Восточные славяне в древности

Содержание

Содержание

Формирование государственных центров у восточных славян

К рубежу VIII-IX вв. социально-экономическое развитие восточных славян привело к созданию на базе племенных союзов более сильных межплеменных группировок. Это происходило как благодаря развитию торговли, связывающей земли все более прочно, так и ввиду необходимости создания военных союзов для сопротивления врагам и военных набегов.

Одним из центров объединения племен восточных славян стал Киев. У полян раньше, чем в других землях, сложилась княжеская власть, зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь (хотя однозначного ответа на вопрос о происхождении данного этнонима наука пока не дала). В начале IX в. состоялись успешные походы руссов на владения Византии. Было разграблено южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взят город Сурож (Судак).

Через несколько лет руссы захватили богатый византийский город Амастриду. Наконец, в 860 г. дружины киевских князей Аскольда и Дира появились под стенами Константинополя.

Рис. 4. Поход Аскольда и Дира на Царьград. Лицевой летописный свод

И хотя город взять не удалось, напуганные греки уплатили огромную контрибуцию, пообещали платить ежегодную дань, предоставили руссам возможность беспошлинной торговли. По сути, между Византией и Русью устанавливались дипломатические отношения, базилевс и киевский князь встретились и лично скрепили условия мирного договора.

Одновременно в северо-западных землях, в районе озера Ильмень, формируется второй центр будущей государственности. Здесь на реке Волхов во второй половине VIII в. восточные славяне основали древнейший в этих землях город – Старая Ладога (известный скандинавам как Альдейгьюборг).

Рис. 5. Ладога. Археологические раскопки

Приильменские словене создали мощный союз славянских и угро-финских племен, который вступил в борьбу с варягами, изгнав тех «за море». Однако вскоре началась борьба за власть, и для установления мира и справедливого управления ссорящиеся племена решили пригласить князя со стороны. Как ни странно это может показаться, выбор пал на варяжских князей. Но странно это лишь на первый взгляд. Варяги были сильны в военном отношении, приход одного из князей (конунгов) мог положить конец набегам других варяжских дружин на славянские земли.

Норманнские воины

Стоял на вооружении

Температурный режим

Малые знания – такие же печали

Интересно, одновременно смешно и грустно, но еще на рубеже XX века познания человечества об устройстве Большой Вселенной не сильно отличались не только от представлений средневековых астрономов, таких как Коперник или Кеплер, открывших законы, по которым вокруг Солнца движутся планеты его системы, но и от наблюдательных, более далеких предков, в том числе жрецов, шаманов, тоже знавших, что на ночном небе видны звезды, страшно далекие от Земли.

Это подтверждают следующие факты:

  • Всем известная туманность Андромеды, в том числе по одноименному фантастическому роману замечательного писателя И.А. Ефремова, на поверку оказалась галактикой, а не планетарной системой (!), похожей на Солнечную, возможно, заселенной дружелюбными к землянам гуманоидами, как думали до этого многие, включая астрономов.
  • Обнаружилось это двумя путями: появлением телескопов с диаметром зеркала более 2 м, что позволило хоть чуть-чуть разглядеть структуру звездных скоплений, а также применение в 1912 году американским астрономом В.М. Слайфером метода спектрального анализа к изучению скорости «туманности Андромеды» относительно Солнца. Оказалась, что она составляет около 300 км/с, что как-то многовато для звездно-планетарной системы, а для галактики вполне нормально.
  • Если галактика Андромеды видна наблюдателям невооруженным взором в северном полушарии, то Большое и Малое Магеллановы Облака, которые также оказались галактиками, – в южном. Известны они мореплавателям с давних времен, в том числе под названием Капские облака. Современное наименование обрели в честь великого путешественника Фернана Магеллана, чья экспедиция первой обошла земной шар по водам Мирового океана в 1519–1521 годах.

Все три галактики видны с Земли даже без бинокля / телескопа, потому что они ближайшие соседи нашего Млечного Пути, на окраине которого нашлось место для Солнечной системы. Последнее объясняет, то почему «молочная дорога» кажется нам огромным удаленным скоплением множества звезд.

Собственно, слово «галактика» и произошло от греческого названия Млечного пути. Теперь так называют все гигантские скопления космического вещества и различной энергии, например, темной, сущность которой ученым, не говоря об обычных гражданах, пока понятна больше на уровне догадок, теоретических построений.

Религия

Религией этого народа считается язычество, суть которого заключалась в поклонении природе, вере в животных и в приношении жертв богам.

Религиозные обряды изначально проводились не в храмах, а в священных местах на природе около деревянных идолов, капищ (где поклонялись идолам) или требищ (где приносили жертву). 

Язычники поклонялись:

  • Дажьбогу – солнечному божеству, богу плодородия;

  • Сварогу – богу неба;

  • Стрибогу – божеству ветра;

  • Яриле – солнечному божеству;

  • Мокоше– богине женщин;

  • Перуну – богу войн;

  • Велесу – земному божеству.

Известно, что в разные времена в отдельных племенах были и другие божества.

Так, главенствующего бога Рода, защищающего человечество, со временем заменил Перун, обладающий безграничной силой. Женской покровительницей считалась богиня Лада, но со временем стали поклоняться только Мокоше.

С древних времён славяне считали естественным существование различных существ в виде домовиков, кикимор, леших и прочих.

В религии отражена жизнь славян, её зарождение произошло за 30000 лет до нашей эры. К религиозным обрядам относятся обращения к богам, жертвоприношения и проведение культовых событий, которые осуществлялись жрецами. Религиозная культура этих племён мало изучена, сохранились лишь амулеты и заклинательные символы. 

Несмотря на малоизученность жизни древних восточных славян, все источники характеризовали их как свободолюбивый народ, обладающий сплочённостью, отвагой, выносливостью и сильным характером.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах расселения восточных славян. Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения – печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей

Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.

Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (urokirus.com)

Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

***

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Общая характеристика

Ружья ИЖ-27 выпускаются как серийно, так и в штучном и сувенирном исполнении. В зависимости от калибра вес их колеблется от 3,3 до 3,4 килограмма. Длина стволов составляет от 720 до 730 миллиметров, патронника – 70 мм. Соединение стволов и колодки у ружья ИЖ-27 осуществлено за счет шарниров и подствольных крючков. Дульные сужения составляют 0,5 и 1 миллиметр для нижнего – получока, и верхнего – чока соответственно.

Стволы оснащены мушкой и обычной или вентилируемой прицельной планкой. Каналы хромированные, их наружная поверхность покрыта черным хромом или оксидирована. Запирание осуществляется при помощи рамки, которая входит в паз подствольного заднего крюка. В результате открывания стволов курки взводятся.

Приклад и цевье ружья ИЖ-27 сделаны из дерева. В зависимости от исполнения ложа бывает прямой или полупистолетной. Приклад в зависимости от модификации оборудован резиновым амортизатором или пластмассовым затыльником.

Стволы ружья ИЖ-27 сделаны отъемными. Они расположены в вертикальной плоскости и запрессованы в муфту. Соединение между стволами произведено пайкой на боковых планках.

Отзывы о средстве М16

Поляне — предки киевлян

Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.


Антропологическая реконструкция полян. (forum.kajgana.com)

Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.

Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.

Религия восточных славян

Основная статья: Славянская мифология

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Блицтурнир по шахматам

Религия восточных славян

Основная статья: Славянская мифология

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» – по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян – кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, Западной Двины и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Литература

Примечания

  1. Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  2. ↑ Буданова В. Великое переселение народов
  3. По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  4. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503 — 504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2.
  5. там же
  6. , часть 1.

  7. стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України: в 10 т. — Київ: Наукова думка, 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X.
  8. Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  9. См. статьи Этногенез славян, Германарих (о войнах готов с венедами), Витимир (о войнах готов с антами).
  10. Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  11. В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“… И сказали старцы хазарские: „Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель“.»
  12. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  13. См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  15. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  16. Там же
  17. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  18. ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  19. Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  20. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  21. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  23. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  24. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  25. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  26. См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты):

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников

Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

External links

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector