Главные немецкие танки второй мировой войны

Содержание:

Фото Ил-38

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Литература

Г. Гудериан

Внимание, танки! История создания танковых войск, 1937

Г. Гудериан

Воспоминания солдата, 1951

Г. Гудериан. Танки, вперед!, 1956

Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013.

Андрей Лобанов. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия панцерваффе. — Изд. второе, переработанное и дополненное, М. «Яуза», «Эксмо», 2010. ISBN 978-5-699-39768-6

Исаев А. В., Коломиец М. В. Разгром 6-й танковой армии СС. Могила Панцерваффе. — М.: Яуза, Эксмо, Стратегия КМ, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-699-34808-4

Танковые войска вермахта — истоки

В Германии в первые годы после заключения Версальского
договора возможность заниматься танками и принципами их применения оставалась только
теоретической. Поэтому офицеры рейхсвера сначала обсуждали в профессиональных
журналах идеи, существовавшие за границей.

«Немецкая боевая техника в мировой войне» публикация Э.Фолькхайма. 1923 г.

В качестве одного из первых подобных танковых теоретиков немецкие историки называют лейтенанта Эрнста ФОЛЬКХАЙМА (Ernst VOLCKHEIM), консультанта в инспекции моторизованных войск (Inspektion der Kraftfahrtruppen). В 1924 г. он опубликовал несколько очерков о развитии, вооружении и использовании боевой техники.

Среди зарубежных специалистов значительное влияние на воззрения офицеров рейхсвера оказали труды британского военного теоретика (танколога) Джона Фредерика Чарльза ФУЛЛЕРА (John Frederick Charles FULLER). Д. Фуллер требовал, чтобы в бою танки действовали в отрыве от пехоты. В отличие от него, французские военные видели в танках, прежде всего, оружие для сопровождения пехоты.

Британская концепция импонировала немцам больше, в большей
степени соответствуя их собственным военным рассуждениям. В техническом
отношении немцы также сильнее ориентировались на английские, чем на французские
образцы бронетехники.

Кодовое понятие «большой трактор»

Определенной вехой в становлении танковых войск вермахта
считается, начатая в 1925 г. секретная разработка танка под кодовым обозначением
«большой трактор» (Großtraktor). Свою
роль она сыграла прежде всего в совокупности с заключенным в 1922 г. в Рапалло
(Rapallo) договором с Советским Союзом. Документ стал основой военного
сотрудничества двух стран.

«Большой трактор»

В его рамках СССР  в
1928 г. предоставил в распоряжение рейхсвера учебно-тренировочный полигон Кама под
Казанью. Там немецкие и советские военные специалисты совместно опробовали
самые современные на тот момент танки, в том числе и «большой трактор».

Между тем, генерал-майор Альфред фон ВОЛЛАРД-БОККЕЛЬБЕРГ
(Alfred von VOLLARD-BOCKELBERG), с октября 1926 г.
назначенный на должность инспектор автомобильных войск рейхсвера, признавал
потенциал ведения войны с применением боевой техники. В своей служебной
деятельности он стремился превратить автомобильные части из пока лишь
транспорта для подвоза в боевые войска.

Майор Людвиг Риттер фон РАДЛМАЙЕР. Он же «директор Раабе»

В 1927 г. майор Людвиг Риттер фон РАДЛМАЙЕР (Ludwig Ritter
von RADLMAIER) впервые
публично вступил  в самостоятельное
танковое формирование. Находясь на посту референта инспекции автомобильных
войск, Л.Радлмайер собирал и систематизировал практический опыт применения бронетехники.
Под псевдонимом «директор Раабе» (Direktor
Raabe) в период 1929-32 гг. он возглавлял секретную танковую школу
«Кама» в СССР.

Полковник Вернер фон ФРИЧ

Наряду с Л.Радлмайером боевой потенциал моторизованных и бронированных боевых подразделений изучал полковник Вернер фон ФРИЧ (Werner von FRITSCH), начальник оперативного отдела в управлении войск министерства рейхсвера. В своем докладе от 3 декабря 1927 г

он подчеркнул важность роли самостоятельных танковых подразделений и поднял их значение до уровня решающего оружия в наступлении

Х.Гудериан подхватывает рассуждения

Лейтенант Хайнц ГУДЕРИАН

По утверждениям немецких историков, Хайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN) начал принимать участие в публицистических дискуссиях о путях механизации сухопутных частей немецкой армии только с конца 1927 г. Он не выдвинул никаких новых идей, а просто подхватил уже циркулировавшие концепции. В то время Х.Гудериан имел звание майора и служил референтом автомобильных частей в армейском транспортном отделе управления войсками. Соответственно, в его первых публикациях говорилось о вопросах военного транспорта, а не о танках.

Ситуация изменилась, когда его начальник признал интерес Х.Гудериана
к бронетехнике и решил сделать его «специалистом по танкам». В
октябре 1928 г. совместно с сотрудниками автошколы в Берлине он начал изучать
тактику танкового боя. Кроме того, его на четыре недели откомандировали в
Швецию для изучения организации и строительства местных танковых подразделений.

Полковник Освальд ЛУТЦ

Главным покровителем Х.Гудериана историки называют полковника Освальда ЛУТЦА (Oswald LUTZ), с 1929 г. начальника штаба инспекции автомобильных войск. Офицеры  познакомились в 1922 г. Когда 1 апреля 1931 г. О.Лутц получил звание генерал-майора и был выдвинут на должность инспектора автомобильных войск, он потребовал назначить в качестве своего начальника штаба Х.Гудериана. Только теперь Х.Гудериан смог в действительности влиять на становление танковых подразделений.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч

Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Танк Тигр

Танк Тигр

Танк Тигр

Останки PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона

Попытки создания танков в России

Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II-го в России наблюдался достаточно интенсивный рост экономики, общий уровень промышленного развития страны по-прежнему оставлял желать много лучшего. Соревноваться с Великобританией или Францией в деле создания новых боевых машин в таких условиях было невозможно.

Тем не менее российские конструкторы в годы Первой Мировой войны всё же разработали несколько проектов танков. Наибольшую известность получил так называемый «Вездеход» — машина, созданная А.А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект возник еще в 1914 году, его создатель даже попытался оспорить приоритет Великобритании в изобретении танков.

К сожалению, относиться всерьез к проекту «Вездехода» или «Вездехода-2» (представлен в январе 1917 год) попросту невозможно. Пороховщиков был явным дилетантом, хотя, видимо, и талантливым. Достаточно сказать, что поворачивать «Вездеход» приходилось при помощи жерди. Бронекорпус и вооружение на прототип никогда не ставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто увязла бы в грунте.

Столь же бесперспективной оказалась и другая боевая машина, ставшая известной под названием «Царь-танк». Она была создана в так называемой «лаборатории по военным изобретениям», которую возглавлял Н.Н. Лебеденко. Об этом человеке практически ничего неизвестно. В то же время то или иное участие в проекте принимали «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский и два его племянника – Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, впоследствии ставшие конструкторами советских авиамоторов. Не исключено, что какое-то отношение к «Царь-танку» имел и А.Н. Туполев, также иногда работавший в этой лаборатории.

Современная «реплика» танка Лебеденко.

Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а довольно ловким, но авантюристичным предпринимателем, у которого имелись знакомства в «высших кругах». Это и позволило ему получить подряд на создание монструозного «Царь-танка», опиравшегося на гигантские колеса вышиной в 9 метров.

Бронеавтомобили

Пулемётные

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armstrong-Whitworth 1915 1915-1916
Austin 1914 1914-1915 168
DeLaunay-Belleville
Ford 1916
Garford Model 1914
Lanchester 1914 1914-1916 ~ 50
Peerles
Rolls-Royce 1914 1914-1918 120
Sheffield-Simplex Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1914-1915 1915 25
Talbot
Wolseley
Wolseley CP Type

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armored Ivel Tractor
Leyland Armored Lorry
Suzare-Berwick «Wind Wagon»

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Cadillac Indian Pattern
FIAT Indian Pattern
Guinness armored lorry Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1916 4
Rolls-Royce Indian Pattern

Аварии и катастрофы

По состоянию на октябрь 2018 года в общей сложности 11 самолётов Airbus 330 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Airbus 330 пытались угнать 2 раза, при этом погиб 1 человек. Всего в этих происшествиях погибло 339 человек.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
30.06.1994 F-WWKH Тулуза 7/7 Тестовый полёт. Ошибки экипажа во время симуляции отказа двигателей.
15.03.2000 9M-MKB Куала-Лумпур 0/266 Химическая коррозия фюзеляжа при нелегальной перевозке опасного груза. Списан.
25.05.2000 F-OHZN Антиполо 1/291 Попытка угона. Покучив выкуп, угонщик выпрыгнул из самолёта и погиб.
13.10.2000 н.д. Малага 0/158 Попытка угона.
24.07.2001 4R-ALF Коломбо 0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт.
24.08.2001 C-GITS Терсейра 0/306 Совершил самое длинное планирование среди реактивных самолётов из-за утечки авиатоплива.
07.10.2008 VH-QPA Индийский океан 0/315 Во время планового полёта совершил два самопроизвольных пикирования из-за технической неисправности.
01.06.2009 F-GZCP Атлантический океан 228/228 Свалился с эшелона из-за ошибочных действий экипажа при неверных показаниях обледеневших датчиков скорости.
13.04.2010 B-HLL Гонконг 0/322 Отказ обоих двигателей из-за загрязнения авиатоплива.
12.05.2010 5A-ONG Триполи 103/104 Разбился при заходе на посадку в густом тумане из-за ошибок экипажа.
15.07.2014 5A-LAS Триполи 0/0 Уничтожен реактивным снарядом во время боёв в аэропорту.
20.07.2014 5A-ONF Триполи 0/0 Сгорел во время боёв в аэропорту.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Французское решение

После окончания Первой мировой войны французы, считавшие себя главными победителями и обладателями самого большого в мире парка бронетанковой техники, долгие годы почивали на лаврах, занимаясь лишь модернизацией своего старого лёгкого танка «Рено» F-17. К созданию новых танков французы приступили лишь в 1933 г., после прихода Гитлера к власти в Германии, когда в воздухе запахло новой мировой войной. Не случайно уже в 1935 г. во Франции появился целый ряд новых боевых машин. Все они получили в своём обозначении цифру 35. Это были лёгкие танки «Рено» R-35 и «Гочкис» Н-35, а также средний танк «SOMUA» S-35. Последний французы называли кавалерийским танком, потому что его скорость превышала 40 км/ч и позволяла ему действовать не только совместно с пехотой.

Оригинальной была сама конструкция танка S-35 – корпус и башня были цельнолитыми. Это был первый в мире танк, на котором использовались столь большие отливки

Для своего времени «SOMUA» S-35 являлся действительно лучшим танком мира. Кроме достаточной скорости он имел самое мощное бронирование толщиной до 60 мм, а его вооружение включало 47-мм пушку, снаряд которой пробивал броню всех имеющихся тогда танков в мире.

В те же годы французы создали тяжёлый «двухэтажный» танк типа В 1. Толщина брони этого танка тоже доходила до 60 мм. Наличие столь совершенных боевых машин, явно превосходящих по своей боевой мощи германские танки, создало у французского командования благостное настроение

Французы надеялись, что в будущей войне с Германией сумеют отсидеться за мощнейшими оборонительными фортификационными сооружениями так называемой линии Мажино, а потому созданию бронетанковых войск уделяли недостаточное внимание. Считалось, что если немцы на каком-то участке и прорвут укрепрайон, то будут уничтожены имеющимися в наличии средними и тяжёлыми танками

Когда же в 1940 г. германские полчища, обойдя линию Мажино стороной, вырвались на оперативный простор, французы не сумели собрать разрозненные танковые подразделения в мощный бронированный кулак и дать немцам достойный отпор.

В лобовой части корпуса танка B1 устанавливалась мощная 75-мм пушка, а во вращающейся башне, как и на танке S-35, ещё одна пушка калибра 47 мм

Многие французские танки, захваченные немцами, были переделаны под огнемётные танки или под самоходные артиллерийские установки. Они также использовались в качестве учебных танков и танков, поддерживающих карательные отряды, ведущие борьбу с партизанами.

Поиск по сайту

Бой на Сомме. Первое применение танков

24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота… и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.

Сэр Дуглас Хэйг — командующий британской армией во время сражения на Сомме летом-осенью 1916 г. Это первый в истории главнокомандующий, применивший танки в сражении

«Марк» I — первый в истории танк, реально применявшийся в бою

10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.

Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.

Чтобы уберечь слабобронированный верх своих танков от немецких гранат, англичане оборудовали его двускатными сетчатыми конструкциями. Благодаря им гранаты скатывались вниз и взрывались на земле, не причинив танку какого-либо вреда

Немецкие «ромбы»

По итогам Второй мировой немцы по праву считаются королями полевых и заводских модернизаций трофейной бронетехники. Кажется, не существует таких боевых машин, которые они не поставили себе на службу, попутно «докрутив» и улучшив.

Это умение, очень пригодившееся в будущем, было отточено в 1917–1918 гг. на английской и французской технике. Основным и самым многочисленным типом танка в кайзеровской армии был британский Mark IV. Конструкция немцев, в целом, удовлетворяла и некоторое время они даже работали над программой по копированию «четверки».

В целом, восстановление трофеев и оснащение ими «Бойтепанцерабтайлунгов» шло куда медленнее, чем планировали немцы.

Проблема заключалась в том, что к началу 1918 года Mark IV уже был устаревшей моделью, при этом разработанной под требования и тактику англичан. К тому же, в основе, «четверка» оставалась «четверкой» со всеми своими недостатками. В числе главных оставались двигатель Daimler и трансмиссия, которые танк унаследовал от предыдущих моделей, а также сильная изношенность доставшихся немцам «ромбов».

Немецкие инженеры меняли и улучшали, что могли — от вооружения до внутреннего освещения, но более серьезные переделки требовали больше времени и затрат, сравнимых с постройкой новых машин. Такого Второй Рейх позволить себе не мог.

В результате из запланированных 12 отрядов (Abt.11 — Abt.22) до конца войны было сформировано всего шесть, а желание получить в начале 1919 года 6 отрядов по 15 Mark IV, то есть 90 танков в сумме, так и осталось нереализованным.

А это уже «Кокампфовская» (Kommando der Kampfwagenabteilung Körting) “четверка” во время подавления восстания спартакистов в 1919 году. На заднем плане виден еще один “ромб”. Судя по спокойно стоящим людям, фото сделано в более-менее спокойный период и горожане просто пришли поглазеть на диковинку

Третий Рейх захватил куда больше разнообразной техники и, соответственно, имел возможность выбирать лучшее. Опираясь на прошлый опыт, они не пытались массово использовать те модели, которые были сильно изношены или имели столько конструктивных недостатков, что проще было построить новый танк, чем доводить до ума старый.

Хорошим примером могут выступить французские тягачи Lorraine 37/38/39, прослужившие в десятке разных вариантов аж до 1945 года, и Т-34, которые хоть и достались немцам в значительных количествах, но были технически ненадежны, требовали слишком много усилий для их улучшения и использования и, как следствие, ставились в строй относительно редко.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом. 

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие

Гранаты и гранатометы

Имя Тип Диаметр Источник Фото Ноты
Граната образца 1914 года Осколочная граната 45мм Российская империя Ограниченное использование во время Второй мировой войны.
Граната F1 Осколочная граната 55 мм Советский Союз Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон).
RG-41 Осколочная граната 55 мм   Советский Союз Радиус поражения 5 метров.
RG-42 Осколочная граната 54мм   Советский Союз Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага.
Граната РГД-33 Осколочная граната 45мм, 54мм (с осколочной гильзой)   Советский Союз Радиус поражения 10–15 метров.
РПГ-40 / РПГ-41 Противотанковая граната 20 см   Советский Союз Эффективен против танков с броней до 20 мм.
РПГ-43 Противотанковая граната 95 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм.
РПГ-6 Противотанковая граната 103 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм.
Гранатомет Дьяконова Гранатомет 40,5 мм   Советский Союз Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты.

Мины

Имя Тип Детонация Источник Фото Ноты
Мина ТМ-35 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 2,8 кг тротила.
Мина ТМ-41 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины.
Мина ТМ-44 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41.
Мина ТМД-40 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,6 кг Аматол.
Мины ТМД-44 / ТМД-Б Противотанковая мина Давление   Советский Союз 9–9,7 кг Amatol.

Безоткатные ружья

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
76 К / DRP Безоткатное ружье 76мм   Советский Союз Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4.

Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
ПТРД-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Однозарядный перезаряжаемый карабин.
ПТРС-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Внутренний магазин на 5 патронов.
Базука M1
Безоткатная противотанковая ракетная установка 60 мм   Соединенные Штаты Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза .
PIAT Пусковая установка противотанковых снарядов 83 мм   Соединенное Королевство Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена ​​Британской империей в рамках программы ленд-лиза.
Панцершрек Противотанковая ракетная установка 88мм нацистская Германия Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск.
Панцерфауст Противотанковое безоткатное орудие 149мм нацистская Германия Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма .

Огнеметы и противотанковые зажигалки

Имя Тип Источник Фото Ноты
ТУМАН-2 Огнемет   Советский Союз С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны.
РОКС-2 / РОКС-3 Огнемет   Советский Союз Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) .
коктейль Молотова Самодельная зажигательная бутылка   Испания Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны.
Ампуломиот Зажигательный противотанковый ампул- метатель   Советский Союз 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело.
Метатель бутылок Цукермана Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков   Советский Союз Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками.

производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector