Матчасть от генерал-лейтенанта сурцукова: пилоты не зовут ми-24 «крокодилом»

История создания

Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

  • переброски воинских подразделений;
  • эвакуации раненых;
  • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

Эту модель выбрали базовой, для разработки аналога, способного противостоять американскому АН-1. К работе над новым проектом приступили в 1967 году. В отличие от «Кобры», предполагалось разработать универсальный вертолет, способный, кроме уничтожения объектов противника, прикрывать огнем высаженный десант.

На новой машине планировали установить:

  • авиационную пушку ГШ-23;
  • неуправляемые ракеты с калибром до 120 мм;
  • управляемые ракеты «Фаланга», противотанкового назначения;
  • бомбы с массой до пятисот килограммов.

Кроме КБ Миля в конкурсе участвовало бюро Камова, предложившего принять за основу модификацию противолодочной «вертушки».

Миль выиграл тендер, поскольку машина данного КБ уже была запущена в серийное производство, с отработкой узлов и устранением явных недостатков.

После множественных проб и ошибок, первая опытная модель Ми-24 была создана в 1969 году.

После начавшихся испытаний, проявились существенные недоработки:

  • полетной устойчивости машины;
  • недостатков силовых установок;
  • общей компоновки узлов;
  • конструкции кабины;
  • вооружения и прочих характеристик.

Но ситуация вынуждала оперативно приступить к серийному производству Ми-24 (с буквами Vb в латинской транскрипции обозначения), что и было предпринято, с последующими доработками в процессе эксплуатации.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Тактико-технические характеристики Ка-52 Аллигатор

Экипаж Ка-52 Аллигатор

— 2 (пилот и оператор вооружения)

Размеры Ка-52 Аллигатор

— Длина: 16,0 м
— Длина фюзеляжа: 14,2 м
— Диаметр несущего винта: 14,5 м
— Размах крыла: 7,3 м
— Высота: 5 м

Вес Ка-52 Аллигатор

— Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)

Двигатель Ка-52 Аллигатор

— 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»»

Мощность двигателей

— 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
— на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
— на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Скорость Ка-52 Аллигатор

— Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
— Максимальная скорость: 300 км/ч
— Крейсерская скорость: 260 км/ч
— Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
— Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Дальность полета Ка-52 Аллигатор

— Практическая дальность: 460 км
— Перегоночная дальность: 1110 км

Статический потолок Ка-52 Аллигатор

— 4000 м

Динамический потолок Ка-52 Аллигатор

— 5500 м

Вооружение Ка-52 Аллигатор

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)

Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)

Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)

Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака (6 км)(с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) либо ПТУР Вихрь-1 (10км)
— ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Муки выбора

У Ми-24 был достаточно обширный арсенал вооружения, однако большинство вариантов из предлагавшихся к началу войны оказались далеко не самыми удачными.

Предполагалось использовать проверенные временем неуправляемые ракеты С-5, применявшиеся с 1955 года. Но они оказались недостаточно мощными для пробивания глиняных и каменных дувалов, а значит практически бесполезными при обстреле укреплённых позиций противника. Вертолётчики при возможности меняли их на более мощные С-8 или использовали подвесные контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ‑23Л.

Ми-24 запускает ракеты С-24

Был вариант суровых НАРов(неуправляемых авиационных ракет) С-24, но там открылась другая проблема — после их использования вертолёт окутывало облако густого чёрного дыма, что грозило помпажем двигателей.

Не слишком хорошо было и с носовой пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. В обычных условиях(стрельбы раз в неделю и недолго) всё было в порядке. А во время боевых действий и зашкаливающего использования пулемёты выходили из строя. Их снимали, так и летали — с отверстием для пулемёта, но без самого пулемёта. Жаль — поскольку, судя по отзывам о мощности и кучности, к ЯкБ-12,7 вопросов не было.

Оказалось также, что не всякая бомба — хорошая. Те же ФАБ-500(весом 500 килограммов) делали Ми-24 малоуправляемым, и самой мощной бомбой стала ФАБ-250 — таких можно было подвесить до четырёх штук. Впрочем, чем дальше, тем меньше удавалось хорошенько отбомбиться по противнику — моджахеды получили американскиестингеры».

Примечания

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Ночной «ударник»

Ми-35П – самая современная модификация семейства Ми-24/35. Впервые этот боевой вертолет был показан в 2018 году на форуме «Армия». В 2020 году он прошел летные испытания, а сейчас первая серийная партия для иностранного заказчика уже собирается на заводе «Роствертол». 

От прародителя Ми-24 новая машина внешне отличается минимально. В основном без изменений остались вся силовая конструкция и бронезащита, надежность которых подтверждена годами использования. Модернизация коснулась преимущественно «начинки» вертолета. Ми-35П получил самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, расширяющее возможности управления и ведения боя.

Под корпусом машины можно увидеть шар – это ОПС, обзорно-прицельная станция, оснащенная матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения. Тепловизор вместе с цветной телекамерой высокого разрешения, лазерным дальномером и очками ночного видения поколения «3+» позволяет пилотам Ми-35П поражать цель даже ночью на расстоянии до 10 км. Таким образом, в российской военной авиации к вертолету Ми-28Н добавился еще один полноценный «ночной охотник».    

Пассивную защиту Ми-35П обеспечивает бронированная кабина, в том числе с бронированными стеклами. Как и многие современные боевые вертолеты и самолеты, «Феникс» может оборудоваться также и активной защитой − бортовым комплексом обороны на базе лазерной станции. Работает он так. Пеленгаторы системы фиксируют факт запуска ракеты в сторону вертолета. Затем лазерная защита сбивает ракету противника с толку и уводит в сторону от вертолета. 

Описанное выше оборудование может устанавливаться на Ми-35П по желанию заказчика. В базовой же версии вертолет оснащается ЭВУ – экранно-выхлопным устройством. Это своеобразная охлаждающая система, которая снижает температуру выхлопных газов вертолета, тем самым делая машину менее заметной и затрудняя наведение ракет с тепловой головкой. 

Винт Ми-35П оснащен алюминиевыми лопастями с защитой от обледенения и разрушения. За борьбу со льдом отвечает токопроводящая нагревающаяся ткань, а следить за нарушениями структуры лопасти помогает газ азот. Лопасть наполнена им, как воздушный шарик воздухом, и при малейших трещинах при регулярном осмотре техник увидит потерю газа, что является сигналом для замены лопасти. Кстати, лопасти Ми-35П меняются при необходимости поштучно, в отличие от многих других вертолетов с заменой всего комплекта лопастей несущего винта, и на всю процедуру уходит около часа. 

Присущее радиоэлектронное оборудование

Главным разработчиком БРЭО для Ми-28Н является ФНПЦ РПКБ. Бортовое радиоэлектронное оборудование обеспечивает:

  • боеготовность вертолета вне зависимости от метеоусловий и времени суток;
  • автоматическое распределение целей;
  • выполнение поставленных задач на очень малых высотах;
  • продуктивное взаимодействие в команде или в группе с воздушными или наземными частями войск;
  • параллельные или совместные действия по поражению целей оператором или летчиком;
  • возможность обслуживать вертолет на больших дистанциях от пункта дислокации;
  • адаптация новых АСП.

Комплекс состоит следующего:

  • одна вычислительная система. Она обеспечивает полную обработку информации на базе ЭВМ «Багет-53»;
  • новейшее НО с наличием высокоточной ИНС-2000 и курса-вертикали СБКВ-2В-2;
  • информационное поле кабины пилота складывается из жидкокристаллических индикаторов и многофункционального пульта;
  • система обнаружения лазерного и радиоэлектронного облучения;
  • система управления вооружением;система САУ;
  • система нашлемного целеуказывания и индикации;
  • обзорная система летчика с функцией ночного видения (в составе находятся тепловизорный канал, низкоуровневый ТК и лазерный дальномер);
  • обзорно-прицельная система обнаружения объектов, распознавания и прицеливания;
  • пилотажный комплекс;
  • бортовой комплекс для связи КСС-28Н-1. Отвечает за автоматический обмен данными между вертолетом и наземным пунктом командования. Способен работать в режимах ППРЧ и ФРЧ.

Также к составу БРЭО относится тепло-телевизионный автомат семейства «Охотник», который функционирует для интеллектуальной переработки видеоизображений под осмотр фоноцелевой картины вне зависимости от времени суток и условий погоды. Помимо этого, Ми-28Н может указывать (подсвечивать) цель для истребителей или других вертолетов.

Ми-28 обладает редкими способностями. К примеру, в том случае если вертолет потерпел поражение, был подбит или начал разламываться по всей конструкции, отсоединяются лопасти винта, двери и консоль и крыла, затем перерезаются ремни притяга, надуваются баллонеты, обеспечивающие безопасное покидание кабины. Экипаж приземляется с помощью парашютов.

За живучесть Ми-28 отвечает высокостойкая броня, способная удержать прямое попадание бронебойных пуль (калибр 12,7 мм), осколочных снарядов (20 мм).

Кабина экипажа сконструирована из листов алюминия (10 мм), на которые наклеены бронеэлементы из керамики (16 мм). Двери кабины сделаны из стеклопластика (в составе алюминиевая плита и керамическая броня). Стекла в лобовом отсеке сделаны из 42-миллиметрового силикатного блока, в дверях и боковые – 22 мм.

Кабина оператора и летчика отсоединены друг от друга алюминиевой бронеплитой толщиною 10 мм. Антивозгорательный эффект в топливных баках обеспечивают заполненный по обшивке пенополиуретан и латексные самозатягивающиеся протекторы.

Этот вертолет способен лететь на очень малой высоте, до пяти метров, с отгибанием рельефа. Повышенная маневренность обеспечивает перемещение вертолета назад и в стороны. А благодаря ЭВУ (экранно-выхлопные устройства) заметность у Ми-28 в инфракрасном диапазоне уменьшена вдвое.

Специальная аппаратурная установка радиопомех обеспечивает защиту от управляемых ракет и ИК-головок самонаведения.

Ми-28Н – это первый вертолет, на котором применены сферические шарниры эластомерного типа, они не требуют смазки.

Данный вертолет состоит на вооружении в таких странах, как Россия, Ирак, Египет, Алжир.

История создания и производства

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.

Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.

Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.

Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО “Роствертол”), двигателя Д-136 – на Запорожском ПО “Моторостроитель” (сегодня АО “Мотор Cич”, главный конструктор Ф.М. Муравченко).

Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.

В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 – 01-03), вторая – пять (№№02-01 – 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).

Где купить

Подписаться на коллекцию «Ударный Вертолет МИ-24В» можно здесь:

Навигация по записям

Specifications

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

ЛТХ

    • Габариты:
    • Диаметр несущего винта: 17,3 м
    • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
    • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
    • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
    • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
    • Высота фюзеляжа: 3,9 м
    • Размах крыла: 6,4 м
    • Основные массы
    • Пустой: 7580 кг
    • Нормальная взлётная: 10 500 кг
    • Максимальная взлётная 11 000 кг
    • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
    • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
    • Внутренний запас топлива: 2100 кг
    • Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг
    • Силовая установка
    • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
    • Мощность: 2 х 2200 л. с.
    • Лётно-технические характеристики
    • Экипаж: 2—3 чел.
    • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
    • Крейсерская скорость: 270 км/ч
    • Максимальная скорость
    • В горизонтальном полёте: 320 км/ч
    • Дальность полёта практическая: 450 км
    • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
    • Средний расход топлива: 780 л/час
    • Статический потолок: 1400 м
    • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 70 град.
  • Допустимый угол тангажа: 90 град.
  • Вооружение
  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Виновник «торжества»

Ми-24 – советский / российский ударный вертолет, разработанный в ОКБ М. Л. Миля. Носит неофициальное прозвище «Крокодил». Ми-24 стал первым по-настоящему успешным советским боевым вертолетом. Выпускался во множестве модификаций и экспортировался в более чем 60 стран мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период военных действий в Чечне и во многих региональных конфликтах.

wikimedia.org &nbsp/&nbspIgor Dvurekov / CC BY-SA 3.0

Вертолеты строились на заводе №168 в Ростове-на-Дону, ныне «Роствертол» и на заводе №116 в г. Арсеньев. На 2018 год, Ми-24 является вторым по распространенности ударным вертолетом в мире.

Ми-24 изготовлен по классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен несущим винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, состоящим из трех лопастей. Лопасти винтов изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в них. Несущий винт вертолета наклонен вперед почти на 5%, а на правую сторону — почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Отдельно стоит отметить наличие у этого вертолета крыльев площадью в 6,75 м² и отрицательным углом поперечного V. Такая конструкция дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются в полёте. Передняя стойка шасси помогает управлять Ми-24 при рулении на земле.

&nbsp/&nbspФедеральное агентство новостей

Тандемная кабина экипажа расположена в носовой части — оператор находится спереди, за ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота. Бортмеханик располагается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из бронестекла изготовлены лобовые стекла, бронированы и спинки кресел экипажа.

Силовая установка состоит из двух двигателей ТВ3-117В (могли отличаться у разных модификаций), которые передают суммарную мощность в 4,4 тысячи л.с. на несущий винт с помощью редуктора. Трансмиссия и двигатели также имеют бронированную защиту.

Установленное навигационное оборудование позволяет пилотировать вертолёт в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. Ми-24 оснащён автопилотом и автоматической системой управления, самостоятельно вычисляющей углы крена и тангажа. Радиокомпас АРК-15М и радиовысотомер РВ-5 позволяют определить угол сноса вертолёта и высоту полёта. Радиооборудование состоит из трёх УКВ-радиостанций (Р-860-1, Р-863 и Р-828 «Эвкалипт-М24») и одной КВ-радиостанции «Карат-М24». Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисково-спасательную радиостанцию. На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, основанная на речевых сообщениях.

Боевое применение

Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.

Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.

Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».

В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.

В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.

После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.

Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.

Использовался этот вертолет и в Приднестровье.

Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).

Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.

Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.

Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

Конструкция

Отличие концепций военного вертолетостроения в СССР и США

Американский опыт был основан на специализации винтокрылой техники. Наиболее применяемой «лошадью» воздушной кавалерии США был знаменитый «Хьюи» UH-1 (он же «Ирокез» — машина небольшая, компактная и при этом вместительная). Еще одним достоинством «летающего джипа» была его потрясающая надежность и живучесть (в этом он действительно похож на «Виллис»). Именно этот вертолет высаживал десанты, обеспечивал их боеприпасами и всем необходимым, иногда прямо во время боя и под обстрелом. На «Хьюи» вывозили раненых. Он мог и сам осуществлять прикрытие, по бортам устанавливались кассеты с реактивными снарядами, а через дверной проем пулеметчик вел огонь. Однако в полной мере ударным этот вертолет назвать нельзя, возможности его ограничены. Поэтому в паре с ним обычно работала «Кобра» AH-1. Эта машина имела практически идентичную с «Хьюи» силовую установку, но все остальное отличалось сильно. Корпус хищно-узкий, бронированный, фонарь остекления пуленепробиваемый, в носовой части скорострельная пушка, а по бортам на крыльях-пилонах – усиленное ракетное вооружение. Возможности этих двух машин должен был объединить Ми-24, вертолет-БТР, как определил его назначение выдающийся авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль.

Видео: Судьбы 10 первых ликвидаторов Чернобыля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector