Немецкий сверхтяжелый танк maus

Гигантомания Фюрера как креативный фактор

Думаю, ни для кого не является секретом, что Гитлер подобно другим великим диктаторам был не чужд гигантомании – речь здесь идёт не только о циклопических строениях будущего Берлина или о колоссальных гражданских машинах a-la дирижабль «Гинденбург», но и о военной технике.

Желание получить кроме прочего танк, какого не было бы ни у кого, заставило его инспирировать работы по созданию тяжёлых панцеров. В 1942 году в серийное производство пошёл вооружённый 88-миллиметровой зениткой «Тигр» — казалось бы, фюрер должен был быть удовлетворён? Не тут-то было: аппетит, как вы знаете, приходит во время еды – 8 июля того же года он на совещании ведущих конструкторов Панцерваффе высказал пожелание увидеть проект сверхтяжёлого танка уже через год.

Варианты  – а как же без этого?

Разумеется, было предложено несколько вариантов «игрушки» для фюрера, это были: «Bar» так и не вышедший из стадии проектирования; E-100 «Tiger-Maus», создание которого прервалось в период сборки шасси прототипа – впоследствии машину вывезли для изучения в Великобританию и сам «Maus», который «дожил» до полигонных испытаний. Это и определяет «танковый» интерес к последнему весьма оригинальному «панцеру».

Всем миром, то есть всем Рейхом…

Хотя создание новой машины Гитлер планировал возложить на своего фаворита Порше, тот, убоявшись ответственности за реализацию сверхсложного проекта, настоял на том, чтобы ему было поручено только проектирование. Поэтому башня и корпус легли на плечи крупповских конструкторов, за двигатель отвечали фирмачи «DB», «Simens» разработала трансмиссию, а чешская «Schkoda» — ходовую часть.

Оригинальность «Мауса» заключалась не только в том, что «панцер» получил заднюю центровку: в качестве вооружения была принята артсистема состоящая из 128- и 75-миллиметрового орудия. Разумеется, 5-дюймовый ствол предусматривал раздельное заряжение, поэтому его должны были обслуживать очень крепкие физически артиллеристы.

Вы будете удивлены, но проект не предполагал установки пулемётов, что стало предметом острой полемики – особенно интенсивно критиковал сей нюанс Гудериан, аргументировано декларируя, что это определит низкие противопехотные возможности машины.

Танк имел следующие характеристики:

  • Габариты — 10,2 (с орудием)/3,63/3,71 м
  • Масса — 189 т.
  • Бронирование: вертикальное — 105-200 мм, при углам наклона бронелистов до 55°, горизонтальное: 55-105 мм.
  • Двигатель — 1×МВ 509, 1080 л. с.
  • Скорость — 20 км/ч.
  • Запас хода — до 190 км.
  • Вооружение — 1×KwK-44 L/55, 128 мм; 1×KwK-40, 75 мм; 1×MG-42 (зенитный), 7,92 мм, рассматривались варианты установки 6-дюймового основного орудия и огнемёта.
  • Экипаж — до 6 человек.

Тактика в бою

Maus славится своей прочностью и массой, благодаря высокой прочности мы сможете смело танковать, главное встать в стойку «ромбом» она в разы увеличит количество рикошетов, Mausa простыми ББ пробить очень тяжело практически нереально,  да и БП будет сложновато. Ну а благодаря большой массе можно смело таранить любого противника без вреда для вашего здоровья, а его у вас немерено.

    Тактика на городских картах:

Ну тут нечего сложного нет. Перед выстрелом выезжая из укрытия становитесь «ромбом» и стреляете во врага, после чего возвращяйтесь в укрытие.

    Тактика на открытой месности:

Тут слажнее, зданий за которыми можно спрятатся при таких габаритов нету. Старайтесь прятать нижнюю часть танка (Нижний бронелист, и другие выступающие части танка). Ездийте компаниями с ПТ или СТ данные танки будут ДД а Maus идет в роли Крепости за которой без защитные ПТ и СТ могут спрятатся.

Ссылки

История

В разгар Второй Мировой войны Германия предприняла попытку создания сверхтяжелого «танка прорыва». При таких обстоятельствах в 1942 году появился проект «Maus». Вообще изначально должен был называться «Мамонт», что действительно ему подходит больше, учитывая габариты, но в целях секретности сменили название на «Мышонка».

Стремление к созданию максимально защищенной со всех сторон машины стали причиной того, что танк превысил заданный в проекте предел массы. Он оказался неспособен самостоятельно передвигаться по бездорожью, а его вес не выдержал бы ни один мост. Вторая проблема заключалась в качестве брони. Уже на момент его производства Германия испытывала нехватку молибдена. Поэтому некачественная броня танка не только лучше пробивалась снарядами, но и раскалывалась, трескалась внутри, угрожая жизни экипажа. Учитывая такое качество бронирования и его габариты, то на поле боя танк стал бы легкой мишенью для артиллерии. Единственным преимуществом было его орудие, самое мощное среди всех танков того периода.

Принимая к сведению затраты на производство и крайне сомнительную эффективность в бою проект признали нерентабельным и закрыли. Два единственных изготовленных прототипа взорвали при приближении советских войск. Тем не менее из остатков танков советские инженеры собрали один, который сейчас находится Кубинке среди экспонатов музея бронетанковых войск.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Mäuschen

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Kunze Panzer  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Тяжёлые танки

Техника СССР V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
Техника Германии IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
Техника США V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII T77  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX Concept 1B  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
Техника Франции IV B1 • V BDR G1 B • VI ARL 44 • VII AMX M4 mle. 45 • VIII AMX 50 100 • VIII AMX M4 mle. 49  • VIII AMX M4 mle. 49 Liberté  • VIII AMX 65 t • VIII Somua SM  • VIII FCM 50 t  • IX AMX 50 120 • IX AMX M4 mle. 51 • X AMX 50 B • X AMX M4 mle. 54
Техника Великобритании V Churchill I • V Excelsior  • VI Churchill VII • VI A43 BP prototype  • VI TOG II*  • VII Black Prince • VII FV201 (A45)  • VIII Caernarvon • VIII Caernarvon Action X  • IX Conqueror • X FV215b  • X Super Conqueror • X T95/FV4201 Chieftain 
Техника Китая VII IS-2 • VIII WZ-111  • VIII WZ-111 Alpine Tiger  • VIIIVIII   • IX WZ-111 model 1-4 • XX WZ-111 model 5A • X WZ-111 Qilin 
Техника Японии III Type 91 Heavy • IV Type 95 Heavy • V O-I Experimental • VI Heavy Tank No. VI  • VI O-I • VII O-Ni • VIII O-Ho • IX Type 4 Heavy • X Type 5 Heavy
Техника Чехословакии VII Škoda T 45 
Техника Польша VII 45TP Habicha • VIII 50TP prototyp  • VIII 53TP Markowskiego • IX 50TP Tyszkiewicza • X 60TP Lewandowskiego
Техника Швеции VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn

Другие проекты сверхтяжелых танков

PzKpfw VII “Loewe” (“Лев”)

В начале 1942 года фирма Крупп начала работу над новым тяжелым танком, обозначенным как PzKpfw VII “Лев”. Танк был разработан на базе предыдущего проекта VK 70001. Планировалась разработка двух версий танка: легкой (leichte) толщина брони до 100 мм и боевая масса 76000 кг, и тяжелой (schwere) – броня до 120 мм, масса до 90000 кг. Экипаж – пять человек. Основное вооружение – пушка калибра 105 мм (L/70). Предполагалось, что танки РzКрfw VII “Лев” будут развивать скорость до 23-27 км/ч.

Адольф Гитлер приказал дальше вести работы только над танком, вооруженным пушкой калибра 150 мм (L/40) или (L/37). Толщину брони фюрер также приказал увеличить. Гусеницы шириной 900-1000 мм должны были снизить давление на грунт до 1.0 кг/см2.

После начала работ над “Маусом”, для которого фирма Крупп проектировала большое количество узлов и деталей, в том числе и корпус, – разработка “Льва” была прекращена.

Во время конструирования танка “Тигр II” полковник Фихтель (Fichtel) из управления вооружениями предложил вооружить танк “Лев” пушкой калибра 88 мм (L/71) и установить на машине броню толщиной 140 мм. В таком варианте танк должен был развить скорость до 35 км/ч.

Боевая масса танка РzКрfw VII “Лев” составляла около 90000 кг, длина корпуса 7740 мм, ширина – 3830 мм, высота – 3008 мм. Толщина брони: лоб – 120 мм, борта и корма – 100 мм.

Проект танка “Ber” (“Медведь”)

В начале мая 1942 года были завершены работы над проектированием сверхтяжелого танка “Бер” массой 120000 кг. Танк предполагали оборудовать двенадцатицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Майбах HL 230 мощностью 515 кВт/700 л.с., максимальная скорость не превысила бы 20 км/ч. Шасси нового танка было позаимствовано у РzКрfw VI (Sd Kfz 181) “Тигр” Ausf. Н1. Вооружение танка “Бер” составляло орудие калибра 305 мм (L/16), неподвижно установленное в корпусе. Угол возвышения орудия до +70°. Боеприпасами к орудию служили унитарные снаряды массой около 350 кг (50 кг взрывчатого вещества), начальной скоростью 355 м/сек и дальностью 10500 метров.

Полная масса танка “Бер” составляла 120000 кг, длина 8200 мм, ширина 4100 мм, высота 3500 мм. Толщина брони: 130 мм (лоб) и 80 мм (борта). Экипаж – шесть человек.

Проект танка Р 1000

В июне 1942 года инженер Гроте (Grote), заведовавший в Министерстве вооружений выпуском подводных лодок представил концепцию танка массой в целых 1000 тонн (!). проект был обозначен как Р 1000. Этот “сухопутный линкор” должен был быть длиной 35 метров, а шириной 14 метров. На танке Р 1000 планировали использовать гусеницы шириной 3.5 метра, по конструкции похожие на гусеницы, предназначенные для огромных карьерных экскаваторов.

В движение танк должен был приводиться двумя дизелями МАН мощностью 6256 кВт/8500 л.с. или восемью дизелями Даймлер-Бенц мощностью 1472 кВт/2000 л.с., каждый. Максимальная скорость оценивалась в 40 км/ч.

Вооружение танка Р 1000 состояло из орудия калибра 280 мм, орудия калибра 128 мм и зенитного комплекса, состоящего из восьми зенитных пушек Flak 38 калибра 20 мм установленных по одной или по три и пушки Маузер MG 151/15.

В декабре 1942 года фирма Крупп выдвинула еще один проект подобного монстра. Это был проект прямо-таки футуристического танка массой 1500 тонн (1500000 кг!). Толщина лобовой брони танка составляла 250 мм. Вооружение этого гиганта тоже было поистине гигантским – пушка “Дора” калибра 800 мм. В движение танк должны были приводить несколько дизельных установок, использующихся на подводных лодках.

К счастью в III Рейхе нашлась трезвая голова (Шпеер?) не допустившая реализации столь “грандиозных” проектов.

Как победить полторы сотни «маусов»

Если бы что-то пошло не так, немцы вполне могли построить свои 140маусов». Что могло ждать РККА при встрече с этими мастодонтами? Какие слабые места можно было использовать?

На ту же тему Сверхтяжёлые танки: будущее или прошлое?

Первый недостаток, который приходит в голову, — огромная масса, исключающая использование мостов. Это доставило бы немцам серьёзные проблемы, но не сделало бымаусы» бесполезной игрушкой — конструкторы не были оторванными от реальной жизни дурачками и разрабатывали для танка систему подводного вождения.

Втораяахиллесова пята» звучит серьёзнее — расход топлива у танка был даже не конский, а титанический: 350 литров на сот… нет, на десять километров! Учитывая проблемы с горючим в конце войны, 140 активно используемыхмаусов» могли бы сделать для союзников больше, чем авиакрыло   летающих крепостей» или танковая бригада Т‑34.

Чтобы его уничтожить, не надо было даже ронять на беднягу десятитонную бомбу.

Борт корпуса танка можно было пробить из орудий Су-100 или ИС-2. Да, для этого следовало подобраться поближе, да, требовался удачный угол вхождения снаряда. Это было отнюдь не простым, но вовсе не заведомо гиблым делом.

А ещё, столкнувшись смаусами», воюющие стороны чем-нибудь бы пожертвовали и активно налегли на производство подкалиберных снарядов — что уменьшило бы его шансы ещё сильнее.

Маус» стал бы для наших войск чем-то подобным танку КВ для немцев. Опаснейший противник, которого можно победить, если сильно постараться. Но, в отличие от КВ, он был крайне непрост в производстве и фантастически тяжёл и прожорлив. И говорить омышином потопе» не пришлось бы — дажекениг тигров» немцам удалось выпустить меньше 500 штук.

Японские тяжёлые танки

Изменениям подверглась вся линейка японских «тяжей», начиная с пятого уровня (кроме O-Ni). В основе изменений лежат балансные характеристики японских тяжёлых танков и их стиль игры. Эти изменения призваны ещё сильнее подчеркнуть роль «супертяжей» Японии как танков прорыва, обладающих отличной лобовой бронёй и двумя орудиями на выбор игрока.

O-I Experimental

На VO-I Experimental  было установлено 105-мм орудие с огромным для пятого уровня пробитием, что делало этот танк настоящим монстром, способным уничтожить машину-одноклассницу одним выстрелом. В обновлении 9.20 это орудие будет выведено из игры. Изменению также подверглась мобильность танка, однако в качестве компенсации мы значительно улучшили его лобовое бронирование. Цель этих нововведений — привести машину в соответствие с остальными представителями ветки японских «тяжей» и таким образом помочь танку в боях против техники более высоких уровней.

O-I

Если вам хоть раз доводилось сражаться против VIO-I , при этом управляя машиной более низкого уровня, вы наверняка знаете, как тяжело пробить броню этого тяжёлого танка. Даже с бортов его броня с трудом поддавалась натиску. С выходом обновления бронирование кормы танка будет снижено, что позволит другим машинам обходить его с флангов и атаковать с тыла.

O-Ho

Исследуемые орудия должны предлагать игрокам либо постепенный прирост огневой мощи, либо альтернативный стиль игры на танке. Например, орудие 10 cm Experimental Tank Gun Kai давало игроку большую скорострельность при меньшем уроне за выстрел, чем 15-см орудие. При исследовании следующего орудия VIIIO-Ho  получал прирост в огневой мощи в 30 единиц урона за выстрел и мог противостоять машинам более высокого уровня, пробивая их в уязвимые места. Однако в пылу битвы далеко не всегда есть возможность вести прицельный огонь, поэтому возникала необходимость в использовании премиум снарядов, чтобы гарантированно поражать высокоуровневых соперников. С выходом обновления 10-см орудие танка O-Ho получит возможность использовать премиум снаряды, которых ему так недоставало ранее.

Type 4 Heavy и Type 5 Heavy

Изменения, произошедшие с танками IXType 4 Heavy  иXType 5 Heavy  в обновлении 9.17.1, были встречены игроками по большей мере положительно. Неповоротливые и уязвимые перед огнём одноклассников, эти машины получили значительный прирост в лобовой броне, что вместе с увеличением огневой мощи дало им значительное преимущество по сравнению с другими тяжёлыми танками.

Однако мы несколько перестарались с улучшением бронирования танков. В результате эти машины практически не имеют уязвимых зон во лбу корпуса, что делает их неодолимой преградой для техники VII–VIII уровней. Чтобы поправить баланс этих танков, мы добавили им уязвимые зоны в лобовой броне (240–260 мм и 220–240 мм для танков Х и IX уровней соответственно).

Development history

Remotely controlled demo model presented to Adolf Hitler and his staff in 1943.

The basic design known as the VK 100.01/Porsche Type 205 was presented to Adolf Hitler by Ferdinand Porsche in June 1942 and was subsequently approved. The design up to then had been the culmination of work done by Porsche, who had won the contract for the heavy tank that March. Work on the design began in earnest; the first prototype, to be ready in 1943, was initially christened Mammut (Mammoth). This was reportedly changed to Mäuschen (Little Mouse) in December 1942, and finally, to Maus (Mouse) in February 1943, which became the most common name for this tank. Its ordnance inventory designation was SdKfz 205.

