«без «лидера» не обойтись»: на что будет способен российский эсминец нового поколения

Содержание:

Изначально Эриду назвали Зена

«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота

Вооружения

Ракетные и артиллерийские системы также меняются, и очень быстро, но если опираться на современный уровень российской техники, можно предполагать, что эсминец типа «Лидер» будет оснащен высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» и сверхзвуковыми «Ониксами». В настоящий момент в стадии доводки находится ракетная зенитная противоракетная система С-500, и она, скорее всего, найдет свое место в оборонительном комплексе корабля. Артиллерия, вероятно, будет представлена спаренной 152-мм установкой (типа «Коалиция»). Разумеется, не обойдется эсминец и без торпед. Авиакрыло – два вертолета. А что будет еще, пока широкой общественности неизвестно.

Общая оценка лидеров

Просматривая историю развития класса лидеров эсминцев, можно сказать, что название «лидер» является неточным. Большая часть кораблей этого класса вообще не предназначалась для лидирования, поэтому им больше подходит понятие «суперэсминец», принятое в западной литературе. Ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, лидеры не выводили эсминцы в атаку, более того, не имея существенного преимущества над эсминцами, это и невозможно было сделать. Чаще всего в роли лидеров выступали лёгкие крейсера.

Можно сказать, что лидеры быстро теряли своё промежуточное значение из-за быстрого роста водоизмещения и вооружения простых эсминцев. Проходило не очень много времени и лидер, или суперэсминец переквалифицировали в обычный эсминец. Попытки же создать корабль с усиленным вооружением и бронированием ,приводили к тому, что в результате получался корабль, воспринимаемый всеми, как лёгкий крейсер, либо по окончанию строительства корабль получал класс крейсера.

В конце-концов современная война на море практически исключает боевые столкновения между кораблями, развитие ракетного вооружения и авиации сделало ненужными торпедные атаки и класс эскадренных миноносцев превратился в эскортные корабли ПВО и ПЛО, которым уже не нужен лидер.

Лидеры в послевоенное время

СКР проекта 11540 «Неустрашимый», фрегат по классификации НАТО

После окончания Второй мировой войны, лишь несколько стран использовали термин «лидер». В США понятие лидера использовалось для обозначения кораблей с 1950-х годов. Прежняя классификация военных кораблей постепенно теряла свою актуальность. Становилось понятно, что основную угрозу для кораблей стали представлять авиация и подводные лодки. Быстрое развитие ракетной техники и реактивной авиации делало эту угрозу ещё актуальнее. Для размещения нового ракетного вооружения требовались корабли б́ольших размеров, чем эсминцы и лидеры. Ряд стран приступил к разработке нового класса кораблей, способного нести новые виды вооружения и эскортировать авианосные группы.

В частности в классификацию кораблей был внесён новый класс кораблей — «фрегат». Фрегатами стали называться корабли, имеющие среднее между эсминцами и крейсерами водоизмещение. Но в составе флота они стали числиться как лидеры эсминцев, разделяясь на подклассы: лидеры — DL (англ. Destroyer Leader), ракетные лидеры — DLG (англ. Destroyer Leader Guided) и атомные ракетные лидеры — DLGN (англ. Destroyer Leader Guided Nuclear)

Вооружение

«Лидер» будет оснащён передовым оружием для того, чтобы составить конкуренцию, а в приоритете оставить позади иностранные корабли класса эсминцев.

Главный калибр

Главная оружейная особенность корабля – стрельбовые комплексы. Их ракетами, такими как противолодочные или системы ПВО. Ещё будут использованы 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК “Панцирь-М” и установки артиллерии А-192 130 мм калибра.

ЗРПК “Панцирь-М”

Вспомогательная зенитная артиллерия

Эсминец «Лидер» будет оснащён средствами противоракетной и противокосмической обороны. Планируется, что это первое судно, оснащённое передовой зенитной ракетной системой С-500 «Прометей». Это комплекс будет можно использовать против всех типов воздушных и космических целей.

Минно торпедное вооружение

Будущее российского флота будет оснащаться двумя шеститрубными торпедными аппаратами под шифром СМ-588. Они имеют снаряды 324 мм комплекса «Пакет-НК».

Боевая эффективность

Вопрос о боевой эффективности на данный момент стоит под вопросом по той причине, что слишком большое количество боевой мощи будет сосредоточено на одном корабле. Будет ли это эффективно покажет только спуск на воду первого корабля типа «Лидер».

Вспомогательное оборудование

В качестве вспомогательного оборудования будет представлены вертолеты Ка-24/Ка-32 или Ка-52 «Катран». Всё это будет размещаться в имеющихся ангарах.

Ударный боевой вертолет Ка 52 “Катрин”

Выбор оптимального снаряжения

Снаряжение, которое на данный момент представлено, как часть будущего вооружения эсминца не изготовлено. Неизвестно точно, будет ли оно выполнено, усовершенствуется или изготовители обратятся к предыдущему поколению оружия. Всё будет понятно после того, когда новое вооружение будет хоть частично опробовано на фрегатах проекта 22350.

Средства связи обнаружения вспомогательное оборудование

Для ракетной системы под шифром С-500 разрабатывается новый обзорный радар. Отличие от предыдущего поколения заключается в сантиметровом диапазоне работы. Дальность отображения будет увеличена до 750-800 км по сравнению с РЛС С-400.

Доблесть и Слава миноносца «Стерегущий»

Начало двадцатого века началось с русско-японской войны. Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» получили задание разведать окрестные к Порт-Артуру острова. После успешно выполненной операции оба корабля возвращались в порт своей прописки Порт-Артур. Однако 26 февраля 1904-го года когда до Порт-Артура оставалось менее 20 морских миль, они наткнулись на отряд японских миноносцев («Усугомо», «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами»), которые также разведывали окрестности своих врагов. Российские миноносцы вошли в неравный бой стараясь как можно быстрей прорваться в порт и получить артиллерийскую помощь крепостных батарей. «Решительному» удалось оторваться от японцев, а вот «Стерегущий» получил снаряды, которые вывели из строя 2 котла. Впоследствии чего последний не смог продолжить ход и с достоинством принял бой. Несмотря на то, что бой был не равным миноносец «Стерегущий» показал отвагу и доблесть. Российский миноносец сумел тяжело повредить японские корабли. Неравный бой длился около часу, после чего орудия стерегущего замолчали. Японские миноносцы взяли «Стерегущий» на буксир, но в это время с Порт-Артура пришла подмога в виде крейсеров «Новик» и «Боян», после чего японцы оставили и так-то уже полу потопленный миноносец.

Памятник экипажу миноносца “Стерегущий”

Вооружение

Главный калибр

Восемь спаренных 130-мм орудий в четырех бронированных (35—60-мм) башнях (боезапас по 150 выстрелов на ствол и еще 50 в перегруз).

Учитывая отсутствие на то время артиллерийских установок с подобными параметрами, логично было бы предположить, что при постройке лидеров проекта 24 могли быть использованы орудийные установки Б-2ЛМ, а на более поздние модификации или модернизирующиеся корабли могли быть установлены двухорудийные башенные универсальные установки Б-2-У.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Два счетверенных 37-мм зенитных автомата (по 1500 выстрелов на ствол).

Вероятнее всего, предполагалось использование разработанной на основе одноствольной автоматической пушки 70-К, но не пошедшей в серию, четырёхствольной ЗАУ 46-К.

Минно-торпедное вооружение

Два расположенных побортно пятитрубных 533-мм торпедных аппарата.

В перегруз лидер должен был принять 50 мин заграждения.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

эсминцы проекта Сарыч

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

Технические характеристики

Спецификой этого двигателя, как и других электроракетных двигателей, является значительно большая скорость истечения рабочего тела по сравнению с использовавшимися ранее химическими двигателями, позволяющая значительно уменьшить запасы рабочего тела, необходимые для решения названных выше задач. Его применение в составе геостационарных КА позволяет увеличить долю массы целевой аппаратуры и срок их активного существования до 12-15 лет. За счёт этого значительно повышается эффективность КА.

ОКБ «Факел» производит различные двигатели, отличающиеся тягой, массогабаритными характеристиками, потребляемой мощностью для различных КА.

Модель Назначение Тяга, мН Мощность, кВт Удельный импульс, с Тяговый КПД, % Ресурс, ч Масса, кг Примеры КА
СПД-290 маршевые и транспортные задачи тяжёлых КА с высокой энерговооружённостью до 1500 5—30 до 3300 до 65 27000 23 в составе Ядерной электродвигательной установки мегаваттного класса
СПД-230 разгонные блоки довыведение КА с высокоэллиптической стартовой на геостационарную орбиту до 785 до 15 до 2700 до 60 25
СПД-200 довыведение КА с высокоэллиптической стартовой орбиты на геостационарную в составе разгонного блока на основе ЭРДУ мощностью 10…15 кВт 500 15 2500 до 60 18000 15
СПД-140 межорбитальная транспортировка, коррекции орбиты тяжёлых геостационарных КА 300 7 2000 > 55 10000 7,5 Eutelsat 172B
СПД-25 коррекция орбиты, манёвры, ориентация, стабилизация малоразмерных КА (массой ~100 кг) 7 0,1 800 20 1500 0,3
СПД-50 ЭРДУ малых космических аппаратов 14 0,22 860 26 ≥2500 1,23 Метеор 1-27, Космос-1066, Канопус-В
СПД-60 ЭРДУ малых космических аппаратов 30 0,5 1300 37 2500 1,2 некоторые КА из серии Метеор
СПД-70 ЭРДУ средних космических аппаратов 40 0,66 1470 43 3100 2 Экспресс-МД1,КазСат-2, …
СПД-100В ЭРДУ различных космических аппаратов 83 1,35 1600 45 >9000 3,5 Экспресс-АМ44,АМОС-5, …
PPS-1350-G воспроизведённая в Европе компанией Snecma Moteurs технология СПД-100 в рамках соглашения между ОКБ «ФАКЕЛ» и Snecma Moteurs 84 1,5 1668 46 7000 3,5 SMART-1

Загадки проекта 23560 и реальное положение дел

Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом. Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.

Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения — покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.


Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Ссылки

Была ли эта статья полезной?

Судьба эсминцев проекта 23560 типа «Лидер»

Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.

https://youtube.com/watch?v=8iXGjleVn4o

Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.

Эскиз

Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.

Несмотря на это, уже в 2020 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.

Эсминец проекта 23560Э

В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».

На стапеле и на кульмане

Эстафету поколений подхватывает «Хабаровск»

Минувший год показал, что у России есть достаточно современный и мощный флот, способный выполнять реальные задачи. Как учебные, когда стратегические ракетоносцы успешно поражали мишени в других частях света, в том числе залповыми пусками «Булавы», так и боевые. Большие десантные корабли, не привлекая до поры до времени внимания, обеспечили развертывание целой военной базы в Сирии. Малые ракетные корабли из Каспия поразили жизненно важные объекты террористов запрещенного в России ИГ. Столь же высокоточной стрельбой на сотни километров из подводного положения, чуть ли не мимоходом, отметилась ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», следовавшая с Севера к месту службы на ЧФ.

Текущее состояние флота

Корабли служат долго, но не бесконечно. Они устаревают морально и изнашиваются физически под натиском океанских волн и усталости металла. Истираются подшипники, выходит из строя электрооборудование, мощные двигатели, как бы бережно за ними не ухаживали, вырабатывают свой моторесурс. Через десятилетие боевых кораблей дальнего радиуса плавания у России останется мало, считаные единицы. Проекты 956 («Современный»), 1155 («Удалой») и 1164 («Москва») отслужат свое. Останутся «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Кузнецов» (авианосец), однако без сопровождающей эскадры их применение представляется проблематичным и даже авантюрным. Задачу боевого патрулирования, конечно, смогут выполнять подводные ракетоносцы, но специфика их службы состоит в скрытности, и пресловутую «демонстрацию флага» им поручать, по известным причинам, нельзя. В такой ситуации строительство перспективного эсминца типа «Лидер» представляется важнейшей задачей.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Вооружение

Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.

Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные стрельбовые комплексы, которые можно загружать разнообразными ракетами, противолодочными ракетами и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120—130 единиц. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трёх вертолетов.

Предположительно, он может получить от двух до четырёх пусковых установок «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году), он обеспечит, в частности, противоракетную оборону. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с РЛС с АФАР. На корабли могут быть установлены и по 3 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «». Артиллерия будет представлена универсальными установками А-192 калибра 130 мм. Для обнаружения подводных объектов, корабли планируется оснащать гидроакустическими станциями. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-27 или Ка-32.

Новое вооружение для кораблей проекта «Лидер» частично будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, на фрегатах проекта 22350.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Описание конструкции

Корпус

Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в подводной части оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных и несмежных отсеков.

Энергетическая установка и ходовые качества

Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА мощностью по 22 000 л. с. каждая, расположенных две турбины побортно в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого давления) и одноступенчатой трехопорной зубчатой передачи. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ).
Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с односторонним расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Параметры пара за пароперегревателем составляли: температура 335°С, давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность до 135 т/час. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас мазута нормальный составлял 210 тонн, а полный запас — 600 тонн. Полная скорость корабля составляла 40 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 26 узлов составляла 2900 миль.

Электроэнергетическая система постоянного тока 110 В, получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 50 кВт каждый и два резервных дизель-генератора мощностью по 30 кВт с распределительными станциями.

Вспомогательное оборудование

На лидерах проекта устанавливались гирокомпас «Курс», шумопеленгатор «Посейдон», 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ.

Гирокомпас типа «Курс» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас «Новый Аншютц», созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.

ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели «на стопе» по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.

Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 — 60 метров.

Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной — в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Морская дымовая шашка МДШ, принята на вооружение в 1935 году. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 моторный бот, 3 шестивёсельных яла, спа­са­тель­ные круг­и.

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector