуры.

Как правило, проводят активную политику по подготовке новых кадров, политическому просвещению, вовлечению народа в свои ряды.

Классификация партий

Политология использует различные методы классификации политических объединений для их полного описания.

По идеологической направленности выделяют:

  1. Социал-демократические — считают необходимым государственное вмешательство во все сферы общественной жизни, выступают за управление экономикой с сохранением гражданских прав и свобод.
  2. Коммунистические — выступают за полную национализацию экономики, уничтожение частной собственности, социальное равенство.
  3. Консервативные и либеральные — сводят к минимуму участие государства в жизни общества.
  4. Клерикальные — в центре всего ставят религию.
  5. Националистические — основывают деятельность на националистических идеях.

По участию в реализации власти:

  1. Правящие — находятся у власти и ее реализуют.
  2. Оппозиционные — находятся в противодействии и стремятся к завоеванию властных полномочий.

По шкале политического спектра:

  1. Левые — придерживаются позиции активного проведения реформ, ликвидации частного сектора, социальных гарантий работающим, радикальных методов воздействия.
  2. Правые — сторонники сильного правительства, охраны частной собственности, стабильности, отрицательно относятся к революции.

По способу преобразований:

  1. Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям путем принятия реформ и законодательных инициатив.
  2. Революционные — рассчитывают на кардинальные преобразования общественной и государственной жизни путем радикальных действий по захвату власти.

Примечания

Из истории политического движения России

История политических партий России представлена периодами однопартийности и многопартийности. В начале ХХ века в России существовало 14 политических организаций, 10 из которых вошли в состав Государственной Думы, учрежденной в 1905 году.

После революции 1917 года в стране еще какое-то время сохранялась многопартийность, однако она шла вразрез с диктатурой пролетариата, провозглашенной большевиками. Поэтому в 1923 году был осуществлен переход к однопартийной системе, в стране осталось единственное политическое формирование — Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков, трансформировавшаяся в 1925 году во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков, с 1952 года переименованную в Коммунистическую партию Советского Союза.

Однопартийная система была закреплена в Конституции СССР, более того, в ст. 6 основного закона было написано: партия выполняет в социалистическом государстве руководящую и направляющую роль.

Крах однопартийности припадает на годы руководства страной М. С. Горбачева, инициировавшего политическую реформу и объявившего плюрализм политических мнений. В 1988 году было отменено действие статьи Конституции о единой партии, и тогда же в стране, наряду с КПСС, появилась вторая партия — Либерально-демократическая.

В 90-х годах прошлого века на территории СССР действовало порядка 200 политических формирований и общественных организаций. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации их число уменьшилось.

В 1-ый созыв Госдумы попали ЛДПР, набравшая 22% голосов, «Демократический выбор России» с 15% и КПРФ, имевшая в своем арсенале 12,4% избирательских симпатий.

Список

Концептуальный план партий

Политические партии по сути являются добровольными некоммерческими общественными объединениями, основой являются идейные течения и политические принципы, стремление осуществить цели посредством политических инструментов. Они объединяют самую активную часть населения для политической деятельности, выражения чаяний и интересов классов и групп. На сегодня основными концепциями партийного образования является либерально-демократическая и марксистская тенденция. Какие из них демократические, а какие – нет, в чем их важнейшее различие, делятся ли они по способу деятельности и по своей сути?

  • Либеральные демократы рассматривают роль партии в качестве организованной политической силы, объединения граждан одними общественными традициями. Призваны служить для реализации прав и отражения интересов групп и целей различных слоев народа. Это может быть на фоне единства национальных, племенных, религиозных, деловых и общественно-социальных целей граждан. Благодаря институту партийной организации у людей появляется особая возможность легального цивилизованного выражения своих требований к государственному строю. Обычно имеют уточнение “либеральные” или “демократические” в названии.
  • Партии марксистского плана бывают, как правило, высшими формами объединений системы классового порядка, где активной частью отражены коренные политические взгляды большинства, преследуются комплексные цели и решаются классовые задачи долгосрочного порядка. Создание партий марксистского типа происходит для поддержания, сбережения и стабилизации позиций существующей власти или кардинальных изменений таковых.

В данном контексте необходимыми элементами, характеризующими политические партийные объединения, является идеология, стройная структура и территориальное разделение, четко сформулированные и поставленные цели относительно получения властных полномочий. Также немаловажный момент – необходимая электоральная поддержка широких масс народа.
Рис. 3. Функции политической партии

См. также

См. также

Недостатки многопартийных систем

Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.

Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.

Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.

Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.

См. также

Партийные системы

В разных странах количество политических партий, естественно, не одинакова. Зависит это от очень многих факторов, в число которых входят и форма правления в стране, и законодательство, регулирующее деятельность политических объединений и партий. В целом картина складывается следующим образом.

Беспартийная система. Как правило, существует исключительно в абсолютных монархиях, которых на сегодняшний день на политической карте мира осталось совсем немного. В беспартийных системах либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. При проведении выборов каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком.

Однопартийная система. В её рамках разрешена деятельность только одной партии, власть которой закреплена законодательно и является неоспоримой. В качестве классического примера однопартийной системы приводят СССР, хотя справедливости ради надо отметить, что в Советском Союзе деятельность других партий не была запрещена.

Двухпартийная система. В рамках такой системы есть две доминирующие партии, между которыми сложились такие условия, что одна из партий практически не имеет шансов получить необходимый перевес над другой. Ярким примером страны с такой системой являются Соединённые Штаты Америки.

Система с правящей партией. Деятельность разнообразных партий разрешена. Выборы проводятся регулярно, а общество имеет демократические традиции. Правящая партия лидирует по результатом выборов, постоянно обновляет кадровый состав, программу. Оппозиция существует, но большой роли не играет.

Многопартийная система. Отличается от системы с правящей партией вот чем: в ней существуют несколько политических партий, имеющих вполне реальные шансы на широкую поддержку населения.

На сегодняшний день на политической карте мира можно легко отыскать государства с той или иной партийной системой. Какая из них самая лучшая — судить не берёмся. Ведь универсальных рецептов, как известно, не существует.

История проекта

«Союз русского народа»

«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.

Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.

Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.

↑ Политическое движение

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.Признаки политического движения

  1. Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
  2. Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством:в большей степени приближено к обыденной жизни людей, чем политическая партия;
  3. Более широкая, аморфная, пёстрая социальная база, чем у политической партии;
  4. Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
  5. Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
  6. Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
  7. В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

Этапы развития политического движения:I этап – зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядовII этап – пропаганда взглядов, агитация, привлечение максимального количества сторонниковIII этап  — более четкое формирование идей и требований, развитие общественно-политической активности ——-оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической власти-цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения и движение затухает

Партия конституционных демократов (кадеты)

Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.

Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector