Танк израиля меркава 5: описание, модификации и характеристики

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Башня

[править] Общие сведения

Видимо является модификацией принятого в 2014 году на вооружения танка «Меркава-IVМ» («М» означает, что танк оснащается системой активной защиты «Ветровка», «Меиль-руах»).

О «Меркава-4 Барак» впервые было опубликовано в марте 2017 года.

19 июля 2018 года на сайте Цахала был опубликован ряд новых подробностей об этом танке, принятие которого на вооружение ожидается в середине 2021 года или в 2011 году.

«Меркава-4» получит:

  • Компьютер задач («Махшев Месима») будет включать элементы искусственного интеллекта. Будет принимать информацию как от датчиков танка, так и от внешних источников (от оперативной сети), анализировать её и представлять командиру танка в порядке срочности и актуальности. В частности, будет давать приоритет обнаруженным целям по степени угрозы. Позволит снизить нагрузки на экипаж, увеличить скорость и точность обнаружения целей и повысит вероятность их поражения. Кстати, уже на текущей версии танка («Меркава-4 Мем», буква «Мем» обозначает КАЗ «Меиль Руах», Trophy) установлены 46 различных компьютеров, получающих данные от десятков датчиков и дающих танку вероятность поражения цели с первого выстрела 90%.
  • Встроенная система виртуальной реальности (VR — Virtual Reality glasses) для учебных целей. Позволяет превратить каждый танк в тренажёр, создавая на дисплеях изображение виртуальной местности: застройка, горно-лесистая местность и пр. Тем самым, танк, находясь на полигоне в пустыне, сможет отрабатывать задачи в совершенно других типах местности.
  • Усовершенствованные прицелы командира и наводчика.
  • Каски с системой IronVision.
  • Новые сенсорные экраны (Touch Screen).
  • Модернизация КАЗ «Меиль Руах», увеличение степени её автоматизации.
  • Система предупреждения водителя о препятствиях.
  • Изменения вопросов логистики (тылового обеспечения), которые позволят танку выполнять задачи на 30% дольше времени, чем раньше.

Таким образом, танк оборудован более совершенным компьютером с элементами искусственного интеллекта, что позволит значительно снизить нагрузку на экипаж, его безопасность, и повысить боевую эффективность. Этот центральный бортовой говорящий компьютер объединяет 46 локальных компьютеров установленных сегодня на «Меркава-4 Марк», в единую сеть. Может анализировать технические и тактические показатели, и на этой основе давать рекомендации всем членам экипажа женским голосом. Некоторые решения робот принимает самостоятельно. Например, при фиксировании атакующего снаряда или ракеты, одновременно с «включением» силового купола «ветровки», робот производит выстрел (высокоскоростным снарядом) на поражение с целью уничтожить атакующего, даже раньше чем снаряд достигнет танка, и будет нейтрализован «ветровкой». Отдельный компьютер в танке отвечает за целеуказание, он собирает данные с остальных компьютеров танка и предоставляет командиру экипажа нужную информацию, включая видео. Процесс поиска цели и стрельбы происходит за секунды, командир не только получает достоверные данные, но ему также предлагают план действий. Так как снаряд летит быстрее ракеты, расчёт вражеского ПТУР будет уничтожен до того, как покинет позиции, а саму ракету противника перехватит «ветровка».

[править] Боевое применение

Ливанская война 1982 года

«Боевое крещение» танки получили во время Ливанской войны в 1982 году. Всего Израиль в ту войну задействовал около 1000 танков, из них 200 танков «Меркава Mk.1» в 6 батальонах. 2 батальона «Меркава Mk.1» в составе 252-й дивизии воевали на восточном направлении против сирийцев, остальные батальоны в составе 91-й и 36-й дивизии воевали на западном и центральном направлениях против ООП. По мнению зарубежных экспертов, боевые машины показали высокую эффективность, особенно в плане обеспечения защиты экипажей. Существует неоднозначность мнений относительно боёв между «Меркавами» и сирийскими Т-72. Израильские источники сообщают об уничтожении около десятка Т-72, в то время как советские и некоторые российские утверждают, что было уничтожено значительное количество «Меркав» без единой потери со стороны Т-72. Существует также версия, что танки этих типов вообще не встречались в бою в ходе этой войны.

Вторая ливанская война 2006 года

Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В первый же день боевых действий (12 июля) один танк «Меркава Mk.2» был уничтожен при подрыве на мощном взрывном устройстве на территории Ливана в ходе преследования боевиков Хезболлы, похитивших израильских солдат.

Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава Mk.4», через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Также в ходе данного манёвра был зарегистрирован первый подтверждённый случай применения ПТРК «Корнет». Из 24 участвовавших в наступлении танков были подбиты противотанковыми ракетами 11, восемь членов экипажей танков погибли.

Всего в конфликте было задействовано до 400 танков «Меркава» различных моделей. Всего было повреждено 46 танков. В 24 случаях была пробита броня. В 3 из этих случаев сдетонировал боекомплект. Ни один танк не загорелся. Пять танков признано неремонтопригодными: два, подорванных на фугасах, и три, поражённых ПТУР (по одному «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4»). По разным данным за весь конфликт было выпущено около 1000 ПТУР и гранат РПГ.

Другие оценки

По сообщению принадлежащей Хезболле радиостанции «Ан-Нур», израильские данные о потерях были сильно занижены. Агентство РИАН под одноимённым заголовком также привело сообщение «Ан-Нур», согласно которому «распространенный в дипломатических представительствах[неопределённость] в Ливане американский доклад утверждает, что официально объявленные Израилем данные о потерях в Ливане очень сильно занижены», и Израиль на самом деле потерял 164 танка «Меркава». Кроме того, в докладе якобы утверждалось, что «американские военные летчики принимали участие в бомбардировках южных пригородов Бейрута и других районов страны, управляя стоящими на вооружении у израильских ВВС самолетами типа Ф-16 производства США».

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

[править] Примечания

  1. Видео: в Израиле создали супертанк с искусственным интеллектом
Средние танки и другие M50/M51 «Супершерман»  · ТИ-67  · Перех 
Основные боевые танки «Шот»  · «Магах»  · «Сабра»  · «Меркава»  · Меркава Mk.1  · Меркава Mk.2  · Меркава Mk.3  · Меркава Mk.4  · Меркава-4 Барак 
Бронетранспортёры «Амбутанк»  · «Шоэт»  · M113 «Зелда»  · M113 «NAGMAN»  · «Ахзарит»  · «Пума»  · «Нагмашот»  · «Нагмахон»  · «Накпадон»  · «Намер»  · Eitan AFV  · ТБТР «Офек»  · Кармель 
БРМ RBY Mk.1  · RAM  · RAM-2000  · RAM 2000 Mk.III  · CombatGuard 
Бронеавтомобили «Каракаль»  · Каркадан  · Plasan Guarder  · Plasan Yagu  · IMI Wildcat  · MDT David  · Thunder  · Амир  · Hatehof Navigator  · Xtream  · «Волф»  · Sandcat Stormer  · Plasan Hyrax  · SandCat M-LPV  · Голан  · Пантера  · Storm-Rider 
САУ Soltam M-68  · Soltam M-71  · M-50 155 mm  · L-33 «Роэм»  · «Макмат»  · «Шолеф»  · Rascal  · ATMOS 2000  · «Семсер 122»  · ATHOS 2052  · SOLTAM SPEAR 
БМРА (РСЗО) MAR-240  · MAR-290  · LAR-160  · LAROM* · «Найза»  · C-LYNX 
ЗРПК, ЗРК TCM-20  · «Махбет» 
Инженерные машины M-32  · «Трейл блейзер» («Гордон»)  · бронированный Caterpillar D-9  · Caterpillar Front Runner  · НАМЕР hа-Хилуц вэ-hа-Ахзака 
БМ войск РЭБ «Кильшон» 
Военные автомобили AIL M325 Command Car  · М462 «Абир»  · ZIBAR MK2  · Мантис  · TomCar 4×4  · EZRider 
Роботы Avantguard UGCV  · Amstaf  · Вайпер  · Гардиум  · IAI REX  · Nahshon  · Пинчер  · Раам Хашахар  · Кетер Паз  · SAHAR  · IAI M113  · Hybrid Multipurpose Vehicle  · RoBattle  · DONKEY  · DOGO  · Ровталь  · RAMBOW  · САХАР  · Хамер Исуф  · TIGR  · IRIS  · MTGR  · Probot  · Probot V2
курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

Танки «Меркава» в бою

В Ливанской войне 1982 г. с израильской стороны из имевшихся в АОИ 4000 танков участвовало, по разным данным, от 500 до 1000 машин. Это были состоявшие тогда на вооружении М60А1 «Паттон», «Центурион» и «Меркава» Мк.1; последних — около 200 единиц.

Мк.1, по мнению зарубежных специалистов, хорошо зарекомендовал себя в боях. Они не загорались, несмотря на пробитые снарядами сирийских Т-72 башни и корпуса. Сказывались успешное срабатывание системы автоматического пожаротушения, рациональная защита боезапаса в задней части боевого отделения. Однако в этой войне выведено из строя около 50 «меркав» и, в основном, от огня 125-мм пушек Т-72. Многие из них были впоследствии восстановлены и лишь семь — оказались потеряны безвозвратно. Погибли только девять членов экипажей.

Тем не менее, военное командование Израиля посчитало, что Мк.1 имеют недостаточное бронирование, поскольку их можно было вывести из строя прямыми попаданиями даже в лобовую часть корпуса и башню. Тогда же приступили к разработке танка «Меркава» Мк.2 с более мощной бронезащитой.

Осенью 1997 г. «меркавы» использовались в боевых действиях против вооружённых формирований организации «Хезболлах» в Южном Ливане. С помощью противотанковых управляемых ракет 9К111 «Фагот» (по другим данным — «Корнет-Э» ) российского производства арабам удалось подбить три танка «Меркава» Мк.З.

Танки Мк.2, Мк.З, Мк.4 участвовали также во Второй Ливанской войне 2006г. Из 400 таких машин ходе боёв подбили 52. Из них 50 — управляемыми ракетами и гранатами РПГ, причём на двадцати двух — насквозь пробита броня, в том числе на шести Mk.4. Две машины подорвались на фугасах. Всего повреждены восемнадцать Mk.4.

Безвозвратно потерянными оказались по одной Мк.2 и Мк.4; ещё две Мк.2 и одна Мк.З полностью сгорели при попадании ракет. Погибли 23 танкиста.

Большая часть «меркав» были быстро восстановлены и после ремонта вновь вступили в строй. По информационным данным на 2007г., в танковых частях АОИ состояли на вооружении 711 — М60А1/3, 100 — Т-55, около 100 — Т-62, 111 -МАГАХ-7, 561 — «Патон III» и 1681 «Меркава».

«Самый укреплённый участок»

В рамках Программы вооружения Погранслужбы ФСБ России на период до 2020 года подразделения «зелёных фуражек» получили новое вооружение, боевую технику, беспилотники, средства связи, радиолокационные станции (РЛС), тепловизоры, различные датчики и комплексы наблюдения, позволяющие дистанционно контролировать обстановку в приграничной полосе.

По словам Владимира Кулишова, технические средства охраны работают «на самых различных физических принципах». Современное оборудование позволяет не только фиксировать злоумышленников в любую погоду и время суток, но и определять направление их движения. Труднодоступные районы, как рассказал Кулишов, контролируют беспилотники.

Также по теме

«Карта в предвыборной колоде Порошенко»: на Украине заявили о планах направить военные корабли в Керченский пролив

Украина намерена вновь направить военные корабли в Керченский пролив, когда «ВМС и партнёры Киева будут готовы», заявил министр…

Охрану морских рубежей РФ осуществляют сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник», проекта 22100 «Океан», катера проекта 10410 «Светлячок», проекта 12200 «Соболь», проекта 12150 «Мангуст». На вооружении судов находятся артиллерийские установки и крупнокалиберные пулемёты. В общей сложности в составе Береговой службы ФСБ около 300 кораблей различного класса.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что на наиболее опасных участках российской границы, как правило, устанавливаются погранзаставы.

«Зелёные фуражки» могут вступить в бой с диверсантами и террористами, но в случае необходимости на помощь пограничникам придут общевойсковые подразделения и ВКС, а береговой службе ФСБ — корабли ВМФ и морская авиация.

«На вооружении пограничников в принципе нет тяжёлой военной техники. В задачи «зелёных фуражек» не входит проведение крупных операций. Их ключевая обязанность — пресечь прорыв границы небольшими вражескими формированиями. Если будут замечены крупные группировки противника, то пограничники информируют армейское командование и действуют совместно с ним. Подобное взаимодействие часто отрабатывается на учениях пограничников и частей Минобороны», — пояснил Кнутов.

По словам руководителя Погранслужбы ФСБ России, приоритетное внимание пограничники уделяют охране границы с Украиной. По его словам, Киев по-прежнему не признаёт российскими территориальные воды, прилежащие к Крымскому полуострову

В связи с этим он опасается повторения «конфликтных ситуаций, подобных тем, что имели место в прошлом году».

В то же время Владимир Кулишов отметил, что за минувшие пять лет были завершены основные мероприятия по оборудованию государственной границы. По периметру полуострова развёрнуты отделения и радиотехнические посты, которые обеспечивают взаимодействие с кораблями береговой охраны и подразделениями Черноморского флота.

  • Показательные выступления пограничного наряда ФСБ
  • РИА Новости

«В 2018 году на сухопутном участке завершено развёртывание высокотехнологичного сигнализационного комплекса протяжённостью более 60 км. Кроме того, крымский участок государственной границы оборудован камерами видеонаблюдения, тепловизионными приборами, сейсмическими датчиками и другими техническими средствами охраны границы, интегрированными в единую систему», — сообщил Кулишов.

Как полагает Кнутов, в Крыму был сформирован самый укреплённый участок российской границы. Усилия ФСБ и Минобороны по защите полуострова продиктованы широким спектром угроз, связанных с деятельностью СБУ и ГУР Минобороны Украины. И новый президент соседней страны Владимир Зеленский не собирается отказываться от политических и территориальных притязаний к России, констатировал эксперт.

«Антироссийская направленность политики Киева не изменится. К сожалению, нет предпосылок к тому, чтобы новая украинская власть отказывалась от подготовки диверсантов, терактов и всевозможных провокаций. По крайней мере в ближайшее время проблема с повестки дня не уйдёт. Работы у Погранслужбы ФСБ будет хватать, но, учитывая качество подготовки «зелёных фуражек» и уровень их технической оснащённости, все задачи по охране границы будут выполняться», — резюмировал Кнутов.

Различный крой и вид народных и простых рубах в народном стиле

Ссылки

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых

Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы

Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков

Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Меркава Mk.1

3.1 История создания

Утверждение программы разработки «Меркава» относится к лету 1970 года. Стимулом к этому послужил отказ Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Главным проектировщиком стал не инженер, а боевой офицер. Весной следующего года был выполнен стальной макет, в 1972 – велась отработка концепции переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения на измененном танке «Центурион». Через два года свет увидели два опытных образца. Четыре первых танка, выпущенные в рамках серийного производства были приняты в состав Армии обороны Израиля весной 1979 года, а осенью – приняты на вооружение.

3.2 Описание конструкции

Компоновка у танка такова, что спереди находится моторно-трансмиссионное отделение. Это дает экипажу большую безопасность. Также сильно экономится заброневой объем кормы корпуса. Главное преимущество «Меркавы» — это отсек, необходимый для перевозки раненых либо десантников. Также в нем можно размещать дополнительные боеприпасы. Такая характерность делает «Меркаву» универсальной боевой машиной, способной служить не только танком, но также и БМП, и БТР. У отсека есть в кормовой части броневая дверь, через которую экипаж в случае опасности может выбраться из танка.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Описание

Пистолет «Кипарис» (фото стрелковой единицы представлено в статье) имеет такую же компоновку, как и пистолет-пулемет «Скорпион» чехословацкого производства. Для подобной компоновки характерно расположение рукоятки управления стрельбой у затыльника и магазина перед спусковой скобой.

Плечевой упор укладывается сверху на крышку коробки. Для этого его достаточно провернуть вверх и вперед. УСМ куркового типа собран отдельно от всей автоматики. Соединение ударно-спускового механизма и коробки обеспечивается посредством шарниров. Ручку, с помощью которой выполняется взведение затвора, расположили в правой части коробки. Слева отведено место для флажкового предохранителя-переводчика режима стрельбы. Судя по отзывам, такое конструктивное решение оказалось очень удачным, поскольку бойцу удобнее управлять режимом огня посредством большого пальца. С левой стороны корпуса имеются антабки, с помощью которых на пистолет-пулемет крепят ремень. В качестве прицельных приспособлений используются двухпозиционный целик (рассчитан на дистанции 25 и 75 м) и мушка.

Операция «Искра»

К прорыву блокады приступили 12.01.1943 г. Фашисты недаром зарывались в землю 16 последних месяцев: атакующие столкнулись с обстрелом из орудий и пулеметов из закамуфлированных и защищенных огневых точек укрепрайонов. В связи с этим бой за каждую пядь земли превращался в настоящий подвиг.

Армии Волховского фронта, со своей стороны, сумели преодолеть ряд особенно стойких укрепрайонов и практически достигли места предполагаемого соединения с Ленинградским фронтом.

Однако гитлеровские военачальники перебросили туда подкрепления, а прижатая к берегу озера немецкая группировка осознавала, что у нее мало шансов спастись из этой западни. Поэтому враг сражался до последнего. Сдаваться никто не собирался.

Красная Армия и Вермахт бросали в бой все новые и новые войска: с юга прибывали запасные части 18-ой ГА «Север», а Ставка постепенно кидала в гущу сражения эшелоны 2-ой линии. Операция по прорыву блокады стала одним из наиболее ярких образцов применения батальонов лыжников.

Кстати, надежды гитлеровцев на «тайные» «Тигры» 502-го тяжелого танкового батальона не оправдались. Одну из бронемашин советские войска захватили в качестве трофейной, привезли в Белокаменную, где ее потом демонстрировали на территории Выставки достижений народного хозяйства.

Друзья (15):

Малые знания – такие же печали

Интересно, одновременно смешно и грустно, но еще на рубеже XX века познания человечества об устройстве Большой Вселенной не сильно отличались не только от представлений средневековых астрономов, таких как Коперник или Кеплер, открывших законы, по которым вокруг Солнца движутся планеты его системы, но и от наблюдательных, более далеких предков, в том числе жрецов, шаманов, тоже знавших, что на ночном небе видны звезды, страшно далекие от Земли.

Это подтверждают следующие факты:

  • Всем известная туманность Андромеды, в том числе по одноименному фантастическому роману замечательного писателя И.А. Ефремова, на поверку оказалась галактикой, а не планетарной системой (!), похожей на Солнечную, возможно, заселенной дружелюбными к землянам гуманоидами, как думали до этого многие, включая астрономов.
  • Обнаружилось это двумя путями: появлением телескопов с диаметром зеркала более 2 м, что позволило хоть чуть-чуть разглядеть структуру звездных скоплений, а также применение в 1912 году американским астрономом В.М. Слайфером метода спектрального анализа к изучению скорости «туманности Андромеды» относительно Солнца. Оказалась, что она составляет около 300 км/с, что как-то многовато для звездно-планетарной системы, а для галактики вполне нормально.
  • Если галактика Андромеды видна наблюдателям невооруженным взором в северном полушарии, то Большое и Малое Магеллановы Облака, которые также оказались галактиками, – в южном. Известны они мореплавателям с давних времен, в том числе под названием Капские облака. Современное наименование обрели в честь великого путешественника Фернана Магеллана, чья экспедиция первой обошла земной шар по водам Мирового океана в 1519–1521 годах.

Все три галактики видны с Земли даже без бинокля / телескопа, потому что они ближайшие соседи нашего Млечного Пути, на окраине которого нашлось место для Солнечной системы. Последнее объясняет, то почему «молочная дорога» кажется нам огромным удаленным скоплением множества звезд.

Собственно, слово «галактика» и произошло от греческого названия Млечного пути. Теперь так называют все гигантские скопления космического вещества и различной энергии, например, темной, сущность которой ученым, не говоря об обычных гражданах, пока понятна больше на уровне догадок, теоретических построений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector