Плесецк (космодром)

«Восточный»

Это новейший и самый восточный космодром России. Он начал строиться в 2010 году. Располагаться он будет, к слову, неподалеку от «Свободного», который предполагается расформировать в связи с инсталляцией основной инфраструктуры уже на «Восточном» и последующей оптимизацией логистики под специфику нового объекта.

Рассчитывается, что самый восточный строящийся космодром России займет площадь порядка 1035 кв. км. Его создание призвано решить следующие важнейшие задачи: приобретение Россией собственного космодрома, адаптированного для запуска любых типов ракет, формирование дополнительных импульсов интенсивного развития Дальневосточных территорий РФ

Данному региону уделяется особое внимание в государственных социально-экономических программах, и строительство соответствующего объекта здесь рассматривается как один из самых значимых факторов успешной реализации данных инициатив

«Восточный» — космодром России, который имеет ряд преимуществ, в частности, перед «Байконуром». Так, например, трассы полетов ракет, которые будут запускаться отсюда, располагаются вне густонаселенных территорий РФ, а также иностранных государств — таковые проложены над нейтральными водами. Кроме того, значимым фактором выступает то, где космодром в России расположен — а именно, в непосредственной близости от развитой транспортной инфраструктуры. Это делает эксплуатацию «Восточного» особенно рентабельной. Вместе с тем, некоторые эксперты также выделяют ряд недостатков в проекте соответствующего объекта российской космической программы. Прежде всего, отмечается тот факт, что «Восточный» расположен на 6 градусов севернее «Байконура» — поэтому общая масса полезной нагрузки, что выводится в космос, на российском космодроме будет немного ниже.

Общие сведения

Инфраструктура

Космодром имеет стационарные технические и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • 1СК — «Рокот»;
  • 2СК — «Циклон-3»;
  • 2СК — «Космос-3М»;
  • 3СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2017 году;
  • 4СК — «Союз-2» (пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована);
  • СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2019 году. Используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»;
  • «Ангара-А7».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

1. 1-й Центр предназначен для испытания РКК легкого класса. Его состав:

  • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
  • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
  • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
  • один технический комплекс (ТК) подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

2. 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:

  • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
  • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

3. 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):

  • ИП-1 — город Мирный;
  • ИП-2 — город Мирный;
  • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
  • ИП-4 — город Северодвинск;
  • ИП-6 — город Мирный;
  • ИП-8 — город Норильск.

4. 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Его состав:

  • пять ПУ шахтного типа;
  • две стартовые позиции ПГРК РС-12М;
  • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

5. Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

6. Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:

  • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
  • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Также в состав космодрома входит:

  • семь монтажно-испытательных корпусов для сборки и испытаний ракетно-космической техники;
  • кислородно-азотный завод;
  • две заправочно-нейтрализационные станции для заправки ДУ космических аппаратов компонентами топлива и сжатыми газами и нейтрализации токсичных веществ;
  • измерительный комплекс с информационно-вычислительным центром;
  • аэродром «Перо»;
  • теплоэлектроцентраль;
  • более 600 км транспортных магистралей;
  • системы электро-, тепло- и водоснабжения.

Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовый комплекс РН «Союз» № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2».

Космодром обеспечивает часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

Работа на космос

Первый запуск состоялся в марте 1966 года: РН «Восток-2» вывела на расчетную орбиту разведывательный спутник «Космос-112». Проведя анализ движения аппарата, англичане смогли точно рассчитать месторасположение стартовой площадки. Так, впервые в западной прессе появилось упоминание о советском космодроме в Архангельской области.

Любопытно, что в официальном сообщении о запуске аппарата «Космос-112» не указывалось точное место старта, хотя ранее название Байконура упоминалось всегда. В советских газетах о совершенно секретном объекте впервые обмолвились только в 1983 году, и то по поводу, никак не связанному с ракетами. Это притом, что в 70-80-е годы с территории Плесецка производилось до 40% всех мировых запусков.

С 1970 по 1990 г.г. Плесецк уверенно удерживал лидерство по количеству запусков, а именитый Байконур довольствовался лишь скромным вторым местом. Кроме того, за эти годы здесь было испытано десять видов РН, одиннадцать ракетных комплексов, более тридцати типов КА. С 1966 года и по наши дни здесь активно проводятся испытания ракетного оружия.

Старт ракеты-носителя «Союз-2»

Плесецк можно назвать пионером в коммерческом освоении космоса: в далеком 1972 году именно отсюда на орбиту вывели малый французский спутник МАС-1.

Случались на космодроме Плесецк и катастрофы. Самая масштабная произошла 26 июня 1973 года. В этот день во время заправки взорвалась РН «Космос-3М». В результате трагедии девять человек погибло, а еще несколько десятков получили тяжелые ожоги и отравления. 18 марта 1980 года взорвалась РН «Восток-2М». Пожар стал причиной гибели 48 человек.

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой научно-технический комплекс.

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей;
  • технические комплексы подготовки ракет космического назначения и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • 1473 здания и сооружения;
  • 273 объекта энергоснабжения.

Основными элементами стартовых комплексов являются:

  • Пусковая установка (стол, башня и фермы обслуживания);
  • Командный пункт управления (подземный) с системами предстартовой подготовки РН;
  • Хранилища компонентов топлива и сжатых газов с системами их заправки.

Космодром имеет стационарные технические (ТК) и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • СК — 1 ПУ для запуска РН «Рокот»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Циклон-3»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Космос-3М»;
  • 4(3)СК — «Союз-2» — на реконструкции 2 СК, первый планируется завершить к 2020 году, а второй — к 2020 году (используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»). Пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована. Стартовый комплекс № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2»;
  • 1СК — «Ангара».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

  • 1-й Центр предназначен для испытания ракетно-космических комплексов (РКК) легкого класса. Его состав: две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
  • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
  • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
  • два технических комплекса (ТК) подготовки КА и РН .

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

  • 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав и «Молния-М»;
  • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

  • 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП): ИП-1 — город Мирный;
  • ИП-2 — город Мирный;
  • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
  • ИП-4 — город Северодвинск;
  • ИП-6 — город Мирный;
  • ИП-8 — город Норильск.
  • 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В его состав входит: три ШПУ 15П765 для РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
  • 15П765М для РС-24 «Ярс»
  • 15П728 для РС-28 «Сармат»

две стартовые позиции для ПГРК
железнодорожная позиция для БЖРК Баргузин
четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

  • Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен: для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
  • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Космодром располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог (300 км) и железнодорожных путей (326 км), авиационной техникой и военным аэродромом первого класса, позволяющим эксплуатировать воздушные суда с максимальной посадочной массой до 220 тонн, таких как Ил-76, Ту-154, средствами связи, в том числе космической.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров.

По состоянию на август 2020 года, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает проект, выпускает конструкторскую документацию и закупает технологическое оборудование для нового комплекса и пусковой установки «Ангара».

Город Мирный

Своим появлением Мирный обязан строительству космодрома «Плесецк» в Архангельской области. Одновременно с возведением военно-технологических объектов было начато строительство жилых домов для офицерского состава и работников, обслуживающих комплекс «Ангара». Первые сборно-щитовые и брусчатые дома возводились из бревен, скопившихся в результате вырубки леса при строительстве космодрома. В 1958 году началось возведение каменных домов и культурно-бытовых объектов: больницы и поликлиники, роддома, детских садов, школ, кинотеатра, библиотеки.

Первоначально жилой поселок назывался Лесное, поскольку строился на территории многовековых лесов. В ноябре 1960 года решением облисполкома он был переименован в Мирный, а в 1966 году получил статус закрытого города областного подчинения. Космодром «Плесецк» и Мирный в Архангельской области создавались в условиях секретности, поэтому независимо от места проживания в почтовых отправлениях в качестве адреса указывалась улица Ленина и города Ленинград-300 либо Москва-400.

Инфраструктура и будущие перспективы космодрома

Всего за всю историю космодрома на его территории площадью 1762 квадратных километров было построено около трех десятков пусковых установок наземного, шахтного, грунтового и железнодорожного типа. Из них в настоящее время используются 11 пусковых установок (3 для РН “Союз”, по одной для РН “Рокот” и “Ангара”, 167 и 168 площадка для испытаний мобильных МБР семейства “Тополь”, 3 шахтные пусковые установки для МБР “Тополь-М”, “Ярс” и “Сармат” и железнодорожная позиция для МБР “Баргузин”).  В расположении космодрома находится аэродром Перо с взлетно-посадочной полосой длиной в 2.6 км, которая способна принимать крупные самолеты вроде Ил-76 и Ту-154.

Всего у космодрома есть 24 района падения на суше: в Архангельской, Тюменской (1 для РН) и Камчатской области, в Ненецком (5 для РН и 1 для боевых ракет) и Ямало-Ненецком автономных округах (9 полей падения, к примеру “Нарьян-Мар”, “Яр Сале”, 2 для РН и 1 для боевых ракет), в республиках Коми и Саха (Якутия) (“Верхоянск” РН “Циклон-3“). Их общая площадь составляет 78 тыс. квадратных километров. Кроме того есть 36 полей (8 из них для боевых ракет и 16 для РН) падения в акваториях Карского, Баренцева, Восточносибирского морей, Северного Ледовитого и Тихого океана с общей площадью в 67 тыс. кв. км2.

В последние годы большинство первых ступеней падает в республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе.

На территории Архангельской области находится 11 полей падения: 6 полей падения РН и 5 районов падения МБР (“Койда“, “Мосеево”, “Пинега”, “Сия”, “Двинской” с 1998 года, “Бычье” до 1977 года, “Новая Земля” до 1979 года, “Куприяново” с 1981 года). Районы падения “Койда” и “Мосеево” использовались для РН “Циклон”, районы падения “Сия” и “Пинега” для МБР “Тополь” и “Тополь-М”. Общая площадь районов падения составляет 22,24 тыс. квадратных километров (из них 0.25 тыс. квадратных километров приходится на районы падения отделяемых частей РН с токсичным топливом — гептилом).

В республике Коми находилось 6 полей падения (из них четыре больших полей падения первых ступеней РН) (“Важгорт”, “Печора“, “Войвож”, “Вашка”, “Усть-Цильма”, «Железнодорожный»), только четыре из них являются ныне действующими (исключение “Войвож“ и “Важгорт”). Среди них поля падения первых ступеней РН ”Космос-3М” и боковых блоков РН семейства Р7. В Удорском районе находится 1200 боковых блоков РН семейства “Союз” (диаметр каждого 3 метра, длина 19 метров и масса 3 тонны). В общей сложности в республике Коми произошло падение свыше 7 тыс. тонн отработанных частей РН.

В будущем ожидается переход Плесецка на использование РН работающих только на экологически чистом топливе (“Союз” и “Ангара”). В настоящее время космодром использует только одну РН, работающую на токсичном топливе (гептиле) – “Рокот”. Будущие перспективы космодрома являются противоречивыми. С одной стороны Плесецк за счет своего уникального северного положения является наиболее оптимальным существующим космодромом в мире для запусков на полярные орбиты. С другой стороны интенсивность использования космодрома в последние годы значительно упала из-за уменьшения количества запускаемых российских военных спутников. К примеру, в 2004 и 2012 годах с космодрома было осуществлено всего 3 запуска на орбиту – для сравнения минимальное число запусков с Байконура в 21 веке составило 11 в 2016 году. Кроме того можно отметить, что в последние годы (после ухода российских военных с Байконура) Плесецк стал главным ракетным полигоном для испытания российских МБР наземного базирования.

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

— 9 стартовых комплексов различных категорий;

— 15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

— 4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

— 11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

— 34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

— 3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

— измерительный комплекс;

— информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

— кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

— ТЭЦ мощностью 60 МВт;

— энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

— трансформаторные подстанции в количестве 600 объектов;

— узлы связи в количестве 92 единиц;

— аэродромы — «Крайний» и «Юбилейный»;

— локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

— автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

— линии электропередач в 6610 км, связи — в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

См. также[ | код]

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой научно-технический комплекс.

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей;
  • технические комплексы подготовки ракет космического назначения и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • 1473 здания и сооружения;
  • 273 объекта энергоснабжения.

Основными элементами стартовых комплексов являются:

  • Пусковая установка (стол, башня и фермы обслуживания);
  • Командный пункт управления (подземный) с системами предстартовой подготовки РН;
  • Хранилища компонентов топлива и сжатых газов с системами их заправки.

Космодром имеет стационарные технические (ТК) и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • СК — 1 ПУ для запуска РН «Рокот»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Циклон-3»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Космос-3М»;
  • 4(3)СК — «Союз-2» — на реконструкции 2 СК, первый планируется завершить к 2017 году, а второй — к 2019 году (используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»). Пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована. Стартовый комплекс № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2»;
  • 1СК — «Ангара».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

  • 1-й Центр предназначен для испытания ракетно-космических комплексов (РКК) легкого класса. Его состав:
    • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
    • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
    • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
    • два технических комплекса (ТК) подготовки КА и РН .

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

  • 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:
    • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
    • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

  • 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):
    • ИП-1 — город Мирный;
    • ИП-2 — город Мирный;
    • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
    • ИП-4 — город Северодвинск;
    • ИП-6 — город Мирный;
    • ИП-8 — город Норильск.
  • 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В его состав входит:
    • три ШПУ
      • 15П765 для РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
      • 15П765М для РС-24 «Ярс»
      • 15П728 для РС-28 «Сармат»
    • две стартовые позиции для ПГРК
    • железнодорожная позиция для БЖРК Баргузин
    • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

  • Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:
    • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
    • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Космодром располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог (300 км) и железнодорожных путей (326 км), авиационной техникой и военным аэродромом первого класса, позволяющим эксплуатировать воздушные суда с максимальной посадочной массой до 220 тонн, таких как Ил-76, Ту-154, средствами связи, в том числе космической.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров.

По состоянию на август 2016 года, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает проект, выпускает конструкторскую документацию и закупает технологическое оборудование для нового комплекса и пусковой установки «Ангара».

Происшествия, приведшие к гибели людей

  • 26 июня 1973 года 9 человек погибли в результате взрыва ракеты “Космос-3М”, готовой к запуску.
  • 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником.
  • октябрь 1987 год из-за пожара в ВЧ 13973 погибло 5 человек.
  • 15 октября 2002 года ракета “Союз-У”, несущая спутник Европейского космического агентства “Фотон-М1” производства ЦСКБ-Прогресс, взорвалась через несколько секунд после запуска; один человек погиб.
  • 9 ноября 2013 года 2 офицера технической базы космодрома погибли во время плановых работ по очистке ёмкости из-под ракетного топлива, ещё трое военнослужащих госпитализированы с отравлениями.

Строительство космодромов в СССР

Строительству площадок для запуска космических средств доставки предшествовала длительная и кропотливая подготовительная работа. В СССР первым местом старта и предтечей космодромов будущего стал испытательный полигон Министерства Обороны «Тюра-Там», расположенный на территории Казахстана. Выбор места не был случайным. Пустынная и безлюдная местность прекрасно подходила для проведения столь рискованных и сложных мероприятий, каковыми являлись пуски первых ракет. К тому же такое расположение стартового комплекса позволяло использовать при старте естественные астрофизические параметры вращения Земли, облегчающие стартовавшей ракете преодоление силы земного притяжения и успешную доставку космических средств. Следует отметить, что место было выбрано с учетом сложившейся на тот момент в мире, военно-политической обстановки в мире. Новый объект сооружался в режиме строжайшей секретности, поэтому и должен быть расположен на территории, находящейся во внутренних районах страны, на значительном удалении от государственной границы.

Строительство полигона «Тюра-Там»

Строительство нового стартового комплекса началось в начале 1955 года. Официально дата 2 июня 1955 года стала днем рождения первого в мире космодрома. Строительство велось интенсивными темпами, поэтому уже через два года в мае 1957 года новый стартовый комплекс был представлен государственной комиссии. Советская ракета Р-7 была установлена на стартовый стол и готова к первому пуску в мирных целях. На базе этих РН в Советском Союзе были созданы все последующие космические ракеты, включая легендарную ракету Восток, выведшую на околоземную орбиту космический корабль с первым человеком на борту. С этого момента начинается славная история советской космической программы. Несмотря на первые неудачные пуски, 4 октября 1957 года со стартового стола нового космодрома ушла в небо ракета с первым искусственными спутником земли «ПС-1».

Космодром–полигон «Байконур»

Новая стартовая площадка вместе с прилегающим к ней городом Байконур стала одним единым ракетно-космическим комплексом «Байконур». На Западе советский космодром долгое время продолжал именоваться «Tyuratam». За неполные 50 лет со всех стартовых площадок Байконура было запущено более полутора тысяч космических аппаратов самого разного назначения. Отсюда проводились испытательные пуски вновь создаваемых межконтинентальных баллистических ракет.

Советский космодром дал дорогу в жизнь и первым полетам человека в космос. После успешного запуска ракеты «Спутник-1» 12 апреля 1961 года со стартового стола на Байконуре ушла в небо ракета-носитель «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным. Началось интенсивное использование нового стартового комплекса в военных и в мирных целях. В дальнейшем запуск всех пилотируемых кораблей в СССР и в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться в основном с этого космодрома.

Инфраструктура Байконура

На данный момент имеются следующие объекты космодрома Байконур:

  • 9 полноценных стартовых комплекса, включающих до полутора десятка пусковых установок;
  • пусковые установки для запуска МБР;
  • монтажные и испытательные комплексы;
  • комплексы предстартовой подготовки ракетной техники и аппаратов;
  • химический завод по производству ракетного топлива;
  • 3 заправочные станции;
  • измерительно-вычислительный телеметрический пункт контроля и управления полетом ракет-носителей;
  • электростанция, сеть трансформаторных подстанций и до 6000 км линий электропередач;
  • узлы и линии связи протяженностью 2700 км;
  • сеть автомобильных и железнодорожных дорог;
  • два аэродрома.

Реализация военно-технического обеспечения советского ракетно-ядерного потенциала шла в другом направлении. Для этих целей в 1957 году будет принято решение строить испытательный космодром МО в Плесецке. Объект получил кодовое название «Ангара», став на первое время первой ракетной частью, вооруженной межконтинентальными баллистическими ракетами. Только в 1964 году на базе этой ракетной части был создан Научно-исследовательский полигон для испытания и применения военных и космических средств доставки.

Несмотря на то, что космодром Байконур даже является самым крупным стартовым комплексом на территории бывшего СССР, именно Плесецк стал основной стартовой площадкой, с которой осуществлялись запуски ракет. Плесецк стал основным местом запуска практически всех советских автоматических космических аппаратов, используемых для изучения околоземного пространства и космических объектов. Только за период с 1966 года по 2000 год космодром стал местом старта более полтора тысяч ракет-носителей.

Пуск ракеты «Союз» с Плесецка

Космодром Куру (Франция, Европейское космическое агентство)

Космодром Куру находится во Французской Гвиане на северо-восточном побережье Южной Америки. Официальное название космодрома — Гвианский космический центр. Он расположен на побережье Атлантического океана, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км между городами Куру и Синнамари. Строительство началось в 1965 году, а первый запуск ракеты отсюда был осуществлён 9 апреля 1968 года.


Global Look Press/dpa/Martina Herzog

Космодром Куру

В 1975 году с образованием Европейского космического агентства было решено сделать Куру основным местом для запуска космических программ. Европа модернизировала космодром под свою программу «Ариан». В 2003 году договор с французами подписала Россия, что позволило осуществлять запуск с Куру и российских ракет. В октябре 2011 года с французского космодрома поднялся в небо первый «Союз». Преимущества Куру состоит в том, что отсюда всего 500 километров до экватора, что позволяет сэкономить топливо и вносить лишь минимальные изменения в траекторию движения спутников.

Плесецк — Дальнейшее функционирование космодрома

В 70-е — 80-е годы с него производилось до 40% всех мировых космических пусков. Всего по данным авторов с космодрома Плесецк по состоянию на 15 декабря 1998 года было осуществлено 1501 пуск космических РН. Из этого количества 49 пусков были аварийными. С увеличением количества и типов запускаемых в нашей стране искусственных спутников Земли продолжался процесс создания новых технических и стартовых комплексов.

Эти комплексы предназначались для подготовки и запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей легкого класса. В 1967 году начались пуски РН «Космос-2» и «Космос-3», а в 1977 году — «Циклон-3». В конце 80-х годов произошло объединение «космических» управлений полигона в Главный центр испытаний и применения космических средств, на базе которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1994 года был создан 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации. Основу космодрома составляют девять пусковых установок: стартовые комплексы РН семейства «Р-7» (площадки 41, 16, 43/3 и 43/4); стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132/1, 132/2, 133); стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32/1, 32/2).

В 1991 года площадка 41 была законсервирована и использовалась как учебная. В 1998 году началась ее разборка. В настоящее время ведется сооружение стартового комплекса РН серии «Зенит» (площадка 35). В будущем предполагается его развитие до универсального наземного комплекса для запусков помимо «Зенита» новых РН легкого и тяжелого класса, включая перспективные РН «Ангара», «Нева», «Енисей».

Подготовка ракет-носителей и космических аппаратов осуществляется в семи монтажно-испытательных корпусах. В составе космодрома также крупнейший в Европе кислородно-азотный завод, аэродром «Плесецк», две станции для заправки двигательных установок космических аппаратов, более 600 километров транспортных магистралей. В будущем не исключается использование космодрома Плесецк для осуществления пилотируемых программ.

астролаб.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector