Фехтование

Содержание:

Содержание

История фехтования


Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера, относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

История

Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года.
Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

Новые темы на форуме

Спортсмены, добившиеся больших результатов

Самые знаменитые фехтовальщики:

Среди мужчин:

  1. Аладар Геревич. Кроме огромного количества медалей, полученных на европейских и мировых чемпионатах, этот венгерский фехтовальщик мог похвастаться 10 медалями на Олимпийских играх. Среди них были 7 золотых. Он также известен как спортсмен-долгожитель, проживший 81 год. Умер спортсмен в 1991 году.

Фото 2. Профессиональный фехтовальщик Аладар Геревич. В руках спортсмен держит спортивную саблю и защитную маску.

  1. Эдоардо Манджаротти родом из Италии. В общей сложности, он завоевал 39 медалей на мировых турнирах и Олимпийских играх. Специализировался в фехтовании на шпаге и рапире.
  2. Недо Нади. Огромное уважение этот спортсмен получил благодаря 5 золотым медалям, которые завоевал в течение одного Олимпийского турнира. При этом стал первым фехтовальщиком, который взял золото сразу в трёх видах оружия.

Среди женщин:

  1. Елена Белова. Советская спортсменка, которая стала олимпийской чемпионкой четыре раза. Кроме этого, она неоднократно побеждала на международных турнирах и соревнованиях СССР. Елена — единственная олимпийская чемпионка в истории советского фехтования, одержавшая победу в отдельных схватках.
  2. Мария Веццали. Эта женщина считается одной из лучших фехтовальщиц мира благодаря 6 победам на Олимпийских играх, 16 на чемпионатах мира и 13 на европейских турнирах. Спортсменка выиграла 5 Олимпийских медалей в одной личной дисциплине.
  3. Ирина Эмбрих. Эстонская фехтовальщица, была признана лучшей в этом виде спорта в своей стране в 2007 году. Ирина является многократным призёром мировых, европейских и эстонских первенств.

Ссылки

Какие виды этого спорта есть сейчас

В современном фехтовании используется три вида оружия: шпага, рапира и сабля.

Шпага

Представляет собой колющее оружие. Этот тип считается самым распространённым. Поединок наиболее приближен к опасному боевому фехтованию.

Фото 1. Шпага для спортивного фехтования. На конце клинка есть специальный электронный наконечник, фиксирующий уколы.

Такой вид фехтования самый тяжёлый из трёх. В частности, вес шпаги составляет более 700 г.

У этого типа поединка имеются следующие особенности:

  • Поражаться может любая часть тела: туловище, голова или конечности, а также снаряжение и одежда фехтующего. При этом баллы начисляются за любой укол.
  • Баллы за уколы, которые противники нанесли одновременно друг другу, засчитываются сразу обоим.
  • Бой соревнующихся на шпагах обычно длится долго из-за того, что противники выбирают выжидающую стратегию, так как получить укол и очко за него очень легко.
  • Многие считают, что преимущество в поединке имеет высокий спортсмен с длинными руками. Однако у такой теория нет статистических подтверждений: в международных турнирах выигрывают фехтующие с разным ростом.

Рапира

Представляет собой колющее спортивное оружие. Среди трёх видов считается самой безопасной, поэтому в поединке на рапирах участвуют женщины и дети в возрасте от 10 до 12 лет. У неё относительно небольшой вес — 500 г, а длина такая же, как и у шпаги — 110 см.

Отличия боя на рапирах:

  • Поверхность тела, которую можно поразить рапирой и получить очко, самая маленькая среди трёх видов фехтования. В частности, это туловище и шея (нижняя часть язычка маски).
  • Существует так называемое понятие приоритета или «тактической правоты». Это правило заключается в том, что противнику сначала нужно отразить атаку и получить, таким образом, приоритет перед тем, как нанести ответный удар.
  • Если происходит обоюдная атака (одновременная), очки за возможные уколы начисляться не будут.

Важно! Фехтование на рапирах считается базовым видом, которым должны овладеть все спортсмены. После этого они уже выбирают другой профиль (шпага или сабля) либо остаются рапиристами

Сабля

В отличие от первых двух типов (шпаги и рапиры) сабля — не только колющее, но и рубящее оружие. Вес у неё такой же, как и у рапиры, а вот длина отличается: на 5 см меньше.

Главная особенность этого вида фехтования состоит в том, что здесь начисляются баллы как за уколы, так и за удары. При этом удар может быть нанесён всей поверхностью клинка или его обухом.

Особенности фехтования на саблях:

  • Поражаться может голова (маска), руки и туловище.
  • Кроме нанесения удара для начисления очка, нужно так же получить приоритет, как и в случае рапир.
  • Сабельное фехтование отличается большей динамичностью и зрелищностью. Все действия спортсмены выполняют очень быстро.
  • В этом виде время не фиксируется.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство владение шпагой и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии – ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Литература

  • Соколов Н.В. Начертание правилъ фехтовального искусства с рисунками в пяти частяхъ / помощн. главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса Н.В.Соколов. — Санкт-Петербург, 1843. — 178 с.
  • Олсуфьев, Владимир Александрович. Рубка и фехтование / В. Олсуфьев. — Санкт-Петербург: В. Березовский, 1904. — 31 с.
  • Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4
  • Сальников А. В., Гульченко Е. А. Становление и развитие европейского шпажносабельного боевого фехтования XV—XVIII веков //Science Time. — 2014. — №. 3 (3).
  • Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998.
  • Прокопчик Е. И. ФИОРЕ ДЕИ ЛИБЕРИ-АВТОР СРЕДНЕВЕКОВОГО ТРАКТАТА ПО ФЕХТОВАНИЮ. — 2017.
  • Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд», но назад разрешён.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой рубяще-колющее оружие, клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Бортовые номера

Мета

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Спортивная шпага[править | править код]

Спортивная шпага — используемое в фехтовании оружие, состоит из стального гибкого клинка, защитной гарды и рукоятки. Главной характеристикой спортивной шпаги является клинок трёхгранного сечения (максимальная ширина граней 24 мм), утончающийся к вершине, на которой имеется наконечник с подвижным электроконтактным механизмом.

Стандартная длина спортивной шпаги составляет 110 см, масса 770 граммов.

Правилами фехтовальных соревнований устанавливают следующее: длина клинка до гарды не должна превышать 90 см, а стрела прогиба клинка не должна быть больше 10 мм, диаметр гарды должен составлять 135 мм, а монтажное отверстие должно располагаться на расстоянии не более 35 мм от центральной точки гарды. Размер рукоятки спортивной шпаги с гайкой должен быть не более 235 мм.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта.

Соревнования по фехтованию на шпагах проводятся как среди мужчин, так и женщин.

В 1860 году состоялся и первый официальный чемпионат России по фехтованию.

С 15 по 21 августа 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов. Список чемпионов страны открыли рапиристы Константин Фельдман и Екатерина Лопатина, саблист Юрий Мордовин, Николай Афанасьев, а также А.Нечаев, выигравший турнир по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.

На Олимпийских играх женская шпага дебютировала в 1996 году в городе Атланта (США). Первой чемпионкой стала француженка Лаура Флессель.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Оружие сабля, шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Школы фехтования

Венецианская школа фехтования

Демонстрация работы с мечом и кинжалом. Николетто Гиганти

Венецианская школа фехтования — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Венеции в начале XII века, и просуществовавшего до начала XIX века.

Венецианцы были мастерами искусства и делились со своими коллегами из Болоньи основными принципами фехтования; эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.

В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две — начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.

Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти — венецианский мастер фехтования XVII века. Он прославился трактатом «Scola, overo, Teatro».

Генуэзское фехтование

Генуэзский абордажный меч (XVII—XIX в.)

Генуэзское фехтование — это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве Генуя с X века, с применением особых видов клинков, которые свойственны исключительно генуэзской фехтовальной традиции. Генуэзское фехтование предполагает использование и других видов холодного оружия, например, захваченных у противника в бою. Характерными особенностями и отличительными чертами генуэзского фехтования от других видов фехтования являются логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле. Такими моделями являются движения, повторение поворота штурвала корабля, поворота рулей корабля, тяговые движения канатов, уход за текелажем и парусами. В связи с этим повседневно выполнение судовой роли на корабле одновременно становится тренировкой фехтовальных движений и позволяет моряку не затрачивать дополнительное время на тренировки в ходе длинных морских переходов.

Основные виды клинков, с которыми применяется техника генуэзского фехтования: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш.

Неаполитанское фехтование

Трактат по Неаполитанскому фехтованию. Франческо Антонио Маттей («Della scherma napoletana discorso primo . Doue sotto il titolo dell’impossibile possibile si proua che la scherma sia scienza e non arte … Del signor Francesco Antonio Mattei» Francesco Antonio Mattei)

Демонстрация Неаполитанского фехтования из трактата «La scienza della scherma esposta da Blasco Florio.Tipografia del R. ospizio di beneficienza», 1844

Неаполитанское фехтование — стиль фехтования, который возник в городе Неаполе в начале XV века. Неаполитанская школа фехтования считается одной из самых сильных школ фехтования в Италии. .
Неаполитанское фехтование — это близнец сицилийского фехтования, отличительной особенностью является более короткие движениями. В этом стиле фехтования присутствует серия испанских ударов, с помощью которых также имитируется и оружие. Имеет свою собственную боевую позицию. Это фехтование основано на принципах и способах действия животных, то есть в основе неаполитанского фехтования лежат логические модели животных, на которых потом строится техника. Техника этого стиля фехтования с гордостью смешана с весельем и танцами, чем отличались неаполитанцы .

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Литература и источники[править | править код]

Школы фехтования

Венецианская школа фехтования

Демонстрация работы с мечом и кинжалом. Николетто Гиганти

Венецианская школа фехтования — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Венеции в начале XII века, и просуществовавшего до начала XIX века.

Венецианцы были мастерами искусства и делились со своими коллегами из Болоньи основными принципами фехтования; эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.

В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две — начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.

Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти — венецианский мастер фехтования XVII века. Он прославился трактатом «Scola, overo, Teatro».

Генуэзское фехтование

Генуэзский абордажный меч (XVII—XIX в.)

Генуэзское фехтование — это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве Генуя с X века, с применением особых видов клинков, которые свойственны исключительно генуэзской фехтовальной традиции. Генуэзское фехтование предполагает использование и других видов холодного оружия, например, захваченных у противника в бою. Характерными особенностями и отличительными чертами генуэзского фехтования от других видов фехтования являются логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле. Такими моделями являются движения, повторение поворота штурвала корабля, поворота рулей корабля, тяговые движения канатов, уход за текелажем и парусами. В связи с этим повседневно выполнение судовой роли на корабле одновременно становится тренировкой фехтовальных движений и позволяет моряку не затрачивать дополнительное время на тренировки в ходе длинных морских переходов.

Основные виды клинков, с которыми применяется техника генуэзского фехтования: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш.

Неаполитанское фехтование

Трактат по Неаполитанскому фехтованию. Франческо Антонио Маттей («Della scherma napoletana discorso primo . Doue sotto il titolo dell’impossibile possibile si proua che la scherma sia scienza e non arte … Del signor Francesco Antonio Mattei» Francesco Antonio Mattei)

Демонстрация Неаполитанского фехтования из трактата «La scienza della scherma esposta da Blasco Florio.Tipografia del R. ospizio di beneficienza», 1844

Неаполитанское фехтование — стиль фехтования, который возник в городе Неаполе в начале XV века. Неаполитанская школа фехтования считается одной из самых сильных школ фехтования в Италии. .
Неаполитанское фехтование — это близнец сицилийского фехтования, отличительной особенностью является более короткие движениями. В этом стиле фехтования присутствует серия испанских ударов, с помощью которых также имитируется и оружие. Имеет свою собственную боевую позицию. Это фехтование основано на принципах и способах действия животных, то есть в основе неаполитанского фехтования лежат логические модели животных, на которых потом строится техника. Техника этого стиля фехтования с гордостью смешана с весельем и танцами, чем отличались неаполитанцы .

Виды фехтования на шпагах

Фехтование на шпагах включает в себя несколько видов.

Спортивное

Фехтование является не только боевым искусством, но и популярным видом спорта, который всесторонне развивает личность. Спортивное фехтование включено в программу Олимпийских игр.

Фото 1. Соревнования по спортивному фехтования со шпагой. Спортсмены одеты в специальные костюмы, защищающие всё тело.

По нему проводятся международные и европейские чемпионаты.

Важно! В спортивном фехтовании очки зачисляются только за уколы остриём клинка, но ни в коем случае не за удары

Боевое

В отличие от спортивного и театрального видов, боевое фехтование — не игра и не постановочная сцена, а настоящее суровое противостояние не на жизнь, а насмерть. Логично, что он в корне отличается по преследуемым целям и используемым методам от других видов.

Чтобы вывести противника из строя в боевом фехтовании, нужно непросто коснуться его оружием, а серьёзно ранить, и в итоге получить победу.

Таким образом, техника боевого фехтования отличается от спортивной методики исполнения ударов

Здесь важно отвести в сторону шпагу врага, перехватить её и повалить соперника на землю, чтобы нанести удар и серьёзно ранить. Такие схватки, порой, выглядят неэффектно

Внимание! Боевая шпага гораздо острее, чем её спортивный современный вариант

Театральное

Театральное или сценическое фехтование представляет собой специальную дисциплину в учебной программе театральных училищ и вузов.

Этому виду фехтования обучают будущих актёров, так как часто на сцене им приходится играть роли, предполагающие вступление в поединки на шпагах.

Основные особенности:

  1. Цель театрального фехтования — показать правдоподобный бой, но при этом он должен быть выразительный. Удары наносятся с большим размахом для большей зрелищности.
  2. Постановочный бой: обязательно безопасный для его участников; разучивается заранее. Таким образом, каждый из противников знает, куда будет направлен следующий удар. Участники максимально ограждены от случайных ударов.
  3. Оружие при этом может быть либо спортивным, либо приближенным к боевому.

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

В массовой культуре

На вооружении

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector