Подводные лодки проекта 641б «сом»
Содержание:
Когда появились первые подлодки
Существует туманное свидетельство о недошедшем до нас эпосе 1190 года «Салман и Моролф», в котором главный герой перемещался под водой в подлодке из драккара с плотно закрытой водонепроницаемой кожей палубой. Но первые достоверные сведения о продолжении штурма человеком подводного мира относятся к началу XVI века.
Механизмы, схемы которых он находил в папских архивах, возможно, не были воплощены, но давали полет творческой мысли гению. Первый достоверный чертеж подлодки на мускульной тяге принадлежит именно великому Леонардо.
После него, история развития штурма глубин человеком ускоряется:
- 1538 год ─ морская супердержава Испания проводит испытания подводного колокола при императоре Карле V;
- 1620 (ориентировочно) год ─ механик Корнелиус Дреббель с королём Иаковым I проводят первый запуск весельной подлодки с экипажем из 15 человек;
- 1716 год ─ исследователь космоса Галлей изобретает подачу кислорода в водолазный колокол.
Его изобретение позже было усовершенствованно системой насосов. Появление относительно автономной боевой подводной лодки, казалось, вот-вот состоится.
Most Wanted
Боевая часть-5
Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович – командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ
Саблин Юрий Борисович
Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович – командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ
Мурачев Дмитрий Борисович
Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович – командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ
Колесников Дмитрий Романович
Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич – командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ
Васильев Андрей Евгеньевич
Старший лейтенант Мигляев Алексей Владимирович – инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ
Мигляев Алексей Владимирович
Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович – командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ
Пшеничников Денис Станиславович
Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич – командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ
Любушкин Сергей Николаевич
Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович – инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ
Садиленко Сергей Владимирович
Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович – инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ
Бражкин Александр Владимирович
Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович – командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ
Аряпов Рашид Рамисович
Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович – командир ЭТД, 1969 г.р., ВВМИУ
Щавинский Илья Вячеславович
Капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич -командир ЭТГ, 1968 г.р., ВВМИУ
Белозеров Николай Анатольевич
Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич – инженер ЭТГ-1, 1976 г.р., ВВМИУ
Кузнецов Виталий Евгеньевич
Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич – инженер ЭТГ-2, 1975 г.р., ВВМИУ
Рванин Максим Анатольевич
Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович – командир ДЖ, 1972 г.р., ВВМИУ
Милютин Андрей Валентинович
Капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович – командир ГА ДЖ, 1974 г.р., ВВМИУ
Солорев Виталий Михайлович
Капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич – командир ТГ ДЖ, 1973 г.р., ВВМИУ
Кокурин Сергей Сергеевич
Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович – инженер ДЖ, 1976 г.р., ВВМИУ
Кириченко Денис Станиславович
Старший мичман Кузнецов Виктор Викторович – старшина команды турбинистов, 1972 г.р., г. Курск
Кузнецов Виктор Викторович
Старший мичман Казадеров Владимир Алексевич – техник турбинист, 1967 г.р., г. Липецк
Казадеров Владимир Алексевич
Мичман Ишмуратов Фанис Маликович – техник-турбинист, 1974 г.р., Республика Башкирия, д. Бахтигариево
Ишмуратов Фанис Маликович
Старший мичман Борисов Андрей Михайлович – техник ГА ДД, 1970 г.р., Рязанская обл., с. Перкино
Борисов Андрей Михайлович
Мичман Баланов Алексей Геннадьевич – старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово
Баланов Алексей Геннадьевич
Мичман Иванов Василий Эльмарович – старшина команды электриков, 1977 г.р., Республика Марий-Эл, д. Чуксолло
Иванов Василий Эльмарович
Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич – техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола
Шаблатов Владимир Геннадьевич
Старший мичман Цымбал Иван Иванович – техник-электрик, 1970 г.р., Луганская обл., д. Макартетино
Цымбал Иван Иванович
Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич – техник-дизелист, 1964 г.р., Нижегородская обл., п. Заволжье
Горбунов Евгений Юрьевич
Мичман Хивук Владимир Валерьевич – техник, 1974 г.р., Курская обл., с. Белица, ст. Сосновый Бор
Хивук Владимир Валерьевич
Модификации
Лодки проекта 629 модернизировались для оснащения различными новыми типами ракет и, таким образом, послужили полигоном для отработки всех типов БРПЛ, которые стояли на вооружении в 1960—2000 годах.
Проект 629А
Модель ПЛ проекта 629А
В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки проекта 629 по проекту 629А, предусматривающему установку ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21. Проект был разработан с условием минимизации объёма работ по модернизации. Основные изменения претерпел 4-й отсек и его межкорпусное пространство. Устанавливались новые ракетные шахты и дополнительные балластные цистерны для предотвращения всплытия лодки после стрельбы.
Проект 629Б
Проект 629Б
Шестнадцатый корабль серии, К-142, был построен по изменённому проекту и предназначался для отработки твердотопливного ракетного комплекса Д-6 и жидкотопливного Д-4 с ракетой Р-21. После 27 запусков ракеты Р-21 она была принята на вооружение в составе комплекса Д-4.
Проект 629Р
Проект 629Р
В 1971—1972 годах на базе лодки типа 629 был разработан проект подводной лодки-ретранслятора 629Р, предназначенной обеспечивать устойчивую связь командования флота с надводными и подводными кораблями, находящимися в любой точке Мирового океана. Проект предусматривал демонтаж ракетного комплекса, кормовых торпедных аппаратов и навигационного комплекса «Плутон-629» для размещения антенн, радиооборудования и навигационного комплекса «Мост-У». Устойчивая одновременная работа на приём и на передачу обеспечилась путём разнесения приёмных и передающих антенн и дополнительной защитой приёмников от помех. Предусматривалось переоснащение четырёх лодок проекта 629: К-83, К-107, K-61 и К-113. Впоследствии от модификации К-113 отказались. Переоснащённые корабли получили названия БС-83, БС-107, БС-61. Все три корабля вошли в строй к 1978 году.
Проект 605
Проект 605
Лодка К-102 при переоборудовании была оснащена ракетным комплексом Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К (4К-18, SS-NX-13), предназначенными для поражения точечных целей на берегу и авианосцев соответственно. Первоначально планировалась установка шести ракет, однако в связи с ограничениями, чтобы не размещать два комплекта управляющей аппаратуры, ограничились четырьмя ракетами. Проект был разработан в 1968—1969 годах, переоборудование корабля завершилось к сентябрю 1973 года. Испытания ракеты прошли с 11 сентября 1973 года по 15 августа 1975 года. Другие корабли проекта 629 под эту ракету не переоборудовались. Ракетным комплексом Д-5 оснащались субмарины проекта 667А «Навага».
Проект 601
Проект 601
Лодка К-118 проекта 629 была модернизирована для испытания ракетного комплекса Д-9 с 6 ракетами типа РСМ-40 (Р-29). Проект требовал существенной переработки корабля, было заменено около 70% лёгкого корпуса и больше половины отсеков прочного корпуса. Испытания были начаты с 1976 года. После проведённых испытаний комплекс Д-9 поступил на вооружение. Им оснащались АПЛ проекта 667Б «Мурена». Планируется, что модификация этого комплекса, Д-9РМУ2, будет находиться на вооружении по крайней мере до 2020 года.
Проект 619
Модель проекта 619
Лодка К-153 была переоборудована для испытания ракетного комплекса Д-19 и получила наименование БС-153. Переоборудование было выполнено на «Северном машиностроительном предприятии», лодка была оснащена одной шахтой для запуска девяностотонной трёхступенчатой ракеты типа РСМ-52 (Р-39). Испытания прошли на Чёрном море в 1979 году, было выполнено семь запусков бросковых макетов. Впоследствии комплекс Д-19 устанавливался на самые большие лодки в мире — ТРПК СН (тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 941 «Акула». В дальнейшем планировалось использовать для испытания ракетного комплекса Д-19УТТХ (Р-39УТТХ «Барк»).
Список построенных ПЛ проекта
- Б-92 (1958) с 1960 К-96, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-96
- Б-40 (1959) с 1960 К-72, в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-372
- Б-41 (1959) с 1960 К-79, в 1968 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-79
- Б-42 (1959) с 1960 К-83, с 1977 Б-83, с 1979 — БС-83 и переоборудована по пр. 629Р
- Б-45 (1960) с 1960 К-88, в 1966 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-183
- Б-29 (1960) с 1960 К-61, в 1976 переоборудована по пр. 629Р и с 1977 БС-167
- Б-146 (1960) с 1960 К-113, в 1977 переоборудована по пр. 629Н и переименована в БС-113, с 1978 РЗС-97, с 1992 ПЗС-65
- Б-26 (1961) с 1960 К-36, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-106
- Б-48 (1961) с 1960 К-91, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-91
- К-93 (1961) в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-93
- К-110 (1961) с 1977 БС-110
- К-142 (1961) достроена по пр. 629Б, с 1977 Б-142
- Б-93 (1958) с 1960 К-126, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-126
- Б-103 (1959) с 1960 К-129, в 1967 модиф. по пр. 629А, погибла на боевом дежурстве 8 марта 1968
- Б-109 (1959) с 1960 К-136, с 1977 БС-136
- Б-113 (1960) с 1960 К-139, в 1970 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-139
- Б-46 (1961) с 1960 К-75, в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-575
- Б-51 (1961) с 1960 К-99, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-99
- К-163 (1962) в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-163
- К-107 с 1960 К-107, с 1977 Б-107 и переоборудована по пр. 629Р, с 1978 — БС-107
- К-118 (1960) с 1977 Б-118, переоборудована по проекту 601; с 1987 РЗС-439
- К-102 (1959) в 1970 переоборудована по проекту 605, с 1977 Б-102
- К-153 (1961) с 1977 БС-153, в 1979 переоборудована по проекту 619
История создания проекта 941 Акула
Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.
Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».
С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).
Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».
U-31
Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.
Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.
Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.
Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.
Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.
В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.
В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.
I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.
В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.
Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.
Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.
Конструкция
Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:
- 1 отсек — торпедный.
- 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
- 3 отсек — центральный пост.
- 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
- 5 отсек — дизельный.
- 6 отсек — электромоторный.
- 7 отсек — торпедный.
Корпус
При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.
Рождение славян
Services
Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.
Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.
Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.
Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.
АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.
Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.
Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.
Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.
Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».
АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.
Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.
Новое время – иные требования
Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.
Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.