Малый артиллерийский корабль «астрахань» проекта 21630 шифр «буян»
Содержание:
- Строительство
- История проектирования
- Описание катера
- Корабли проекта
- малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
- Примечания
- Примечания
- Виды лазерного уровня
- Малый противолодочный корабль проекта 23420
- Современные реалии кораблей проекта 21630
- Болезни при которых присваивается категория «Д»
- Что НЕ следует делать с лазерными указками:
- История службы
- Ссылки и источники информации
- История проектирования
- Модификации
- Краткое описание военного самолета
- Описание судна
- Практическая реализация проекта 21630 «Буян»
- Ждет ли нас новая Цусима
Строительство
В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, выиграл его Зеленодольский ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии.
Всего планировалось построить 8—10 кораблей этого проекта, для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России, в дальнейшем появилась информация, что серия будет состоять из 9 кораблей — 3 для Каспийской флотилии и 6 для Черноморского флота. В конечном итоге, принято было решение о строительстве 12-ти кораблей проекта для Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии ВМФ России; с возможным продлением серии для других флотов.
На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие.
22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 «Зеленодольского судостроительного завода им. А. М. Горького» был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии.
В 2014 году, в связи с введением санкций против России, немецкая компания MTU в конце года приостановила поставку двигателей, предусмотренных проектом. Тем не менее, по словам представителя Зеленодольского ССЗ, «замена дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет».
Двигатели для этих кораблей стали поставлять Китай, также дизели «Коломенский завод» и редукторы завода «Звезда» из Санкт-Петербурга.
По планам, озвученным пресс-службой ВМФ России 2015 году, отечественный флот должен был получить порядка 10 МРК до 2019 года. Реально на начало 2021 года в строю находятся 9 кораблей проекта. В сентябре 2016 года, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», между МО РФ и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку трёх дополнительных МРК «Буян-М». При этом предполагается, что корабли, закладка которых планируется на 2017 год, оснастят новой РЛС с активной фазированной решеткой и зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», который, по мнению проектировщиков, должен обеспечить кораблям достаточный уровень защищенности.
История проектирования
Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ Минобороны России. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
Описание катера
Корпус
Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
Деление на отсеки:
- — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
- — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
- — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
- — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
- — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
- — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
- — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
- — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
- — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
- — Камбуз (44—48 шпангоуты);
- — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели – дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.
На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
Радиоэлектронное оборудование
На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
Навигационное и штурманское вооружение
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.
Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2» , предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13» , и магнитного компаса «КТ-М3м».
Радиосвязь
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Обитаемость
Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Автономность
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности .
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль .
Корабли проекта
Название | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Ураган» | 567 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 251 | 24.12.2015 | 29.07.2017 | 2018 | БФ | С 27.9.2018 проходит государственные испытания |
«Тайфун» | 577 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 252 | 24.12.2015 | 24.11.2017 | 2018 | БФ | Достраивается на плаву |
«Шквал» | 584 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 253 | 29.07.2016 | 05.05.2018 | 2019 | БФ | Достраивается на плаву |
«Шторм» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 254 | 10.05.2016 | 2019 | ЧФ | Строится | ||
«Охотск» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 255 | 17.03.2017 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
«Вихрь» | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) | 256 | 19.12.2017 | 2021 | ЧФ | Строится | ||
«Буря» | 578 | АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 257 | 24.12.2016 | 23.10.2018 | 2020 | Спущен на воду | |
«Циклон»или«Муссон» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь | 801 | 2016 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
«Пассат» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 802 | 2016 | ЧФ | Строится | |||
«Бриз» | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 803 | 30.07.2017 | ЧФ | Подписан контракт. Заложен. | |||
«Торнадо» | АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) | 804 | Подписан контракт | |||||
«Смерч» | АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького»(г. Зеленодольск) | 805 | 2020 | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
ПАО «Амурский судостроительный завод» | 2019 | до 2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2019 | до 2023 | ТОФ | Подписан контракт | ||||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2019 | до 2023 | ТОФ | Подписан контракт |
малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630
после спуска на воду
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»
мачта с РЛС
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10
АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля
турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»
30-мм установка АК-306
Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.
Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.
Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:
– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;
– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел». Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно. Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.
В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.
Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.
Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.
МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.
Примечания
- Все о ВДВ России (фото) — новости от novorus.info/
- БТР-Д с ЗУ-23. zonwar.ru. Проверено 13 февраля 2020.
- Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э» (на базе БТР-Д) : Министерство обороны Российской Федерации
- The Military Balance 2020. — P. 69.
- The Military Balance 2020. — P. 195.
- The Military Balance 2020. — P. 208.
- The Military Balance 2020. — P. 204.
- The Military Balance 2020. — P. 206.
- The Military Balance 2010. — P. 176.
- The Military Balance 2012. — P. 94.
- М. Барятинский. Боевые машины десанта. — Москва: Моделист-конструктор, 2006. — С. 41. — 64 с. — (Бронеколлекция, спецвыпуск № 1(9) / 2006).
- The Military Balance 2020. — P. 491
Примечания
Комментарии
- Также в серию входили линейные корабли «Пётр Второй»(головной корабль проекта), «Выборг», «Новая Надежда», «Северная Звезда», «Азов», «Святой Андрей», «Кронштадт», «Святой Пантелеймон», «Святой Исаакий», «Святой Николай», «Шлиссельбург», «Азия», два корабля «Нептунус» и годов постройки, два корабля «Город Архангельск» и годов постройки и два корабля «Варахаил» и годов постройки
- 143 фута.
- 38 футов.
- 16 футов 7 дюймов.
- Пожалован 23 июня (4 июля) года.
Ссылки на источники
- , с. 31—35.
- , с. 31.
- , с. 20.
- ↑ , с. 14.
- ↑ , с. 32.
- , с. 20—21.
- , с. 288.
- ↑ , с. 29.
- , с. 354.
- , с. 21.
- , с. 135—136.
- , с. 97—98.
- , с. 353—354.
- , с. 393—394.
- , с. 88—89.
- , с. 337—338.
Виды лазерного уровня
Все приспособления делятся на 3 группы в зависимости от конструкции и способа генерирования световых лучей. Лазерный уровень бывает:
- точечным;
- ротационным;
- линейным
Точечный лазерный уровень
Конструкция этого типа является самой простой. Точечный уровень не имеет вращательного излучателя, поэтому световой луч проектируется на поверхности в виде точки. Радиус действия такого прибора может достигать от 70 м (без улавливателя) до 400 м. С помощью лазерного строительного уровня можно сделать четкие отметки в различных плоскостях помещения: на стенах, потолке или полу. Приспособление используется для нанесения разметок в крупных производственных помещениях, на складах, в торговых центрах.
Крослайнер
Этот лазерный уровень называют линейным. Он пользуется большой популярностью у пользователей, потому что дает точные результаты измерений и стоит недорого. На поверхности лазерный луч прибора трансформируется в одну четкую линию. На некоторых моделях изображаются 2 перпендикулярные прямые или дополнительные точки. Радиус действия крослайнера – 30 м. Этого расстояния хватает для выполнения монтажных и строительных работ. Важная функция, которой оснащены многие приборы – самовыравнивание.
Ротационный лазерный уровень
Эти приспособления способны выполнять большее количество задач. Ротационный нивелир – уровень профессионального типа. Особенность конструкции прибора заключается в наличии вращающегося излучателя. Световой поток охватывает область в радиусе 360° и способен строить линию на расстоянии до 400 м. Помимо построения линий, ротационный нивелир способен выполнять и другие задачи:
- рассчитывать расстояние от одной точки до другой;
- делать разметку крупных объектов строительного назначения;
- использоваться в монтажных работах.
Малый противолодочный корабль проекта 23420
Малый противолодочный корабль проекта 23420 — это российский проект малого ракетного корабля, который разработан АО «ЦМКБ «Алмаз». Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.
Новый противолодочный корабль предназначен для ведения активных боевых действий против надводного, подводного и воздушного противника, а также для атаки береговых целей при помощи артиллерийского вооружения. Также корабль проекта 23420 может обеспечить охрану экономической зоны, государственной границы и пунктов базирования основных сил флота. Заметим, что корабли проекта 23420 могут строиться как для российского флота, так и для иностранных заказчиков.
Предполагается, что малый противолодочный корабль проекта 23420 будет обладать водоизмещением на уровне 1300 тонн, его скорость составит 25-30 узлов, дальность плавания — до 2500 морских миль. Ожидается, что управлять кораблем будет экипаж из 60 человек. Автономность установлена на уровне 15 суток
Несмотря на то что корабль будет обладать малыми размерами и водоизмещением, проект 23420 будет нести относительно мощный комплекс гидроакустических, радиоэлектронных и других средств, а также соответствующие виды вооружения. Так, например, ожидается, что судно будет оснащено боевой информационно-управляющей системой «Сигма-Э», которая будет контролировать работу всех прочих средств. Радиолокационная станция «Позитив-МЭ1.2» будет отвечать за обнаружение целей и выдачу целеуказания.
Корабль проекта 23420 получит артиллерийское, стрелковое, артиллерийское и противолодочное вооружение различных типов, при помощи которого у него появится возможность противостоять подводным, надводным, береговым и воздушным целям. Более того, судно может быть оснащено беспилотным авиационным комплексом.
По данным «ЦМКБ «Алмаз», артиллерия корабля представлена одной установкой АК-176МА с орудием калибра 76 мм и одной зенитной системой АК-306 калибра 30 мм. Также планируется, что судно будет обладать двумя крупнокалиберными пулеметами с боекомплектом две тысячи патронов.
Главные зенитные средства проекта 23420 — один комплекс 3М-47 «Гибка» и 20 переносных ЗРК типа «Игла» или «Игла-С». Такое вооружение позволяет бить по воздушным целям на высотах и дальности до нескольких километров. Кроме этого, артиллерийские системы будут производить уничтожение воздушных целей на меньших дистанциях.
Помимо всего прочего, корабль будет оснащен противодиверсионными ручными гранатометами ДП-64. Общий боекомплект этого вооружения составляет 240 выстрелов. Орудия будут храниться в специальных укладках на корабле, не нуждаясь в каких-либо системах монтажа, обеспечивая стрельбу с рук.
Несмотря на все вышесказанное, пока рано говорить о близких перспективах проекта 23420. Первые сведения о малом корабле ЦМКБ «Алмаз» были опубликованы лишь в прошлом году.
Современные реалии кораблей проекта 21630
На современном этапе строительство малых артиллерийских кораблей для нужд отечественного флота приостановлено. Практическое использование судов проекта 21630 показало насущную необходимость в усилении вооружения. Развитием проекта стала закладка на Зеленодольском судостроительном заводе нового судна по улучшенному проекту 21631. Новый корабль «Град Свияжск» представлял собой уже совершенно иную концепцию боевого судна. Ставка делалась на оснащения корабля ударным ракетным вооружением.
В 2014 году первый корабль улучшенного проекта был введен в строй. Каспийская военная флотилия пополнилась ударным кораблем, способным наносить удары не только в акватории Каспийского моря, но и на значительном удалении. Дальность полета крылатой ракеты «Калибр» составляла 1500 км.
Успех в строительстве кораблей этого класса показал правильность теории оснащения действующего флота малыми военными кораблями. На определенном этапе именно такие корабли способны эффективно решать поставленные задачи не только на оперативно-тактическом уровне, но и в стратегических целях. Примером высоких боевых качеств новых судов, созданных на базе кораблей проекта 21631, стали боевые пуски крылатых ракет калибр из акватории Каспийского моря по целям на территории Сирии. Ракеты «Калибр», выпущенные с борта малых ракетных кораблей «Великий Устюг» и «Углич», пролетев почти 2,5 тыс. км, поразили обозначенные цели исламистов на территории Сирийской Республики.
Дальнейшая судьба МАК проекта 21630 сегодня рассматривается в качестве реализации экспортного варианта. Строительство чисто артиллерийских судов для нужд отечественного флота признано нецелесообразным.
Болезни при которых присваивается категория «Д»
С Полным перечнем заболеваний, удовлетворяющих категории «Д», можно ознакомиться в документе под названием «Расписание болезней».
- Острая форма туберкулеза.
- ВИЧ.
- Злокачественные новообразования.
- Доброкачественные образования с дисфункциями отдельных органов.
- Язва желудка/двенадцатиперстной кишки.
- Шизофрения и прочие психические отклонения.
- Эпилепсия с частыми припадками.
- Отсутствие или дисфункция конечностей.
- Тяжелые заболевания.
- Гипертоническая болезнь 2 и 3 степени.
- Тяжелые формы аллергии.
- Потеря слуха.
- Сердечная недостаточность.
- Псориаз, экзема и прочие кожные заболевания, тяжело поддающиеся лечению.
- Тяжелые формы зависимости от алкоголя и наркотиков.
Что НЕ следует делать с лазерными указками:
- Как было упомянуто уже несколько раз, глаза и лазерные указки далеко не лучшие друзья. Лазеры могут сжечь сетчатку и привести к серьёзным нарушениям зрения, или даже к его потере. Так что будьте осторожны.
- Не направляйте лазерные указки на воздушный и сухопутный транспорт. Это противозаконно во многих странах, и может привести к серьёзному штрафу или даже к тюремному заключению, так что, правда, не стоит. Лазер может отвлечь водителя и привести к серьёзной аварии, а полиция достаточно серьёзно к этому относится.
- Не направляйте луч на кого-то, кого вы не знаете, или в дом к чужим людям. Вам это может показаться забавным, но увидеть лазер в собственном доме достаточно страшно, особенно если вы не знаете, откуда он исходит. Это вторжение в личное пространство, а совсем не весёлое времяпрепровождение.
История службы
Первый корабль проекта – «Астрахань» – вошёл в строй осенью 2006 года, спустя менее 3 лет после закладки. А вот следующий за ним МАК – «Волгодонск» – хотя и был заложен уже в начале 2005 года, на стапеле задержался. Только в 2011 году его удалось спустить на воду и передать флотилии. Третий «Буян», получивший имя «Махачкала», всё-таки «выполнил» обещание заводского руководства «сдавать по кораблю в год» – но уже в 2012 году.
Произошло это, очевидно, не потому, что «Буян» оказался плох. Просто командование флота продолжало требовать доработок проекта по новым и новым замечаниям. В итоге количество изменений в техзадании перевалило за ту отметку, когда проще было начать новый проект. Преемником стал малый ракетный корабль проекта 21631, сохранивший шифр «Буян-М». Ну а 3 «Буяна», построенные по первоначальному замыслу, продолжают нести службу в Каспийской флотилии.
Была также разработана экспортная модификация, получившая шифр «Торнадо». От базовой её отличала возможность установки различного вооружения и радиоэлектроники. Интерес к «Торнадо» проявил только Казахстан, собиравшийся приобресть 6 единиц для своего каспийского флота. Однако спустя 10 лет корабли поставлены не были, а заказ больше не упоминался.
Ссылки и источники информации
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
- https://ria.ru/20160314/1389589685.html
- https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
- https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
- https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
- https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
- https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
- https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
- Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
- https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
- https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
- https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
- https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
- https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
- https://www.kommersant.ru/doc/2826759
- https://www.burevestnik.com/products/a190.html
- https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
- https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
- https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
- https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml
История проектирования
Проект 21630 шифр «Буян» корабля типа река — море нового поколения, был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ Минобороны России. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
Модификации
21631 «Буян-М» — Малый ракетный корабль на базе проекта 21630 типа «Буян» с водоизмещением 949 т. Вооружен вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 ракет «Калибр» или «Оникс», 100мм артиллерийской установкой А-190-01 «Универсал», 30мм артиллерийской установкой АК-630М-2 «Дуэт», двумя пусковыми установками комплекса 3М47 «Гибка», двумя 14,5мм пулеметными установками МТПУ и тремя 7,62мм пулеметами.
21632 «Торнадо» — экспортная версия проекта 21630 типа «Буян». Основное отличие проекта от 21630 — наличие на нём вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможности замены систем вооружения в зависимости от конкретных требований заказчика.
Краткое описание военного самолета
Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения. Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.
На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.
Технические характеристики МиГ-21:
Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета. Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля.
Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Популярность данной модели объяснялась отменными летными и техническими характеристиками, ведь не каждой модели военно-летательного аппарата была присуща максимальная скорость в 2175 км/ч и дальность полета в 1210 км.
Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21. Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме.
За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но тем не менее числится на вооружении многих стран.
Описание судна
Представитель серии парусных 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II», строившихся с 1724 по 1768 год на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга. Всего в рамках серии было построено девятнадцать линейных кораблей.
Длина корабля составляла 43,6 метра, ширина — 11,6 метра, а осадка — 5,1 метра. Вооружение судна составляли 54 орудия, включавшие восемнадцати-, восьми- и четырёхфунтовые пушки, а экипаж состоял из 440 человек.
Практическая реализация проекта 21630 «Буян»
Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.
Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2020 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.
Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.
Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.