From the very beginning Maus was designed to use the «electric transmission» design which Ferdinand Porsche had used in his unsuccessful attempt to win the production contract for the Tiger. The initial prototypes used a gasoline engine (the later ones were to use a diesel engine) that powered a massive electrical generator; together, they occupied the entire central rear two-thirds of the Maus’ hull, thus disallowing direct access from forward driver’s compartment in the hull to the turret. Each meter-wide track, which used the same basic «contact shoe» and «connector link» design format as the Henschel-built King Tiger, had its own electric motor mounted in the rear of the hull; the tracks had no mechanical connection to the internal combustion engine that powered the Maus. Due to the uniquely wide tracks used (1100 mm each), there was a narrow lengthwise «tunnel» inside the hull under and to the rear of the turret to house the engine and generator of the tank’s power-train.

The amount of armor was substantial: the hull front was 220 mm thick; the sides and rear of the hull up to 190 mm. The turret armor was even thicker: up to 240 mm in the front and 220 mm on the sides and rear. The mantlet was 250 mm thick; combined with the turret armor behind it, the protection of that area was even greater.

The initial plan for the Maus called for the completion of the prototype by the summer of 1943, with monthly production scheduled to run at five vehicles per month once the prototype has been delivered. The work on the Maus would be divided between Krupp, responsible for the chassis, armament and turret, and Alkett, who would perform the final assembly.

The Maus tank was originally designed to weigh approximately 100 tons and be armed with a 128 mm main gun and a 75 mm co-axial secondary gun. Additional armament options were researched into, including various versions of 150 mm and 128 mm guns. In January 1943, Hitler himself insisted that the armament should consist of a 128 mm main gun with a coaxial 75 mm gun.

Early Maus prototype with dummy concrete turret

In his book Panzer Leader, Heinz Guderian writes: «On May 1, a wooden model of the Maus, a tank project of Porsche and Krupp, was shown to Hitler. It was intended to be equipped with a 150 mm gun. The total weight of the tank was supposed to reach 175 tons. It should be considered that after the design changes according to Hitler’s instructions, the tank’s weight would approach 200 tons. The model didn’t have a single machine gun for close combat, and for this reason I had to reject it. It had the same design flaw that made the Ferdinand unsuitable for close combat. In the end, the tank will inevitably have to wage close-combat since it operates in cooperation with the infantry. An intense debate started, and except for me, all of the present found the «Maus» magnificent. It was promising to be exactly that, a «giant»».

Development work on the Maus continued, but in October 1943, Hitler cancelled the order, which was followed in November by the order to cease development of the Maus altogether, but to continue the construction of the prototypes.

Технические характеристики и описание

Maus и САУ Adam (вид с кормы)

Масштабная модель танка

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин

Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки

За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Щедрый заказ и реальность

Тем не менее, машина понравилась почти всем — кроме разве что инспектора танковых войск Гудериана. И летом 1943 года немцы смело решили ухнуть средства в производство целых 140маусов»! Для начала. Потом, правда, одумались и урезали задумку — сошлись, что на первое время ограничатся пятью штуками в месяц.

Гитлер осматривает новый уберпанцер На ту же тему Танки — оружие прошлого или будущего?

Но тут в дело вмешались англичане, которым ещё предстояло создать в будущем свойВархаммер». Конкуренции в этом деле они явно не терпели и прислали 700 бомбардировщиков, которые разнесли заводы Круппа в Эссене и нанесли чувствительный удар по проекту сверхтяжёлого танка.

Отсрочка оказалась фатальной. Осенью 1943 года приняли решение изготовить два прототипа и испытать. А к июлю 1944-го дела шли настолько плохо, что было приказано вообще вернуться в реальность и забыть про сверхтяжёлые танки.

Это, правда, не значило, что на проекте поставили крест, — настроения в верхушке рейха были довольно изменчивые, и испытания потихоньку продолжались.

Конструкция[править]

«Маус» — танк не совсем стандартной комплектации. Отделение управления в нем располагается в передней части, мотрное посередине, боевое в кормовой. Экипаж составлял 6 человек — мехвод, радист, командир танка, командир орудий и два заряжающих. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем. Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Корпус и бронированиеправить

Схема бронирования танка Маус

Броня была литая, катанная. «Маус» является самым бронированным танком Второй Мировой Войны — лобовая деталь имела толщину (!) 200 мм и располагалась под углом 52 град. Борта были размещены гораздо ближе к прямому углу, но 180 мм. стали даже при перпендикулярном попадании пробить было непросто. Корма была бронированна еще крепче — 185 мм. Броня башни составляла немыслимые 220-240 мм.

Тип брони стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая
Лоб корпуса (верх) 200 мм / 55°
Лоб корпуса (низ) 200 мм / 35°
Борт корпуса (верх) 185 мм / 0°
Борт корпуса (низ) 105+80 мм / 0°
Корма корпуса (верх) 160 мм / 35°
Корма корпуса (низ) 160 мм / 30°
Днище 55-105 мм
Крыша корпуса 50-105 мм
Лоб башни 220 мм / 0°-50°
Маска орудия 240 мм
Борт башни 210 мм / 30°
Корма башни 210 мм / 15°
Крыша башни 65 мм

Вооружениеправить

Два орудия, размещенные в одной башне, имели довольно неплохие характеристики. Одно, самое мощное, имело калибр 128 мм, второе, по-видимому, для отстрела легкой бронетехники, в 75 мм. Боекомплект первого орудия составлял 61 выстрел, второго — 200. Пулеметного вооружения танк не имел (это была одна из главных причин, по которой Гудериан советовал Гитлеру отказаться от проекта, а так же и от небезызвестного «Фердинанда»).

Двигатель и трансмиссияправить

Дизельный двигатель MB.517.

При описании силовой установки следует прежде всего отметить вес танка — 188 тонн — самый большой показатель среди всей бронетехники того периода. Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин

Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с

За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Ходовая частьправить

Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения. Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины. К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом. Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались. Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.

Почему «Маус» не попал на поля Великой Отечественной

Первый прототип под названием 205/I был собран до состояния «движущейся коробки» к 23 декабря 1943 года. На него был установлен массогабаритный макет башни, сваренный из стальных листов (т.е. без пушки и других элементов).

На данном этапе авторов детища, включая Фердинанда Порше, интересовали ходовые качества машины — скорость, маневренность, проходимость, удобность управления, качество сцепления с поверхностью.

Испытания успешно завершились — танк был легок в управлении; мог поворачивать во всех режимах; забираться на склоны с углом до 45 градусов; спокойно ехать по любой поверхности и даже уходить в грязь до полуметра; но скорость была невелика — 20 км/ч по асфальтированной дороге и 18 км/ч по грунтовой.

Зато Мышонок мог перевозить не только себя, но и сопоставимый по весу груз. По мере ходовых испытаний находились недостатки, которые оперативно устранялись или дорабатывались.

10 января 1944 года началась сборка второго прототипа, под названием 205/II. Он получил единственную полноценную башню и рабочее вооружение. Ходовые испытания начались уже в июне, а полностью укомплектован супер-танк был в конце июля.

Как и 205/I, второй прототип перемещался без особых проблем, что касается огневых испытаний, то они имели место, но никаких данных нет.

И хотя жизнеспособность «вундерваффе» была доказана, общее состояние дел уже не позволяло рейху отвлекать производственные мощности на такие проекты. Если в начале 1944 года Гудериан ставил перед Гитлером вопрос о целесообразности производства Mäuschen, то в середине года речи о каком-либо серийном производстве не шло — все работы по этой теме были остановлены.

В августе 1944 специалисты покинули сборочные цеха, осталась горстка энтузиастов во главе с Фердинандом Порше, продолжавших мелкие доработки. Проектировалась новая башня — Maus II Turm, на 205/II был установлен дизельный двигатель Daimler-Benz MB.517 на 1200 лошадиных сил, требовавшийся по проекту, пробовали траки разной конструкции.

За несколько дней до 1945 года по приказу СС оба танка были перевезены сначала в Берлин, где простояли в специальном ангаре до марта, а затем второй прототип отправили защищать ставку немецкого Генштаба в Вюнсдорф.

Тут он и закончил свой путь — в момент движения сломался двигатель, танк встал таким образом, что его невозможно было использовать в бою. Экипаж подорвал машину:

Первый прототип супер-танка стоял в ангаре, в 60 км южнее Берлина. Поскольку его нельзя было использовать в бою, он также был подорван экипажем незадолго до капитуляции Германии. Оба «вундерваффе» оказались колоссом на глиняных ногах.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector