Откуда взят герб россии «двуглавый орел» и что он означает на самом деле?

Содержание

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

План предусматривал «третью волну» авиаударов, однако командир японского авианосного соединения струсил и отменил её

Новейший российский эсминец-невидимка: ядерное «сердце» и 200 убойных ракет (ФОТО)

Краткая информация

Птица из Габсбурга

Забавный факт: в 1442 году (за 50 лет до изображения на печатях Иоанна) символика двуглавого орла присутствовала на штандартах Германской империи. Это были времена правления Фридриха III Габсбурга, которого все принимали как законного преемника Рима. Однако символика была позаимствована не у Византии, а у бургграфа Вюрцбургского и герцога Баварского. Многие исторические деятели уверяют – на Русь орел попал именно благодаря семейству Габсбургов. Они утверждают, что византийцы не пользовались орнитологическими символами в оформлении государственных документов.

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Источники

Литература:

  1. Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
  2. Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
  3. О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
  4. А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
  5. М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
  6. С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
  7. С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
  8. Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
  9. А. Больных «Авианосцы».
  10. Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
  11. «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».

Документальные фильмы:

  1. Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).

Иллюстрации:

  1. www.navsource.org
  2. www.waralbum.ru

Георгий Победоносец

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждает, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей. Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееборца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

Серп и молот

Серп и молот — самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.

Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.

Автором серпа и молота как единого символа стал художник Евгений Камзолкин. Он работал над созданием плаката к празднованию Дня солидарности трудящихся в 1918 году. Мысль к художнику пришла спонтанно. Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»:

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь знаменитый символ.

Что означают названия европейских государств?

Нападение

Серп и молот

Серп и молот — самый известный символ Советского Союза. По отдельности и серп и молот использовались в геральдике задолго до рождения СССР. Молот был одним из гланвых симовлов рабочего движения в Европе ещё в середине XIX века, позже его позаимствовали русские революционеры.

Серп ещё до революции был изображен на гербах многих городов как одно из главных сельскохозяйственных орудий.

Автором серпа и молота как единого символа стал художник Евгений Камзолкин. Он работал над созданием плаката к празднованию Дня солидарности трудящихся в 1918 году. Мысль к художнику пришла спонтанно. Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»:

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь знаменитый символ.

Смысл образа хищной птицы

Изображение орла в России можно увидеть не только на гербе, но и в паспорте, на монетах, президентском штандарте, эмблемах госорганов. В этот образ вкладывают разный смысл

Основной версией принято считать геополитическое положение РФ, ее одинаковое внимание как к Западу, так и к Востоку, а также готовность к обороне

Скипетр и держава в когтях хищника – незыблемость государственных устоев. Щит на груди птицы с изображением всадника, побеждающего змея, говорит об исторической миссии российского народа бороться со злом на Земле.

Наличие трех корон в верхней части герба говорит о защите России Святой Троицей (Отцом, Сыном и Святым Духом), а также веру в Бога, Царя и Отечество.

Сегодня глава геральдического совета считает, что современная РФ продолжает геральдические традиции Российской империи.

Двуглавый орел

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России?

Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Двуглавый орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

К слову, византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях (в отличие от императоров Священной Римской империи). Кроме того, неизвестно почему, но орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.

Ещё одна версия появления двуглавого орла — от монголо-татар. Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Есть и ещё одна версия — алхимическая. У алхимиков двуглавый орел символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции.

До геральдической реформы

В пятнадцатом столетии орел стал символом Русского государства. До проведения геральдической реформы герб подвергался многим изменениям. В 1645 году над головами хищной птицы стали изображать три короны, а со временем в его лапах появился скипетр и держава.

В 1801 году Александр первый опустил крылья орла, вместо скипетра и державы стали изображать венок, молнию и факел. Николай первый сделал изображение орла более агрессивным. На его крыльях он разместил титульные гербы.

Творожно-бисквитный торт «Сакура»: десерт с вишней, который просто тает во рту

Лучшие беспроводные наушники 2021: Sennheiser Momentum и многое другое

«Красота — это естественность»: лучшие высказывания Веры Брежневой

Новому императору — новый символ

Работа над новой гербовой системой России началась сразу же, как только Александр II вступил на престол, — в 1855 году. Из этого нетрудно сделать вывод, насколько большое значение император придавал тому, с какими именно символами будет ассоциироваться его царство и его правление. Для разработки изображений гербов, печатей и всего, что за ними следует, была отряжена специальная комиссия, которую возглавил Борис (Бернгард) Кёне, на тот момент — хранитель нумизматического отделения Эрмитажа. И он взялся за дело с истинной страстью человека, который получил возможность наконец-то проявить себя в той сфере, которую считал своим призванием, — геральдике.

На разработку нового рисунка гербов и печатей ушел год с лишним. Первым 8 (по ст. ст.) декабря 1856 года был утвержден рисунок Малого герба, который выполнил художник Гербового отделения Департамента герольдии Александр Фадеев. Ему же чуть раньше, 8 марта того же года была поручена работа над рисунком Государственного знамени к коронации Александра II, которая состоялась 26 августа (по ст. ст.) 1856 года в Москве. Примечательно, что уже на этом знамени можно увидеть многие черты нового государственного герба, утверждение которого состоится полгода спустя. Двуглавый орел уже имеет характерно поднятые крылья с растопыренными перьями, вокруг него и на крыльях видны гербы царств, княжеств и волостей, головы его венчают три короны с развевающейся лентой. Но заметны и отличия: цвет щита московского герба красный, а не золотой, и святой Георгий на нем скачет слева направо, согласно устоявшейся к тому времени российской практике. Направление движения справа налево он чуть позже сменил по решению Бориса Кёне, который ориентировался на западноевропейскую геральдическую традицию.

Спустя полтора месяца после того, как император Александр II утвердил изображения новых составляющих российской гербовой системы, 31 мая (по ст. ст.) 1857 года указ с описанием новых гербов и норм их употребления опубликовал Сенат. За этим последовало еще множество разных государственных актов, которые определяли, как, где и каким образом должны и могут использоваться новые изображения российского герба. А создатель всей новой гербовой системы Борис Кёне в знак признания его заслуг в этом непростом деле стал начальником гербового отделения департамента герольдии.

В виде, утвержденном Александром II, новый российский герб просуществовал до самого конца существования самой Российской империи. Сын Александра Освободителя, царь Александр Миротворец, в свое царствование внес лишь некоторые изменения в рисунок большого герба. За счет небольшого увеличения размеров гербовых щитов и появления лавровых ветвей, окружающих герб снизу и с боков, он стал выглядеть полностью завершенным рисунком.

Обложка: https://pinterest.com

Перл-Харбор до 1941 года

В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Перл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно захватили Гавайи.

После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.

История создания

БТ-2, созданный на базе танка М.1940, или «Кристи», имел множество положительных качеств. Хотя «Кристи» и был скорее опытным шасси, собранным рабочими, он обладал высокой подвижностью и относительной простотой производства, что было необходимо для его успешного применения. Тем не менее, танк для своего создания требовал высококвалифицированного труда, а его пробиваемость не соответствовала заявленным требованиям. В связи с этим было решено внести в конструкцию БТ-2 целый ряд существенных изменений, начиная от размеров башни и заканчивая установкой нового оборудования.

БТ-2 со всеми внесенными изменениями был назван БТ-5, и уже в 1933 году его приняли на вооружение.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 11,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 1836 штуки.

Бронирование

  • Лоб корпуса – 13 мм;
  • Борт корпуса – 13 мм;
  • Корма корпуса – 10 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 13 мм;
  • Маска орудия – 13 мм;
  • Борт башни – 13 мм;
  • Корма башни – 13 мм;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1937 г.;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 115;
  • Углы ГН: -8…+25 градусов;
  • Прицелы – телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.;
  • Пулемет –  7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5;
  • Мощность двигателя – 400 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 150 км на гусеницах, 200 км на колесах;
  • Удельная мощность – 34,8 л.с./т;
  • Колёсная формула – 8×2/2;
  • Тип подвески – подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт – 0,65 кг/см²  на гусеницах; 5,65 кг/см²  на колёсах;
  • Преодолеваемый подъём – 37 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,55 м;
  • Преодолеваемый ров – 2 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,9 м.

Модификации

  • БТ-5РТ – танк с радиостанцией 71-ТК-1, использовавшийся для командования. Из-за антенн был сильно заметен на поле боя, из-за чего его выводили из строя в первую очередь;
  •     БТ-5/В-2 – экспериментальный танк с дизельным двигателем;
  • РБТ-5 – ракетный танк;
  • ХБТ-5 – химический танк;
  • БТ-5ПХ – танк подводного хождения.

Применение в бою

Впервые БТ-5 были применены в 1936-1939 году в Испании, в гражданскую войну. Тогда несколько танков были отправлены на помощь республиканцам вместе с советскими добровольцами. Из-за несогласованности действий танков и пехоты в первом же бою было потеряно 16 машин. После этого танки несколько раз применялись в других боевых действиях, и особенно хорошо проявили себя при штурме Теруеля.

Также БТ-5 участвовали в боях у озера Хасан в 1938 году. Танки использовали в первую очередь для поддержки атаки. Из-за вязкого грунта многие танки застряли, другие стали легкой мишенью для артиллерии. Несмотря на это, танки оказали огромное влияние на ход сражения. БТ-5 активно использовались и в другом сражении против японцев – в битве у реки Халхин-Гол.

В ходе всех этих сражений БТ-5 показали себя с хорошей стороны, однако они существенно уступали БТ-7, да и огневая мощь всех БТ в целом становилась уже недостаточной для эффективного ведения боевых действий.

БТ-5 активно использовали в ходе Освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию во время Второй мировой войны. Особенно широко их использовали в Украине, так как Белоруссии в основном сражались БТ-7. Применялись они и в Зимней войне, однако из-за неумелых действий принесли не так много пользы, как могли бы.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось около 1700 БТ-5, прием некоторые из них требовали ремонта. Они участвовали сражениях на Юго-Западном фронте, а также в ряде других операций.

В 1945 году БТ-5 участвовали в сражении с Квантунской армией, а в августе того же года их быстроходность использовали в степях Монголии.

После ВОВ в учебных заведениях осталось 23 танка.

БТ-5 стал одним из немногих танков межвоенного периода, которые активно эксплуатировались в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на множество недостатков, благодаря своей маневренности и скорости они часто оказывались очень полезны в бою, иногда изменяя ход сражения в лучшую сторону.

Память о танке

Сегодня сохранилось восемь экземпляров БТ-5:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В городе Кировск Ленинградской области. Танк был поднят из Невы и установлен на постамент;
  • В городе Борзя;
  • В музее города Читы;
  • Оставшиеся экземпляры расположены в разных городах Монголии как памятники.

Танк в культуре

БТ-5 можно увидеть в нескольких компьютерных играх:

  • Operation Flashpoint: Resistance, в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • Многопользовательская игра WarThunder.

Также БТ-5 и БТ-7 можно увидеть в фильме «Трактористы», когда Клим Ярко объясняет, «что такое танки».

Кто такой Джордж Вашингтон?

Источники

  1. ↑ Железный крест // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Reinhard Pözorny (Hg) Deutsches National-Lexikon — DSZ-Verlag. 1992. ISBN 3-925924-09-4
  3. Christian Centner .Chronik. Zweiter Weltkrieg. Otus Verlag AG, St.Gallen,2007
    ISBN 978-3-907200-56-8

Герб в гербе

Надо заметить, что самым важным и сложным из трех созданных при Александре II гербов стал Большой герб. Его традиционно считают одним из самых сложных государственных гербов в мировой истории, и эта оценка вполне справедлива. Достаточно сказать, что в Большой государственный герб входили изображения 15 гербовых щитов: шесть — с соединенными гербами княжеств и волостей и девять — с гербами Великих княжеств и гербом самого императора. Кроме того, композицию венчала, как говорилось в царском указе, «государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Ткань государственной хоругви золотая, на ней изображение среднего государственного герба, только без окружающих оный девяти щитов с гербами царств и великих княжеств и родовым его императорского величества гербом».

Главным элементом Большого герба был собственно герб Российской империи. В том же указе он описывался как черный двуглавый орел на золотом щите, с тремя императорскими коронами над головами: по одной над каждой и расположенными выше них третьей, чуть большего размера и с голубой развевающейся лентой. В лапах орел держал золотые скипетр (в правой) и державу (в левой), а на груди был изображен «герб Московский: в червленом с золотыми краями поле-щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий», поражающий змия. Щит окружала цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного, венчал герб изображенный над щитом шлем святого великого князя Александра Невского, а по сторонам располагались «изображения святых архистратига Михаила и архангела Гавриила». Располагались все эти изображения на золотой «сени», выглядевшей как своего рода купол-балдахин с оторочкой горностаем и «усеянной», как говорилось в указе, «российскими двоеглавыми орлами».

Как оговаривал указ, в полном виде российский государственный герб использовался в очень ограниченном числе случаев. В частности, он изображался на Большой государственной печати, «на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при императорском дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым высочайшим повелениям».

Средний герб выглядел попроще: без «сени» и без шести щитов с соединенными гербами княжеств и волостей. Изображался он, соответственно, на Средней государственной печати, а также «по особенным указаниям его императорского величества, и в других местах и случаях».

Что касается Малого герба, то он представлял собой подобие среднего, но без императорской сени и изображений святых. При этом орденская цепь перекочевывала на грудь орла, а гербовые щиты — на крылья. Расположение их там тоже было регламентировано: на правом крыле располагались гербы Царства Казанского, Царства Польского и Царства Херсонеса Таврического, а на левом — Царства Астраханского, Царства Сибирского и Царства Грузинского. Кроме того, на правом крыле был еще щит с соединенным гербом великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, а на левом — Великого Княжества Финляндского.

В таком виде, только под императорской сенью, Малый герб изображался на Малой государственной печати. На других печатях, как оговаривал царский указ, он мог изображаться и без сени, и без гербов на крыльях, «но всегда с Московским на груди гербом, окруженным цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного».

Философское влияние

Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.

Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector